Толкование гексаграммы 11


Гексаграмма Расцвет

Процветание, распространение; великое изобилие и гармония; плодотворное общение; весна, цветение.

Название

Тай (Расцвет): великий, выдающийся, изобильный, преуспевающий; мирный, плодородный; распространяться повсюду, насыщать, пронизывать, сообщать (свойства); гладкий, скользкий; чрезвычайный, экстравагантный, чудесный. На горе Тайшань совершались великие жертвоприношения, связывавшие Небо и Землю. Иероглиф изображает человека в воде, соединенного с потоком дао.

Образный ряд

Малое уходит, великое приходит.
Счастье. Развитие.

Поток духа приносит радость, совершенство и процветание. Вы соединены с этим потоком. Вы можете распространять совершенство и процветание через общение с другими людьми и всем миром. Все малое и незначительное уходит; все великое и значительное приходит.


вас есть возможность развивать свои фундаментальные идеи в атмосфере творчества, радости и взаимной поддержки. Расширяйте свое участие в делах и делитесь энергией. Путь открыт. Изначальное свершение превращается в окончательное свершение. Будьте деятельны. Выходите за свои пределы и проникайте в суть вещей. Ваше осознание себя и окружающих должно претерпеть существенную перемену. Поддерживайте и поощряйте ближних. Это время благоприятно для соединения основных сил мироздания с человеческой природой, когда человек может увидеть в них свое слабое отражение. Будьте уверенны и внутренне сосредоточенны. Отбросьте сомнения. Этот путь будет продолжаться.

Внешний и Внутренний миры: Земля и Небо

Устойчивая сила распространяется изнутри, насыщая и оплодотворяя землю. Это время творческого изобилия.

Скрытая возможность: 54 (Невеста)

Распространение и процветание содержат скрытую возможность осознания своего потенциала.

Последовательность

Наступление и расцвет, затем остановка. Осознание этого позволяет пользоваться моментом.

Определение

Расцвет и упадок меняют ваши ценности на противоположные.

Символ

Небо и Земля соединяются. Расцвет.
Благородный человек пользуется временем расцвета, чтобы совершить путь Неба и Земли.
Благородный человек использует умиротворение, чтобы восстанавливать справедливость среди подданных.

Линии гексаграммы

Вначале девятка

Когда рвут тростник, то другие стебли тянутся за ним,
Так как он растет пучком.
Поход — к счастью.


Предпринимайте энергичные усилия, чтобы выдвинуться из низкого положения среди других, равных себе. Наведите порядок в мыслях и делах. Путь открыт. Пусть он выведет вас в большой мир.

Девятка вторая

Охвати и окраины.
Надо всплыть на реке. Не оставляй дальних.
Личной дружбе — конец.
Удостоишься похвалы за целеустремленные действия.

Вы должны мобилизовать все свои ресурсы,чтобы всплыть на реке — выдвинуться на заметное место в потоке жизни. При этом вам придется отказаться от многих личных привязанностей. В конце концов ваша целеустремленность будет удостоена похвалы.

Девятка третья

Нет глади, которая осталась бы без выбоин.
Нет ухода без возвращения.
Если в трудностях будешь стойким — хулы не будет.
Не печалься о своей правде.
В пище будет благополучие.

При переходе от внутреннего к внешнему возникают трудности. Но если вы не можете оставить что-то позади, то потом не сможете вернуться. Стойкость поможет преодолеть невзгоды. В ситуации есть связь с духами — они послужат вам питающей силой и защитят вас.

Шестерка четвертая

Стремительный полет.
Если не богат — обратись к соседу.
Нет запретов в силу правдивости.


Вы летите, как птица, покидающая свое гнездо. Если у вас нет того, в чем вы сейчас нуждаетесь, обратитесь за помощью к друзьям или близким. Воспользуйтесь связью с духами, которая у вас уже есть. Преодоленное сопротивление становится движущей силой.

Шестерка пятая

Царь И отправлял невест, и от этого было благополучие.
Изначальное счастье.

Выдавая своих дочерей за подчиненных, легендарный царь И соединял высшее и низшее. Так должны поступать и вы в своем стремлении обрести гармонию. Путь открыт, ситуация благоприятна (изначальное счастье).

Наверху шестерка

Городской вал опять обрушится в ров.
Не применяй войско.
В своем городе применяй свою волю.
Стойкость — к сожалению.

Великий расцвет не может длиться вечно. Это естественный ход вещей. Пытаясь применить свою силу (войско), вы лишь ухудшите положение. Даже стойкое желание сохранить свои достижения ни к чему не приведет. Ваша судьба меняется. Нужно снова собираться с силами.

← 10: Наступление ↑ к определителю 12: Упадок →


zorba-budda.ru


Общее толкование по Ю.Шуцкому

Пожалуй, ни в одной гексаграмме не встречаются столь гармоническое соотношение основных категорий — Света и Тьмы, как это дается в данной гексаграмме; хотя обе силы — Свет и Тьма — признаются равноценными, но все же теоретическое предпочтение отдается активной, центробежной силе Света перед пассивной, центростремительной силой Тьмы. Это выражается в том, что сила Света называется иногда (как в данном случае) великим, а сила Тьмы — малым. Силе Света присуще стремление ввысь, тогда как сила Тьмы тяготеет вниз. Но в мире события происходят во благо лишь при гармоническом сочетании обеих сил, которые идеально предрасположены к взаимодействию. Одностороннее переразвитие одной из них за счет другой приводит к пагубным последствиям. В данной гексаграмме вся сила Света сосредоточена внизу, а сила Тьмы — наверху. Поэтому, если принять во внимание указанные выше направленности их движения: Свет — вверх, а Тьма — вниз, то ясно, что здесь, чем где-либо, они приходят во взаимодействие, имея самый широкий доступ друг к другу. Можно это рассматривать и с другой стороны: внутреннее здесь заполнено чистой силой творчества, а вовне ему предстоит исполнение, т.е. полная возможность осуществления творческого замысла, которому ничто не оказывает сопротивления, а внешняя среда в полнейшей податливости подчиняется ему. Поэтому неудивительно, что эта максимальная возможность созидания в традиции ицзинистов приурочена к весне как к периоду максимального развития творчества в природе.


