Мани падме хум

ОМ МАНИ ПАДМЕ (ПЕМЕ) ХУМ – одна из самых известных и в тоже время сакральных буддийских мантр. Ее явление относят к Бодхисаттве Авалокитешваре, Будде милосердия и сострадания. Авалокитешвара в буквальном переводе означает «Внимающий звукам мира» или «Господь, внимающий миру». Эти звуки – голоса нуждающихся и страждущих. Будда Авалокитешвара дал обет откликнуться на мольбу любого, кто обратится к нему за помощью. Бодхисатва также известен и тем, что может предстать перед верующими как в мужском (Авалокитешвара), так и в женском (Гуаньинь) обличиях. Его исполненная сострадания слеза дала рождение бодхисатве и богине Таре.

Авалокитешвара – тот, кто спасает от оков сансары. Его сострадание настолько велико, что будучи пробужденным и освобожденным он остается в сансаре помогать всем живым существам, пока все они не достигнут освобождения.

Он белого цвета, поэтому всегда чист и непогрешим. Его первые две руки соединены в молитвенном жесте, который символизирует просьбу, адресованную всем Буддам и Бодхисаттвам с намерением помогать всем живым существам и избавлять их от страданий, в них покоится Драгоценность, исполняющую желания.


В двух других руках у него лотос – символ мудрости и чистоты и чётки – средство освобождения через начитывание мантр – из хрусталя, олицетворяющего пожелания мира и благополучия Вселенной.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – мантра, которую дал миру Авалокитешвара, в которой закодировано учение об освобождении. В буддизме известна как «сокровище мудрости» или «краткое учение», помогающее пробудить природу Будды – просветленного пробужденного Существа.

авалокитешвара ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Значение мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Далай Лама XIV так поясняет суть мантры: ОМ – это чистота тела, речи и ума Будды. Драгоценность МАНИ в его руках – стремление каждого живого существа к Просветлению (Пробуждению Сознания). Молитвенный жест – необходимость проявления любви и сострадания. Лотос ПАДМЕ – символ мудрости и чистоты. Чётки – символ практики. ХУМ – единство практики (метода) и мудрости.

Согласно представлениям буддистов, сансара состоит из шести слоев – миров, по которым странствует душа исходя из своих внутренних склонностей. Авалокитешвара является тем, кто очищает и освобождает душу от подобных негативных наклонностей, даруя просветление и освобождение.

Мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» состоит из шести слогов. Буддисты верят, что начитывание мантры сокращает пребывание души в одном из шести миров сансары – круге бесконечных рождений и смертей:


мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ перевод

ОМ – соответствует миру полубогов (девов). Основная негативная эмоция здесь – гордыня и тщеславие. Произнесение слога «ом» в мантре преобразует гордыню и самомнение, закрывая, тем самым, рождение в мире полубогов.

МА – соответствует миру асуров (титанов) или воинственных небожителей. Основные негативные эмоции – зависть, соперничество, конкуренция. Произнесение слога «ма» трансформирует ревность и зависть и освобождает от рождения в мире гневных божеств.

НИ – соответствует миру людей, основными негативными эмоциями в котором являются привязанности, иллюзии и заблуждения. Произнесение слога «ни» преобразует эти энергии и закрывает рождение в мире людей.

ПЕ (ПАЙ) – соответствует миру животных, в котором в большей степени проявлено невежество. Произнесение слога освобождает от невежества и перерождения в мире животных.

МЕ – соответствует миру голодных духов, которыми движут жадность и алчность. Произнесение слога «ме» преобразует эти энергии и освобождает от рождения в подобных мирах.

ХУМ – соответствует адским мирам, где преобладают энергии ненависти и злости. Слог «хум» очищает сердце от злобы и освобождает от перерождения в адских мирах.


ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Поздние переводы

Более поздние переводы выделяют в мантре Авалокитешвары 4 слога:
ОМ – звук Абсолюта;
МАНИ – драгоценность, жемчужина;
ПАДМЕ – лотос;
ХУМ – сердце.

И дословно переводят, как: «О! Жемчужина в цветке лотоса!», «Славься, сокровище в цветке лотоса!», «О! Жемчужина в лотосе моего сердца!» и подобные. Считается, что такие переводы более поверхностные, но, являясь «кратким учением», ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ должна быть рассмотрена со всех сторон.

Жемчужина, драгоценность, алмаз ассоциируется в буддизме с Сознанием. Лотос – с оправой и проявленной Вселенной. Таким образом, мантра Авалокитешвары означает также соединение двух противоположностей – Сознания и Энергии, материи и духа, мужского и женского начал в их неразрывной связи, как и сам Бодхисаттва Авалокитешвара и в тоже время богиня Гуаньинь.

мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

В «ОМ» пребывает все Мироздание. Это Единый Абсолют, который в своей основе имеет Сознание. Это Сознание – Драгоценность (МАНИ) хранится в Лотосе (ПАДМЕ) – символе чистоты, который произрастает из грязи, оставаясь незапятнанным этой грязью. Подобно самому Авалокитешваре – Гуаньинь, пребывающем в сансаре, оставаясь этой сансарой не обусловленным. И сам Авалокитешвара – Гуаньинь, изображаемые сидя на Лотосе, становятся Сокровищем как олицетворение пробужденного сознания Будды. А это сокровище хранится в сердце каждого человека – ХУМ.


ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – это также соединение трех сил: творения, поддержания и разрушения. ОМ – Вишну, Бог, поддерживающий Вселенную. Он обитает в молочном океане (Его Сознание распространяется на Галактику Млечный путь) и пребывает в медитации (Самадхи). МАНИ ПАДМЕ – это творец Брахма, рожденный из лотоса (Падме) как олицетворение разума Всевышнего (Мани). ХУМ – это Рудра (Шива). Шива – благой, он исполнен сострадания и любви ко всем живым существам, и поэтому пребывает в сердце всех верующих. Его форма Рудры разрушает материальную Вселенную и все иллюзии, заблуждения, привязанности, спасая, тем самым, от оков сансары.

ОМ – звук, содержащий всю Вселенную.
МАНИ – драгоценность или Сознание – основа всего сущего и несущего.
ПАДМЕ – обрамление Сознания, его Энергия, манифестация, формы и проявленная Вселенная.

ХУМ – квинтэссенция учения и возвращение в Источник. Это биджа-мантра Шивы, в которой пребывает Верховный Будда, Верховное Божество (Махадев) или Высшая Сила. Пробуждение или просветление символизируется жемчужиной (мани), выходящей из лотоса человеческого сознания (падме).

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ значение


ХУМ – биджа-мантра внутреннего огня, сжигающего любое невежество, страхи, сомнения, заблуждения, злобу, зависть, ненависть и т.д. ХУМ – ЭТО Натарадж, танцующий танец свободы на голове демона невежества.

Биджа-мантра ХУМ считается «защитной броней», нейтрализующей все вредные воздействия. Она как щит отбрасывает направленные негативные действия. В Тибете широко используется в мистических ритуалах, как гневный клич, бросаемый демонам, желаниям и невежеству сансары. ХУМ – символ разума, свободного ото всех обусловленностей.

ХУМ – победоносный клич, исходящий из самого сердца. Это прорыв и разрывание цепей сансары.

