Гаятри мантра перевод и значение

Практика медитации и произнесения мантр набирает всё больше популярности по всему миру. Мантры – священные тексты (особые слова) в восточных религиях, таких как индуизм и буддизм. Чтение этих текстов позволяет медитирующему исцелить своё физическое тело от болезней, очистить разум от негативных мыслей, соединиться со своим духовным началом, обрести мудрость.

Суть песнопения

Гаятри-мантра – одна из самых сильных и известных среди всех существующих ведийских мантр.

Она занесена в писания индуизма на древнем литературном языке Индии (санскрите). Эти писания называются Веды. Упоминания о Гаятри-мантре также появляются в таких индуистских религиозных текстах, как:

  1. Бхагавадгита — основное писание индийской философии, состоящее из 18 глав, построенных на философских беседах Бога Кришны и героя Арджуны на поле битвы двух кланов;
  2. Хариванша — важный религиозный текст на санскрите величайшего ведийского мудреца Вьясе;
  3. Ману-смрити — собрание моральных законов и предписаний индийцев, созданное первым царём мира Ману.

Индуисты считают, что мантра Гаятри является обращением к божеству Савитару, потому что его имя упоминается в тексте. В ведийской мифологии Савитар – бог Солнца. По его имени мантру часто называют Савитари. Но также существует мнение, что воплощением мантры является индуистская богиня Гаятри – одна из жён бога творения Брахмы.

Мантра представляет собой 24 слога, взятых из собрания религиозных гимнов Ригведы. Стихотворный размер священного текста имеет одноимённое название Гаятри и, согласно канонам, состоит из трёх строк по восемь слогов.

Издревле структура индийского общества строилась на сословиях. Сословий или, так называемых, варн существовало четыре: три высшие варны (жрецы брахманы, правители и воины кшатрии, ремесленники вайшьи) и одна низшая варна слуг – шудры. Длительный период в истории Индии пение мантры Гаятри было частью упанаяны. Упанаяна – церемония посвящения юноши из высших варн во взрослую жизнь и изучение Вед. Однако спустя время воспевание священных текстов стало возможным для женщин и представителей низшей варны. В современном мире читать мантры может любой человек, вне зависимости от возраста, пола и веры.

Высшей целью воспевания Гаятри-мантры является очищение своего сознания, освобождение от привязанности к материальному.

Появление

Возникновение священной песни Гаятри связывают с именем одного из ведийских мудрецов Вишвамитре. Он входит в семёрку самых великих риши – мудрецов, которым боги открыли ведийские гимны.

В древнеиндийских текстах Пуранах, описывающих историю мира от создания до исчезновения, говорится, что за всё время только 24 мудреца смогли познать смысл мантры Гаятри и использовать всю её мощь.


С помощью силы, обретённой благодаря вере и мантре Гаятри, риши Вишвамитре мог создать копию-двойник нашей вселенной и подчинить себе любое оружие.

Значение и смысл

Перед началом основной мантры следует сакральный слог Om, который в индуистских и ведийских канонах является «словом силы». За ним произносится формула маха-вьяхрити, которая звучит как Bhur Bhuvah Svaha и является возвышенным обращением к земле, воздуху и небесам.

Оригинальный текст мантры Гаятри звучит следующим образом:

  1. Om Bhur Bhuvah Svaha
  2. Tat Savitur Varenyam
  3. Bhargo Devasya Dheemahi
  4. Dhiyo Yo Nah Prachodayat.

Транскрипция кириллицей:

  1. Ом бхур бхувах суваха
  2. Тат савитур вареньям
  3. Бхарго Дэвасья Дхимахи
  4. Дхийо йо нах прачодаят.

Дословный перевод отдельных частей мантры и их значение:

  • Om – базовая звуковая вибрация, сакральный слог;
  • Bhur – физический, материальный мир;
  • Bhuvah – астральный, тонкий мир;
  • Svaha – небесный мир или земля Богов;
  • Tat – Высшее существо;
  • Savitur – источник жизни, солнечное божество;
  • Varenyam – почтенный, желанный;
  • Bhargo –духовный свет;
  • Devasya – божественный;
  • Dheemahi – мы медитируем;
  • Dhiyo – разум или духовный разум;
  • Yo- который;
  • Nah – наш;
  • Prachodayat – просветит.

Так как древний язык санскрит имеет очень сложную синтетическую грамматику, существуют разные варианты перевода того, что означает текст мантры Гаятри. Вот некоторые возможные варианты значений мантры:

  1. «Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»;
  2. «Пусть та сущность Господа Вишну, проявляющаяся как Солнце, сделает мой ум пребывающим в Его божественном «Я” во всех действиях и делах и во все времена!»;
  3. «Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал небеса, землю и нижний мир, и Кто направляет наш разум!».

Результативность

Индуисты считают Гаятри-мантру универсальной и совершенной. Её текст содержит в себе огромную духовную силу. На что же способна эта мантра:

  1. Приводит человека к истине и просветлению, развивает шестое чувство – интуицию.
  2. Оздоравливает физическое тело, придаёт ему красоту, продлевает жизнь.
  3. Помогает избежать порчи или сглаз, очищает карму.
  4. Избавляет ум и сознание от негативной энергетики, развивает интеллект.
  5. Дарит благополучие.

Рекомендации к практике

Медитировать может любой желающий человек. Нет правил, ограничивающих или запрещающих медитацию. Ей можно заниматься в любое время дня в любом удобном месте. Но для улучшения эффекта существует ряд рекомендаций, которые практикуют индуисты и буддисты, посвятившие себя и свою жизнь связи с Божественным началом.

  1. Пожалуй, самое важное условие – это эмоциональное и душевное состояние во время медитации. Необходимо произносить святой текст с чувством любви и благодарности Богу; многим это даётся не сразу, поэтому опытные монахи советуют продолжать медитировать в спокойном состоянии, прислушиваясь к своим чувствам, а любовь и благодарность придут со временем;
  2. Идеальное время для медитации – это время, когда встречаются день и ночь (Сандхья Каалам), то есть перед восходом солнца и перед закатом.
  3. Медитация перед приёмом пищи позволит вам очистить её от негативной энергии.
  4. Читать священный текст можно и вслух, и мысленно. Для мысленной медитации необходимо овладеть искусством очищения сознания, чтобы ничто не отвлекало от процесса, поэтому начинающим советуют произносить слова мантры вслух – таким образом намного легче сосредоточиться на ней.
  5. Согласно сложившимся традициям для медитации используют различные чётки со 108 бусинами.

