Янтра йога

Янтра йога – это одна из тибетских школ йоги, близкая к Хатха йоге или Цигун. В этом стиле йоги уделяется много внимания правильному вхождению в позу (асану) и правильному дыханию, при этом самое важное в Янтра йоге — это движения, а не позы. Как следует из учения Янтра йоги, именно движения координируют нашу жизненную энергию – прану.

Янтра йога – школа, которая проистекает из традиций буддизма, зародилась в Тибете. Этот стиль основывается на интегрировании глубокой внутренней сущности.

Янтра йога можно подстроить под индивидуальные особенности и нужды отдельного человека, поэтому её могут практиковать даже дети, пожилые люди и беременные женщины. Для этого стиля не существует противопоказаний, связанных со здоровьем.

Если же вы мало интересуетесь философией буддизма и медитативными занятиями, а настроены на тяжелые нагрузки, то вам лучше рассмотреть другие школы йоги, например, Пауэр йогу или Аштанга йогу.


Янтра йога — это стиль для людей активных и предприимчивых, которые стремятся избавиться от стресса, снять напряжение, при этом, не потеряв концентрацию и бодрость.

Главным отличием Янтра йоги от Хатха йоги является то, что Янтра йога наполнена буддийскими традициями, ее основное направление — это концентрация внимания при помощи силы воли. В Хатха йоге первостепенным же является физическая сторона вопроса, то есть концентрация достигается путем нагрузок на тело.

История создания стиля

Стиль Янтра йоги также называют стилем исцеляющего движения. Это направление основывается на писании великого Вайрочаны. Он жил в восьмом веке нашей эры и считается одним из воплощений Будды. Учителем Вайрочаны был Гуру Падмасабхавы, который, если верить легенде, родился чудеснейшим образом из цветка лотоса.

Особенностью развития этого стиля является то, что до середины ХХ века он передавался только от учителя к ученику. В шестидесятых годах двадцатого столетия, во время китайского вторжения на территорию Тибета, представители этой школы бежали в другие страны, ища убежища. Одним из них был Чагьял Намкай Нобру. Он поселился в Италии и популяризировал стиль Янтра йоги в западных странах. Именно он создал пояснения к древнему писанию «Союз луны и солнца», а также сделал Янтра йогу доступной для широкого круга последователей.

Янтра йога – это единственный стиль йоги, основатель которого сам Будда, а не простой смертный.


Основные особенности

«Янтра» означает движение, поэтому сам стиль признан динамическим. Янтра йога воздействует на тело, речь и разум. Воздействие на тело происходит через позы (асаны) и переходы от одной позы к другой. Воздействие на речь происходит через дыхательные упражнения (пранаямы). Воздействия на разум происходит через медитацию и созерцательные техники. Только объединив все три аспекта, человек достигнет желаемого результата.

Акцент в Янтра йоге направлен на движение и дыхание. Кроме того, что дыхание является источником речи, оно также и источник жизненной энергии — праны. Прана обращается в энергетических каналах (нади) их используют во многих практиках для обеспечения концентрации и умственной работы.

Основной идеей стиля является гармоничное объединение тела, разума и речи для здорового функционирования человека. И на протяжении всей практики ученик стремиться к тому, чтобы его сущность стала единой.

Для посторонних непосвященных наблюдателей Янтра йога может показаться очень похожей на Хатха йогу, но на самом деле имеет одно важное отличие. В Хатха йоге нужно, приняв позу и сконцентрировав внимание, достичь абсолютного покоя разума, в Янтра йоге, напротив, нужно освободить разум, тело и речь. Если в первом случае важны позы, то во втором важно движение и процесс вхождения в асану, а не сама поза. Кроме того, некоторые движения выполняются мужчинами и женщинами по-разному, так как энергетические центры у них находятся в разных местах.


Также этот стиль имеет определенный терапевтический эффект и в этом он похож на Аюрведу. Но нужно понимать, что лечение — это не основное направлением данного стиля, хотя он и обладает целебными свойствами.

Главное, к чему нужно стремиться при занятиях Янтра йогой – это постичь своё истинное Я и перейти к состоянию созерцания.

Занятия янтра йогой

Очень важную роль в занятиях играет разминка (цинджонг). Чтобы не повредить мышцы и прочие органы, нужно хорошо размяться и разогреть тело. Такая подготовка занимает немалую часть занятия, зато вероятность получить травму практически нулевая.

Всего в стиле сто восемь упражнений, это число соответствует количеству священных буддийских текстов. Чтобы выполнить все упражнения, понадобится более десяти часов. Многие не располагают таким количеством времени, да и физически к этому не готовы. Поэтому на занятиях ученик выполняет лишь некоторые упражнения – янтры. Янтры выбираются индивидуально для каждого в зависимости от физической подготовки и потребностей человека.

Упражнения (янтры) – это сочетание поз (асан), движений и дыхательных упражнений. Движения часто имеют два варианта исполнения и всегда ограничены по времени, выполняются под четыре счета. Дыхание во время исполнения янтры делится на семь шагов, которые вводят в асану, устанавливают ее, и в конце выводят из нее ученика.


Школа Янтра йоги изучает девять видов дыханий (лунгро салва) и движений (лунгсанг) направленных на очищение.

Эффективность стиля

Занятия Янтра йогой восстанавливают энергию, дают физическое и моральное благополучие. Практики учат не поддаваться апатии, сохранять спокойствие во время стресса, поддерживать активность и здоровый дух.

Эта школа йоги является одной из школ тибетской медицины, которая помогает восстанавливать не только физическое здоровье, но и психологическое, без вмешательства психиатра или препаратного лечения.

dayoga.ru

Янтра йога

Янтра йога

Предисловие

Янтра-йога — система практики, включающая физические движения, дыхательные упражнения и методы сосредоточения. Ее можно считать эквивалентом Хатха-йоги в рамках буддийской традиции. Несмотря на существование многочисленных систем Янтры или Трулкор относящихся к различным тантрическим циклам, единственной системой, распространенной в настоящее время на Западе, является представленная в данной книге Янтра, которой с начала 1970-х годов обучал учитель Чогьял Намкай Норбу.


Вероятно, Янтра-йога имеет тот же источник, что и буддийские ануттаратантры или высшие тантры, которые в большинстве своем были принесены в Индию, начиная примерно с 4 века н.э., из Уддия- ны — царства, отождествляемого многими учеными с долиной Сват в современном Пакистане. Система Янтры, носящая название «Янтра единства солнца и луны» (’Phrul *khor nyi zla kha sbyor)y изначально была передана махасиддхой Хумкарой великому учителю Падмасам- бхаве, который затем передал ее в 8-м веке в Тибете2 Вайрочане. Вайро- чана, великий тибетский переводчик, впервые принесший священные тексты учения Дзогчен в Тибет, записал наставления, содержащиеся в этом тексте по Янтра-йоге.

Хотя Тенгьюр, буддийский канон комментариев и трактатов, включает большое число текстов по Янтре, особенность «Янтры единства солнца и луны» в том, что в ней содержится краткое описание семидесяти пяти поз, которые соотносятся с основными практиками пра- наямы и соответствуют такому же числу асан традиции хатха-йоги. Это представляет интерес с исторической точки зрения, так как наш текст может считаться наиболее древним текстом, описывающим такие позы, поскольку дошедшие до наших дней тексты Хатха-йоги относятся к более позднему времени.3

Вошедший в эту книгу оригинальный тибетский текст является частью цикла, известного как «Устная передача Вайрочаны» (Vai го snyan brgyud) и включающего также два других текста: «Преодоление препятствий.
ul *khor nyi zla kha sbyor gyi dgongs ’grel dri med nor bui me long), написанный Чогьялом Намкаем Норбу в 1976 году, был впервые опубликован на тибетском языке в 1982 году издательством «Shang Shung Edizioni», Арчидоссо, Италия, а затем в 1993 году Mi rigs dpe’skrun khang, Пекин.

Работая над переводом и составлением примечаний, я извлек огромную пользу из драгоценного сотрудничества с автором, Чогьялом Намкаем Норбу, у которого мне также весьма посчастливилось напрямую обучиться основам этой йоги во время последнего курса, который он проводил в Неаполе в 1976-77 гг. Кроме того, все годы, что я был занят переводом и подготовкой примечаний к этому тексту, он всегда терпеливо разрешал мои сомнения и прояснял многие сложные вопросы как в теории, так и на практике. Я хочу поблагодарить Лауру Эванджелиста и Фабио Андрико, двух главных инструкторов, уполномоченных Чогьялом Намкаем Норбу учить Янтра-йоге, за проверку текста и графическую организацию книги.

Я та.
иско, Тициане Готтарди, Игорю Легати и всем тем, кто так или иначе помогал выходу в свет этой книги.

Наконец, я хотел бы подчеркнуть, что для практики Янтра-йоги необходимо получить устные наставления от одного из уполномоченных инструкторов Дзогчен-общины, основанной Чогьялом Намкаем Норбу, и что для преподавания любой ее части нужно получить его непосредственное разрешение (для получения информации по данному вопросу, пожалуйста, обращайтесь в Институт Шанг Шунг, Италия: www.shangshunginstitute.org).

Адриано Клементе Октябрь 2001 г.

