Ом мани падме хум перевод

ОМ МАНИ ПАДМЕ (ПЕМЕ) ХУМ – одна из самых известных и в тоже время сакральных буддийских мантр. Ее явление относят к Бодхисаттве Авалокитешваре, Будде милосердия и сострадания. Авалокитешвара в буквальном переводе означает «Внимающий звукам мира» или «Господь, внимающий миру». Эти звуки – голоса нуждающихся и страждущих. Будда Авалокитешвара дал обет откликнуться на мольбу любого, кто обратится к нему за помощью. Бодхисатва также известен и тем, что может предстать перед верующими как в мужском (Авалокитешвара), так и в женском (Гуаньинь) обличиях. Его исполненная сострадания слеза дала рождение бодхисатве и богине Таре.

Авалокитешвара – тот, кто спасает от оков сансары. Его сострадание настолько велико, что будучи пробужденным и освобожденным он остается в сансаре помогать всем живым существам, пока все они не достигнут освобождения.

Он белого цвета, поэтому всегда чист и непогрешим. Его первые две руки соединены в молитвенном жесте, который символизирует просьбу, адресованную всем Буддам и Бодхисаттвам с намерением помогать всем живым существам и избавлять их от страданий, в них покоится Драгоценность, исполняющую желания.


В двух других руках у него лотос – символ мудрости и чистоты и чётки – средство освобождения через начитывание мантр – из хрусталя, олицетворяющего пожелания мира и благополучия Вселенной.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – мантра, которую дал миру Авалокитешвара, в которой закодировано учение об освобождении. В буддизме известна как «сокровище мудрости» или «краткое учение», помогающее пробудить природу Будды – просветленного пробужденного Существа.

Значение мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Далай Лама XIV так поясняет суть мантры: ОМ – это чистота тела, речи и ума Будды. Драгоценность МАНИ в его руках – стремление каждого живого существа к Просветлению (Пробуждению Сознания). Молитвенный жест – необходимость проявления любви и сострадания. Лотос ПАДМЕ – символ мудрости и чистоты. Чётки – символ практики. ХУМ – единство практики (метода) и мудрости.

Согласно представлениям буддистов, сансара состоит из шести слоев – миров, по которым странствует душа исходя из своих внутренних склонностей. Авалокитешвара является тем, кто очищает и освобождает душу от подобных негативных наклонностей, даруя просветление и освобождение.

Мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» состоит из шести слогов. Буддисты верят, что начитывание мантры сокращает пребывание души в одном из шести миров сансары – круге бесконечных рождений и смертей:


ОМ – соответствует миру полубогов (девов). Основная негативная эмоция здесь – гордыня и тщеславие. Произнесение слога «ом» в мантре преобразует гордыню и самомнение, закрывая, тем самым, рождение в мире полубогов.

МА – соответствует миру асуров (титанов) или воинственных небожителей. Основные негативные эмоции – зависть, соперничество, конкуренция. Произнесение слога «ма» трансформирует ревность и зависть и освобождает от рождения в мире гневных божеств.

НИ – соответствует миру людей, основными негативными эмоциями в котором являются привязанности, иллюзии и заблуждения. Произнесение слога «ни» преобразует эти энергии и закрывает рождение в мире людей.

ПЕ (ПАЙ) – соответствует миру животных, в котором в большей степени проявлено невежество. Произнесение слога освобождает от невежества и перерождения в мире животных.

МЕ – соответствует миру голодных духов, которыми движут жадность и алчность. Произнесение слога «ме» преобразует эти энергии и освобождает от рождения в подобных мирах.

ХУМ – соответствует адским мирам, где преобладают энергии ненависти и злости. Слог «хум» очищает сердце от злобы и освобождает от перерождения в адских мирах.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Поздние переводы

Более поздние переводы выделяют в мантре Авалокитешвары 4 слога:
ОМ – звук Абсолюта;
МАНИ – драгоценность, жемчужина;
ПАДМЕ – лотос;
ХУМ – сердце.


И дословно переводят, как: «О! Жемчужина в цветке лотоса!», «Славься, сокровище в цветке лотоса!», «О! Жемчужина в лотосе моего сердца!» и подобные. Считается, что такие переводы более поверхностные, но, являясь «кратким учением», ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ должна быть рассмотрена со всех сторон.

Жемчужина, драгоценность, алмаз ассоциируется в буддизме с Сознанием. Лотос – с оправой и проявленной Вселенной. Таким образом, мантра Авалокитешвары означает также соединение двух противоположностей – Сознания и Энергии, материи и духа, мужского и женского начал в их неразрывной связи, как и сам Бодхисаттва Авалокитешвара и в тоже время богиня Гуаньинь.

В «ОМ» пребывает все Мироздание. Это Единый Абсолют, который в своей основе имеет Сознание. Это Сознание – Драгоценность (МАНИ) хранится в Лотосе (ПАДМЕ) – символе чистоты, который произрастает из грязи, оставаясь незапятнанным этой грязью. Подобно самому Авалокитешваре – Гуаньинь, пребывающем в сансаре, оставаясь этой сансарой не обусловленным. И сам Авалокитешвара – Гуаньинь, изображаемые сидя на Лотосе, становятся Сокровищем как олицетворение пробужденного сознания Будды. А это сокровище хранится в сердце каждого человека – ХУМ.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – это также соединение трех сил: творения, поддержания и разрушения. ОМ – Вишну, Бог, поддерживающий Вселенную. Он обитает в молочном океане (Его Сознание распространяется на Галактику Млечный путь) и пребывает в медитации (Самадхи). МАНИ ПАДМЕ – это творец Брахма, рожденный из лотоса (Падме) как олицетворение разума Всевышнего (Мани). ХУМ – это Рудра (Шива). Шива – благой, он исполнен сострадания и любви ко всем живым существам, и поэтому пребывает в сердце всех верующих. Его форма Рудры разрушает материальную Вселенную и все иллюзии, заблуждения, привязанности, спасая, тем самым, от оков сансары.


ОМ – звук, содержащий всю Вселенную.
МАНИ – драгоценность или Сознание – основа всего сущего и несущего.
ПАДМЕ – обрамление Сознания, его Энергия, манифестация, формы и проявленная Вселенная.

ХУМ – квинтэссенция учения и возвращение в Источник. Это биджа-мантра Шивы, в которой пребывает Верховный Будда, Верховное Божество (Махадев) или Высшая Сила. Пробуждение или просветление символизируется жемчужиной (мани), выходящей из лотоса человеческого сознания (падме).

ХУМ – биджа-мантра внутреннего огня, сжигающего любое невежество, страхи, сомнения, заблуждения, злобу, зависть, ненависть и т.д. ХУМ – ЭТО Натарадж, танцующий танец свободы на голове демона невежества.

Биджа-мантра ХУМ считается «защитной броней», нейтрализующей все вредные воздействия. Она как щит отбрасывает направленные негативные действия. В Тибете широко используется в мистических ритуалах, как гневный клич, бросаемый демонам, желаниям и невежеству сансары. ХУМ – символ разума, свободного ото всех обусловленностей.