Использование четок

Использование такого духовного атрибута, как чётки, пришло из древней индийской культуры. При произнесении мантры нужно перебирать в руке по одной бусине после каждого повторения сакрального текста. Таким образом, произнесение 108 раз мантры – это один круг медитации. Исключением является бусина Меру, которая служит для соединения чёток. Обычно она намного больше остальных и не учитывается при их переборе.

Буддисты и индуисты считают число 108 сакральным, так как оно обладает рядом духовных значений. Например:

  • Бог имеет 108 различных имён и каждое означает что-то особенное;
  • существует 108 основных Упанишад (древние религиозные трактаты в индуизме);
  • число 108 также означает бесконечность;
  • у Бога есть 108 преданных ему гопи.

В зависимости от материала и специфики религии существует большое количество разновидностей чёток для медитации. Наиболее популярные из них — Вайшнавские чётки, произведённые в Туласе или Ниме (предпочтительный материал – сандал, можжевельник и прочее) и чётки Шивы из семян рудракши. Существуют чётки, сделанные из костей человека или животных.

В современном мире существует техническая аналогия классических чёток из бусин – электронные чётки или, как их ещё называют, электронный счётчик.


Это маленькое приспособление, которое надевается на палец. У электронных чёток есть дисплей, показывающий количество произнесённых молитв, кнопка для их отсчитывания и кнопка для сброса.

Поза

Особое значение во время медитации уделяется положению тела, потому что от этого зависит циркуляция энергии в организме. Благодаря гармоничному распределению напряжения по всему телу можно научиться управлять энергиями внутри него.

В медитации существует множество асан, то есть позиций, но есть свод правил, которым стоит следовать при выборе любой из асан:

  • спина должна находиться в прямом положении — не стоит горбиться или сильно прогибаться в пояснице;
  • шея должна быть прямой;
  • подбородок немного опустить;
  • за редкими исключениями, колени должны касаться пола;
  • мышцы лица должны находиться в расслабленном состоянии.

Главная и самая мощная асана – Сиддхасана. Индуисты считают, что тем, кто освоил эту асану в идеале, не нужно изучать остальные десятки тысяч асан. Ноги скрещиваются таким образом, чтобы половые органы оказались между ступней. Это образец совершенного положения тела во время медитации.

Второй по популярности является поза Лотоса или Падмасана, во время которой ступни ног кладутся на противоположные от них бедра. Выполнение данной позы на первых этапах может вызывать неудобство, особенно при плохой растяжке, но боль проходит через некоторое время после начала практик.

Третья асана – Вирасана. В переводе с санскрита звучит «как поза героя». Данная позиция заключается в том, что человек садится на колени и немного раздвигает ступни, опускаясь ягодицами между ними.


Для каждой из этих асан существует своя, так называемая облегчённая версия для начинающих практиковать медитацию. Например, поза Полулотоса или Ардха Падмасана, при которой только одна нога помещается на противоположное бедро, а вторая остаётся на полу. Или упрощённая версия Вирасаны – Ваджрасана, во время которой человек сидит ягодицами на пятках.

Великие исполнения

Так как Гаятри является самой известной мантрой, то её неоднократно исполняли как духовные лидеры, так и музыканты.

Саи Баба

В индуистской философии есть такое понятие, как Аватара — так называют снизошедшее на землю божество в человеческом обличии. Аватарой нашего времени считают Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Умер он в 2011, и множество людей со всего мира приезжают в его ашрамы, чтобы постигнуть учения религиозного лидера и чудотворца.

Запись голоса Саи можно найти в интернете. Многие говорили, что его голос обладает необычным «космическим» звучанием.


Дэва Премал

Ещё одно из величайших исполнений Гаятри-мантры принадлежит немецкой певице Иоланте Фрис, известной под псевдонимом Дэва Премал. Особенность творчества Иоланты заключается в объединении традиционной медитативной и современной музыки.

В девяностых годах девушка жила в ашраме Ошо, изучая рефлексологию и массаж. Там она познакомилась с известным британским певцом по имени Энди Митен. Она начала петь на его концертах при ашрамах в качестве бэк-вокалистки, а после исполнения Гаятри-мантры ощутила, что в ней достаточно сил, чтобы начать собственную музыкальную карьеру. Благодаря мантре Гаятри на свет появилась необыкновенная музыка Дэвы Премал, которая прививает любовь к индуистской культуре.

Заключение

Гаятри-мантра – универсальная ведийская мантра, обладающая большой духовной силой и получившая свою популярность за пределами Индии. Является обращением к солнечному божеству. Для лучшего эффекта рекомендуется повторять эту мантру каждый день.

zakolduj.ru

Гаятри мантра для релакса – очень красивая формула медитации

Сакральная ведическая формула работает в самых разных ситуациях – независимо от вероисповедания, пола, национальности и возраста человека. Обращена мольба к Савитару, богу лучезарного Солнца – это гимн чистоте и благородству, направленный на спасение души, исцеление тела. Практики убеждены: чтобы эта мантра работала в полную силу, необходимо хотя бы в общих чертах представлять смысл мантры.

Понятно, что отдельные транскрипции могут несколько отличаться. Обычно адаптированный текст Гаятри мантры читается таким образом:


  • Ом Бхур Бхувах Свах
  • Тат Савитур Вареньям
  • Бхарго Девасья Дхимахи
  • Дхийо Йо Нах Прачодаят!

В общем смысле мантра является просьбой, адресованной Высшим «инстанциям» (небу, воздуху и земле), наполнить существование человека солнечным светом, очистить от скверны и любого негатива, направить энергию и силы в нужном направлении. Это своего рода кодировка на успех, которая начинает работать при регулярном использовании.


Гаятри мантра перевод и значение

Чем и кому поможет?

Слова – это вибрации, а последние способны воздействовать на физические тела. Каждый слог Гаятри мантры связан с одним из человеческих органов, поэтому во время медитации происходит их очищение от накопленного негатива. Подобная процедура служит оздоровлению организма в целом, увеличению жизненных сил, перенаправлению энергии в нужное русло.