ОМ – содержит в себе все. Это начало и первый слог мантры Авалокитешвары. ХУМ – последний слог, который возвращает в Единство.

Простые буддисты верят, что тот, кто произнесет эту мантру 100 000 раз, обретет Просветление. Монахи постигают суть мантры через раздумывания над ее смыслом, созерцание символов слогов, визуализацию соответствующих миров и Бодхисаттвы Авалокитешвары. Знающие мудрецы говорят, что первичен внутренний настрой и вера. Когда любое действие наполнено осознанностью, оно становится практикой. Когда любое слово произносится с верой и чистой устремленностью, оно становится мантрой.

Автор статьи — Лариса Семиколенова

slavyoga.ru

Коротко о мантрах


Мантры по своей сути — глубокая философия восточной культуры. Ее призванием всегда было просвещать верующих, предавать новые ощущения для более глубокого понимания существования. Проявляются мантры в виде определенных текстов, состоящих из слов и даже одиночных звуков, которые постоянно повторяются.

мантры

Древние мудрецы воспринимали мантры как вибрации из космоса, Вселенной. Принято считать, что каждый текст был гордо принят мудрецами и записан для понимания простых смертных. Существует огромное количество видов различных мантр, в зависимости от происхождения, веры, наличия и отсутствия божеств и другого. Поскольку каждое слово имеет силу, мантры предназначены для введения человека в своеобразный транс и расширение сознания.

Ом мани падме хум

Одной из самых распространенных мантр является Ом мани падме хум. Свойственна это медитация в основном буддистам, особенно в Тибете.

Смысл и значение

Мантра Ом мани падме хум имеет множество значений, однако общее выделить можно из названия. Мантра делится на 6 слогов. Дословно можно перевести ее так:

  • Ом — о!;
  • мани — ценность;
  • падме — цветок лотоса;
  • хум — олицетворение мудрости.

мантры

При произношении всех звуков в этой мантре человек открывает скрытый энергетический потенциал, который направлен на то, чтобы улучшить жизнь в целом. Медитируя с помощью мантры, человек обретает связь с космосом и избавляет судьбу от негатива. Далай-лама XIV в конце своей духовной деятельности называл мантру оказывающей очень сильное духовное влияние на сознание человека.

Текст и перевод

Каждый из слогов священной мантры Ом мани падме хум обладает переводом и определенным значением:

  • Ом — представляет собой избавление от напыщенности;
  • ма — лишает ревности и завистливости;
  • ни — устраняет эгоизм и привычки;
  • пад — лишает заблуждений;
  • ме — избавляет от злобы;
  • хум — освобождает от ненависти.

мантры

Произнося все слоги молитвы, человек избавляется от оков негативных чувств и ощущений, приближая себя к идеальной модели существования. Благодаря величеству мантры, она может избавить ото всех опасностей в любой сфере жизни верующего. Мантра сострадания может обезопасить человека как от внутренних страхов и оков (ревность, обиды, злоба), так и от внешних (отравления, убийства и даже войны). Старцы, посвятившие десятилетия на изучение правильности молитв, говорят о том, что даже разовая молитва при помощи Ом мани падме хум может кардинально изменить и сильно расширить человеческое сознание.


lifegid.com

 Ом мани падме хум (санскр.) — вероятно, одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны (особенно характерная для ламаизма), шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Зачастую её буквально переводят как «О! Жемчужина в цветке лотоса!». Мантра в особенности ассоциируется с Шадакшари (Господином Шести слогов) — воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.

Ом Мани Падме Хум, мантра счастья, благополучие

Существует много смыслов у этой мантры. Написана целая книга о ее смыслах, автор которой лама Говинда. Один из способов понимания этой мантры такой: ОМ означает Брахму, находящегося за пределами всего непроявленного. МАНИ — драгоценный камень или кристалл, ПАДМЕ — лотос, ХУМ — сердце. Таким образом, вот один из уровней понимания мантры: «Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце». Это один из способов интерпретации мантры. Вы начинаете произносить ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и думаете: «Бог в непроявленной форме подобен сокровищу в сердцевине лотоса, проявленного в моем сердце». Вы делаете это и чувствуете мантру в сердце, это один способ. Это самый нижний уровень понимания мантры и работы с ней. Это не что иное, как замена одних мыслей в голове на другие.


МНОГОМЕРНОСТЬ ВЕЛИКОЙ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Значение и эффективность мантры состоят в ее многомерности, ее способности быть верной не только для одного, но и для всех уровней реальности, где она будет раскрывать новое значение, пока, пройдя неоднократно через различные стадии опыта, мы не будем в состоянии постичь всю полноту мантрического опыта.

Поэтому говорится, что Авалокитешвара отказался обучать священным шести слогам Великой Мантры «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» без посвящения в символизм мандалы, связанной с ней («Авалокитешвара-гуна-каранда-вьюха»). По этой же причине мы должны подробнее ознакомиться с природой мандалы и чакр.

Причина, по которой Авалокитешвара не стал разъяснять сокровенный смысл слогов без описания мандалы в том, что сама мантра, как создание в сфере звука, будет являться незавершенной и бесполезной, если не будет соединена со своими сестрами в области внутреннего видения, внешней атрибутики и в области мудр и асан.
ли эта формула мантры способна преобразовать существо и привести его к состоянию просветления, то это лишь потому, что природа этой мантры – чудесная и совершенная природа Авалокитешвары, которая должна занять все сферы реальности и активности посвященного: речь, воображение, физические позы и мудры. Мантра, как и мандала, не может функционировать сама по себе; чтобы действовать, она требует знания и практики тех разнообразных проявлений «внутреннего сердца», божественного существа, которые делают ее воспринимаемой даже в сфере видимого. Но и в области видимого она не остается только проявлением.

Это «божественное существо» не что иное, как ум садхака (практикующего) в состоянии глубокой поглощенности и самозабвения. В акте освобождения себя от иллюзий и оков эго-сознания и от препятствий его ограниченной индивидуальности его тело становится носителем видимого проявления Авалокитешвары, чья природа выражается в мантре ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Значение этой мантры нельзя исчерпать отдельным смыслом ее частей, потому что у всего живого и во всех сферах творческой активности целое больше, чем сумма его частей. Смысл отдельной части может помочь нам в понимании целого при осознании нами их органического родства. Органические связи настолько важны, что совершенно невозможно и недостаточно, изучив досконально некие отдельные части, связать их затем воедино – мы должны видеть целостность сразу и во всех направлениях внутреннего опыта. Это достигается присущим символизмом мандалы и реализацией – воплощением мандалы в личности практикующего йогина на всех уровнях его сознания.

В этом случае Амитабха представляется протослогом ОМ в Дхармакайе, потому что в этой позиции Амитабха занимает место Вайрочаны в центре мандалы, которая соответствует высшим психическим центрам.

В МАНИ Амитабха появляется как Амитаюс в одеянии Дхармараджи, способности и совершенства которого символизированы царственными знаками отличия (подобно диадеме и другим традиционным украшениям), т.е. Самбхогакайи. И как таковой он представляет активную сторону своей природы, как Дарователь Бесконечной Жизни, в которой бесконечный свет Амитабхи становится источником истинной жизни, жизни безграничной, не стиснутой более узкими рамками эгоистичного отдельного существования. В этой Жизни множественность воспринимаемых отдельных жизней реализована в единстве всех живых существ.

