Идол велеса

 

Бог Велес

Велес (Волос) — является одним из самых известных и самых загадочных Божеств языческого пантеона древних славян. Ему приписывают роль ответственного за людей и животного мира в целом. Многие современные исследователи разнятся в своих выводах, однако точно одно — Велеса славили наши самые далёкие предки. Одни называют его скотьим Богом, покровителем скота, другие говорят, что скотий Бог покровительствует животной природе человека, третьи утверждают, что Велес — Бог поэтов и богатства, является дедом знаменитого поэта Бояна, четвёртые говорят о его загробной сущности, о его задаче встречать души после смерти и провожать в мир мёртвых. Суждений на счёт Бога Велеса существует большое количество, но разберём всё по порядку.


 

Происхождение имени Велеса до конца не выяснено. Некоторые исследователи отделяют имена Велес и Волос и утверждают, что принадлежат они разным Божествам. М. Фасмер предполагает, что Велес произошло от слова «велий» или «великий». Так же не отвергается точка зрения, что Волос — волосатый, лохматый, волохатый. Очень может быть, что слово «волхв» происходит именно от имени бога Велеса. К тому же, многие волхвы, как известно, надевают одежду мехом наружу, уподобляясь тем самым Велесу. Велеса сопоставляют с балтийским Богом мира мёртвых Вяльнасой, Виелоной, Велнсом или Велсом. В индийской мифологии есть демон Вала, который пожирает скот, что перекликается со славянской мифологией, в которой Велес похищает у Перуна его небесные стада. Велес по многим признакам соответствует скандинавскому Богу Вотану (Одину). Также многие склоняются к тождеству со скандинавским VALASS, который является Богом волов. Велес по многим аналогиям схож с греческим языческим богом Аполлоном и римским Марсом. Гальковский в своей книге «Борьба христианства с остатками язычества» предлагает версию: у литовцев есть слово welis, что означает «покойник», wel’ei — души умерших, и это может означать, что Велес изначально был духом предков, домовым или овинником, который ухаживал за скотиной. 

 

Некоторые исследователи говорят о том, что и Велес и Волос могут быть разными Богами.
лос и Велес, как единый Бог, имеет слишком много различий и противоречий самому себе. Так, под именем Волос часто подразумевают Змеиного Бога, Подземного, Бога с чешуёй, того самого дракона, с которым борются древнерусские богатыри, Змей которому извечно противостоит Перун; а вот когда говорят Велес, то имеют ввиду либо на вид мудрого старика, либо Бога в виде медведя, либо в виде быка, который покровительствует домашнему скоту. Однако это мнение оспаривается, так как идолы на древней Руси ставили только одному Велесу-Волосу и достоверных упоминаний о их различной природе пока нет. Во всяком случае, сейчас принято считать, что Велес бык, змей, медведь, мороз являются ипостасями одного Бога.

 

Одни из самых достоверных упоминаний о Боге Велесе — это упоминание в договорах Киева с Царьградом Олега и Святослава: Клятва Олега: «Клящася оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом»; Клятва Святослава: «Да имеем клятву от бога, в его же веруем, в Перуна, и в Волоса, скотья бога». Вряд ли Велес был исключительно Богом скота. Скорее всего, это одна из его не самых последних обязанностей или ипостасей. Так же не стоит недооценивать роль скота в древнем мире. Если в наше время Бог скота представляется совсем незначительным, так как в большинстве современных домов, кроме кошки, животных больше нет, то в Древнем Мире скот был основой не то что процветания или благополучия, а вообще жизни и выживания.
каждой семье была своя скотина — коровы, козы, свиньи и т.д. Домашняя скотина — это практически член семьи, который кормит всех людей. Скотий Бог был наиглавнейшим в почитании язычников, так как от благополучия и здоровья скотины могла зависеть жизнь всей семьи. Если Велес перестанет покровительствовать домашнему скоту, то лето ещё можно протянуть, но зиму пережить уже не получится.

 

славянский бог Велес

Велесу помогают многочисленные помощники, его воинство, Велесичи — домовые, банники, лесовики (лешие), овинники, дворовые, полевики, полудницы. Все они помогают Богу в повседневных делах людей. Таким образом, мы видим, что Велес — это не только скотий Бог, который помогает исключительно животным. Чтобы помогать животным он руководит целым сонмом духов. Таким образом, Велес является не просто скотьим богом, но также богом иного мира. Покровитель людей, покровитель повседневных дел людей, их занятий, труда, прибыли, достатка, мудрости, покровитель ищущих знания. Кроме того, Велеса ещё называют богом богатства. Существует поверие, что человек в поисках материального процветания должен обращаться именно к этому богу, так как Велес заведует всеми делами человеческими в этом мире.
bsp;О том, что заведует он не только животным миром, говорит и ещё один обычай оставлять после жатвы на поле сноп сена — волоть, который ещё назывался «Волосовой бородкой» или «Велесу на бородку» — благодарное подношение Богу, который помог собрать урожай. Вспоминая договор князя с греками, можно также предположить, что Велес, наравне с Перуном, следил за всеми договорами и клятвами, тем более теми, что шли от его имени.

