Славянский медведь

Медведь в славянской мифологии

Это любимый персонаж в славянской мифологии, в нем воплощены вместе и добро и зло народных представлений о животном мире. В традициях славян — это было воплощением Велеса, владыки зверей диких в северных лесах. 23 сентября отмечали Велеса-рябинника. Сам Велес представлялся в виде Медведя под деревом. Народной фантазии служили характеристики и особенности медведя. Существовали легенды происхождения этого зверя, будто им стал мельник, который обманул мужика, продавая ему муку; им стал пекарь, месивший тесто ногами; им стал человек, который не дал путникам приюта, спрятавшись под шкурой овцы.


Повадки медведя сходны с человеческими, это нашло свое отражение в народных поверьях. Считалось, что под шкурой медведя скрывается человеческое тело, так как глаза, ступни и пальцы выдают его. Он также ходит на задних ногах, собирает мед, малину, понимает человеческую речь и переживает человеческие эмоции. Отсюда и пошли сказания о медведе-оборотне. Дескать, под шкурами убитого животного находят заколдованных на свадьбе жениха или невесту. Пришлый жених после поцелуя невесты оборачивается медведем и уходит в лес. Жених после свадьбы оборачивается медведем и уводит свою жену в лес, однако ночью, на брачном ложе, вновь становиться человеком. А рожденные от них дети вырастают богатырями.

Видеть медведя во сне для молодой девушки означает близкое замужество. А бесплодная излечивается, если через нее переступит ручной медведь.

На свадьбе мать невесты выходит встречать молодых в кожухе, вывернутым наизнанку, представляя медведя. Во время свадьбы, чтобы заставить молодых целоваться кричали: «Медведь в углу!», на что невеста должна ответить «Петра Иваныча люблю», и целовала жениха. Даже беременные женщины могли угадать пол будущего ребенка по поведению ручного медведя. Если будущая мать даст зверю хлеба и он рыкнет, родится девочка, промолчит — мальчик.

В народе стараются не произносить само слово «медведь», используя слова «сам», «хозяин», «барин» или человеческие имена «Миша», «Топтыгин», «Михайло Потапыч», в Сербии — «Мартын», в Польше — «Бартош».


Обычаи отражают стремление народа подружиться с медведем, призвать его мощь на свою сторону. Его шерстью окуривают больного — это помогает от испуга, послеродовой горячки, протаскивают больного ребенка сквозь его челюсть. Салом натираются при ревматизме и обморожении. Чтобы была хорошая память — натирают им лоб. Когти и шерсть используют как амулеты от порчи.

Этот зверь — первый друг лешего. «Медведь — лешему родной брат, не дай бог с ним встренуться!» — говорят жители русских лесов. С ним стараются дружить пастухи, чтоб не заломал коровку или овцу не уволок.

Дружба с лесными духами дает ему магическую силу против другой нечистой силы: разбушевавшихся домовых, злобных кикимор, одолевших село лихорадок…

Чтобы усмирить злого домового, надо обвести медведя вокруг двора. Повешенная на конюшне медвежья голова защищает лошадей от проказ дворового. Заболевшего лихорадкой следует положить вниз лицом на землю и заставить медведя перешагнуть через него, но так, чтобы коснулся лапой спины человека, а тому следовало приговаривать: «Батюшка, брат мой старшой! Выгони проклятую из головы, из ног, из рук, из могучей груди, из добра живота, из спины и ребер и из черной печени».

Умилостивить медведя можно приглашением на новогодний ужин. У южных славян существуют праздники, на которые для медведя пекут хлеб и подбрасывают его в дымоход, варят и оставляют на ночь на дворе кукурузу. В эти дни, дабы не разозлить его соблюдают обережные запреты: не работают, не ходят в лес, не поминают медведя, не шьют и не чинят обувь.

Восточные славяне несут продукты из первого весеннего молока, чтобы медведь сберег скотину. По поверьям считалось, что в хлеве, где шалит домовой нужно завести медведя.

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ


Один мужик пахал свое поле, да устал. Приостановился отдохнуть, а мимо барыня едет:
— Что, мужичок, голову повесил?
— Эх, жизнь моя, жистянка! Другие не работают, а барами живут. Я же тружусь весь век и еле концы с концами свожу.
А то была не простая женщина, а сама Судьба. Пожалела она горемыку и говорит:
— Хочешь сделаться барином?
— Хочу! — обрадовался мужик.
Через год едет Судьба мимо леса, видит, бродит ее знакомый барин — грустный-прегрустный.
— Здравствуй, друг. Чего опять пригорюнился?
— Эх, жизнь моя, жистянка! Что проку быть барином? Над ним начальник царь, своего требует. Я бы царем хотел быть.
— Ну, быть тебе лесным царем! — рассердилась Судьба и превратила мужика в медведя.

slawa.su

«Да вы сами виноваты!»

Славянский медведь


    По-моему, привычка сравнивать русских с медведем возникла по двум причинам.
 
    Также и европейцам легче презирать Россию, чем бояться её. И чем сильнее страх, тем сильнее презрение. А в выказывании своего презрения все средства хороши – от карикатур, до животных прозвищ. Но почему медведь? Ответ прост. Он вызывает у человека сходные чувства – смесь страха с уважением. Этот зверь такой же большой и сильный, основательный и неторопливый, миролюбивый, но яростный, если его потревожить.

