Ом падме хум

 Ом мани падме хум (санскр.) — вероятно, одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны (особенно характерная для ламаизма), шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Зачастую её буквально переводят как «О! Жемчужина в цветке лотоса!». Мантра в особенности ассоциируется с Шадакшари (Господином Шести слогов) — воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.

Ом Мани Падме Хум, мантра счастья, благополучие

Существует много смыслов у этой мантры. Написана целая книга о ее смыслах, автор которой лама Говинда. Один из способов понимания этой мантры такой: ОМ означает Брахму, находящегося за пределами всего непроявленного. МАНИ — драгоценный камень или кристалл, ПАДМЕ — лотос, ХУМ — сердце. Таким образом, вот один из уровней понимания мантры: «Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце».
о один из способов интерпретации мантры. Вы начинаете произносить ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и думаете: «Бог в непроявленной форме подобен сокровищу в сердцевине лотоса, проявленного в моем сердце». Вы делаете это и чувствуете мантру в сердце, это один способ. Это самый нижний уровень понимания мантры и работы с ней. Это не что иное, как замена одних мыслей в голове на другие.

МНОГОМЕРНОСТЬ ВЕЛИКОЙ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Значение и эффективность мантры состоят в ее многомерности, ее способности быть верной не только для одного, но и для всех уровней реальности, где она будет раскрывать новое значение, пока, пройдя неоднократно через различные стадии опыта, мы не будем в состоянии постичь всю полноту мантрического опыта.

Поэтому говорится, что Авалокитешвара отказался обучать священным шести слогам Великой Мантры «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» без посвящения в символизм мандалы, связанной с ней («Авалокитешвара-гуна-каранда-вьюха»). По этой же причине мы должны подробнее ознакомиться с природой мандалы и чакр.

Причина, по которой Авалокитешвара не стал разъяснять сокровенный смысл слогов без описания мандалы в том, что сама мантра, как создание в сфере звука, будет являться незавершенной и бесполезной, если не будет соединена со своими сестрами в области внутреннего видения, внешней атрибутики и в области мудр и асан.
ли эта формула мантры способна преобразовать существо и привести его к состоянию просветления, то это лишь потому, что природа этой мантры – чудесная и совершенная природа Авалокитешвары, которая должна занять все сферы реальности и активности посвященного: речь, воображение, физические позы и мудры. Мантра, как и мандала, не может функционировать сама по себе; чтобы действовать, она требует знания и практики тех разнообразных проявлений «внутреннего сердца», божественного существа, которые делают ее воспринимаемой даже в сфере видимого. Но и в области видимого она не остается только проявлением.

Это «божественное существо» не что иное, как ум садхака (практикующего) в состоянии глубокой поглощенности и самозабвения. В акте освобождения себя от иллюзий и оков эго-сознания и от препятствий его ограниченной индивидуальности его тело становится носителем видимого проявления Авалокитешвары, чья природа выражается в мантре ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Значение этой мантры нельзя исчерпать отдельным смыслом ее частей, потому что у всего живого и во всех сферах творческой активности целое больше, чем сумма его частей. Смысл отдельной части может помочь нам в понимании целого при осознании нами их органического родства. Органические связи настолько важны, что совершенно невозможно и недостаточно, изучив досконально некие отдельные части, связать их затем воедино – мы должны видеть целостность сразу и во всех направлениях внутреннего опыта. Это достигается присущим символизмом мандалы и реализацией – воплощением мандалы в личности практикующего йогина на всех уровнях его сознания.


В этом случае Амитабха представляется протослогом ОМ в Дхармакайе, потому что в этой позиции Амитабха занимает место Вайрочаны в центре мандалы, которая соответствует высшим психическим центрам.

В МАНИ Амитабха появляется как Амитаюс в одеянии Дхармараджи, способности и совершенства которого символизированы царственными знаками отличия (подобно диадеме и другим традиционным украшениям), т.е. Самбхогакайи. И как таковой он представляет активную сторону своей природы, как Дарователь Бесконечной Жизни, в которой бесконечный свет Амитабхи становится источником истинной жизни, жизни безграничной, не стиснутой более узкими рамками эгоистичного отдельного существования. В этой Жизни множественность воспринимаемых отдельных жизней реализована в единстве всех живых существ.

В ПАДМА Амитабха появляется в качестве Нирманакайи посредством раскрытия бесконечных форм активности, что символизируется тысячеруким Авалокитешварой. И, наконец, в ХУМ Авалокитешвара становится «Алмазным Телом» (Ваджракайей) йогина, в котором заключается целостность его существа. Таким образом, медитирующий становится воплощением Авалокитешвары и Нирманакайи Амитабхи. Это выражено объединением мантрической формулы в печать Амитабхи – священный слог ХРИ. Таким образом, полная формула принимает вид ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.


В развитой практике медитации различные формы, в которых предстает Амитабха, проявляются в соответствующих центрах йогина. Так, Дхармакайя как аспект Амитабхи представляется в верхнем центре (чакре), Амитаюс – в горловой чакре, Авалокитешвара (или форма Ваджры, соответствующая ему) – в сердечной, а его собственное воплощение занимает все тело йогина, символизируя полноту и целостность личности практикующего. С точки зрения трех таинств (Тела, Речи и Ума), формула мантры принимает следующее значение:

в ОМ мы переживаем Дхармакайю и таинство вселенского Тела;
в МАНИ – Самбхогакайю и таинство мантрического звука, как пробуждающегося истинного сознания, внутреннего видения и вдохновения;
в ПАДМА имеем опыт Нирманакайи и таинство всепреображающего ума;
в ХУМ – переживание Ваджракайи как синтеза трансцендентного тела трех таинств;
в ХРИ мы посвящаем целостность нашей преображенной личности (удостоенной стать Ваджракайей) служению Амитабхе. Это реализация идеала Бодхисаттвы, символически представленная образом Авалокитешвары.

Протослог ХРИ является не только печатью Амитабхи (равно как и ХУМ – не только печать Ваджрасаттвы-Акшобхьи), но он имеет еще специальное значение для реализации пути Бодхисаттвы. ХРИ есть внутренний голос, этический закон внутри нас самих, голос нашей совести, внутреннего знания – не интеллектуального, а интуитивного, спонтанного знания, благодаря которому мы делаем все правильно, безошибочно, на благо, а не из-за выгоды.
о лейтмотив, ведущий принцип и особый дар Бодхисаттвы, взывающего к Пробуждению всех, подобно солнцу, светящему как для грешников, так и для святых (буквальное значение ХРИ на пали: ХИРИ – «краснеть», что соответствует цвету Амитабхи, «чувство стыда», которое мы можем испытывать в присутствия высшего Знания, нашей совести). Это тем более интересно, что мантрическое знание выходит далеко за пределы буквального смысла. Мантрический смысл может быть передан бессмертным переживанием, которое является основой всякой речи, источником, из которого выводятся все слова повседневного употребления. Аспиранта 8, называемая «висарга», которая воспринимается в Тибете только как письменный знак, без произношения, отличает протослог от обычного использования слова и подчеркивает его мантрический характер.

Звуковой символ ХРИ означает намного больше, нежели его намек на соответствующую филологическую ассоциацию. Он обладает не только теплом солнца, т.е. эмоциональным принципом добра, сострадания и милосердия, но и силой лучезарности, освещенности, качеством, посредством которого все становится зримым, доступным непосредственному восприятию. ХРИ – это мантрический солнечный принцип, светоносный, возвышающий звук, влекущий вверх, составленный из пранической аспиранты X, пылающего Р (РАМ – протослог элемента Огня) и высокого И – звука, выражающего стремительное движение вверх и вглубь…

В сфере универсального все эти световые и огненные ассоциации находятся в гармонии с Амитабхой, Буддой Бесконечного Света, чьи символы: элемент «огонь», красный цвет и направление опускающегося солнца, в то время как вероучительные и эмоциональные ассоциации указывают на Авалокитешвару и на человеческую сферу.


Авалокитешвара, «Господь Взирающий», Господь Сострадания, воплощение просветленной любви ко всему живому и терпящему страдание, любви, свободной от чувства собственности и состоящей в неограниченной активности милосердия. Где такая позиция или настрой души раскрывается в действии, там Авалокитешвара проявляется в своих бесконечных и бесчисленных формах, что верно для любых сфер существования.

Как праджня или интуиция превалирует в Ваджрасаттве, алмазной (несокрушимой) природе всего сознания, переживаемом как невозмутимое, бессмертное, вечное в человеке (в особенности у тех, кто стремится к Освобождению), так и эмоциональный принцип Бодхичитты или каруна (милосердие) доминирует в Авалокитешваре. Их объединение представляет совершенный путь просветления. Поэтому мантрическая формула Авалокитешвары находит свое завершение в конечной печати Ваджрасаттвы, протослоге ХУМ.

