Украшения древних славян

Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.

Проволочные височные кольца.


Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые.


Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен [8].

Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.

Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.

Северяне.


Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны [8]. Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).

К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления [2].


Смоленско-полоцкие кривичи.


У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска [8]. В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) [2]. В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).

Псковские кривичи.


На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).

Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца. Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым [8]. Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром [2]. Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.


В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса [8, 9], (рис. 9).

Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков [7] пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ — круг — сочетался с символом земного плодородия».

Вятичи и Радимичи.


Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. [8]. Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой [2]. Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).

В своей работе Т.В. Равдина [4] отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец».
той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области [10]. По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).


По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца [6]. Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).

В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).


Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию.'

Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной [5]. Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?


Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. [4]. Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков [7] делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X — XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне — более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью.
язь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их — "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X — XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными [1].

Городские украшения.

К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами. От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.


Бусинные височные кольца имеют разновидности [6]: гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X — нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI — XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня.


Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.



В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).

С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт [5] с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.


Со временем размеры колтов уменьшаются. Сканно-зернистые лучевые колты являлись подлинными шедеврами древнерусского ювелирного искусства. Украшением высшей знати были лунничные полые колты, выполненные из золота и украшенные с обеих сторон эмалевыми рисунками, (рис. 27, 28).


Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна "Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков". По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья [7]. Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.


Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).


Еще более дешевыми были отлитые в жестких имитационных литейных формах колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34), бытовавшие до XIV в. [9]. Так единичными поздними дешевыми переливками, напоминающими капли слез по утраченному древнему ювелирному искусству, закончилась эпоха височных украшений домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие.

Автор: Василий Коршун.

7lostworlds.ru

Украшения древних славян


Украшения древних славян

Одним мужчинам женская любовь к побрякушкам служит поводом для шуток, другим – для восхищения. А ведь традиция надевать на себя безделушки пришла к нам от далеких предков. Древние люди считали, что через отверстия нашего тела могла вылететь душа человека, или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство. Также следовало магически защитить и более всего подверженные ранениям и ушибам руки и ноги. Наконец, требовалось защитить энергетические центры и каналы тела.  Не слишком доверяя своей способности противостоять злу, люди старались защитить свое тело с помощью предметов из кости, дерева или металла. Конечно, дерево предпочиталось «благородных» пород: дуб, береза, сосна. Кость должна была быть от сильного неустрашимого животного: медведя, тигра. Но лучше всего для охраны души и тела подходили металлы и драгоценные камни. Старославянские мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями бога Перуна – главного из языческих богов. Таким образом, украшения в древности имели религиозный, магический смысл. Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана. Древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и сейчас) гораздо больше украшений, нежели мужской.


С древнейших, поистине пещерных времен женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны своего вечного друга и спутника – мужчины. Во-первых, женщина рожает детей. Во-вторых, именно женщина оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов и легенд. В глазах наших предков женщина не только не являлась «сосудом» злых сил – наоборот, она была существом куда более священным, чем мужчина. А значит, ее, как и все священное, требовалось особенно бережно охранять. Отсюда – при мало-мальском достатке – и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и перстни.

Учёные пишут, что славяне, расселявшиеся в VI— VII веках по лесной полосе Восточной Европы, оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только им присущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовали тогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии. Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезенным купцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этих границ — области отдельных племён. Но и процесс взаимного проникновения, взаимного обогащения культур не стоял на месте, благо в те времена не было строго охраняемых государственных границ. И вот уже иноземные кузнецы копировали новый славянский фасон и тоже по-своему его претворяли, а славяне продолжали присматриваться к веяниям «зарубежной моды» — западной и восточной.

Гривна

Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея».  У некоторых народов гривны носили мужчины, у других – женщины, но ученые утверждают, что всегда и у всех, в том числе у славян, это был признак определенного положения в обществе, очень часто вроде ордена за заслуги. Гривны нередко находят в женских погребениях древних славян. Поэтому археологи с полным правом настаивают, что это было «типично женское» украшение, наподобие бус и височных колец. Древние славянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром и позолотой. Драгоценные гривны делались из серебра. Древние славяне носили разные виды гривен, отличавшиеся способом изготовления и соединения концов. И конечно, каждое племя предпочитало свой, особенный вид. Дротовые гривны делали из «дрота» — толстого металлического прутка, обычного круглого или треугольного в разрезе. Кузнецы перекручивали его клещами, раскалив на огне. Чем горячее был металл, тем мельче получалась «нарезка». Чуть позже появились гривны из ромбического, шестиугольного и трапециевидного дрота. Их не скручивали, предпочитая выбивать сверху узор в виде кружков, треугольников, точек. Эти гривны находят в курганах X – XI веков.  Похожие, только соединенные не замочком, а просто далеко заходящими друг за друга концами, изготавливали сами славяне. Разомкнутые концы таких гривен находились спереди. Они красиво расширяются, зато тыльная сторона, прилегающая к шее, круглая, чтобы удобнее было носить. Их обычный орнамент состоял из треугольников с выпуклостями внутри. Их археологи называют «волчий зуб». Такие гривны, сделанные из биллона, бронзы и низкопробного серебра, носили в X – XI веках в племени радимичей. В XI – XII веках радимичи стали соединять концы гривен красивыми квадратными бляхами, штампованными или литыми. Некоторые бляхи, рассеянные на значительной территории, отлиты явно в одной мастерской, даже в одной формочке. Это говорит о развитой торговле и о том, древнерусские мастера-ювелиры работали не только на заказ, но и на рынок. Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой или бронзовой проволоки, носили «просто так», без дополнительных украшений. Но если железная или цветная проволочка была достаточно тонкой, на нее нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики. Самыми многочисленными были гривны витые. Славянские умельцы свивали их разными способами: «простым жгутом» — из двух-трех медных или бронзовых проволочек; «сложным жгутом». Иногда простой или тонкий жгут обвивали сверху тонкой крученой проволочкой.

Височные кольца

Украшение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали «височными кольцами». Славянские женские подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизывали на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И все-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, — у висков. Как показали раскопки, височные кольца носили в Западной и Восточной Европе, на Севере и на Юге. Носили с древнейших времён — и тем не менее к VIII—IX векам их стали считать типично славянскими украшениями, такой популярностью они начали пользоваться среди западнославянских племён. Постепенно мода на височные кольца распространилась и к восточным славянам, достигнув у них наивысшего расцвета в XI—XII веках. Девочки-подростки, еще не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, в крайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев – надежду народа. Их височные кольца, поэтому, особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, преставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям. Совсем иначе выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу. Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочными спиральками — такие кольца любили не только славянки, но и женщины финноугорских народов. В XI—XII веках это было излюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас живут недалеко от Санкт-Петербурга). Новгородские женщины XI—XII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшенными мелкой зернью — металлическими шариками, напаянными на основу. В племени дреговичей (район современного Минска) крупную серебряную зернь приделывали к каркасу бусин, сплетённому из медной проволоки. В Киеве XII века бусины, наоборот, делали ажурными из тонкой филиграни.