Янтра йога

Великий учитель Вайрочана был наделен тремя выдающимися качествами. Он был величайшим переводчиком священных текстов, жившим в Тибете, эрудированным ученым, полностью овладевшим знанием всех учений Сутры и Тантры, а также видьядхарой и сиддхой, обладавшим доподлинной реализацией состояния самосовершенства Дзогчен. Он записал эту систему Янтры или Трулкор, носящую название «Единство солнца и луны»,—весьма вероятно, наиболее древнюю из различных систем Янтры, распространенных в Тибете,—связанную с глубокой упадешей тантры Херуки Бхагавана Шри Нгондзога Гьялпо


Янтра йогаи представляющую собой удивительную вторичную практику устной передачи Ваджрного моста.6

Со времени, как ей учили своих удачливых учеников великий учитель Вайрочана и его ученик, сиддха Юдра Ньингпо7, и до наших дней «Янтра единства солнца и луны» вместе со связанными с ней наставлениями никогда не знала ни перерыва в устной передаче, ни ослабления способности наделения силой или действенности, позволяющей обрести сиддхи.

Хотя все системы Янтры связаны с различными тантрами и, в частности, эта традиция «Янтры единства солнца и луны», используемая йогинами в качестве вторичного метода практики Херуки Нгондзога Гьялпо, принадлежит к глубокому и тайному разделу ануттара- тантр, любой, кто подходит к практике йоги вообще и к истинному принципу Дзогчен, учения о самосовершенстве, в частности, должен, прежде всего, уметь расслабить тело, речь и ум в их естественном состоянии. Упражнения Янтры, которые задействуют все три аспекта тела, речи и ума, содержат в себе исключительный метод, делающий


Янтра йога

возможным расслабление. Следовательно, их не следует рассматривать исключительно как вторичный метод для таких тайных практик, как туммо8, но скорее как нечто необходимое для достижения подлинного расслабления тела, речи и ума каждого человека, как подготовку для любого рода практики. Это так, поскольку ум обнаруживает свое естественное состояние лишь когда прана находится в своем естественном состоянии. Находится прана в этом состоянии или нет, зависит от состояния «ваджрного тела»,9 и потому существуют различные виды движений для контроля ваджрного тела.

Иными словами, благодаря контролю над ваджрным телом посредством физических движений прана практикующего вновь обретает свое естественное равновесие. Как следствие, улучшается состояние

Янтра йога

элементов и телесное здоровье. Благодаря приведению в равновесие энергии элементов ослабевают препятствия и усиливаются благоприятные обстоятельства. Наконец, естественное равновесие ума способствует возникновению глубокого созерцания. Вот лишь некоторые из примеров многообразной окончательной и временной пользы практики Янтры. Поэтому эта практика представляет интерес для каждого, кто осознает функции тела, речи и ума как составляющие собственного бытия, независимо от того, является ли такой человек уже практиком мантраяны.10 Я считаю это действительно важным.

Чистая и непрерывная традиция драгоценного устного учения «Янтры единства солнца и луны» лучше всего сохранилась в Адзом Гаре в Восточном Тибете благодаря великому учителю Адзому Другпа,


Янтра йога


Другчену Дорджечангу Дродулу Паво Дордже11, его сыну Другсе Гьюр- меду Дордже12 и другим ученикам. Вследствие их деятельности и заинтересованности учение этой системы Янтры получило широкое распространение; однако вследствие произошедших в двадцатом веке перемен устная традиция различных систем Янтры, связанных с анут- таратантрами и, в частности, «Янтры единства солнца и луны», пришла в полный упадок и сегодня подобна солнцу, заходящему за вершину горы. В сущности, очевидно, что, несмотря на наличие текста «Янтры единства солнца и луны» в случае отсутствия драгоценных устных наставлений учителя линии преемственности можно получить лишь буквальное понимание данного текста, недостаточное для подлинной практики.

К счастью, с самого раннего возраста у меня была возможность проводить много времени с непосредственным учеником Адзома Другпа Ринпоче, моим дядей по отцовской линии Тогденом Угьен Тендзином13 (1888-1961 гг.). От него я получил устные наставления по методу практики «Янтры единства солнца и луны», что позволило мне впоследствии обрести достаточные знание и опыт содержащихся в ней глубоких методов. Кроме того, чтобы окончательно разрешить мои сомнения, все неясные или сложные для понимания вопросы текста, связанные с реальной практикой, были объяснены мне Другсе Гьюр- медом Дордже (1896-1959 гг.), сыном Адзома Другпа, видьядхарой Чангчубом Дордже14, учеником Адзома Другпа, и сыном последнего Гьюрмедом Гьялценом.

Движимый намерением избежать перерывов в драгоценной устной традиции «Янтры единства солнца и луны» и дать всем тем, кто будет заинтересован в будущем, возможность практиковать ее, я решил написать простой для понимания комментарий к оригинальному тексту Вайрочаны, основанный главным образом на записях, которые я вел, когда получал подробные устные наставления от Угьен Тендзина и других моих добрых учителей Янтры, а также на моем собственном опыте. Я также включил несколько таблиц с указанием времени выполнения различных дыхательных фаз движений и пранаямы четырех глубоких применений.

В заключение, приложив все усилия и способности, я написал этот подробный комментарий, дабы дать возможность прямо понять «Янтру единства солнца и луны». Я выражаю надежду и пожелание, чтобы это стало причиной высшего счастья, как временного, так и окончательного, для всех существ.

Чогьял Намкай Норбу Март 1982 г.

Янтра йога

Янтра—санскритское слово, которое может означать геометрическую форму, такую как мандала; но в переводе на тибетский слово трул- кор также означает «движение тела».16 Движение может дать начало множеству форм: отсюда и происходит значение Янтра-йоги. В сущности, движение служит для координации и управления праной, или жизненной энергией.

В тибетской буддийской традиции есть несколько систем Янтры, каждая из которых связана с особым тантрическим циклом. Например, в традиции сакьяпы одной из наиболее известных является Янтра, связанная с циклом учений Ламдре Лобилед.,7 Эта Янтра, изначально переданная махасиддхой Вирупой (примерно в десятом веке) была принесена в Тибет (примерно в одиннадцатом веке) в качестве вторичного метода практики Ваджрайогини Амогаваджрой, индийским учителем, который провел несколько лет в Тибете, работая вместе с тибетцами над переводом санскритских текстов. Амогаваджра также принес в Тибет несколько систем Янтры, связанных с Тантрой Чакрасамвары и переданных (примерно в одиннадцатом веке) махасиддхой Нагпопой, также известным как Канха или Кришначарья, который сам был великим практиком этой тантры. Первоначально эти системы состояли из нескольких упражнений, впоследствии расширенных и развитых на основе опыта данных учителей. Первоначальная Янтра традиции Тантры Каланакры также впоследствии была расширена такими учителями этого тантрического цикла, как Путон (1290-1364 гг.) и Таранатха (1575-1634 гг.). В более позднее время, особенно благодаря деятельности Джамгон Конгтрула Ринпоче (1813-189 гг.) Янтра Каланакры, носящая название Джордруг,8, получила широкое распространение. В других тибетских школах также существуют различные виды Янтр. Школа кагьюпа главным образом использует практику Шести йог Наропы, как ей учит традиция Чакрасамвары. Одна из систем Янтры, получившая в последнее время распространение в школе ньингмапа, связана с циклом Лонгчен Ньинтиг Джигмед Лингпы (1730-1798 гг.) Поскольку все эти тантрические циклы держались в тайне от непосвященных, связанные с ними Янтры, изначально предназначенные для развития практики туммоу относящейся к стадии завершения или дзогрим, также хранились в тайне.

19

Янтра йога


Тогден Угьен Тендзин (1888-1961)

Представленная здесь система Янтра-йоги носит название Нъи- да кханжор. По-тибетски ньида означает «солнце и луна», кханжор — «единство». Это изначальное название учения, переданного Вайроча- ной, выдающимся тибетским учителем, одним из наиболее важных учеников Гуру Падмасамбхавы. После того, как Падмасамбхава по приглашению царя Трисонг Деуцена (742-797 гг.) принес Ваджраяну в Тибет, Вайрочана стал очень важным переводчиком — он перевел с языка Уддияны на тибетский большое число изначальных текстов Дзогчен. Вайрочана получил передачу Янтра-йоги от Гуру Падмасамбхавы, который в свою очередь получил ее от махасиддхи Хумкары.19 Затем Вайрочана передал Янтра-йогу нескольким ученикам, среди которых был Юйра Ньингпо, и таким образом она дошла до нас. Такова линия передачи учения.

Помимо текста Вайрочаны есть также устная передача Янтра-йоги, что наряду с объяснениями учителя облегчает понимание оригинального текста. Я учился главным образом у моего дяди Угьен Тендзина, который был йогином и прекрасным практиком Янтры и Дзогчен. Спустя несколько лет после того, как я приехал в Италию, люди начали интересоваться Тантрой и тибетской йогой, и я стал учить их Янтре.20

Йога — санскритское слово, которое переводится на тибетский язык как налджор. Изначально йога означает «единство», но налджор в действительности означает знание истинного состояния: нал буквально означает «истинный» или «подлинный», джор — «обнаружить» это состояние или «овладеть» им. Таким образом, подлинное значение слова «налджор» — обнаружение нашего истинного состояния. В практике Янтра-йоги мы используем тело, речь и ум. С помощью тела мы выполняем движения и принимаем различные позы; с помощью речи или энергии мы применяем дыхательные техники, называемые пранаямами; с помощью ума мы выполняем сосредоточение или визуализацию, чтобы выйти за пределы рассудочной мысли и суждений. Так, работая одновременно с телом, речью и умом, мы можем обрести истинное знание — понимание нашего истинного состояния. Таков истинный смысл слова йога в терминах Янтра-йоги.