Согласно хорошо известному преданию, Авалокитешвара, наблюдая своими всепроникающими глазами мудрости за этим страдающим и мятущимся миром, преисполнился такого глубокого сострадания, что от его огромного желания повести существа к Освобождению голова разлетелась на множество частей (иконографически представлено 11 голов), а из его тела вышли тысячи помогающих рук, подобно ауре ослепительных лучей.
ладони каждой руки появляется глаз, потому что милосердие Бодхисаттв – это не слепая эмоция или сентиментальность, а любовь, единая с мудростью. Это спонтанное стремление помочь другим, истекающее из знания внутреннего единства всех. Таким образом, Мудрость – предусловие этого милосердия и поэтому неотделима от него, потому что мудрость вытекает из сознания тождественности всех существ и способности воспринимать страдания других как свои собственные.

Сострадание или милосердие основывается не на чувстве морального или ментального превосходства, а на сущностном равенстве с другими: «аттанам упамам катва», «делающий себя равным с другими», как это уже было сказано в Дхаммападе (на пали). Другими словами, осознание себя в других – ключ к взаимному пониманию, основе истинной этики.

Из сострадания ставя себя на место другого, страдающего, он может понять его в глубочайшей природе и предложить ему помощь, наиболее сообразную и подходящую для тех условий и согласующуюся с характером страдающего. Поэтому помощь Бодхисаттвы – это не что-то идущее извне и ложащееся грузом на того, кому эта помощь оказывается, а пробужденные силы, доселе дремлющие во внутренней природе каждого существа, силы, которые, пробудившись от духовного влияния примера Бодхисаттвы, дают возможность встретить безбоязненно каждую ситуацию и превратить ее в положительную ценность, вклад, средство освобождения. И не будет преувеличением, если сравнить эту силу с бесстрашием.


Это бесстрашие может сломить даже власть кармы или, как это сказано языком сутр: «Даже меч палача разлетится на части, если приговоренный будет взывать к имени Амитабхи из глубин своего сердца» (D.T.Suzuki, 1947, с. 54). Палач – это не что иное, как карма осужденного. И когда он осознает и искренне примет этот факт, с готовностью взяв на себя ответственность за свои действия в свете некоторой уверенности, вытекающей из слов и примера Просветленного, то пассивная жертва слепого (созданного неведением) рока превратится в активного творца своего достоинства. Чувствуя в себе присутствие благородной фигуры Авалокитешвары, он вызывает в сердце силу света и духовное единство со всеми, кто достиг Просветления. Это чудо внутренней трансформации ломает даже меч Судьи Мертвых (Ямы, тиб. Шин-рДже), и он открывается как Великий Сострадающий, Авалокитешвара.

бодхисаттва авалокитешвара, сострадание, мантра сострадания

Поэтому среди 11 голов тысячерукого Авалокитешвары мы видим голову с ужасающими чертами Владыки Смерти прямо под милостивым ликом Амитабхи, представляющим аспект Дхармакайи у Авалокитешвары. Как проявление многомерности Великой Мантры, фигура Авалокитешвары не является исключительно формой проявления Нирманакайи, но одновременно заключает в себе и Дхармакайю и Самбхогакайю.


А вот как описывает полезные свойства от повторения мантры Лама Сопа Ринпоче:

Польза от повторения мантры Будды Сострадания бесконечна, как безграничное небо.

Даже если у вас нет глубокого интеллектуального понимания Дхармы, даже если вы знаете только Ом Мани Падме Хум, но вы живете с отношением, свободным от восьми мирских забот, ваша жизнь будет наполнена счастьем до краев. Если вы живете с чистым отношением, свободным от привязанности и цепляния за эту жизнь, и просто проводите время, читая Ом Мани Падме Хум, эту шестислоговую мантру, которая есть сущность Дхармы, то это наиболее чистая Дхарма.

Всё выглядит очень просто, повторять мантру легко». Но польза от этого отнюдь не так проста. Здесь я приведу только суть ее бесконечных благословений.

Повторение мантры Будды Сострадания только один раз полностью очищает четыре поражения, проистекающие из нарушения четырех коренных обетов личного освобождения и негативную карму пяти поступков с немедленным воздаянием. В Падматрава-тантре сказано, что вся остальная негативная карма без исключения также очищается.

Также в тантрах упоминается, что, повторяя эту мантру, вы достигаете 4-х качеств: перерождения в чистой земле Будды Амитабхи и других чистых землях; во время смерти вы увидите Будду и свет в небе; божества станут делать вам подношения; вы никогда не переродитесь в аду, мире голодных духов или животным. Вы переродитесь в чистой земле Будды или счастливым сансарическим существом».


В тантрическом тексте «Падма Чопен гьи Гъюд» сказано:

«Сыны и дочери благородных, кто бы ни повторил даже единожды мою мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или даже просто помнит или хранит (мантру) на своем теле, тот очистит негативную карму пяти поступков с немедленным воздаянием и пяти близких к ним поступков и все другие негативные поступки и покинет (возможность рождения в) восьми состояниях, где нет возможности практиковать Дхарму: в аду, голодным духом, животным и так далее.

Он не будет испытывать страдания (связанные с) телом, речью или умом. Он будет свободен от страха перед злыми животными, каннибалами, нечеловеческими существами и болезнями. Он актуализирует смысл Дхармакаи; он увидит святой облик Великого Сострадания, Рупакаи.

Когда человек, который начитывает 10 мала (мала – 108 бусин) в день, купается в речке, океане, любом другом водоеме, вода, касающаяся его тела приобретает благословение.

Сказано, что семь поколений его потомков не переродятся в нижних мирах. Причина в том, что благодаря силе мантры, тело благословляется человеком, который начитывает мантру и представляет свое тело святым телом Ченрезига (Авалокитешвары). Таким образом, его тело становится таким могущественным, таким благословенным, так что это оказывает влияние на его потомков вплоть до 7-го поколения и имеет такой эффект, что даже если у человека во время смерти присутствует безнравственная мысль, он не перерождается в нижнем мире.

Точно так же, когда человек, который начитывает 10 мала мантры Ом Мани Падме Хум в день, входит в речку или океан, вода, которая прикасается к телу этого человека, становится благословенной, и эта благословенная вода затем очищает все миллиарды и миллиарды чувствующих существ, находящихся в воде. Так что это невероятно полезно, этот человек спасает животных в воде от наиболее невероятных страданий нижних миров.

Когда такой человек идет по дороге, и ветер касается его тела и затем касается насекомых, их негативная карма очищается и они обретают хорошее перерождение. Точно так же, когда такой человек делает массаж или иначе прикасается к другим людям, негативная карма этих людей также очищается.

Держаться такого человека имеет смысл; одно то, что его видят и к нему прикасаются, является средством освобождения других чувствующих существ. Это значит, что даже дыхание этого человека, когда оно прикасается к телу других чувствующих существ, очищает их негативную карму (а значит, очищает их страдания, поскольку негативная карма является причиной страданий). Каждый, кто пьет воду, в которой такой человек плавал, достигает очищения».

В сутре «Самато Гопе До» написано:

«Если эта шестислоговая мантра написана чьей-то рукой на скалах или каменных стенах, и мужчины, женщины, дети или любое другое чувствующее существо прикасаются к ней рукой или просто смотрят на нее, посредством одного лишь взгляда на нее они становятся бодхисаттвами окончания сансары.

Из-за великой силы мантры, когда человек находится под угрозой нападения со стороны злого животного или ядовитой змеи, ему не будет причинен вред, если он будет повторять эту мантру. Повторение мантры останавливает опасность нападения во время военных действий или со стороны врагов, а также опасность ограбления. Полагаясь на мантру Будды Сострадания, вы освобождаетесь от опасности применения наказания со стороны государственной власти или вследствие судебного разбирательства. Вам также не вредят яды. Беременная женщина, которая делает практику Будды Сострадания или просто повторяет мантру Будды Сострадания, сможет родить в удобстве, без сильной боли. Кроме того, человек (повторяющий эту мантру) будет защищен от вреда, причиняемого черной магией и злыми мантрами».

МОТИВАЦИЯ ПРИ ПОВТОРЕНИИ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Прежде чем приступить к повторению мантры, я хотел бы обратить внимание на то, что очень важно снова сделать очень сильной вашу мотивацию бодхичитты. Есть много разных методов эффективной трансформации нашего мышления в мотивацию бодхичитты, и один из них – думать следующее:

«Бесчисленные существа, находящиеся в аду, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин, и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные голодные духи, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные животные, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные люди, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные асуры, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные небожители, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные существа бардо, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Чтобы сделать это, мне необходимо достичь просветления (равного просветлению) Будды Сострадания; поэтому я буду выполнять медитацию-повторение (мантры) Будды Сострадания».