Славянский характер

    В России образ медведя так же популярен, как и за границей. Как было выше сказано, этого зверя наши предки почитали всегда. И хотя в фольклоре он может показаться нам неуклюжем и тугоумным персонажем, в народном сознании медведь – олицетворение силы, спокойствия и уверенности.

    Наши предки так долго жили бок о бок с медведем, что в нашем сознании сложился и до сих пор жив архетипический образ медведя. Он частый персонаж народных сказок («Теремок», «Колобок», «Медведь и Лиса» и т.д.), басен и литературных произведений (Н.И. Сладков «Медвежий характер», К. И. Чуковский «Краденое солнце» и другие), живописи. Даже сейчас этот архетип популярен, и образ медведя найдётся в геральдике областей и в символике спорта и политических организаций.

Славянский медведь


    На Руси на любые празденства кто-нибудь обязательно наряжался медведем, молодожёны проводили свадебный обряд, сидя на медвежьей шкуре, в барских домах часто бывали ручные медвежата. Из уважения наши предки называли его Топтыгин, Потапыч или ласково мишкой. Также они считали его своим предком, а позднее заколдованным человеком или грешником.

    Чем же медведь покорил воображение славян? Его поведение и некоторые черты облика напоминают человека: медведь может ходить на ногах, лазать по деревьям и плавать, кормить грудью и нянчить своих детёнышей, кряхтеть как старый дед, а его следы похожи на отпечатки босых ног человека. Даже характером он похож на русского человека: добродушный, спокойный, медлительный и всю зиму проводит в спячке. Наверное, поэтому медведь так прочно вошёл в нашу ментальность.

    Но это не все причины любви славян к медведю. Он олицетворял необыкновенную силу, тайные знания и находчивость. По древнему преданию, эти качества переходили к тому, кто победит дикого медведя в поединке. Но для русского человека с широкой душой было интереснее приручить, а не победить этого страшного зверя.

Славянский медведь

    В 2009 году в Америке прошёл социологический опрос «Медведь как символ России». По его результатам почти 80% респондентов выделили агрессивность и жестокость как самые главные качества Русского медведя. А как вы воспринимаете наш символ?

slavyanskaya-kultura.ru


Славянский медведь

Медведь — ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный — стервятник, средний — овсяник и самый малый — муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу.
отников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси «отпетыми», то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел получил он и свое прозвище — мед-вед (знающий мед). Истинное его имя — бер, об этом говорит название медвежьего жилища — берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходов в Подземный мир, а ее хозяин — сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего солнцестояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменуя поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя — конец зимы. Цвета — коричневый, черный

Пословицы и приметы:

— Силен медведь, да в болоте лежит

— Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы


— Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла

— Не продавай шкуры, не убив медведя

— Два медведя в одной берлоге не живут

— Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю

— Медведь в берлоге на другой бок переворачивается, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Google+
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Мой мир
  • Twitter

slaviy.ru

Всем привет!

Знаете такую поговорку про обещанное, которое ждут три года?)) Так вот, Арчи, танцуй — тебе письмо, точнее блог по твоему заказу. Славянский медведь


Медведь — один из основных славянских тотемных животных. Славяне считают медведя один из первородичей. Его почитали всегда. Его силой восхваляли людей и давали им даже прозвище. На медведя охотились, желая победить самого страшного зверя славянских лесов. Медведь является одним из основных героем русских сказок. Иностранцы часто отождествляют русско-славянский менталитет с повадками медведя. Даже сегодня это видно по карикатурам и демотиваторам.

Славянский медведьЭто любимый персонаж в славянской мифологии, в нем воплощены вместе и добро и зло народных представлений о животном мире. В традициях славян — это было воплощением Велеса, владыки зверей диких в северных лесах.

Славянский медведь

23 сентября отмечали Велеса-рябинника. Сам Велес представлялся в виде Медведя под деревом. Народной фантазии служили характеристики и особенности медведя. Существовали легенды происхождения этого зверя, будто им стал мельник, который обманул мужика, продавая ему муку; им стал пекарь, месивший тесто ногами; им стал человек, который не дал путникам приюта, спрятавшись под шкурой овцы.


Славянский медведь

О древнем культе медведя свидетельствуют многочисленные археологические находки. В славянских могилах, вместе со следами трупосожжения, найдены кости медвежьих лап с когтями, в славянских курганах — глиняные модели медвежьих лап. Вплоть до XX в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, защищающий своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.

Славянский медведь

Многочисленные упоминания о медвежьей лапе сохранил русский сказочный фольклор. Например, в архаичной сказке «Медведь», в которой, по всей вероятности, пропущены какие-то звенья, осталось одно: хозяин леса карает людей, использующих его отрубленную лапу в хозяйстве.

Жил-был старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит старику «Старик, сходи по дрова». Старик пошел по дрова; попал ему навстречу медведь и сказывает «Старик, давай бороться». Старик взял да и отсек медведю топором лапу ушел домой с лапой и отдал старухе: «Вари, старуха, медвежью лапу». Старуха сейчас взяла, содрала кожу села на нее и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться Медведь ревел-ревел, надумал и сделал себе липовую лапу идет к старику на деревяшке и поет:

В те поры старик и старуха испугались. Старик спрятался на полати под корыто, а старуха — на печь, под черные рубахи Медведь взошел в избу, старик со страху кряхтит под корытом, а старуха Закашляла. Медведь нашел их, взял да и съел.