 

Связь Велеса с потусторонним миром неоспорима. Большое количество духов Велесичей подчиняются ему. По самым древним верованиям Велес (водчий, пастырь мёртвых) встречает душу умершего в загробном мире на Калиновом мосту и проводит через реку Смородину в мир мёртвых. Изображают Велеса в виде мудрого рогатого старика с кривой палкой или пучком срезанных колосьев, либо в виде человека с бычьей головой. Кроме того, Велеса часто изображают в виде медведя. Забрёдший в поселение медведь считался воплощением бога Велеса, который хотел о чём-то предупредить людей. Представая в облике лесного зверя, Велес является ещё и покровителем лесных угодий наряду со Святобором,  покровителем путников, и здесь же имеет особое воинство духов — лесовиков или леших.

 

Считается, что Дед Мороз или Карачун — также одна из ипостасей Велеса, который заведует зимним лесом и зимней стужей.
оме того, Велеса или Волоса изображают Змеем — противником громовержца Перуна. Его называют Богом подводного (морского) и подземного миров. Отсюда и его связь (одно из его изображений) со змеем, драконом. Вообще двух Богов — Перуна и Велеса — часто противопоставляли друг другу, как будто они были вечными противниками (бог Земли и бог Неба, бог обычных людей Велес и бог княжеской дружины Перун). Но, несмотря на своё противоборство, всё же Перун и Велес остаются сплочёнными, именно поэтому языческие князья давали обещание или клятвы именами обоих богов.

 

Так как культ Велеса был одним из главных в древней Руси, естественно, что у него были свои капища и святилища. В Густинской летописи написано: «Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести». В Киеве идол Велеса стоял на, так называемом, «Киевском Подоле» в нижней части города у пристани на реке Почайны. Во время крещения в 988 году, как и идол Перуна, идол Велеса скинули в реку. В «Житии Владимира» говорится так: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи». В пантеоне, который предлагал Руси Владимир, Перун всегда был выше Велеса. Велес был покровителем всей Руси, всех обычных людей, а Перун — богом князя и княжеской дружины. В Киеве Перун стоял на горе, а Велес под горой. Если принять во внимание, что Перун — это Бог грома, грозы, небесной стихии, а Велес — земной и подземной стихии, то из этого становится понятно, почему Перуна всегда ставили наверху, а Велеса внизу. В Македонии есть город Велес, который стоит прямо под горой Ильи-Пророка (Илья-пророк перенял функции Перуна во времена крещения). В Хорватии есть посёлок Волоско, который также находится под горой Перун.


 

Ещё одно утверждение, что этот бог имел большую силу в верованиях язычников, донёс до нас некто Авраамий Ростовский в  XI веке, который о Ростовском идоле Велеса, стоявшем на Чудском конце города, говорил так: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу». По одному из преданий город Ярославль был построен на месте храма Медвежий Угол, посвящённого Велесу, в котором волхвы держали священного медведя «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури». Ярослав Мудрый по тому же преданию разогнал волхвов, убил медведя и разрушил храм Велеса. Об ильменских словенах в рассказе о грамоте Александра Македонского в 17 веке написано так: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца». В Великом Новгороде так же существовало капище Велеса и находилось оно на месте современной церкви Власия. В общем, доказательств того, что Велес был одним из верховных Божеств языческого пантеона, предостаточно.

 


созвездие Волосыни

Именем Велеса называлось звёздное скопление Плеяд — созвездие Волосыни (Волосыни — жёны Велеса, их же, по утверждению Афанасия Никитина, называют ещё Власожелищи). Млечный Путь назывался Волосожары. Деревом бога славян Велеса считаются ель, сосна, орех, ясень, тис — из этой древесины делают обереги Велеса или кумиры. Вероятно, что на капищах Велеса висели черепа животных, а сам кумир был увенчан рогами и укутан в меха. Так же, вероятнее всего, идол Велеса присутствовал на многих капищах, так как, кроме всего прочего, Велес является покровителем волхвов, колдунов, целителей, гадателей и т.д. Его покровительство всему человеческому, всей человеческой природе естественно заставляло людей чтить его как своего защитника и заступника, покровителя практически всех сторон человеческой жизни, начиная от самого рождения и заканчивая посмертным путешествием в загробный мир. На праздники или в дни славления Велеса традиционными блюдами являлись молоко, творог и другие молочные продукты. Неправильным являлось употребление в пищу говядины, медведятины.
еба приносилась зерном, мёдом, хлебом, молоком, идол поливали пивом и квасом. В сказании о Построении града Ярославля мы можем читать: «Сему же многоказненному идолу и капище створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури», то есть приносились в жертву куры. Об этом также говорит чешская история, где чехи даже после принятия христианства приносили в жертву Велесу голубей и чёрных кур. Птицами Велеса считаются Ворон (по славянской мифологии два ворона сопровождают душу) и мудрая птица Филин.

 

Для выбора места капища или святилища Велеса прибегают к определённым приметам. Капище может быть поставлено как в сырой низине, где преобладает царствие подземного и подводного, змеиного мира, так и на горе, где, к примеру, раскинулся ельник или растут другие деревья скотьего бога. Хорошим знаком для постановления капища в определённом месте является присутствие поблизости гнезда воронов.