Еще вы можете думать так:

«Если среди ваших родственников или друзей есть те, кто умер от рака, СПИДа и т.п., помните о них и посвящайте им мантры с мыслью о том, чтобы они смогли достичь предельного счастья и полного просветления настолько быстро, насколько это возможно».

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВО ВРЕМЯ ПОВТОРЕНИЯ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Повторяя мантру, вы можете делать различные визуализации. Например, можно визуализировать лучи нектара, исходящие от Будды Сострадания, воплощения вселенского сострадания, которого вы представляете перед собой. Сострадание всех Будд, которое обнимает и никогда не бросает вас и любое другое живое существо, проявляется в этой форме тысячерукого, тысячеглазого Будды Сострадания, чтобы вести вас ко всем различным уровням счастья вплоть до Просветления. Как лучи солнца, лучи нектара, или просто свет, исходят из Будды Сострадания и полностью освещают вас, точно так же как свет освещает темную комнату. Так же, как темнота рассеивается, когда вы включаете свет, все ваши проблемы и все причины ваших проблем, ваши негативные эмоциональные мысли и негативные отпечатки – полностью рассеиваются, полностью очищаются. Делая эту визуализацию, начитывайте ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Лучи исходят от Будды Сострадания чтобы очистить и освободить всех этих существ от всех болезней, голода, проблем в отношениях и многих других проблем, которые они испытывают. Есть столько разных проблем, о которых вы можете думать. Все эти чувствующие существа очищаются и освобождаются от всех этих проблем и причин этих проблем: негативные эмоциональные мысли (возникающие из) гнева, привязанности и себялюбия и негативные отпечатки, которые эти мысли оставили в уме. Все они полностью очищаются.

Во время следующей части повторения мантры, визуализируйте, что вы получаете все качества Будды Сострадания, особенно безграничное сострадание, которое охватывает всех живых существ. Вы также обретаете всезнающий ум, который может прямо видеть умы всех чувствующих существ и все методы приведения их от счастья к счастью и к Просветлению, а также совершенную способность открывать все эти методы им. В вас входят все благословения бесконечных качеств святого тела, святой речи и святого ума Будды Сострадания. После этого начитайте еще какое-то количество кругов, визуализируя, что другие также получают благословения безграничных качеств Будды Сострадания.

Когда вы начитываете мантру, проверяйте время от времени свою мотивацию, остается ли она на правильном пути. Если нет, если вы утратили нравственную мотивацию и начитываете мантры с мотивацией себялюбия, привязанности и так далее, трансформируйте ее в мысль о принесении пользы чувствующим существам. Напомните себе: «То, что я делаю, – это для чувствующих существ» и трансформируйте свою мотивацию в мотивацию бодхичитты.

Есть старинная тибетская легенда об одном верующем человеке, который пытался склонить к исполнению религиозных обрядов свою неверующую мать, но смог только научить её произносить мантру «Ом Мани Падме Хум». Так как её плохая карма преобладала над её хорошей кармой, после смерти она оказалась в преисподней. Её сын, который владел йогой, отправился за ней, чтобы вывести её оттуда, и она, увидев его, смогла произнести эту мантру, потому что произносила её при жизни, и тотчас же она и все, кто слышал мантру «Ом Мани Падме Хум», смогли выйти из преисподней. Рассказ заканчивается назидательно: «Такова сила этой мантры».

www.oum.ru

Глубина трактовок мантры

Начнем с буквального перевода. Слово ОМ имеет универсальный смысл, который можно свести к понятию Бога, Абсолюта и вообще всего, что существует. МАНИ означает «драгоценность» или «жемчуг». Слово ПАДМЕ переводится как «лотос», а ХУМ передается словом «сердце». Из слов выстраивается фраза:

О, сокровище в лотосе моего сердца!

Однако это самое упрощенное толкование.

Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV дал следующую трактовку мантре. ОМ он связывает с образом Будды, точнее, с его чистотой. МАНИ («сокровище») означает Любовь, Сострадание к живым существам и стремление к Просветлению. ПАДМЕ, то есть «лотос», указывает на мудрость Будды. Наконец, ХУМ значит «сердце», в котором заложено единство знания и практики.

В этом видео Далай-лама объясняет значение мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ (перевод — субтитры)

Встречается также расшифровка мантры как способа привлечения в свою жизнь богатства. Здесь ОМ трактуется как олицетворение Вселенной, Создателя или Творца. МАНИ значит «самое драгоценное». Конечно, речь идет не только о земных, но и духовных дарах. ПАДМЕ – это «лотос», то есть процветание. ХУМ можно перевести как «сердце» или «душа». В этом контексте смысл молитвы таков:

О, Вселенная! Твое изобилие заставляет цвести мое сердце!

Расшифровать фразу «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» – довольно сложная задача. Для ее понимания нужно знать буддийскую символику, где одно слово «лотос» чрезвычайно многогранно. Вспомним хотя бы знаменитую асану в йоге – позу Лотоса.

В Индии с давних времен лотосу поклонялись, видя в нем образ сотворения Вселенной. Лотос раскрывается утром и закрывается на ночь, демонстрируя свою связь с Солнцем. Он пробуждается на рассвете, символизируя возрождение, обновление и бессмертие. Аромат цветка ассоциируется с Духом творения, Божественной красотой, чистотой и благородством.

Буддизм обожествляет лотос. Этот цветок символизирует духовное пробуждение человека, великую мудрость и состояние нирваны. Будда и лотос – понятия равнозначные. Цветок вырастает из ила, но обладает невероятной чистотой. Так и Будда, рожденный в грешном мире, сохранил в душе Божественный свет. Кстати, цветок лотоса похож на пламя свечи, озаряющее тьму.

Любой мистический текст имеет несколько смысловых слоев, и для полного понимания уровня слов недостаточно. Практика медитативного пения или прослушивания мантры даст в этом плане гораздо больше.

Сакральные звуки и цвет молитвы

Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ раскладывается на шесть слогов, и каждый будет иметь самостоятельный сакральный смысл. Рассмотрим духовное значение слоговых составляющих мантры и цвет, который выражает принадлежность к различным мирам.

  1. ОМ. Йоги считают, что в первом слоге заключен белый цвет, который относится к миру божественных существ. ОМ дает человеку возможность ощутить состояние нирваны и скинуть с себя бремя прошлых грехов.
  2. МА – здесь представлен насыщенный синий цвет. Звук связан с миром полубогов – асуров и способен очистить душу от последствий греховных разговоров.
  3. НИ – по традиции представляет мир людей и окрашен в желтый цвет. Он очищает душу от давних кармических наслоений, о которых человек уже забыл.
  4. ПАД. Слог принадлежит миру животных. Его цвет – зеленый. Помогает смыть грехи, которые связаны с отрицанием мудрости Будды.
  5. МЕ – связан с красным цветом, освобождает разум от заблуждений. За ним стоит тонкий мир невидимых духов.
  6. ХУМ символизирует мир обитателей ада, окрашен черным цветом. Произнося этот слог, человек исправляет ошибки, накопленные в предыдущих жизнях, и обретает праведность.

Согласно другой трактовке, ОМ избавляет от греха гордыни, МА гасит в душе ревность, НИ делает свободным от привязанностей, ПАД дарит осознанность, МЕ сводит на нет жадность, ХУМ растворяет злобу.

Способы медитации

Медитативная работа с мантрой предполагает регулярность занятий. Обращение к ней от случая к случаю, разумеется, принесет какие-то плоды, но результат будет минимальным и неустойчивым. Если уделяете медитации время каждый день, вы словно заряжаете внутренний аккумулятор духовной силой, увеличивая свой потенциал. Длительный перерыв обесточит ваш духовный центр, и начинать придется почти с нуля.

Второе важное правило – настрой. Машинальное проговаривание пользы не принесет. Необходима вера в силу мантры, предельная концентрация, внутреннее спокойствие и телесная расслабленность. На начальном этапе лучше выбрать уединенное место, чтобы никто вас не беспокоил.

Для практики идеально подходит поза лотоса, даже упрощенный вариант. Важно держать спину ровно и избегать напряжения. Медитировать можно, просто слушая запись мантры, либо самому размеренно проговаривать или вслух напевать текст.

В самом начале рекомендуется несколько раз произнести мантру ОМ, а затем приступать к шестислоговой мантре.

Читают текст нараспев, четко проговаривая каждый слог, тем самым усиливая его воздействие на сознание. При этом можно закрыть глаза и представлять цвета, соответствующие каждому фрагменту молитвы.

