Название карт игральных

Как всегда — стоит только залезть в какую-нибудь тему поглубже, и сразу обнаруживается так много нового и интересного! Казалось бы игральные карты — ну что тут такого? Но пока я уточняла правила для детских карточных игр в интернете, я столько всего о картах нашла!

История карт
Те карты, к которым мы привыкли с детства, пришли к нам в начале 17 века через Польшу и Германию из Франции. «Русская колода» в 36 карт — это урезанная (т.е. начинающаяся с шестерок) 54-ти карточная «французская колода».
Примерно в 15-16 веках французская колода полностью сложилась в привычном нам виде и с тех пор практически не видоизменялась. Изменения последнего времени — это появление в 1830 году симметричного относительно верха-низа рисунка (раньше карточные фигуры рисовались в полный рост), появление скругленных углов, появление маленьких рисунков-индексов в уголках карты (в 1864 году в Америке их запатентовал некто Салади).


игральные карты 1658 года Франция, Гинея
1658 год, Гинея, Франция. Современный репринт колоды с добавлением индексов и скруглением углов карт

Во Францию же карты в середине 15 века попали из Италии, где была собственная карточная колода с непривычными для нас мастями (о мастях см. ниже), немного различающаяся от региона к региону (62 карт из Болоньи, 78 в Венеции, 98 во Флоренции). Особенностью таких карт был 21 козырь — «Старшие Арканы». Видимо так появилась карты Таро, которые были игральными вплоть до 18-го века, а лишь потом их стали использовать оккультисты).
Итальянские карты относятся к так называем «латинским» (испанским, португальским) — это и есть первые европейские карты, завезенные на Апеннины в конце 14 века крестоносцами из стран Востока.
Первое письменное упоминание об игральных картах в Европе — указ 1367 года, запрещающий карточную игру в городе Берн. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина.
колода отличалась от современной — в ней было всего 32 карты (не было дам).
Дальнейшая история карт теряется в веках. Есть несколько версий их происхождения.
Одна из них — заимствование карточной игры из Персии через Индию. Именно в персидских источниках есть самое раннее упоминание этой игры. В «Летописях Египта и Сирии» есть упоминание о том, что знать при дворе играла в игру «Kanjifah», используя карты 8-ми мастей по 12 карт. Но под влиянием мусульман уже в середине 17 века эта игра была забыта.
В Индии же карты прижились, местная колода называлась ганджифа. Это слово впервые упоминается в 1527 в дневнике императора Бабура (Babur), где он пишет, что послал колоду своему другу.
На индийских круглых игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Считается, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало мастям «латинской колоды».

Индийские игральные карты гаджифа
Карты  ганджифа до сих пор изготовляются в области Раджистан (Индия)

Другая распространенная версия — тюркская. В 12-13 веках египетские мамелюки играли колодой из 52 карт с достоинствами от 1 до 10, в которой были четыре масти (мечи, клюшки, чаши и монеты), «малик» (эмир — король) и два его помощника — «наиб малик» и «тани наиб». Это очень напоминает  «латинскую колоду», в ней тоже первоначально отсутствовали дамы, а были короли, валеты и кавалеры. Только клюшки стали в Европе церемониальными жезлами (или дубинками). А слово «наиб», «помощник», стало названием карточной игры.
В 1939 году Л.А Майер в стамбульском музее Topkapi обнаружил неполную колоду карт мамлюков.

игральные карты тюрков мамлюков
Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков.

Есть версия, которая мне кажется просто-напросто попыткой мистификации, что карты пришли к нам из Египта. Ее впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист  Эттейла. Якобы египетские карты — это 78 золотых табличек, на которых жрецы записали все свое знание.
из них — «Младшие Арканы» — стали обычными игральными картами, и с 22 «Старшими Арканами» они составили колоду Таро, используемую для гаданий. Но никаких археологических подтверждений этой версии ученые не нашли.
Еще одна версия, которая тоже не вызывает лично у меня доверия, что карточная игра проявилась в 12 веке в Китае. Но хотя там и рисовали бумажные картинки с различными изображениями цветов и птиц, несколько напоминающие карты, но правила игры в них похожи, скорее, на домино.

китайские игральные карты
Китайские «денежные» карты

Рисунок карт

Самый распространенный в России дизайн игральных карт — традиционные «Атласные карты», — был создан еще в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. С тех пор рисунок не поменялся, не считая того, что с карты червового валета и бубнового туза было убрано изображение герба Российской империи.
Но Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. При разработке рисунков он опирался на традицию «северо-немецкой картинки», которая происходила из древней народной французской карточной колоды.


атласные карты Шарлеманя
1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.Шарлеманя

Англо-американский шаблон игральных карт, распространенный теперь по всему миру, развился из руанского (разновидность французского) шаблона.

англо-американский шаблон игральных карт
Англо-американский шаблон

Карты «Парижского шаблона» были созданы в середине 17-го века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах для преферанса (колода из 32 карт) французского производства.


парижский шаблон игральных карт
Карты парижского шаблона образца 1895 года

Во французских картах, в отличие от наших, где «картинки» — просто абстрактные короли и королевы, каждой карте приписан свой прототип:
король червей — Карл Великий
король пик —  Царь Давид
король бубен —  Юлий Цезарь
король треф —  Александр Македонский
дама червей —  Юдифь  (более ранние изображения — Елена Троянская или Дидона-основательница Карфагена)
дама пик —  Афина Паллада  ( в других вариантах Минерва или Жанна д’Арк)
дама бубен —  Рахиль (Библейский персонаж. Олицетворяет жадность и сребролюбие)
дама треф —  Аргина  (анаграмма слова «королева» — «regina». Именем Аргина вскоре стали называть любовниц французских королей).
тересно, что эта карта чаще всего меняла прототипа: на ней изображали добродетельную Лукреция, символ обаяния Филону, Гекубу).
валет червей —  Этьен де Виньоль  (по прозвищу Ла Гир — «Ярость»). Советник Жанны д’Арк , ставший героем народного фольклора.
валет пик — Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании
валет бубен —  Гектор  (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота)
валет треф — Ланселот. Рыцарь Круглого стола.