Славянский медведь

В Новгородской губернии существовало представление о том, что женщина излечится от бесплодия, если через нее переступит прирученный медведь. С идеей плодородия связан обычай рядиться медведем во время свадьбы и в Святки. На святочных игрищах чаще всего ряженный медведем по просьбе «поводыря» показывал всем присутствующим, как люди выполняют те или иные виды работы, а заключительным «номером» обычно была демонстрация того, «как девушек целуют»: «медведь» начинал бегать по избе, ловить и обнимать всех девиц по очереди.

Славянский медведь

Славянский медведь

Совершенно естественно, что при таком значении образа медведя ему в традиционной культуре приписывалась брачная символика. У русских, например, приснившийся девушке медведь сулил ей жениха и замужество. Если во время подблюдных гаданий девушка вытаскивала из блюда свое колечко под песню, в которой упоминается медведь, это означало, что она выйдет в текущем году замуж. 

Вот две из подблюдных песен, предвещающих свадьбу:

     Кричит медведь: «Пощупаю!»

Славянский медведь

В мифопоэтических текстах образ медведя часто выступает как символ жениха. Так, в свадьбе на Смоленщине и в Белоруссии при подъезде свадебного поезда к дому невесты пели:

     Мядведнник идет, мядведя вядет.

     А хадитя, дети, мядведя глядеть!

     А наш жа мядведь гудеть и ряветь,

     Гудеть и ряветь и в избу няйдеть.

Как представитель природного мира медведь, согласно поверьям, знается с нечистой силой, и ему приписываются близкие родственные связи с лешим. В народе говорили, что «медведь лешему родной брат». Иногда медведя самого называют «лешаком» или «лесным чертом». В некоторых местностях лешего считали хозяином медведей, как и других лесных зверей. Вместе с тем, по поверьям, нечистая сила боится медведя. Так, в новгородском мифологическом рассказе повествуется о том, как «риж‑ный» – мифологическое существо, обитающее в риге, – напуганный медведем, уходит, оставляя хозяину клад.

Славянский медведь

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Славянский медведь

Славянский медведь

В народе старались не произносить само слово «медведь», используя слова «сам», «хозяин», «барин» или человеческие имена «Миша», «Топтыгин», «Михайло Потапыч», в Сербии — «Мартын», в Польше — «Бартош».

Славянский медведь

Истинное его имя — бер, об этом говорит название медвежьего жилища — берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин — сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Славянский медведь

Обычаи отражали стремление народа подружиться с медведем, призвать его мощь на свою сторону. Его шерстью окуривали больного — это помогало от испуга, послеродовой горячки, протаскивали больного ребенка сквозь его челюсть. Салом натирались при ревматизме и обморожении. Чтобы была хорошая память — натирали им лоб. Когти и шерсть использовали как амулеты от порчи.

Славянский медведь

Умилостивить медведя можно было приглашением на новогодний ужин. У южных славян существовали праздники, на которые для медведя пекли хлеб и подбрасывали его в дымоход, варили и оставляли на ночь на дворе кукурузу. В эти дни, дабы не разозлить его соблюдали обережные запреты: не работали, не ходили в лес, не поминали словом, не шили и не чинили обувь.

Славянский медведь

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть.

Славянский медведь

Охота на медведя считалась одной из самых серьезных. В Вологодской губернии, чтобы медведь наверняка вышел на охотника, с собой брали летучую мышь. По русским поверьям, особенно опасна была сороковая охота на медведя: в народе существовало твердое убеждение, что сороковой медведь обязательно покалечит или убьет охотника. Представление об опасности для жизни и сложности медвежьей охоты легло в основу некоторых пословиц: «Счастлив медведь, что не попался стрелку; и счастлив стрелок, что не попался медведю!», «Не продавай шкуры, не убив медведя». В этом же плане показательно в русских говорах устойчивое выражение «медведя побороть», означающее «справиться с большим затруднением, преодолеть его». Обыгрывание темы поимки зверя широко использовалось в детской среде, чтобы посмеяться над хвастуном. Среди ребятишек была популярна такая шутка‑дразнилка: «‑ Медведя поймал! – Веди сюда! – Да нейдет! – Так сам иди! – Да не пускает!»

Славянский медведь

Согласно легенде князь Ярослав Мудрый на месте своей победы над медведем построил город Ярославль. Впоследствии на гербе этого города был помещен медведь с золотой секирой. Медведь изображен также на гербах Киржача, Перми, Малоярославца, Новгорода, Южно-Сахалинска и Хабаровска.

Славянский медведь

В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище — мед-вед (знающий мед). 