Первый месяц поставьте задачу проговаривать мантру 108 раз за одну практику. На самом деле это займет 10–20 минут в зависимости от выбранного темпа. Для того чтобы не потерять счет, используйте четки, составленные из 27, 54 или 108 бусин. Материал четок выбирайте на свое усмотрение.

Если в какой-то день не получается уделить время для практики, поработать с мантрой ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ можно на прогулке или во время принятия душа. Можете петь ее про себя, когда едете на автобусе или если выдалась свободная минута на работе. Можно записать ее на свой смартфон и слушать в наушниках.

В этом видео можно послушать мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ:

Сила сакрального слога

Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ обладает позитивным воздействием на энергетику человека и другие аспекты его жизни:

  • она гармонизирует движение энергопотоков физического тела, таким образом, приводит в норму работу систем организма. Медитация благотворно влияет на нервную систему, укрепляет иммунитет, нормализует кровообращение и работу сердца;
  • мантра делает ум спокойным. Негативные мысли растворяются в ее звуках, и сознание заполняется возвышенными образами. Проблемы перестают тревожить;
  • эмоциональное состояние также выравнивается. Уходит внутреннее напряжение, сердце наполняется теплом, вы ощущаете спокойствие и радость. Вы как будто улыбаетесь, но не внешне, а всем своим существом. Это состояние мистики называют «улыбка Будды»;
  • во время пения происходят изменения в энергетике внешнего пространства. Под влиянием вибраций ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ оно очищается от сгустков негативной энергии и наполняется благостью. Так вы можете очистить комнату, в которой спите или принимаете пищу, и всю квартиру;
  • если вы будете сидеть у реки или озера и проговаривать эту мантру, то звуки окажут благотворное влияние на все живые существа, которые находятся рядом. Подобным образом вы сможете зарядить участок леса и даже ветер, который будет разносить мантру по всему свету. Все, кто попадет под его поток, почувствуют силу сакрального звука;
  • мистики утверждают, что мантра избавляет человека от плохой кармы, полностью раскрывает его природные возможности. Она также обладает защитной силой и может уберечь солдата на поле битвы;
  • буддийские монахи верят, что, повторив молитву непрерывно сто тысяч раз, можно войти в состояние нирваны. Впрочем, это крайне сложно, потому что даже если на каждый повтор вы будете затрачивать две секунды, понадобится более двух суток безостановочной практики.

Отдельно следует указать четыре награды, которые заслуживает человек, регулярно практикующий мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

  1. Уйдя из жизни, он попадет в райское место, где увидит Божественный свет и встретит Будду.
  2. В следующей жизни он получит шанс родиться в более благоприятных условиях – другой стране, у более заботливых родителей.
  3. Этого человека возьмут под покровительство Высшие Силы, которые будут направлять его эволюцию и посылать ему дары Судьбы.
  4. В следующем воплощении этот практик сможет достичь Просветления. Причем вокруг него будет создано поле Будды, влияние которого затронет семь поколений его рода. Воздействие святости ощутят также близкие друзья.

Аутентичное исполнение мантры:

Тату с сакральным знаком

У тибетских монахов есть традиция наносить на тело татуировки, связанные с буддийской традицией. Разумеется, такие рисунки нельзя воспринимать как украшения. Уместнее их сравнение с амулетом, который оберегает человека от темных сил астрального мира и неприятных ситуаций в земной жизни.

В настоящее время тату ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ наносят на тело не только представители молодежной субкультуры, но и медийные персоны с мировым именем. Они верят, что сакральная фраза на санскрите в виде татуировки способна управлять судьбой и привлекать успех в свою жизнь.

В татуировке мантра может использоваться как самостоятельный символ, так и быть составной частью более сложной композиции. Встречается, например, изображение лотоса, содержащее священную надпись.

В этом случае татуировка будет напоминать о смысле человеческой жизни. Тот, кто выбрал для тату символы мантры, должен соблюдать высшие законы Вселенной и придерживаться безупречного поведения.

Мантру вовсе не обязательно татуировать на тело. Можно просто нанести гравировку на медный амулет или кольцо. Рекомендуется начертание с наружной стороны. Это усиливает защитное действие священного текста от нападок темных астральных сущностей. К тому же владелец имеет возможности созерцать символы ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или касаться их рукой, чтобы ощутить магическую силу.

Послесловие

Проговаривание мантр на санскрите превращает ритуал в настоящее таинство. Практикующий пение мантр выходит на прямой контакт с Создателем и фактически получает доступ к привилегиям самого Творца.

Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ имеет великую силу. Благодаря ей человек входит в состояние космической гармонии и избавляется от иллюзий. Он обнаруживает внутри себя лотос – природу Будды – и переходит на другой уровень эволюции.

potystorony.ru

Будучи в Тибете, я открыла для себя незабываемую мантру. Я ее слышала везде — в магазинах, в ресторанах, на улицах. Она проникала в меня в самую глубину и отзывалась в каждой клеточке. Это была мантра «Ом Мани Падме Хум». Источник — Эзотерика. Живое Знание

Возвратившись в Москву, я все же решила изучить, а что же обозначает эта мантра, которая постоянно меня возвращает в глубины вечности и пустоты.

При переживании ОМ человек открывается, выходит из своей скорлупы, освобождается, ломая тесные рамки эгоизма и установленные им же самим ограничения, он становится единым со Всем, с Бесконечностью. Если бы он остался в этом состоянии – это был бы конец его существования как индивидуальности, как живущего, думающего и переживающего существа. Он достиг бы полного исчезновения внешней эгоистической структуры сознания, совершенного спокойствия и полной неподвижности, пассивности, подавления эмоциональности, достиг бы нечувствительности в восприятии всего дифференцированного и индивидуального не только внутри себя, но и вне, т. е. в восприятии всех живых страдающих существ.

ОМ – это подъем к универсальности, ХУМ – это нисхождение состояния универсальности в глубины человеческого сердца. ХУМ не может существовать без ОМ, но ХУМ больше, чем ОМ: это Срединный Путь, который не теряется ни в конечном, ни в бесконечном и не приводит ни к одной из крайностей.

Поэтому сказано:

«В темноте пребывают те, кто служит только миру, но в еще большей темноте те, кто поклоняется только бесконечности. Принимающий и то, и другое спасается от смерти знанием первого и достигает бессмертия знанием другого»  

Иша-упанишада

 

ОМ в своем динамическом аспекте проходит через индивидуальное и сверхиндивидуальное сознание, переходит в «абсолютное», свободу от эгоизма, от иллюзии своего «я». Жить в абсолютном так же невозможно для живого существа, как и плавать в вакууме, так как сознание и жизнь возможны только там, где есть относительное. Переживание ОМ изменяется и созревает при переживании ХУМ. ОМ можно сравнить с солнцем, а ХУМ с почвой, куда должны упасть солнечные лучи, чтобы пробудить дремлющую жизнь.

ОМ – это бесконечное, а ХУМ – это бесконечное в конечном, вечное во времени, вневременное в преходящем, безусловное в обусловленном, бесформенное как основа всех форм, трансцендентальное в преходящем – таким образом осуществляется Мудрость Великого Зеркала, отражающая как Шуньяту, так и объекты, и открывающая как «пустоту» в вещах, так и вещи в «пустоте».

«Видеть вещи частичными, несовершенными элементами – это низшее аналитическое знание. Абсолют повсюду: его можно увидеть и найти везде. Каждое конечное есть бесконечное и: должно познаваться и ощущаться в своей внутренней бесконечности, а также и в своей внешней конечной проявленности. Но чтобы таким образом понимать мир, воспринимать и переживать его, недостаточно иметь только интеллектуальное понимание или воображение того, что он именно таков: необходимо некоторого рода божественное видение, особое чувство, экстаз, переживание единения самого себя с объектами своего сознания. При таком переживании… каждая вещь, заключенная в Едином, становится для нас нашей собственной»

                                                                                           Sri Aurobindo, с. 486

 

Такое «божественное» видение возможно только благодаря реализации универсальности нашего высшего сознания. Поэтому мы должны пройти через переживание ОМ для того, чтобы достичь умиротворяющей глубины переживания ХУМ и понять ее. Вот почему ОМ стоит в начале, а ХУМ в конце мантр. В ОМ мы открываем себя, а в ХУМ мы отдаем себя… ОМ – врата к знанию, ХУМ – звук жертвоприношения. Санскритский слог «ху» означает «жертвовать», осуществлять акт подношения. А священной жертвой, согласно Будде, является: пожертвование собственного «я».