Серьги

Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером с браслет, что, как обычно, не очень понравилось людям старшего поколения. И всё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет, если не больше. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках) носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.

Похожие найдены и на северо-западе территории новгородских словен, только надевали их по одному, реже по два с каждой стороны лица, и кончики колец не завязывались, а скрещивались. В X—XI веках к проволочным кольцам здесь иногда привешивали на цепочках бубенцы и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколько ярусов. А вот у словен, живших в городе Ладоге, в середине IX века вошли в моду кольца со спиральным завитком, обращённым наружу. Нельзя исключить, что они попали туда с южного берега Балтики, со славянского Поморья, с которым ладожане поддерживали тесные связи.

В целом у древних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычно как подражание иноземной традиции. Князь Святослав, вероятно, потому и обзавёлся своей знаменитой серьгой, что большую часть времени проводил на чужбине, в военных походах.

Браслеты

Мода на них появилась в середине XII века и держалась до начала XIV века.  Браслеты – наиболее ранние из известных нам славянских украшений: они попадаются в кладах и при раскопках поселений начиная сVI века.

Слово же браслет пришло в наш язык из французского. Древние славяне называли браслеты «обруч», т. е. «то, что охватывает руку», а также «зарукавья». Их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки. Большое значение придавалось застежкам браслетов, которые украшали эмалями. Точно неизвестно кто же носил обручи – мужчины или женщины. Археологи редко находят их в мужских погребениях и уверенно считают украшение специфически женским. Зато на страницах летописей мы встречаем князей и бояр «с обручами на руках».  Древние славяне делали браслеты из разных материалов: из кожи, покрытой тисненым узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитого тонкой металлической лентой, из цельного металла и даже… из стекла. Несмотря на дешевизну, оживленную торговлю, стеклянные «обручи» не прижились среди сельского населения. Судя по всему, деревенский люд предпочитал металлические браслеты, в основном из меди. Носили их на правой и левой руках, иногда по несколько штук. В большом ходу были браслеты, витые из нескольких проволок, «ложновитые», то есть отлитые в глиняных формочках по восковым слепкам с витых браслетов, а также плетеные – на каркасе без каркаса. Очень красивы и разнообразны «пластинчатые» (согнутые из пластинок металла) браслеты, кованные и литые. С домонгольских времен сохранились браслеты еще одной разновидности – «створчатые», состоящие из двух половинок, соединенные маленькими петлями и застежкой. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря. На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий – торжеств по поводу доброй, плодоносной воды.

ПодвескиПодвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов. Различают до 200 типов различных видов подвесок. Наиболее популярными были подвески символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни) или богатства (ножи, топорики), привески в форме животных: птиц или коней, которые были символов счастья и неизменно сопровождались знаками солнца, а также геометрические привески: круглые, лунницы, крестики, ромбы и т.д.

Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами. Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы. Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды. Все вышеназванные типы привесок просуществовали вплоть до XIII века. Немного дольше, до XV века, просуществовали подвески-бубенцы. Носили их в комплекте с другими привесками, шейными гривнами, венцами, но чаще всего – с карманами, у пояса или рукавов. Будучи символами бога–громовержца, своим звоном они были призваны отгонять злых духов.

Обереги

Всё, что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясно читаемый религиозный, магический смысл. Также, как для верующего христианина крест, который он носит на шее, — будь этот крест даже произведением ювелирного искусства Многие славянские обереги достаточно чётко разделяются на мужские и женские (кстати, заметим, что в христианскую эпоху аналогичным образом различали и нательные кресты). «Солнечная» символика хорошо прослеживается и в круглых привесках-оберегах, также входивших в женский убор. Делали их, как правило, из биллона или бронзы, реже — из высокопробного серебра.

Если для «солнечных» круглых привесок употреблялись в основном жёлтые сплавы, то на привески – «лунницы» чаще шли белые, в цвет лунного света, — серебро или серебро с оловом, а бронза – лишь изредка. Оно и понятно, ведь в лунницах, как пишут учёные, отразился древний культ Луны, распространённый не только у славян, но и у других древних народов Европы и Азии. В славянских погребениях лунницы появились в Х веке. Обычно их носили по нескольку штук в составе ожерелья, а то вдевали в уши, как серьги. Богатые женщины носили лунницы из чистого серебра. Нередко они отмечены тончайшей ювелирной работой, их украшает мельчайшая зернь и филигрань. В таких лунницах каждый мельчайший шарик был припаян вручную.

В лунницах, что охотно носило большинство женщин, и металл был подешевле и работа попроще. Такие лунницы делались, как правило, по готовому восковому слепку, в который вливался металл. Для отливки использовались и слепки из глины. Нередко на таких лунницах присутствовал растительный орнамент. Это не случайно, так как «обязанностью» Луны было следить за ростом растений.

Бусы

Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах «…найдено ожерелье из бус». В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь. В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены. Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоёв — всего чаще жёлтый, белый, красный. Другие бусы, о которых непременно хочется упомянуть,- это позолоченные и посеребрённые. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиций дотянулась и до Северной Европы. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы Выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета), бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней). В Древней Руси существовало еще одно женское шейное украшение — монисто- своеобразные бусы в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет.

КолтыКолты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью. Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра. Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых.

Кольца и перстни

Украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, — кольца, перстни – появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего, X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке… В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязанный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современному Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни, а Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» — утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира. Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстней, надетые …. на палец ноги. Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становиться поистине массовым. Очень своеобразные и красивые «решетчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племен.

Интересно, что при помощи украшений древние славяне пытались воздействовать на определенные виды энергий, скорее всего, интуитивно, не подозревая истинного значения тех украшений, которые они носили. Известно, что в современной астрологии и эзотерике существуют следующие чакры:

Сахасрара – отвечает за связь с Космосом. Седьмая чакра расположена в верхушке головы («над родничком»). Эффект от раскрытия этой чакры: осознание причин и следствий, постижение природных и мировых Законов, глобальное космическое видение – связь с божественным. Когда вы переходите на этот уровень сознания, вся жизнь воспринимается вами как непрерывный духовный опыт.

Если можно назвать украшением головные уборы, то в отношении верхней чакры следует вспомнить царскую корону. А также чародейский колпак, имеющий форму конуса, как и купола католических церквей. У славян мужчин интересно обратить внимание на головные уборы князей, монархов и воинов. Шапка Мономаха, как и русские шлемы 12-13-х веков, имеют луковичную форму, как и купола православных церквей*. А по некоторым источникам символика, заложенная в форме русской храмовой главы: наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству.