Славянский медведь

Пословицы и приметы:

Силен медведь, да в болоте лежит

Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы

Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла

Не продавай шкуры, не убив медведя

Два медведя в одной берлоге не живут

Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю

Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Славянский медведь

Славянский медведь

На этом всё! Благодарю за внимание!

fanat1k.ru

Связь с высшими божествами

В древних культурах медведь фигурировал в качестве атрибута богов Верхнего мира. У бога викингов Тора их была даже пара: медведица Альта — мать всех существ женского пола — и медведь Альти — породитель мужского. Кельты признавали его священным животным весьма почитаемой богини Артио, которая и сама иногда изображалась в виде медведицы. А Меркурия этот народ называл «медвежьим».

Артемида И в античной Греции была богиня, принимавшая образ медведицы: Артемида, охотница и воительница. А спутница ее, нимфа Каллисто, была обращена в медведицу и отправлена Зевсом в космические дали в виде созвездия Большой Медведицы.

При храме Артемиды положено было содержать прирученного медведя. Дикого же полагалось приносить ей в жертву. По весне в честь этой богини проводился праздник Комоедицы, приуроченный к окончанию медвежьей зимней спячки (аналогичный имелся и у славян). В Аттике ее жрицы во время праздника облачались в медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску, являя собой медвежат.

«Медвежьи пляски» для связи с богами были традиционными и у сибирских народностей, и у североамериканских индейцев. В ряде случаев участниками этих ритуальных действ могли быть лишь члены особых «медвежьих» обществ. И в традиции славян было широко распространено ряжение под медведя, в частности, на Коляду.

Медвежьи черты часто усматриваются в облике высших богов, творцов вселенной у народов Севера: Торнгарсоака у лабрабодских эскимосов; Нум у ненцев и т. д. Высший бог Нуми-торум обских угров отправил на землю в медвежьем обличье своего сына для покровительства людям. Согласно поволжским преданиям, Бог мог принимать образ медведя, если хотел показаться людям.

Представление о том, что медведь когда-то был небожителем, бытует и у бурят. Часть их племен считает, что на земле его цель — карать грешников, другая — что он сам был наказан за попытку испугать Бога. Ханты также думают, что медведь ослушался Бога, потому и оказался низвергнутым с небес.

В ряде традиций медведь участвует в Творении мира. Илимские эвенки полагают, что он помогал Ворону создавать вселенную, затем провинился и в наказание был поставлен присматривать за людьми. Коми-пермяты считают медведя Оша создателем земного рельефа: плоскую и ровную почву он расцарапал когтями, и в результате образовались горы и болота.

Подобные мифы сохранились у селькупов и коми-зырян, но там за компанию трудился мамонт. И здесь тоже фигурирует сюжет о провинности медведя, который, будучи сыном верховного божества Ена, глянул с небес на землю, заинтересовался половинкой горошины, оброненной женщиной, слез и полакомился ею, за что был лишен родителем права вернуться домой.

Велес Связь с загробным миром

На Руси в стародавние времена с медведем соотносился бог Нижнего мира Велес, который был хозяином Подземного царства. Отголоски этих представлений сохранились, например, в сказке о медведе, которому охотник отрубил заднюю лапу и отдал старухе варить, а зверь, соорудив себе протез из липы, пришел и стал требовать вернуть ее:

Скрипи нога, скрипи, липовая. И вода-то спит. И земля-то спит. И по селам спят. Одна бабка не спит. На моей коже сидит. Мою шерстку прядет. Мое мясо варит. Мою кожу сушит.

В позднейших вариантах эта история заканчивается благополучно, а вот в более ранних финал трагичен: медведь убивает семейную пару и утаскивает с собой. В другой сказке — «Ивашка Медвежье ушко» — медведь отвозит героя в тридевятое царство, т. е. в иной мир.

Древнерусские названия Плеяд — «Власожелищи», «Волосыни» — также связаны с богом Волосом-Велесом и медведем. В русских поминальных плачах в качестве метафоры смерти упоминаются окна, занавешенные медвежьей шкурой.

Славянский медведь У древних германцев медведь связывался с Одином, у которого было воинство из погибших героев, перенесенных валькириями в Вальхаллу. Они назывались эйнхериями и облачались в медвежьи и волчьи шкуры, оборачиваясь этими зверями, обретая их силу.

В Пермской культуре медведь представлен как сторож мира мертвых. В сохранившихся изображениях он или находится в самом низу композиции (над ним или на нем — человеческий череп), или же идет против хода солнца и несет на спине фигуру человека со свертывающейся спиралью на груди.

Связь медведя с загробным миром прослеживается в верованиях относительно того, что его кости символизируют смерть и могут негативно воздействовать на судьбу человека. В частности, подбрасывание их под остов строящегося дома сулило несчастья хозяину на всю его жизнь.

В общем, с разными богами знались мишки…

Кем медведь приходился древним людям? Символика образа

shkolazhizni.ru

ода великому медведю (700x700, 275Kb)
Мифология — это древнейший способ понимания мира. Древние славяне, как и большинство народов, делили весь мир на верхний, «горний», где жили боги, на средний, «дольний», в котором жили люди, и нижний, мир мертвых или преисподнюю.