ХУМ – победоносный клич, исходящий из самого сердца. Это прорыв и разрывание цепей сансары.


ОМ – содержит в себе все. Это начало и первый слог мантры Авалокитешвары. ХУМ – последний слог, который возвращает в Единство.

Простые буддисты верят, что тот, кто произнесет эту мантру 100 000 раз, обретет Просветление. Монахи постигают суть мантры через раздумывания над ее смыслом, созерцание символов слогов, визуализацию соответствующих миров и Бодхисаттвы Авалокитешвары. Знающие мудрецы говорят, что первичен внутренний настрой и вера. Когда любое действие наполнено осознанностью, оно становится практикой. Когда любое слово произносится с верой и чистой устремленностью, оно становится мантрой.

Автор статьи —

slavyoga.ru

Усвоить выраженные в мантре три истины. ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Жемчужина в Царстве Лотоса. Три ступени, ведущие к Абсолюту. Первая — ты должен осознать себя жемчужиной. Второе — что ты жемчужина в Царстве Лотоса. И третье — что осознание этого — путь к слиянию с Абсолютом. Буддисты называют эту мантру мантрой сочувствия. Отнесись к себе, как к жемчужине, и ты полюбишь эту реальность. Ибо она порождение твоих иллюзий, продолжение тебя, а значит, прекрасна, как Царство Лотоса. Так ты полюбишь весь мир и весь Мир ответит тебе взаимностью.

'Ом мани падме хум (также Ом мани пеме хум; санскр. ओम् मनि पदेम् हुम) — вероятно, одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны (особенно характерная для ламаизма), шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Зачастую её буквально переводят как «О! Жемчужина в цветке лотоса!». Мантра в особенности аcсоциируется с Шадакшари (Шестируким) — воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.


Смысл Эта мантра наделена множеством значений. Все они сводятся к объяснению смысла совокупности сакральных звуков составляющих её слогов. Сама мантра редко интерперетируется в значении, обусловленном её буквальным переводом. В частности, Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо) поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речей и разума Будды. Второе слово (мани — «жемчужина») соотносится с альтруистическим стремлением к просветлению, состраданием и любовью. Третье слово (падме — «цветок лотоса») соотносится с мудростью. Четвёртое слово (хум) олицетворяет неделимость практики (метода) и мудрости.

Традиционно данная мантра широко и часто цитируется тибетскими буддистами, так как, по их мнению, помогает пробудить природу Будды, которая, согласно Уттаратантре, содержится во всех созданиях.'

"Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце".
Мантра, которую тибетцы произносят для блага других существ. На внешнем уровне этот "царь мантр" является призыванием бодхисаттвы Любящие Глаза (Ченрезиг или Авалокитешвара), соединенного сочувствия всех Будд, в то время как шесть слогов превращают шесть мешающих чувств в мудрость (привязанность и жадность имеют здесь одну и ту же первоприроду):


(ОМ — удаляет гордыню и самомнение, МА — удаляет ревность и зависть, НИ — удаляет привязанность и эгоистические желания, ПАД — рассеивает неведение и запутанность, МЕ — растворяет жадность и алчность, ХУМ — трансформирует злость

Тибетская мантра ОМ МА НИ ПАДМЕ ХУМ — мантра просветления

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ (санскр. ॐ मणि पद्मे हूँ)) — магич. мантра, состоящая из 6 самостоятельных слогов, самая популярная во всех буддийских странах. Ее произносят, перебирая четки, буддисты всех национальностей. Камни (мани), на которых она написана, встречаются повсюду от Непала до Южной Сибири.
Буддийские легенды связывают появление ее с проповедями самого Будды (6-5 вв. до н. э.). Однако, по мнению специалистов, она впервые встречается в тантрийских текстах 3 в. н.э. Довольно часто в литературе ее пишут в виде 4-х слогов: "Ом мани падме хум" и даже переводят "Ом, ты сокровище на лотосе", что вполне соответствует реальному значению на языке санскрит входящих в нее слов: мани — драгоценность, жемчужина; падма — цветок лотоса.


Что такое мантра ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ?
Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ — это очень древняя мантра, которая произносится тибетскими мистиками и монахами на чётках.
Но если большинство рядовых буддистов воспринимает эту мантру как обычную повседневную молитву, то высшие слои будд. духовенства и просто образованные буддисты, особенно последователи ваджраяны, вкладывают в нее глубокий сакральный смысл. С их т. зрения очень важно, что мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ адресована не любому будд. божеству, а только бодхисаттве Авал To master expressed in the mantra three truths. Om Mani Padme Hum. The jewel in the Lotus kingdom. Three steps leading to the Absolute. First — you have to see themselves as a pearl. Second — you’re the jewel in the Lotus kingdom. And the third — that the recognition of this — the path to a merger with the Absolute. Buddhists call this mantra mantra of compassion. Attributed to him, as a pearl, and you’ll love this reality. For it is a product of your illusions, continued thee hence, as beautiful as the Kingdom of Lotus. So you love the whole world and the whole world will respond to you in return.

‘Om Mani Padme Hum (also Om mani Peme hum; Skt. ओम् मनि पदेम् हुम) — probably one of the most famous mantra in Buddhism Mahayana (especially characteristic of Lamaism), six-syllable mantra of the Bodhisattva of compassion Avalokitesvara. Often, it is literally translated as «Oh! The jewel in the lotus! «. Mantra especially acsotsiiruetsya with Shadakshari (six-armed) — incarnation of Avalokitesvara has a deep and sacred meaning.


The meaning of this mantra is endowed with a variety of meanings. They all boil down to explaining the meaning of the aggregate of its constituent sounds of sacred syllables. The very rare mantra interperetiruetsya in value due to its literal translation. In particular, the Dalai Lama XIV (Tenzin Gyatso) explained that the mantra represents purity of body, speech and mind of the Buddha. The second word (mani — «Pearl») relates to the altruistic aspiration to enlightenment, compassion and love. The third word (Padme — «Lotus Flower») is correlated with wisdom. The fourth word (HUM) represents the indivisibility of practice (method) and wisdom.

