Значение мантры ом мани падме хум

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ: перевод и значение

Мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ повторяют буддисты во всем мире. Одни верят, что ее произносил в своих проповедях Будда Гаутама.

Другие больше доверяют легенде, согласно которой эта мантра появилась благодаря олицетворению милосердия в этом мире — бодхисаттве Авалокитешвара.

Перевод и значение

Значение мантры

Несмотря на то, что мантра совсем короткая, но относительно ее перевода до сих пор нет единого мнения. При этом слова, из которой она состоит, действительно существуют в санскрите.

Так, слово «падма» обозначает лотос, «мани» — драгоценность или драгоценный камень. Самый популярный перевод этого буддийского напева звучит как «ОМ, ты сокровище на лотосе».


Однако удовлетвориться таким значением великой мантры могут только буддисты-неофиты. Образованные последователи Будды вкладывают в нее другой, сакральный, смысл.

По их мнению то, что священные слоги этой мантры образовали слова со столь красивым значением – это не более чем игра высших сил и языка.

С их точки зрения, чтобы раскрыть глубину этой мантры, необходимо осознать, что предназначена она именно бодхисаттве Авалокитешвара. В буддизме этот персонаж является олицетворением милосердия на земле.

Это звуки любви и сострадания каждому живому существу на планете.

Просвященные люди не делят эту мантру на слова. Для них она состоит из шести слогов, каждый из которых находится точно на своем месте и связывает с одним из шести миров, из которых, по верованиям буддистов, состоит Вселенная.

  1. ОМ – мир богов
  2. МА – мир воинов, живущих на небе
  3. НИ – мир людей
  4. ПАД – мир животных
  5. МЕ – мир демонов, мучающихся от вечного голода
  6. ХУМ – мир ада

Для чего нужна эта мантра?

Для чего нужна людям?

Манатра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ считается универсальной. Буддисты верят, что произнося эти шесть слогов, они воздействуют на свою ауру, улучшают карму. При этом поправляют здоровье физического тела и уравновешивают эмоциональное состояние.


Поэтому рекомендуют ее тем, кто находится в сложной ситуации, терпит потери, имеет проблемы со здоровьем.

Регулярная работа с этой мантрой придаст сил, поможет найти выход из любого, самого трудного положения. А также заставит внутренние органы работать слаженно, изгоняя их тела все болезни.

Последователи буддизма верят, что мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ тесно связана с третьей чакрой, Манипурой, ответственной за желудочный огонь. Именно ее она более всего насыщает жизненной энергией, праной.

А, значит, с ней нужно проявить осторожность людям, имеющим проблемы с избыточным весом: под воздействием этой мантры может разыграться нешуточный аппетит. Тому же, кому надо поправить силы, это принесет большую пользу.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – очень сильная мантра. Произносить и даже слушать священны слоги не рекомендуется просто так. А тем, кто пребывает в гневе, лучше вовсе ее забыть. Произнесенная человеком, имеющим злой умысел, она может обернуться большими бедами для него самого.

Могущество и сила

Сила слов

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – эта мантра избавления и защиты от всего негативного. Причем не только во внешнем мире, но и внутри себя. Так, произнося эти шесть слогов, человек избавляется от отрицательных качеств, которые день ото дня подтачивали его изнутри.

Это:

  • ревность
  • злость
  • гордость
  • жадность
  • привязанность
  • необразованность

Начав работать с этой мантрой, человек будет отмечать перемены к лучшему, происходящие с ним. Это достигается благодаря тому, что слова ОМ МАНЕ ПАДМЕ ХУМ:

  • чистят карму
  • помогают раскрыть «спящие» таланты
  • открывает и усиливает чувство сострадания ко всякой жизни на земле
  • защищает от агрессии, исходящей от животных
  • защищает воина во время боевых действий
  • оберегает от злых мыслей и мантр, направленных во вред человеку

Техника исполнения

Как медитировать?

Как и любая другая мантра, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, требует особенного, медитативного настроя. Мысли человека во время работы со священными слогами должны быть спокойны, мысленный взор направлен внутрь себя.

Необходимо сосредоточиться на звуках и вибрациях, которые они вызывают в теле.