мифологическим воззрениям Китая, весной активная сила Света действует изнутри, от корня растений, обусловливая их рост, а сила Тьмы, как материя, обрастает ее и сообщает внешнюю видимость, реализованность творящей силе Света, как бы облекает ее, и она получает возможность полнейшего развития, ибо в данной ситуации приходит все великое, а ничтожное — отходит. Однако это не может длиться вечно, это лишь временная ситуация, которая, как весна осенью, должна смениться противоположной ситуацией, выраженной в следующей (12) гексаграмме. В их чередовании выражается природный ритм, в котором разрушение столь же необходимо, как и созидание. Тут невольно вспоминаются слова Гете: «Природа изобрела смерть, чтобы иметь много жизни». — В переводе на понятия, касающиеся процесса познания, — это та ситуация, когда после наступления достигается полная гармония между накопленным прежде знанием, приобретенным вновь, до такой степени, что грань между ними стирается, и они представляют собой единую сумму знания, стоящего к тому же в полной гармонии к его осуществлению. Такой понимание возникает в произведениях комментаторов больше из общей теории и из образа самой гексаграммы, чем из весьма лаконичного текста: Расцвет. Малое уходит, великое приходит. Счастье. Развитие.

1
Здесь начинает свое действие сила Света, идущая снизу вверх, изнутри наружу. Ее действие не ограничивается одной этой позицией, но распространяется и на следующие, занятые той же силой Света.


а здесь увлекает за собой все, органически связанное с ней. Если каждой силой и вызывается к жизни противодействие, то здесь — тот момент, когда оно подчинено. Но противодействие может быть как внутренним, выступающим, например, в сфере этики (как соблазн, действующий внутренне), так что, пока оно не разоблачено, оно предстает как собственное волеизъявление деятеля, так и внешним, не увлекающим деятеля, а подавляющим его. Увлечение и насилие — вот два, так сказать, искусителя, отклоняющие деятеля от его нормального пути. На данной позиции, представляющей наибольшую глубину внутренней сферы деятеля, в ситуации победы над сопротивлением и гармонического единства противоположностей, это победа в первую очередь над внутренним искушением. В результате ее и внешнее давление становится вполне преодолимым, и поход против него должен увенчаться успехом. Поэтому Центральное стремление вовне здесь закономерно и приносит лучшие плоды. В тексте это облечено в следующий образ: В начале сильная черта. Когда рвут тростник, то (другие стебли) тянутся за ними, так как он растет пучком. Поход — к счастью.

2
В кульминации внутреннего раскрытия творческой силы Света она должна простираться решительно на все. Ею должна быть охвачена даже периферия, даже самые упадочные элементы должны быть приняты ею так же, как и те, что полны решимости и силы, те, которые отваживаются «всплыть на реке» — выбиться в жизни. Здесь недостаточно ограничиться содействием близким, родственным силам, как это было на предыдущей ступени.


и универсальности действия силы творчества на данной ступени ее развития не должны быть оставлены и «дальний», ибо здесь гибнет самое понятие личных привязанностей, как и все, ограничивающее личными интересами универсальность и объективный размах творчества. Такая личная дружба линь помешала бы целеустремленности — качеству, которое здесь заслуживает особого поощрения, ибо целью здесь является творческое воздействие на все, окружающее деятеля. При таких условиях уже ничто вовне не может оказать подавляющего действия на него, и тем самым и внутренний аспект сил сопротивления не может совратить его, ибо вся его устремленность направлена вовне. Текст развивает эти мысли следующей формулой: Сильная черта на втором месте. Охвати и окраины. Примени всплывающих на реке. Не оставляй дальних. (Личной) дружбе — конец. Удостоишься похвалы за целеустремленные действия.

3
Даже в такой удачной ситуации кризис все же остается кризисом, ибо здесь впервые совершается реально переход от внутреннего к внешнему. Здесь творчество соприкасается с окружающей средой, в которой оно должно проявиться. Это не может быть лишено трудностей, и, как напоминание об ограниченности во времени всякого творчества, звучат первые слова текста, ясные и без комментария. Но стойкость самой силы творчества дает здесь возможность перенести трудности. Внутренняя правдивость творчества здесь столь органически присуща ему, что оказывается излишним заботиться о ней, ибо недостатка в силах, питающих ее, не будет. В этом смысле понимается текст: Сильная черта на третьем месте. Нет глади (которая осталась бы) без выбоин; нет ухода без возвращения. Если в трудностях будешь стойким, — то хулы не будет. Не печалься о своей правде: в пище будет благополучие.


4
Мы видели, что в данной гексаграмме выступают во взаимном движении навстречу сила Света и сила Тьмы. Последней присуще стремление вниз. Здесь, на четвертой позиции, начинает впервые действовать сила Тьмы. Поэтому здесь особенно выражается ее стремительный полет вниз. Сущность исполнения — совершенно податливая и пластичная материя стремится облечь творческий импульс, поднимающийся снизу. Только совместно с ним может действовать сила Тьмы. Сама по себе она не насыщена действительностью, она «не богата». Но если деятельность творчества не встречает никаких препятствий и все его силы могут действовать совместно, начиная с первого импульса (как это показано в тексте первой черты данной гексаграммы), то и сила Тьмы здесь не задержится ничем в своем стремлении к творческой силе Света. «Соседи» силы, действующей на данной позиции, — такие же силы Тьмы на двух верхних позициях, — совершенно согласованы с ней. Поэтому и здесь, как и на первой позиции, не требуется никакого предупреждения, например, о необходимости искренних отношений с окружающими. Они здесь охвачены тем же стремлением, и правдивость отношений здесь, разумеется, сама собой.