Traditionally, this mantra is widely and frequently cited Tibetan Buddhists, since, in their view, help to awaken the Buddha nature, which, according to Uttaratantra, is found in all creatures. ‘

& quot; The whole universe is like a precious stone or crystal, located in the center of my heart, or heart lotus, which is I; He expressed, it glows in my heart & quot ;.
Mantra, which Tibetans pronounce for the benefit of other beings. On the external level, the & quot; king of mantras & quot; is the invocation of the Bodhisattva Loving Eyes (Chenrezig or Avalokiteshvara), the United compassion of all the Buddhas, while the six syllables converted six disturbing emotions into wisdom (attachment and greed have here the same pervoprirodu):


(OM — removes pride and conceit, MA — removes jealousy and envy, NO — removes the attachment and selfish desires, PAD — dispels ignorance and confusion, ME — dissolves greed and avarice, HUM — transforming anger

Tibetan Mantra OM MA NI padme hum — the mantra of enlightenment

Om Mani Padme Hum (Skt. मणि पद्मे हूँ)) — magich. mantra, which consists of 6 separate syllables, the most popular of all Buddhist countries. Her utter, fingering the rosary, Buddhists of all nationalities. The stones (Mani), on which it is written, found everywhere from Nepal to southern Siberia.
Buddhist legends connect it with the appearance of the Buddha’s sermons (6-5 cc. BC. E.). However, according to experts, it is the first time found in the Tantric texts 3. BC Quite often in the literature it is written in the form of 4 syllables: & quot; Om Mani Padme Hum & quot; and even translate & quot; Ohm, you treasure in lotus & quot ;, which is consistent with the actual value in the Sanskrit language of its constituent words, mani — jewel, a gem; padma — lotus flower.

What is the mantra Om Mani Padme Hum?
The mantra Om Mani Padme Hum — a very ancient mantra is pronounced Tibetan mystics and monks in the rosary.
But if the majority of ordinary Buddhists perceive this mantra as a normal everyday prayer, the upper strata of the Buddhas. clergy and simply educated Buddhists, especially the followers of the Vajrayana, put in her a deep sense of the sacred. They tonnes. View it is very important that the mantra Om Mani Padme Hum is not addressed to any of the Buddhas. deity, but only bodhisattva, Aval

songspro.ru

 Ом мани падме хум (санскр.) — вероятно, одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны (особенно характерная для ламаизма), шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Зачастую её буквально переводят как «О! Жемчужина в цветке лотоса!». Мантра в особенности ассоциируется с Шадакшари (Господином Шести слогов) — воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.

Ом Мани Падме Хум, мантра счастья, благополучие

Существует много смыслов у этой мантры. Написана целая книга о ее смыслах, автор которой лама Говинда. Один из способов понимания этой мантры такой: ОМ означает Брахму, находящегося за пределами всего непроявленного. МАНИ — драгоценный камень или кристалл, ПАДМЕ — лотос, ХУМ — сердце. Таким образом, вот один из уровней понимания мантры: «Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце». Это один из способов интерпретации мантры. Вы начинаете произносить ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и думаете: «Бог в непроявленной форме подобен сокровищу в сердцевине лотоса, проявленного в моем сердце». Вы делаете это и чувствуете мантру в сердце, это один способ. Это самый нижний уровень понимания мантры и работы с ней. Это не что иное, как замена одних мыслей в голове на другие.

МНОГОМЕРНОСТЬ ВЕЛИКОЙ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Значение и эффективность мантры состоят в ее многомерности, ее способности быть верной не только для одного, но и для всех уровней реальности, где она будет раскрывать новое значение, пока, пройдя неоднократно через различные стадии опыта, мы не будем в состоянии постичь всю полноту мантрического опыта.

Поэтому говорится, что Авалокитешвара отказался обучать священным шести слогам Великой Мантры «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» без посвящения в символизм мандалы, связанной с ней («Авалокитешвара-гуна-каранда-вьюха»). По этой же причине мы должны подробнее ознакомиться с природой мандалы и чакр.

Причина, по которой Авалокитешвара не стал разъяснять сокровенный смысл слогов без описания мандалы в том, что сама мантра, как создание в сфере звука, будет являться незавершенной и бесполезной, если не будет соединена со своими сестрами в области внутреннего видения, внешней атрибутики и в области мудр и асан. Если эта формула мантры способна преобразовать существо и привести его к состоянию просветления, то это лишь потому, что природа этой мантры – чудесная и совершенная природа Авалокитешвары, которая должна занять все сферы реальности и активности посвященного: речь, воображение, физические позы и мудры. Мантра, как и мандала, не может функционировать сама по себе; чтобы действовать, она требует знания и практики тех разнообразных проявлений «внутреннего сердца», божественного существа, которые делают ее воспринимаемой даже в сфере видимого. Но и в области видимого она не остается только проявлением.

Это «божественное существо» не что иное, как ум садхака (практикующего) в состоянии глубокой поглощенности и самозабвения. В акте освобождения себя от иллюзий и оков эго-сознания и от препятствий его ограниченной индивидуальности его тело становится носителем видимого проявления Авалокитешвары, чья природа выражается в мантре ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Значение этой мантры нельзя исчерпать отдельным смыслом ее частей, потому что у всего живого и во всех сферах творческой активности целое больше, чем сумма его частей. Смысл отдельной части может помочь нам в понимании целого при осознании нами их органического родства. Органические связи настолько важны, что совершенно невозможно и недостаточно, изучив досконально некие отдельные части, связать их затем воедино – мы должны видеть целостность сразу и во всех направлениях внутреннего опыта. Это достигается присущим символизмом мандалы и реализацией – воплощением мандалы в личности практикующего йогина на всех уровнях его сознания.

В этом случае Амитабха представляется протослогом ОМ в Дхармакайе, потому что в этой позиции Амитабха занимает место Вайрочаны в центре мандалы, которая соответствует высшим психическим центрам.

В МАНИ Амитабха появляется как Амитаюс в одеянии Дхармараджи, способности и совершенства которого символизированы царственными знаками отличия (подобно диадеме и другим традиционным украшениям), т.е. Самбхогакайи. И как таковой он представляет активную сторону своей природы, как Дарователь Бесконечной Жизни, в которой бесконечный свет Амитабхи становится источником истинной жизни, жизни безграничной, не стиснутой более узкими рамками эгоистичного отдельного существования. В этой Жизни множественность воспринимаемых отдельных жизней реализована в единстве всех живых существ.

В ПАДМА Амитабха появляется в качестве Нирманакайи посредством раскрытия бесконечных форм активности, что символизируется тысячеруким Авалокитешварой. И, наконец, в ХУМ Авалокитешвара становится «Алмазным Телом» (Ваджракайей) йогина, в котором заключается целостность его существа. Таким образом, медитирующий становится воплощением Авалокитешвары и Нирманакайи Амитабхи. Это выражено объединением мантрической формулы в печать Амитабхи – священный слог ХРИ. Таким образом, полная формула принимает вид ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

В развитой практике медитации различные формы, в которых предстает Амитабха, проявляются в соответствующих центрах йогина. Так, Дхармакайя как аспект Амитабхи представляется в верхнем центре (чакре), Амитаюс – в горловой чакре, Авалокитешвара (или форма Ваджры, соответствующая ему) – в сердечной, а его собственное воплощение занимает все тело йогина, символизируя полноту и целостность личности практикующего. С точки зрения трех таинств (Тела, Речи и Ума), формула мантры принимает следующее значение:

в ОМ мы переживаем Дхармакайю и таинство вселенского Тела;
в МАНИ – Самбхогакайю и таинство мантрического звука, как пробуждающегося истинного сознания, внутреннего видения и вдохновения;
в ПАДМА имеем опыт Нирманакайи и таинство всепреображающего ума;
в ХУМ – переживание Ваджракайи как синтеза трансцендентного тела трех таинств;
в ХРИ мы посвящаем целостность нашей преображенной личности (удостоенной стать Ваджракайей) служению Амитабхе. Это реализация идеала Бодхисаттвы, символически представленная образом Авалокитешвары.