рисунки на колодах карт
На этих картах французской «колоды на ногах» (1648 год) изображения подписаны их именами.

Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.


Карточные масти

Привычные нам масти карт — пики, трефы, бубны, черви, — тоже имеют свою историю. Они были придуманы во Франции и вместе с «французской колодой» получили теперь всемирное распространение, практически вытеснив два других основных типа игральных карт — «итальянскую и «немецкую» колоды.

Масти первоначально символизировали атрибуты рыцаря — копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны).
Эти масти — результат трансформации старинных мастей «итальянской колоды» — «мечей», «кубков» (чаш), «пентаклей» (монет, динариев, дисков) и «жезлов» (дубинок, палиц). Похоже, как и в Индии, они символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и стоящую над ними королевскую власть.

Во французском варианте «мечи» превратились в «пики», «кубки» — в «черви», «пентакли» — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» («трефы» по-французски означает «лист клевера» или «трилистник»).
В разных странах названия мастей сейчас звучат по-разному.
Во Франции  они дословно переводятся так: пики (копья), трилистники, сердца, плитки (мостовой).
В Италии — пики (копья), цветы, сердца, квадраты.
В Испании сохранились первоначальные названия -мечи, дубинки, чаши (кубки), монеты.


В Германии и Англии — лопаты, дубинки, сердца, бриллианты.
Кроме того, на немецких картах (южные и восточные регионы Германии) и сейчас можно встретить старинные обозначения: желуди, бубенцы, листья, сердца. Они также употребляются в Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Словении. Хорватии, Венгрии и Румынии.

В Швейцарии есть и свой национальный вариант мастей — цветы (розы), бубенцы, щиты (гербы) и жёлуди.

В России название карточной масти «черви» произошло, видимо, от французское «кёр» — сердце, или от слова «червонный» т.е. «красный», тоже ассоциирующегося с сердцем.

Испанская традиционная колода 1590 год
Традиционная колода. Испания, 1590 год

итальянские игральные карты
 Традиционная колода. Италия  

немецкие игральные карты традиционная колода
 Традиционная колода. Германия  

щвейцарские игральные карты традиционная колода
Традиционная колода. Швейцария

Интересно, что валет (от французского valet — слуга, лакей), ассоциируется с авантюристом, храбрым, но плутоватым искателем приключений.
В некоторых вариантах карточных колод (например, в  старинных «испанской», «швейцарской», «немецкой» колоде) дам нет, но кроме короля присутствуют еще два мужских персонажа — унтер (младший валет) и обер (старший валет).
Карточные королевы впервые появились в Италии, откуда и были заимствованы французами.

Карта современного распространения национальных колод:

Название карт игральных
Взято отсюда: http://cardistry.su/blog/cards/334.html

Здесь синим отмечены французские масти, зелёным -немецкие, розовым- швейцарские, жёлтым- итало-испанские, в полоску — территория распространения французских и немецких мастей, красным — североитальянский вариант итало-испанских мастей.

Еще рассказы об истории людей и вещей можно посмотреть тут: «История алфавита», «Как люди научились печь хлеб»,  «История одежды»,  «Где находится Край Света», «Откуда появился человек, когда людей еще не было», Солнечные часы,  «Игры в историю — Инструменты для письма».

Источники :
http://ru.wikipedia.org/wiki/Игральные_карты
http://cardistry.su
http://vsyako-razno.ru/20595-igralnye-karty.html
http://daksnike.narod.ru/Inter/i7.htm
http://www.liveinternet.ru/community/3860098/post165824125/
http://fishki.net/comment.php?id=117057#/
http://rgpjournal.ru/users/Ascension/
http://www.pokeroff.ru/MaxoshBull/kartochnaja-istorija-v-kartinkah-post-2883348

www.tavika.ru

Бывает часто с игроком:
Сел богачом – встал бедняком.
Кто карты взял, прельстясь наживой,
Тому не знать игры счастливой.
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана,-
Ее придумал сатана!

Себастиан БРАНТ. 1494 г.

Игральные карты: тайный смысл!

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: А что означают масти игральных карт? Откуда взялись названия – валет, туз, трефи, пики, червы и др. Если – да! То это статья для вас. Особо впечатлительных просьба не читать)

Несколько слов об истории вопроса:

Существует 3 версии происхождения карт:

1. Первая – китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.
Игральные карты: тайный смысл!

и средние века :

Игральные карты: тайный смысл!

2. Египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них – "Младшие Арканы" – стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта. Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.
Игральные карты: тайный смысл!

3. Европейская версия. (На ней остановимся подробнее – она считается основной). Обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.
Игральные карты: тайный смысл!

4. Оккультная. По версии писателя С.С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли, в Италии назывался французом, во Франции – германцем, в Германии – поляком, а в Польше – сделался русским. Привёз он в Москву сундучок, завёрнутый в шаль, чёрную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям – чёрным и красным. Карты стали пользоваться спросом. Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649г., которое предписывает с игроками в карты поступать "как писано о татях" (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты "и у кого карты вынут, бить кнутом". В 1717г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги.
Игральные карты: тайный смысл!

Так что же означают масти и значения карт?