 

Праздники Бога Велеса:

1-6 января — Велесовы дни

10 февраля — Велесов День

 

Символ Велеса:

 

символ бога Велеса

 

 

Велес на гербе города Волосово, Ленинградская область:

 

Велес на гербе города Волосово


web-kapiche.ru

Велес Бог мудрости и удачи мог принимать любые обличья. Чаще всего Велеса изображали мудрым стариком, защитником растений и животных. О черноте Велеса свидетельствует отсутствие его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса стоял отдельно, не на холме, а на Подоле. Между тем и разделываются с Велесом в Киеве при Владимире, отправляя в загробным мир по реке, то есть не уродуют, а хоронят старого бога. В «Житие Владимира» говорится:
«А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи«
Этим, якобы Владимир отправил Велеса, как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых. Упокоил, стало быть, двух самых известных славянских богов. Впрочем, в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу

Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира – Чудский конец. С Велесом сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах.

И Авраамий, уничтоживший "идолу камену" Волоса в Ростове, "едва не стал жертвой беса", преобразившегося в свою противоположность – "в образ воина, который возвел на него навет "царю" Владимиру..".
с "обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами". Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога – Одина. И Авраамий, уничтоживший «идолу камену» Волоса в Ростове, «едва не стал жертвой беса», преобразившегося в свою противоположность – «в образ воина, который возвел на него навет «царю» Владимиру..». Бес «обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами». Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога – Одина. В "Сказании о построении града Ярославля", источнике XVIII века, восходящем к древней записи, "которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в достаточной степени отразила истинный ход событий", прямо говориться, что волхвы были жрецами "скотьего бога": "Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури". Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то жреца казнили. И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься… При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался. Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь".

Николай Карамзин пересказывает (без ссылки на источник, но это по сути один из вариантов "Великопольской Хроники") "для любопытных" "басни", в одной из которых находим: "Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от Александра Македонского), повесили оную в своем капище с правой стороны идола Велеса… Чрез несколько времени восстали от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн, воевали землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ моря, положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после монастырь Влахернский…)".

С большой долей вероятности можно говорить, что Велес – водчий и пастырь мертвых как его балтские аналоги, как и святой Николай.
"Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко… сбавляет с раба божьего семьдесят болезней".
Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог, как нами было показано в нашей предыдущей книге , где проводился функциональный анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его имен Мокос – муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) – таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком – бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.

У словен приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря – Николу Водяного Волх, Волхов, Волховец – также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в "Слове о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок – Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни – жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина "Хождение за три моря": "Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток" . Волосожары – Млечный Путь – "Велес чесався и волосья разбросал". По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь – ее молоко. Велес – сын Коровы Вселенной. Лось – Созвездие Большой Медведицы – чертоги Велесовы.

Итак, Велес:

1. "Скотий бог" – хозяин Дикой Природы.
2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех странников.
3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог.
4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
7. Податель богатств.
8. Покровитель знающих, учитель искусствам, в том числе скальдическому.
9. Бог удачи.

День Велеса – среда, камень – опал или обсидиан, металл – свинец или ртуть, дерево – ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны — отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники – тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности – то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.

На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами – еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой. Велесу жертвовали медью, ибо он – бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом – теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января – в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего – 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля – когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убранном поле "на бородку" – Николина борода.

На протяжении всех веков языческая традиция противостояния Черного и Белого бога продолжается и проявляет себя на всех уровнях. Первый – Старый – умиротворяет природу, второй – Молодой – ее возрождает, а с ней и восстает сам, полный сил. Весной молодой сменяет старого, а Новый меняет Прежнего. Затем цикл повторяется, и так будет вечно.

godsbay.ru

Чудесное рождение чудесного бога

Славянский миф рассказывает о том, как появился на свет бог Велес. Легенда, которая повторилась в русских народных сказках, тесно переплетена с именем прародительницы Лады. У жены бога Сварога не было детей. Она обратилась к предсказательнице. Богиня судьбы, мудрая Макошь, посоветовала Ладе пойти на Сметанное озеро, расположенное в Райском саду (Ирий), выловить появившуюся волшебную щуку, приготовить ее и съесть, а потом ожидать результатов. Лада так и поступила. Покончив с трапезой, она собрала рыбьи кости и выбросила их подальше от дома. Вскоре на поле, где находились объедки, забрела Земун и съела их. Спустя время у Лады родились три красавицы дочери, будущие богини, а у Божественной Коровы – бог Велес. Выглядел он странно: это был получеловек–полубык. Но с самого рождения наделенный силой чародейства, он умел изменять свой облик, поэтому его и прозвали богом-оборотнем.