В ПАДМА Амитабха появляется в качестве Нирманакайи посредством раскрытия бесконечных форм активности, что символизируется тысячеруким Авалокитешварой. И, наконец, в ХУМ Авалокитешвара становится «Алмазным Телом» (Ваджракайей) йогина, в котором заключается целостность его существа. Таким образом, медитирующий становится воплощением Авалокитешвары и Нирманакайи Амитабхи. Это выражено объединением мантрической формулы в печать Амитабхи – священный слог ХРИ. Таким образом, полная формула принимает вид ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

В развитой практике медитации различные формы, в которых предстает Амитабха, проявляются в соответствующих центрах йогина. Так, Дхармакайя как аспект Амитабхи представляется в верхнем центре (чакре), Амитаюс – в горловой чакре, Авалокитешвара (или форма Ваджры, соответствующая ему) – в сердечной, а его собственное воплощение занимает все тело йогина, символизируя полноту и целостность личности практикующего. С точки зрения трех таинств (Тела, Речи и Ума), формула мантры принимает следующее значение:

в ОМ мы переживаем Дхармакайю и таинство вселенского Тела;
в МАНИ – Самбхогакайю и таинство мантрического звука, как пробуждающегося истинного сознания, внутреннего видения и вдохновения;
в ПАДМА имеем опыт Нирманакайи и таинство всепреображающего ума;
в ХУМ – переживание Ваджракайи как синтеза трансцендентного тела трех таинств;
в ХРИ мы посвящаем целостность нашей преображенной личности (удостоенной стать Ваджракайей) служению Амитабхе. Это реализация идеала Бодхисаттвы, символически представленная образом Авалокитешвары.

Протослог ХРИ является не только печатью Амитабхи (равно как и ХУМ – не только печать Ваджрасаттвы-Акшобхьи), но он имеет еще специальное значение для реализации пути Бодхисаттвы. ХРИ есть внутренний голос, этический закон внутри нас самих, голос нашей совести, внутреннего знания – не интеллектуального, а интуитивного, спонтанного знания, благодаря которому мы делаем все правильно, безошибочно, на благо, а не из-за выгоды. Это лейтмотив, ведущий принцип и особый дар Бодхисаттвы, взывающего к Пробуждению всех, подобно солнцу, светящему как для грешников, так и для святых (буквальное значение ХРИ на пали: ХИРИ – «краснеть», что соответствует цвету Амитабхи, «чувство стыда», которое мы можем испытывать в присутствия высшего Знания, нашей совести). Это тем более интересно, что мантрическое знание выходит далеко за пределы буквального смысла. Мантрический смысл может быть передан бессмертным переживанием, которое является основой всякой речи, источником, из которого выводятся все слова повседневного употребления. Аспиранта 8, называемая «висарга», которая воспринимается в Тибете только как письменный знак, без произношения, отличает протослог от обычного использования слова и подчеркивает его мантрический характер.

Звуковой символ ХРИ означает намного больше, нежели его намек на соответствующую филологическую ассоциацию. Он обладает не только теплом солнца, т.е. эмоциональным принципом добра, сострадания и милосердия, но и силой лучезарности, освещенности, качеством, посредством которого все становится зримым, доступным непосредственному восприятию. ХРИ – это мантрический солнечный принцип, светоносный, возвышающий звук, влекущий вверх, составленный из пранической аспиранты X, пылающего Р (РАМ – протослог элемента Огня) и высокого И – звука, выражающего стремительное движение вверх и вглубь…

В сфере универсального все эти световые и огненные ассоциации находятся в гармонии с Амитабхой, Буддой Бесконечного Света, чьи символы: элемент «огонь», красный цвет и направление опускающегося солнца, в то время как вероучительные и эмоциональные ассоциации указывают на Авалокитешвару и на человеческую сферу.

Авалокитешвара, «Господь Взирающий», Господь Сострадания, воплощение просветленной любви ко всему живому и терпящему страдание, любви, свободной от чувства собственности и состоящей в неограниченной активности милосердия. Где такая позиция или настрой души раскрывается в действии, там Авалокитешвара проявляется в своих бесконечных и бесчисленных формах, что верно для любых сфер существования.

Как праджня или интуиция превалирует в Ваджрасаттве, алмазной (несокрушимой) природе всего сознания, переживаемом как невозмутимое, бессмертное, вечное в человеке (в особенности у тех, кто стремится к Освобождению), так и эмоциональный принцип Бодхичитты или каруна (милосердие) доминирует в Авалокитешваре. Их объединение представляет совершенный путь просветления. Поэтому мантрическая формула Авалокитешвары находит свое завершение в конечной печати Ваджрасаттвы, протослоге ХУМ.

Согласно хорошо известному преданию, Авалокитешвара, наблюдая своими всепроникающими глазами мудрости за этим страдающим и мятущимся миром, преисполнился такого глубокого сострадания, что от его огромного желания повести существа к Освобождению голова разлетелась на множество частей (иконографически представлено 11 голов), а из его тела вышли тысячи помогающих рук, подобно ауре ослепительных лучей. На ладони каждой руки появляется глаз, потому что милосердие Бодхисаттв – это не слепая эмоция или сентиментальность, а любовь, единая с мудростью. Это спонтанное стремление помочь другим, истекающее из знания внутреннего единства всех. Таким образом, Мудрость – предусловие этого милосердия и поэтому неотделима от него, потому что мудрость вытекает из сознания тождественности всех существ и способности воспринимать страдания других как свои собственные.

Сострадание или милосердие основывается не на чувстве морального или ментального превосходства, а на сущностном равенстве с другими: «аттанам упамам катва», «делающий себя равным с другими», как это уже было сказано в Дхаммападе (на пали). Другими словами, осознание себя в других – ключ к взаимному пониманию, основе истинной этики.

Из сострадания ставя себя на место другого, страдающего, он может понять его в глубочайшей природе и предложить ему помощь, наиболее сообразную и подходящую для тех условий и согласующуюся с характером страдающего. Поэтому помощь Бодхисаттвы – это не что-то идущее извне и ложащееся грузом на того, кому эта помощь оказывается, а пробужденные силы, доселе дремлющие во внутренней природе каждого существа, силы, которые, пробудившись от духовного влияния примера Бодхисаттвы, дают возможность встретить безбоязненно каждую ситуацию и превратить ее в положительную ценность, вклад, средство освобождения. И не будет преувеличением, если сравнить эту силу с бесстрашием.

Это бесстрашие может сломить даже власть кармы или, как это сказано языком сутр: «Даже меч палача разлетится на части, если приговоренный будет взывать к имени Амитабхи из глубин своего сердца» (D.T.Suzuki, 1947, с. 54). Палач – это не что иное, как карма осужденного. И когда он осознает и искренне примет этот факт, с готовностью взяв на себя ответственность за свои действия в свете некоторой уверенности, вытекающей из слов и примера Просветленного, то пассивная жертва слепого (созданного неведением) рока превратится в активного творца своего достоинства. Чувствуя в себе присутствие благородной фигуры Авалокитешвары, он вызывает в сердце силу света и духовное единство со всеми, кто достиг Просветления. Это чудо внутренней трансформации ломает даже меч Судьи Мертвых (Ямы, тиб. Шин-рДже), и он открывается как Великий Сострадающий, Авалокитешвара.