У Гаятри мантры перевод и значение соотносятся достаточно условно (как и у всех формул, изначально записанных на санскрите), поэтому важнее представлять общий посыл, отправляемый небесам. Человек, который произносит текст, просит защитить свою душу, просветить разум, послать вдохновение и показать правильную дорогу.

Мантра отличается широкой функциональностью. Ее можно читать для достижения определенного результата – или просто так, не подразумевая каких-то конкретных просьб. Гаятри сама находит «энергетические дыры» и успешно латает их: больным дает шанс обрести здоровье, одиноким – встретить любовь, потерявшим веру в себя – вновь ее найти. Параллельно она защищает от негативного магического вмешательства извне и помогает очистить карму.

magya-online.ru

Что такое Гаятри мантра?

Стихотворный размер из 24 слогов называется «гаятри», поэтому молитва носит это название. Сам текст, одной из самых популярных и известных в индуистской вере Гаятри мантры, взят из священного гимна «Ригведы». Принято считать, что богиня Гаятри — это воплощение великой силы священного текста.

Сила древнего текста, написанного на санскрите, объясняется непосредственным обращением к Савитару – божеству солнечной энергии. Этот бог, путешествуя на колеснице из золота, очищает мир своим благодатным светом от злых сущностей, даря всему живому долголетие и силу.

Сила и возможности Гаятри мантры

Эта могущественная молитва очищает разум и дает защиту человеческой душе. Индусы и тысячи людей во всем миру ежедневно на рассвете повторяют мантру с верой в ее чудодейственность. Ее божественная сила способна привлечь в жизнь человека такие материальные блага и духовные ценности:

  • крепкое телесное и духовное здоровье;
  • внешнюю красоту и обретение мудрости;
  • долголетие и процветание;
  • гармоничные отношения и благополучие в семье;
  • умиротворенность и спокойствие;
  • исполнение сокровенных желаний и другие.

Очищающие свойства Гаятри мантры способны справиться со сглазом и порчей, убрать из жизни негатив, страхи и заблуждения. Избавляясь от грехов, практикующий сможет аннулировать свою карму, познавая истину на пути к просветлению.

Текст, перевод и значение Гаятри мантры

Давайте разберем слова священного писания, записанного на санскрите. Для максимального эффекта, очень важно правильно произносить каждый звук древнего ведического писания, поэтому ниже приведен текст Гаятри мантры на русском в такой транскрипции:

Ом Бхур Бхувах Сваха

Тат Савитур Вареньям

Бхарго Девасья Дхимахи

Дхийо Йо Нах Прачодайят

Гаятри имеет 3 смысловых значения, идущих из трех имен: Гаятри – символизирует главенство сферы чувственного мира, Савитри – владыка энергии жизни и Сарасвати – повелительница речи. В процессе пения священного текста, все 3 составляющих гармонизируются и происходит очищение разума человека. Каждый слог молитвы наделен особенным символическим смыслом, а сама мантра состоит из 3 частей.

Первая часть начинается со слога Ом, символизирующего все знания мира, он считается священным и произносится перед чтением молитвы и по ее окончании. В слогах Бхур Бхувах Сваха речь идет о трех сферах мироздания: небесной, астральной и физической. Цель этой части древнего ведического текста — активизировать вселенские силы и вибрации у практикующего через обращение к Высшим силам.

Гаятри мантра перевод и значение

Эта часть состоит из двух последующих строк и вызывает стремление читающего установить контакт с Богом Ишварой, и став частью универсального сознания, раствориться в нем. Тат – это обращение к Высшей божественной сущности. Савитур – Всевышний, божественный источник, Бхарго является высшим сверкающим духовным светом, Вареньям Девасья – это божественная реальность. Дхимахи – буквально переводится как «медитируем» и указывает на связь людей с Богом, посредством данной медитации. Это говорит об обращении к Вселенским Силам от всех живущих на планете существ.

В заключительной части Гаятри мантры, читающий с помощью этого обращения-молитвы отдает себя, со всей открытостью, божественной сущности Ишвари. Дхийо означает разум, позволяющий осознать Истину, далее следует связующий слог Йо – в переводе «который». Нах – это наш, а Прачодаят значит процесс просвещения.

Гаятри матра поётся на древнем языке. Интерпретаций данной молитвы на санскрите великое множество, поэтому для понимания текста приведем один самых популярных переводов:

«О, Всевышний, Создатель Вселенной, Дающий жизнь, Устраняющий боль и страдания и Дарующий счастье! Ты есть высший Свет, разрушающий грехи. Мы медитируем на Тебя, чтобы Ты вдохновлял, просветлял и вел наш ум в правильном направлении!»

Независимо от различных трактовок текста, суть его в концентрации на Первопричине всего, Высшем разуме, Создателе, и обратившись к нему, практикующий обретет совершенную мудрость.

Саи Баба и Саи Гаятри мантра

Гаятри мантра перевод и значение

Вторая из самых известная священных текстов — Саи Гаятри мантра. Она посвящена аватару нашего века — Богу в человеческой сущности, которым является Шри Сатья Саи Баба. Практикуя эту приведенную ниже мантру, происходит обращение к космическому сознанию через Аватара, исполняются мирские желания, приводя в последствии к мокши – полному освобождению.

Ом Сайищварая Видмахе

Сатья Дэвая Дхимахи

Тан Нах Сарвах Прачодайят

Саи Баба был святым человеком, свято чтящим обряды. Он проповедовал самоограничение, сам жил скромно и его мудрость передавалась из поколения в поколения. Умер Саи Баба в 1918 году, но вновь возродился в 1940 году в теле ребенка Сатьи Раджи, посвятившим впоследствии всю свою жизнь служению людям.

Саи Баба оставил множество написанных книг, сделал видео и аудиозаписи мантр и своих выступлений. Очень красивая по звучанию.

Гаятри мантра представляет особый интерес именно в исполнении Саи Бабы. Найдя в свободном доступе в интернете запись, вы услышите правильное произношение индийской молитвы и прочувствуете сакральный смысл могущественного древнего текста.