Протослог ХРИ является не только печатью Амитабхи (равно как и ХУМ – не только печать Ваджрасаттвы-Акшобхьи), но он имеет еще специальное значение для реализации пути Бодхисаттвы. ХРИ есть внутренний голос, этический закон внутри нас самих, голос нашей совести, внутреннего знания – не интеллектуального, а интуитивного, спонтанного знания, благодаря которому мы делаем все правильно, безошибочно, на благо, а не из-за выгоды. Это лейтмотив, ведущий принцип и особый дар Бодхисаттвы, взывающего к Пробуждению всех, подобно солнцу, светящему как для грешников, так и для святых (буквальное значение ХРИ на пали: ХИРИ – «краснеть», что соответствует цвету Амитабхи, «чувство стыда», которое мы можем испытывать в присутствия высшего Знания, нашей совести). Это тем более интересно, что мантрическое знание выходит далеко за пределы буквального смысла. Мантрический смысл может быть передан бессмертным переживанием, которое является основой всякой речи, источником, из которого выводятся все слова повседневного употребления. Аспиранта 8, называемая «висарга», которая воспринимается в Тибете только как письменный знак, без произношения, отличает протослог от обычного использования слова и подчеркивает его мантрический характер.

Звуковой символ ХРИ означает намного больше, нежели его намек на соответствующую филологическую ассоциацию. Он обладает не только теплом солнца, т.е. эмоциональным принципом добра, сострадания и милосердия, но и силой лучезарности, освещенности, качеством, посредством которого все становится зримым, доступным непосредственному восприятию. ХРИ – это мантрический солнечный принцип, светоносный, возвышающий звук, влекущий вверх, составленный из пранической аспиранты X, пылающего Р (РАМ – протослог элемента Огня) и высокого И – звука, выражающего стремительное движение вверх и вглубь…

В сфере универсального все эти световые и огненные ассоциации находятся в гармонии с Амитабхой, Буддой Бесконечного Света, чьи символы: элемент «огонь», красный цвет и направление опускающегося солнца, в то время как вероучительные и эмоциональные ассоциации указывают на Авалокитешвару и на человеческую сферу.

Авалокитешвара, «Господь Взирающий», Господь Сострадания, воплощение просветленной любви ко всему живому и терпящему страдание, любви, свободной от чувства собственности и состоящей в неограниченной активности милосердия. Где такая позиция или настрой души раскрывается в действии, там Авалокитешвара проявляется в своих бесконечных и бесчисленных формах, что верно для любых сфер существования.

Как праджня или интуиция превалирует в Ваджрасаттве, алмазной (несокрушимой) природе всего сознания, переживаемом как невозмутимое, бессмертное, вечное в человеке (в особенности у тех, кто стремится к Освобождению), так и эмоциональный принцип Бодхичитты или каруна (милосердие) доминирует в Авалокитешваре. Их объединение представляет совершенный путь просветления. Поэтому мантрическая формула Авалокитешвары находит свое завершение в конечной печати Ваджрасаттвы, протослоге ХУМ.

Согласно хорошо известному преданию, Авалокитешвара, наблюдая своими всепроникающими глазами мудрости за этим страдающим и мятущимся миром, преисполнился такого глубокого сострадания, что от его огромного желания повести существа к Освобождению голова разлетелась на множество частей (иконографически представлено 11 голов), а из его тела вышли тысячи помогающих рук, подобно ауре ослепительных лучей. На ладони каждой руки появляется глаз, потому что милосердие Бодхисаттв – это не слепая эмоция или сентиментальность, а любовь, единая с мудростью. Это спонтанное стремление помочь другим, истекающее из знания внутреннего единства всех. Таким образом, Мудрость – предусловие этого милосердия и поэтому неотделима от него, потому что мудрость вытекает из сознания тождественности всех существ и способности воспринимать страдания других как свои собственные.

Сострадание или милосердие основывается не на чувстве морального или ментального превосходства, а на сущностном равенстве с другими: «аттанам упамам катва», «делающий себя равным с другими», как это уже было сказано в Дхаммападе (на пали). Другими словами, осознание себя в других – ключ к взаимному пониманию, основе истинной этики.

Из сострадания ставя себя на место другого, страдающего, он может понять его в глубочайшей природе и предложить ему помощь, наиболее сообразную и подходящую для тех условий и согласующуюся с характером страдающего. Поэтому помощь Бодхисаттвы – это не что-то идущее извне и ложащееся грузом на того, кому эта помощь оказывается, а пробужденные силы, доселе дремлющие во внутренней природе каждого существа, силы, которые, пробудившись от духовного влияния примера Бодхисаттвы, дают возможность встретить безбоязненно каждую ситуацию и превратить ее в положительную ценность, вклад, средство освобождения. И не будет преувеличением, если сравнить эту силу с бесстрашием.

Это бесстрашие может сломить даже власть кармы или, как это сказано языком сутр: «Даже меч палача разлетится на части, если приговоренный будет взывать к имени Амитабхи из глубин своего сердца» (D.T.Suzuki, 1947, с. 54). Палач – это не что иное, как карма осужденного. И когда он осознает и искренне примет этот факт, с готовностью взяв на себя ответственность за свои действия в свете некоторой уверенности, вытекающей из слов и примера Просветленного, то пассивная жертва слепого (созданного неведением) рока превратится в активного творца своего достоинства. Чувствуя в себе присутствие благородной фигуры Авалокитешвары, он вызывает в сердце силу света и духовное единство со всеми, кто достиг Просветления. Это чудо внутренней трансформации ломает даже меч Судьи Мертвых (Ямы, тиб. Шин-рДже), и он открывается как Великий Сострадающий, Авалокитешвара.

бодхисаттва авалокитешвара, сострадание, мантра сострадания

Поэтому среди 11 голов тысячерукого Авалокитешвары мы видим голову с ужасающими чертами Владыки Смерти прямо под милостивым ликом Амитабхи, представляющим аспект Дхармакайи у Авалокитешвары. Как проявление многомерности Великой Мантры, фигура Авалокитешвары не является исключительно формой проявления Нирманакайи, но одновременно заключает в себе и Дхармакайю и Самбхогакайю.

А вот как описывает полезные свойства от повторения мантры Лама Сопа Ринпоче:

Польза от повторения мантры Будды Сострадания бесконечна, как безграничное небо.

Даже если у вас нет глубокого интеллектуального понимания Дхармы, даже если вы знаете только Ом Мани Падме Хум, но вы живете с отношением, свободным от восьми мирских забот, ваша жизнь будет наполнена счастьем до краев. Если вы живете с чистым отношением, свободным от привязанности и цепляния за эту жизнь, и просто проводите время, читая Ом Мани Падме Хум, эту шестислоговую мантру, которая есть сущность Дхармы, то это наиболее чистая Дхарма.