бодхисаттва авалокитешвара, сострадание, мантра сострадания

Поэтому среди 11 голов тысячерукого Авалокитешвары мы видим голову с ужасающими чертами Владыки Смерти прямо под милостивым ликом Амитабхи, представляющим аспект Дхармакайи у Авалокитешвары. Как проявление многомерности Великой Мантры, фигура Авалокитешвары не является исключительно формой проявления Нирманакайи, но одновременно заключает в себе и Дхармакайю и Самбхогакайю.

А вот как описывает полезные свойства от повторения мантры Лама Сопа Ринпоче:

Польза от повторения мантры Будды Сострадания бесконечна, как безграничное небо.

Даже если у вас нет глубокого интеллектуального понимания Дхармы, даже если вы знаете только Ом Мани Падме Хум, но вы живете с отношением, свободным от восьми мирских забот, ваша жизнь будет наполнена счастьем до краев. Если вы живете с чистым отношением, свободным от привязанности и цепляния за эту жизнь, и просто проводите время, читая Ом Мани Падме Хум, эту шестислоговую мантру, которая есть сущность Дхармы, то это наиболее чистая Дхарма.

Всё выглядит очень просто, повторять мантру легко». Но польза от этого отнюдь не так проста. Здесь я приведу только суть ее бесконечных благословений.

Повторение мантры Будды Сострадания только один раз полностью очищает четыре поражения, проистекающие из нарушения четырех коренных обетов личного освобождения и негативную карму пяти поступков с немедленным воздаянием. В Падматрава-тантре сказано, что вся остальная негативная карма без исключения также очищается.

Также в тантрах упоминается, что, повторяя эту мантру, вы достигаете 4-х качеств: перерождения в чистой земле Будды Амитабхи и других чистых землях; во время смерти вы увидите Будду и свет в небе; божества станут делать вам подношения; вы никогда не переродитесь в аду, мире голодных духов или животным. Вы переродитесь в чистой земле Будды или счастливым сансарическим существом».

В тантрическом тексте «Падма Чопен гьи Гъюд» сказано:

«Сыны и дочери благородных, кто бы ни повторил даже единожды мою мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или даже просто помнит или хранит (мантру) на своем теле, тот очистит негативную карму пяти поступков с немедленным воздаянием и пяти близких к ним поступков и все другие негативные поступки и покинет (возможность рождения в) восьми состояниях, где нет возможности практиковать Дхарму: в аду, голодным духом, животным и так далее.

Он не будет испытывать страдания (связанные с) телом, речью или умом. Он будет свободен от страха перед злыми животными, каннибалами, нечеловеческими существами и болезнями. Он актуализирует смысл Дхармакаи; он увидит святой облик Великого Сострадания, Рупакаи.

Когда человек, который начитывает 10 мала (мала – 108 бусин) в день, купается в речке, океане, любом другом водоеме, вода, касающаяся его тела приобретает благословение.

Сказано, что семь поколений его потомков не переродятся в нижних мирах. Причина в том, что благодаря силе мантры, тело благословляется человеком, который начитывает мантру и представляет свое тело святым телом Ченрезига (Авалокитешвары). Таким образом, его тело становится таким могущественным, таким благословенным, так что это оказывает влияние на его потомков вплоть до 7-го поколения и имеет такой эффект, что даже если у человека во время смерти присутствует безнравственная мысль, он не перерождается в нижнем мире.

Точно так же, когда человек, который начитывает 10 мала мантры Ом Мани Падме Хум в день, входит в речку или океан, вода, которая прикасается к телу этого человека, становится благословенной, и эта благословенная вода затем очищает все миллиарды и миллиарды чувствующих существ, находящихся в воде. Так что это невероятно полезно, этот человек спасает животных в воде от наиболее невероятных страданий нижних миров.

Когда такой человек идет по дороге, и ветер касается его тела и затем касается насекомых, их негативная карма очищается и они обретают хорошее перерождение. Точно так же, когда такой человек делает массаж или иначе прикасается к другим людям, негативная карма этих людей также очищается.

Держаться такого человека имеет смысл; одно то, что его видят и к нему прикасаются, является средством освобождения других чувствующих существ. Это значит, что даже дыхание этого человека, когда оно прикасается к телу других чувствующих существ, очищает их негативную карму (а значит, очищает их страдания, поскольку негативная карма является причиной страданий). Каждый, кто пьет воду, в которой такой человек плавал, достигает очищения».

В сутре «Самато Гопе До» написано:

«Если эта шестислоговая мантра написана чьей-то рукой на скалах или каменных стенах, и мужчины, женщины, дети или любое другое чувствующее существо прикасаются к ней рукой или просто смотрят на нее, посредством одного лишь взгляда на нее они становятся бодхисаттвами окончания сансары.

Из-за великой силы мантры, когда человек находится под угрозой нападения со стороны злого животного или ядовитой змеи, ему не будет причинен вред, если он будет повторять эту мантру. Повторение мантры останавливает опасность нападения во время военных действий или со стороны врагов, а также опасность ограбления. Полагаясь на мантру Будды Сострадания, вы освобождаетесь от опасности применения наказания со стороны государственной власти или вследствие судебного разбирательства. Вам также не вредят яды. Беременная женщина, которая делает практику Будды Сострадания или просто повторяет мантру Будды Сострадания, сможет родить в удобстве, без сильной боли. Кроме того, человек (повторяющий эту мантру) будет защищен от вреда, причиняемого черной магией и злыми мантрами».

МОТИВАЦИЯ ПРИ ПОВТОРЕНИИ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Прежде чем приступить к повторению мантры, я хотел бы обратить внимание на то, что очень важно снова сделать очень сильной вашу мотивацию бодхичитты. Есть много разных методов эффективной трансформации нашего мышления в мотивацию бодхичитты, и один из них – думать следующее:

«Бесчисленные существа, находящиеся в аду, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин, и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные голодные духи, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные животные, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные люди, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные асуры, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные небожители, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные существа бардо, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Чтобы сделать это, мне необходимо достичь просветления (равного просветлению) Будды Сострадания; поэтому я буду выполнять медитацию-повторение (мантры) Будды Сострадания».

Еще вы можете думать так:

«Если среди ваших родственников или друзей есть те, кто умер от рака, СПИДа и т.п., помните о них и посвящайте им мантры с мыслью о том, чтобы они смогли достичь предельного счастья и полного просветления настолько быстро, насколько это возможно».