Всесильный и мудрый

В славянской мифологии есть такие понятия как Ясунь и Дасунь, обозначающие мир света и тьмы, или в альтернативном смысле добро и зло. Только одному-единственному богу было дано познать силы и тайны обоих миров – богу-мудрецу Велесу. То есть ему была подарена мудрость всей Вселенной, а также сила жизни и смерти. Поэтому славянский бог Велес стоит особняком от других богов и почитается по особенному. В некоторых статьях Велеса называют «скотским богом», подразумевая под этим названием, очевидно, его опеку над стадами. Другие авторы это утверждение оспаривают, доказывая, что единственный момент, когда бог Велес был связан со стадами, изложен в мифе, в котором это сугубо славянское божество напоминает своей жертвенностью Прометея. Легенда повествует о том, что Явь (наш физический осязаемый мир) на многие века покрыла тьма, под покровом которой все стада животных разбежались и человечество было обречено на голодную смерть.

Спаситель и опекун

Бог-покровитель Велес спас людей, подарив им огонь и собрав стада. За это, естественно, его невзлюбили остальные Ирийские боги. Поэтому древние славяне чтили Велеса особо. Его называли и богом торговли и богатства, тогда как Перун соотносился только с оружием. В древнем Киеве идол бога оружия возвышался на горе, а идол второго по значению после Перуна бога Велеса находился в торговых рядах Подола, помогая труженикам разбогатеть, выгодно продавая свои товары. Часто в соотношении с Перуном бога мудрости выставляют антагонистом и представляют его в образе огромного змея, но принадлежность его к высшему сонму богов никто не оспаривает. Они, два главных языческих божества, увековечены на великом памятнике «Тысячелетие России» — памятнике-рассказе, повествующем об истории нашей страны.

Великое противостояние

Противопоставляются эти главные божества и в социальном плане: Перун, повелитель громов и молний, является покровителем только избранных (княжеской дружины), тогда как бог Велес считается покровителем всех славян. В этой ситуации, как и в некоторых других, Велес куда как симпатичнее Громовержца Перуна — аналога беспутного Зевса.

Есть еще одна легенда, объясняющая личную антипатию, существующую между богами-братьями. По ней Велес всегда любил Додолу, которую ее отец Дый, покровитель вод, отдал в жены Перуну. Скорее всего, женщина тоже любила не мужа. Но по легенде Велес похитил ее и у них родился Ярило, бог Солнца.

Как могла и должна была поступить благородная особь, бог или человек? Простить и отпустить. Как поступает Перун? Дадолу он превращает в божью коровку, а оскорбителя вызывает на поединок. О равенстве богов говорит тот факт, что бились они три дня и три ночи, и победу не одержал никто. Зато у Перуна появился повод изгнать Велеса из Райского сада.

После несчастий всегда наступает счастье – закон Велеса

Не привыкший сидеть без дела, бог-покровитель Велес стал жить среди людей, обучая их наукам и мастерству. Особенно достойным он передавал тайны богов. Изгнали скитальца Ирийские боги и из Яви. Тогда он опустился в мир мертвых – Навь. И здесь, как ни странно, он повстречал свою будущую верную спутницу жизни — Ягу Виевну, дочь царя подземного царства. Сердце могучей красавицы Велес завоевал в поединке с Ягой. Победив волшебницу, взяв ее в жены, бог мудрости поселился в самом верхнем слое Нави. Здесь зарождалась жизнь – реки брали свое начало у подземных источников, корни растений уходили сюда, где обрел скиталец обрёл заслуженное счастье.

Покровитель всего на свете

Среди всех совершенств, которыми обладал языческий бог Велес, достойное место занимала его обширная эрудиция и начитанность. Поэтому он является покровителем всех сказителей и поэзии в целом. «Господин всех Дорог и водчий всех Путей» — так называли своего бога славяне, потому что он еще считается богом удачи и покровителем путешественников. А каким замечательным охотником он был! Естественно, древний бог Велес покровительствовал всем представителям этой самой старинной профессии. Обращение к нему за помощью гарантировало успех. Считался он покровителем волхвов и колдунов, целителей и гадателей.

Прекрасный символ

Еще одним фактом интересен бог мудрости. Он был оборотнем, который мог принимать разные облики. По легенде больше всего он любил быть медведем. Долгие годы след этого зверя считался его личной печатью. Разве не замечательно, что издревле покровителем Руси был такой умный, трудолюбивый, всесторонне одаренный, способный на подвиг и жертву ради людей бог? И совсем уж хорошо, что одним из символов России является медведь. Велес — бог славян. Он опекал племена и покровительствовал им. В ответ по всей Руси люди строили Велесу богатые храмы. Какие-то племена чтили его как верховное божество, какие-то — как ровню остальным Ирийцам.

Единственное, чего люди не делали никогда – не помещали идола Велеса, если на капище уже стоял идол Перуна. Об их неприятии друг друга славяне помнили всегда.

Скромные преемники

Некоторые капища, посвященные этому богу, сохранились на русском севере до наших дней. Надо отметить, что целиком Велес в православие не ассимилировался, но сферы его влияния были «разобраны» христианскими святыми. Большая часть функций отошла к Николаю Чудотворцу, который считается русским хозяином подземного мира, в его же ведении находится богатство и торговля. Курировать животных стал Святой Власий. А образ самого Велеса со временем стал скорее отрицательным, постепенно и называть его стали лешим и чертом. Но бог древних славян Велес не был так ничтожен. Таким мелким пакостным бесом был Волос, с которым величайшего из богов часто путают.