агодаря этому здесь возможна столь полная победа над противоборствующими силами, что они, будучи здесь подчинены полной гармонии достигнутого прежде и приобретенного в настоящем, из противника превращаются в союзника. Преодоленное сопротивление становится движущей силой. — Здесь имеется в виду тот момент в процессе познания, когда знание, накопленное прежде, превращается из суммы идей, отличных от содержания нового познания, в сумму идей, включенных с ним в единую систему и поэтому поддерживающих его. Необходимо оговориться, что такое понимание текста свойственно лишь комментаторам избранной нами приватной, критической школы (особенно Вань И и Дяо Бао. Такие столпы официальной ортодоксии, как Чэн И-чуано и Чжу Си, понимают это место совершенно иначе, деля фразы текста иными знаками препинания, расставленных в иных местах. Но , как справедливо указал уже Дяо Бао, оба они совершают грубую филологическую ошибку, не учитывая древнейшего комментария «Сяо сян-чжуано»). Все эти мысли выражены в тексте так: Слабая черта на четвертом месте. Стремительно летящие вниз не богатые, (но все они) из-за своей близости не (нуждаются) в предупреждении о правдивости .

5
Уже на предыдущей ступени сила данной ситуации расцвета сказывается в ток, что все тормозящие воздействия могут быть претворены в благотворные. На данной позиции это достигает еще большей интенсивности благодаря тем качествам, которые символизированы здесь. Это, во-первых, качество податливости, отсутствия косности (слабая черта) у того, кто занимает (пятую) позицию внешней, выявленной (верхняя триграмма) кульминации.


-вторых, это качество взаимопонимания высших и низших (выраженное в «соответствии»). Такими качествами характеризуется, например, правитель, не отрывающийся от управляемых им подданных, а наоборот, вступающий с ними в самое тесное общение, роднящийся с ними. Это выражено в легенде о царе И, отдавшем дочерей замуж за своих подданных, которым они, как жены, должны были подчиниться, несмотря на свое происхождение. — Как бы ни было возвышенно вновь приобретенное познание, — как бы ни были глубоки заблуждения в прежде накопленном опыте, — здесь между ними происходит такая гармонизация, что заблуждения уже не оказывают отрицательного действия, и сама их ошибочность может быть использована для положительного опыта, поскольку здесь полностью познана их ошибочность. Это возможно лишь при конечной беспристрастности субъекта. В тексте здесь даны следующие образы: Слабая черта на пятом месте. Царь И выдал замуж своих дочерей и так благословил (их) на изначальное счастье.

6
Уже указывалось, что даже этот максимальный расцвет есть лишь одна из ситуаций. Как временная ситуация, он не может длиться вечно, а естественно должен закончиться, т.е. перейти в свою противоположность — в упадок, которому посвящена следующая гексаграмма. В самом деле, если каждая гексаграмма изображает развитие данной ситуации во времени, а пятая позиция выражает максимум этого развития, то шестая позиция уже может выражать только упадок, только снижение достигнутых результатов. Кроме того, это верхняя черта триграммы, исполнению которой свойственна как раз не сила, а слабость (слабые черты), поэтому здесь интенсивнее чем где-либо проявляется слабость субъекта. Все, что было ему подчинено на предыдущих ступенях, начинает выходить из подчинения, приобретает самостоятельность, и начинается распад. Он происходит с необходимостью, и к этому надо отнестись, как, например, к естественному наступлению осени в круговороте года. Во всяком случае, при слабости субъекта попытка применить войско не приведет его к добру. Его воля не будет принята к исполнению, а, наоборот, все ему подчинявшееся начнет изъявлять свою собственную волю: «из городов будет изъявлена воля». Но не только активное вмешательство силой здесь не приводит к благим последствиям. Даже одно косное и пассивное желание сохранить достижение прошлого — здесь безрезультатно, ибо время упадка уже наступает, а косное сохранение прошлого лишь задерживает в этом периоде склонения к упадку. Будет лишь потеряно непроизводительно время, о котором придется пожалеть. Текст это выражает так: Наверху слабая черта. Городской вал (падает) обратно в ров. Не применяй войско. Из мелких городов будет изъявлена (собственная их) воля. Стойкость — к сожалению.

lybomudr.ru

Как правильно истолковать гексаграмму 11?

Книга перемен – один из памятников древней письменности мировой литературы, которая открывает мудрость посредством предсказаний-гексаграмм. Создали ее почти 3000 лет назад. Это одно из самых древних гаданий, в которую входят 64 гексаграмы. Каждая из них отражает самые главные ситуативные этапы и предоставляет развернутый ответ на вопрос, волнующий того, кто гадает.

Гексаграммы отвечают на определенную особенность в отношении текущей ситуации, волнующей человека на данный момент. Почему книга перемен эффективна? Она берет информацию из нашего подсознательного, которое активно соприкасается с общим биополем информации.

Ведь на самом деле ответы внутри нас и с помощью мантической техники, то есть книги перемен мы получаем их. Свое внутреннее любопытство позволит утолить Китайская книга перемен, токование которой, достаточно сложно, но невероятно интересно.

Рассмотрим толкование одной из самых благоприятных в книге перемен гексограмм – это гексаграмма 11 (Тай) Рассвет.

Пожалуй, ни в одной из гексограмм Книги перемен не встречается наиболее гармоничное сочетание таких основных категорий как Свет и Тьма. Они находятся во взаимном движении на встречу друг другу.

Гексаграмма 11 определяется как рассвет, что уже говорит само за себя. Ведь рассвет самое прекрасное время суток, но его час короток, а потому это прямое побуждение к действию.