Различные Гаятри мантры

Структура и размер универсальной и сильнейшей из ведических мантр, Гаятри стала прототипом других гаятри-мантр. Они посвящены другим божествам и соответственно направлены на различные аспекты человеческой жизни: успех, улучшение здоровья, достижение процветания, отношения. Приведем некоторые из них.

Мантра Ганеша Гаятри, и с ее помощью вы устраните любые препятствия, двигаясь к намеченной цели. Выглядит ведический текст так:

Ом Экадантайя Видмахе, Вакратундайя Дхимахи Танно Буддхих Прачодайят

Шри Гаятри мантра – это древняя мантра исцеления тела человека от физических болезней, душевных недугов и создает окружающую гармонию в пространстве. В интернете можно скачать видео с прекрасными видами природы, которое озвучено мощным текстом молитвы:

Ра Ма Да Са Са Сей Со Ханг

Мантра Гаятри Сурья посвящена Солнцу, и тоже призвана восстановить человека от недугов, даря здоровье. Думая о конкретной болезни, требующей лечения, произносите:

Ом Бхаскарая Видмахе Дивакарайя Дхимахи Танно Сурьях Прачодайят

Дурга гаятри мантра посвящена божеству Дурге – воительнице. С ее помощью вы сможете разрушить зло на своем пути и справиться со сложными жизненными обстоятельствами. Ее текст:

Ом Гириджаяй Видмахе, Шиваприяяй Дхимахи Танно Дурга Прачадайят

Агни гаятри мантра преисполнит организм практикующего энергетическими силами жизни:

Ом Махаджвалайя Видмахе, Агнидевайя Дхимахи Танно Агних Прачодайят

Аннапурна Гаятри мантра — это мольба о плодородии земель и изобильном урожае:

Ом Бхагавати Чха Видмахи Махешвари Чха Дхимахи Тхано Аннапурна Прачодайят

Как практиковать Гаятри мантру?

Для практики выберите тихое и уютное место, где вас никто и ничто не будет отвлекать. Комфортно расположитесь лицом на восток или север, спину держите прямо, не препятствуя потокам энергии. Сконцентрируйтесь на благодарности ко всему живущему на Земле и представьте слияние с божественной энергией. Почувствуйте, как увеличивается тепло в груди и вообразите божественный образ Гаятри на фоне Солнца.

Мантру можно проговаривать или петь, произнося слова шепотом, вслух или мысленно. Для максимального эффекта повторяйте слова 108 раз, старайтесь ни на что не отвлекаться. Для того чтобы не сбиться используйте четки, перебирая пальцами 108 бусинок. Проговаривайте медитативный текст, полностью отдаваясь практике.

Для пробуждения интуитивной силы и познания универсального сознания практикуйтесь ежедневно. Читайте Гаятри мантру рано утром и вечером, на закате – это лучшее время, хотя можно медитировать и в полдень. Работая с мантрой перед приемом пищи, можно очистить еду от отрицательной энергии, а чтение текста перед купанием, освободит тело и окружающее пространство от негатива.

Гаятри мантра – звучание текстов от известных исполнителей

Гаятри мантра в исполнеии Девы Премал

Если вы новичок, то медитировать на начальном этапе лучше, используя запись. Немецкая исполнительница Дева Премал (Deva Premal) профессионально поющая священные тексты, считается одной из самых лучших в мире. Она с детства знакома со священными текстами и способна передать особую глубину древнейших молитв.

Изучая мантры и специфику их исполнения втечение12 лет, Хейн Браат начал петь мантры после того, как стал серьезно заниматься йогой. Он исполняет мантры с особой техникой и особенной вариативностью звучания. Отзывы к его видео в интернете полны восхищения и благодарности.

Что запомнить:

  1. Гаятри мантра универсальная молитва из древних вед, обладающая огромной силой.
  2. Существует множество интерпретаций мантры, суть которых сводится к обращению к Высшему Разуму, слившись с которым можно очиститься и достичь просветления.
  3. Существуют Гаятри мантры, направленные на улучшение различных аспектов человеческой жизни.
  4. Практиковать необходимо ежедневно, применяя основные постулаты пения индийских молитв.
  5. Новичку читать молитвы лучше используя записи Аватара нашего века Саи Бабы, а также известных и уважаемых исполнителей священных текстов — Девы Примал и Хейна Браата.

До встречи в следующей статье!

yogarossia.ru

Назначение Гаятри Мантры

Слово «Гаятри» (жен.р. с ударением на последнем слоге) буквально означает «то, воспеванием чего достигается спасение» (где «га» — «воспевать», «три» — «спасать»). Другой вариант слова «гаятра» (муж. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как «то, что защищает индивидуальные души» (где «гая» — «индивидуальные души — дживы», «тра» — «защищать»). Таким образом, уже само значение слова указывает на высшую цель духовной практики — спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует.

Основное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами «Да озарит Он наш разум!», где слово «разум» означает «буддхи», как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.

Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах. Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особое напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной силы высших планов.

Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно — через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.

Значимость Гаятри Мантры

Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры — один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах — мантра-шастра. Слово «шастра» означает «трактат».). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) — Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) — Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) — Сама Веда; Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) — Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.

Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых важных обрядов индуизма — «упанаяне». Упанаяна — это обряд «посвящения» мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри Мантру. После этого посвящённый становится «дваждырождённым». Получение от гуру Гаятри Мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть его «второе» — духовное рождение.

Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога «Эко «хам Баху Сьям» — «Я Един. Да стану Многим!», процесс соединения с Богом начинается словами «Бхарго Дэвасья Дхимахи» — «Мы медитируем на Божественный Свет!»

Риши и размер мантры

Обычно чтение важных ведических мантр предваряется произнесением вспомогательных — винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится.

В винийога-мантре, относящейся к Гаятри, сообщается, что Риши основной части Гаятри Мантры является Вишвамитра. Некоторые отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемом в пуранах (мифологических текстах индуизма). Однако, как полагает профессор Таймни, это не соответствует высокому назначению Гаятри Мантры, которая считается Матерью Вед. «Вишвамитра» — это одно из имён творца вселенной, Брамы, и именно он является Риши этой мантры.

Основная часть Гаятри Мантры написана размером, который имеет одноимённое ей название — Гаятри. Она состоит из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Этот размер считается древним и священным.