Шестая чакра называется Аджна, или иначе: чакра «Третий глаз». Расположена она в центре головы (на уровне переносицы меж бровями) и отвечает за интуицию, ясновидение и познание. Интересно отметить, что издревле считалось, что интуиция больше присуща женщине, в то время, как логика – мужчине. Возможно, причиной этому могут быть девичьи венцы?  Как вариант военные шлемы (с забралом в древности) и современные фуражки с козырьком. «Стягивая» зону лба, и уменьшая обзор вверх, увеличивают готовность к контролю извне (офицерами), и действенность военнослужащего. Да и общеизвестно, что там где находится наше внимание, туда «отправляется» и наша энергия, а такие украшения (форма) как раз немного «стягивая» голову дают возможность, тому кто их носит, дополнительно держать дополнительный энергопоток на аджне.   *Важно отличие, если украшение или головной убор не закрывает обозрение, и не имеет значительного веса (так как при дополнительном весе или при закрытии части обозрения активируется манипура), то оно активирует аджну, особенно если по центру находится, либо янтра либо драгоценный камень.Вспомним классика: «А во лбу – звезда горит». Славянские девушки носили матерчатые тесемки на лбу, а позже – девичий венец «увясло». Другой типично славянской разновидностью «красы» был венчик из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем.

Пятая — горловая чакра — Вишудха – располагается у основания шеи, отвечает за самовыражения и самореализацию в миру. По некоторым источникам, металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. Такой обруч был любимейшим украшением у самых разных народов Западной и Восточной Европы, а также Ближнего и Среднего Востока. У нас его называли «гривной». Гривны нередко находят в женских погребениях древних славян. Поэтому археологи с полным правом настаивают, что это было «типично женское» украшение, наподобие бус и височных колец, о которых речь впереди. А вот языковеды на основании летописей и других письменных документов уверенно объявляют гривны украшением «типично мужским». В самом деле, на страницах летописей можно прочесть, как князья награждают гривнами доблестных воинов. Анахата – четвертая чакра – зовется также сердечной чакрой, Она расположена в центре груди (на уровне сердца) и отвечает за отношения с окружающим миром (сострадание, сила любви и веры, доброта, нежные чувства, любовь окружающих и т.д.). Безусловно, колье, монисты и другие украшения, спускающиеся на грудь, взаимодействовали с анахатой, объеденяя вишудху и анахату. У славян, например, на шею княгини надевалась длинная цепь с двумя головами Ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Также у кривичей, волынян и вятичей находили крестовидную подвеску (Велесов крест).

Стоит упомянуть кроме того, что и пуговицы, которые первоначально скрепляли одежду только у воротника, носили не только практическое, но и магическое значение. Сами слова «пуговица», «пуговка» происходят от слова «пугать». Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самым уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим пуговицы украшались заговоренными узорами (чаще всего это был символ солнца –спираль или круг с точкой посередине) призванными отгонять, отпугивать от владельца одежды злых духов. У социально ориентированных людей, как правило, наиболее развита третья чакра – Манипура. Некоторые называют ее «местом средоточия». Находится манипура в районе пупка и отвечает за внутренний огонь и питание организма. Считается, что она также дает жизненную энергию. Все носимые пояса, кушаки и ремни, так или иначе взаимодействуют с третьей чакрой. А уж тем более бляхи и пряжки, как правило, украшенные орнаментом, а зачастую и драгоценными камнями.

Манипуру еще называют чакрой власти. Она — источник уверенности в себе, осознания собственной силы, способности отстраниться от влияния внешнего мира и одновременно самому оказывать влияние на этот мир. Считается, что именно она придает нам силы отстаивать свои убеждения и противостоять обрушивающимся на нас ударам судьбы.

Следующая чакра – Свадхистхана – «половая чакра». Она дает жизненную энергию и отвечает за репродуктивную функцию. Следует отметить, что свадхистхана, как и самая нижняя чакра – муладхара, как правило, скрыты одеждой. Дело в том, что функционирование тайных органов и связанных с ними нижних чакр, не нарушается из-за дисгармонии энергий в теле, но сконцентрированная в них сексуальная энергия не может найти выхода и подняться выше, если активность высших чакр подавлена. Однако, показательно то, что у современных девушек стало модно носить низко сидящую на бедрах одежду, благодаря чему пряжки сместились с манипуры на половую чакру. Что говорит о том, что в нашем социуме значительно снизилось количество запретов и социальных правил. Именно на основе энергии свадхистаны работает теория сублимации либидо, т.е. направление сексуальной энергии в социально одобряемую деятельность, (самый лучший пример – это рубка дров Адриано Челентано в фильме «Укрощение строптивой»).

Ну и, наконец, самая нижняя чакра – Муладхара (по другим источникам – Кундалини-чакра). Чакра расположена у окончания позвоночника, между анусом и половыми органами. Самостоятельная первая чакра отвечает за выживание. Она же позволяет человеку совершать длительную и «грубую» физическую работу, однообразную, монотонную, не требующую работы мозга. Как опора пирамиды, муладхара дает внутреннее чувство опоры, психическую устойчивость, твердость. В силу определенных причин, достаточно сложно говорить о каких-либо украшениях в районе муладхары. Правда, можно предположить, что такая вещь, как «пояс верности» была призвана не только и не столько не допустить мужчину к женскому лону, сколько за счет определенного орнамента умерить сексуальное желание самой женщины. Ношение браслетов, серег, височных колец, перстней, безусловно, также оказывает определенное воздействие на движение энергии в организме, и рождает немало вопросов. Почему, например, обручальное кольцо надевают на безымянный палец правой руки, а часы носят на левой. Почему комсомольский значок крепили на левой стороне груди – у анахаты, а нательный крестик носят у вишудхи.

studfiles.net

Украшения древних славян

   Любор Нидерле. Славянские древности. М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М.   Книга вторая. Жизнь древних славян. 

 Женская одежда, как и мужская, первоначально состояла из рубашки, представляющей собой длинную грубую нижнюю сорочку (льняную или конопляную), которой, по всей вероятности, в большинстве случаев и ограничивался женский костюм. И поныне славянки на Балканах летом ходят в одной только длинной рубахе. Покрой её нам неизвестен, однако несомненно, что делали её из куска ткани, который обертывали вокруг тела и сшивали на боку. Рукавов она не имела и поддерживалась на плечах одной или двумя лямками. Была она примерно такой же, как и рубахи, которые и сейчас женщины носят в Карпатах53.

Украшения древних славян

Верхняя одежда, если в ней была необходимость, надевалась уже на рубаху, причем нижнюю часть тела закрывали фартуками (спереди и сзади), а верхнюю – различными видами платья54 или кабатом, не отличавшимся от мужского. По всей вероятности, первоначально покрой и отделка этого вида одежды для обоих полов были одинаковы. Древнее общеславянское выражение оплечье означает повсюду у славян какую-то надевавшуюся на плечи часть женского костюма. Весьма вероятно поэтому, что нечто похожее на жилет или воротник у горла, имели уже древнеславянские женщины.

Украшения древних славян

Впрочем, у женщины, целый день занятой на работе, и не могла развиться какая-то типичная верхняя одежда, которая мешала бы свободным движениям. Поэтому я думаю, что верхнее платье носилось довольно редко. Зимой женщина, разумеется, тоже защищала себя от холода шубой или каким-нибудь другим видом накидки, название которой понява (понёва) засвидетельствовано уже в XI веке, а в отдельных областях России оно и до сих пор означает широкий передник, прикрывающий нижнюю часть тела сзади и с боков55.