Всё выглядит очень просто, повторять мантру легко». Но польза от этого отнюдь не так проста. Здесь я приведу только суть ее бесконечных благословений.

Повторение мантры Будды Сострадания только один раз полностью очищает четыре поражения, проистекающие из нарушения четырех коренных обетов личного освобождения и негативную карму пяти поступков с немедленным воздаянием. В Падматрава-тантре сказано, что вся остальная негативная карма без исключения также очищается.

Также в тантрах упоминается, что, повторяя эту мантру, вы достигаете 4-х качеств: перерождения в чистой земле Будды Амитабхи и других чистых землях; во время смерти вы увидите Будду и свет в небе; божества станут делать вам подношения; вы никогда не переродитесь в аду, мире голодных духов или животным. Вы переродитесь в чистой земле Будды или счастливым сансарическим существом».

В тантрическом тексте «Падма Чопен гьи Гъюд» сказано:

«Сыны и дочери благородных, кто бы ни повторил даже единожды мою мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или даже просто помнит или хранит (мантру) на своем теле, тот очистит негативную карму пяти поступков с немедленным воздаянием и пяти близких к ним поступков и все другие негативные поступки и покинет (возможность рождения в) восьми состояниях, где нет возможности практиковать Дхарму: в аду, голодным духом, животным и так далее.

Он не будет испытывать страдания (связанные с) телом, речью или умом. Он будет свободен от страха перед злыми животными, каннибалами, нечеловеческими существами и болезнями. Он актуализирует смысл Дхармакаи; он увидит святой облик Великого Сострадания, Рупакаи.

Когда человек, который начитывает 10 мала (мала – 108 бусин) в день, купается в речке, океане, любом другом водоеме, вода, касающаяся его тела приобретает благословение.

Сказано, что семь поколений его потомков не переродятся в нижних мирах. Причина в том, что благодаря силе мантры, тело благословляется человеком, который начитывает мантру и представляет свое тело святым телом Ченрезига (Авалокитешвары). Таким образом, его тело становится таким могущественным, таким благословенным, так что это оказывает влияние на его потомков вплоть до 7-го поколения и имеет такой эффект, что даже если у человека во время смерти присутствует безнравственная мысль, он не перерождается в нижнем мире.

Точно так же, когда человек, который начитывает 10 мала мантры Ом Мани Падме Хум в день, входит в речку или океан, вода, которая прикасается к телу этого человека, становится благословенной, и эта благословенная вода затем очищает все миллиарды и миллиарды чувствующих существ, находящихся в воде. Так что это невероятно полезно, этот человек спасает животных в воде от наиболее невероятных страданий нижних миров.

Когда такой человек идет по дороге, и ветер касается его тела и затем касается насекомых, их негативная карма очищается и они обретают хорошее перерождение. Точно так же, когда такой человек делает массаж или иначе прикасается к другим людям, негативная карма этих людей также очищается.

Держаться такого человека имеет смысл; одно то, что его видят и к нему прикасаются, является средством освобождения других чувствующих существ. Это значит, что даже дыхание этого человека, когда оно прикасается к телу других чувствующих существ, очищает их негативную карму (а значит, очищает их страдания, поскольку негативная карма является причиной страданий). Каждый, кто пьет воду, в которой такой человек плавал, достигает очищения».

В сутре «Самато Гопе До» написано:

«Если эта шестислоговая мантра написана чьей-то рукой на скалах или каменных стенах, и мужчины, женщины, дети или любое другое чувствующее существо прикасаются к ней рукой или просто смотрят на нее, посредством одного лишь взгляда на нее они становятся бодхисаттвами окончания сансары.

Из-за великой силы мантры, когда человек находится под угрозой нападения со стороны злого животного или ядовитой змеи, ему не будет причинен вред, если он будет повторять эту мантру. Повторение мантры останавливает опасность нападения во время военных действий или со стороны врагов, а также опасность ограбления. Полагаясь на мантру Будды Сострадания, вы освобождаетесь от опасности применения наказания со стороны государственной власти или вследствие судебного разбирательства. Вам также не вредят яды. Беременная женщина, которая делает практику Будды Сострадания или просто повторяет мантру Будды Сострадания, сможет родить в удобстве, без сильной боли. Кроме того, человек (повторяющий эту мантру) будет защищен от вреда, причиняемого черной магией и злыми мантрами».

МОТИВАЦИЯ ПРИ ПОВТОРЕНИИ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Прежде чем приступить к повторению мантры, я хотел бы обратить внимание на то, что очень важно снова сделать очень сильной вашу мотивацию бодхичитты. Есть много разных методов эффективной трансформации нашего мышления в мотивацию бодхичитты, и один из них – думать следующее:

«Бесчисленные существа, находящиеся в аду, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин, и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные голодные духи, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные животные, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные люди, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные асуры, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные небожители, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные существа бардо, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Чтобы сделать это, мне необходимо достичь просветления (равного просветлению) Будды Сострадания; поэтому я буду выполнять медитацию-повторение (мантры) Будды Сострадания».

Еще вы можете думать так:

«Если среди ваших родственников или друзей есть те, кто умер от рака, СПИДа и т.п., помните о них и посвящайте им мантры с мыслью о том, чтобы они смогли достичь предельного счастья и полного просветления настолько быстро, насколько это возможно».

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВО ВРЕМЯ ПОВТОРЕНИЯ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Повторяя мантру, вы можете делать различные визуализации. Например, можно визуализировать лучи нектара, исходящие от Будды Сострадания, воплощения вселенского сострадания, которого вы представляете перед собой. Сострадание всех Будд, которое обнимает и никогда не бросает вас и любое другое живое существо, проявляется в этой форме тысячерукого, тысячеглазого Будды Сострадания, чтобы вести вас ко всем различным уровням счастья вплоть до Просветления. Как лучи солнца, лучи нектара, или просто свет, исходят из Будды Сострадания и полностью освещают вас, точно так же как свет освещает темную комнату. Так же, как темнота рассеивается, когда вы включаете свет, все ваши проблемы и все причины ваших проблем, ваши негативные эмоциональные мысли и негативные отпечатки – полностью рассеиваются, полностью очищаются. Делая эту визуализацию, начитывайте ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Лучи исходят от Будды Сострадания чтобы очистить и освободить всех этих существ от всех болезней, голода, проблем в отношениях и многих других проблем, которые они испытывают. Есть столько разных проблем, о которых вы можете думать. Все эти чувствующие существа очищаются и освобождаются от всех этих проблем и причин этих проблем: негативные эмоциональные мысли (возникающие из) гнева, привязанности и себялюбия и негативные отпечатки, которые эти мысли оставили в уме. Все они полностью очищаются.