Когда мы говорим о теле, речи и уме, мы должны понимать, что легче всего работать с телом, потому что оно связано с материальным уровнем. Физическое тело позволяет нам видеть и осязать и таким образом является очень конкретным инструментом для достижения определенного уровня понимания. Чтобы обрести более глубокое понимание, далее нужно работать на уровне речи или энергии; но еще важнее уровень ума. В йоге ум подобен царю, тогда как энергию сравнивают с министрами, а тело — со слугами. Очевидно, что ум важнее, чем тело и речь. Однако физические движения и позы также важны, поскольку если мы не можем контролировать тело, мы не можем контролировать энергию; а если мы не можем контролировать энергию, мы не можем контролировать ум. Таким образом, в этом смысле ум зависит от энергии, а энергия — от тела. Йога приводит в равновесие эти три аспекта, прежде всего работая на уровне тела с помощью поз и движений, которые служат для координации и гармонизации энергии. В Янтра-йоге много поз, похожих на позы Хатха-йоги. Однако есть разница в способе выполнения. В Янтра-йоге поза — не главное; что важно, так это последовательность связанных с дыханием движений, выполняемых, чтобы принять позу. Как движения, так и поза выполняются в течение ограниченного периода времени, основанного на главном цикле из четырех счетов.21

Янтра-йога Вайрочаны включает сто восемь упражнений.22 Главный раздел состоит из пяти групп, каждая из которых имеет свою собственную дыхательную технику или пранаяму, служащую для контроля энергии праны. Существует пять главных практик праны, связанных с пятью группами янтр. Перед выполнением этих упражнений необходимо практиковать подготовительные движения. Когда мы впервые обучаемся у учителя практике, связанной с энергией праны, мы не можем быть уверены, что выполняем ее правильно. Поэтому в Янтра-йоге есть восемь подготовительных движений, связанных с восемью способами дыхания. Если мы обучаемся этим восьми движениям, называемым лунгсангУ и упражняемся в них так, как это необходимо, мы не совершим ошибок, занимаясь практиками праны, потому что мы уже знаем, как дышать правильно. Также есть две группы из пяти движений для точной координации нашей энергии: цигжонг и цадул. Эти восемнадцать движений—одна группа из восьми и две группы из пяти движений каждая—известны как предварительные практики. После того как мы их освоили, мы можем приступать к главным практикам — пяти группам янтр и пяти практикам праны.

В сущности, все эти практики служат для координации нашего дыхания в повседневной жизни. Мы все знаем, как вдыхать и выдыхать, но обычно не делаем это правильно, поскольку дыхание связано с умом, а ум часто расстроен и запутан. Мы можем увидеть это очень ясно, если понаблюдаем и сравним дыхание того, кто очень возбужден и того, кто совершенно спокоен и невозмутим. Вот почему мы должны координировать наше дыхание. В йоге говорится, что жизнь — это дыхание, потому что когда мы начинаем жить, мы начинаем дышать. Когда наше дыхание прекращается, наша жизнь заканчивается. Считается, что практикующие йогу живут долго, потому что они скоординировали свое дыхание. Один из важнейших методов на пути к этой цели — практика кумбхаки, особый метод задержки дыхания. Если практиковать ее часто и правильно, то кубмхака помогает скоординировать дыхание в повседневной жизни, чтобы избавиться от довления мыслей и эмоций.

Янтра-йога Вайрочаны принадлежит к традиции Дзогчен. Метод Дзогчен отличается от метода ануттаратантр. Метод Тантры — преображение, тогда как метод учения Сутры — отречение. Например, в учении Сутры эмоции называются «ядами», потому что если мы позволим им обусловить себя, мы можем создать много проблем и негативных потенциальных возможностей. Таким образом, мы должны контролировать свое существование, отказываясь от причин всего негативного. Однако в Тантре «яды» можно преобразить, так как подлинная природа эмоций — это энергия, аспект нашего истинного состояния.

Ати-йога или учение Дзогчен существует главным образом в традиции ньингмапа. На языке Уддияны Ати означает «изначальное состояние», йога — «знание» или «понимание». Отличительный метод учения Дзогчен основан на принципе не преображения, но самоосвобождения, поэтому в нем нет визуализации божеств. Поскольку Янтра-йога Вайрочаны принадлежит к системе Ати-йоги учения Дзогчен, вместо визуализации себя в виде божества, как в тантрической практике, каналы и чакры визуализируют с помощью метода, носящего название тонгра: тот означает «пустота», ра — «измерение». «Измерение пустоты» означает, что вместо того, чтобы преображаться в божество, мы пребываем в присутствии в знании пустоты, которая является нашим истинным состоянием. С другой стороны, если вы хотите изучить систему Янтры тантр Хеваджры или Калачакры, прежде всего вы должны получить посвящение соответствующей тантры и затем практиковать стадии зарождения и завершения. Только тогда вы сможете практиковать Янтру и работать с энергией праны, связанной с каналами и чакрами.

Каналы и чакры представляют собой внутреннюю структуру человеческого тела, именуемую в тантрийских учениях «ваджрным телом». «Ваджра» означает «нерушимый», «ваджрное тело» связано с измерением трех основных составляющих: каналов и чакр, протекающей через них праны, а также бинду или тигле, белой и красной семенных сущностей физического тела, которые составляют основу таких практик, как туммо.23

В тантрах раздела Дзогчен Упадеши объясняется, что после зачатия первой у человека развивается пупочная чакра. Затем из нее через канал развивается головная чакра, а за ней — другие главные чакры в горле и сердце. Этот канал или меридиан, известный как канал жизни24, развивается в спинной мозг и позвоночник. Вместе с тем он пребывает как главная энергия центрального канала.

Центральный канал, по-тибетски умаУ связан с двумя боковыми каналами под названием рома и къянгма.25 Канал рома, белого цвета и соответствующий лунной энергии, находится с правой стороны у мужчин и с левой стороны у женщин. Ро означает «вкус»; главная функция этого канала — давать ощущение удовольствия. Канал кьянгма, красного цвета и соответствующий солнечной энергии, находится с левой стороны у мужчин и с правой стороны у женщин. Къянг означает «одиночный», и в отличие от канала рома он не связан с многочисленными дополнительными каналами. Контроль этого канала важен для развития переживания пустоты. Таковы отличительные особенности двух каналов, связанные с двумя принципами упайи, или метода, и праджни, или энергии.26 Метод символизирует все, что относится к видимому или материальному измерению, тогда как праджня, обычно обозначающая различающую мудрость, в данном контексте символизирует энергию пустоты, которая является основой любого проявления.

Например, когда мы говорим о преображении как главном принципе практики Тантры, мы имеем в виду не только преображение энергии. Мы привыкли к конкретному материальному видению и, следовательно, в качестве метода преображения нам нужна зримая фигура божества или мандала определенных цвета и формы. Все эти составляющие, призванные дать идею о преображении, называются «методом». С другой стороны, праджня не имеет формы, но ее понимание нужно получить с помощью метода. В изображении божества в союзе, или я6-юму мужская фигура, символизирующая метод, неподвижна, тогда как женская фигура, символизирующая энергию, обнимает его в динамическом движении. Это символизирует нашу природу: метод устойчив и зрим, а энергия — нет. Представляемое должно быть зримым, и изображение должно позволять получить понимание, что его истинная сущность — это энергия. Этот принцип также лежит в основе классификации современных тантр. Те, что больше используют аспект метода, называются «отцовскими» тантрами, тогда как те, что больше используют аспект праджни или энергии, называются «материнскими». Так или иначе, каналы не являются материальными, но выражают движение энергии, а энергия может циркулировать различным образом в соответствии с тем, как эти каналы визуализируют. Обычно каналы визуализируют сплетенными на уровне каждой чакры и соединенными с центральным каналом на четыре пальца ниже пупка. Такая визуализация, в частности, используется в практиках, ставящих своей целью развитие ощущения удовольствия. С другой стороны, в некоторых случаях каналы визуализируют вертикально параллельными. Также иногда центральный канал заканчивается на четыре пальца ниже пупка, где он соединяется с двумя боковыми каналами, тогда как в других случаях он заканчивается в основании туловища.

Чакры — расположенные вдоль центрального канала диски, где сосредоточивается энергия. В соответствии с используемым методом визуализируют четыре, пять или шесть чакр. В случае если мы визуализируем четыре чакры, они расположены в голове, горле, сердце и пупке. Если мы визуализируем шесть чакр — как в случае, когда мы работаем с ощущением удовольствия,—мы добавляем чакру на четыре пальца ниже пупка и чакру в основании туловища. В тантрийских практиках преображения необходимо также визуализировать отдельные лепестки или ответвления каждой чакры: как правило, восемь в сердце, шестнадцать в горле, тридцать два в голове и шестьдесят четыре в пупке. Однако здесь есть и другие точки зрения.27 Чакры — не что-то воображаемое; это центры проявления и сосредоточения энергии. Так, хотя нельзя сказать, что каналы и чакры существуют на физическом уровне, они обладают собственной реальностью, иначе нельзя было бы объяснить действенность таких видов медицинской терапии, как акупунктура и прижигание (мокса). Суть в том, что у чакр нет жесткой материальной структуры. Иногда в текстах говорится, что центральный канал следует визуализировать толщиной в дюйм, иногда — со стрелу, в других случаях — значительно более тонким. Если бы он был определенного размера, его бы всегда визуализировали одинаково. Так же и чакры визуализируют в соответствии с особыми наставлениями, а не на основе их «реального» количества.