Я не положу дерева, о Брахман, на алтарь для возжигания огня,
Только внутри себя разожгу я пламя.
Когда огонь разгорится, положу на него свое «я».
… сердце есть алтарь.
Пламя на нем – это пылающее человеческое «я»…

Ом мани падме хум


Немногие ученые-ориенталисты Запада смогли найти истинный смысл шестислоговой мантры. Неисчислимые попытки объяснить удовлетворительно ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ и раскрыть глубокое значение или тем более скрытую мудрость в ней оказались более или менее безуспешными. Самое простое и популярное, но и самое плоское из этих объяснений сводится к тому, что на чисто внешнем сопоставлении доказывалось, что санскритские слова «молитвы», состоящие из шести слогов, передают благословение на каждую из шести областей сансары, когда они прочитываются с благоговением благочестивым буддистом (Jaschke, 1949, с. 607).

Если мы хотим понять мысли и чувства тибетцев, необходимо предварительно отложить в сторону все наши собственные мнения и предубеждения и попытаться войти в сферу религиозного опыта, откуда и происходит значение слов Священных Писаний, звуков мантр, священных ритуалов и воззрений практикующих. Тогда мы увидим, что существует не только логика умозаключения, исторического и филологического анализа, абстрактных концепций и ценностей, но и в равной мере оправданная и гораздо более глубокая логика врастания в область религиозного опыта. Как сказал Отто Штраус в своей классической работе по индийской философии:

«Прежде всего мы не должны забывать, что духовную практику никогда не понять правильно только читая книги. Опыт должен добываться только через переживание или, по крайней мере, необходимо понять психологически то, что Европа лишь недавно начала исследовать».

В тибетской мысли, использующей чисто внешние средства для определения соотношений между шестью слогами мантры и шестью областями существования нет ни внешнего, ни поверхностного, но есть внутренняя природа Авалокитешвары, которая позволяет доводить каждое слово до такой глубокой интерпретации.

Другими словами, весь смысл дает мантре содержание опыта, а не генетическое или филологическое значение слова. Просто историческая или филологическая интерпретация мантры действительно является самым поверхностным и бессмысленным путем ее рассмотрения, так как подобная позиция принимает скорлупу за содержимое яйца и тень за сущность. Так как слова – не мертвые вещи, то мы не можем передать их друг другу, подобно монетам, запереть их в сейф или закопать в землю и взять оттуда снова неизмененными, даже через столетия, когда захотим.

Нет, они скорее похожи на символы или иероглифы постоянно растущего и расширяющегося сознания из сферы опыта. Они – то, что мы делаем из них, и что вносим, вкладываем в них, сознательно или бессознательно. Как Авалокитешвара снизошел в мир, и как каждый луч его милосердия подобен руке помощи, протянутой тем, кому она необходима, так и каждый слог его мантры наполнен силой и благостью его любви. Поэтому совершенно естественно, что шесть священных слогов представлены в сопоставлении с Шестью областями, в которых они должны устранить страдание, освобождая существа от иллюзий и привязанностей.

Тем, кто сам открыл смысл мантры, т. е. тем, кто не только верит в ее действенность, но и наполняет ее силой своей собственной благости, уже недостаточно заботиться только о своем Освобождении, но они побуждаются желанием Освобождения для всех живых существ. По этой причине йогин (после постижения всех различных уровней и стадий духовной реальности, содержащихся в мантре) обращает свое внимание к различным классам существ, и во время произношения каждого из шести слогов он обращает ум свой к шести областям сансары. Таким образом, каждый слог становится средством реализации силы милосердия Авалокитешвары.

Поэтому сказано, что произнесение священной мантры с искренним сердцем не только благословляет все живые существа, но и закрывает для практикующего врата перерождений в этих областях мира. Ибо состояния существования, вызывающие у нас сострадание, навсегда теряют для нас свою привлекательность. То, от чего мы хотим освободить других, больше не может быть желанным для нас.

Так, при произнесении ОМ мы направляем наш ум и внимание на мир богов, охваченных иллюзией собственного постоянства и совершенства, открывая силой этой мантры врата освобождения для них и в то же время закрывая себе вход в эту область перерождения.

Подобным образом мы направляем наш ум на существа других областей: произнося МА, мы освобождаем мир асуров, снедаемых завистью и занятых постоянной борьбой против сил света. Произнося НИ, воздействуем на мир людей, ослепленных самомнением относительно своих достижений. Произнося ПА, мы воздействуем на мир животных, находящихся в темноте и немоте. Произнося ДМЭ, мы воздействуем на мир голодных духов – претов. И произнося ХУМ, мы облегчаем страдания существ, находящихся за свои злодеяния в адских областях.

Таким образом, ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ является благовестом освобождения для всех существ, символом Пути, ведущего к конечному Спасению. При произнесении этих слогов в сердце йогина возникает лучезарная фигура Великого Милосердного и преображает смертное тело практикующего в Нирманакайю Авалокитешвары, наполняя его ум безграничным светом Амитабхи. Затем следует вышеупомянутое преобразование ужасов сансары в звуки шести слогов. Поэтому в «Бардо Тойдол» говорится, что если в момент Великого Узнавания в промежуточном состоянии между смертью и новым воплощением изначальный голос Реальности отдается подобно тысячекратному грому, то может случиться, что он будет звучать именно как звук шести слогов.

И подобное мы читаем в «Шурангама Сутре»:

«Как сладок таинственный и запредельный звук Авалокитешвары! Это изначальный звук вселенной. Он слышится внутри приглушенного гула морского прилива. Его таинственный звук приносит освобождение всем чувствующим существам, взывающим в своем горе о помощи, приносит чувство постоянства искренне ищущим достижения покоя Нирваны».

Бесчисленные изображения и молитвенные камни, на которых миллионы раз запечатлена священная мантра Авалокитешвары (тиб. сПьян-рас-гЗигс = Жанрэйсиг) лишний раз доказывают, с какой преданной любовью люди Тибета встретили это послание. Она на губах всех паломников, это надежда живых и последний вздох умирающего. Это вечная мелодия Тибета, которую йогин слышит в журчании ручейка, в ударах капель воды, в завываньи бури.

Мантра приветствует путника с высоких скал, на диких караванных путях и на высоких перевалах. Таким образом, практикующий как бы постоянно присутствует в мире Просветленного, с осознаванием этого драгоценного камня – мани, в ожидании его раскрытия – пробуждения в лотосе своего сердца. Жизнь и смерть, опасности и беды становятся несущественными при таком возвышенном состоянии и присутствии, и вечный диссонанс между сансарой и нирваной постепенно исчезает в свете этого знания.

Ему хочется повторить с глубочайшим убеждением слова, сказанные Бодхисаттвой Сарва-Ниварана-Вишкамбхином в «Авалокитешвара-гуна-карандавьюха»:

«Тому, кто даст мне Великую Мудрость, Шесть Слогов, я подарю четыре мировых континента, наполненных семигранными драгоценностями. И если тот не сможет найти ни коры дерева, чтобы написать на ней, ни чернил, ни бумаги, то я предлагаю сделать чернила из моей крови, взять мою кожу взамен коры, расколоть одну из моих костей и сделать из нее перо. И все это не причинит страданий моему телу. И он был бы мне как отец и мать и самым высокочтимым из всех почитаемых».

Рейтинг: 4.84 (Проcмотров: 23814)

Читайте раздел Ведическое Знание на портале эзотерики naturalworld.guru.

naturalworld.guru

Варианты значения мантры

Нужно изначально понять: перевод и значение Ом Мани Падме Хум может существенным образом отличаться. И речь не только о том, кто об этом рассказывает, но и о том, кто слушает. Ведь когда лама (или другой транслятор Дхармы) оказывается в обществе, к примеру, начинающих практиков, то для этих людей нужно дать понятное объяснение, которое актуально именно на этом этапе. Но когда-то передача учения идет опытным практикам, тогда содержание подобного общения становится более глубоким.

Тут может использоваться сравнение с какой-то математической формулой. Например, сейчас практически каждый образованный человек знает: Е=МС2, но понимание этой формы будет совершенно разным у студента филологического факультета, который вообще физикой не интересуется, и профессора кафедры физического факультета. Ситуация с буддийскими мантрами обстоит похожим образом.

Далай-лама и Авалокитешвара

Мантра ом мани падме хумКак известно, Далай-лама является воплощением Авалокитешвары, который, в свою очередь, как известно, является бодхисаттвой сострадания. Авалокитешвара дал обет не оставлять сансару до того, как все остальные существа не обретут природу Будды и благополучно не переберутся в Нирвану. При чем тут слоги Ом Падме Хум, задумается читатель.

Мантра, о которой идет речь, является коренной мантрой для Авалокитешвары, то есть фактически представляет собой звуковую эманацию этого существа, а также его суть и молитву к нему. Например, в индуизме имена Господа считаются неотличимыми от него самого, поэтому произнесение этих священных имен в форме мантр имеет такое высокое значение. Далее рассмотрим более подробно, в чем заключается смысл мантр в разных традициях, а сейчас нужно просто уяснить: рассматривая мантра и фигура бодхисаттвы Авалокитешвары более чем близки.