Во время следующей части повторения мантры, визуализируйте, что вы получаете все качества Будды Сострадания, особенно безграничное сострадание, которое охватывает всех живых существ. Вы также обретаете всезнающий ум, который может прямо видеть умы всех чувствующих существ и все методы приведения их от счастья к счастью и к Просветлению, а также совершенную способность открывать все эти методы им. В вас входят все благословения бесконечных качеств святого тела, святой речи и святого ума Будды Сострадания. После этого начитайте еще какое-то количество кругов, визуализируя, что другие также получают благословения безграничных качеств Будды Сострадания.

Когда вы начитываете мантру, проверяйте время от времени свою мотивацию, остается ли она на правильном пути. Если нет, если вы утратили нравственную мотивацию и начитываете мантры с мотивацией себялюбия, привязанности и так далее, трансформируйте ее в мысль о принесении пользы чувствующим существам. Напомните себе: «То, что я делаю, – это для чувствующих существ» и трансформируйте свою мотивацию в мотивацию бодхичитты.

Есть старинная тибетская легенда об одном верующем человеке, который пытался склонить к исполнению религиозных обрядов свою неверующую мать, но смог только научить её произносить мантру «Ом Мани Падме Хум». Так как её плохая карма преобладала над её хорошей кармой, после смерти она оказалась в преисподней. Её сын, который владел йогой, отправился за ней, чтобы вывести её оттуда, и она, увидев его, смогла произнести эту мантру, потому что произносила её при жизни, и тотчас же она и все, кто слышал мантру «Ом Мани Падме Хум», смогли выйти из преисподней. Рассказ заканчивается назидательно: «Такова сила этой мантры».

www.oum.ru

Значение и перевод

Ом Мани Падме Хум на санскрите выглядит следующим образом: ॐ मणि पद्मे हूँ. На тибетском: ཨོཾ་མ་ཎི་པ་དྨེ་ཧཱུྃ.

Ом Мани Падме Хум – шестислоговая мантра. Каждый из них является олицетворением сторон мироздания:

  • ом или оум – поклонение Благому, т. е. Будде; этот слог олицетворяет его во всех проявлениях: мыслях, речах, физической оболочке;
  • мани – представляет собой некую ценность, в более позднем переводе означает «мужчина», представляет позицию Любящих глаз: символизирует стремление любого человека на земле достигнуть состояния нирваны, освободившись от грехов;
  • падме – цветок лотоса, символизирует помыслы, мудрость;
  • хум – являет собой единое целое мудрости и постоянного самосовершенствования, проявляющегося в практике.

Мантра имеет огромное количество трактовок, и все они верны, т. к. отражают мышление и развитие разных практиков. Главное значение ее состоит в том, что человеческий дух может возвыситься над бренным миром и обрести полную свободу только познав любовь, сострадание, мудрость. Мантра помогает осознать смысл жизни, растворить негативное кармическое предзнаменование.

Во время произношения молитвы практик обращается к Авлокитешваре, спасающему от оков сансары своим состраданием. Силы его любви и сострадания настолько велики, что, пробудившись ото сна, он навсегда остается блуждать по 6 кругам сансары, из которых и спасает заблудшие души, помогая им очиститься от грехов и обрести свободу. Его карма чиста. Изображается он с 4-мя руками. Первые 2 соединяются в молитвенном жесте, символизирующем обращение ко всем божествам. Он просит их о содействии в оказании помощи всем заблудшим душам. Вторая пара рук держит цветок лотоса и четки, которые символизируют мудрость, желание достичь мира и гармонии во Вселенной.

Символика

Для буддизма характерна вера в перерождение душ. Конец жизни является только финалом определенного отрезка времени, отведенного для одной телесной оболочки, а душа бессмертна и каждый раз переходит в новое тело.

Последующее вместилище души определяется ее состоянием при жизни на этом этапе – кармой. В колесе сансары заключено 6 миров.

Душа передвигается по ним, а звуки мантры символизируют их.

  1. Ом – место, в котором обитают полубожества. Их души наполнены гордыней и завистью. Повторяя этот звук, человеческая душа обращается к Вселенной с просьбой освободить ее от этих чувств.
  2. Ма – мир титанов. Их души наполнены духом соперничества, злобой и завистью. Повторение этого слога поможет не переродиться в теле титана, освободиться от греховных помыслов и гневливости.
  3. Ни – олицетворение нашего мира. Человек живет и дышит иллюзиями, находится в постоянном заблуждении, ищет для себя ненужных отношений, обременяя себя ими.
  4. Пе (Пай) – мир, принадлежащий животным. Олицетворяет невежество, хамство, нежелание обучаться.
  5. Ме – мир злых духов. Их пороки – алчность, жажда наживы.
  6. Хум – слог, символизирующий ад. Смысловое наполнение мира – злость.

Немного иная трактовка описывает цвета молитвы. Так, слово Ом – это белый цвет, который является символом мира богов. Достигнув этого предела, душа погружается в состояние нирваны. Ма – синий оттенок, означает мир бесов, помогает избавиться от последствий, которые всегда сопутствуют сквернословию. Ни – желтый слог, олицетворяющий человеческий мир, помогает очиститься от грехов. Пад – зеленый, символизирует животное начало. Ме – красный, показывает мир духов, которые могут оказать влияние на мысли и поступки. Хум – черный, помогает избавиться от влияния адских существ, прослыть праведником в своей семье.

Интерпретации

Мантра Ом Мани Падме Хум имеет множество интерпретаций, главной ее целью является защита от негатива, исходящего и из сердца самого человека, и направленного на него извне. Существует еще пара мантр, которые служат не только для собственной защиты, но и для сбережения домочадцев. Их изображения часто вешают над входом в жилище, чтобы обезопасить себя и свою семью от злых духов и непрошенных гостей, которые пытаются пронести в него зависть и навредить хозяевам.

Ом Падме Ушниша Вимале (Бимале) Хум Пхат вешают над дверью. Она защищает от всех материальных и нематериальных существ, помогает не только тем, кто повесил ее в своем доме, но и всякому, кто проходит мимо, видит, слышит, прикасается к изображению. Мантра не требует специального начитывания.

Еще одна защитная мантра – Ом Ах Хум. Ее значение подразумевает сохранение чистоты кармы. Любой человек совершает определенные поступки, которые обязательно приводят к последствиям.

Посредством этого песнопения можно очистить карму и снизить уровень негатива в доме после сильной ссоры и т. п. Является одной из интерпретаций Ом Мани Падме Хум.

Произношение и визуализация при чтении

Сама по себе мантра Ом Мани Падме Хум имеет глубочайший смысл, который нельзя передать словами. По сути, множество ее значений обусловлено тем, что каждый практик познает мир по-своему, видит суть и наполняет жизнь своим определенным смыслом, и передать словами это невозможно.