Визуализацию всегда выполняют в особых точках, так как прана или жизненная энергия сосредоточивается там, где сосредоточивается ум. Мы сосредоточиваемся на цветных сферах, представляющих энергию пяти элементов, в разных чакрах. В одних случаях формы и цвета визуализируют в разных чакрах, в других — только в главной чакре в пупке.

Медитация или созерцание означает знание природы ума за пределами двойственности. Это состояние олицетворяет центральный канал, тогда как правый и левый каналы символизируют двойственность и кармическое дыхание. Мы всегда живем во времени, обусловленные двойственным видением, суждениями, мыслями и идеями. Поскольку центральный канал символизирует природу ума, окончательная цель Янтра-йоги — заключить кармическую прану в центральном канале. Что это означает? Дыхание в отвлечении через солнечный и лунный каналы—путь к перерождению. Посредством отвлечения проявляются все действия, и порождается карма. Вот почему обычное дыхание называется кармическим. Когда рождается живое существо, у него уже есть свой собственный характер, порожденный особой кармой, связанной с праной и дыханием. Если мы хотим стать хозяевами самим себе и своему уму и больше не отвлекаться, прежде всего, мы должны научиться контролировать кармическое дыхание. Главный метод достижения этого называется «заключением кармической праны в центральном канале» с помощью практики кумбхаки, которая заключается во вдыхании воздуха через два канала и направлении энергии праны в центральный канал. Таким образом поток воздуха в двух кармических каналах исчерпывается и объединяется в центральном канале.

Пять видов практик праны, которые объясняются в этой книге, призваны помочь реализовать и упрочить знание природы ума посредством заключения кармического дыхания в центральном канале. У практикующего, непрерывно пребывающего в состоянии созерцания, нет такой проблемы, как неуравновешенная энергия. Многие люди не понимают, зачем нужна такая координация, считая дыхание чем-то естественным. Они говорят: «Зачем координировать дыхание, если мы дышим естественно с тех самых пор, как были детьми?» Но на самом деле нет дыхания, которое можно было бы назвать естественным. Наше обычное дыхание, связанное с энергией праны, традиционно сравнивают со слепой лошадью, тогда как ум считается подобным хромому всаднику. Так же как слепая лошадь не может быть независимой и нуждается в ком-то, кто бы ее направлял, энергия нуждается в том, чтобы ей управлял ум. Нет дыхания, которое было бы независимым и не связанным с умом и эмоциями.

В заключение, контроль праны очень важен, чтобы прийти к знанию природы ума, нашей истинной потенциальности. Если нам удается получить опыт этой потенциальности и овладеть им, мы — на пути и можем обрести реализацию. С другой стороны, если мы находимся в неведении относительно этого состояния, мы остаемся рабами нашего ума и не можем пребывать в своей истинной природе. Таким образом, важно скоординировать тело и энергию, и именно по этой причине Вайрочана передал учение Янтра-йоги, связанное с отличительным принципом Дзогчен.

Янтра единства солнца и ЛУНЫ

Вайрочаны

Янтра йога

Здесь содержится «Янтра единства солнца и луны». Выражая почтение поистине совершенному царю, Бхагавану Ваджрасаттве, я объясню «Янтру единства солнца и луны», ваджрный путь йоги видьядхар.

Облаченный для занятий Янтрой, йогин, сидя в позе Вайрочаны, выдыхает застоявшийся воздух.

®

Физические упражнения. В качестве предварительной практики примените главные моменты, связанные с конечностями и пятью вратами чувств. Вытянув ноги, раскрывайте пальцы рук и сжимайте суставы и органы чувств. В цогчил встряхивайте суставами лодыжек и кистей рук. В цог(чил), (колени) разведены в стороны, потяните колени назад. Сидя на коленях, ладони рук над головой, поворачивайтесь и наклоняйтесь в стороны. Вытянув и разведя в стороны ноги, вращайте локтями и лодыжками. Быстро и энергично вдыхая и выдыхая во всех этих (упражнениях)! следует расслабить пять органов чувств и суставы.

®

Очищение праны. Медленный вдох: стоя, обхватите руки и поднимите их. Открытая задержка: стоя, вращайте кулаками вокруг лба. Направление: (скрестите) колени, повернитесь и толкните (туловище) вправо и влево. Быстрый выдох: стоя на коленях, наклонитесь и прижмите сложенные руки. Быстрый вдох: прижмите подбородок и поднимите ягодицы. Закрытая задержка: скрестив большие пальцы рук и ног, вращайте шеей и затылком. Втягивание: лежа на спине, удерживайте вес тела на лежащих на земле ягодицах. Медленный выдох: поместите кулак ниже пупка.

©

Контроль каналов: выпрямите спину, выдохните грубый воздух через правую ноздрю и медленно вдохните гладкий воздух через левую ноздрю. Затем задержите нейтральный (воздух), пока он не распространится по всему телу. Массаж: хлопните в ладони и разотрите голову и тело, широко разведите в стороны (руки и ноги) и выдохните застоявшийся воздух со звуком «ХА». Вытягивание

лодыжек: стоя, вытяните (ногу) влево, согните ее и выбросьте вперед. Вращение рук: (вращайте) правой и левой (руками), выбрасывая их вверх и назад. Закрытие подмышек: сидя с полускрещенными ногами (и) широко разведенными в стороны (коленями), вытяните, согните и выбросьте в ударе (руки). Растягивание: в цогчил, стопы ног (вместе), тянитесь. Дыхательный метод во всех (упражнениях) состоит в открытой задержке на четыре счета и энергичном быстром выдохе (воздуха) со звуком «ХА».

®

Поскольку корень Янтры — прана, следует практиковать пять групп янтр, применяя семь видов дыхания: открытую задержку, направленную задержку, закрытую задержку, задержку со втягиванием, пустую задержку, гладкое и грубое (дыхание).

®

Непрямо вдохните воздух через правую (ноздрю) и применяйте сначала последовательно, а затем одновременно четыре характерных состояния открытой задержки, направленной задержки, закрытой задержки и задержки со втягиванием. Затем медленно выдохните через левую (ноздрю). Усердно упражняйтесь в этом.

Сидя на коленях, соедините большие пальцы рук и ног. Вдыхая в течение одного полного цикла, поднимите ягодицы и толкните плечи и грудь, прогните спину и шею и оставайтесь прогнувшись подобно верблюду. Всего примените семь фаз, включая вдох и задержку. Для тренировки, вставая на колени, выпрямите туловище; соедините ладони и подошвы стоп; прогнитесь и толкните. Для развития, вставая на колени, вдохните, сгибая руки в локтях и прогибая шею назад. Это группа для открытой задержки с семью фазами.

Вытянув одну ногу и согнув (другую), вдохните, поднимая правую руку, затем выдохните, заводя ее за спину и захватывая стопу ноги. Вытягивая левую (руку), вдохните и натяните вытянутую (ногу), затем, применяя направленную задержку, отведите правое плечо назад, скручиваясь подобно раковине. Для тренировки, изменив положение рук на обратное, натяните вытянутую (ногу) и повернитесь в сторону вытянутой (ноги). Для развития, вытянув обе (ноги) и поменяв (положение рук), положите затылок на колени. Это (группа) для направленной задержки с семью (фазами).

Лежа на спине и вдыхая в течение одного полного цикла, поднимите ноги и ягодицы; выпрямляя бока с помощью рук, вытяните ноги в коленях, перенесите вес тела на плечи и затылок и оставайтесь в полностью закрытой задержке подобно поднимающемуся (вверх) пламени. Для тренировки повернитесь влево и вправо и опускайте ноги, пока пальцы ног не коснутся земли. Для развития вытяните руки в одну линию с ногами. (Это группа) для закрытой задержки с семью (фазами).

Держа колени, ягодицы и спину на земле, большие пальцы рук и ног соединены, со звуком «ХА» прервите (дыхание) и выпятите грудь, опуская макушку головы на землю;

ignorik.ru

Занятия по ЯНТРА-ЙОГЕ
проводит сертифицированный преподаватель
ВИКТОР КРАЧКОВСКИЙ

 

Янтра йога

Виктор начал изучение хатха-йоги (Айенгар) и чаньми-цигун в 1991 году. С 1996 года обучался у учителей различных традиций ануттарайога-тантр. C 1996 года начинает практиковать Дзогчен-атийогу под руководством  Чогьяла Намкай Норбу и  Кьенце Еше (с 2008 года). Тогда же в 1996 году впервые соприкоснулся  с Янтра-йогой (видео). Прошел более 20 обучающих и сертификационных семинаров в рамках Академии Янтра-йоги под руководством  Фабио Андрико и Лауры Эванджелисти — ведущих учителей Янтра-Йоги.

В 2002 году был авторизован Чогьялом Намкай Норбу как учитель 1-го, а в 2008 году — 2-го уровня янтра-йоги.