Структура карточной колоды всем известна: туз, король, дама, валет ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде – типичная иерархическая лестница от высших до низших:

Джокер – легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках – скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. "Джокер" выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…
Игральные карты: тайный смысл!

Туз – слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus – дьявол. Вполне возможно, что Daus – вариант искажения греческого "диаболос" – рассеиватель клеветы.
Игральные карты: тайный смысл!

Король. Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля – это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).
Игральные карты: тайный смысл!

В отношении дам такого единодушия не было – например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны – Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину – аллегорию суеты и тщеславия.
Игральные карты: тайный смысл!

Вале́т (фр. valet, «слуга», «лакей», этимологически уменьшительное от «вассал»; старое русское название «холоп», «хлап») — игральная карта с изображением молодого человека. Все реальные прототипы валетов (по европейской версии) – французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).
Игральные карты: тайный смысл!

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Теперь масти:

Игральные карты: тайный смысл!
Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки – в "черви", денарии – в "бубны", а "жезлы" – в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии – "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья".

Что касается оккультных начал, то суть их следующая:
1. "Крести" (Трефа) – карта с изображением креста, на котором был распят Иисус и которому покланяется полмира. В переводе с идиш "трефа" означает "скверный" или "нечисть"
Игральные карты: тайный смысл!
2. "Вини" (пики) – символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника, которым он пронзил живот Иисусу
Игральные карты: тайный смысл!
3. "Черви" – подразумевает евангельскую губку на трости: "один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить"
Игральные карты: тайный смысл!
4. "Бубны" – графическое изображение евангельских кованных четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Иисуса ко деревянному Кресту.
Игральные карты: тайный смысл!

Интересный факт, что в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти – "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

Источник

 

p-i-f.livejournal.com

Главная страница → Карточные игры → Как правильно называть карточные масти

 

 

 

В названиях карточных мастей на сегодняшний день встречается множество серьезных расхождений. Например, можно сказать: червовый или червонный? А как правильно на самом деле?
Существует три взгляда на данную проблему. Первый, это взгляд классической русской литературы в произведениях Пушкина, Толстого, Тургенева, Гоголя, Достоевского и других известных русских писателей. Второй взгляд это советская языковая практика и третий взгляд это современный сленг. Многие известные авторы книг по карточным играм предлагают употреблять названия мастей, которые указываются в классической литературе, другие известные авторы считают, что нужно использовать термины из советского времени. Мое же личное мнение это использовать те названия карточных мастей, которые люди хотят использовать во время игры. Это могут любые названия с любыми склонениями. А то, какие названия использовались для названия карточных мастей лучше оставить для историков, пусть это будет записано в справочной литературе.
Ниже приведу несколько таблиц падежных форм названий карточных мастей нормативной и разговорной лексики.


Таблица 1. Склонения названий мастей (единственное число)

Нормативная лексика

 

 

Разговорная лексика

 

 

Таблица 2. Склонения названий мастей (множественное число)

Нормативная лексика
 

 

Разговорная лексика

 

 

Таблица 3. Склонения прилагательных, образованных от названий мастей (единственное число)

Нормативная лексика
 

 

Таблица 4. Склонения прилагательных, образованных от названий мастей (множественное число)

Нормативная лексика
 

 

В России устаревшие названия карточных мастей назывались: пики — пичка, пиковочка, пикушка; трефы — трефушка, трефонка, трефоночка; бубны — бубновочка, бубнушечка, бубновка, бубенка; червый — жиры, жирнушка, жировочка. Просторечные формы: пикями, трефями, пикей, трефей. Разговорные формы: пики — вины, вини; трефы — крести, кресты, жлуди; черви — червы, жиры; бубны — бубни, буби, звонки.
В Германии у мастей следующие значения: пики — лопаты; трефы — дубинки; червы — сердца; бубны — бриллианты.
В Испании карточные масти означают: пики — мечи; трефы — монеты; червы — мечи, бубны — чаши.
Во Франции названия мастей схожи с нашими названиями: пики — пики; трефы — трилистник; червы — сердца; бубны — плитки.
 

 

 

www.durbetsel.ru

От бога или от дьявола

Игральные карты известны во всем мире. Но вот где и когда они появились, не знает никто. Некоторые средневековые теологи считали их «дьявольской выдумкой», которую сатана изобрел, чтобы множить людские грехи. Более здравомыслящие доказывали, что этого не может быть, потому что изначально карты использовались для гадания и других магических ритуалов, то есть для познания воли Божьей.

В качестве доказательств приводились весьма любопытные свидетельства, которые наверняка будут небезынтересны всем, кто когда-либо брал в руки атласную колоду. По одной из версий, изобретение карт приписывалось древнеегипетскому богу Тоту — родоначальнику письменности, счета и календаря. С помощью карт он поведал людям о четырех составляющих мироздания — огне, воде, воздухе и земле, которые олицетворяют четыре карточные масти. Гораздо позднее, уже в средние века, евреи-каббалисты конкретизировали это древнее послание. По их утверждению, масти воплощают четыре класса стихийных духов: бубны — духов огня саламандр, черви — повелителей воздушных стихий сильфов, трефы — духов воды ундин и пики — владык подземного мира гномов.

Карта с изображением Вольтера, заменяющая короля червейДругие средневековые мистики считали, что карты символизируют четыре «главные стороны человеческой натуры»: червовая масть олицетворяет любовь; трефы стремление к познанию; бубны страсть к деньгам, а о смерти предупреждают пики. Необыкновенное же разнообразие карточных игр, сложная логика взаимоотношений и соподчинений, чередование взлетов и падений, внезапных неудач и удивительных везений отражает нашу жизнь во всей ее сложности и непредсказуемости. Отсюда и проистекает завораживающая сила азарта, таящаяся в них к вящему негодованию пуритан и ханжей всех времен и народов, в этом смысле с картами не сравнятся ни шахматы, ни домино, да и вообще никакие другие игры.