Мир древние славяне представляли как «мировое древо», вершина которого упиралась в небо, а корни опускались до подземных вод. Над ветвями его были солнце или луна, в кроне обитали священные птицы — орёл, соловей; по стволу бегала белка, роились пчёлы, в корнях жили змеи, лягушки и бобры. Всё дерево в целом могло пониматься и как человек, чаще всего женщина: на русских вышивках изображалось дерево либо женщина между двумя всадниками, оленями, птицами.
Мировое Дерево (490x700, 503Kb)
У славян, как и у всех жителей лесной полосы, исключительным почитанием был окружён медведь. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного существа, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей, что оформлялось в сознании первобытных людей в представления об их родственной связи с медведями. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях.

Как и на всякое тотемное животное (животное, которое у родовых групп служило объектом религиозного почитания), на медведя наши предки периодически устраивали ритуальную охоту, а потом — ритуальное поедание всей общиной его мяса и крови, после чего остатки трапезы захоранивались. Древние охотники верили, что, съев кусочек медвежьего мяса или отведав крови медведя, они обретут все свойства своего тотема, а главное, будут такими же сильными, как этот зверь.
охота на медведя (604x492, 182Kb)
О медвежьем культе у древних славян свидетельствуют многие археологические находки в славянских курганах Верхнего Поволжья и Приладожья: ритуальные захоронения медведей, амулеты из медвежьих когтей, останки медвежьих лап и их глиняные муляжи. Древний медвежий культ представлен также на городище Тушемля (VII-VIII вв.) в Смоленской области. В центре городища, за столбовой оградой, стоял врытый столб, вершину которого венчал череп медведя.
череп медведя (700x505, 226Kb)
Особое внимание следует обратить на культ медвежьих лап у славян. Существовало поверье, что они оберегают домашний скот от диких хищников, поэтому каждый владелец скота желал иметь такой амулет. В силу того, что настоящих медвежьих лап не хватало, стали делать их муляжи, которые, как считалось, обладают такими же магическими свойствами, как и настоящие лапы медведя.
амулет медвежья лапа (445x700, 209Kb)
Н. М. Никольский описывает следующие крестьянские обычаи, связанные с верой в охранительные функции медведя: «Ради охраны от нечистой силы, русский крестьянин вешает в конюшню медвежью голову, окуривает дом и надворные постройки медвежьей шерстью, зазывает медвежатника и просит его обвести медведя кругом двора».
лапа медведя (650x487, 263Kb)
Сама медвежья лапа называлась скотьим богом и вывешивалась даже еще в начале XX в. во дворах подмосковных крестьян.
Велес с медведем (403x604, 207Kb)
Скотьим богом в мифологии славян именовался Волос (Велес). Б. А. Рыбаков полагает, что своими корнями почитание Волоса уходит в медвежий культ. На это указывает множество совпадений, которые именно в силу своего количества неслучайны. Во-первых, следы медвежьего культа в результате раскопок обнаружены у деревни с названием Волосово. Во-вторых, в центре г. Ростова Ярославской области, где было языческое капище Волоса, археологи нашли ритуальный топор с головой медведя. В-третьих, по поверьям славян, созвездие Плеяд, называвшееся в старину «Волосыни», предвещает удачную охоту на медведя. И, наконец, название медвежьей лапы «скотий бог» тоже указывает на связь культа этого животного с культом Велеса.
Велес с медведем. идол (250x448, 27Kb)
Связь Велеса и Медведя уходит в давнишние времена. Волос (Велес) — волосатый, волохатый; отсюда и ‘волхв’ — одетый в (медвежью) шкуру. С Велесом связано созвездие Плеяды (по-русски — Волосыни/Волосожары, по-сербски — Влачиши, сыновья Велеса) и Млечный Путь (нельзя не вспомнить, что Велес является сыном Коровы), чьё яркое сияние предвещает удачную охоту на медведя. Корень ‘Бел/Вел’ означает смерть: сравн. сканд. Walhall — ‘зал павших [воинов]’; древнеангл. Wael — ‘труп, убитый’; хеттск. hellu- пастбище, луг (умерших). Следовательно, Велес может быть отождествлён, в самую первую очередь, с духом убитой добычи.
Считается, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как своему хозяину. В то же время чёрт боится и убегает от медведя; медведь может одолеть и изгнать водяного; снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча.
Велес с медведем. 3 (700x542, 234Kb)
Связь Велеса c Медведем (Комом, Бером) позволяет отнести его культ к неолиту или бронзовому веку, когда культ рожаниц-лосих вытеснялся мужским культом медведя, а созвездие Лося стало Большой Медведицей.
Таким образом, северный Медведь оказывается куда более поздним животным образом Велеса, чем южный Тур, относящийся к периоду одомашнивания скота.
Велес с медведем. 2 (566x700, 500Kb)
Тотем Медведь…