Таким образом, близкими оказываются и Далай-лама с этой мантрой. Поэтому сначала рассмотрим именно его трактовку:

  • Ом — коренной слог (так называемая биджа или семенная мантра, а также первый звук который появился в этом мире, то есть в восточных религиях фраза звучит так: Вначале было слово (точнее слог) и слово было Ом), который на самом деле состоит из букв А-У-М. Они, в свою очередь, символизируют тело, речь и ум, соответственно и двоякую природу, то есть загрязненную и чистую этих проявлений человеческого бытия;
  • Мани — альтруизм, рожденный состраданием, качество, которое стремятся развить не только бодхисаттвы, но и все буддисты, они стараются действовать на благо всех живых существ в глобальном и локальном смысле, качество антиподом которому является эгоизм, хотя, конечно, строго говоря, такое противопоставление не совсем верно;
  • Падме — мудрость, то есть глубокое понимание мира, понимание истины обо всех аспектах действительности, именно такое качество позволяет освободиться от страданий и освобождать других существ;
  • Хум — объединение альтруизма и мудрости, которые представляют собой соединение сердца (альтруизм, чувственный аспект, искреннее сострадание ко всем) и ума (мудрость, глубокое понимание и умение верно действовать), и такой союз имеет огромное и глубокое значение, кроме остального, этот союз дает возможность преобразовать загрязненные тело, речь и ум в чистые.

Если резюмировать смысл этой трактовки, то речь идет о методе, благодаря которому живые существа могут обрести освобождение и природу Будды. Для этого нужно развивать в себе альтруизм и мудрость, соединить эти качества.

Если мудрость и альтруизм пребывают в союзе, они очищают тело, речь и ум, то есть такой человек начинает действовать идеально и в полном соответствии со своей истинной природой. Помимо этого, мантра также указывает и на Авалокитешвару, который достиг идеала альтруизма и мудрости. Он ведет другие живые существа к освобождению, благодаря своему безграничному состраданию. Соответственно, повторение этой мантры настраивает практика на развитие в его личном пути, но также и взывает к Авалокитешваре, пример которого является достойным подражания для практикующего буддиста.

Литературный перевод и образы

Каждое из рассматриваемых слов (слогов) также имеет и литературное значение и даже вполне может использоваться в повседневной речи. На обывательском уровне они составляют некое подобие короткого стиха и для сочетания Om Mani Padme Hum перевод выглядит следующим образом:

  • Ом — Всевышний, первоначало;
  • Мани — драгоценность, кристалл;
  • Падме — лотос;
  • Хум — сердце.

Таким образом, возможные варианты интерпретации могут говорить о:

  • Всевышнем, который есть драгоценность в лотосном цветке сердца;
  • Наличии в сердце первоначала, которое подобное драгоценности в лотосе.

Значение ом мани падме хумТакже распространенным переводом является нечто наподобие: «О, драгоценность в лотосе!». Эти слова могут менять значения и интерпретироваться по-разному, в зависимости от контекста и уровня прочтения, поэтому и простор для переводов столь велик.

Помимо этого, тут следует учитывать и наличие буддийской символики, которая может оставаться неявной для непосвященного. К примеру, лотос — не просто цветок, а символ чистоты и буддийского идеала. Ведь лотос растет из тины, из земли и грязи озерного дна, но не затрагивается грязью и раскрывается красивейшим творением на поверхности.

Этот чудесный цветок не касается воды, хотя и растет в воде. Есть и другие удивительные качества, которые становятся объектами для буддийской медитации и концентрации, используются как символы идеальных взаимоотношений живого существа с этим миром.

Соответственно, тут лотос не просто лотос, а глубокий символ, который во взаимосвязи с остальными (не менее глубокими) символами дает многогранное звучание этой мантры.

Использование священных слогов

В большинстве буддийских школ начальный уровень практики начинается с так называемого очищения, которое включает в себя начитку мантр. Адепт берет обет начитать какое-то количество (как правило, 10 тысяч или 100 тысяч) и таким образом очищает себя для перехода на новую ступень. Рассматриваемая тут мантра тоже может быть частью подобного обета.

Однако многие используют и более банальные способы применения. Не зная перевода на русский, набивают Ом Мани Падме Хум как татуировку на теле, ведь тибетские слоги или санскрит выглядят так экзотично и загадочно. Конечно, ничего негативного такой символ означать не может, но и эффекта вне практики от этого немного.

В буддизме советуют именно разбираться в значении священных слогов. Ведь в отличие от индуизма, тут сам по себе священный звук не имеет прямой идентификации со Всевышним и Его эманацией в звуковой форме. Об этом отличии и скажем более подробно далее.

Другие варианты для практики

Исцеляющая мантра ом мани падме хумЕсли говорить о популярных и универсальных буддийских мантрах, то помимо означенной (шестислоговой) следует вспомнить и о девятислоговой (по другим источникам десятислоговой, смотря как читать) мантре: Ом Ушниша Бимал (Бимале, Вимале) Хум Пе (Пема, Пхат). В скобочках даны другие варианты произношения.

Эти слоги оставил знаменитый проповедник Падмасамбхава, который принес буддизм на территорию Тибета. Фигура тоже весьма интересная и далеко не просто проповедник. Тем не менее, биография Падмасамбхавы заслуживает отдельного рассмотрения.

Эта мантра считается защитником дома и способна даровать нужное людям. Для того чтобы исполнилась какая-то просьба, следует просто практиковать повторение. Согласно буддийской традиции, просто узнать о существовании этих слогов является большим счастьем для любого живого существа, настолько велика мощь этого священного сочетания звуков.

Отличия буддийских и индуистских мантр

В каждой традиции варианты чтения святых слов отличаются. Тема является весьма глубокой, но нужно представлять себе хотя бы поверхностно в чем наблюдаются основные отличия. Ом Мани Падме Хунг — мантра изначально буддийская, то есть относится к этой традиции и в основном используется именно людьми, которые себя к данной традиции причисляют.

При этом в рамках даже самой традиции (тем более, если учитывать наличие как минимум четырех основных течений в буддизме) разные ламы могут давать немного разные трактовки, может варьироваться методика практики. Например, чаще всего начитывание ведется весьма активно и произнесение в итоге становится похожим на своеобразный гул или гудение. Такие звуки легко увидеть на записях с молящимися монахами.

Хотя есть также и ламы и простые практики, которые читают мантру не спеша. Каждый слог произносится отдельно и четко.

Вибрации, визуализация и имена Господа

Смысл ом мани падме хумЕсли вернуться к различиям в практике мантр, то для индуизма основным фактором является звук. Как правило, в мантре содержатся различные имена Господа и эпитеты, которыми он описывается и прославляется. Звук считается неотличимым от самого Господа, является своеобразной его экспансией, то есть правильное произнесение звука выполняет основную функцию и именно на этом акцентируют внимание индуисты, они стараются верно произносить сочетание звуков.

В буддизме к повторению мантр добавляется визуализация и различные другие практики. Возможно использовать различное произношение, но используется специальная концентрация, которая может быть весьма глубокой. Часто повторение сочетается с выполнением различных практик и работой ума, которая требует тренировки, а в индуизме зачастую достаточно просто повторять искренне, с верой и нужным произношением.

Также требуется понимание значения мантры. Полезно рассуждать и размышлять на тему мантры, знать как переводится каждый слог, изучать сочетания, делать собственные исследования. Ведь в буддизме стараются достигнуть сочетания мудрости и метода.

В данном варианте под методом понимается повторение мантры, которое дает различные блага практикующему, а под мудростью понимается умопостижение мантры и медитация на эти слоги и значение таковых. Таким образом, буддийская традиция советует не просто заучивать какие-то слоги, но стараться глубоко постигнуть этот сакральный смысл. При этом также простых умствований мало, нужно регулярно добавлять метод, то есть попросту практиковать повторение священных слогов.

ezoterika.me

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и перевод

Если мы обратимся к буквальному смыслу этих ритуальных слов, то он довольно простой. «О жемчужина (или, в других вариантах, «драгоценность»), которая сияет в цветке лотоса!» Ее приписывают одной из самых знаменитых фигур в буддизме Махаяны – Бодхисатве сострадания. Он имеет несколько имен и ипостасей – Авалокитешвара и Гуань-Инь, мужскую и женскую. Бодхисатва этот – одно из воплощений Будды. Он отказывается достигать нирваны, пока все живые существа не будут спасены. Его рождение окутано легендами. В отличие от Будды Гаутамы, о котором говорят как о реальном человеке, достигшем просветления, Авалокитешвара явился своему отцу уже шестнадцатилетним в цветке огромного лотоса. Поэтому первоначальное значение мантра «Ом мани падме хум» имеет такое: она символизирует рождение Бодхисатвы. Казалось бы, все просто. Но при этом буддисты, как правило, очень редко трактуют эти слова в буквальном смысле.