Вы действуете, и вам сопутствует удача, все разрешается будто само собой, даже то, что давно утратило надежду быть решенным. Сомнения уходят и вы полны сил и решимости. Это очень сильный необычный знак.

Следующим образом раскрывает книга перемен толкование гексаграммы 11: пришло время невероятной удачи. Капризы фортуны остались позади и сейчас можно сказать, что она стала ручной.

Карьера будет стремительно продвигаться вперед, но для того чтобы сопутствие удачи длилось как можно дольше, нужно стараться сохранить и приумножить результат успешных действий. Двигаться не в одном направлении для реализации задуманного, а сразу в нескольких.

На волне финансового успеха, опасайтесь чрезмерного расточительства. Будет очень просто потерять то, что так легко пришло. Чтобы упрочить свое материальное положение, нельзя полагаться только на удачу, необходимо брать дело в свои руки.

Желания буду исполняться, но нужно стремиться искусственно их ускорить. В бегстве за успешным продвижением по карьерной лестнице нельзя забывать о друзьях. Именно в них будет источник для того чтобы смело идти вперед и вверх.

Нелегкий тернистый путь, преследовавший так долго наконец-то сменяется гладкой широкой и ровной дорогой. Толковать каждую из гексограмм следует на тонком интуитивном уровне, ведь именно к тонким материям они и взывают.

И если именно от такой интерпретации отталкиваться, то значение гексаграммы 11 – это поток духа, который приносит радость, возможность процветания и стремление к совершенству. Происходит соединение с этим потоком и приходит возможность расцветать и совершенствоваться и распространять посредством, общения с другими людьми и со всем миром.

Все незначительное незаметное, не имеющее вес в данный текущий момент или предшествующее время, уходит и взамен ему приходит то, что важно, то что имеет значение.

Это время открытия и роста личностных качеств, постараться полностью реализовать имеющийся потенциал в творческой и радостной атмосфере. Нужно быть деятельным, участвовать в новых и текущих делах и делиться энергией с другими. Путь открыт. Нужно пересекать пределы привычного, расширять сознание. Желать докопаться до сути. Человек должен быть уверен и крайне сосредоточен только тогда он сможет добиться желаемого.

Название гексаграммы само по себе выражает суть вопроса. И «тай» в переводе с древнекитайского означает рассвет. Рассвет – это начало дня грядущего, которое побуждает к активным действиям. Мы планируем, мыслим осуществляем. Согласно книге перемен рассвет – это великий, выдающийся, преуспевающий. Мирный и плодородный. Экстраординарный, невероятный.

Дословный перевод канонических текстов книги перемен данную гексаграмму раскрывает так: «малое отходит, великое приходит. Счастье и развитие».

www.astralomir.ru

«Тай». Расцвет

11.htm11

Сейчас, когда счастье благоволит вам и карьера ваша продвигается вперед и вверх, именно сейчас подумайте о друзьях. В то же время не будьте легкомысленны и небрежны. Если хотите, чтобы везение и успех сопутствовали вам, как можно дольше, постарайтесь подкрепить их успехами и в других областях. Желание ваше исполнится, но не стремитесь искусственно ускорить его осуществление. В настоящий момент вы склонны сорить деньгами; сдерживайте себя, держитесь в рамках своих финансовых возможностей.

Пожалуй, ни в одной гексаграмме не встречаются столь гармоническое соотношение основных категорий — Света и Тьмы, как это дается в данной гексаграмме; хотя обе силы — Свет и Тьма — признаются равноценными, но все же теоретическое предпочтение отдается активной, центробежной силе Света перед пассивной, центростремительной силой Тьмы. Это выражается в том, что сила Света называется иногда (как в данном случае) великим, а сила Тьмы — малым. Силе Света присуще стремление ввысь, тогда как сила Тьмы тяготеет вниз. Но в мире события происходят во благо лишь при гармоническом сочетании обеих сил, которые идеально предрасположены к взаимодействию.

Одностороннее переразвитие одной из них за счет другой приводит к пагубным последствиям. В данной гексаграмме вся сила Света сосредоточена внизу, а сила Тьмы — наверху. Поэтому, если принять во внимание указанные выше направленности их движения: Свет — вверх, а Тьма — вниз, то ясно, что здесь, чем где-либо, они приходят во взаимодействие, имея самый широкий доступ друг к другу. Можно это рассматривать и с другой стороны: внутреннее здесь заполнено чистой силой творчества, а вовне ему предстоит исполнение, т.е. полная возможность осуществления творческого замысла, которому ничто не оказывает сопротивления, а внешняя среда в полнейшей податливости подчиняется ему.

Поэтому неудивительно, что эта максимальная возможность созидания в традиции ицзинистов приурочена к весне как к периоду максимального развития творчества в природе. По мифологическим воззрениям Китая, весной активная сила Света действует изнутри, от корня растений, обусловливая их рост, а сила Тьмы, как материя, обрастает ее и сообщает внешнюю видимость, реализованность творящей силе Света, как бы облекает ее, и она получает возможность полнейшего развития, ибо в данной ситуации приходит все великое, а ничтожное — отходит. Однако это не может длиться вечно, это лишь временная ситуация, которая, как весна осенью, должна смениться противоположной ситуацией, выраженной в следующей (12) гексаграмме.

В их чередовании выражается природный ритм, в котором разрушение столь же необходимо, как и созидание. Тут невольно вспоминаются слова Гете: «Природа изобрела смерть, чтобы иметь много жизни». — В переводе на понятия, касающиеся процесса познания, — это та ситуация, когда после наступления достигается полная гармония между накопленным прежде знанием, приобретенным вновь, до такой степени, что грань между ними стирается, и они представляют собой единую сумму знания, стоящего к тому же в полной гармонии к его осуществлению. Такой понимание возникает в произведениях комментаторов больше из общей теории и из образа самой гексаграммы, чем из весьма лаконичного текста:

Расцвет. Малое уходит, великое приходит. Счастье. Развитие.