Украшения древних славян

Славянские девушки носили волосы, заплетенные в косы73, и ходили с непокрытой головой, которую, как об этом свидетельствуют многочисленные находки, украшали только повязкой (диадемой) и височными кольцами (большей частью из серебра).

В отличие от девушек, славянские женщины в всегда ходили с покрытой головой, либо платком (наметъка, завой, повой, убрусъ), концы платка спадали на грудь, либо чепцом (чепъсь, чепецъ), полностью покрывавшим остриженную голову замужней женщины. У восточных славян женский чепец подвергся сильному византийскому и восточному влиянию (русская кика, кокошник и т. д.). Срывание с головы женщины платка или чепца наказывалось очень строго.Украшения древних славян

Несложные одежды славянки шили дома сами, используя для этого железные или костяные иглы, большое количество которых найдено в могилах. Эту простую одежду славяне разукрашивали цветной вышивкой. В том, что они это делали, у меня нет никаких сомнений, ибо для того, чтобы нынешняя славянская вышивка, выработавшаяся в течение последних столетий, достигла такого совершенства и утонченности, нужны были многовековой опыт и долгий путь развития. Впрочем, мы располагаем и древними известиями, подтверждающими это. Так, Козьма Пражский в записанной им легенде о Либуше сообщает о вышитых подушках, а Герборд сообщает о вышитых рубашках у поморян. Нет недостатка и в археологических свидетельствах, представленных находками в славянских курганных могильниках71 на территории России.

Княгини, как и князья, носили корону на голове77, византийский патрицианский костюм, украшенный убранной камнями роскошной и широкой золотой полосой, перекинутой через левую руку вокруг тела. Подобное воспроизведение византийского церемониального костюма на Западе мы не встречаем.

Ни одну из современных славянских одежд, какой бы примитивной она ни была, мы не можем без оговорок отнести к древнему времени и назвать ее древней славянской одеждой. Правда, в отдаленных горных областях Карпат и Балканского полуострова сохранились многие особенности древнего одеяния: опанки, гати и ноговицы, рубашки, у женщин фартуки, платки на головах, но тем не менее наряду с этими особенностями в их одежде имеются многие новые составные части, которые появились уже значительно позднее. И всё же общий характер этих одежд, например в Западных Карпатах,  простой народ выглядит в своей грубой конопляной одежде примерно так же, как выглядели славяне тысячу лет назад.

Украшения древних славян    Украшения.

О славянских украшениях ΙΧ-ΧΙΙ веков можно было бы написать весьма обширное исследование, так как от того времени до нас дошло очень много материала, свидетельствующего, что, подобно другим народам, древние славяне, особенно женщины, насколько это позволяли им достаток, стремились принарядится, и надеть различные украшения. В истории материальной культуры древних славян нет ни одной такой другой страницы, которую можно было бы осветить так подробно, как украшение тела и платья, а также связанное с этим производство украшений, которые были тогда у славян в моде.

Однако объём и характер этой книги совершенно исключают подробное освещение этого вопроса; описание же различного рода славянских диадем, височных колец, серег, ожерелий, браслетов, перстней и многих других украшений без достаточно подробных иллюстраций является вообще невозможным. Поэтому мне не остается ничего другого, как отослать читателя к соответствующему разделу моей книги «Жизнь древних славян» (I, стр. 529–682), где он сможет найти подробное описание украшений и соответствующие иллюстрации. Впрочем, к некоторым деталям мы возвратимся еще в ходе последующего изложения, например в разделе о ювелирном деле и изготовлении изделий с эмалью.

Украшения древних славян

Здесь же я освещу лишь некоторые наиболее общие вопросы.    Во-первых, нам не известно, изготовляли ли славяне украшения в древнейший период их существования и существовало ли у них ювелирное производство. Почти все то, что является характерным для украшений славян языческого периода, появилось только в конце этого же периода, с VIII по XI век, когда славяне подверглись сильному византийскому, восточному и скандинавскому влиянию, а на Западе – влиянию франков. До этого украшениями славяне были весьма бедны. В могильниках V–VI веков мало встречается ремесленных изделий и украшений, что свидетельствует о большом упадке культуры, наступившем, очевидно, в связи с переселениями народов и потрясениями как данного, так и предшествовавшего ему периода. Более часто украшения, привозные или местные, начинают появляться в славянских могилах только с VIII и главным образом с IX века. С этого времени и начинается новый подъем материальной культуры.

Во-вторых, следует сразу же указать, что начиная с IX века славянские украшения обнаруживают значительное разнообразие. Нет вещи (за некоторыми исключениями), форма и техника изготовления которых являлась бы общей для всех славян. Отдельные славянские страны уже значительно отличаются друг от друга, особенно Запад от Востока78, причем Восток в значительной степени усвоил византийский и восточный стиль и перенял также и их технику.Украшения древних славян

В X и XI веках преобладает восточный стиль, с конца же XI века – византийский. Вместе с тем, хотя украшения и изготовляются из бронзы, меди и золота, только серебро, привозимое арабами, становится у славян важнейшим металлом. Украшения преимущественно делались из серебра, они были мелкие, легкие, по технике изготовления большей частью филигранные, и любовь к ним, несмотря на их восточное происхождение, характерна для славян X и XI веков и отличает их от соседей.

Украшения древних славян

Славянские женщины в России своими изящными серебряными украшениями значительно отличались от своих финских или литовско-латышских соседок.    Что касается отдельных видов туалетных украшений, то нашего внимания заслуживают прежде всего перстни, браслеты и массивные ожерелья, а также серьги, встречающиеся в больших количествах и имеющие самые разнообразные формы. Столь важные когда-то застежка и пряжка теперь более редки и однообразны79.

Фибулы в большом количестве появились в славянских землях только в результате торговли с Римом, и происхождение их – всегда римское, провинциальное. В I IV веках н. э. фибулы с Эльбы и Дуная проникают в глубь земель, занятых в тот период славянами, а начиная с IV века с Черноморского побережья в среднюю Русь стали проникать так называемые готские застежки (хотя это название я охотно заменил бы другим), видоизменения которых удерживались там в отдельных случаях вплоть до VII и VIII веков. Одновременно из Прибалтики приходили отдельные фибулы особой формы и отделки (эмаль), а в конце IX и X веков из Борнхольма, главным образом с русско-варяжскими дружинами, приходили и скандинавские застежки. В общем же фибула в конце языческого периода у славян весьма редка. Они не создали ни одного собственного образца, отдавая, очевидно, предпочтение застегиванию при помощи пуговиц или петлиц. Только в Восточных Альпах более часто обнаруживается типичная для славян округлая, оригинально декорированная застежка (так называемый кётлашский тип), но и она, как я полагаю, происходит из соседних франкских мастерских.