Главное деяние

Почему Велес величайший? Потому что главная его заслуга в том, что именно Велес, бог славян, привел мир в движение. До него все было статично. Смена дня и ночи, времен года, круговорот всего в природе – это заслуга бога мудрости. Движение, подаренное Вселенной Велесом, не было хаотичным – оно всегда направлялось от тьмы к свету. Легенда утверждает, что закон правильности движения, изобретенный богом мудрости, записан в «Книге Велеса».

Таинственная книга

Это еще одна замечательная история, связанная с богом мудрости. В 1950 году исследователь и писатель Юрий Миролюбов поведал миру о существовании «Велесовой книги», которая состояла из 35 березовых дощечек, исписанных какими-то символами. По версии писателя книга была найдена в 1918 году под Орлом в имении князей Куракиных. Нашел ее полковник Изенбек. «Таблички Изенбека» (второе название Велесовой книги») содержат, по мнению Миролюбова, полуторатысячелетнюю историю славян. Но их никто не видел: писатель успел лишь сделать несколько фотографий перед эмиграцией белогвардейского полковника в Европу, где он и умер в 1943 году. След табличек утерян.

Изображение и символика

Необыкновенный славянский бог Велес имеет свои атрибуты и символику. Священным его числом является шестерка, сакральным символом – след медвежьей лапы и шестиконечная звезда, которая называется «Велесов щит». Руна «Ветер» является еще одним его символом.

Изображение бога Велеса разнообразно. Чаще всего его рисуют красивым седовласым мужчиной с длинной бородой и волосами. На плече у него всегда сидит сова — символ мудрости. В правой руке Велес держит деревянный посох, который часто венчает фигура медведя или руна Белобога. Поэтому посох Велеса часто называют рогатым. Рядом с ним почти всегда находятся бык и медведь – те образы, которые оборотень принимает чаще других. Бык к тому же напоминает о происхождении Велеса от коровы Земун. Деревом Велеса считаются тис и ясень, ель, сосна и орех. Обереги рекомендовано изготавливать только из этих деревьев. Для капища этого бога места выбирались особенные – низина, где сыро и тихо, или наоборот — ельник наверху горы. Но главным условием создания алтаря было наличие поблизости вороньего гнезда. Можно добавить, что праздники — «Велесовы дни» — приходятся на 1-6 января и 10 февраля. Славянский бог курировал все области жизни человека, опекал его на протяжении всего существования. Поэтому благодарные потомки увековечили его имя в некоторых названиях созвездий Плеяд и Млечного пути.

www.syl.ru

Велес – бог циклического движения, сын Рода. Его нельзя отнести ни к добрым, ни к злым богам. Циклическое движение приносит в этот мир и то и другое, заставляя добро и зло, постоянно сменять друг друга. С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых обрядах. Внешне Велес выглядит как очень худой старик с тонкой длинной седой бородой до самых пяток и черными глазами. Одет Велес в черно-белые одежды. Но людям чаще является в облике огромного медведя. Вооружен Велес деревянным посохом, по сути, он не воин, скорее его можно назвать магом. Именно с помощью магии он и атакует и защищается.

Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории). Так в наиболее описанном историческом событии – объединении Руси князем Владимиром, в собранном им пантеоне отсутствовало изображение Велеса. Идол Велеса был установлен отдельно на берегу реки.

В подношение богу Велесу приносили мхи, грибы и ветки вечнозеленых деревьев (ель, сосна). Иногда в качестве жертвы использовали быка, которому перерезали горло непосредственно на капище, тушу забирали себе, а голову оставляли божеству. Со временем на капищах скапливалось большое количество рогатых черепов. Так же чтобы задобрить Велеса ему подносили пиво, квас, шерсть, меха и медные монеты. В сенокос же на полях обязательно оставляли для него несколько не скошенных колосьев.

Сами же капища в отличие от остальных богов устраивали не на вершине холмов, а в низинах или у воды.

Способности

Велес способен приводить все, что его окружает в движение, но остановить уже запущенный цикл он не в состоянии. Бог может превращаться в различных животных, однако предпочитает оборачиваться огромным медведем, который примерно в полтора раза больше обычного зверя. Хотя все боги обладали магическими способностями, у Велеса они были развиты особенно, по сути, он мог создать любую иллюзию, и менять окружающий его мир по своему желанию, однако, эти изменения держались недолго не более одного цикла, так как сила божества привязана к циклическому развитию.

Сфера влияния

Велес отвечает за циклическое развитие и за все, что с этим связано, поэтому к сферам его влияния относят и земледелие, и экономику, и животноводство. Благодаря этому он был одним из самых распространенных богов второго круга у древних славян. Впрочем, своим покровителем Велеса считали также поэты и ученые, называя его богом мудрости.