Впрочем, не менее любопытна и версия, согласно которой в картах якобы отражается… время. В самом деле, красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи. 52 листа соответствуют числу недель в году, а не всем понятный джокер символизирует еще и високосный год. Четыре же масти вполне соотносятся с весной, летом, осенью и зимой. Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму — в 12, короля — в 13, а туза принять за единицу, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив «единичного» джокера, получим число дней в году. Ну а число лунных месяцев — 13 соответствует количеству карт каждой масти.

Если же спуститься с заоблачно-туманных высот мистики на почву реальности, то наиболее вероятными представляются две версии происхождения карт. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800-го года нашей эры. Другая же версия гласит, что карты появились в Китае в VIII веке в период правления Танской династии. Дело в том, что бумажные деньги служили подданным Поднебесной империи не только для расчетов, но и для азартных игр. Помимо цифровых номинаций на банкнотах были изображены императоры, их жены, губернаторы провинций, что и обозначало достоинство той или иной купюры. А поскольку у игроков не всегда было достаточное количество банкнот, они применяли вместо них дубликаты, нарисованные на листках бумаги, которые в конце концов вытеснили из игр настоящие деньги.

Столь же неопределенно и время появления карт в Европе, хотя большинство историков сходится на том, что скорее всего их привезли с собой участники крестовых походов в XI-XIII веке. Правда, не исключено, что сей предмет азарта появился на нашем континенте в результате вторжения в Италию в X веке сарацин, как называли тогда арабов, у которых местные жители заимствовали карты. Во всяком случае, в 1254 году Людовик Святой издал эдикт, запрещавший под страхом наказания кнутом карточные игры во Франции.

В Европе арабский оригинал подвергся значительной переработке, поскольку Коран запрещал правоверным рисовать изображения людей. Предположительно родиной карт с фигурами королей, дам и оруженосцев—валетов была Франция, где на рубеже XIII-XIV веков художник Грэгоннер разрисовал для Карла VI картонные листы.

Самая ранняя из известных европейских карточных колод «Таро» (Иногда встречаются названия Тарот илиТарок — прим. ред.) была изготовлена в XIV веке в Ломбардии. В ней были четыре масти, изображенные в виде чаш, мечей, денег и жезлов или дубинок. Каждая масть состояла из десяти карт с цифрами и четырех картинок: короля, королевы, рыцаря и оруженосца. Кроме этих 56 карт, она включала еще 22 козырные карты с цифрами от 0 до 21, носившие следующие названия: шут, фокусник, монахиня, императрица, император, монах, любовник, колесница, правосудие, отшельник, судьба, сила, палач, смерть, умеренность, дьявол, гостиница, звезда, луна, солнце, мир и судилище.

Двойка бубен из немецкой колоды XVI векаПо мере роста популярности карточных игр в Европе в течение всего XIV века из колоды Таро постепенно исчезли все козырные карты и четыре рыцаря. Правда, остался шут, переименованный уже в наши дни в «джокера». Полные же колоды сохранились только для гадания.

Причин для этого было несколько. Во-первых — стремление отделить мир азарта от таинств оккультизма и магии. Потом, правила игр с таким большим количеством карт были слишком сложны для запоминания. И, наконец, то, что до изобретения печатного станка карты размечали и раскрашивали вручную, и поэтому стоили они очень дорого. Поэтому в целях экономии колода «похудела» до нынешних 52 карт.

Что же касается обозначения мастей, то из исходной итальянской системы с ее мечами — аналог будущих пик, булавами — треф, кубками — червей и монетами — бу-бей, позже выделились три: швейцарская с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая с желудями, листьями, сердцами и колоколами, и французская с трефами, пиками, червами и бубнами. Наиболее устойчивой оказалась французская система изображения мастей, которая после Тридцатилетней войны (1618 — 1648 гг.) вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти повсюду.

За последующие 300 лет не один художник пытался ввести в обиход новую карточную символику. Время от времени появлялись колоды, в которых четыре масти представали в виде зверей, растений, птиц, рыб, предметов домашнего обихода, посуды. В самом начале этого процесса в Германии масти изображались в виде ларцов для церковных пожертвований, гребня, кузнечных мехов и короны. Во Франции появились аллегорические фигуры Свободы, Равенства, Братства и Здоровья. Позднее приверженцы социализма даже пытались выпускать карты с изображениями президентов, комиссаров, промышленников и рабочих. Впрочем, все эти «изобретения» оказались слишком искусственными и поэтому так и не привились. А вот с картами-картинками дело сложилось иначе.

Сегодня редко кто из игроков интересуется биографиями давно исчезнувших персонажей карточных фигур, да и рисунки на картах-картинках в современных колодах мало чем напоминают реально существовавшие личности. Это — не что иное, как стилизация стилизаций, бесконечно далекая от первоначальных оригиналов. Между тем первоначально, например, четыре короля символизировали легендарных героев-правителей древности, которыми могли восхищаться европейцы в средние века: Карл Великий, король франков, возглавлял червонную масть, пастух и певец Давид — пиковую, поскольку благодаря своим подвигам он стал легендарным древнееврейским царем; Юлию Цезарю и Александру Македонскому соответственно были отданы бубновая и трефовая масти.

Король желудей из немецкой колоды XVI векаПравда, в некоторых колодах червонный король попеременно изображался то в виде волосатого Исава, то Константина, то Карла I, то Виктора Гюго, то французского генерала Буланже. И все-таки в споре за обладание короной бескровную победу одержал Карл Великий. Современные карты любовно, практически без изменений, хранят героические черты этого прославленного мужа в виде мудрого старца, укутанного в горностаевую мантию — символ богатства. В левой руке у него меч — символ мужества и власти.