О цели или назначении мантры уже было сказано выше. Что касается Дэваты Гаятри Мантры, то в винийога-мантре сказано, что им является Савитар.

Савитар или Ишвара нашей вселенной

Другое название этой мантры «Савита Гаятри» или «Савитри» (с ударением на последнем слоге). Здесь опять-таки происходит некоторая путаница. Сочетание «Савита Гаятри» буквально означает «Гаятри Савитара», где слово «Савита» (муж. рода) может интерпретироваться как «Дэвата которой — Савитар». Синонимом этого слова является другая его форма — слово «Савитри» (звучащее скорее как Савитр-р-р; оно также муж. рода с т.н. слоговым «р» на конце, имеющим огласовку похожую на короткое «и»), которое путают со словом Савитри`, обозначающем мантру. Это слово (жен. рода) имеет на конце долгое и ударное «и» и опять-таки является просто другим именем богини Гаятри.

В мантре говорится «На божественный Свет Савитара медитируем». Савитар — это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару — Дэвате или главенствующему божеству мантры.

От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит «оживляющая сила» предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. Последний является Высшей Духовной Сущностью нашей вселенной — Богом или (в терминологии индуизма) Ишварой.

В мантре он олицетворяет собой самого Брахмана. Как говорит Шри Сатья Саи Баба: «Имманентное и трансцендентное Божество, называемое Савитар, что означает «то, из чего рождается всё», … то есть Существо, к которому обращена Гаятри, — поистине, сам Брахман» (см. Дхарма Вахини).

Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность — Брахман (в европейской философской и религиозной традициях называемый соответственно — Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы. Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической (Наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях — тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта Веданты.) терминологии называемые Шива и Шакти. Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога — Брахмана, и есть дэваты или божества индуизма.

В великой Вселенной существует множество малых вселенных или солнечных систем. Верховным божеством, а точнее, Богом любой вселенной является Ишвара. Каждая солнечная система или брахманда является отдельной самодостаточной единицей Вселенной и управляется Ишварой в его трёх аспектах, называемых Брама, Вишну и Рудра, основной функцией которых является творение, поддержание и растворение. В его высшем аспекте Рудра называется Махешей или Махешварой. Как Рудра, так и Махеша отождествляется с Шивой, точнее, представляют его функции на проявленном уровне. Если Рудра на проявленном уровне выполняет функцию разрушения форм, то Махеша соответствует чистой функции сознания, лежащего в основе проявления любых форм. В этом аспекте он практически не отличен от Ишвары, основную функцию которого можно обозначить как «управление».

«Внутри физического Солнца, — как пишет в своей книге «Гаятри» проф. И.К.Таймни (с. 88), — пронизывая всю солнечную систему, скрываются множество невидимых миров необычайного великолепия и силы, и все они являются выражением или телами Могущественного Существа, называемого Солнечным Логосом или Сурья Нараяной. Это существо — Бог или Ишвара нашей вселенной. Все формы сознания в нашей солнечной системе являются ограниченным выражением Его Сознания. Все силы — это производные Его Силы.»

Гаятри Дэви как Шакти Ишвары

С ведических времен Гаятри Мантра рассматривалась персонифицированно как Богиня Гаятри или Гаятри Дэви. Её символизм, по мнению проф. Таймни, таков же как и Триединства Брамы, Вишну и Махеши с единственным отличием, что это триединство женских ипостасей единого Бога. «Нет сомнения, — пишет он (там же, с. 23-24) — что эти три женские формы представляют собой силу, позволяющую садхаке достичь единения с сознанием этих трёх Божеств. Три формы Гаятри не имеют ничего общего с силами трёх Божеств, проявляемых в качестве их обычных функций в проявленной вселенной. Эти три силы или шакти, обычно называемые силами творения, сохранения и разрушения, олицетворяются богинями Сарасвати, Лакшми и Кали, которых именуют супругами или Шакти Брамы, Вишну и Рудры (Шивы). Так, если садхака желает получить знание или видью, он поклоняется Сарасвати; если он желает богатства и удачи в мирских делах, он почитает Лакшми; если же он просит помощи в несчастье, он взывает к Кали. 

Однако, если он не желает ничего, что эти три Божества могут дать через их соответствующие Шакти, а желает (постичь) самого Ишвару, тогда он должен обращаться к Гаятри, поскольку она представляет собой силу, позволяющую достичь единения с Его Сознанием и тем самым — познать Его». Таким образом, Гаятри Дэви — это Шакти самого Ишвары. Отсюда она имеет такую силу!

Значение и символизм мантры

Гаятри Мантра, как и многие другие сакральные вещи, имеет богатый символизм и множество уровней интерпретации. Существует множество переводов Гаятри Мантры. На физическом уровне интерпретации под Савитаром понимается физическое солнце, которое представляется Божеством, а его свет и энергия также понимаются чисто в физическом смысле. Тогда слова мантры могут переводиться как «Лучезарное сияние Солнца созерцаем! Да дарует Оно нам истинное понимание!» или «Да направит Оно нас на путь истины!». На более высоком уровне интерпретации, когда под словом Савитар понимается Высшее Сознание или сам Бог (Ишвара), а под его Светом — его Сила, Величие и Слава, значение мантры может быть, например, таким: «На божественной Славе достойного высшего почитания Ишвары мы сосредотачиваем свои мысли! Да озарит Он наш разум!» или «Да дарует Он нам просветление!». Можно объединить оба эти смысла, дав их параллельно в более развёрнутой форме: «Мы медитируем на лучезарный Свет Солнца (олицетворяющий божественную Силу и Славу Савитара, который есть высшая цель всякого поклонения и сам Ишвара)! Да дарует Он нам просветление!» Слова «Бхур — Бхувах — Свах» могут либо переводиться, например, как «Ом! Земля! Воздушное Пространство и Небо!» или: «Благо Земному, Тонкому и Божественному Мирам!», либо оставаться без перевода. Это — сакральные слова, о которых мы скажем ниже.