 

Пряжки и запоны встречаются уже чаще. Пряжка также появилась под римским влиянием и служила для застегивания поясов и вообще ремней. Но в то время как среди западных славян она не удержалась (во всяком случае, в западнославянских, а также в южнославянских могилах пряжка встречается редко), на востоке она известна в большом количестве как в формах, присущих собственно славянам, так и в ряде образцов балтийского, скандинавского, финского и тюрко-татарского происхождения, которые в отдельных случаях также приходили к славянам от их соседей. Однако проанализировать их я здесь не имею возможности и потому снова вынужден сослаться на соответствующее описание в «Жизни древних славян» (I, с. 557.).

Из украшений, служивших исключительно этой цели, для славян прежде всего были характерны диадемы. Выше мы уже видели, какое значение в жизни славянских девушек имели (и до сих пор имеют) венец и диадема как отличительный признак незамужней женщины. В России (в других странах очень мало) археология предоставила нам ряд интересных доказательств этого. В частности, в славянских могилах в Полтавской губернии были найдены весьма интересные диадемы, представлявшие собой повязку вокруг головы, увешанную мелкими бусинками, кружками и ракушками. Еще более красивые золотые, покрытые эмалью диадемы были найдены в нескольких кладах, обнаруженных в Киеве и в Сахновке, близ Канева, но все они византийского происхождения и относятся к более позднему периоду – ΧΙΙ-ΧΙII векам.

Украшения древних славян

В славянских могилах найдено также большое количество самых разнообразных серёг. В X и XI веках выделяются главным образом филигранные серьги, изготовленные из тонких серебряных или золотых плетеных проволочек или шариков, ажурных или покрытых зернью. Они являлись как предметом арабского импорта, так и предметом импорта византийских мастерских. Особенно богаты ими Киевщина, а на Балканах – Далмация. Однако довольно часто, хотя и в единичных экземплярах, они встречаются и в других славянских странах, например в Чехии и Польше.

Ожерелья из славянских могил встречаются двух видов: ожерелья из стеклянных бус, нанизанные вперемешку с бусинами из самоцветов, металлов и янтаря, и массивные металлические обручи различнейших форм, так называемые гривны (слово это появляется в источниках с X века). К ним можно отнести изготовленные в том же стиле браслеты и мелкие перстни самых различных форм, которые, несмотря на то что среди них и имеются очень любопытные вещи, я не имею возможности здесь рассмотреть80.

Украшения древних славян

Однако из всех видов украшений наиболее важными и наиболее характерными для славян являются кольца, вплетавшиеся женщинами в волосы. Они представляли собою оригинальные украшения, свешивавшиеся с обеих сторон головы, впереди и позади ушей (отсюда и археологический термин заушницы), закрывая виски или свисая до самых плеч. Подвешивались они на повязке или диадеме, обхватывавшей голову, или же попросту свободно вплетались в волосы. Наиболее близкой аналогией являются византийские короны и диадемы с подвесками. Несмотря на глубокую древность подобного рода украшений, мы находим их и у славян, главным образом с IX века. В XI и XII веках возник ряд кольцевых форм этих украшений, которые стали характерны либо для всех славян, либо для определенных славянских земель. В частности, у восточных славян известны археологически различаемые области подвесных колец («височные кольца» по терминологии русских археологов).

Украшения древних славян

Основным, общим для всех славян типом, являвшимся в то же время одним из тех общеславянских культурных признаков, по которым можно определять места обитания славян с VIII по XII век, было так называемое S-образное кольцо, напоминающее свернувшуюся змейку, то есть маленькое или среднего размера кольцо, обычно бронзовое, но часто покрытое серебром, один конец которого тупой, другой же расплющен и загнут петлей в форме буквы S. Этот тип распространен от Савы, Альп и Заале вплоть до внутренней России, но статистика находок показывает, что больше всего он был распространен на Западе, где чаще всего и изготовлялся. Там он, судя по всему, и появился, хотя этот вопрос является еще спорным.

Лично я полагаю, что примитивные кольца славяне вплетали в волосы издавна, но кольца с S-образным концом они видели где-либо в северных римских областях, где первые аналогии таких колец появляются уже до нашей эры, а чаще после начала нашей эры (в Боснии, Истрии, Тироле).

Кольцо с S-образным концом получило у славян столь большое распространение, что с течением веков эта безделушка стала чисто славянским украшением81. Это не единственная вещь, которая прошла у славян подобные превращения, аналогичное превращение произошло частично и с римской керамикой, которую славяне заимствовали, а позднее изменили, превратив в свою собственную типичную славянскую керамику.

Основное простое S-образное кольцо получило дальнейшее развитие в результате того, что местами менялся и усложнялся его завиток, S-образный конец, что на него надевали стеклянные или металлические бусины, менялся его размер или изменялась техника изготовления. Славянские женщины носили их по одному или по несколько (8-10), подвешенными на подвязке по обе стороны головы. На Западе их носили вплоть до XIII века. С Запада они проникли и в Россию, где мы довольно часто встречаемся с ними в Поднепровье; однако здесь в России, особенно дальше на восток и север, мы сталкиваемся с дальнейшим их локальным развитием.

Русские височные кольца ΧΙ-ΧΙΙ веков являются не только описанными здесь примитивными кольцами, но изменяются, превращаясь в круги, нижняя часть которых переходит в звездообразно или лопатообразно расчлененную плоскость ажурной и выгравированной пластинки. Такие височные кольца, как правило, серебряные, особенно характерны для области древних радимичей и вятичей82. Но и в других русских областях височные кольца обнаруживают различные и отличающиеся друг от друга формы, хотя и не столь богатые, как в бассейне реки Оки.    Если рассматривать славянскую одежду и украшения в целом, то следует признать, что особо роскошными они не были.

Украшения древних славян

Височные кольца: 1-2 – Меник (Чехия); 3 – Надзиево (Сьрода); 4 – Волынь; 5 – Кипр;

Украшения древних славян

Височные кольца:  6 – Сан-Серволо (Тироль); 7 – Либице (Чехия); 8 – Мертлох (Нюренберг); 9 – Кладно (Чехия); 10 – Грусице (Чехия);

Украшения древних славян

Височные кольца:  11 – Ратайе (Чехия); 12–13 – Мукаршов (Чехия); 14 – Калдус (Хелм).

Украшения древних славян
Височные кольца: 1 – Оршымовица (Плоцк); 2 – Росхарден (Ольденбург); 3–4 – Кештелы (Венгрия);

Украшения древних славян

Височные кольца: 5–6 – Сирак (Новоград); 7 – Биле Брдо (Хорватия); 8, 10 – Ноенберг (Штирия); 9 – Чернембель (Крайна);

Украшения древних славян

Височные кольца: 11 – Крунгль (Штирия); 12–13 – Новозыбков (Черниговская губ.); 14 – Канин (Чехия); 15 – Бобруйск (Минская губ.).