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВО ВРЕМЯ ПОВТОРЕНИЯ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Повторяя мантру, вы можете делать различные визуализации. Например, можно визуализировать лучи нектара, исходящие от Будды Сострадания, воплощения вселенского сострадания, которого вы представляете перед собой. Сострадание всех Будд, которое обнимает и никогда не бросает вас и любое другое живое существо, проявляется в этой форме тысячерукого, тысячеглазого Будды Сострадания, чтобы вести вас ко всем различным уровням счастья вплоть до Просветления. Как лучи солнца, лучи нектара, или просто свет, исходят из Будды Сострадания и полностью освещают вас, точно так же как свет освещает темную комнату. Так же, как темнота рассеивается, когда вы включаете свет, все ваши проблемы и все причины ваших проблем, ваши негативные эмоциональные мысли и негативные отпечатки – полностью рассеиваются, полностью очищаются. Делая эту визуализацию, начитывайте ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Лучи исходят от Будды Сострадания чтобы очистить и освободить всех этих существ от всех болезней, голода, проблем в отношениях и многих других проблем, которые они испытывают. Есть столько разных проблем, о которых вы можете думать. Все эти чувствующие существа очищаются и освобождаются от всех этих проблем и причин этих проблем: негативные эмоциональные мысли (возникающие из) гнева, привязанности и себялюбия и негативные отпечатки, которые эти мысли оставили в уме. Все они полностью очищаются.

Во время следующей части повторения мантры, визуализируйте, что вы получаете все качества Будды Сострадания, особенно безграничное сострадание, которое охватывает всех живых существ. Вы также обретаете всезнающий ум, который может прямо видеть умы всех чувствующих существ и все методы приведения их от счастья к счастью и к Просветлению, а также совершенную способность открывать все эти методы им. В вас входят все благословения бесконечных качеств святого тела, святой речи и святого ума Будды Сострадания. После этого начитайте еще какое-то количество кругов, визуализируя, что другие также получают благословения безграничных качеств Будды Сострадания.

Когда вы начитываете мантру, проверяйте время от времени свою мотивацию, остается ли она на правильном пути. Если нет, если вы утратили нравственную мотивацию и начитываете мантры с мотивацией себялюбия, привязанности и так далее, трансформируйте ее в мысль о принесении пользы чувствующим существам. Напомните себе: «То, что я делаю, – это для чувствующих существ» и трансформируйте свою мотивацию в мотивацию бодхичитты.

Есть старинная тибетская легенда об одном верующем человеке, который пытался склонить к исполнению религиозных обрядов свою неверующую мать, но смог только научить её произносить мантру «Ом Мани Падме Хум». Так как её плохая карма преобладала над её хорошей кармой, после смерти она оказалась в преисподней. Её сын, который владел йогой, отправился за ней, чтобы вывести её оттуда, и она, увидев его, смогла произнести эту мантру, потому что произносила её при жизни, и тотчас же она и все, кто слышал мантру «Ом Мани Падме Хум», смогли выйти из преисподней. Рассказ заканчивается назидательно: «Такова сила этой мантры».

www.oum.ru

Значение и перевод

Ом Мани Падме Хум на санскрите выглядит следующим образом: ॐ मणि पद्मे हूँ. На тибетском: ཨོཾ་མ་ཎི་པ་དྨེ་ཧཱུྃ.

Ом Мани Падме Хум – шестислоговая мантра. Каждый из них является олицетворением сторон мироздания:

  • ом или оум – поклонение Благому, т. е. Будде; этот слог олицетворяет его во всех проявлениях: мыслях, речах, физической оболочке;
  • мани – представляет собой некую ценность, в более позднем переводе означает «мужчина», представляет позицию Любящих глаз: символизирует стремление любого человека на земле достигнуть состояния нирваны, освободившись от грехов;
  • падме – цветок лотоса, символизирует помыслы, мудрость;
  • хум – являет собой единое целое мудрости и постоянного самосовершенствования, проявляющегося в практике.

Мантра имеет огромное количество трактовок, и все они верны, т. к. отражают мышление и развитие разных практиков. Главное значение ее состоит в том, что человеческий дух может возвыситься над бренным миром и обрести полную свободу только познав любовь, сострадание, мудрость. Мантра помогает осознать смысл жизни, растворить негативное кармическое предзнаменование.

Во время произношения молитвы практик обращается к Авлокитешваре, спасающему от оков сансары своим состраданием. Силы его любви и сострадания настолько велики, что, пробудившись ото сна, он навсегда остается блуждать по 6 кругам сансары, из которых и спасает заблудшие души, помогая им очиститься от грехов и обрести свободу. Его карма чиста. Изображается он с 4-мя руками. Первые 2 соединяются в молитвенном жесте, символизирующем обращение ко всем божествам. Он просит их о содействии в оказании помощи всем заблудшим душам. Вторая пара рук держит цветок лотоса и четки, которые символизируют мудрость, желание достичь мира и гармонии во Вселенной.

Символика

Для буддизма характерна вера в перерождение душ. Конец жизни является только финалом определенного отрезка времени, отведенного для одной телесной оболочки, а душа бессмертна и каждый раз переходит в новое тело.

Последующее вместилище души определяется ее состоянием при жизни на этом этапе – кармой. В колесе сансары заключено 6 миров.

Душа передвигается по ним, а звуки мантры символизируют их.

  1. Ом – место, в котором обитают полубожества. Их души наполнены гордыней и завистью. Повторяя этот звук, человеческая душа обращается к Вселенной с просьбой освободить ее от этих чувств.
  2. Ма – мир титанов. Их души наполнены духом соперничества, злобой и завистью. Повторение этого слога поможет не переродиться в теле титана, освободиться от греховных помыслов и гневливости.
  3. Ни – олицетворение нашего мира. Человек живет и дышит иллюзиями, находится в постоянном заблуждении, ищет для себя ненужных отношений, обременяя себя ими.
  4. Пе (Пай) – мир, принадлежащий животным. Олицетворяет невежество, хамство, нежелание обучаться.
  5. Ме – мир злых духов. Их пороки – алчность, жажда наживы.
  6. Хум – слог, символизирующий ад. Смысловое наполнение мира – злость.

Немного иная трактовка описывает цвета молитвы. Так, слово Ом – это белый цвет, который является символом мира богов. Достигнув этого предела, душа погружается в состояние нирваны. Ма – синий оттенок, означает мир бесов, помогает избавиться от последствий, которые всегда сопутствуют сквернословию. Ни – желтый слог, олицетворяющий человеческий мир, помогает очиститься от грехов. Пад – зеленый, символизирует животное начало. Ме – красный, показывает мир духов, которые могут оказать влияние на мысли и поступки. Хум – черный, помогает избавиться от влияния адских существ, прослыть праведником в своей семье.

Интерпретации

Мантра Ом Мани Падме Хум имеет множество интерпретаций, главной ее целью является защита от негатива, исходящего и из сердца самого человека, и направленного на него извне. Существует еще пара мантр, которые служат не только для собственной защиты, но и для сбережения домочадцев. Их изображения часто вешают над входом в жилище, чтобы обезопасить себя и свою семью от злых духов и непрошенных гостей, которые пытаются пронести в него зависть и навредить хозяевам.

Ом Падме Ушниша Вимале (Бимале) Хум Пхат вешают над дверью. Она защищает от всех материальных и нематериальных существ, помогает не только тем, кто повесил ее в своем доме, но и всякому, кто проходит мимо, видит, слышит, прикасается к изображению. Мантра не требует специального начитывания.