Работу с этой мантрой можно описать в следующей последовательности:


  1. Принять позу, подходящую для медитаций. Идеальна поза лотоса или любая другая сидячая со скрещенными ногами. Но если расслабиться так будет сложно, то не возбраняется замереть в любом удобном для тела положении.
  2. Необходимо расслабиться, успокоить дыхание и закрыть глаза.
  3. Трижды прочитать ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, медленно, на одной ноте, сосредоточившись на каждом звуке. Делать это можно вслух или внутренним голосом, в зависимости от ситуации. Самое главное — каждому слогу соответствует свой цвет. Произнося его нужно представлять:
    • ОМ –белый
    • МА – синий
    • НИ – желтый
    • ПАД – зеленый
    • МЕ – красный
    • ХУМ — черный.
  4. После этого можно немного отдохнуть, буквально 3 – 5 секунд и трижды прочесть священный слог ОМ.

Рекомендуем посмотреть видео «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ»:

Поделиться с друзьями:

www.hiromantia.net

Значение мантры Хум

Мантра представляет собой набор определенных слов, совместное звучание которых вызывает определенные вибрации, которые упорядочивают потоки энергии в человеке и окружающем его мире. Практика использования мантр помогает привлечь энергию Вселенной и достичь гармонии. Каждая комбинация нацелена на достижение определенного результата.


Мантра Хум

Мантра Ом Мани Падме Хум – это энергия внутреннего огня, которая нейтрализует любые негативные воздействия. Это комбинация сострадания и мудрости, которая олицетворяет в себе чистоту речи, тела и разума Будды. В дословном переводе она звучит, как: «Славься, Сокровище Цветка Лотоса». Каждый слог содержит силу, которая трансформирует в мудрость чувства, препятствующие ее достижению:

  • Ом – белый цвет и мир богов, изначальная реальность. Это наше желание очистить разум и тело и приблизиться к Будде.
  • Мани – стремление к состраданию, избавляет от грехов, сосредоточенных в сознании и теле. Символизирует правильность наших действий.
  • Пад – очищает от грехов, возникших за пределами буддистского учения;
  • Ме – избавляет от источника грехов, олицетворяет алчность и жадность;
  • Хум – трансформирует агрессию и ненависть и помогает стать праведником в кругу своего общения. Это слияние и единство, которое порождает счастье, радость и абсолютное блаженство.

Влияние мантры Хум на человека

Каждый слог мантры Ом Мани Падме Хум несет свою пользу для человека, избавляя от следующих основных негативных качеств:

  • гордость;
  • ревность;
  • привязанность;
  • необразованность;
  • жадность;
  • злость.

Помимо этого, мантра Хум оказывает следующее действие:

  • очищает негативную карму;
  • раскрывает скрытые таланты;
  • оказывает действие на подсознание на всех уровнях;
  • рождает сострадание и милосердие ко всему живому на земле;
  • защищает от нападения агрессивного животного или ядовитой змеи;
  • отводит опасность при нахождении на поле боя во время боевых действий;
  • защищает от действия негативных мантр и магии.

Избавившись и защищаясь с помощью мантры Хум от негатива в своей жизни, человек может достичь состояния гармонии и счастья. Это универсальная комбинация, которая заряжает положительной энергией все, на что вы решите ее направить.

Мантра Хум

Практика и правила использования мантры Хум

При пользовании мантры Ом Мани Падме Хум важно придерживаться основных рекомендаций, которые помогут в достижении максимального результата.

  1. Каждый слог текста несет свое значение, поэтому очень важно точно передавать звучание при ее чтении. Внимательно и многократно прослушайте мантру Хум, для правильного произношения. Для этого вы можете использовать аудио или видео:


  2. Повторять комбинацию необходимо 108 раз – количество, которое в буддизме считается священным. Для точности подсчета можно использовать четки.
  3. Петь мантру необходимо в уютном и спокойном месте, где вас никто не потревожит.
  4. Текст необходимо произносить ранним утром, на рассвете, в период полной луны.
  5. Прежде чем приступить к процессу пения комбинации, очистите свое сознание от негативных мыслей, настройтесь на положительную волну.

www.prisnilos.su

История «Ом мани падме хум»-мантры

Ом ма́ни па́дме хум (санскр. ॐ मणि पद्मे हूँ; тиб. :ཨོཾ་མ་ཎི་པ་དྨེ་ཧཱུྃ།; монг. Ом мани бадмэ хум) — одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны, особенно характерная для тибетского буддизма, шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Мантра, в особенности, ассоциируется с Шада́кшари (Господином Шести слогов) — воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.
Википедия

Значение мантры ом мани падме хум onl.
×250.jpg 366w, https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2015/06/mantra-om-mani-padme-hum-avtor-1.jpg 600w» sizes=»(max-width: 214px) 100vw, 214px»>
Появление мантры «Ом мане падме хум» буддисты связывают с Бодхисаттвой Авалокитешваре. Это имя с санскрита переводится, как «Господь, внимающий миру».