Символика мантры

Очень многие авторитеты тибетского буддизма (ламаизма) раскрывали в своих трудах смысл и значение этих слов. Во-первых, слово «мани», то есть жемчужина, олицетворяет главные моральные категории этой религии – стремление к просветлению (пробуждению от иллюзий этого мира), а также любовь и сострадание к живым существам. «Падме», то есть лотос, традиционно символизирует мудрость и чистоту. А слово «хум», или сердце, означает буддийскую ортопраксию, то есть поведение, которое дает возможность прийти к спасению. В просторечии тибетцы и монголы называют эту фразу просто «мани». Таким образом они кратко резюмируют ее значение. Мантра «Ом мани падме хум» символизирует и собственно Авалокитешвару, совершенство его небесного тела, слов и ума.

Интерпретации мантры

Они связаны со скрытым сакральным смыслом ритуальной фразы. Одна из них, наиболее популярная в народе, означает, что у того, кто принимает Будду всем сердцем, будут процветать, подобно лотосам в пруду, богатство и драгоценности. Но это, конечно, не единственное и не совсем богословское значение. Мантра «Ом мани падме хум» (само прочтение и звуки этих слов) помогает, как считают приверженцы Махаяны, пробудить спящую в каждом человеке природу Будды. Все драгоценности вселенной сияют в сердце, словно белоснежный лотос, но доступно это увидеть только просветленному. Кроме того, считается, что эту мантру следует произносить не для своего личного благосостояния, а для блага всех живых существ – только тогда она подействует.

Смысл ритуальной фразы для самосовершенствования

Многие буддийские учителя еще и потому считают полезным произнесение этой мантры, что, по их мнению, она может благотворно воздействовать на психику и сознание человека, который ее повторяет. Слово «ом» способно справиться с тщеславием и гордыней. «Мани» подавляет ревность, зависть, эгоизм. «Падме» произносят против невежества, глупости и жадности. А «хум» утихомиривает злобу и ненависть. Буддисты говорят, что слова способны менять человека именно из-за своего скрытого смысла. Поскольку мантра символизирует Бодхисатву, то, повторяя ее, человек тем самым хоть немного принимает в себя что-то из проявлений его природы. Ведь для буддистов звуки неотделимы от сущности, что имеет огромное значение. Мантра «Ом мани падме хум», с точки зрения верующих, очищает человека, удаляя своего рода завесы привычек и эмоций, мешающие раскрыться его телу и уму, а также дает знание истины.

Позитивный смысл

Эта «царица мантр» в буддизме служит не только орудием самосовершенствования и борьбы с пороками. Она еще и способна привлекать к человеку положительные качества, превращая то, что мешает просветлению, в то, что ему способствует. И тут огромную роль играют не только слова. Мантра «Ом мани падме хум», значение которой мы рассматриваем, носит еще название «Шестислоговая». И это неспроста. Каждый слог, составляющий эту фразу, тоже имеет сакральный смысл. Так, «ом» наделяет человека щедростью, «ма» — дает ему возможность вести правильную и достойную жизнь, «ни» — приносит терпение, «пад» — вызывает способность не только применять усилие, но и радоваться ему, «ме» — помогает медитации, а «хум» развивает мудрость. Кроме того, шесть слогов мантры символизируют количество рук Авалокитешвары, как его частенько изображают в буддийской иконографии.

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и ее влияние в потустороннем мире

Сакральный смысл этой ритуальной фразы, разумеется, не ограничивается только символикой и помощью в самосовершенствовании. Она, по верованиям буддистов, дает непосредственную практическую пользу в получении спасения. В их религиозных текстах утверждается, что произнесение этой мантры избавляет от перерождений в так называемых низших мирах. То есть такая практика способна прервать «круг сансары» и увести человека из этой «юдоли скорбей».

  • Слог «ом» закрывает путь в так называемый мир богов. Это место, подобное земному раю, жители которого испытывают разнообразные наслаждения. Но они не являются бессмертными, и когда их благая карма заканчивается, они вновь могут оказаться в кругу перерождений. Но пока им хорошо, они не думают о спасении.
  • Слог «ма» закрывает двери в мир полубогов. Эти существа очень хотят попасть в рай, и из-за этого постоянно грызутся друг с другом. Но их карма от таких конфликтов только ухудшается.
  • Слог «ни» не дает снова переродиться в нашем мире, где живут люди.
  • «Пад» — избавляет от переселения в тела животных, где можно застрять очень надолго – на тысячи лет.
  • Слог «ме» не дает после смерти стать одним из голодных духов, которые всегда ищут, кого бы съесть и не имеют отдохновения.
  • А «хум» избавляет от ада. С точки зрения буддистов, это иллюзорный мир, но причиняющий реальные страдания. Людям, которые там находятся, представляется, что их мучают, и им кажется, что это происходит бесконечно.

fb.ru

ОМ МАНИ ПАДМЕ (ПЕМЕ) ХУМ – одна из самых известных и в тоже время сакральных буддийских мантр. Ее явление относят к Бодхисаттве Авалокитешваре, Будде милосердия и сострадания. Авалокитешвара в буквальном переводе означает «Внимающий звукам мира» или «Господь, внимающий миру». Эти звуки – голоса нуждающихся и страждущих. Будда Авалокитешвара дал обет откликнуться на мольбу любого, кто обратится к нему за помощью. Бодхисатва также известен и тем, что может предстать перед верующими как в мужском (Авалокитешвара), так и в женском (Гуаньинь) обличиях. Его исполненная сострадания слеза дала рождение бодхисатве и богине Таре.

Авалокитешвара – тот, кто спасает от оков сансары. Его сострадание настолько велико, что будучи пробужденным и освобожденным он остается в сансаре помогать всем живым существам, пока все они не достигнут освобождения.

Он белого цвета, поэтому всегда чист и непогрешим. Его первые две руки соединены в молитвенном жесте, который символизирует просьбу, адресованную всем Буддам и Бодхисаттвам с намерением помогать всем живым существам и избавлять их от страданий, в них покоится Драгоценность, исполняющую желания.

В двух других руках у него лотос – символ мудрости и чистоты и чётки – средство освобождения через начитывание мантр – из хрусталя, олицетворяющего пожелания мира и благополучия Вселенной.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – мантра, которую дал миру Авалокитешвара, в которой закодировано учение об освобождении. В буддизме известна как «сокровище мудрости» или «краткое учение», помогающее пробудить природу Будды – просветленного пробужденного Существа.

Значение мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Далай Лама XIV так поясняет суть мантры: ОМ – это чистота тела, речи и ума Будды. Драгоценность МАНИ в его руках – стремление каждого живого существа к Просветлению (Пробуждению Сознания). Молитвенный жест – необходимость проявления любви и сострадания. Лотос ПАДМЕ – символ мудрости и чистоты. Чётки – символ практики. ХУМ – единство практики (метода) и мудрости.

Согласно представлениям буддистов, сансара состоит из шести слоев – миров, по которым странствует душа исходя из своих внутренних склонностей. Авалокитешвара является тем, кто очищает и освобождает душу от подобных негативных наклонностей, даруя просветление и освобождение.

Мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» состоит из шести слогов. Буддисты верят, что начитывание мантры сокращает пребывание души в одном из шести миров сансары – круге бесконечных рождений и смертей:

ОМ – соответствует миру полубогов (девов). Основная негативная эмоция здесь – гордыня и тщеславие. Произнесение слога «ом» в мантре преобразует гордыню и самомнение, закрывая, тем самым, рождение в мире полубогов.

МА – соответствует миру асуров (титанов) или воинственных небожителей. Основные негативные эмоции – зависть, соперничество, конкуренция. Произнесение слога «ма» трансформирует ревность и зависть и освобождает от рождения в мире гневных божеств.

НИ – соответствует миру людей, основными негативными эмоциями в котором являются привязанности, иллюзии и заблуждения. Произнесение слога «ни» преобразует эти энергии и закрывает рождение в мире людей.

ПЕ (ПАЙ) – соответствует миру животных, в котором в большей степени проявлено невежество. Произнесение слога освобождает от невежества и перерождения в мире животных.

МЕ – соответствует миру голодных духов, которыми движут жадность и алчность. Произнесение слога «ме» преобразует эти энергии и освобождает от рождения в подобных мирах.

ХУМ – соответствует адским мирам, где преобладают энергии ненависти и злости. Слог «хум» очищает сердце от злобы и освобождает от перерождения в адских мирах.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Поздние переводы

Более поздние переводы выделяют в мантре Авалокитешвары 4 слога:
ОМ – звук Абсолюта;
МАНИ – драгоценность, жемчужина;
ПАДМЕ – лотос;
ХУМ – сердце.