Изображение Давида изначально украшала арфа — как напоминание о музыкальном таланте легендарного царя Иудеи. Во время наполеоновских войн пикового короля недолго изображали в виде Наполеона Бонапарта во Франции и герцога Веллингтона в Пруссии. Но потом справедливость восторжествовала и Давид вновь занял свое законное место среди карточных царственных особ.

Хотя Юлий Цезарь никогда не был королем, он тоже вошел в венценосный ареопаг. Его обычно рисовали в профиль, причем на некоторых старинных французских и итальянских картах Цезаря изображали с вытянутой рукой, словно он намеревается что-то схватить. Это должно было говорить о том, что бубновая масть традиционно отождествлялась с деньгами и богатством.

Александр Македонский — единственный из карточных королей, в руку которого была вложена держава символ монархии. Правда, на современных картах ее часто заменяет меч — как свидетельство его полководческих талантов. К сожалению, внешность трефового короля стала жертвой безжалостной моды и из мужественного героя с яростным взглядом он превратился в изнеженного царедворца со щегольской бородкой и элегантными усами.

Первой дамой червей была Елена Троянская. Кроме нее в роли претенденток на этот трон выступали Элисса, основательница Карфагена, в римской мифологии — Дидона, Жанна д’Арк, Елизавета I Английская, Роксана, Рахиль и Фауста. Однако долгожительницей оказалась героиня библейской легенды Юдифь, чей образ на протяжении веков кочевал из колоды в колоду.

Что касается дамы пик, то ее было принято изображать в виде греческой богини мудрости и войны Афины Паллады. Правда, тевтоны и скандинавы отдавали предпочтение собственным мифологическим персонажам, олицетворявшим войну.

В XIV-XV веках художники не смогли прийти к согласию, кого избрать в качестве прототипа дамы бубен. Исключением была лишь Франция, где им стала королева амазонок, в греческой мифологии — Панфизелия. В XVI веке кто-то придал даме бубен черты Рахили, героини библейской легенды о жизни Иакова. Поскольку, по преданию, она была женщиной жадной, ее амплуа в качестве «королевы денег» пришлось по вкусу широкой публике, и она утвердилась на этом троне.

Долгое время ни одна из мифологических или исторических героинь не претендовала на роль дамы треф. Иногда в колодах мелькали фигуры правительницы Трои Гекубы или Флоримелы, олицетворения женского обаяния, созданного талантом английского поэта Спенсера. Но они не сумели утвердиться в этой роли. В конце концов французам пришла в голову мысль изобразить даму треф в виде этакой, как теперь говорят, секс-бомбы и назвать ее Аргиной (от латинского слова «регина» — «царственная»). Затея оказалась настолько удачной, что прижилась и стала традицией. Больше того, все королевы, очередные фаворитки и любовницы французских монархов, героини злых пасквилей и фривольных острот, стали носить имя Аргина.

Карта Правосудие из колоды Карла VIПервоначально в роли валетов выступали четыре безымянных рыцаря. Хотя название этой карты переводится скорее как «слуга, лакей», и у игроков эта фигура традиционно отождествлялась с искателем приключений, не всегда почитающим закон, но чуждым низкого коварства. Подобное толкование слова «валет» прекрасно соответствует образу валета червей. Пытаясь подобрать для него достойный образ, французы остановили свой выбор на известном историческом персонаже — Этьене де Виньеле, служившем в войсках Карла VII. Он был доблестным воином, храбрым, щедрым, безжалостным и язвительным. Некоторое время он состоял советником при Жанне д’Арк и сохранился в памяти потомков как герой народного фольклора, наподобие Тиля Уленшпигеля, Вильгельма Телля и Робина Гуда. Может быть, поэтому без всяких возражений со стороны других наций Этьен де Виньель прочно занял место валета червей.

Прототипом валета пик был Огиер Датский. Согласно историческим хроникам в многочисленных битвах его оружием были два клинка толедской стали, которые обычно рисовали на этой карте. В многочисленных сказаниях этот герой совершал многочисленные подвиги: побеждал великанов, возвращал околдованным принцам их владения, а сам пользовался покровительством феи Морганы, сестры сказочного короля Артура, которая, обручившись с Гиером, даровала ему вечную молодость.

Первым валетом бубен стал Роланд, легендарный племянник Карла Великого. Однако позднее, без явных на то причин, его сменил Гектор де Марэ, один из рыцарей Круглого стола и сводный брат сэра Ланселота. По крайней мере, именно этот герой сегодня ассоциируется с валетом бубен, хотя знаменитое благородство рыцаря де Марэ плохо вяжется с дурной славой, приписываемой этому валету.

Валетом треф карточных дел мастера избрали самого сэра Ланселота, старшего из рыцарей Круглого стола. Первоначально он был самым ярким из валетов. Но постепенно манера рисунка менялась, и валет треф лишился своего роскошного камзола, хотя в руках у него остался лук символ его непревзойденного мастерства лучника. Впрочем, в современном валете треф трудно узнать того могучего воина, который, будучи ранен в бедро стрелой, тем не менее сумел одержать верх над тридцатью рыцарями…
Такова галерея фамильных портретов, о которой не подозревает никто из игроков, беря в руки атласную колоду.