Провел около 200 обучающих семинаров в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Литве, Польше, Румынии, Венесуэле, Италии в рамках Дзогчен-общины и вне ее.

Проводит обучающие и практические семинары по Янтра-Йоге и освоению кумбхаки, курсы гармоничного дыхания (BreAthe), а также курсы по особой системе Янтра-Йоги для детей от 5-6 до 12-13 лет.

Имеет опыт преподавания дыхательных практик людям с ограниченной подвижностью, а также с нарушениями функций дыхания.

В ходе практики будут осваиваться:

  • Девять очистительных дыханий — (Лунгро Салва)

  • Упражнения для разминки и расслабления суставов и связок — (Цигджонг)

  • Восемь движений очищающих прану — (Лунгсан)

  • Основные Янтры — сочетания движений, статических поз (асан) и дыхательных техник, координирующих физический,энергетический и ментальный аспекты существования человека

  • Пранаяма — эффективный способ накопления тонкой пранической энергии. Пранаяма наилучшее средство для очищение разума и подготовке сознания к медитации.

Справки по телефонам в Москве:
8 (499)241-92-03, 8(495)961-73-42,

Янтра йога

 

 

www.daowellness.ru

Фабио Андрико (Италия) встретил своего учителя, тибетского ламу Чогьяла Намкая Норбу, выдающегося мастера буддийской традиции Дзогчен, в конце 70-х годов, и с тех пор следует этому учению. В 1978 году Фабио Андрико был уполномочен Чогьялом Намкаем Норбу преподавать Янтра йогу, а в 1994 году — вместе со вторым международным инструктором Лаурой Эванджелисти — обучать и готовить будущих инструкторов Янтра йоги. Он принимал активное участие в подготовке публикации книги о Янтра йоге с расширенным комментарием Чогьяла Намкая Норбу, которая была впервые издана в 2008 году на английском языке (Tibetan Yoga of Movement, Snow Lion Publications, Ithaca NY, USA). В этом 2010 году вышло русское издание книги («Янтра йога, Тибетская йога движения», Шанг-Шунг, Уддияна, С-Петербург, 2010). Фабио Андрико проводит обучающие курсы и инструкторские тренинги по всему миру. С 1995 года в Италии и многих других странах под его началом проводят свои первые курсы начинающие инструкторы Янтра йоги.

Интервью с Фабио Андрико Fabio, которое взял Илья Журавлев для журнала Wild Yogi

Как вы открыли для себя йогу, когда у вас появился интерес к духовным практикам?

Я начал заниматься в своем родном городе, в Италии, вместе со своим другом, который немного занимался хатха-йогой. Он показал мне некоторые асаны и я заинтересовался. Мне было за 20, можно сказать что не совсем уже юный. Через пару лет мой друг собрался в Индию, и ему нужна была компания, так что он предложил мне оплатить билеты на самолет и все остальное, чтобы я поехал с ним. И вот мы поехали, и в итоге оказались в Бангалоре, занимались со Шри Джьети, он преподавал в традиции Бихарской школы йоги из Мунгера, эта линия идет от Свами Шивананды. Итак, я изучал Шивананда-йогу в ашраме четыре с половиной месяца. Я серьезно практиковал йогу по 8 часов в день, соблюдал посты. В этой системе пост считается частью натуропатии, и учителя были очень строги к студентам, требуя от них следовать правилам натуропатии, выполнять крийи — очистительные процедуры. И действительно, я практически «с нуля» достиг очень быстрого прогресса, освоил позу лотоса, поскольку ежедневно помногу практиковал. Шри Джьети говорил, что в самом Мунгере практиковали еще больше — вставали перед рассветом, выполняли 108 Сурья Намаскаров, шли к Ганге делать очистительные практики, пели мантры, потом выполняли последовательность и так далее. Вобщем, я старался, как мог, и усвоил одну важную вещь — если ты постоянно практикуешь, то развиваешься очень быстро, а если нет — ничего не произойдет. Насилие над собой до добра не доведет, но регулярная практика важна.

Вообще, Шивананда-йога считается довольно мягким стилем хатха йоги, в сравнении, например, с йогой Айенгара.

Да, это так. Много лет я приезжал на съезд йога-тичеров в Барселоне как представитель Янтра-йоги, и встречал разных известных преподавателей, большинство из них европейцы, например Жерар Блиц. Там были йога-тичеры разных стилей, но в то время не было так много Аштанга йоги или Пауэр йоги в этой области, в основном там была, я бы сказал так, классика, классика во всех смыслах. Вы знаете, сам Шивананда был саньясином, долго практиковал в лесу, в уединении. Он строго следовал четырем стадиям жизни по Ведам. Я тоже был склонен к традиции, довольно трудно определить, что такое традиция, но я предпочитаю классический подход к йоге.

Вы начали практиковать Янтра-йогу, когда встретили Намкая Норбу Ринпоче?

Думаю, это было в 1977. В то время я изучал хатха йогу и старался делиться своими знаниями на простых классах, которые проводил. Я учил в центре итальянской Федерации йоги. И в то время я встретил Намкая Норбу и получил учения Янтра-йоги от него. Так что я также начал практиковать Янтру. Я тогда посещал Дзогчен-общину в Неаполе, потому что учился там в Университете Восточных наук, а по вечерам я ходил в Дзогчен центр и проводил там классы Янтра йоги. В течение четырех лет я каждое утро вел занятия по хатха-йоге, а по вечерам Янтру. В это время я изучал книгу о Янтра йоге, чтобы лучше понимать философию, которая лежит за практикой. Когда ты учишься и преподаешь одновременно, то изучаешь все глубже и быстрее. После этого люди стали меня приглашать в разные места вести Янтру, и постепенно я стал официальным учителем Янтра-йоги. Через какое-то время мы стали и других учеников готовить как инструкторов Янтры, потому что интерес к практике рос и нужны были преподаватели.

Но все это происходило внутри Дзогчен общины, только для ее членов?

Да. В первую очередь потому, что все аспекты Янтры сильно связаны с практиками Ца Лунг (Ца значит тонкие каналы, а Лунг — прана, энергия) и должны передаваться хотя бы с минимальным контролем и пониманием, и также передаваться при ритуале посвящения, иначе живое начало теряется. Вы можете видеть внешнюю форму, но этого недостаточно. И если вы практикуете это просто из любопытства, вы играете с аспектами пранаямы и тонкой энергии, а это не очень хорошая идея, если при этом вы не следуете определенному пути, под присмотром квалифицированного учителя, обладающего глубокими знаниями.

Также было и в индийской йоге до тех пор, пока она не стала модной на Западе.

Да, потому что настоящая хатха-йога должна практиковаться на таком же уровне. Делать только асаны это еще не «полный пакет». Поэтому Патанджали разделил йогу на много составляющих, где асана — только одна ступень. Вот почему многие школы обучали асанам подолгу, прежде чем ученики начинали пранаямы, потому что тело должно быть подготовлено. Может, они и учат новичков простым пранаямам, типа нади шодханы, но не в полном варианте, без задержек.

Давайте поговорим о вашей конкретной линии передачи Янтра йоги. Насколько я знаю, в тибетской традиции есть несколько разных стилей практики асан, в каждой линии — своя, при этом все они обычно называются Трул Кхор.

Обычно, когда дается учение, и дается практика Ца Лунг, то также дается и Трул Кхор. Это как поддержка, подготовительные упражнения, чтобы подготовить основу и дойти до определенного состояния. Например, в Янтре есть 8 движений, которые очень важны для начинающих, потому что они помогают переделать, перепрограммировать шаблоны дыхания, состояние нашей энергии. Для правильной духовной практики вы делаете Ца Лунг, Но когда вы практикуете Ца Лунг, хорошо продолжать практиковать также и Трул Кхор, потому что это освежает вашу базу.

То есть можно сказать что Трул Кхор больше связан с физическими упражнениями, а Ца Лунг больше работает с энергией?

Честно скажу, я не знаю подробно о других линиях передачи, чтобы так обобщать. Я сомневаюсь, что какая-нибудь система Трул Кхор так четко сформулирована и богата, как Янтра-йога. В Трул Кхор обычно содержится лишь несколько движений, а в Янтре — 108. В нашей Янтра-йоге содержаться аспекты и Трул Кхор, и Ца Лунга — у нас есть пять разных пранаям, в которых третья, четвертая и пятая уже относится к Ца Лунг, потому что там работают с каналами и чакрами. Если вы опытный практик Янтры, то сможете практиковать любые техники Ца Лунг, какие захотите. Это вас не затруднит, если вы имеете правильную базу, нужное состояние, понимание, знание, тренинг.

Нужно ли человеку получать специальное посвящение, чтобы начать практику?

Для Янтры это не обязательно. Но для специальных методов Ца Лунг важно, как вы их получили, в какой традиции — вам нужно особое посвящение.
Tibetan1

Насколько я знаю, источник Янтра-йоги это тантра, написанная Вайрочаной в 8-м веке. По преданию он получил эти наставления от Падмасамбхавы, учителя, принесшего тантрический буддизм из Индии в Тибет. И слово Янтра здесь — не геометрическое изображение для медитации, как в Индийской традиции, а вариант перевода тибетского термина Трул Кхор — то есть «комплекс движений тела». Существует ли непрерывная линия передачи текста Вайрочаны?