1

Здесь начинает свое действие сила Света, идущая снизу вверх, изнутри наружу. Ее действие не ограничивается одной этой позицией, но распространяется и на следующие, занятые той же силой Света. Она здесь увлекает за собой все, органически связанное с ней. Если каждой силой и вызывается к жизни противодействие, то здесь — тот момент, когда оно подчинено. Но противодействие может быть как внутренним, выступающим, например, в сфере этики (как соблазн, действующий внутренне), так что, пока оно не разоблачено, оно предстает как собственное волеизъявление деятеля, так и внешним, не увлекающим деятеля, а подавляющим его. Увлечение и насилие — вот два, так сказать, искусителя, отклоняющие деятеля от его нормального пути. На данной позиции, представляющей наибольшую глубину внутренней сферы деятеля, в ситуации победы над сопротивлением и гармонического единства противоположностей, это победа в первую очередь над внутренним искушением. В результате ее и внешнее давление становится вполне преодолимым, и поход против него должен увенчаться успехом. Поэтому центральное стремление вовне здесь закономерно и приносит лучшие плоды. В тексте это облечено в следующий образ:

В начале сильная черта. Когда рвут тростник, то [другие стебли] тянутся за ними, так как он растет пучком. Поход — к счастью.

2

В кульминации внутреннего раскрытия творческой силы Света она должна простираться решительно на все. Ею должна быть охвачена даже периферия, даже самые упадочные элементы должны быть приняты ею так же, как и те, что полны решимости и силы, те, которые отваживаются «всплыть на реке» — выбиться в жизни. Здесь недостаточно ограничиться содействием близким, родственным силам, как это было на предыдущей ступени. При универсальности действия силы творчества на данной ступени ее развития не должны быть оставлены и «дальний», ибо здесь гибнет самое понятие личных привязанностей, как и все, ограничивающее личными интересами универсальность и объективный размах творчества.

Такая личная дружба линь помешала бы целеустремленности — качеству, которое здесь заслуживает особого поощрения, ибо целью здесь является творческое воздействие на все, окружающее деятеля. При таких условиях уже ничто вовне не может оказать подавляющего действия на него, и тем самым и внутренний аспект сил сопротивления не может совратить его, ибо вся его устремленность направлена вовне. Текст развивает эти мысли следующей формулой:

Сильная черта на втором месте. Охвати и окраины. Примени всплывающих на реке. Не оставляй дальних. [Личной] дружбе — конец. Удостоишься похвалы за целеустремленные действия.

3

Даже в такой удачной ситуации кризис все же остается кризисом, ибо здесь впервые совершается реально переход от внутреннего к внешнему. Здесь творчество соприкасается с окружающей средой, в которой оно должно проявиться. Это не может быть лишено трудностей, и, как напоминание об ограниченности во времени всякого творчества, звучат первые слова текста, ясные и без комментария. Но стойкость самой силы творчества дает здесь возможность перенести трудности. Внутренняя правдивость творчества здесь столь органически присуща ему, что оказывается излишним заботиться о ней, ибо недостатка в силах, питающих ее, не будет. В этом смысле понимается текст:

Сильная черта на третьем месте. Нет глади [которая осталась бы] без выбоин; нет ухода без возвращения. Если в трудностях будешь стойким, — то хулы не будет. Не печалься о своей правде: в пище будет благополучие.

4

Мы видели, что в данной гексаграмме выступают во взаимном движении навстречу сила Света и сила Тьмы. Последней присуще стремление вниз. Здесь, на четвертой позиции, начинает впервые действовать сила Тьмы. Поэтому здесь особенно выражается ее стремительный полет вниз. Сущность исполнения — совершенно податливая и пластичная материя стремится облечь творческий импульс, поднимающийся снизу. Только совместно с ним может действовать сила Тьмы. Сама по себе она не насыщена действительностью, она «не богата». Но если деятельность творчества не встречает никаких препятствий и все его силы могут действовать совместно, начиная с первого импульса (как это показано в тексте первой черты данной гексаграммы), то и сила Тьмы здесь не задержится ничем в своем стремлении к творческой силе Света. «Соседи» силы, действующей на данной позиции, — такие же силы Тьмы на двух верхних позициях, — совершенно согласованы с ней.

Поэтому и здесь, как и на первой позиции, не требуется никакого предупреждения, например, о необходимости искренних отношений с окружающими. Они здесь охвачены тем же стремлением, и правдивость отношений здесь, разумеется, сама собой. Благодаря этому здесь возможна столь полная победа над противоборствующими силами, что они, будучи здесь подчинены полной гармонии достигнутого прежде и приобретенного в настоящем, из противника превращаются в союзника. Преодоленное сопротивление становится движущей силой. — Здесь имеется в виду тот момент в процессе познания, когда знание, накопленное прежде, превращается из суммы идей, отличных от содержания нового познания, в сумму идей, включенных с ним в единую систему и поэтому поддерживающих его.

Необходимо оговориться, что такое понимание текста свойственно лишь комментаторам избранной нами приватной, критической школы (особенно Вань И и Дяо Бао. Такие столпы официальной ортодоксии, как Чэн И-чуано и Чжу Си, понимают это место совершенно иначе, деля фразы текста иными знаками препинания, расставленных в иных местах. Но , как справедливо указал уже Дяо Бао, оба они совершают грубую филологическую ошибку, не учитывая древнейшего комментария «Сяо сян-чжуано»). Все эти мысли выражены в тексте так:

Слабая черта на четвертом месте. Стремительно летящие вниз не богатые, [но все они] из-за своей близости не [нуждаются] в предупреждении о правдивости.