Согласно Ведам, он дал обед помогать всем нуждающимся. Будда Авалокитешвара еще примечателен тем, что изображается и в виде женщины, и в мужчины. Его белый цвет символизирует невинность, поза Лотоса — мудрость, четыре руки — чистоту.

Считается, что Авалокитешвара освобождает души от вечного цикла перерождений в круге Сансары. Его почитают, как самого милостивого бога, который, несмотря на то, что сам освобожден от круга перерождения, остается там, чтобы оказывать помочь обычным душам.
Авалокитешвара создал мантру «Ом мани падме хум» именно для того, чтобы люди могли познать достигнуть нирваны.

grimuar.ru

Значение мантры

Эта мантра считается одной из самых популярных буддистских молитв. Большое распространение она получила на Тибете, там она в сознании людей неотделима от проповедей будды. 6 слогов Ом Мани Падме Хум позволяет соотнести ее с Шадакшари, Господином Шести Слогов, являющимся воплощением Авалокитешвары. Эта мантра несет особое сакральное значение.


Чтобы истолковать его, можно разгадывать смысл комбинации слов, входящих в ее состав. Эти 6 слогов в переводе на русский язык звучат как «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса».

  1. Слово «Ом» понимают либо как возглас, идентичный русскому «О!», ибо переводят его словом «все».
  2. Слово «Мани» трактуется как нечто драгоценное, оно указывает на стремление к истинному пробуждению, на готовность любить и сострадать.
  3. Слово «Падме» означает «цветок лотоса». Оно воплощает мудрость.
  4. Слово «Хум» подчеркивает единство мудрого созерцания и действия.

Но здесь смысл слов не является определяющим. Гораздо важнее звучание текста. Именно звуковые колебания способны наделять Ом Мани Падме Хум сакральным значением.

Важно и количество слогов. Традиционно в буддизме каждая мантра, имеющая 6 слогов, может спасать от возможного возрождения в 6 юдолях сансары, под которым подразумевается мир голодных духов. У звучания каждого слога есть свой смысл.


  1. ОМ — устраняет гордыню. Также Ом очищает человека от греховности, создавая в его подсознании тело бодхисатвы белого цвета.
  2. МА — убирает ревность, зависть, создавая в сознании синее тело Будды Вайрочаны.
  3. НИ — удаляет эгоизм, создавая в сознании белое тело будды Ваджрасаттвы.
  4. ПАД — борется с неведением, незнанием, создавая во внутреннем видении желтое тело будды Ратнасамбхавы.
  5. МЕ — прогоняет жадность, создавая во внутреннем видении тело будды Амитабхи, которое имеет красный цвет.
  6. ХУМ — устраняет ненависть и злость, создавая тело будды Амогхасиддхи зеленого цвета.

Именно на этих мыслях должен быть сосредоточен человек, читающий данную мантру. Перевод слов и символическое значение слогов позволяют давать «Ом Мани Падме Хум» многообразные объяснения. Все они сводятся к общему значению: Вселенная дает человеку процветание, блага, если он готов их принять. При этом толкования могут быть от самых возвышенных («(Ом) Все («Мани») драгоценности («Падме») процветают у меня, потому что у меня открыто сердце»). До самых приземленных, говорящих о том, что «к человеку идут деньги…»

Мантра счастья Ом Мани… Как ее читать?

Для чтения такой мантры нужно определенное состояние, умение отвлекаться от повседневности. Нельзя злиться, нервничать, думать о бытовых проблемах. Проводить медитации следует регулярно. Если какое-то время сосредотачиваться, обращаться к энергии вселенной, постигать способы аккумуляции внутренних сил, а потом забыть обо всем, человек вернется далеко назад и весь проделанный путь будет напрасным.

Во время чтения надо придерживаться размеренного ритма, произносимые звуки должны напоминать напев. Чтобы не ошибиться с ударением и произношением слов, которое является очень важным, мантру «Ом Мани…» сначала лучше слушать онлайн. И только когда удастся запомнить слова и особенности их произношения, приступать к самостоятельному чтению.