Враги

Велес всегда открыто противопоставлялся Перуну, и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни. Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание.

bestiaria.ru

Велес – славянский бог-оборотень, бог-мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства, сын коровы Земун. По легенде Велес был единственным богом из всех Ясуней и Дасуней, который в равной степени познал как силы Света, так и силы Тьмы. Именно поэтому Велесу нет равных во владении тайными знаниями, благодаря которым этот бог способен подчинять себе стихии и изменять законы мироздания. Считается, что Велес подарил миру движение, тогда как до него мир был абсолютно статичен.

Легенда, повествующая о рождении Велеса, гласит, что однажды Лада, богиня любви и жена Сварога, выловила в Сметанном озере, которое располагается в небесном саду Ирии, волшебную щуку. Лада приготовила щуку и съела ее, а кости бросила в поле. Вскоре небесная корова Земун, прогуливаясь по полю, натолкнулась на кости волшебной щуки и съела их. После этого по велению Рода у Земун родилось странное создание, напоминающее в равной степени и человека, и медведя, и даже немного быка. Вскоре оказалось, что это создание, нареченное Велесом, способно менять обличия и подчинять себе законы природы.

Мудрый, как Вселенная, и могучий, как жизнь и смерть вместе взятые, Велес бог почитался славянами особо. Велес бог плодородия, богатства и семейного хозяйства. Некоторые авторы по ошибке называют Велеса «скотьим богом», хотя это не так. Дело в том, что по одной из легенд, когда на Явий мир на несколько веков легла тьма, люди растеряли весь свой скот. Тогда Велес бог подарил жителям Яви огонь и помог найти потерявшиеся стада. Кстати, за этот свой поступок Велес был нелюбим остальными Ирийскими богами.

А Перуном Велес был нелюбим особо, хотя эти боги считаются братьями и обычно относятся к одному и тому же поколению Ясуней. Дело в том, что Велес был тайно влюблен в Додолу, единственную дочь Дыя, ставшую женой Перуну. И однажды Велес не смог совладать со своей страстью и он пленил Додолу (хотя некоторые варианты мифа говорят о том, что Додола сама была не против оказаться во власти бога-чародея). Вскоре у Додолы родился сын Ярило, который от отца унаследовал всю буйность и мощь расцветающей весенней природы. Перун, узнавший об этом событии, свою жену превратил в божью коровку, а Велеса вызвал на поединок. Три дня и три ночи бились боги, но ни один не мог взять вверх над другим. В итоге Перун проклял Велеса и вместе с другими Ирийскими богами прогнал его из Прави.

Много лет Велес бродил по белому свету, обучая людей всевозможным искусствам и ремеслам, а некоторых – и тайным знаниям богов. Но запретили боги Ирийские жить Велесу среди людей, и тогда бог-оборотень отправился в Навье царство, где повстречал Ягу Виевну, могучую богиню мрака, дочь Вия. В поединке одолел Велес Ягу и та стала ему верной женой. С тех пор Велес живет в самом верхнем уровне Нави, там, куда уходят корни всех живых растений и откуда берут исток все земные реки.

Важно отличать Велеса и Волоса. Волос был мелким злобным божеством, тогда как Велес считался богом не превзойденным по могуществу. Он был покровителем колдунов и поэтов, его боялись и уважали. В услужении у Велеса находились все лесные звери, а его личная гвардия состояла из самых древних и сильных оборотней-волкодлаков.

Кроме того, Велес считался богом удачи и путешественников. Иногда его поэтически называли Господином Дорог или Водчим всех Путей. Славяне представляли Велеса могучим и длиннобородым мужчиной, одетым в длиннополый дорожный плащ и держащем в руках магический посох, который обычно выглядел как простая древесная ветвь. Также люди не забывали о первородном обличии Велеса – наполовину медвежьем, наполовину человеческом. Говорили, что бог-оборотень более остальных обликов жалует именно медвежий, поэтому славяне долгое время считали отпечаток медвежьей лапы личной печатью Велеса и его сакральным символом. Числом Велеса считалась шестерка, а его символ – шестиконечная звезда или «Велесов щит». Также в роли символа Велеса может выступать руна Ветер.

Богато украшенные храмы Велесу стояли по всей Руси. Некоторые племена даже почитали его как верховного бога. Другие ставили его наравне с другими богами, но всегда помнили, что это бог далеко не всегда был верен заветам своих отцов и братьев. Вероятно, именно поэтому если на капище уже стоял кумир Перуна, то кумир Велеса никогда не ставили рядом с ним, дабы не гневить дружинного бога.

В настоящий момент среди различных языческих и родноверческих направлений достаточно популярным текстом является Велесова книга, которая стала известна широкой общественности в 1950-ые годы минувшего века благодаря исследователю и писателю Юрию Миролюбову. Велесова книга фактически представляет собой 35 березовых дощечек, испещренных символами, которые ученые-языковеды (в частности, А. Кур и С. Лесной) называют славянской докириллической письменностью. Любопытно, что оригинальный текст действительно не похож ни на кириллицу, ни на глаголицу, но и черты славянской рунницы представлены в нем опосредованно.

Идол велеса Идол велеса

Откуда появилось собственно название Велесова книга сказать трудно. Очевидно, в самом тексте табличек они называются именно «книгой» и, видимо, какое-то отношение к их появлению имеет бог Велес. Такое предположение высказывают некоторые современные исследователи, в частности С. Свиридов.