Войдите в глубь тишины.
Личная сила приходит
Из внутреннего знания!
клык медведя (450x352, 101Kb)
Сила Медведя — сила самоанализа.
Зимой, когда правит Ледяная Королева, и лицо смерти нисходит на Землю, Медведь входит в зимнюю спячку, обозревая годовой опыт. Чтобы выполнять цели и мечты, которые мы несем, необходимо искусство самоанализа.
Станьте подобно Медведю и войдите в безопасность берлоги, где все решения и ответы живут в гармонии с вопросами, которые нас волнуют. Если мы имеем много вопросов к жизни, мы должны также понять, что ответы на эти вопросы проживают внутри нас. Каждый имеет способность входить в тишину, и знать…
Это — сила помощи Медведя.
Охватывающая восприимчивая энергия, которая в течение столетий поддерживала магов, мистиков, шаманов и предсказателей, содержится в энергии Медведя.
когти медведя (700x468, 295Kb)
В Индии, существует символическая форма пещеры Брахмы, которая, как рассматривается, является шишковидной железой, где Брахма сидит в центре из четырех лепестков мозга. Если вообразить план головы сверху, будет круг. Юг- лоб, Север обратная часть черепа, Запад — правый мозг, и Восток левый мозг. Медведь находится на Западе, интуитивной стороне, правом мозге, в спячке.
В пещере Медведя Вы поймете, что путь к Мечте возбуждает и другие уровни воображения или сознания.
Ваша Сила Знания поможет осознать Тишину, и Ваши цели смогут стать конкретными фактами.
Это — сила Медведя.
медведь! (700x525, 263Kb)
МЕДВЕДЬ связан с лунной символикой, а следовательно — с подсознанием и сферой бессознательного. В алхимии он символизировал нигредо — первоматерию, первоначальное состояние вещества. Поэтому он связан с начальным этапом любого дела с первобытными инстинктами. Медведь в качестве тотема может научить черпать необходимые для выживания ресурсы из внутренних запасов энергии. Он даст доступ по всем внутренним источникам энергии — даже к тем, о которых ты не подозреваешь. Медитируя на этот тотем и работая с ним, ты сможешь найти ответы на волнующие тебя вопросы, погрузиться в самые глубины своей души. Если медведь твой тотем, ты должен задать себе несколько вопросов. Достаточно ли ты справедлив? Не грешат ли против справедливости окружающие тебя люди? Способен ли распознавать благоприятные возможности, которые тебе дарит жизнь? Не слишком ли ты критичен по отношению к себе и окружающим? Быть может, ты смотришь на мир сквозь розовые очки? Волшебство медведя научит тебя погружаться в глубины собственной души и принимать соответствующие решения.
мишка в синем лесу (700x490, 291Kb)
Всем, кто связан с силой медведя, важно не прятаться от жизни и не впадать в беспрерывную спячку.
Тем, кто связан с медведем, свойственна потребность погружаться в глубины собственного »я», отгораживаться от внешнего мира на определенный период. А по истечении этого срока они снова возвращаются в мир и приносят новые идеи и проекты.
Если медведь твой тотем, то привычка к зимнему уединению станет для тебя очень естественной.
Все медведи любят мёд — символ сладости жизни. Обычно они находят его в дуплах деревьев, где обитают дикие пчёлы. Это ещё одно подтверждение тесной связи между медведями и деревьями. Люди, связанные с этим тотемом, должны погружаться в глубины своего «я» и пробуждать внутреннюю силу, однако вкус к жизни они почувствуют лишь после того, как выведут эту силу на свет и найдут ей практическое применение.

1.
медведь и мёд (640x640, 226Kb)

2.
медведи-родноверы (400x300, 97Kb)

3.
медведь в воде (700x347, 246Kb)

4.
медведь в траве (699x473, 316Kb)

5.
медведь в зимнем лесу (700x525, 295Kb)

6.
медведь и сильный ветер (700x524, 415Kb)

7.
медведь клятву даёт (700x528, 328Kb)

8.
передаю привет своей маме... (400x278, 74Kb)

9.
приветствую вас (495x700, 420Kb)

10.
Русь непобедима (600x519, 153Kb)

www.liveinternet.ru

Мировоззрение славянских народов сформировалось на основе верований и представлений многих поколений, живших на территории современных Украины, России, Белоруссии и принадлежавших к разным племенам и археологическим культурам. Именно они, древние собиратели, охотники, рыболовы, скотоводы, земледельцы, ремесленники — славяне оставили отражение своих верований в том многогранном комплексе, который сегодня мы с вами называем нашей традиционной славянской культурой. Большая часть их представлений о жизни выражена в сюжетах мифов, обрядах и устном народном творчестве. Животным в мифологиях многих стран отводится огромная роль и сегодня это объясняется тем, что на ранних стадиях своего развития люди не пытались выделить себя из рядов живых существ, не противопоставляли себя природе. Славяне не были исключением – у них широкого распространения получили магические представления о животных, как о родоначальниках человеческой нации, или о животных, как об особой сущности человека.

Славянский медведь

Одним из самых могущественных и таинственных животных славянских мифов, безусловно, является медведь, роль которого мы сейчас с вами и рассмотрим.