Еще одна защитная мантра – Ом Ах Хум. Ее значение подразумевает сохранение чистоты кармы. Любой человек совершает определенные поступки, которые обязательно приводят к последствиям.

Посредством этого песнопения можно очистить карму и снизить уровень негатива в доме после сильной ссоры и т. п. Является одной из интерпретаций Ом Мани Падме Хум.

Произношение и визуализация при чтении

Сама по себе мантра Ом Мани Падме Хум имеет глубочайший смысл, который нельзя передать словами. По сути, множество ее значений обусловлено тем, что каждый практик познает мир по-своему, видит суть и наполняет жизнь своим определенным смыслом, и передать словами это невозможно.

Вселенная являет собой совокупность процессов и живых организмов. Человек, как неотделимая часть ее, должен понять и осознать всю иллюзорность своих терзаний, отречься от ненужного и обрести смысл в этой жизни. Мантры же представляют собой набор вибраций. Это язык, на котором общается Вселенная. Огромное значение во время практики придается правильному произношению. Однако одного его недостаточно, важно верить и чувствовать. Только истинная вера и духовная сила способны сломать тот невидимый барьер, который скрывает за прочной стеной свободу и гармонию.

Не имеет значения, в каком темпе произносится мантра и сколько раз. Ее можно петь, читать, слушать в аудиозаписи. Ом мани Падме Хум призвана помочь очистить карму. Если все выполняется верно, вы почувствуете сначала горечь сожаления, затем тепло вокруг тела, будто кто-то обнимает вас. Так происходит процесс очищения.

Закройте глаза, представьте себе самое уединенное место, где никто вас не сможет потревожить. Обратите внимание на свое дыхание. Оно должно быть спокойным, ровным. Прогоните от себя все мысли. Сделать это довольно сложно, особенно начинающим практикам, но если вы полны уверенности и желаете достичь гармонии духовной и физической, то все в ваших руках. Упорная практика в совокупности с прочтением мантры выведут сознание на новый уровень. Произнося текст, вы почувствуете, как в какой-то момент ваше тело станет совершенно неощутимым, перестанете понимать, где руки, ноги, останется ощущение невесомости. Повторять мантру можно неограниченное количество раз.

Помните, что выходить из состояния медитации резко не стоит. Сначала посидите немного с закрытыми глазами, прочувствуйте все тело, пошевелите немного пальцами рук, ног. Попробуйте осознать и вспомнить свои ощущения до практики и после нее. Открывайте глаза только тогда, когда будете полностью готовы вернуться в этот мир.

Запомните одну простую истину: практика и прочтение мантр не насилие над собой: телом, душой, умом. Если во время практики вы ощущаете себя плохо, откажитесь от нее, займитесь этим в другое время. Плохое самочувствие указывает на то, что вы еще не готовы осознать всю глубину практики и ее сакральный смысл. Ваши помыслы должны быть чисты от злобы, ненависти. Если человек будет практиковаться в плохом настроении, то слова, сказанные в пылу обиды, могут обернуться проклятьем и навредить не только ему, но и испортить карму всем его потомкам в будущем.

Заключительная часть

Мантра Ом Мани Падме Хум является одной из самых старых молитв, предназначенных для очищения кармы и исполнения желаний посредством достижения духовной и физической гармонии. Означает она освобождение от греховных помыслов и желаний, которые ниспосланы человеку предыдущими его проявлениями и которые он пошлет своим последующим перевоплощениям.

zakolduj.ru

Описание

Любящие глаза наиболее всего почитают в Гималаях. Этот Йидам — выражение наивысшего сочувствия нашей Будда-природы. Ченрезиг считается покровителем Тибета, где его мантру, ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, стали произносить самой первой. Многих великих лам, таких как Далай-лама, Кармапа или Калу Ринпоче, считают его излучениями. Однако быть излучением Авалокитешвары — не исключительная привилегия тибетских Учителей; ими могут быть все, кто трудится на благо других и распространяет любовь, лежащую вне ограничений нашей личности, не омраченную привязанностью, ревностью, пристрастиями. Если кто-то пронизан такой энергией, это указывает на присутствие Любящих Глаз.

История Авалокитешвары

Для того чтобы глубже понять смысл мантры Ченрезига, нужно больше узнать о том, кем или чем он является; попробуем приблизиться к нему со стороны его «биографии», описанной в многочисленных легендах.

Много кальп тому назад жил царь Цангпочёг, который очень хотел иметь сына, и для этого постоянно совершал подношения Трем драгоценностям Прибежища. Среди даров были цветы лотоса, собранные слугами на близлежащем озере. Как-то раз один из помощников обнаружил посередине озера очень большой лотос и рассказал об этом царю. Тот сразу понял, что его желание близко к осуществлению, и немедленно отправился на озеро. За это время цветок распустился, а в его чаше люди обнаружили прекрасного шестнадцатилетнего юношу с белым светящимся телом и всеми физическими признаками совершенного Будды. Юноша произнес: «Ужасно, что все существа испытывают столь сильные страдания!». Правитель и его свита совершили перед ним простирания и пригласили во дворец. В знак чудесного рождения царь дал юноше имя «Рожденный в Лотосе». Царь рассказал о случившемся своему Учителю, Будде Безграничного Света (Амитабхе), который поведал, что юноша — проявление активности и сочувствия всех Будд, его имя Авалокитешвара и он пришел, чтобы освободить существ.

Любящие Глаза испытывал огромное сочувствие ко всем существам во всех шести мирах. Он видел, что иллюзия вечного «я» вовлекает их в бесконечный круговорот колеса сансары; осознав бессмысленность и ужас всего этого, он попросил всех Будд помочь ему освободить существ. Будды ответили, что ему придется развить глубочайшую любовь и сочувствие, научиться ни на миг не прекращать работу и никогда не отчаиваться, не опускать рук; для того чтобы Ченрезиг мог осуществить все это, Будда Амитабха дал ему особые поучения и Посвящения.

После этого Авалокитешвара пообещал трудиться до тех пор, пока все существа не будут освобождены из сансары. Также он дал слово не уходить в нирвану, пока последнее существо не выйдет из круговорота существования. Если же останется малейшая привязанность к эго, сказал Бодхисаттва, пусть мое тело расколется на тысячу кусков.

Через какое-то время Авалокитешваре показалось, что он завершил свой труд. Однако через мгновение, когда он снова взглянул на обусловленные миры, оказалось, что положение даже ухудшилось. Он снова начал излучать свет во все сферы, но существа пребывали в такой запутанности, что работа стала казаться бесполезной. Он испытал глубокое разочарование и подумал: «Пространство воистину бесконечно. Я уже освободил очень многих, но бесчисленные существа продолжают страдать. Все это бессмысленно, и лучше бы я начал работать над собственным Освобождением». В этот миг он нарушил свой Обет Бодхисаттвы, и его голова раскололась на тысячу частей. В отчаянии он призвал на помощь Будду Амитабху и всех Будд. Амитабха собрал все осколки и придал Любящим Глазам новую форму: теперь у него было 100 рук и 11 голов: 9 «мирных», а десятая — голова Махакалы, шестирукого защитника. Сверху же он водрузил свою голову, скрепив ею всю конструкцию. Эта мощная форма не должна была испытывать трудности в своей сочувственной работе.