5

Уже на предыдущей ступени сила данной ситуации расцвета сказывается в том, что все тормозящие воздействия могут быть претворены в благотворные. На данной позиции это достигает еще большей интенсивности благодаря тем качествам, которые символизированы здесь. Это, во-первых, качество податливости, отсутствия косности (слабая черта) у того, кто занимает (пятую) позицию внешней, выявленной (верхняя триграмма) кульминации. Во-вторых, это качество взаимопонимания высших и низших (выраженное в «соответствии»). Такими качествами характеризуется, например, правитель, не отрывающийся от управляемых им подданных, а наоборот, вступающий с ними в самое тесное общение, роднящийся с ними.

Это выражено в легенде о царе И, отдавшем дочерей замуж за своих подданных, которым они, как жены, должны были подчиниться, несмотря на свое происхождение. — Как бы ни было возвышенно вновь приобретенное познание, — как бы ни были глубоки заблуждения в прежде накопленном опыте, — здесь между ними происходит такая гармонизация, что заблуждения уже не оказывают отрицательного действия, и сама их ошибочность может быть использована для положительного опыта, поскольку здесь полностью познана их ошибочность. Это возможно лишь при конечной беспристрастности субъекта. В тексте здесь даны следующие образы:

Слабая черта на пятом месте. Царь И выдал замуж своих дочерей и так благословил [их] на изначальное счастье.

6

Уже указывалось, что даже этот максимальный расцвет есть лишь одна из ситуаций. Как временная ситуация, он не может длиться вечно, а естественно должен закончиться, т.е. перейти в свою противоположность — в упадок, которому посвящена следующая гексаграмма. В самом деле, если каждая гексаграмма изображает развитие данной ситуации во времени, а пятая позиция выражает максимум этого развития, то шестая позиция уже может выражать только упадок, только снижение достигнутых результатов. Кроме того, это верхняя черта триграммы, исполнению которой свойственна как раз не сила, а слабость (слабые черты), поэтому здесь интенсивнее чем где-либо проявляется слабость субъекта.

Все, что было ему подчинено на предыдущих ступенях, начинает выходить из подчинения, приобретает самостоятельность, и начинается распад. Он происходит с необходимостью, и к этому надо отнестись, как, например, к естественному наступлению осени в круговороте года. Во всяком случае, при слабости субъекта попытка применить войско не приведет его к добру. Его воля не будет принята к исполнению, а, наоборот, все ему подчинявшееся начнет изъявлять свою собственную волю: «из городов будет изъявлена воля». Но не только активное вмешательство силой здесь не приводит к благим последствиям. Даже одно косное и пассивное желание сохранить достижение прошлого — здесь безрезультатно, ибо время упадка уже наступает, а косное сохранение прошлого лишь задерживает в этом периоде склонения к упадку. Будет лишь потеряно непроизводительно время, о котором придется пожалеть. Текст это выражает так:

Наверху слабая черта. Городской вал [падает] обратно в ров. Не применяй войско. Из мелких городов будет изъявлена [собственная их] воля. Стойкость — к сожалению.

lanamagic.com

 

   Выпавшая вам при гадании гексаграмма «Тай-Расцвет» является одной из самых благоприятных в китайской классической «Книге перемен». Наконец неровный и полный препятствий путь сменился прекрасной ровной дорогой, идти по которой — сплошное удовольствие. По сути дела, вам даже не нужно тратить время и силы на поиски нужного направления, настолько все представляется очевидным.
  
     Идите смело туда, куда ведет этот гладкий путь: в самом его конце вас ожидает исполнение самого заветного из ваших желаний. Вы призадумались? Иногда бывает не так-то просто определить, какое желание является самым-самым…
  
     Но не переживайте: судьба недаром взялась помогать вам. В самом недалеком будущем вы поймете, к чему именно устремлены все ваши помыслы, и сами устремитесь вслед за ними!
  
     Как это обычно и бывает в жизни, если уж не везет, то не везет во всем, но как только неудачи отступают в прошлое, то и везение сразу становится полным. Еще совсем недавно было очень трудно найти людей, готовых оказать вам необходимую помощь и поддержку, хотя вы в этом крайне нуждались.

Теперь, когда судьба решила исправить допущенную ранее по отношению к вам несправедливость, все вокруг словно сговорились ей помогать. Таким образом, можете не беспокоиться из-за отношений с окружающими: они будут развиваться чрезвычайно гладко и успешно.

При планировании работы и отдыха на ближайшее будущее добивайтесь их гармоничного соотношения. Гексаграмма Тай уже в своей символике содержит гармонию между светом и тьмой, активным, творческим началом и пассивной средой, служащей для реализации творчества.
  
     Итак, старайтесь разумно распределять свое время между работой и отдыхом, только тогда вы будете в полной мере довольны своей жизнью.

Очень удачный этап для исполнения вашего желания! Какое бы время года ни стояло сейчас на дворе, в вашей жизни наступила весна. Будьте смелее в своих мечтах! Постарайтесь отбросить привычную осторожность: сейчас вы можете добиться невероятного.

 

 

 
 

vlgad.narod.ru

Гексаграмма №11 (ТАЙ): «любовное» толкование

Появление в любовном раскладе И-цзин гексаграммы Тай является очень хорошим знаком, предвещающим положительный период вообще в жизни и в любовных отношениях в частности. Но насколько долго он продлиться будет целиком и полностью зависеть от того, насколько гармоничны будут ваши любовные связи – наполнятся ли они душевностью или только сексом, ссорами или пылкой сердечной страстью. Гексаграммы Тай только показатель того, что ваша любовь стала магнитом, притянувшем из пространства «энергии счастья», теперь осталось только грамотно ими воспользоваться.