Существуют и более свободные переводы этой мантры. Так, например, Джон Вудрофф в своей книге «Введение в Тантра Шастру» в главе «Гаятри Мантра» даёт такой перевод: «Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!», где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу. Есть и просто поэтические переводы, в которых главное не абсолютно точно передать значение слов, а при помощи красоты языка скорее выразить дух мантры. Вот один из них: «О Божественный Источник Света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне один, чтобы в жизни хотя бы на один миг засветить так ярко, как Ты!». В принципе, большинство переводов верны, так как в целом правильно отражают тот или иной аспект понимания основной идеи мантры. Степень проникновения в сущность мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является.

Эта мантра глубоко символична также и по своей структуре. Она может быть разделена на три, пять и девять частей. Как указывает Шри Сатья Саи Баба, первые 9 слов этой мантры представляют собой девятеричное описание Высшей Реальности.

1. ОМ — первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;

2. БХУР — Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брамой;

3. БХУВАХ — Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;

4. СВАХ — Свар(га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой;

5. TAT — То (им. пад.); Высшая Реальность, невыразимая в словах, и поэтому обозначаемая просто указательным местоимением; Брахман, Абсолют; также <здесь> — На Того (вин. пад.); может соотноситься как с Брахманом, так и с Ишварой;

6. САВИТУР — Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана;

7. ВАРЕНЬЯМ — желанного; достойного всяческих устремлений и почитания (модальн. прилаг. или прич. долженств.);

8. БХАРГО — Сияние; Свет (божественного Сознания); Слава; может соотноситься с Шакти Шивы, а также Шакти Ишвары; то есть Гаятри Дэви;

9. ДЕВАСЬЯ — Божественный, лучезарный, дарующий Милость (род. пад. или прилаг. от Дэва).

Остальные слова, делящиеся на три группы, представляют вместе с девятью первыми словами 12 важнейших атрибутов мантры:

10. ДХИМАХИ — медитируем; созерцаем (глаг. в 3 л. мн. ч.);

11. ДХИЙО — Разум, буддхи, ум; ЙО — который, Он;

12. НАХ — наш; ПРАЧОДАЯТ — да направиstrongт (на путь истины); да озарит!; да дарует просветление! (субъюнктив).

I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ!

Первая часть мантры состоит из священного слога ОМ или пранавы (от «пра» + «ну» — «вибрировать, издавать звук») и трёх мистических слов-мантр, называемых махавьяхрити: БХУР — БХУВАХ — СВАХ. Последние произошли из пранавы и являются её дифференцированной формой. ОМ выражает отношение между индивидуальной дживатмой (Божественным Духом в человеке) и Параматмой (Божественным Духом во Вселенной) и является мантрой Ишвары. Также как произнесением священного звука «Ом» была сотворена наша вселенная, так и произнесением трёх махавьяхрити были сотворены три низших мира или плана существования (физический, астральный и ментальный). Всё это сочетание в целом имеет сакральный характер, так как эти слова представляют биджа-мантры, управляющих ими божеств, соответственно: Ишвару, Агни, Вайю и Адитью, о чём и сказано в винийога-мантре. Это выражение из четырёх слов произносится каждым брахманом в начале молитвы и эквивалентно выражению приветствия и преклонения перед Высшей Реальностью. Произнося эти священные слова, читающий мантру, как бы мысленно соединяется с Творцом (Ом) и всем Творением (тремя мирами, в которых Душа проходит цикл воплощений) и преклоняется перед Ними.

II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ!

Во второй части, читающий мантру, помня о том, что высшей целью любых устремлений человека является Бог (Ишвара), концентрируется на Его безграничном Величии, Славе и Силе и ментально соединяется с Ним. При этом он представляет, как через Лучезарный Свет Солнца (через его Шакти) на него истекает Милость этого Высшего Существа.

Здесь важно обратить внимание на слово «дхимахи», которое стоит во множественном числе — «медитируем». Оно указывает на то, что садхака заботится не только о своём собственном благе и не преследует чисто эгоистические цели, а совершает практику как бы от имени всех живых существ. Это слово может переводиться двояко: как «да будем мы медитировать» и как «мы медитируем». В первом случае предложение имеет значение пожелания и становится молитвой. Во втором случае оно является утверждением и выражает решимость садхаки войти в контакт с Высшим Существом, что больше соответствует значению этой части, понимаемой в смысле медитации.

III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ!

Третья часть мантры представляет собственно молитву или просьбу-пожелание, в которой произносящий её просит Ишвару даровать ему просветление, пробудив его Божественную природу через озарение его разума (буддхи). Так же как и во второй части, в этом предложении слово «прачодаят» имеет двоякую интерпретацию: как «Он (который) озаряет наш разум!» и как «Да озарит Он наш разум!» В силу сказанного выше (так как это больше соответствует духу молитвы) второй вариант является более приемлемым. Слово «дхийяс» (по правилам слияния звуков изменённое в «дхийо») здесь также стоит во множественном числе и, буквально означая «наши умы», свидетельствует о том, что садхака молит Бога о милости не только для себя, а для всех людей.

Кстати говоря, как эта Главная мантра-молитва индуизма, так и другая ежедневно повторяемая молитва о всеобщем счастье; «Сарве Джана Сукхино Бхаванту! Лока Самаста Сукхино Бхаванту!», которая означает «Да будут счастливы все существа во всех мирах!» (наряду с вегетарианством и истинной веротерпимостью) характеризуют индуизм как высоко альтруистичную мировую религию. О том, что это высшая религия, включающая в себя все остальные, говорит Шри Сатья Саи Баба (см. Сатья Саи Вахини).

Символизм троичности и триединства мантры прослеживается на нескольких уровнях. Состоящий из трёх звуков (А-У-М) священный слог ОМ, три махавьяхрити и три части мантры соотносятся как между собой, так и с другими священными триадами: индуистской Троицей (Брама, Вишну, Шива-Махешвара), тремя Гунами (саттва, раджас, тамас), тремя периодами времени (прошедшее, настоящее, будущее), тремя фазами Пранаямы (вдох, задержка, выдох), тремя состояниями сознания (джаграт, свапна, сушупти), тремя Телами (стхула-, сукшма- и карана-шарира), тремя аспектами Шастр (тантрой, мантрой и янтрой), тремя священными Огнями (гархапатья, дакшина, ахавания) и т.п.