С. Вахромеев

www.vokrugsveta.ru

Гральні картиКарты – прямоугольной формы куски материала из сверхпрочного пластика, специально подготовленного картона или тонкой бумаги, с изображением различных мотивов, собранные в набор  для использования во множестве карточных игр, в гадании,  в магических трюках или для карточных фокусов. Как правило, все карты размером с ладонь, чтобы их было удобно держать в руках.
   Полный набор карт называют карточной колодой, колода в которой 32-е карты называется малой колодой игральных карт, колода с 52-мя картами – большой или англо-американской, а карты, которые игрок держит во время игры — его (игрока) карточной рукой. Колода карт унифицирована, одна колода карт может использоваться во множестве разных игр, некоторые из которых включают азартную составную — игру на деньги.
    Лицевая сторона каждой карты, как ее еще называют картинка или  лицо карты маркирована. Индекс игральных карт включает в себя обозначение силы карты – двойка (с англ. deuce)… пятерка (с англ. five)… десятка (с англ. ten), валет (с англ. jack), дама (с англ. queen), король (с англ. king), туз (с англ. ace) и карточную масть – черва (с англ. hearts — сердца), бубна (с англ. diamonds – бриллианты), пика (с англ. spades — лопаты),  трефа (с англ. clubs — дубина). Стиль игральных карт, как правило, у каждой страны свой: есть русская серия игральных карт, французские игральные карты, богатые традиции в итальянских мастеров, у карт из Германии, Швеции, Австрии также есть своя отличительная черта, свой национальный колорит.  
    Тыльная сторона карт у нас называется рубашкой, в большинстве случаев это простой и одновременно изысканный узор, каждый производитель карт использует свой уникальный рисунок, иногда на обороте карт брендовые изготовители размещают свой логотип. Цвет рубашки у колоды карт редко бывает не синим или красным, иногда зелеными и коричневыми, реже встречаются карты с белым и черным цветом рубашки. В исключительных случаях отличие кардинально, например карты для фокусов «Bicycle» c прозрачной рубашкой или игральные карты с разноцветной рубашкой  «Rainbow cards» той же компании «Bicycle».

     Далее в этой статье мы попробуем  классифицировать карты за основными критериями и наглядно показать разницу между основными категориями:

Карты за предназначением делятся на:

1. Игральные карты – самый распространенный вид карт на нашей планете, 92% населения хоть раз держали в руках одну из них. История игральных карт насчитывает более четырех тысяч лет, самые древние игральные (именно игральные, а не гадальные) карты дошли к нам из Китая и датируются 1400-ым годом до нашей эры. В наше время насчитывается более 10000 основных карточных игр, плюс к этому масса вариаций и разновидностей на основные карточные игры, например, игра Покер насчитывает больше 200-от подвидом, основным из которых является Техасский Холдэм (от англ. Texas Hold’em). Поскольку есть много видов игральных карт, мы их рассмотрим более подробно в следующей главе.

2. Гадальные карты,  или самые распространенные среди них есть карты Таро — в зависимости от использованной стилистики, различные знаменитые колоды получили имена:
          — египетское Таро — египетские мотивы на картинках карт
          — марсельские Таро – карты в французском стиле XVII века
          — карты Таро Висконти-Сфорца – карты выполнены в стиле итальянского Ренессанса
           — карты Таро Райдера-Уэйта – карты нарисованы в начале ХХ века, это самая популярная колода карт Таро, оставившая множество клонов и потомков за собой
           — карты Таро Тота — последний фундаментальный труд мастера Алистера Кроули в котором обобщаются все его познания и убеждения
            — карты Таро Ленорман — карты Ленормана также относятся к категории гадальных карт

3. Карты для фокусов или карты для магических трюков (от англ. magic tricks cards) – манипуляции с картами и небольшие карточные магические шоу будут доступны Вам с этими картами. Лучшие карты для фокусов по своим характеристикам, а это — качество, высокое скольжение (что намного упрощает манипуляцию с ними) и долговечность, являются карты компании «Bicycle», этот бренд — безусловный лидер в этой сфере. У нас в магазине Вы можете приобрести магические карты этой фирмы в большом ассортименте. Видео с карточными трюками вы найдете на этих сайтах:
                                      — //www.howtodotricks.com/
                                      — //www.trickmagic.com/
                                      — //www.goodtricks.net/cardmagic.html

4. Карты для пасьянса (от англ. Solitaire Cards Game) – для раскладывания Вашего любимого пасьянса в большинстве случаев подойдут стандартные игральные карты (будь то малая 32-х карточная колода или 52-х карточная большая колода игральных карт, все зависит от типа пасьянса). Для эксклюзивных пасьянсов продаются отдельные колоды с нужным количеством определенных карт по мастям в дополнение к набору идет буклет с правилами для этого пасьянса.

5. Специфические карты – карты, которые могли  войти в одну из категорий выше, но по какой-то причини не попали туда, так как акцент сделан не на игру или удобство обращения с ними в карточных фокусах, а именно на их спецификации, делятся на свои подкатегории
                — карты для детей – развивающие карты с очень яркими и запоминающимися картинками со сказочными персонажами
                — шуточные карты — карты с веселыми картинками, пародиями на известных людей, также сюда относятся политические шаржи и тому подобные
                 — карты с эротическими фотографиями – эротические карты и карты с порно фото, я думаю, в комментариях не нуждаются

Карты делятся за материалом изготовления:

 — картонные карты (с англ. paper playing cards)– стандартные карты, как правило, самые дешевые из всех представленных на рынке. Но помните – хорошие (значит брендовые) бумажные / картонные карты будут служить Вам достаточно долго, так у фирмовых производителей используется тонкий гофрированный и прессованный картон высокого качества.
 — карты с пластиковым покрытием (с англ. plastic coated playing cards)– высокотехнологичные карты с нанесенным тонким слоем пластика поверх карты для придания прочности и отменных скользящих характеристик. Опять же, в нашем понятии, карты с пластиковым покрытием ассоциируются с дешевым китайским ширпотребом, что выбрать – 5 колод привезенных из Китая или 1-ну нормальную брендовую – решать Вам.
 — пластиковые карты (с англ. plastic playing cards)– самые прочные и долговечные карты среди всех остальных для производства одной колоды пластикових карт используют сверхтехнологичный ПВХ пластик. 100% пластиковые карты с правильным уходом  и использованием прослужат Вам до 500 раз больше чем картонные,
 — эксклюзивные карты – золотая колода игральных карт, карты с добавками серебра или со вставками из других драгоценных металлов – самые элитные и дорогие карты, но согласитесь, они будут прекрасным подарком для любителя азартных игр.