Славянский медведь

Известно, что у южных народов царем зверей всегда был лев, в то время, как у наших предков в зверином мире царствовал медведь. Он — славянский хозяин леса, покровитель охоты и рыбалки. Особенность медведей впадать в зимнюю спячку (на Воздвижение) и пробуждаться весной (Масленица или Благовещенье) стало ключевым фактом в представлении о медведе, как об аналоге Дажьбога, который замыкает зиму и отмыкает весну.
Медведь в поверьях славян на разных отрезках времени считался родственником человеку (из-за умения ходить на задних лапах, лазить по деревьям, питаться той же едой, что и человек, а так же схожести лап медведя с человеческими ступнями и пальцами); его прародителем и, наоборот, потомком; духом – защитником и олицетворением бога Велеса ( часто изображался рядом с ним или носил его знак).
Настоящее имя медведя было запрещено: сегодняшнее название «медведь» это своеобразный заменитель его настоящего имени и означает он: медом ведающий, знающий где мед, к меду ведущий, в украинском варианте (добывающий мед). Таких имен — заменителей у медведя было несколько десятков, среди них самые распространенные: «сам», «хозяин», «черный зверь», «мохнатый», «косолапый», «бортник», «старик», «лесной человек», «дедусь»… Истинное же название медведя, постоянно встречающееся на древнеславянских рунах, настенных и бытовых надписях и изображениях звучит как bеr или bar (производное от названия берлоги – логово медведя).

Славянский медведь

Как до принятия христианства, так и после него на Руси существовала богатая брачная медвежья символика. Тотальное изменением идеологии, произошедшее в 20 веке, привело к утере множества народных традиций праздников, народных игр и примет. Свадебные обряды и гуляния, имевшие древнеславянские корни, были вытеснены новыми традициями — регистрацией брака в ЗАГСе, застолья с одним ведущим, словесных тостов и бытовых подарков гостей. Последнее двадцатилетие наша культура все больше впитывает традиции Запада: мальчишники и девичники полностью утратили свое первоначальное предназначение, появился ритуал прохождение к свадебной арке, бросание букета незамужним подругам и др.
Если же вернуться к истокам, мы увидим, что отношение к свадьбе у славянского народа было ответственным и священным — жениться один раз и на всю жизнь. Поэтому свадебный обряд был не только красив, но и наполнен различными знаками, символами и ритуалами. И медведь, надо заметить, играл здесь одну из ведущих ролей.
На некоторых территориях славянского ареала существовали игровые обряды ряжения в медведя во время сватовства. До наших дней дошли сведения о двух ритуальных играх «Охота на медведя» и «Медвежья песня». Обряд «Охота на медведя » отображал сюжет героизма жениха, завоевание возлюбленной своим смелым подвигом: ряженый в медвежий тулуп, с измазанным сажей лицом молодой мужчина «медведь» изображал ходившего по лесу хищника, желавшего схватить себе в поживу корову (одну из гулявших на поляне девушек). Девушки весело убегали от медведя, приговаривая: «отдай свою силу, лесной хозяин, отдай ее моему суженому». В этот же момент играли трембиты и появлялись «разбуженные» криками охотники – молодые юноши (жених и его друзья), они совершали обрядовый боевой танец и, наконец, один из них, самый сильный и смелый, (жених) убивал медведя.

Славянский медведь

В ритуале «Медвежья песня» центром обряда становился медведь, символизирующий сильного, умного мужчину, который добивается любви избранной девушки. Здесь «Медведь» пытался привлечь и удивить возлюбленную своими несказанными умениями: вырвать дерево с корнем, словить руками рыбу, принести на одном плече бочку с медом… При этом остальные действующие лица обряда подбрасывали ему те или иные задания, с которыми силачу нужно было справиться, задания могли быть комическими – станцевать, повторяя движения настоящего медведя, сыграть на музыкальном инструменте или спеть, настоящими хозяйскими задачами – перевезти груженую телегу, перенести мешки с зерном. Если герой справлялся со всеми трудностями, он превращался в юношу (с него снималась медвежья шкура) и заходил в дом невесты свататься.

Славянский медведь

Еще одна подготовительная предсвадебная традиция, тесно связанная с медведем – девичник. Девичник всегда считался очень важным элементом приготовления и прощания невесты с родным домом. У невесты собирались подруги: «шитницы» и «девишницы», вместе они шили до поздней ночи, пели прощальные песни, приговаривали причитания. Вечером невесту обязательно навещал жених со своими друзьями, он привозил девушкам сундук с угощениями ( пряниками, орехами, конфетами) и украшениями (румянами, гребнем, мылом, зеркальцем, иногда колечками ). В ответ невеста так же угощала чаем жениха и его друзей и дарила будущему мужу фигурку медведя «Тихона», которую делала сама перед свадьбой. По оберегу судили — чем больше, интересней и детальней была фигурка, тем большее уважения и почитания в душе невесты к суженому.
Во время свадебного обряда образ медведя так же занимал центральное место. Здесь ключевым было народное поверье, согласно которому медведь, как чистое животное, защищает людей от нечисти и зло не может принять его облик. Ряженая в шкуру медведя старшая женщина выполняла защитную функцию, оберегая жениха и невесту от происков зла.
Мать встречала новобрачных после венчания в вывернутом мехом наружу медвежьем тулупе (шкуре), что символизировало установку на богатство и плодовитость.
Еще одна малоизвестная древнерусская свадебная традиция времен язычества — дарить молодоженам фигурку медведя с обязательно вырезанным именем “Тихий” ( позже“Тихон”) как мощный оберег счастья и благосостояния в браке. Во времена Киевской Руси медведь считался хранителем домашнего очага, а его изображения, фигурки и изваяния приносили семье благополучие, достаток, спокойствие и удачу.

Славянский медведь

Позже, когда образ медведя стал шире и приобрел символику плодовитости, его обереги были направлены на усиление одной из главных целей брака — рождение детей. Здесь медведь уже защищал и умножал плодовитость, деторождение, появление на свет здоровых детей мужского пола, помогая семье укреплять род.