Во многих случаях троичность, господствующая на проявленном уровне Творения, предполагает и указывает на четвёртый, более сущностный, непроявленный аспект (мука — неслышимый звук безмолвия как продолжение звучания ОМ; Ишвара, объединяющий индуистскую Троицу; турия — четвертое состояние сознания, превосходящее все остальные и т.д.; здесь же и сама Гаятри как четвёртая — синтезирующая сила трёх Шакти).

Еще один очень важный аспект триединства, с которым связана Гаятри, — это три сандхьи, т.е. три переходных промежутка времени суток (рассвет, полдень, закат), символизирующие переходные состояния.

Утренняя сандхья соотносится с одной стороны с основным именем богини — Гаятри, а с другой — с Шакти Брамы (Брахмани), а также с Риг Ведой. Полуденная сандхья соотносится с именем Савитри и с Шакти Вишну (Вайшнави), а также с Яджур Ведой. Вечерняя сандхья соотносится с именем Сарасвати и с Шакти Рудры (Рудрани), а также с Сама Ведой. Причём, эти три сандхьи в силу сущностной природы Гаятри сами символизируют четвёртое — переходное состояние. Переходные состояния (между сном и бодрствованием, жизнью и смертью, промежуток между двумя мыслями, момент смены действия энергий — таттв и др.) являются очень важными для духовной практики. Это то, видимое ничто из которого рождается всё. Не случайно, Саи Баба советует медитировать на состоянии между сном и бодрствованием. Познание природы этих состояний равносильно познанию природы Брахмана. Гаятри Мантра управляет этими переходными состояниями и именно поэтому способна привести к просветлению, то есть переходу от невежества к полному знанию.

Произнесение Гаятри мантры

Ниже текст Гаятри Мантры с обозначениями интонации и ударений . В пояснении указывается, что обозначают те или иные знаки, а также как следует произносить некоторые звуки. Следует отметить, что приводимые обозначения не соответствуют полностью точным правилам передачи санскритских слов, а приводятся здесь для удобства понимания тех, кто говорит на русском языке:

Произнесение по версии Саи Бабы:

Гаятри Мантра

Произнесение в классических ведических гимнах:

Гаятри Мантра

Пояснения:

  • Горизонтальная черта перед началом строки обозначает основной тон
  • Фигурная скобка, остриё которой также указывает на уровень основного тона, маркирует паузу
  • Сдвиг строки по вертикали равен двум полутонам (или одному тону), что показано в ключе: [0 +2 -2], где «0» — основной тон, «2» вверху и внизу указывает на смещение тона соответствующей строки на 2 полутона вверх или вниз
  • Черта над буквой (У, И) обозначает долготу гласного; Звуки «Э/Е » и «О» всегда долгие, хотя их долгота обычно не обозначается. Звук «Э/Е» похож на английское «е» и произносится как нечто среднее между русским «е» и «э», ближе к последнему
  • Маленькая «х», в сочетаниях Бх, Дх обозначает придыхательное «х», которое звучит очень слабо
  • Маленькое «с» в слове «Бхувас» указывает на то, что это ассимилированный звук «X» (с точкой внизу). Маленькие «у» и «ф» указывают, соответственно на огласовку и призвук предыдущего звука.
  • «X» с точкой под буквой, т.н. висарга, произносится, как украинское «г» или грубое русское «г», как в слове «ага»
  • «Н» с точкой под буквой, т.н. церебральное «н» (как и другие церебральные: т, тх, д, дх) произносится путем завёртывания кончика языка назад, и язык нижней стороной касается нёба
  • «М» с точкой под буквой — носовой призвук «м». Похож на английское носовое «n» в сочетаниях с «ng»; звучит протяжённо в нос, как нечто среднее между «м» и «н»

Перед тем, как начинать практику джапы, необходимо сначала выучить наизусть мантру (с правильной интонацией и произношением), уяснить смысл каждого в ней слова, а также её значение в целом.

osoznanie.org

Гаятри-мантра — инструмент дающий возможность расти духовно. При ежедневной практике позволяет зарядиться жизненной силой и притянуть к себе необходимые потоки.

Мантра способна изменить их жизнь. Хотя Харе Кришна одна из самых популярных молитв, и наверняка о ней слышал каждый. Гаятри-мантра универсальный инструмент, ежедневно используемый практиками.

гаятри мантра слушать

Благодаря подобным песням, человек может обратиться к солнечной энергии. У каждого народа свои славословия и молитвы, например, у славян были агмы.

Гаятри очищает от плохих мыслей, ненужной информации, защищает от негативного воздействия окружающих, обнуляет карму. При ежедневных практиках можно выйти из колеса Сансары, то есть постоянного перерождения.

Покинув цикл попадаешь в новый мир. Особенность в том, что все предыдущие жизни не забываются, и человеку остается его накопленный опыт.

Духовные наставники утверждали, Гаятри-мантра — самая сильная. Её используют, когда чувствуют необходимость. Одни перед едой, другие во время водных процедур. Напевая молитву, очищается человек, а вместе с ним и окружающее его пространство. Мантра читается 108 раз. Практикующие говорят, что так можно приблизиться к всевышней супруге Бога Брахмы — богине Гаятри.

Раньше для брахманов она была обязательной. Для представителей других каст она долгое время запрещалась. Мантра читается на санскрите и в оригинале она выглядит так:

charybary.ru

Одна из самых могущественных мантр, сохраненная до наших времен в древних священных писаниях человечества. Состоит из 24 слогов, взятых из гимна Риг Веды (III 62.10), авторство большей части которой приписывается риши Вишвамитре. Считается, что мантра содержит в себе всю сущность Вед. 

Регулярное повторение Гаятри мантры с верой, искренностью и преданностью, сосредоточенностью, ведет к очищению ума и тела, дарует мудрость, процветание, умиротворенность, озарение, устраняет все препятствия на пути, избавляет от страхов, опасностей, очищает карму, благословляет освобождением, а также приводит к развитию духовного разума. При правильном произношении мантры, ум практикующего может видеть истину без искажения, без наслоения сознания, позволяет развить интуицию. Независимо от пола, национальности и вероисповедания ее может произносить любой человек.

ॐ भूर्भुवः स्वः
तत् सवितुर्वरेण्यं
भर्गो देवस्य धीमहि
धियो यो नः प्रचोदयात्

Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat

ОМ БХУР БХУВАХ СУВАХА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЭВАСЬЯ ДХИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Гаятри мантра может иметь многочисленные переводы, поскольку санскрит представляет собой язык образов. Ниже приведены несколько вольных вариантов.