Вселенная являет собой совокупность процессов и живых организмов. Человек, как неотделимая часть ее, должен понять и осознать всю иллюзорность своих терзаний, отречься от ненужного и обрести смысл в этой жизни. Мантры же представляют собой набор вибраций. Это язык, на котором общается Вселенная. Огромное значение во время практики придается правильному произношению. Однако одного его недостаточно, важно верить и чувствовать. Только истинная вера и духовная сила способны сломать тот невидимый барьер, который скрывает за прочной стеной свободу и гармонию.

Не имеет значения, в каком темпе произносится мантра и сколько раз. Ее можно петь, читать, слушать в аудиозаписи. Ом мани Падме Хум призвана помочь очистить карму. Если все выполняется верно, вы почувствуете сначала горечь сожаления, затем тепло вокруг тела, будто кто-то обнимает вас. Так происходит процесс очищения.

Закройте глаза, представьте себе самое уединенное место, где никто вас не сможет потревожить. Обратите внимание на свое дыхание. Оно должно быть спокойным, ровным. Прогоните от себя все мысли. Сделать это довольно сложно, особенно начинающим практикам, но если вы полны уверенности и желаете достичь гармонии духовной и физической, то все в ваших руках. Упорная практика в совокупности с прочтением мантры выведут сознание на новый уровень. Произнося текст, вы почувствуете, как в какой-то момент ваше тело станет совершенно неощутимым, перестанете понимать, где руки, ноги, останется ощущение невесомости. Повторять мантру можно неограниченное количество раз.

Помните, что выходить из состояния медитации резко не стоит. Сначала посидите немного с закрытыми глазами, прочувствуйте все тело, пошевелите немного пальцами рук, ног. Попробуйте осознать и вспомнить свои ощущения до практики и после нее. Открывайте глаза только тогда, когда будете полностью готовы вернуться в этот мир.

Запомните одну простую истину: практика и прочтение мантр не насилие над собой: телом, душой, умом. Если во время практики вы ощущаете себя плохо, откажитесь от нее, займитесь этим в другое время. Плохое самочувствие указывает на то, что вы еще не готовы осознать всю глубину практики и ее сакральный смысл. Ваши помыслы должны быть чисты от злобы, ненависти. Если человек будет практиковаться в плохом настроении, то слова, сказанные в пылу обиды, могут обернуться проклятьем и навредить не только ему, но и испортить карму всем его потомкам в будущем.

Заключительная часть

Мантра Ом Мани Падме Хум является одной из самых старых молитв, предназначенных для очищения кармы и исполнения желаний посредством достижения духовной и физической гармонии. Означает она освобождение от греховных помыслов и желаний, которые ниспосланы человеку предыдущими его проявлениями и которые он пошлет своим последующим перевоплощениям.

zakolduj.ru

Эта мантра наделена множеством значений. Все они сводятся к объяснению смысла совокупности сакральных звуков составляющих её слогов. Сама мантра редко интерпретируется в значении, обусловленном её буквальным переводом: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!»

В частности, Далай-лама XIV поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды. Второе слово (Мани — «драгоценность») соотносится с бодхичитта — стремлением к Пробуждению, состраданием и любовью. Третье слово (Падме — «цветок лотоса») соотносится с мудростью. Четвёртое слово (Хум) олицетворяет неделимость практики (метода) и мудрости.

У данной мантры имеется собственное название, а именно «Шестислоговая», которое традиционно объясняется способностью шести слогов мантры спасать живых существ от рождения в шести юдолях сансары (адских миров, мира голодных духов, мира животных, мира людей, мира полубогов, мира богов), при этом каждый слог символизирует определённый мир.

Практика чтения «Шестислоговой» с целью освобождения живых существ отражена, в частности, в тибетской практике начитки дхарани «Практика небесной активности Авалокитешвары»: ОМ — удаляет гордыню и самомнение, МА — удаляет ревность и зависть, НИ — удаляет привязанность и эгоистические желания, ПАД — рассеивает неведение и запутанность, МЕ — растворяет жадность и алчность, ХУМ — трансформирует ненависть и злость.

Другим, гораздо более распространённым просторечным обозначением этой мантры является «Мани», под каковым именем она широко известна и используется тибетскими и монгольскими буддистами.

Также существует версия, утверждающая, что чтение мантры дарует процветание, изобилие и деньги, где Ом означает Брахму, находящегося за пределами всего непроявленного, Мани — драгоценный камень или кристалл, Падме — лотос, Хум — сердце.
Мантра, записанная на камне рядом с дворцом Потала, Лхаса

Исходя из этих положений существуют несколько интерпретаций этой мантры:

«Все (Ом) драгоценности (Мани) процветают (Падме — цветущий лотос) у меня, имеющего открытое сердце (Хум — сердце)»;
«Вселенная дарует процветание и изобилие мне, принимающему их с открытым сердцем»;
«Богатство (Бог, Всё — Ом) во всех его формах (драгоценных, ценимых, значимых — Мани) приходит (растёт, цветущий лотос — Падме) к тому, кто готов его принять всем своим существом (сердцем — Хум)»;
«Всеобщее изобилие наполняет моё сердце» — то есть в мантру вкладывается следующее понимание: «Я принимаю изобилие всем своим естеством»;
«Драгоценность в лотосе»

otvet.mail.ru

Тибетская мантра ОМ МА НИ ПАДМЕ ХУМ — мантра просветления

мантра олицетворяет собой чистоту тела, речей и разума

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ (санскр.) — магич. мантра, состоящая из 6 самостоятельных слогов, самая популярная во всех буддийских странах. Ее произносят, перебирая четки, буддисты всех национальностей. Камни (мани), на которых она написана, встречаются повсюду от Непала до Южной Сибири.
Буддийские легенды связывают появление ее с проповедями самого Будды (6-5 вв. до н. э.). Однако, по мнению специалистов, она впервые встречается в тантрийских текстах 3 в. н.э. Довольно часто в литературе ее пишут в виде 4-х слогов: "Ом мани падме хум" и даже переводят "Ом, ты сокровище на лотосе", что вполне соответствует реальному значению на языке санскрит входящих в нее слов: мани — драгоценность, жемчужина; падма — цветок лотоса.

Что такое мантра ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ?
Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ — это очень древняя мантра, которая произносится тибетскими мистиками и монахами на чётках.
Но если большинство рядовых буддистов воспринимает эту мантру как обычную повседневную молитву, то высшие слои будд. духовенства и просто образованные буддисты, особенно последователи ваджраяны, вкладывают в нее глубокий сакральный смысл. С их т. зрения очень важно, что мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ адресована не любому будд. божеству, а только бодхисаттве Авалокитешвара, персонификации сострадания ко всему живому в нравств. и филос. системе буддизма. Каждый из 6 слогов ассоциируется с одним из 6 миров, из которых состоит обитаемая Вселенная: миром богов, миром воинственных небожителей асуров, миром людей, миром животных, миром вечно голодных демонов прета, миром ада.
Согласитесь, что однажды услышав тибетскую мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ в традиционном горловом исполнении тибетских монахов остаёшься навсегда влюбленным в этот звук!
Однако для достижения конечной цели спасения в каждом из миров только повторения слогов недостаточно. Оно должно сопровождаться медитацией-созерцанием (слогов-символов и размышлением над их значением.