Изначально, существовало три текста — текст о Трул Кхор, текст о медицинской пользе, что происходит на уровне 5-ти лунгов (пран), на уровне нервов и суставов — и эти две книги были опубликованы. И третья книга была о практике Туммо, и она была потеряна, копии не сохранилось.

Я знаю, что йога Туммо (йога внутреннего тепла) это одна из 6-ти йог Наропы.

Да, но это только одна из ряда линий передачи.

6 йог Наропы в школе Кагью и в школе Дзогчен это разные традиции?

Да.

Например Милам (йога осознанных сновидений) входит в состав 6-ти йог Наропы, и Намкай Норбу Ринпоче тоже обучает этой технике.

Фабио: Я думаю смысл практик одинаковый, но методы могут быть разные. Я не эксперт, чтобы объяснить все различия практики в разных линиях, но не всегда одно название означает одинаковую технику.

Интересно, что в Янтра-йоге все упражнения динамические и нет статического удержания асан.

Да, за исключением пранаям в позах сидя.

Вы думаете, это из-за холодного климата Тибета или причина в воздействии на тонкие энергии?

Не думаю, что это только из-за климата, это сама структура, характерная особенность стиля. Я также размышлял об этом. Сам Вайрочана не обучался в Тибете, он принес многие практики из соседних стран. Он был известен также как великий переводчик, он ходил в Индию и принес оттуда много текстов разных учений.

Я читал книгу по Янтра-йоге, и там были описаны последовательности разного уровня сложности, какие уровни существуют в Янтре?

Не то чтобы уровни, мы скорее можем сказать что есть открытые для всех и закрытые (для получивших посвящение) практики, по причине, которую я упоминал выше. Каким-то вещам можно учить всех и все получат какую-то пользу от этого, а другим не имеет смысла обучать всех подряд без посвящения. Но в самих сериях нет уровней сложности поз. Существует пять групп Янтр, в каждой из групп пять асан в движении, помимо этого каждая Янтра имеет два ваианта, так что в итоге получается 25 Янтр. В каждой группе есть пять типов кумбхаки (задержки), они всегда идут в одной последовательности — открытая задержка, направленная задержка, закрытая задержка, задержка со втягиванием (в Индии это уддияна бандха) и пустая задержка (на выдохе). Практика этих Янтр скорее связана с аспектом дыхания и задержки, нежели со сложностью поз.

Но я видел там некоторые очень сложные позы, например ганда бхерундасана. Начинающий сразу делает «8 движений» (самый базовый комплекс Янтра-йоги), или осваивает их шаг за шагом?

Все зависит от способностей ученика, но в большинстве случаев мы начинаем с основ. Но кстати в самих группах Янтр, в основных например — закрытая или направленная задержка для большиства людей сложнее, чем например в третьей Янтре. Нет однозначного роста усложнений при движении от первой Янтры к следующим, хотя конечно есть вариации посложнее, чем в первой. Когда начинаете делать третью Янтру, добавляется техника прыжков. В хатха-йоге есть последовательности асан, например я такую изучал в Ришикеше, там есть определнное количество асан, балансирующих, компенсирующих друг-друга. Также каждая последовательность Янтры сбалансирована — если например есть скрутка вправо с задержкой, то затем будет скрутка влево, без задержи, но для компенсации. И пять Янтр в группе балансируют друг-друга. Координация и гармония Янтра йоги меня восхищают.

Вы думаете эта последовательность была создана самим Вайрочаной?

Я не думаю, я не знаю. Известно, что Вайрочана составил и записал их.

Все эти упражнения записаны в тексте тантры?

Все описано в тексте. Есть коренной текст и комментарии. Комментарии важны для более ясного понимания. Вот почему нам нужны комментарии Ринпоче, основанные на прямых устных наставлениях его дяди — Ургьена Тензина, который прояснил разные аспекты. Ургьен Тензин сам получал прямые наставления от великих практиков Янтра йоги в течение длительного времени в уединении, чтобы углубить свое знание и способности к Янтре. И Римпоче получил большинство наставлений от него, на их основе он делал записи, и впоследствии написал комментарии. Затем много лет он писал книгу, делал рисунки и фото, прояснял разные детали. В своих комментариях он постарался, чтобы каждый момент был сверен с коренным текстом, и прояснен на основе устных наставлений, которые он получил от своего учителя.

Если сравнить с современными стилями хатха-йоги, в этой линии ничего не изменилось. Люди, которые передавали эти практики друг-другу, ничего не привносили своего.

Так и должно быть.

Если сравнить традиции индийской и тибесткой йоги, то мы видим, что какие-то вещи одинаковые, какие-то разные. Например описание основных каналов — центрального, левого и правого — у тибетцев они прямые…

Я не думаю что есть только один вариант описания, полагаю есть разные для разных методов. Это только некая потенция, и затем вы ее усиливаете разными способами, не только одним. Нельзя сказать что одно описание верно, а остальные ложные — нет таких ограничений. Но с другой стороны, если вы хотите изменить Янтра йогу — как вы это сделаете? Как менять зафиксированную последовательность движений? Одно движение подводит к другому, если вы измените одну позу, она не подготовит для следующий — тогда надо придумывать новую Янтру. Конечно, в реальности разные люди делают по-разному, в зависимости от своей энергии, состояния тела и опыта, но все равно они все стараются сделать необходимую позу. И очень важно, что они не меняют практику, если только не делают упрощенный вариант, когда тело не позволяет сделать полный. Даже разные учителя Янтры делают немного по-разному, в этой линии не занимались слишком много биомеханикой, как в школах хатха-йоги. Деталей по отстройке асан в тексте нет. Сомневаюсь, чтобы йоги, которые практиковали в пещерах, слишком беспокоились о выстраивании положения стопы и тому подобное. Это в большей степени западная паранойя. Янтра больше работает на уровне энергии, праны — а в этом случае работа отличается от практики, построенной с точки зрения анатомии. Например бхуджангасана — кобра. Обычно в ней говорят подобрать подбородок, локти подогнуты — а в Янтра йоге руки прямые, прогиб в спине, все тело вытянуто и напряжено, и на задержке — это с точки зрения хатха-йоги покажется кошмаром. В кобре тренируют открытую задержку, когда вы держите воздух внутри, но без блокирования, усилия или направления его. Напряжение, в Янтре называется дзунчел, доводят почти до дрожи, а дыхание при этом полностью открыто и расслаблено. Трудно сравнивать Янтра и хатха йогу, потому что они воздействуют на разные уровни взаимосвязей тела, энергии и ума.

Это очень интересно.

К нам приходят заниматься многие, практиковавшие разные стили хатха-йоги. Такие люди обычно прогрессируют быстрее, если они конечно не слишком обусловлены. Например, кто привык дышать уджайи в асанах, им трудно дыхание просто отпустить. В Янтре нет уджайи, а используется мягкое, прямое дыхание, без какого либо сжатия или контроля. Эта практика очень интересная и ясная.

А есть что-то общее с индийской йогой в пранаямах сидя — например капалабхати или бхастрика?

В Янтре нет. В Трул Кхор и Ца Лунг можно найти такое. В Янтре каждая задержка, каждое движение работает для своей цели, но воздействие всегда направлено на одну или больше из пяти лунгов (пран) — которые воздействуют на каждый аспект нашей жизни — дыхание, принятие пищи, переваривание, мышление, рождении и так далее.

Мы видим, что в тибетской йоге есть асаны и пранаямы, а как насчет шаткарм — очистительных практик?

В тексте Вайрочаны описаны только 108 движений, это все.

Является ли практика работы с энергией в Янтре подготовкой для техник визуализации?

Визуализации в Янтре не применяются.

Я имею ввиду продвинутые практики созерцания, например тогел (практика обретения мистического «радужного тела света»).

Как практика, которая улучшает наше состояние и координацию, Янтра может быть полезна для этого, но насколько я знаю, прямой связи нет. Но если вы посмотрите книгу о Янтре, там есть глава о разных сверхспособностях, достигаемых при помощи развития каналов и праны — например хождение по поверхности воды, как часть наших потенциальных способностей. Не то чтобы это было самоцелью, но появляетя при развитии своей потенциальности. Например дядя Ринпоче обладал сверхспособностями, в него стреляли и ему ничего не было, а в итоге он реализовал радужное тело. Хотя он практиковал Янтру ежедневно, это не из-за нее, для таких вещей надо осваивать специальные учения.

Среди разных тибетских школ очень трудно встретить ламу, который бы практиковал асаны и пранаямы.

Да, это так. Может быть только в школе Друкпа Кагью.

Почему сейчас эти практики не популярны в Ваджраяне?