Ом Мани Падме Хум прошла огромный исторический путь. Она много столетий известна не только в буддистских странах, еще с XIV века она известна в европейских государствах. Этот текс, начинающийся с традиционного слога «Ом», привез монах Рубрук из своей поездки в Монголию. Прошло уже более 600 лет, а обращения к мантре не уменьшаются, а только растут. Это является лучшим доказательством ее действенности.

slovomaga.ru

Описание

Любящие глаза наиболее всего почитают в Гималаях. Этот Йидам — выражение наивысшего сочувствия нашей Будда-природы. Ченрезиг считается покровителем Тибета, где его мантру, ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, стали произносить самой первой. Многих великих лам, таких как Далай-лама, Кармапа или Калу Ринпоче, считают его излучениями. Однако быть излучением Авалокитешвары — не исключительная привилегия тибетских Учителей; ими могут быть все, кто трудится на благо других и распространяет любовь, лежащую вне ограничений нашей личности, не омраченную привязанностью, ревностью, пристрастиями. Если кто-то пронизан такой энергией, это указывает на присутствие Любящих Глаз.

История Авалокитешвары

Для того чтобы глубже понять смысл мантры Ченрезига, нужно больше узнать о том, кем или чем он является; попробуем приблизиться к нему со стороны его «биографии», описанной в многочисленных легендах.

Много кальп тому назад жил царь Цангпочёг, который очень хотел иметь сына, и для этого постоянно совершал подношения Трем драгоценностям Прибежища. Среди даров были цветы лотоса, собранные слугами на близлежащем озере. Как-то раз один из помощников обнаружил посередине озера очень большой лотос и рассказал об этом царю. Тот сразу понял, что его желание близко к осуществлению, и немедленно отправился на озеро. За это время цветок распустился, а в его чаше люди обнаружили прекрасного шестнадцатилетнего юношу с белым светящимся телом и всеми физическими признаками совершенного Будды. Юноша произнес: «Ужасно, что все существа испытывают столь сильные страдания!». Правитель и его свита совершили перед ним простирания и пригласили во дворец. В знак чудесного рождения царь дал юноше имя «Рожденный в Лотосе». Царь рассказал о случившемся своему Учителю, Будде Безграничного Света (Амитабхе), который поведал, что юноша — проявление активности и сочувствия всех Будд, его имя Авалокитешвара и он пришел, чтобы освободить существ.

Любящие Глаза испытывал огромное сочувствие ко всем существам во всех шести мирах. Он видел, что иллюзия вечного «я» вовлекает их в бесконечный круговорот колеса сансары; осознав бессмысленность и ужас всего этого, он попросил всех Будд помочь ему освободить существ. Будды ответили, что ему придется развить глубочайшую любовь и сочувствие, научиться ни на миг не прекращать работу и никогда не отчаиваться, не опускать рук; для того чтобы Ченрезиг мог осуществить все это, Будда Амитабха дал ему особые поучения и Посвящения.

После этого Авалокитешвара пообещал трудиться до тех пор, пока все существа не будут освобождены из сансары. Также он дал слово не уходить в нирвану, пока последнее существо не выйдет из круговорота существования. Если же останется малейшая привязанность к эго, сказал Бодхисаттва, пусть мое тело расколется на тысячу кусков.

Через какое-то время Авалокитешваре показалось, что он завершил свой труд. Однако через мгновение, когда он снова взглянул на обусловленные миры, оказалось, что положение даже ухудшилось. Он снова начал излучать свет во все сферы, но существа пребывали в такой запутанности, что работа стала казаться бесполезной. Он испытал глубокое разочарование и подумал: «Пространство воистину бесконечно. Я уже освободил очень многих, но бесчисленные существа продолжают страдать. Все это бессмысленно, и лучше бы я начал работать над собственным Освобождением». В этот миг он нарушил свой Обет Бодхисаттвы, и его голова раскололась на тысячу частей. В отчаянии он призвал на помощь Будду Амитабху и всех Будд. Амитабха собрал все осколки и придал Любящим Глазам новую форму: теперь у него было 100 рук и 11 голов: 9 «мирных», а десятая — голова Махакалы, шестирукого защитника. Сверху же он водрузил свою голову, скрепив ею всю конструкцию. Эта мощная форма не должна была испытывать трудности в своей сочувственной работе.

Значение мантры

Буквальный перевод (который, как правило, не используется для практики) таков: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», или «Ом! Драгоценно-лотосовый! Хум!».