Также при определенном контексте любовного гадания И-цзин гексаграммы Тай может означать успех в каком-то амурном приключении или как указание на положительное завершение какого-либо этапа любовных отношений – например, ухаживания.

Очень важный момент в гексаграмме Тай то, что она является испытанием на бескорыстную любовь, а это для многих может служить камнем преткновения. То есть, если вы влюбились, так сказать, по расчету, то гексаграмма Тай будет символизировать для вас успех, который очень быстро обернется серьезным проигрышем. Или если любовное гадание И-цзин проводится на кого-то, то появление гексаграммы Тай будет означать, что человек относится к вам не искренне и имеет за душой какие-то меркантильные планы на счет вас. Одним словом, какое бы любовное гадание И-цзин не проводилось, гексаграмма Тай указывает на любовный обман или самообман.

Как ни странно, но в ситуации, символизируемой гексаграммой Тай лучше всего больше внимания уделять не своим собственным любовными отношениям, а переживаниям своих друзей и подруг. Если вы одиноки – это поможет вам быстрее найти свое счастье, а если у вас уже есть любовные отношения, то это только укрепит их, поскольку помогая другим, вы увидите и в своей любви того, что раньше не замечали. Таким образом, гексаграмма Тай дает шанс посмотреть на свои любовные отношения со стороны и скорректировать их в нужном направлении сделать их более гармоничными, чтобы они стали еще крепче и счастливее.

И наконец, в контексте любовного расклада И-цзин гексаграмма Тай указывает на новые возможности в любовных отношениях, особенно, если они находятся на первых этапах формирования. Иногда, гексаграмма Тай даже может символизировать предложение выйти замуж или помолвку. Но гексаграмма Тай символизирует именно возможность, а не гарантию того, что это произойдет. Тут уже все будет завесить от того, как вы себе поведете.

© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик

infinix.com.ua

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале девятка

Когда рвут тростник, то другие стебли тянутся за ним,
Так как он растет пучком.
Поход — к счастью.

Предпринимайте энергичные усилия, чтобы выдвинуться из низкого положения среди других, равных себе. Наведите порядок в мыслях и делах. Путь открыт. Пусть он выведет вас в большой мир.

Здесь начинает свое действие сила Света, идущая снизу вверх, изнутри наружу. Ее действие не ограничивается одной этой позицией, но распространяется и на следующие, занятые той же силой Света. Она здесь увлекает за собой все, органически связанное с ней. Если каждой силой и вызывается к жизни противодействие, то здесь – тот момент, когда оно подчинено. Но противодействие может быть как внутренним, выступающим, например, в сфере этики (как соблазн, действующий внутренне), так что, пока оно не разоблачено, оно предстает как собственное волеизъявление деятеля, так и внешним, не увлекающим деятеля, а подавляющим его. Увлечение и насилие – вот два, так сказать, искусителя, отклоняющие деятеля от его нормального пути. На данной позиции, представляющей наибольшую глубину внутренней сферы деятеля, в ситуации победы над сопротивлением и гармонического единства противоположностей, это победа в первую очередь над внутренним искушением. В результате ее и внешнее давление становится вполне преодолимым, и поход против него должен увенчаться успехом. Поэтому центральное стремление вовне здесь закономерно и приносит лучшие плоды.

Линия 2

Девятка вторая

Охвати и окраины.
Надо всплыть на реке. Не оставляй дальних.
Личной дружбе — конец.
Удостоишься похвалы за целеустремленные действия.

Вы должны мобилизовать все свои ресурсы,чтобы всплыть на реке — выдвинуться на заметное место в потоке жизни. При этом вам придется отказаться от многих личных привязанностей. В конце концов ваша целеустремленность будет удостоена похвалы.

В кульминации внутреннего раскрытия творческой силы Света она должна простираться решительно на все. Ею должна быть охвачена даже периферия, даже самые упадочные элементы должны быть приняты ею так же, как и те, что полны решимости и силы, те, которые отваживаются “всплыть на реке” – выбиться в жизни. Здесь недостаточно ограничиться содействием близким, родственным силам, как это было на предыдущей ступени. При универсальности действия силы творчества на данной ступени ее развития не должны быть оставлены и “дальний”, ибо здесь гибнет самое понятие личных привязанностей, как и все, ограничивающее личными интересами универсальность и объективный размах творчества. Такая личная дружба линь помешала бы целеустремленности – качеству, которое здесь заслуживает особого поощрения, ибо целью здесь является творческое воздействие на все, окружающее деятеля. При таких условиях уже ничто вовне не может оказать подавляющего действия на него, и тем самым и внутренний аспект сил сопротивления не может совратить его, ибо вся его устремленность направлена вовне.

Линия 3

Девятка третья

Нет глади, которая осталась бы без выбоин.
Нет ухода без возвращения.
Если в трудностях будешь стойким — хулы не будет.
Не печалься о своей правде.
В пище будет благополучие.

При переходе от внутреннего к внешнему возникают трудности. Но если вы не можете оставить что-то позади, то потом не сможете вернуться. Стойкость поможет преодолеть невзгоды. В ситуации есть связь с духами — они послужат вам питающей силой и защитят вас.

Даже в такой удачной ситуации кризис все же остается кризисом, ибо здесь впервые совершается реально переход от внутреннего к внешнему. Здесь творчество соприкасается с окружающей средой, в которой оно должно проявиться. Это не может быть лишено трудностей, и, как напоминание об ограниченности во временивсякого творчества, звучат первые слова текста, ясные и без комментария. Но стойкость самой силы творчества дает здесь возможность перенести трудности. Внутренняя правдивость творчества здесь столь органически присуща ему, что оказывается излишним заботиться о ней, ибо недостатка в силах, питающих ее, не будет.

Линия 4

Шестерка четвертая

Стремительный полет.
Если не богат — обратись к соседу.
Нет запретов в силу правдивости.