Идол велеса Идол велеса

Считается, что Велесова книга была найдена в имении неких князей Куракиных (под Орлом) в 1919 году полковником Белой армии Изенбеком, в связи с чем книгу иногда называют «Таблички Изенбека». По словам Миролюбова Велесова книга включает в себя историю славян за полтора тысячелетия, начиная с 650 года до н.э., являясь, таким образом, беспрецедентным источником информации о культуре наших предков. Однако сложность вопроса заключается в том, что кроме Миролюбова табличек никто не видел. Изенбек после окончания революции эмигрировал в Европу и в 1943 году скончался в Брюсселе. Табличек с тех пор никто не видел. Сохранилось лишь несколько фотографий, который Миролюбов успел сделать при жизни полковника. В настоящий момент в ученом мире ведутся нескончаемые споры по поводу подлинности этих фотографий, а следовательно и табличек.

Купить обереги с символом Велеса можно тут:

Идол велеса Идол велеса Идол велеса Идол велеса

Цена:15600 руб.

Метал: золото

Вес: до 7 гр.

Цена:1900 руб.

Метал: серебро

Размер: 25 мм.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Размер: 25 мм.

Цена:2600 руб.

Метал: серебро

Размер: 14 мм.

radogost.ru

Функции божества

Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой».

Культ Велеса, наряду с культом Перуна, считается частью исследователей древнейшим общеславянским; имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне.

Имеются элементы системного противопоставления двух главных богов.

Так, в договоре Руси с Византией 907 г. Велес (называемый в Повести временных лет Волос) соотносится с золотом, а Перун — с оружием. В иных источниках они также противопоставляются:

С именем Велеса у славян связывалось звёздное скопление Плеяд (др. -рус. Волосыни, болг. Власците, серб. Влашићи).

В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком»:

Этот эпитет может говорить о функции Велеса как Бога мудрости, поэзии и обрядовой песни (издатели «Слова» усматривали здесь параллель со «скотьими» функциями Велеса и делали вывод о культе священного поэтического животного, подобного Пегасу).

Мифы

Велес в карпатской легенде посылает одноглазого демона Сыроеда, от взгляда которого пересыхает река Велесница.

Она пробивается в другом месте, но в ней заводится змей-людоед, которого люди с трудом одолевают. Вила Вела затворяет источники вод.

Идолы и капища Велеса

В Киеве идол Перуна стоял на горе (и затем входил в состав воздвигнутого князем Владимиром в 978 г. пантеона), а идол Велеса находился в Киеве «под горой», вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города, то есть в торгово-ремесленной части Киева у пристани на реке Почайне.

В «Житии Владимира» говорится, что этот идол был свержен во время крещения Руси в 988 г.:

Среди шести богов киевского княжеского пантеона Велеса, несмотря на древность и всеобщесть его культа, не было.

Похожая картина с «верхом» и «низом» имеется в Македонии, где есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка (перенявшего у Перуна функции громовержца), и в Хорватии, где есть посёлок Волоско под горой Перун.

Это находило отражение и в социальном плане их культа: Велес считался богом «всей Руси», а Перун — преимущественно богом княжеской дружины.

В Ростове идол Велеса ещё в XI веке стоял на Чудском конце города. Об этом сказано в житии Авраамия Ростовского: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу».

Город Ярославль по позднему преданию сомнительной достоверности (впервые записанному в 1781 г.) был основан в 1010 г. на месте храма Медвежий Угол, который был посвящен Велесу, и в котором волхвы содержали священного медведя.

Князь Ярослав Мудрый, правивший в Ростове, убил медведя и разогнал волхвов.

Согласно поздней литературной легенде, идолу Велеса поклонялось племя ильменских словен.

В составленном в XVII в. рассказе о грамоте Александра Македонского, якобы данной предкам словен, говорится:

В Великом Новгороде есть Церковь Власия, стоящая на Волосовой улице.

Существует мнение, что именно на этом месте было капище Велеса. Возможно также, что оно располагалось на Перыни (юго-западное из трёх капищ), где позже была построена церковь, как полагает Б. А. Рыбаков, в честь св. Николая.

Сохранились капища Велеса в Волосовском районе Ленинградской области и Павлоградском районе Днепропетровской области.

По имени Велеса, по мнению некоторых исследователей, назван город Волосово.

Параллели в сравнительной мифологии

Праславянские формы *Velsъ, *Volsъ можно сопоставить с балтийским именем бога загробного мира Вяльнаса.

В ведической мифологии с Велесом сближают демона Валу, пожирающего скот.

Согласно В. В. Иванову и В. Н. Топорову, в реконструируемом «основном мифе» Велес был противником Перуна-громовержца, похищающим его стада́.