В текстах сказано, что Будда Амитабха просил Любящие Глаза учить существ в шести мирах шестислоговой мантре «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ», так как она помогает избежать перерождений в «низших» сферах существования. Каждый из шести слогов соотносится с одним из миров:

  • ОМ закрывает вход в миры богов, которые, хотя и наслаждаются жизнью, попусту тратят время, поскольку им слишком хорошо, чтобы думать о Дхарме; они выпадают из «рая», когда хорошая карма заканчивается.
  • МА препятствует попаданию в миры полубогов — могущественных существ, одержимых гордостью, которые непрестанно борются за место в сфере богов и накапливают дурную карму.
  • НИ освобождает от мира людей.
  • ПЕ закрывает врата в миры животных, где, согласно Гампопе, можно провести целую кальпу.
  • МЕ избавляет от попадания в сферы голодных духов, которые никогда не могут насытиться и ужасно страдают.
  • ХУНГ запирает двери в так называемые ады — миры параноидальных состояний, где существам кажется, что их непрерывно терзают и мучают, из-за чего существование там кажется бесконечным.

Шестислоговая мантра — это имя Любящих Глаз, и, повторяя ее, мы призываем Ченрезига и соединяемся с его полем силы — благословением, сочувствием и желанием трудиться на благо всех существ. Это работает также, когда мы представляем себя в его форме.

  • ОМ олицетворяет тело Любящих Глаз;
  • МАНИ — драгоценность, которую он держит в двух руках;
  • ПЕМЕ означает лотос, который Авалокитешвара держит в левой руке;
  • ХУНГ символизирует ум всех Будд.

Может показаться удивительным, что мы меняемся, просто повторяя имя какого-нибудь Будды. Это работает, потому что их имена наполнены сочувствием и мудростью, которые Будды стремятся проявлять ради пользы других. Мантра Ченрезига открывает наш ум для любви и сочувствия, направляя нас прямо к Просветлению. Поскольку звук мантры неотделим от сути Авалокитешвары, можно просто повторять шесть слогов, не представляя при этом его самого. Каждый слог оказывает очищающее воздействие на определенные завесы нашего существа:

  • ОМ удаляет завесы тела;
  • МА — завесы речи;
  • НИ — завесы ума;
  • ПЕ — завесы мешающих эмоций;
  • МЕ — завесы тонких привычных тенденций;
  • ХУНГ — завесы, скрывающие знание.

С каждым слогом соотносится одна из Шести парамит:

  • ОМ — щедрость;
  • МА — правильное поведение, осмысленный образ жизни;
  • НИ — терпение;
  • ПЕ — радостное усилие;
  • МЕ — парамита медитации;
  • ХУНГ — мудрость.

Практика

Как уже было сказано выше, можно просто повторять (вслух или про себя) мантру Любящих Глаз, с искренним желанием приносить пользу другим и развивать сочувствие и мудрость. Однако есть и более сложная медитация на Авалокитешвару, где, помимо мантры, используется визуализация. По ссылке приведено полное объяснение. Можно начинать практиковать сразу, однако очень рекомендуется посетить один из курсов, где можно получить устные наставления, задать вопросы опытным учителям, Ламам.

Медитация на Авалокитешвару

См. также

  • Авалокитешвара
  • Мантра
  • Ом Ами Дева Хри
  • Ом Бенза Сато Хум
  • Медитация на Авалокитешвару

Литература

  • Унгер Улла Любящие Глаза
  • Книга надежды. Как освободиться от страха смерти

vbuddisme.ru

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и перевод

Если мы обратимся к буквальному смыслу этих ритуальных слов, то он довольно простой. «О жемчужина (или, в других вариантах, «драгоценность»), которая сияет в цветке лотоса!» Ее приписывают одной из самых знаменитых фигур в буддизме Махаяны – Бодхисатве сострадания. Он имеет несколько имен и ипостасей – Авалокитешвара и Гуань-Инь, мужскую и женскую. Бодхисатва этот – одно из воплощений Будды. Он отказывается достигать нирваны, пока все живые существа не будут спасены. Его рождение окутано легендами. В отличие от Будды Гаутамы, о котором говорят как о реальном человеке, достигшем просветления, Авалокитешвара явился своему отцу уже шестнадцатилетним в цветке огромного лотоса. Поэтому первоначальное значение мантра «Ом мани падме хум» имеет такое: она символизирует рождение Бодхисатвы. Казалось бы, все просто. Но при этом буддисты, как правило, очень редко трактуют эти слова в буквальном смысле.