Вы летите, как птица, покидающая свое гнездо. Если у вас нет того, в чем вы сейчас нуждаетесь, обратитесь за помощью к друзьям или близким. Воспользуйтесь связью с духами, которая у вас уже есть. Преодоленное сопротивление становится движущей силой.

Мы видели, что в данной гексаграмме выступают во взаимном движении навстречу сила Света и сила Тьмы. Последней присуще стремление вниз. Здесь, на четвертой позиции, начинает впервые действовать сила Тьмы. Поэтому здесь особенно выражается ее стремительный полет вниз. Сущность исполнения – совершенно податливая и пластичная материя стремится облечь творческий импульс, поднимающийся снизу. Только совместно с ним может действовать сила Тьмы. Сама по себе она не насыщена действительностью, она “не богата”. Но если деятельность творчества не встречает никаких препятствий и все его силы могут действовать совместно, начиная с первого импульса (как это показано в тексте первой черты данной гексаграммы), то и сила Тьмы здесь не задержится ничем в своем стремлении к творческой силе Света. “Соседи” силы, действующей на данной позиции, – такие же силы Тьмы на двух верхних позициях, – совершенно согласованы с ней.

Поэтому и здесь, как и на первой позиции, не требуется никакого предупреждения, например, о необходимости искренних отношений с окружающими. Они здесь охвачены тем же стремлением, и правдивость отношений здесь, разумеется, сама собой. Благодаря этому здесь возможна столь полная победа над противоборствующими силами, что они, будучи здесь подчинены полной гармонии достигнутого прежде и приобретенного в настоящем, из противника превращаются в союзника. Преодоленное сопротивление становится движущей силой. – Здесь имеется в виду тот момент в процессе познания, когда знание, накопленное прежде, превращается из суммы идей, отличных от содержания нового познания, в сумму идей, включенных с ним в единую систему и поэтому поддерживающих его. Необходимо оговориться, что такое понимание текста свойственно лишь комментаторам избранной нами приватной, критической школы (особенно Вань И и Дяо Бао. Такие столпы официальной ортодоксии, как Чэн И-чуано и Чжу Си, понимают это место совершенно иначе, деля фразы текста иными знаками препинания, расставленных в иных местах. Но , как справедливо указал уже Дяо Бао, оба они совершают грубую филологическую ошибку, не учитывая древнейшего комментария “Сяо сян-чжуано”).

Линия 5

Шестерка пятая

Царь И отправлял невест, и от этого было благополучие.
Изначальное счастье.

Выдавая своих дочерей за подчиненных, легендарный царь И соединял высшее и низшее. Так должны поступать и вы в своем стремлении обрести гармонию. Путь открыт, ситуация благоприятна (изначальное счастье).

Уже на предыдущей ступени сила данной ситуации расцвета сказывается в том, что все тормозящие воздействия могут быть претворены в благотворные. На данной позиции это достигает еще большей интенсивности благодаря тем качествам, которые символизированы здесь. Это, во-первых, качество податливости, отсутствия косности (слабая черта) у того, кто занимает (пятую) позицию внешней, выявленной (верхняя триграмма) кульминации. Во-вторых, это качество взаимопонимания высших и низших (выраженное в “соответствии”). Такими качествами характеризуется, например, правитель, не отрывающийся от управляемых им подданных, а наоборот, вступающий с ними в самое тесное общение, роднящийся с ними. Это выражено в легенде о царе И, отдавшем дочерей замуж за своих подданных, которым они, как жены, должны были подчиниться, несмотря на свое происхождение. – Как бы ни было возвышенно вновь приобретенное познание, – как бы ни были глубоки заблуждения в прежде накопленном опыте, – здесь между ними происходит такая гармонизация, что заблуждения уже не оказывают отрицательного действия, и сама их ошибочность может быть использована для положительного опыта, поскольку здесь полностью познана их ошибочность. Это возможно лишь при конечной беспристрастности субъекта.

Линия 6

Наверху шестерка

Городской вал опять обрушится в ров.
Не применяй войско.
В своем городе применяй свою волю.
Стойкость — к сожалению.

Великий расцвет не может длиться вечно. Это естественный ход вещей. Пытаясь применить свою силу (войско), вы лишь ухудшите положение. Даже стойкое желание сохранить свои достижения ни к чему не приведет. Ваша судьба меняется. Нужно снова собираться с силами.

Уже указывалось, что даже этот максимальный расцвет есть лишь одна из ситуаций. Как временная ситуация, он не может длиться вечно, а естественно должен закончиться, т.е. перейти в свою противоположность – в упадок, которому посвящена следующая гексаграмма. В самом деле, если каждая гексаграмма изображает развитие данной ситуации во времени, а пятая позиция выражает максимум этого развития, то шестая позиция уже может выражать только упадок, только снижение достигнутых результатов. Кроме того, это верхняя черта триграммы, исполнению которой свойственна как раз не сила, а слабость (слабые черты), поэтому здесь интенсивнее чем где-либо проявляется слабость субъекта. Все, что было ему подчинено на предыдущих ступенях, начинает выходить из подчинения, приобретает самостоятельность, и начинается распад. Он происходит с необходимостью, и к этому надо отнестись, как, например, к естественному наступлению осени в круговороте года.

Во всяком случае, при слабости субъекта попытка применить войско не приведет его к добру. Его воля не будет принята к исполнению, а, наоборот, все ему подчинявшееся начнет изъявлять свою собственную волю: “из городов будет изъявлена воля”. Но не только активное вмешательство силой здесь не приводит к благим последствиям. Даже одно косное и пассивное желание сохранить достижение прошлого – здесь безрезультатно, ибо время упадка уже наступает, а косное сохранение прошлого лишь задерживает в этом периоде склонения к упадку. Будет лишь потеряно непроизводительно время, о котором придется пожалеть.

realfaq.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.