Славянский медведь

В некоторых регионах существовало довольно мощное поверье, что женщина может навсегда излечиться от бесплодия, если ее переступит медведь. Вероятнее всего, оно уходило корнями в легенду о женщине, которая не могла родить ребенка. Женщина уходила в лес, где находилось капище языческих богов, и пела свои печальные песни, прося в них о материнстве. В один из таких дней на поляну вышел медведь, слушал ее, не приближаясь. Так было до тех пор, пока он вдруг не побежал на нее. Женщина легла на землю, желая умереть от своего горя, но медведь лишь с ревом переступил ее и убежал прочь. Сказание, завершается песней о богатой и счастливой матери, благословленной медведем, имеющей девять сыновей: богатыря, теслу, купца, кузнеца, скобаря, скорняка, гончара, корабела и лукодела ( прародители основных славянских ремесел).
Образ медведя встречается не только в любовной, но и в лечебной магии, и в народном соннике. Если девушке приснится медведь – пусть ждет жениха, если во сне кушают медвежатину – к свадьбе, медведь гонится, преследует – к пополнению семейства. В одном из сводов – лечебников, найденном в дальних пещерах Киево – Печерской лавры упоминается о том, что в давние времена куревом медвежьей шерсти лечили от испуга, лихорадки; медвежьим салом натирали при обморожении, радикулите и ломоте в суставах. Так же считалось, что писарь и чтец должен натирать жиром медведя виски и лоб, тогда он будет запоминать все до последнего слова. Практически во всех приговорах от порчи именно медведь на своем хребте относит хворь в « темные леса да топкие болота». Фигурки, когти и лапы медведя использовались как мощный оберег от несчастий, травм, болезней и сглаза.
Еще один источник (древняя рукопись, найденная на раскопках на Харьковщине) открывает перед нами необычную языческую легенду о том, что медведь произошел от человека.

Славянский медведь

Тут уже прослеживается некая схожесть верований славянских народов с легендами далеких жителей Сибири и североамериканских индейских племен, где практически в точности описывается история про «старика», который делает мужчину медведем, после чего у медведя рождаются медвежата и он уходит в лес, далеко от людей. Изредка возвращается он к людям, чтобы помогать некоторым из них. У разных народов эта история видоизменяется: мужчина, не превращен кем-то в медведя, он — могущественный шаман, который во время обрядов сам может превращаться в дикое животное. Ему так нравилось быть в теле зверя, что, в конце концов, он им и остался и ушел от людей, ставши прародителем медведей. Периодически, покидая свое дикое жилище, он приходил к людям и лечил заболевших, особенно детей, мальчиков. Лечил не всех, только избранных, тех, которым предстояло стать воинами или лекарями. Написано, что многие из излеченных им впоследствии действительно приходили к власти или так же оказывались наделенными магической силой и умели принимать медвежье обличие.

Славянский медведь

Раскопки одного из славянских могильников ведают нам о представлениях восточных славян про медведей – оборотней. В злых оборотней по своей воле превращаются ведуны, чтобы творить зло. В добрых оборотней превращаются мужчины — жертвы, заколдованные ведьмами или колдунами, в наказание за некий проступок. Всем известны истории о медведях – спасателях, которые внезапно появлялись из леса в момент нападения на стадо или на людей волков. Они отгоняли хищников, спасая скот и пастухов, после чего просто исчезали в лесу. Именно таким медведям – спасителям и приписывались черты «заколдованного человека », который, чаще всего, до конца своей жизни всячески помогал людям и пользовался огромным уважением у скотоводов, считаясь хранителем домашних животных. Таких медведей охотники обязательно «метили». В последствии, когти, лапы и голова меченого медведя служили мощными оберегами, которые цеплялись у входа в стойла, хлев, служа залогом здоровья, безопасности, плодовитости скота, его шерстью обкуривали постройки, где жил домашний скот, считалось, что туда никогда не зайдет лиса или другой хищник. Если мужчина не был охотником или же на его долю не выпадала удача найти такого медведя, он заказывал подобные амулеты у местных мольфаров, которые изготавливали их в определенные ночи из дерева с тканью (обереги — мотанки), реже , из бурой глины или воска. Обереги, изображающие Медведя – охотника (со стрелами) делались только для мужчин, их задачей было покровительство во время охоты, приумножение в мужчине смелости, решительности и отваги. Обереги, где Медведь изображался с хлебом, служили защитой для детей, больше мальчиков, особенно если ребенок был слабый и болезненный.

Славянский медведь

Таким образом, медведь для наших предков был магическим животным, чей образ присутствовал в свадебных обрядах, устном творчестве, подарках. Это оберег семейного счастья и благоденствия. Подарок фигурки-оберега медведя жениху, молодоженам, детям был одной из многочисленных добрых традиций, которые оказались забытыми, но сегодня постепенно возрождаются.

От себя добавлю — это так захватывающе, искать утерянные и забытые факты, узнавать новое о наших давних традициях. Новые факты вдохновили меня на создание фигурки Медведя — охотника, по мотивам традиционных народных оберегов.

www.colors.life


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.