Украшения древних славян

Височные кольца:  1 – Заколпье (Владимирская губ.); 2 – Княжа гора (Киев); 3, 5 – Минская губ.; 4 – Гушчина (Витебская губ.);

Украшения древних славян

Височные кольца:  5 – Минская губ.; 6 – Федово (Новгород); 7 – Петроградская губ.;

Украшения древних славян

Височные кольца: 9 – Петроградская губ.; 10, 11, 14 – Московская губ.; 12 – Сурож (Черниговская губ.);

Украшения древних славян

Височные кольца: 13 – Броварки (Полтавская губ.); 14 – Московская губ.; 15 – Елизаветполь; 16 – Ляда (Тамбовская губ.); 15–16 – неславянские кольца.

Славянская одежда ещё в конце языческого периода и в начале христианской эры, если сравнить её с одеждой соседей славян, была ещё бедна украшениями. Она отличалась своей простотой даже в тот период, когда у славян уже развилось производство золотых и серебряных украшений, в силу того что оно было ограничено лишь несколькими отдаленными друг от друга торговыми центрами – Прагой, Пржеславом, Киевом, Суздалем, Новгородом.

 

В этих центрах славяне жили богаче и одевались роскошнее, в то время как простой народ как в Чехии, так и в Польше и в чистославянской Западной Руси золотом и серебром богат не был.

Все исследователи справедливо отмечают, что славянские могилы конца языческого периода в этих землях бедны, особенно если сравнить их с современными им германскими или тюрко-татарскими погребениями.

Украшения древних славян

Роскошные одежды и украшения развились лишь там, где славяне непосредственно соприкасались с соседними им финскими, тюркотатарскими, пруссо-литовскими и скандинавскими народами.

 

Здесь мы находим в славянских могилах большое количество и большое разнообразие украшений, в частности, дальнейшее развитие получили здесь височные кольца, диадемы, пряжки, перстни и даже фибулы, гривны и браслеты, которые в других местах весьма редки.

В X и XI веках излюбленным материалом становится уральское серебро, а наиболее распространенной техникой украшения – зернь. Так, например, в могиле, раскопанной у Таганчи возле Киева, какого-то князя или боярина XI века мы находим почти одни только серебряные или покрытые серебром вещи. Об этом говорится и в I Софийской летописи под 1209 г., где мы читаем о жителях Киева, что они не давали женам своим золотых обручей и что ходили их жены в серебре.

Совершенно иную картину мы видим в тот же период у соседей славян – литовцев, финнов и болгар на Оке, Каме и Волге. Хотя в их могилах и встречается больше украшений, но все они менее изящны и отличаются массивностью и безвкусицей.

Мы видим грубые головные уборы, тяжёлые шумящие привески, распространенную в ювелирном деле технику подражания плетеной веревочке, тяжелые и массивные бронзовые ожерелья (часто надеваемые по несколько штук сразу), огромные застежки и запоны причудливых форм, тяжелые браслеты – иногда по девяти штук на руке. Одним словом – это совершенно иной мир, с более роскошным в сравнении со славянской простотой нарядом, но зато с меньшим художественным вкусом.

Славянские девушки и женщины в своих изящных и легких серебряных украшениях бесспорно выглядели более красиво, чем их соседки.

——————————————— ***

73. В могилах найдены косы, свешивающиеся с головы или уложенные вокруг головы (Радим в Чехии).

74. Kosmas, 1.4; Herbord, II.27; Д.Я. Самоквасов, Могилы русской земли, 209. Уже в XII в. из России вывозились вышитые полотенца (Кондаков, Древности, VI.7). 75. Найденные остатки кружев свидетельствуют об их чужеземном происхождении («Ziv. st. Slov.», I, 515).

76.Η.П. Кондаков. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века, Пб., 1906. См. также: J. Ebersolt, Les arts somptuaires de Byzance, Paris, 1923, 139, 142.

77. «Źiv. st. Slov.», I, 524; Н.П. Кондаков, I, c. 16. Она есть и у князя Ярополка и его жены Ирины в «Кодексе Гертруды». См. рис. на с. 319.

78. Южные славяне на Балканах, за исключением хорватов, к сожалению, дали нам очень мало материала, но я уверен, что и они переняли восточный стиль.

79. Все подробности о развитии форм этих украшений и соответствующие к ним рисунки см. в «Źiv. st. Slov.», I, 529–679 и таблицы XX–XLI.

80.«Źiv. st. Slov.», I, 545, 614, 663, 670.

81.Более подробно об этом см. в «Ziv. st. Slov.», I, 591 след и табл. XXX.

82. Подробности см. в «Źiv. st. Slov.», I, 603 .

83. Ср. табл. XVIII в «Slov. star.», IV.

84.Полное собрание русских летописей, V.

ru-sled.ru

В современном мире люди все больше обращают свой взор на истинные корни и культуру страны, в которой они проживают. Русские женщины, выбирая украшение, делают акцент не только на красоту исполнения, но и на смысловую нагрузку, которую несет тот или иной образ. Славянский образ все более входит в главенствующие ряды при выборе украшений.

Славянские украшения

Особенность славянского стиля в украшениях — сакральные символы, геометрические орнаменты, руническое изображение и массивность исполнения. Каждый образ имеет свою глубокую историю и служит оберегом, защищающим от неприятностей. Главное преимущество этого стиля, в том, что он сочетается практически с любым решением в одежде и подчеркивает силу и красоту русских девиц. Каждое украшение впитывает энергетику мастера, который вдыхает своим творчеством жизнь в изделие и является своего рода волшебником, творящим чудеса. Невозможно остаться незамеченным в таком украшении. Оно способно подчеркнуть личность человека и подарить прекрасное настроение на весь день.

Браслеты из мельхиора с растительным орнаментом

В последнее время Россию захлестнула волна восточных мотивов в украшениях, да и не только в них, а в целом — культуры. Что не сделало наш народ сильнее, мудрее и просветленнее. Хотя есть факты, которые свидетельствуют о том, что светлые волхвы с длинными русыми волосами принесли на Восток ту культуру, которая процветает и по сей день. Если окунуться в магическую часть действий, то можно заметить, что организм в целом легче принимает все то, что произрастает и производится на родной земле. Поэтому символика и миропонимание русского духа сильнее отражается на славянах и в большей степени вступает в резонанс с его внутренним миром. Земля российская наполнена богатством славянской символики и своей культурой, так что давайте помнить и славить традиции наших предков.

Славянский оберег

Издавна русский народ верил в защитные функции оберегов. Они служили верными покровителями в жизни, начиная с физического состояния и заканчивая эмоциональным балансом, включая налаживание связей с высшими силами.

Девушка в славянском стиле

Великолепным подарком женщине будет славянское украшение, носящее сакральный смысл. Главное его предназначение — преображать облик, оберегать хозяина от неприятностей. Славянский стиль в украшениях способствует отражению внутреннего мира владельца. 