Не знаю, может быть их держат в секрете, и мы просто не знаем, кто практикует, а кто нет. Я знаю, что в разных линиях есть разные типы Трул Кхор и разные последовательности практики, связанные с Ца Лунг. И согласно традиции сначала надо получить посвящение, и когда у вас уже установлена связь, жизненная сила учения, вы можете изучать все, что хотите. Но если речь идет о людях без понимания и без подобной связи, вы не должны обучать некоторым аспектам Янтры, потому что в этом нет смысла. Но сейчас мы учим всем 25-ти базовым Янтрам и все детали рассказываем. Это и раньше было открыто, Ринпоче всегда это рассказывал, но только небольшому количеству людей, которые стали его учениками. Не нужно открыто обучать техникам, в которых люди могут травмировать себя. Помню, когда я учился в Университете, у нас был парень, который раздобыл книгу о практике Кундалини, и без полного понимания он старался ее пробудить. Закончил он в психбольнице. Так что надо понимать, чему учить всех желающих, а чему нет. Только по этой причине, а не потому что кто-то раздувает религиозные секреты. Но даже внутри 25-ти Янтр есть очень много чего изучать. В Янтра йоге также важен ритм. Я вот много видел практиков йоги, для которых гибкость становилась препятствием, они не осознавали что они делают, легкость выполнения в силу их гибкости не давала им возможности оценить практику. Но порой при этом им было трудно скоординировать все с дыханием и делать плавно. В этом стиле, даже если вы опытный практик хатха-йоги, на это нужно время, координация и плавность движения не придет сразу. Тут важен ритм — когда движение начинается и когда заканчивается, когда начинается и заканчивается дыхание, нужно уложить следующее дыхание и движение в определенный ритм. Ритм в Янтре связан с ритмом сердцебиения расслабленного человека. А ритм сердца влияет на энергию. Янтра — это ритм. Нужно время, чтобы понять это, но когда почувствовал — практика становится очень интересной и ценной.

Что насчет диеты? Индийская хатха-йога предписывает практикующему придерживаться вегетарианской диеты.

В Янтре нет конкретных указаний, разве что для определенных состояний здоровья, но это в соответствии с принципами тибетской медицины, как балансировать состояние. В Тибете было непросто следовать вегетарианской диете, иногда не то что выбрать продукты, вообще есть было нечего — тут уж не о беспокойстве по поводу диеты. Люди были счастливы куску хлеба с маслом.

Конечно, в высокогорье Тибета так и было. Недавно мы публиковали интервью Чатрала Ринпоче, он также принадлежит к традиции Дзогчен, и он довольно строго проповедует вегетарианство. Он объясняет, что в горах Тибета было трудно с едой, но живя в Непале или Индии, совсем нетрудно быть вегетарианцем. Свои взгляды в первую очередь он аргументирует этикой, что человек должен избегать создавать негативную карму, поедая плоть убитых животных, когда есть возможность хорошо жить и питаться без этого.

В любом случае, как я упоминал, предписаний о вегетарианской диете в Янтре не встречается. В индийской йоге, насколько я знаю, тем, кто практикует много пранаям, предписано есть много топленого масла, чтобы сбалансировать элемент легких. Думаю, надо опираться на ваше конкретное состояние и балансировать его

Каково ваше мнение о довольно известном комплексе под названием «Пять тибетских жемчужин», в этой книге написано что это часть тибетской йоги, но не указано никакой линии передачи.

Я не знаю. Конечно, любые движения, если они не травмируют, полезны для здоровья. Но лично мне история из этой книги показалась странной — будто бы был какой-то потерянный монастырь в Индии, о котором никто не знал. Янтра йога в отличие от этого имеет четкую линию передачи и все признаки серьезного учения.

Вы изучали Янтру только у Намкая Норбу?

Да. Однажды я заинтересовался другой линией передачи тибетской йоги, но у меня не было достаточно времени изучать ее. В этой традиции учителя сказали, что мне сначала нужно сделать нендро (предварительные практики), но это занимает так много времени, которого у меня не было, так что я оставил эту линию.

Я слышал, что в традиции Янтры нет требования выполнять тантрическое нендро (сто тысяч простираний, сто тысяч мантр Будды Ваджрасаттвы и прочее).

Не нужно — так учит Намкай Норбу Ринпоче. Я уже говорил, Янтра даже не требует предварительного особого посвящения, чтобы начать практику. Единственное, что вам нужно, если вы хотите идти путем Янтры — получить передачу учения Ринпоче, и все. Затем люди могут изучать Янтру, она полностью открыта. Она может быть очень полезна и интересна для людей.

Если кто-нибудь начинает с Янтры, он может продолжить учениями Дзогчен. Но если человек не интересуется традицией Дзогчен, он может просто практиковать лишь упражнения Янтры?

Да, если он так хочет, ограничений здесь нет. Каждый человек имеет одинаковые свойства — одно физическое тело, ум, энергию. Если вы не верите в учение Будды, это не значит, что у вас другое тело, ум и энергия. Можно работать на этом уровне, не важно — верите вы в Дзогчен или нет.

Оригинал статьи:
http://wildyogi.info/ru/issue/ilya-zhuravlev-%C2%AByantra-ioga-eto-ritm%C2%BB-intervyu-s-fabio-andriko

Источник

www.yoga-news.ru

Описание янтра йоги

Изначально было заведено, что методика янтра йоги или йоги движения передавалась лишь в узком кругу, и причем происходило это все под грифом «секретно». Но после того, как китайским войскам удалось захватить территорию Тибета, некоторые из тибетских лам по причине сложившихся обстоятельств были вынуждены преподавать свои учения в других странах.

Тибетская йога движения основывается на принципе того, что в человеке существуют две противоположные стороны, которые условно были названы Солнце и Луна (можно сказать, что это похоже на инь и янь). Соединяя эти две противоположные энергии, человек учится жить в гармонии со своим телом и душой.

Следует отметить, что существует ряд упражнений, которые мужской пол проделывает с одной стороны своего тела, а женский пол, соответственно, с другой. Все это связано с тем, что в человеческом теле существуют особые каналы энергии, которые у мужского и женского пола имеют различное расположение.

Янтра йога

В связи с тем, что с тибетского языка слово “янтра” переводится, как действие, движение, то нетрудно догадаться, что базой для упражнений данного вида йоги является именно передвижение, а не какие-либо статические позы.

Помимо этого, существует еще одно не менее важное составляющее янтра йоги – это визуализация, которая позволяет понять человеку сущность окружающих его разнообразных форм и материй, а из этого понимания следует осознание того, что человек может видеть и воспринимать предметы вокруг без участия зрительной системы.

Согласно учению янтра йоги, движение является тем самым посредником, которое помогает человеку направить в нужное русло и скоординировать собственную энергетику. Весь комплекс упражнений, входящий в янтра йогу, позволяет отыскать баланс человеческой энергетики, а это, в свою очередь, открывает возможность прийти к равновесию и гармонии человека.

Практическая часть

Янтра йога насчитывает сто восемь движений, такое число не случайно, так как оно соответствует числу священных буддистских писаний. Просчитано, что на выполнение всех ста восьми движений янтра йоги человеку потребуется не много немало десять часов времени.

Естественно, вряд ли кто-либо в состоянии осилить такую нагрузку на организм. Поэтому порядок тренировки в янтра йоге представляет собой следующую комбинацию: стандартное занятие продолжается от полутора до двух часов, при этом часть от всего времени направлена на разминку, безусловно, йога не опасный вид спорта, но вероятность получения травмы также присутствует, поэтому перед началом практики необходимо разогреть мышцы.

Янтра йога

Важно также отметить, что человек имеет дело с физической нагрузкой, поэтому комплекс упражнений подбирается индивидуально в зависимости от того, какие движения в состоянии выполнять занимающийся янтра йогой.

Суть янтра йоги

Представленный вид йоги отличается от иных разновидностей не только специфическими упражнениями, но также сущностью. Суть янтра йоги заключается в том, чтобы наделить человека новыми силами, внести спокойствие и равновесие, разрядить его мысли и чувства и самое главное — перевести жизнь в благополучное русло.

Янтра йога

Чем полезна янтра йога?

Благодаря тому, что янтра йога взаимодействует со сферой медицины, то она также помогает избавиться от психических расстройств и физических недугов. Такое излечение возможно вследствие очищения и раскрывания энергетических каналов, которые, в свою очередь, привносят баланс в пять частей организма человека – воздух, огонь, воду, землю и пространство.

webdiana.ru

История янтра-йоги

Этот вид йоги известен с 8 века нашей эры, и связан с именем Вайрочана, автора трактата «Соединение Солнца и Луны».

Янтра-йога, она же тибетская йога движения или «янтра единства солнца и луны» – древняя система восточной традиции, истоки которой таятся в VIII столетии нашей эры. Является вспомогательным методом практического учения Дзогчен, составляющей одной из школ тибетского буддизма.

Йога движения была изложена учителем-практиком Вайрочаной и записана в древнем трактате «Союз солнца и луны». Долгое время течение было закрытым и распространялось тайно от мастера к ученику, и только с 70-х годов XX века получило известность на Западе под влиянием тибетского ламы Чогьял Намкай Норбу.

Считается, что янтра-йога – единственное направление йоги, ведущее начало не от простого человека, а от самого Будды. Так же полагают, что линия передачи этой практики от учителя к ученику никогда не прерывалась, и поэтому она дошла до наших дней полностью в неизменном виде.

Особенности янтра-йоги

Янтра в переводе с санскрита — это геометрический рисунок, форма. Однако в тибетском языке значение уже иное, там янтра означает движение.

В основе янтра-йоги, практикуемой тибетцами, лежат гармоничные движения (янтры), выполняемые в строгом ритме и скоординированные с определенной чередой дыхательных циклов и задержек дыхания.

Очень важен ритм дыхания. В янтра-йоге работают над соединением дыхания и движения, используют ритмическое дыхание, а также используют задержки дыхания на вдохе и выдохе. Во время задержки дыхания идет расслабление.

Янтра-йога не требует от ученика серьёзной подготовки и хорошей физической формы, практику можно начать в любое время, если нет противопоказаний со стороны вашего здоровья.