ОМ — Изначальная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; Брахман; Дух; Изначальный Свет

БХУР — Бхур лока (физический план; Земной план существования; материальный мир или Пракрити — Природа)

БХУВА — Бхува лока (средний мир; тонкий мир); Также, Бхува — это Прана Шакти — всепронизывающая энергия

СВАХА — Сварга лока (Небесный план существования — земля Богов или небесные сферы)

ТАТ — То, Тот (указательное местоимение); Высшая Реальность, невыразимая в словах

САВИТУР — То, из которого все это рождено; из которого всё проявляется

ВАРЕНЬЯМ — Достойный поклонения, почитания; желанный

БХАРГО — Сияние, Духовная Лучезарность; Свет, который дарит Мудрость

ДЭВАСЬЯ — Божественная Реальность

ДХИМАХИ — Медитируем (дхьяна — медитация, седьмая ступень йоги); созерцаем

ДХЙО — Буддхи, духовный разум

ЙО — Который

НАХ — Наш

ПРАЧОДАЯТ — Просветит; да озарит!

«Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум. И направит лучи нашего сознания на путь праведности».

«Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»

Мудрецу Вишвамитре Гаятри мантра позволила использовать редкие типы оружия, которые подчинились его желанию, когда мантра произносилась с верой. Благодаря могуществу, достигнутому им таким образом, Вишвамитра был способен создать копию этой Вселенной.

Скачать разные вариации исполнения мантры Гаятри можно в этом разделе

www.oum.ru

Инструмент очищения кармы

Карма — это последовательный ряд событий, вытекающих из совершенных человеком поступков. Любая неправда, неверно выбранный путь или совершенный поступок возвращаются обратно к человеку в виде ниспосланных судьбой испытаний. Как защититься от негативного влияния кармы? В этом помогает Гаятри мантра.

Индусы считают, что при ежедневной практике Гаятри можно освободиться от чреды перерождений — выйти из колеса Сансары. Что дает человеку освобождение от перерождений? По мнению Вед он оказывается в совершенно ином мире, отличном от земного. Сила мантры настолько могущественна, что вместе с практикующим очищаются и предметы вокруг него, и все пространство. Поэтому индусы поют Гаятри перед приемом пищи и перед богослужениями.

Во время практики мантры можно непосредственно обращаться к самой богине Гаятри, которая является супругой Брахмы. Раньше практиковать Гаятри могли только посвященные, но в последнее время небеса разрешили ее применять всем желающим изменить свою жизнь.

Мантра поется на санскрите — священном языке Вед. На других языках (в переводе) ее не исполняют: теряется ритмика священных звуков. Мантру открыл посвященным сын Брахмы Вишвамитра. В священном тексте идет обращение к солнечному божеству — сурье, главенствующему в божественном пантеоне Вед.

практика гаятри мантры

Практика Гаятри

Гаятри — это мать Вед, которая находится везде и повсюду, где практикуют ее мантру. Вибрации Гаятри наполняют духовное тело практикующего, изменяя его и просветляя. Гаятри вразумляет и открывает духовный разум, выводит его из тьмы материального и показывает истинный путь к божественной правде и блаженству. Это та божественная сила, которая дарит дыхание всему существующему и оживляет его. Это воплощение божественного могущества, которое защищает человека.

У Гаятри есть три имени, которые существуют в душе человека:

  • чувства (гаятри);
  • жизненная энергия (сарасвати);
  • истинное знание (саавитри).

Если человек придерживается в своей жизни гармонии в мыслях (намерении), речах и поступках, в нем живут три божественных имени — Гаятри, Сарасвати и Саавитри.

Гаятри мантра содержит в себе три части:

  • поклонение божеству;
  • медитация;
  • молитвенное обращение.

Начальные слова священного текста относятся к преклонению перед божественным. Слово «дхимахи» обозначает медитативное состояние. Остальные 4 слова выражают молитвенное обращение к богу с просьбой о даровании духовных способностей и прозрения.

Постоянная практика мантры приносит конкретные результаты:

  • избавление от недугов;
  • защиту от зла и бед;
  • исполнение мечты;
  • пробуждение духовного разума.

Если практиковать Гаятри с верой, можно получить все духовные и физические блага. Когда нужно практиковать мантру? Лучшим временем для практики считаются часы перехода — рассвет, полдень, закат. Именно эти часы считаются самыми благоприятными для духовных работ и медитаций. Однако можно петь мантру и в любое удобное время, но в указанные часы можно добиться большего эффекта.

Важным условием правильной практики Гаятри мантры является чистота сердца и помыслов. Нельзя легкомысленно относиться к Гаятри, необходимо ощущать святость каждого произносимого слога. Практикующий мантру должен удаляться от зла, не принимать участия в злых делах и помогать ближним. Нельзя произносить плохих слов, браниться, скандалить с окружающими. Необходимо стремиться к чистоте во всем — мыслях, словах и действиях.

Йоги советуют практиковать мантру и во время очищения водой — в душе. Сила воды вместе с очищающей силой мантры будут освобождать тело и мысли от всего нечистого. Также мантру можно практиковать перед сном, после пробуждения и перед приемом пищи. После завершения практики необходимо трижды произнести слово Шанти.

Обратите внимание! Неправильная практика мантры приведет к противоположному результату!

Гаятри очищает сердце человека, поэтому ее можно практиковать в любое время по желанию. Однако пение в часы перехода — настоятельная рекомендация к действию. То есть, в часы перехода практика необходима, в остальное время — желательна.

Чем чаще вы повторяете священные слова, тем больше благ привлечете в свою жизнь.

Что еще нужно знать для правильной практики мантры? Необходимо освободить разум от суетных мыслей и сконцентрироваться на области третьего глаза — между бровями. Во время практики вы должны на время забыть об окружающей действительности и погрузиться в звучание священных звуков, которые соединяют вас с космосом.

Гаятри мантра перевод и значение

Сколько раз читать мантру? Необходимо посвящать чтению Гаятри каждое утро, повторяя мантру 108 раз. В остальное время мантру читают кратное трем число раз — 3, 12, 27 или больше.

tayniymir.com


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.