     Игральные карты (на англ. Playing cards). Разноплановая характеристика игральных карт, деление игральных карт по группам, систематизация игральных карт за версией сайта NashPoker.Net

Игральные Карты по размеру:

игральные карты стандартного размера или бридж размера bridge sizeигральные карты стандартного размера или бридж размера (от англ. bridge size) – игральные карты со следующими физическими параметрами:  2.25″ x 3.50″ – ширина  2.25 дюйма, длинна 3.50 дюйма, это приблизительно 5.72 сантиметра на 8.89 сантиметров.

покерные игральные карты или карты покерного размера poker size
покерные игральные карты или карты покерного размера (от англ. poker size) – игральные карты с более широкой основой,  ширина карт для покера 2.50″ дюйма, высота карт  3.50″ дюйма или 6.35 см на 8.89 см.

карты необычных форм (треугольные, круглые или увеличенные в 5 раз)– эти карты скорее сделаны для веселья, чем для серьезной карточной игры и могут стать отличным и оригинальным подарком для картежника.


Игральные карты делятся за количеством карт в колоде:

малая колода карт – в колоде 36 карт,  правила таких игр как дурак, вист, преферанс, очко, кинг, тысяча допускают игру малой колодой…
большая колода карт – в колоде 52 карты плюс дополнительно 2 джокера, большая колода карт является необходимым условием для таких карточных игр: покер, бридж, блэкджек, баккара, сека…
карты под определенную игру – количество карт в таких колодах нестандартно, в такую колоду всегда входят правила данной игры. Например, колода карт для игры в пинокль (с англ. pinocle или pinochle) насчитывает 48 карт – 2 набора десяток, вальтов, дам, королей и тузов, для другой увлекательной игры канасты (от исп. canasta) предполагается двойная большая колода с дополнительными джокерами. Есть еще масса новых карточных игр, зачастую колоды к таким эксклюзивным играм выпускают брендовые производители игральных карт: Modiano, Copag, Bicycle, Piatnik, Bee, Dal Negro, Kem, Fournier.

Игральные карты за размером индекса классифицируются:

карты со стандартным индексом Regular Index или Standard Index
карты со стандартным индексом (на англ. Regular Index или Standard Index) — карты с обычным индексом среднего размера

 

карты с большим индексом Jumbo Index или Large Index

карты с большим индексом (на англ. Jumbo Index или Large Index) — игральные карты с оптимальным на наш взгляд размером индекса

 

карты с огромным индексом Magnum Index или Super Indexкарты с огромным индексом (на англ. Magnum Index или Super Index) — эти карты сделаны специально для людей у кого плохо со зрением

 

Описывать эти категории излишне, мы продемонстрировали отличие между игральными картами с разными индексами на наглядных рисунках выше.

Игральные карты за количество индексов делятся на:

игральные карты с двумя индексамиигральные карты с двумя индексами (сокращенное обозначение 2 Pips) – один индекс расположен в верхнем левом углу, второй в правом нижнем, такое расположение индексов более привычно для нас и всеобще принято в США, но не учитывает левшей-любителей карточных игр.
игральные карты с четырьмя индексами

игральные карты с четырьмя индексами  (сокращенное обозначение 4 Pips) – эти карты более распространены в Европе и есть в большом  ассортименте у любого европейского производителя игральных карт, будь то Modiano, Piatnik, Dal Negro или Fournier.

Карты делятся по цвету индекса и картинки:

стандартные по цвету карты (от англ. standard color playing cards) – самые распространенные в наше время игральные карты со стандартным цветом индексов и мастей – для червей и бубны предусмотрен красный цвет, для пик и крестей – черный, рисунки старших карт раскрашиваются в вольных цветах.

четырехцветные игральные карты (от англ. 4 color playing cards) – эти игральные карты понемногу уходят в историю, они были популярны в Европе до середины прошлого столетия, их отличительной чертой являются четыре (вместо двух для обычных карт) зарезервированных цвета для мастей и индексов. Для масти червей предусмотрен красный цвет, за бубны отвечает синий, масти пики соответствует черный цвет, а за крестами зарезервирован зеленый цвет, вальты, дамы, короли и тузы разрисованы в умеренном стиле только в основных цветах.

 

 

 — двухцветные эксклюзивные игральные карты (от англ. 2 color exclusive playing cards) —  особенные и редко встречающиеся игральные карты, могут быть выполнены в одном цвете или двух цветах с разными вариациями оттенков. К этим картам также относятся золотые и позолоченные игральные карты – смотрятся очень эффектно.