Так же славянские мотивы в украшениях служат важным средством передачи информации о человеке. Каждый символ обладает определенным спектром действия и оберегает человека от негатива, а так же служит средством привлечения добра и успеха в линию жизни его обладателя. Украшения древних славян чаще всего изображают Солнце, траву и деревья. Реже встречаются изображения Богов и животных. Наиболее развит был у наших предков культ Солнца. Он отражался в украшениях в виде  свастики, колеса, круга или креста.

Символ Солнца у славян

Еще за много веков до появления христианства, крест активно использовался как мощный оберег. Истинное его значение — Солнце. Это один из двенадцати символов власти и энергии творения. Как источник тепла, светило дарит человеку жизнь, долголетие, любовь, страсть, характер, волю и бессмертие. Своим светом оно касается каждой песчинки и вдыхает жизнь во все, что имеет свой жизненный цикл, передавая мудрость времен и развивая истинные знания в человеке. Крест имитирует у славян орудие добывания огня. А согласно славянской мифологии, земной огонь имеет свое начало от огня небесного, представлением которого и является наше светило. Четыре луча креста отражает смысл четырех сторон света, что олицетворяет могущество Солнца. В большинстве традиций Солнце носит мужское начало. Солнце и Луна — это золото и серебро, душа и тело, король и королева и другие нескончаемые ассоциации, возникающие с этими понятиями. В воплощении Солнца может быть не только четыре луча, но и три, пять, восемь и более. И каждый такой символ имеет свое особенное значение, хотя все же основная мысль остается неизменной.

Оберег «Солнечный Крест»

Символом Солнца был не только крест. В славянских украшениях отражалось и движение Солнца по небосводу. Основная символика такого действия — это круг, нередко имеющий сходство с крестом. Круг — символ бесконечности. Все в мире движется и меняется, одновременно оставаясь неизменным и вечным. Во всех древних обрядовых действиях были заложены круговые движения. Основа — хороводы.

Сочетание круга с крестом носит название свастика. В переводе такое слово означает «благополучие, связанное с благом». В оберегах и талисманах свастика занимает главенствующую роль и обладает мощным защитным полем. Своим изображением свастика означает символ вращающегося Солнца, Коловрат. Существует два вида свастики: прямая и обратная. Прямая — это крест с загнутыми концами, ведущими свое движение влево, по часовой стрелке. Это отражение мужского начала, духовности, потоков высших энергий, дорога к божественному началу. Прямая свастика дарит обладателю удачу, оберег от негатива извне, а так же наполняет здоровьем и долголетием. Обратная свастика отождествляется с женским началом и имеет свое отражение в кресте с загнутыми концами влево, против часовой стрелки. Такая свастика имеет противоположное действие прямой свастике. Она наоборот, дарит жизненные силы, умиротворяет эмоциональный фон, приземляет, дарит женщине недостающий поток земной энергии.

Символ Коловрат

Колесо в украшениях символизировало солнечную энергетику. Спицы колеса — лучи, а центр — солнце. Колесо отражает жизненный цикл, реинкарнацию, изменчивость и в тоже время постоянство. Круг — это границы земного мира, а центр — вечный двигатель, источник жизни и тепла.

Спиралевидные формы украшений отражают космические природные циклы Галактики, водовороты и смерчи. Даже моллюски имеют раковину в форме спирали. В человеческом организме в таком виде представлена молекула ДНК. Спиралью является сложный и многообразный символ. Главное его отражение — жизненная нить на всех уровнях: космическом, земном…

Украшения древних славян

Зеркало. Мир зазеркалья знаком нам из многих сказаний. Это портал для перехода в мир иной. Существует поверье, что если зеркало висит над гробницей или в купольной части в храме, то это именно то место, которое призывает к себе душу. Символ этот носит в себе такие понятия как истина, самореализация, душа, мудрость, отражение божественного и магического начала, берущего начало в Солнце, Луне, звездах, космосе. 

Символом вечности, цикличности и даже алхимии является знак змеи, которая кусает свой хвост. По разному интерпретируется значение этого знака. Он сочетает в себе внутреннюю пространственную и созидательную силу яйца. Так же символ змеи олицетворяет соприкосновение с земным миром и небесное пространство неба, которое отражает форма круга. Кроме всего вышеперечисленного змея, кусающая свой хвост, — символ кармы и колеса Сансары — Воплощения.

Украшения древних славян

Лабиринт — еще один сакральный знак славянского стиля. В себе он несет таинственность и загадочность, имеющие шлейф различных толкований. Изображение лабиринта служит оберегом от враждебных сил и злых духов. Отражает потоки Вселенной, движение, начало и конец, вход и выход, рождение и смерть, путь жизни.

Согласно ведическим знаниям, Солнце отражает мужскую энергию, в то время как женская суть и начало берут силы от Луны. Она дарит богатство внутреннего мира, красоту, цикличное обновление процессов, возрождение, магическую силу, текучесть, интуитивность и эмоции, свойственные женской природе. Издавна по Луне определяли урожайность, приливы и отливы. Лунница — главный символ плодородия, рода и благости. Украшения, имеющие такую символику, способствуют гармоничному протеканию беременности и наилучшему разрешению в родах. Цветочные композиции, дополняющие лунницу, окутывают так же владельца и защитой Солнца, что благотворно отражается на гармоничном развитии человека в целом. В славянских поселениях женщины носили украшения в форме молодого месяца и не снимали его на протяжении всей жизни. Таким образом они оберегали себя от бед и невзгод, и дарили себе и свои детям здоровье, а дому — богатство.  Загнутые книзу рожки отражают благость неба, под опекой которого и находится владелец талисмана.

Украшение оберег «Лунница»

Наши предки верили в то, что украшения-обереги отпугивают всю нечисть своим звоном при ношении. Поэтому часто славянские талисманы и обереги были сделаны в виде бубенчиков и различных подвесок, которые при движении человека звенят или шумят. Одним из наиболее распространенных оберегов в женском мире были подвески. Славяне подвешивали их на цепочки и прикрепляли к бляхе. При ходьбе они издавали шум и имели символ оберега. Например,  изображение уток на серьгах знаменовалось символом Рода. Одним из известных оберегов славянского мотива считается папоротник или одолень-трава, одаривающие носителя мудростью и силой. Подвески были разные: нагрудные, поясные, а так же входящие в состав ожерелья. Усиливали защиту женщин от негатива подвески в виде птиц и животных.

Височные украшения

Обереги издавна носили не только женщины, но и мужчины. Перстни, застежки, запонки всегда одевали с целью защитить себя и увеличить силу, мудрость и устремления.

Серьги — одно из любимых украшений любой женщины. Издавна в традиционных украшениях славян преобладали височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в косы. Но с течением времени височный стиль вытеснил проволочный и сейчас мы чаще носим славянские украшения в ушах.

Серьги славянские

Браслеты. У славянских женщин в древние времена браслеты назывались по-другому: обручи или наручи, то есть изделия, которые обхватывают руку. Славянская женщина могла носить на одной руке от 1 до 8 браслетов сразу. Среди богатого разнообразия браслетов, именно в славянском стиле прослеживается их огромное разнообразие: витые, крученые, дротовые, плетеные, полые, пластинчатые и створчатые. Украшают браслеты различные рисунки, в основном из мира флоры и фауны. Растительный мир в украшениях передает образ богатства, изобилия, плодородия и цветения.