Велес или Волос, соответствует богу скандинавской мифологии Одину (Вотану), об этом говорит историк А Платов.

golden-ring.drugiegoroda.ru

Идол велеса

Основным  богатством  у  древних  славян  был  скот,  дававший  едва ли не все необходимое для жизни человека. Естественно, что  мифологическое  сознание  народа  породило  и  «скотьего  бога»  –   покровителя  домашних  животных,  который  назывался  Велесом  (Волосом) и был одним из самых почитаемых на Руси. О Велесе  упоминает  ряд  исторических  источников. Так,  в  летописи  о  договоре славян с греками сказано, что они (греки) целовали крест  и  Евангелие,  а  Святослав  «клялся  оружием  своим  и  Перуном,  богом  своим,  и  Волосом,  скотием  богом».  Из  другого  свидетельства – «Жития Авраама Ростовского» – узнаем, что еще в  XI  веке  в  Ростове  «чудский  конец  поклонялся  идолу  каменну,  Велесу».  Правда,  он  не  вошел  в  состав  пантеона  князя  Владимира, но еще раньше идол Велеса был водружен на Подоле,  что свидетельствует о демократическом, народном характере этого  божества.

Истоки Велеса уходят в глубокую архаику с ее  зооморфными  представлениями. Исходя из вариативного значения имени Велес –  «волосатый»,  «волохатый»,  В.В.  Иванов  и  В.Н.  Топоров  указывают на переплетение культа Велеса с  почитанием медведя  как  хозяина  животных.  Кроме  того,  по  версии  исследователей,  опирающихся  на семантику  слов  с корнем «вол»  –  «вел», Велес  связывается с божеством индийской мифологии Валу. 

Функции  Велеса  весьма  противоречивы,  что  отражает  его  эволюцию от  архаики к классике.  В  основном  его  почитали как  божество, покровительствующее скоту. И, поскольку слово «скот»  у древних славян означало не только домашних животных, но и в  широком  смысле  слова  «богатство»  («скотница»  –   казна,  «скотолюбие»  –  корыстолюбие  и  т.д.),  то  Велес  одновременно  почитался  и  как  бог  богатства  и  общинного  благополучия.  Характерно,  что  корень  «воло»  («вло»)  стал  составной  частью  слова «володеть»  (владеть). Кроме этой основной функции Велес  воплотил  в  себе  сущностные  характеристики  Змея,  волхва  –  врачевателя,  покровителя  искусства  и  первопредка.  В  качестве  Змея  Велес  является  олицетворением  хтонического  «нижнего  мира»,  а  следовательно,  и  божеством,  связанным  с  темными  силами,  о  чем  свидетельствует  летописная  миниатюра,  изображающая  сцену  клятвы  Олега  и  его  дружины.  Перун изображен  здесь  как  антропоморфное  божество,  а  Велес  –  в  качестве  змеи,  лежащей  у  ног  княжеских  дружинников.  Не  случайно в балтийской мифологии Велес (Велняс, Велс) означает  враждебного человеку демона. А у западных славян (в Чехии) он  часто отождествляется и с чертом. Так, семантическая калька Veles  у чешского писателя  XV  в. Ткадлечека употребляется в значении  «черт»  в  триаде  «черт-Велес-змей».  Последняя  составляющая  триады актуализирует и связь Велеса  со  «змеем»  как  изначально  инфернальным  мировым  архетипом.  В  этом  смысле  Велес  –  «стратегический» противник Перуну, который «отпирает» облака  и посылает дожди и плодородие. Очевидно, это и обусловило его  «изолированный» характер среди  других богов князя  Владимира.  Еще одна функция  Велеса связана с покровительством музыке и  песенному  творчеству,  что  сопрягается  с  новогодними  празднествами  в  его  честь,  сопровождавшимися  песнями,  плясками  и  музыкой.  А  потому  божество,  в  честь  которого  справляли  «творческий»  праздник,  могло  обрести  и  функции  покровителя поэзии.

Истукан (идол) Велеса представлял собой мощного мужчину с  бородой  и  большим  турьим  рогом  в  руке,  олицетворяющим  рог  изобилия.  Его  культ  был  связан  с  аграрно — скотоводческим  хозяйством  древних  славян,  у  которых  существовал  обычай  «завивания бороды» Велесу. После  окончания жатвы последнюю  горсть  колосьев  оставляли  в  поле  –  «Велесу  на  бородку».  Глава  семейства,  собрав  серпы,  обертывал  их  сжатой  соломой,  прославляя  при  этом  «скотьего»  бога.  Поэтичный,  связанный  с  глубинными  мифопоэтическими  истоками,  обряд  в  честь  древнеславянского  Велеса  послужил  сюжетом  для  «сказочной»  зарисовки А.М. Ремизова «Борода».

Идол  Велеса  был  повержен  киевским  князем  Владимиром  вместе  с  изображениями других  языческих богов, но поклонение  ему еще долго жило в народном сознании. Возможно, по созвучию  имен  в  христианскую  эпоху  произошло  замещение  Велеса  (Волоса)  святым  Власием  Севастийским,  в  честь  которого  11  февраля   старого  стиля  (Власьев  день)  скот  кормили  печеным  хлебом  и  поили  его  крещеной  водой.  Еще  один  христианский  святой  Николай  Мирликинский  также  синтезировал  в  себе языческого  Велеса,  вобрав  его  родовые  характеристики.  На  основании морфологических признаков Велеса соотносят также и  со святым Георгием, поражающим Змея.

 

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

www.varapaev.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.