Значение мантры

Буквальный перевод (который, как правило, не используется для практики) таков: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», или «Ом! Драгоценно-лотосовый! Хум!».

В текстах сказано, что Будда Амитабха просил Любящие Глаза учить существ в шести мирах шестислоговой мантре «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ», так как она помогает избежать перерождений в «низших» сферах существования. Каждый из шести слогов соотносится с одним из миров:

  • ОМ закрывает вход в миры богов, которые, хотя и наслаждаются жизнью, попусту тратят время, поскольку им слишком хорошо, чтобы думать о Дхарме; они выпадают из «рая», когда хорошая карма заканчивается.
  • МА препятствует попаданию в миры полубогов — могущественных существ, одержимых гордостью, которые непрестанно борются за место в сфере богов и накапливают дурную карму.
  • НИ освобождает от мира людей.
  • ПЕ закрывает врата в миры животных, где, согласно Гампопе, можно провести целую кальпу.
  • МЕ избавляет от попадания в сферы голодных духов, которые никогда не могут насытиться и ужасно страдают.
  • ХУНГ запирает двери в так называемые ады — миры параноидальных состояний, где существам кажется, что их непрерывно терзают и мучают, из-за чего существование там кажется бесконечным.

Шестислоговая мантра — это имя Любящих Глаз, и, повторяя ее, мы призываем Ченрезига и соединяемся с его полем силы — благословением, сочувствием и желанием трудиться на благо всех существ. Это работает также, когда мы представляем себя в его форме.

  • ОМ олицетворяет тело Любящих Глаз;
  • МАНИ — драгоценность, которую он держит в двух руках;
  • ПЕМЕ означает лотос, который Авалокитешвара держит в левой руке;
  • ХУНГ символизирует ум всех Будд.

Может показаться удивительным, что мы меняемся, просто повторяя имя какого-нибудь Будды. Это работает, потому что их имена наполнены сочувствием и мудростью, которые Будды стремятся проявлять ради пользы других. Мантра Ченрезига открывает наш ум для любви и сочувствия, направляя нас прямо к Просветлению. Поскольку звук мантры неотделим от сути Авалокитешвары, можно просто повторять шесть слогов, не представляя при этом его самого. Каждый слог оказывает очищающее воздействие на определенные завесы нашего существа:

  • ОМ удаляет завесы тела;
  • МА — завесы речи;
  • НИ — завесы ума;
  • ПЕ — завесы мешающих эмоций;
  • МЕ — завесы тонких привычных тенденций;
  • ХУНГ — завесы, скрывающие знание.

С каждым слогом соотносится одна из Шести парамит:

  • ОМ — щедрость;
  • МА — правильное поведение, осмысленный образ жизни;
  • НИ — терпение;
  • ПЕ — радостное усилие;
  • МЕ — парамита медитации;
  • ХУНГ — мудрость.

Практика

Как уже было сказано выше, можно просто повторять (вслух или про себя) мантру Любящих Глаз, с искренним желанием приносить пользу другим и развивать сочувствие и мудрость. Однако есть и более сложная медитация на Авалокитешвару, где, помимо мантры, используется визуализация. По ссылке приведено полное объяснение. Можно начинать практиковать сразу, однако очень рекомендуется посетить один из курсов, где можно получить устные наставления, задать вопросы опытным учителям, Ламам.

Медитация на Авалокитешвару

См. также

  • Авалокитешвара
  • Мантра
  • Ом Ами Дева Хри
  • Ом Бенза Сато Хум
  • Медитация на Авалокитешвару

Литература

  • Унгер Улла Любящие Глаза
  • Книга надежды. Как освободиться от страха смерти

vbuddisme.ru

Перевод и значение

Значение мантры

Несмотря на то, что мантра совсем короткая, но относительно ее перевода до сих пор нет единого мнения. При этом слова, из которой она состоит, действительно существуют в санскрите.

Так, слово «падма» обозначает лотос, «мани» — драгоценность или драгоценный камень. Самый популярный перевод этого буддийского напева звучит как «ОМ, ты сокровище на лотосе».

Однако удовлетвориться таким значением великой мантры могут только буддисты-неофиты. Образованные последователи Будды вкладывают в нее другой, сакральный, смысл.

По их мнению то, что священные слоги этой мантры образовали слова со столь красивым значением – это не более чем игра высших сил и языка.

С их точки зрения, чтобы раскрыть глубину этой мантры, необходимо осознать, что предназначена она именно бодхисаттве Авалокитешвара. В буддизме этот персонаж является олицетворением милосердия на земле.

Это звуки любви и сострадания каждому живому существу на планете.

Просвященные люди не делят эту мантру на слова. Для них она состоит из шести слогов, каждый из которых находится точно на своем месте и связывает с одним из шести миров, из которых, по верованиям буддистов, состоит Вселенная.

  1. ОМ – мир богов
  2. МА – мир воинов, живущих на небе
  3. НИ – мир людей
  4. ПАД – мир животных
  5. МЕ – мир демонов, мучающихся от вечного голода
  6. ХУМ – мир ада

Для чего нужна эта мантра?

Для чего нужна людям?

Манатра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ считается универсальной. Буддисты верят, что произнося эти шесть слогов, они воздействуют на свою ауру, улучшают карму. При этом поправляют здоровье физического тела и уравновешивают эмоциональное состояние.

Поэтому рекомендуют ее тем, кто находится в сложной ситуации, терпит потери, имеет проблемы со здоровьем.

Регулярная работа с этой мантрой придаст сил, поможет найти выход из любого, самого трудного положения. А также заставит внутренние органы работать слаженно, изгоняя их тела все болезни.

Последователи буддизма верят, что мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ тесно связана с третьей чакрой, Манипурой, ответственной за желудочный огонь. Именно ее она более всего насыщает жизненной энергией, праной.

А, значит, с ней нужно проявить осторожность людям, имеющим проблемы с избыточным весом: под воздействием этой мантры может разыграться нешуточный аппетит. Тому же, кому надо поправить силы, это принесет большую пользу.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – очень сильная мантра. Произносить и даже слушать священны слоги не рекомендуется просто так. А тем, кто пребывает в гневе, лучше вовсе ее забыть. Произнесенная человеком, имеющим злой умысел, она может обернуться большими бедами для него самого.

Могущество и сила

Сила слов

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – эта мантра избавления и защиты от всего негативного. Причем не только во внешнем мире, но и внутри себя. Так, произнося эти шесть слогов, человек избавляется от отрицательных качеств, которые день ото дня подтачивали его изнутри.

Это:

  • ревность
  • злость
  • гордость
  • жадность
  • привязанность
  • необразованность

Начав работать с этой мантрой, человек будет отмечать перемены к лучшему, происходящие с ним. Это достигается благодаря тому, что слова ОМ МАНЕ ПАДМЕ ХУМ:

  • чистят карму
  • помогают раскрыть «спящие» таланты
  • открывает и усиливает чувство сострадания ко всякой жизни на земле
  • защищает от агрессии, исходящей от животных
  • защищает воина во время боевых действий
  • оберегает от злых мыслей и мантр, направленных во вред человеку

Техника исполнения

Как медитировать?