Браслеты славянские с растительным орнаментом

Символы в украшениях русской девы имели самые разнообразные формы и фактуры. Так, например, Солнце своим светом в виде украшения отпугивало нечисть, беды и плохие события. Птица оберегала домашний очаг и вдыхала гармонию в отношения. Сокол — отражение мужества и сильный оберег, защищающий мужчину, который идет на войну, в сражение.

Наконечник стрелы, как украшение, оберегал владельца от бед и несчастий. Археологи часто встречают украшения с несколькими наконечниками стрел на окраинах Приднепровской области. Они были популярны и у славянских женщин.

В давние времена воинам не вручали медали и ордена, а награждали монетами за силу и храбрость. Чем больше подвигов и поступков совершил глава семьи, тем больше монет блестело в украшениях его дочери. Интересно, что современные награды выглядят подобием монеты и традиция тянется издалека..

Изображение засеянного поля часто использовалось в качестве оберега. А когда создавалась новая семья, ей обязательно дарили знак засеянного поля, как символ любви, счастья, наполненности, достатка, понимания и радости в доме. Новая семья, словно семя, посаженное в землю, своими ростками, тянущимися к Солнцу, вырастает в прекрасное дерево жизни. Есть такое предположение, что слово «семья» произошло от слова «семя».

Браслеты с символом «Засеянное поле»

Практически в каждой культуре в украшениях присутствует символ дерева мира. Довольно часто его можно увидеть в качестве центрального фрагмента в орнаментах славянского стиля, которое служит символом благости и долголетия. Этот знак является неотъемлемой частью природы и изображается в виде миниатюрного дерева. Символ дерева мира носит сакральный смысл. Часто его отождествляют с человеком, который является частью природы. Еще одна интерпретация дерева — космическое тело, по которому, как по ветвям, течет прекрасная энергия жизни, питая своим телом все живое на земле.

Славянский браслет «Древо жизни»

Часто в украшениях славян использовались гривны. Этот знак в изделиях выделял человека из толпы и отмечал его как очень почитаемого и уважаемого. Люди низших каст не могли носить такие украшения. Сейчас в мире гривной называют денежную единицу, что подчеркивает ее глубинный сакральный смысл.

Виноградная лоза является символикой, которая отражает плодородие и богатство.

Фундаментальное положение в славянской культуре имеет изображение диких животных в украшениях.

Славянские украшения с птицами

Изображение птиц несло в себе оберег семейного очага, благости и спокойствия в доме. А птица в паре — образ рода. Драконы в паре — любовный союз.

Славянские браслеты с символом «Грифон»

Славянская мифология дарует нам рассказы об удивительных сказаниях. Одной из главных персон в них является существо с головой, крыльями, ногами и когтями орла, которое называлось Грифон. Своим внешним видом птица-зверь показывала то, что является царем животных и птиц, соединяя в себе небо и землю. В современном мире есть понятие «гриф секретности», которое перекликается со смыслом знака Грифона, означающее сохранение важных аспектов от постороннего взора, другими словами «держа во тьме неведения от других». Этот символ отражает силу, волю и бдительность. В разных странах Грифон отражает свое предназначение по-разному. В Греции этот знак был олицетворением Аполлона, чью колесницу он перемещал по небу, для Афины он отражал мудрость, для Немезиды — возмездие. Мифы и легенды Индии рассказывают, что Грифон охранял золото скифов. А на Крайнем Севере — золото Зевса, которое  находилось в Гиперборее.

Кольцо серебряное «Грифон»

Скифы-скитальцы в народе назывались соколотами. Их знаком был сокол. Эта птица во всех культурах отождествлялась с культом Солнца. Например, в Египте божество Солнца Гор-Хор был изображен в виде сокола. В славянской мифологии этот знак отражается в действии: сокол терзает змею. Смысловая нагрузка этого символа отражает переход времен, когда киммерийская (змеиная) эпоха сменилась соколотской (соколиной). В религии сокол представляется в двух образах: домашний и дикий. Домашний — это образ святого человека, который обращен своим взором к Богу, к Христу. А если рассматривать христианство, то  дикий сокол отражает плохие мысли в человеке, его непокорность. В живописи домашний сокол часто присутствует в сценах пиров и праздников, которые происходили в жизни знати. А в картинах, на которых изображены волхвы, сокол изображался сидящим на руке.

Славянское кольцо с символом «Медведь»

Самым сильным из всех лесных зверей на Руси считался медведь. Его изображение в украшениях — символ спокойствия, упорства и могущества. Славяне никогда не боялись этого могущественного зверя, а уважали его, как царя животного мира. Медведь в своей жизни представляется как зверь, обладающий упорством, силой, устремленностью. В общем, теми качествами, которыми нужно обладать мужчине. Именно поэтому знак медведя считается проявлением мужской энергии.

Славянские украшенияс символом «Олень»

Символом красоты и благородства в славянских мотивах является олень, реже — баран или лось. Фигура оленя в прямом смысле являются тотемом скифского искусства в целом. Подтверждением этому являются образы на оленьих камнях. И название многих скифских народов — «сака» происходит от слова «олень». Олень — очень выносливое, быстрое и сильное животное, обладающее грациозностью движения и величественностью. Украшения с таким символом наделяют человека всеми качествами оленя, высвобождая нужные энергии и корректируя негативные.

Славянские браслеты с символом «Пантера»

Пантера в славянских украшениях символизирует силу, быстроту и мощь, все те качества, которые необходимы воину. В мирное время носили украшения с изображением спящей пантеры, но когда начиналась война, животное изображалось в виде оскалившегося зверя на вытянутых  лапах.

Так же в украшениях присутствую сцены боя животных друг с другом или терзания одного животного другим. Но сами по себе такие орнаменты несут светлые и добрые смысловые нагрузки, означают обновление или возрождение. Для того чтобы что-то родилось, обязательно должно что-то погибнуть. Такой посыл можно увидеть в весенней природе, когда молодость и сочность молодых побегов приходит на смену отмершей растительности.

Ключ, как символ, несет в себе прямое назначение и запирает все двери человека от негатива и злых духов, оберегает владельца от сглаза и порчи. Так же ключик в украшениях является оберегом домашнего очага и достатка. В древности ключ носили как украшение на поясе. В современном мире часто ключ носят в качестве кулона на цепочке.

Кулон «Ключ»

Каждый народ должен помнить и чтить свои корни. И своим выбором в пользу украшений в славянском стиле мы подчеркиваем свою принадлежность к сильному и великому роду с насыщенной многовековой историей. Своими магическими свойствами они плотно завоевывают наши сердца при выборе
стиля. Русь — великая страна, а русские — великий народ, который помнит и славит своих предков.

milady-24.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.