И дословно переводят, как: «О! Жемчужина в цветке лотоса!», «Славься, сокровище в цветке лотоса!», «О! Жемчужина в лотосе моего сердца!» и подобные. Считается, что такие переводы более поверхностные, но, являясь «кратким учением», ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ должна быть рассмотрена со всех сторон.

Жемчужина, драгоценность, алмаз ассоциируется в буддизме с Сознанием. Лотос – с оправой и проявленной Вселенной. Таким образом, мантра Авалокитешвары означает также соединение двух противоположностей – Сознания и Энергии, материи и духа, мужского и женского начал в их неразрывной связи, как и сам Бодхисаттва Авалокитешвара и в тоже время богиня Гуаньинь.

В «ОМ» пребывает все Мироздание. Это Единый Абсолют, который в своей основе имеет Сознание. Это Сознание – Драгоценность (МАНИ) хранится в Лотосе (ПАДМЕ) – символе чистоты, который произрастает из грязи, оставаясь незапятнанным этой грязью. Подобно самому Авалокитешваре – Гуаньинь, пребывающем в сансаре, оставаясь этой сансарой не обусловленным. И сам Авалокитешвара – Гуаньинь, изображаемые сидя на Лотосе, становятся Сокровищем как олицетворение пробужденного сознания Будды. А это сокровище хранится в сердце каждого человека – ХУМ.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – это также соединение трех сил: творения, поддержания и разрушения. ОМ – Вишну, Бог, поддерживающий Вселенную. Он обитает в молочном океане (Его Сознание распространяется на Галактику Млечный путь) и пребывает в медитации (Самадхи). МАНИ ПАДМЕ – это творец Брахма, рожденный из лотоса (Падме) как олицетворение разума Всевышнего (Мани). ХУМ – это Рудра (Шива). Шива – благой, он исполнен сострадания и любви ко всем живым существам, и поэтому пребывает в сердце всех верующих. Его форма Рудры разрушает материальную Вселенную и все иллюзии, заблуждения, привязанности, спасая, тем самым, от оков сансары.

ОМ – звук, содержащий всю Вселенную.
МАНИ – драгоценность или Сознание – основа всего сущего и несущего.
ПАДМЕ – обрамление Сознания, его Энергия, манифестация, формы и проявленная Вселенная.

ХУМ – квинтэссенция учения и возвращение в Источник. Это биджа-мантра Шивы, в которой пребывает Верховный Будда, Верховное Божество (Махадев) или Высшая Сила. Пробуждение или просветление символизируется жемчужиной (мани), выходящей из лотоса человеческого сознания (падме).

ХУМ – биджа-мантра внутреннего огня, сжигающего любое невежество, страхи, сомнения, заблуждения, злобу, зависть, ненависть и т.д. ХУМ – ЭТО Натарадж, танцующий танец свободы на голове демона невежества.

Биджа-мантра ХУМ считается «защитной броней», нейтрализующей все вредные воздействия. Она как щит отбрасывает направленные негативные действия. В Тибете широко используется в мистических ритуалах, как гневный клич, бросаемый демонам, желаниям и невежеству сансары. ХУМ – символ разума, свободного ото всех обусловленностей.

ХУМ – победоносный клич, исходящий из самого сердца. Это прорыв и разрывание цепей сансары.

ОМ – содержит в себе все. Это начало и первый слог мантры Авалокитешвары. ХУМ – последний слог, который возвращает в Единство.

Простые буддисты верят, что тот, кто произнесет эту мантру 100 000 раз, обретет Просветление. Монахи постигают суть мантры через раздумывания над ее смыслом, созерцание символов слогов, визуализацию соответствующих миров и Бодхисаттвы Авалокитешвары. Знающие мудрецы говорят, что первичен внутренний настрой и вера. Когда любое действие наполнено осознанностью, оно становится практикой. Когда любое слово произносится с верой и чистой устремленностью, оно становится мантрой.

Автор статьи —

slavyoga.ru

Перевод и значение

Значение мантры

Несмотря на то, что мантра совсем короткая, но относительно ее перевода до сих пор нет единого мнения. При этом слова, из которой она состоит, действительно существуют в санскрите.

Так, слово «падма» обозначает лотос, «мани» — драгоценность или драгоценный камень. Самый популярный перевод этого буддийского напева звучит как «ОМ, ты сокровище на лотосе».

Однако удовлетвориться таким значением великой мантры могут только буддисты-неофиты. Образованные последователи Будды вкладывают в нее другой, сакральный, смысл.

По их мнению то, что священные слоги этой мантры образовали слова со столь красивым значением – это не более чем игра высших сил и языка.

С их точки зрения, чтобы раскрыть глубину этой мантры, необходимо осознать, что предназначена она именно бодхисаттве Авалокитешвара. В буддизме этот персонаж является олицетворением милосердия на земле.

Это звуки любви и сострадания каждому живому существу на планете.

Просвященные люди не делят эту мантру на слова. Для них она состоит из шести слогов, каждый из которых находится точно на своем месте и связывает с одним из шести миров, из которых, по верованиям буддистов, состоит Вселенная.

  1. ОМ – мир богов
  2. МА – мир воинов, живущих на небе
  3. НИ – мир людей
  4. ПАД – мир животных
  5. МЕ – мир демонов, мучающихся от вечного голода
  6. ХУМ – мир ада

Для чего нужна эта мантра?

Для чего нужна людям?

Манатра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ считается универсальной. Буддисты верят, что произнося эти шесть слогов, они воздействуют на свою ауру, улучшают карму. При этом поправляют здоровье физического тела и уравновешивают эмоциональное состояние.

Поэтому рекомендуют ее тем, кто находится в сложной ситуации, терпит потери, имеет проблемы со здоровьем.

Регулярная работа с этой мантрой придаст сил, поможет найти выход из любого, самого трудного положения. А также заставит внутренние органы работать слаженно, изгоняя их тела все болезни.

Последователи буддизма верят, что мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ тесно связана с третьей чакрой, Манипурой, ответственной за желудочный огонь. Именно ее она более всего насыщает жизненной энергией, праной.

А, значит, с ней нужно проявить осторожность людям, имеющим проблемы с избыточным весом: под воздействием этой мантры может разыграться нешуточный аппетит. Тому же, кому надо поправить силы, это принесет большую пользу.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – очень сильная мантра. Произносить и даже слушать священны слоги не рекомендуется просто так. А тем, кто пребывает в гневе, лучше вовсе ее забыть. Произнесенная человеком, имеющим злой умысел, она может обернуться большими бедами для него самого.

Могущество и сила

Сила слов

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – эта мантра избавления и защиты от всего негативного. Причем не только во внешнем мире, но и внутри себя. Так, произнося эти шесть слогов, человек избавляется от отрицательных качеств, которые день ото дня подтачивали его изнутри.

Это:

  • ревность
  • злость
  • гордость
  • жадность
  • привязанность
  • необразованность

Начав работать с этой мантрой, человек будет отмечать перемены к лучшему, происходящие с ним. Это достигается благодаря тому, что слова ОМ МАНЕ ПАДМЕ ХУМ:

  • чистят карму
  • помогают раскрыть «спящие» таланты
  • открывает и усиливает чувство сострадания ко всякой жизни на земле
  • защищает от агрессии, исходящей от животных
  • защищает воина во время боевых действий
  • оберегает от злых мыслей и мантр, направленных во вред человеку

Техника исполнения

Как медитировать?

Как и любая другая мантра, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, требует особенного, медитативного настроя. Мысли человека во время работы со священными слогами должны быть спокойны, мысленный взор направлен внутрь себя.

Необходимо сосредоточиться на звуках и вибрациях, которые они вызывают в теле.

Работу с этой мантрой можно описать в следующей последовательности:

  1. Принять позу, подходящую для медитаций. Идеальна поза лотоса или любая другая сидячая со скрещенными ногами. Но если расслабиться так будет сложно, то не возбраняется замереть в любом удобном для тела положении.
  2. Необходимо расслабиться, успокоить дыхание и закрыть глаза.
  3. Трижды прочитать ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, медленно, на одной ноте, сосредоточившись на каждом звуке. Делать это можно вслух или внутренним голосом, в зависимости от ситуации. Самое главное — каждому слогу соответствует свой цвет. Произнося его нужно представлять:
    • ОМ –белый
    • МА – синий
    • НИ – желтый
    • ПАД – зеленый
    • МЕ – красный
    • ХУМ — черный.
  4. После этого можно немного отдохнуть, буквально 3 – 5 секунд и трижды прочесть священный слог ОМ.

Рекомендуем посмотреть видео «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ»:

Поделиться с друзьями:

www.hiromantia.net


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.