Янтра-йога задействует тело – через выполнение движений, вхождение в асаны и посредством дыхания (пранаяма), ум – воздействуя на него медитацией и созерцанием. Истинный глубокий эффект от йоги возможен лишь при гармоничном сочетании на практике всех компонентов.

Важно: этот вид йоги практикуется с учителем. То есть можно начать с книг или дисков, но если вы будете заниматься без общения с учителем вживую, то могут появиться серьёзные проблемы с энергетикой — так предостерегает практикующих Фабио Андрико, официальный международный инструктор янтра-йоги.

Практика янтра-йоги

В отличие от других видов йоги, здесь важны не столько сами асаны, сколько движение (вхождение в позу), динамика.

Мужчины и женщины делают многие позы с разной стороны.

Сначала идет разминка, расслабление суставов и связок. После разогрева тела идёт основное занятие.

Система янтра-йоги включает 108 упражнений – янтр и пранаям, которые классифицируются на практики трех уровней.

Предварительные практики

  • Пранаяма из девяти выдохов, избавляющих организм от нечистого воздуха.
  • Янтры Цигжонг (5 элементов) – разминающие и расслабляющие суставы.
  • Лунсанг – 8 движений янтра-йоги, помогающие очистить прану, сбалансировать и увеличить энергию, освоить восемь дыхательных типов.
  • Янтры и пранаяма, снимающие блоки и восстанавливающие движение праны в каналах.

Основная практика

Основная практика включает в себя пять частей, каждая из которых несет в себе следующие элементы:

  • Пранаяма;
  • 5 базовых янтр, акцентирующихся на основных типах задержки дыхания;
  • 5 упражнений для тренировки;
  • 5 янтр для фундаментального овладения техникой;
  • 7 серий движений, выполняемых в Падмасане (асана лотоса), и соответственно 7 типов дыхания, координируемых с каждой янтрой.

Лунсанг

Комплекс движений лунсанг (восемь движений янтра-йоги) – самый популярный цикл янтра-йоги. Выполнение упражнений занимает от 15 минут (у подготовленного практикующего), в ходе которых достигается мощный эффект — снятие напряжения, и наполнение организма жизненной силой.

Помимо этого, «Восемь движений» позволяют преодолеть устоявшиеся шаблоны дыхания, освоить азы правильного цикла: четыре способа выдоха и вдоха, и четыре приема дыхательных задержек.

Популяризатор данного комплекса — итальянский практик Фабио Андрико, продолжатель традиций янтра-йоги на Западе.

Волна Ваджра

Завершающий раздел янтра-йоги – Волна Ваджра – призван устранять последствия ошибочной практики, возникающие на уровне тонких каналов с праной.

Заключение

Регулярная практика тибетской янтра-йоги позволяет упорядочить и направить прану, дарит гармонию сознания, физическое здоровье и ясность ума. Данное направление в йоге учит практикующих спокойствию и умиротворенности, заряжает энергией и направляет жизнь в иное, более совершенное русло.

Но помните — нельзя начинать новые практики без консультации с врачом, и следует убедиться в отсутствии противопоказаний для данного вида йоги. 

alexarhat.ru

Тибетская йога движения: корни уходят в древность

Тибетская йога – это буддийская параллель индуистской хатха-йоги. Второе её название – янтра-йога. Слово «янтра» — это, прежде всего, изображения для медитаций наподобие мандалы. Но так же оно значит «движение», потому эту практику восточных монахов называют ещё «тибетская йога дыхания и движения». Она представляет собой комплекс физических и дыхательных упражнений, наподобие хатха-йоги. Но янтра отличается тем, что всё внимание здесь сосредоточивается на движении.

Хатха-йога базируется на статичных асанах. В ней есть динамические крийи и виньясы, но основа, всё-таки, в статике. Тибетская йога дыхания и движения основывается на том, что в упражнении ценно каждое мгновение. Значит, нужно одинаково внимательно относиться к входу в асану, нахождении в ней и к выходу из неё, всем этим этапам уделяется равное количество времени.

В книге «Тибетская йога тела, речи и ума» говорится о том, что янтра была создана в VIII веке. Она содержала комплекс ца лунг, и многие другие упражнения. Всё это могло остаться тайной практикой буддийских лам, но в середине прошлого века Тибет был охвачен войной. Многие учителя оказались в изгнании в Европе. Так янтра, ца лунг и другие практики стали доступны и нам. Сейчас даже можно найти видео, обучающее тибетской йоге.

Хатха и янтра: основные различия двух видов йоги

http://www.youtube.com/watch?v=Hi-qXlfJ5RM

Тибетская йога дыхания и движения – это комплекс из 108 асан. Цифра немного надуманная, ведь количество упражнений было «подогнано» под число томов в сборнике высказываний Будды. Тем не менее, ламам хватает. Янтра имеет и другие особенности.

Как уже было сказано, главное в этом виде йоги – не статика, а движение. Здесь нет длительного удержания какой-либо асаны. И в его основе упор, скорее, не на позы, а упражнения.

  • Здесь меньше внимания уделяется физическим нагрузкам. Например, упражнения ца лунг гораздо легче, чем сурья намаскар из хатха-йоги. Почти весь тибетский комплекс можно выполнить сидя. В индийской традиции считается, что физические нагрузки помогут нам сконцентрироваться и сосредоточиться. Тибетская йога тела, речи и ума предлагает достичь этой концентрации, используя несложные упражнения и усилие воли;
  • В янтра-йоге не соблюдается принцип симметрии. То есть, сделав упражнение на одну сторону, не нужно повторять его в зеркальной аналогии. Женщины и мужчины выполняют их с разных сторон. Это объясняется тем, что энергия в их телах течёт по-разному;
  • Долгое время тибетская йога тела, речи и ума была доступна только единицам. Поэтому её упражнения овеяны флёром мистицизма. Их часто берут на вооружение модные европейские эзотерики. Вот почему так трудно отделить зёрна от плевел, и разобраться, где древняя традиция, а где – новомодные мистические веяния.

Тибетская йога: показания и противопоказания

Янтра – это вид йоги, который легко освоит даже новичок. По крайней мере, это касается физического аспекта практики. Предполагается, что во время него мы проделываем глубокую духовную работу. Например, внимание здесь нужно концентрировать исключительно волевым усилием. Большое время уделяется медитативным практикам. А во время медитации, как известно, не накачаешь пресс или бицепс.

Поэтому, если вы ожидаете большой физической работы, вам лучше выбрать хатха-йогу, или аштанга-виньяса-йогу. В остальном у тибетской йоги нет противопоказаний. Ей можно заниматься даже дома, используя видео.

Этот вид йоги подходит беременным женщинам, людям с ограниченными физическими возможностями и пожилым. В каждом конкретном случае её упражнения можно адаптировать для нужд практикующего.

Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте (или устоять в одной асане). Она снимает накопившееся напряжение. Но при этом вы не устаёте и не тратите сил.

Практикуем ца лунг, или как пустить ветер в энергетические каналы

Раньше ца лунг практиковался только в уединённых тибетских монастырях. Теперь видео этого комплекса можно легко скачать в интернете, или записаться на семинар по этой практике.

Ца лунг значит «ветер течёт в каналах». В ходе этого комплекса упражнений мы учимся управлять дыханием. Энергия в нашем теле здесь называется ветром, отсюда и поэтическое название. Освоив ца лунг, можно изменить свой взгляд на повседневность, уменьшить негативные эмоции и накопить энергию в теле.

В тибетской медицине утверждается, что эти упражнения помогают не только с духовными проблемами, но и с физическими. Если посвятить комплексу ца лунг хотя бы 15 минут в день, можно укрепить сердечно-сосудистую систему, поддержать позвоночник, наладить работу пищеварения и репродуктивной системы. При ежедневном выполнении результаты будут видны через два месяца.

Итак, с утра выпиваем стакан горячей воды и принимаемся за асаны. Ноги нужно сложить по-турецки или в позу лотоса. В начале каждого упражнения делаем вдох, задержку дыхания, выполняем описанное и выдыхаем. Чтобы было понятнее, можно использовать видео.

  1. Наклоны головой. 5 раз резко и неглубоко выполняем их вправо, влево, затем – вперёд и назад. Если у вас проблемы со щитовидной железой или носоглоткой, следует особое внимание уделить этому упражнению;
  2. Положите руку на низ живота. Большим пальцем другой руки резко опишите над головой круг. Повторите для остальных пальцев. Выполняйте чаще, если у вас есть проблемы с позвоночником или сердцем;
  3. Сложите кисти рук на правом колене и вращайте туловищем 5 раз справа налево. Повторите в зеркальном варианте. При необходимости, используйте видео-инструкции. Выполняйте каждый раз, когда чувствуете проблемы с пищеварением;
  4. Скрутитесь 5 раз вправо, затем 5 раз влево. Голова продолжает движение позвоночника. Если вы чувствуете дисбаланс или неуравновешенность, выполняйте чаще;
  5. Обопритесь на кулаки и попытайтесь как бы подпрыгнуть, 5 раз оторвав таз от пола. Это улучшает кровообращение в области половых органов, избавляет от проблем с почками.

Постарайтесь концентрироваться на дыхании и движении — и тогда всё получится, и возможно, вы приблизитесь к состоянию медитации и тибетская йога станет частью вашей жизни!

yogavedi.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.