Что значит мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ?
Слог ОМ наиболее значимый в мантре. Произнося слог ОМ, созерцающий должен внутр. взором увидеть Авалокитешвару в белом одеянии (сострадание). Слог МА вызывает видение Будды Вайрочана синего цвета (спокойствие), НИ — видение Будды Ваджрасатва белого цвета (очищение), ПАД — видение Будды Ратнасамбхава желтого цвета (созерцание), МЕ — красный Амитабха (уничтожение заблуждений), ХУМ — зеленый Амогасиддхи (трансцендентное мышление). Только достижение состояния просветления при созерцании посл. слога может привести к наивысшей результативности этой мантры.
ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ — это самая необычная и завораживающая мантра. В мистическом звуке "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ" заключены вибрации космоса и вселенной. ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ — это звук Нирваны, звук освобождения от оков заблуждений и суеты.

perevod-tekst-pesni.ru

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и перевод

Если мы обратимся к буквальному смыслу этих ритуальных слов, то он довольно простой. «О жемчужина (или, в других вариантах, «драгоценность»), которая сияет в цветке лотоса!» Ее приписывают одной из самых знаменитых фигур в буддизме Махаяны – Бодхисатве сострадания. Он имеет несколько имен и ипостасей – Авалокитешвара и Гуань-Инь, мужскую и женскую. Бодхисатва этот – одно из воплощений Будды. Он отказывается достигать нирваны, пока все живые существа не будут спасены. Его рождение окутано легендами. В отличие от Будды Гаутамы, о котором говорят как о реальном человеке, достигшем просветления, Авалокитешвара явился своему отцу уже шестнадцатилетним в цветке огромного лотоса. Поэтому первоначальное значение мантра «Ом мани падме хум» имеет такое: она символизирует рождение Бодхисатвы. Казалось бы, все просто. Но при этом буддисты, как правило, очень редко трактуют эти слова в буквальном смысле.

Значение мантра ом мани падме хум

Символика мантры

Очень многие авторитеты тибетского буддизма (ламаизма) раскрывали в своих трудах смысл и значение этих слов. Во-первых, слово «мани», то есть жемчужина, олицетворяет главные моральные категории этой религии – стремление к просветлению (пробуждению от иллюзий этого мира), а также любовь и сострадание к живым существам. «Падме», то есть лотос, традиционно символизирует мудрость и чистоту. А слово «хум», или сердце, означает буддийскую ортопраксию, то есть поведение, которое дает возможность прийти к спасению. В просторечии тибетцы и монголы называют эту фразу просто «мани». Таким образом они кратко резюмируют ее значение. Мантра «Ом мани падме хум» символизирует и собственно Авалокитешвару, совершенство его небесного тела, слов и ума.

Мантра ом мани падме хум значение

Интерпретации мантры

Они связаны со скрытым сакральным смыслом ритуальной фразы. Одна из них, наиболее популярная в народе, означает, что у того, кто принимает Будду всем сердцем, будут процветать, подобно лотосам в пруду, богатство и драгоценности. Но это, конечно, не единственное и не совсем богословское значение. Мантра «Ом мани падме хум» (само прочтение и звуки этих слов) помогает, как считают приверженцы Махаяны, пробудить спящую в каждом человеке природу Будды. Все драгоценности вселенной сияют в сердце, словно белоснежный лотос, но доступно это увидеть только просветленному. Кроме того, считается, что эту мантру следует произносить не для своего личного благосостояния, а для блага всех живых существ – только тогда она подействует.

Смысл ритуальной фразы для самосовершенствования

Многие буддийские учителя еще и потому считают полезным произнесение этой мантры, что, по их мнению, она может благотворно воздействовать на психику и сознание человека, который ее повторяет. Слово «ом» способно справиться с тщеславием и гордыней. «Мани» подавляет ревность, зависть, эгоизм. «Падме» произносят против невежества, глупости и жадности. А «хум» утихомиривает злобу и ненависть. Буддисты говорят, что слова способны менять человека именно из-за своего скрытого смысла. Поскольку мантра символизирует Бодхисатву, то, повторяя ее, человек тем самым хоть немного принимает в себя что-то из проявлений его природы. Ведь для буддистов звуки неотделимы от сущности, что имеет огромное значение. Мантра «Ом мани падме хум», с точки зрения верующих, очищает человека, удаляя своего рода завесы привычек и эмоций, мешающие раскрыться его телу и уму, а также дает знание истины.

Индийская мантра ом мани падме хум значение

Позитивный смысл

Эта «царица мантр» в буддизме служит не только орудием самосовершенствования и борьбы с пороками. Она еще и способна привлекать к человеку положительные качества, превращая то, что мешает просветлению, в то, что ему способствует. И тут огромную роль играют не только слова. Мантра «Ом мани падме хум», значение которой мы рассматриваем, носит еще название «Шестислоговая». И это неспроста. Каждый слог, составляющий эту фразу, тоже имеет сакральный смысл. Так, «ом» наделяет человека щедростью, «ма» — дает ему возможность вести правильную и достойную жизнь, «ни» — приносит терпение, «пад» — вызывает способность не только применять усилие, но и радоваться ему, «ме» — помогает медитации, а «хум» развивает мудрость. Кроме того, шесть слогов мантры символизируют количество рук Авалокитешвары, как его частенько изображают в буддийской иконографии.

Мантра ом мани падме хум значение и ее влияние

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и ее влияние в потустороннем мире

Сакральный смысл этой ритуальной фразы, разумеется, не ограничивается только символикой и помощью в самосовершенствовании. Она, по верованиям буддистов, дает непосредственную практическую пользу в получении спасения. В их религиозных текстах утверждается, что произнесение этой мантры избавляет от перерождений в так называемых низших мирах. То есть такая практика способна прервать «круг сансары» и увести человека из этой «юдоли скорбей».

  • Слог «ом» закрывает путь в так называемый мир богов. Это место, подобное земному раю, жители которого испытывают разнообразные наслаждения. Но они не являются бессмертными, и когда их благая карма заканчивается, они вновь могут оказаться в кругу перерождений. Но пока им хорошо, они не думают о спасении.
  • Слог «ма» закрывает двери в мир полубогов. Эти существа очень хотят попасть в рай, и из-за этого постоянно грызутся друг с другом. Но их карма от таких конфликтов только ухудшается.
  • Слог «ни» не дает снова переродиться в нашем мире, где живут люди.
  • «Пад» — избавляет от переселения в тела животных, где можно застрять очень надолго – на тысячи лет.
  • Слог «ме» не дает после смерти стать одним из голодных духов, которые всегда ищут, кого бы съесть и не имеют отдохновения.
  • А «хум» избавляет от ада. С точки зрения буддистов, это иллюзорный мир, но причиняющий реальные страдания. Людям, которые там находятся, представляется, что их мучают, и им кажется, что это происходит бесконечно.

fb.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.