Градация игральных карт за цветом рубашки:

игральные карты с одним основным цветом рубашки – узор рисунка и грани на рубашке карт выполнен в одном цвете, как правило, этим цветом является синий или красный, хотя другие не есть исключениями.
игральные карты с разноцветным фоном на рубашке – есть игральные карты, где рубашка карт раскрашена во все цвета радуги, возникает очень интересный эффект при тасовании такой колоды, также сюда относятся карты с разноцветным узором на рубашке.
игральные карты с рисунком на обороте – рисунки на рубашке бывают разными, возможно это что-то нейтральное – цветок, пейзаж, милое животное, картинка автомобиля, кадра с фильма или просто реклама…

 

Карты за производителем:

брендовые игральные карты – самые качественные игральные карты Вы сможете найти в линейке у одного из мировых лидеров по производству карт, будь то картонные карты, игральные карты с пластиковым покрытием или 100% пластиковые карты – удовольствие от игры Вам гарантировано. Производители гиганты на рынке игральных карт:
                                 1. Американская компания United States Playing Card Company (сокращенно U. S. Playing Card Co. или USPC) ей принадлежат такие известные бренды игральных карт — Bicycle Bee KEM Hoyle Aviator Congress Maverick Streamline.
                                 2. Итальянская компания Modiano – лидер по производству карт в Европе.  
                                 3. Бразильская компания производитель игральных карт Copag – крупный игрок на американском рынке игральных карт.
                                 4.  Испанская компания Fournier – производит качественные и приемлимые за ценой игральные карты.
                                 5. Австрийская компания Piatnik  — накопленный 150-ти летний опыт по производству игральных карт отразились на качестве продукции, компания Piatnik по праву гордится своими традициями.
                                 6. Еще один представитель итальянской школы изготовителей игральных карт компания Dal Negro – качество, качество и еще раз качество выпущенной продукции.
                                 7… На рынке игральных карт есть масса производителей, но доля этих компаний очень мала…

не брендовые игральные карты — как правило, игральные карты производства Китай (made in China), название, написанное на коробке, напоминает или созвучно с мировым брендом-производителем игральных карт, качество естественно в разы ниже, конечно это касается и цены.

игральные карты под заказ – вы можете заказать свою собственную колоду с изображением своих друзей, семьи или ваших коллег. Дизайн может быть как Ваш так и самого изготовителя. Стоимость колоды карт на заказ зависит от количества заказа, чем больше Вам нужно колод с картами – тем ниже цена одной колоды.

      Мы рассмотрели основные категории игральных карт и теперь с легкостью можем читать условные обозначения на любой колоде, например:
Пример № 1: Modiano Cristallo red plastic playing cards poker size 4 pips jumbo index – пластиковые игральные карты с красной рубашкой итальянской компании Modiano модель Cristallo, карты покерного размера с четырьмя большими индексами.
Пример № 2: Copag 139 blue plastic coated playing cards poker size 2 pips regular index, что означает – синие игральные карты с пластиковым покрытием бразильской компании Copag марка 139, карты для покера с двумя стандартними индексами.

     Надеемся эта статья станет справочником по игральным картам и поможет сделать правильный выбор при покупке игральных карт. Статья — живая, свои пожелания и уточнения присылайте нам на почту…

nashpoker.net

Название карт игральныхРедкий современный человек не держал в руках игральных карт. Версий их появления несколько, и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт.

У карт древняя и весьма драматичная история. Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

 

Есть две главные версии происхождения карт. Первая — китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Китайцы усложнили игру в кости и получили домино. Затем вместо точек на табличках стали изображать фигуры, цветы и бытовые сцены. Такие таблички использовались для напоминающей пасьянс игры "маджонг", распространённой в Китае и Японии. Суть игры в том, чтобы из множества высыпанных на стол табличек составить пары одинаковых. Из Азии итальянские путешественники привезли в Европу идею использовать для игр карточки с изображениями. Удивительно, но ни кости, ни домино, ни маджонг не исчезли с появлением карт – прекрасный пример сосуществования разных ветвей эволюции.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Название карт игральных

Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года. Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Не было единообразия в карточных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия "мечей", "кубков", "денариев" (монет) и "жезлов". Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки — в "черви", денарии — в "бубны", а "жезлы" — в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии — "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья". Что касается русского слова "черви", то оно произошло от слова "червонный" ("красный"): понятно, что "сердца" изначально относились к красной масти.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 "Старших Аркана" плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех "старших мастей" и шута (джокера).

Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д'Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

Название карт игральных

Джокер — легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. "Джокер" выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз — слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого "диаболос" — рассеиватель клеветы.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово "валет" вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Все же каждый исследователь приводит свои толкования мастей и фигур. Отец Менестрье считал, что карты — это символы великих монархий (иудейская, греческая, римская, французская), а четыре дамы — не что иное как главные женские добродетели: набожность, материнство, мудрость и красота. Другие же считают, что "дамами" изображены такие исторические личности, как Мария Анжуйская, Агнесса Сорель, Изабелла Баварская и Жанна д'Арк. Но гипотезы так и остаются гипотезами.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман.

Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея — Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои — игральные карты. И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

Название карт игральных

К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и азартные игры считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня – страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

Название карт игральных

В России карты появились в начале XVII столетия. К середине этого века они уже обрели популярность в качестве „пути" к преступлениям и разжиганию страстей. В „Уложении" 1649 г. при царе Алексее Михайловиче предписывалось с игроками поступать так, "как писано о татях", то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты ,"…и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

В XIX в. началась разработка новых рисунков игральных карт. Ей занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман. Стоит отметить, что в настоящее время их эскизы хранятся в Государственном Русском музее и в Карточном музее Петергофа. Однако в производство были запущены рисунки академика Адольфа Иосифовича Шарлемана, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

А.И.Шарлеман не создал принципиально нового карточного стиля. Рисунки на Атласных картах имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек.

Название карт игральных

С конца XVIII века начался настоящий карточный бум, охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как "известный на Москве банкомет". Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру "на интерес". В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародья.

На Западе "умственные" карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти — "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

 

nechtoportal.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.