Как и любая другая мантра, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, требует особенного, медитативного настроя. Мысли человека во время работы со священными слогами должны быть спокойны, мысленный взор направлен внутрь себя.

Необходимо сосредоточиться на звуках и вибрациях, которые они вызывают в теле.

Работу с этой мантрой можно описать в следующей последовательности:

  1. Принять позу, подходящую для медитаций. Идеальна поза лотоса или любая другая сидячая со скрещенными ногами. Но если расслабиться так будет сложно, то не возбраняется замереть в любом удобном для тела положении.
  2. Необходимо расслабиться, успокоить дыхание и закрыть глаза.
  3. Трижды прочитать ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, медленно, на одной ноте, сосредоточившись на каждом звуке. Делать это можно вслух или внутренним голосом, в зависимости от ситуации. Самое главное — каждому слогу соответствует свой цвет. Произнося его нужно представлять:
    • ОМ –белый
    • МА – синий
    • НИ – желтый
    • ПАД – зеленый
    • МЕ – красный
    • ХУМ — черный.
  4. После этого можно немного отдохнуть, буквально 3 – 5 секунд и трижды прочесть священный слог ОМ.

Рекомендуем посмотреть видео «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ»:

Поделиться с друзьями:

www.hiromantia.net

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и перевод

Если мы обратимся к буквальному смыслу этих ритуальных слов, то он довольно простой. «О жемчужина (или, в других вариантах, «драгоценность»), которая сияет в цветке лотоса!» Ее приписывают одной из самых знаменитых фигур в буддизме Махаяны – Бодхисатве сострадания. Он имеет несколько имен и ипостасей – Авалокитешвара и Гуань-Инь, мужскую и женскую. Бодхисатва этот – одно из воплощений Будды. Он отказывается достигать нирваны, пока все живые существа не будут спасены. Его рождение окутано легендами. В отличие от Будды Гаутамы, о котором говорят как о реальном человеке, достигшем просветления, Авалокитешвара явился своему отцу уже шестнадцатилетним в цветке огромного лотоса. Поэтому первоначальное значение мантра «Ом мани падме хум» имеет такое: она символизирует рождение Бодхисатвы. Казалось бы, все просто. Но при этом буддисты, как правило, очень редко трактуют эти слова в буквальном смысле.

Значение мантра ом мани падме хум

Символика мантры

Очень многие авторитеты тибетского буддизма (ламаизма) раскрывали в своих трудах смысл и значение этих слов. Во-первых, слово «мани», то есть жемчужина, олицетворяет главные моральные категории этой религии – стремление к просветлению (пробуждению от иллюзий этого мира), а также любовь и сострадание к живым существам. «Падме», то есть лотос, традиционно символизирует мудрость и чистоту. А слово «хум», или сердце, означает буддийскую ортопраксию, то есть поведение, которое дает возможность прийти к спасению. В просторечии тибетцы и монголы называют эту фразу просто «мани». Таким образом они кратко резюмируют ее значение. Мантра «Ом мани падме хум» символизирует и собственно Авалокитешвару, совершенство его небесного тела, слов и ума.

Мантра ом мани падме хум значение

Интерпретации мантры

Они связаны со скрытым сакральным смыслом ритуальной фразы. Одна из них, наиболее популярная в народе, означает, что у того, кто принимает Будду всем сердцем, будут процветать, подобно лотосам в пруду, богатство и драгоценности. Но это, конечно, не единственное и не совсем богословское значение. Мантра «Ом мани падме хум» (само прочтение и звуки этих слов) помогает, как считают приверженцы Махаяны, пробудить спящую в каждом человеке природу Будды. Все драгоценности вселенной сияют в сердце, словно белоснежный лотос, но доступно это увидеть только просветленному. Кроме того, считается, что эту мантру следует произносить не для своего личного благосостояния, а для блага всех живых существ – только тогда она подействует.

Смысл ритуальной фразы для самосовершенствования

Многие буддийские учителя еще и потому считают полезным произнесение этой мантры, что, по их мнению, она может благотворно воздействовать на психику и сознание человека, который ее повторяет. Слово «ом» способно справиться с тщеславием и гордыней. «Мани» подавляет ревность, зависть, эгоизм. «Падме» произносят против невежества, глупости и жадности. А «хум» утихомиривает злобу и ненависть. Буддисты говорят, что слова способны менять человека именно из-за своего скрытого смысла. Поскольку мантра символизирует Бодхисатву, то, повторяя ее, человек тем самым хоть немного принимает в себя что-то из проявлений его природы. Ведь для буддистов звуки неотделимы от сущности, что имеет огромное значение. Мантра «Ом мани падме хум», с точки зрения верующих, очищает человека, удаляя своего рода завесы привычек и эмоций, мешающие раскрыться его телу и уму, а также дает знание истины.

Индийская мантра ом мани падме хум значение

Позитивный смысл

Эта «царица мантр» в буддизме служит не только орудием самосовершенствования и борьбы с пороками. Она еще и способна привлекать к человеку положительные качества, превращая то, что мешает просветлению, в то, что ему способствует. И тут огромную роль играют не только слова. Мантра «Ом мани падме хум», значение которой мы рассматриваем, носит еще название «Шестислоговая». И это неспроста. Каждый слог, составляющий эту фразу, тоже имеет сакральный смысл. Так, «ом» наделяет человека щедростью, «ма» — дает ему возможность вести правильную и достойную жизнь, «ни» — приносит терпение, «пад» — вызывает способность не только применять усилие, но и радоваться ему, «ме» — помогает медитации, а «хум» развивает мудрость. Кроме того, шесть слогов мантры символизируют количество рук Авалокитешвары, как его частенько изображают в буддийской иконографии.

Мантра ом мани падме хум значение и ее влияние

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и ее влияние в потустороннем мире

Сакральный смысл этой ритуальной фразы, разумеется, не ограничивается только символикой и помощью в самосовершенствовании. Она, по верованиям буддистов, дает непосредственную практическую пользу в получении спасения. В их религиозных текстах утверждается, что произнесение этой мантры избавляет от перерождений в так называемых низших мирах. То есть такая практика способна прервать «круг сансары» и увести человека из этой «юдоли скорбей».

  • Слог «ом» закрывает путь в так называемый мир богов. Это место, подобное земному раю, жители которого испытывают разнообразные наслаждения. Но они не являются бессмертными, и когда их благая карма заканчивается, они вновь могут оказаться в кругу перерождений. Но пока им хорошо, они не думают о спасении.
  • Слог «ма» закрывает двери в мир полубогов. Эти существа очень хотят попасть в рай, и из-за этого постоянно грызутся друг с другом. Но их карма от таких конфликтов только ухудшается.
  • Слог «ни» не дает снова переродиться в нашем мире, где живут люди.
  • «Пад» — избавляет от переселения в тела животных, где можно застрять очень надолго – на тысячи лет.
  • Слог «ме» не дает после смерти стать одним из голодных духов, которые всегда ищут, кого бы съесть и не имеют отдохновения.
  • А «хум» избавляет от ада. С точки зрения буддистов, это иллюзорный мир, но причиняющий реальные страдания. Людям, которые там находятся, представляется, что их мучают, и им кажется, что это происходит бесконечно.

fb.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.