Символика мантры

Очень многие авторитеты тибетского буддизма (ламаизма) раскрывали в своих трудах смысл и значение этих слов. Во-первых, слово «мани», то есть жемчужина, олицетворяет главные моральные категории этой религии – стремление к просветлению (пробуждению от иллюзий этого мира), а также любовь и сострадание к живым существам. «Падме», то есть лотос, традиционно символизирует мудрость и чистоту. А слово «хум», или сердце, означает буддийскую ортопраксию, то есть поведение, которое дает возможность прийти к спасению. В просторечии тибетцы и монголы называют эту фразу просто «мани». Таким образом они кратко резюмируют ее значение. Мантра «Ом мани падме хум» символизирует и собственно Авалокитешвару, совершенство его небесного тела, слов и ума.

Интерпретации мантры

Они связаны со скрытым сакральным смыслом ритуальной фразы. Одна из них, наиболее популярная в народе, означает, что у того, кто принимает Будду всем сердцем, будут процветать, подобно лотосам в пруду, богатство и драгоценности. Но это, конечно, не единственное и не совсем богословское значение. Мантра «Ом мани падме хум» (само прочтение и звуки этих слов) помогает, как считают приверженцы Махаяны, пробудить спящую в каждом человеке природу Будды. Все драгоценности вселенной сияют в сердце, словно белоснежный лотос, но доступно это увидеть только просветленному. Кроме того, считается, что эту мантру следует произносить не для своего личного благосостояния, а для блага всех живых существ – только тогда она подействует.

Смысл ритуальной фразы для самосовершенствования

Многие буддийские учителя еще и потому считают полезным произнесение этой мантры, что, по их мнению, она может благотворно воздействовать на психику и сознание человека, который ее повторяет. Слово «ом» способно справиться с тщеславием и гордыней. «Мани» подавляет ревность, зависть, эгоизм. «Падме» произносят против невежества, глупости и жадности. А «хум» утихомиривает злобу и ненависть. Буддисты говорят, что слова способны менять человека именно из-за своего скрытого смысла. Поскольку мантра символизирует Бодхисатву, то, повторяя ее, человек тем самым хоть немного принимает в себя что-то из проявлений его природы. Ведь для буддистов звуки неотделимы от сущности, что имеет огромное значение. Мантра «Ом мани падме хум», с точки зрения верующих, очищает человека, удаляя своего рода завесы привычек и эмоций, мешающие раскрыться его телу и уму, а также дает знание истины.

Позитивный смысл

Эта «царица мантр» в буддизме служит не только орудием самосовершенствования и борьбы с пороками. Она еще и способна привлекать к человеку положительные качества, превращая то, что мешает просветлению, в то, что ему способствует. И тут огромную роль играют не только слова. Мантра «Ом мани падме хум», значение которой мы рассматриваем, носит еще название «Шестислоговая». И это неспроста. Каждый слог, составляющий эту фразу, тоже имеет сакральный смысл. Так, «ом» наделяет человека щедростью, «ма» — дает ему возможность вести правильную и достойную жизнь, «ни» — приносит терпение, «пад» — вызывает способность не только применять усилие, но и радоваться ему, «ме» — помогает медитации, а «хум» развивает мудрость. Кроме того, шесть слогов мантры символизируют количество рук Авалокитешвары, как его частенько изображают в буддийской иконографии.

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и ее влияние в потустороннем мире

Сакральный смысл этой ритуальной фразы, разумеется, не ограничивается только символикой и помощью в самосовершенствовании. Она, по верованиям буддистов, дает непосредственную практическую пользу в получении спасения. В их религиозных текстах утверждается, что произнесение этой мантры избавляет от перерождений в так называемых низших мирах. То есть такая практика способна прервать «круг сансары» и увести человека из этой «юдоли скорбей».

  • Слог «ом» закрывает путь в так называемый мир богов. Это место, подобное земному раю, жители которого испытывают разнообразные наслаждения. Но они не являются бессмертными, и когда их благая карма заканчивается, они вновь могут оказаться в кругу перерождений. Но пока им хорошо, они не думают о спасении.
  • Слог «ма» закрывает двери в мир полубогов. Эти существа очень хотят попасть в рай, и из-за этого постоянно грызутся друг с другом. Но их карма от таких конфликтов только ухудшается.
  • Слог «ни» не дает снова переродиться в нашем мире, где живут люди.
  • «Пад» — избавляет от переселения в тела животных, где можно застрять очень надолго – на тысячи лет.
  • Слог «ме» не дает после смерти стать одним из голодных духов, которые всегда ищут, кого бы съесть и не имеют отдохновения.
  • А «хум» избавляет от ада. С точки зрения буддистов, это иллюзорный мир, но причиняющий реальные страдания. Людям, которые там находятся, представляется, что их мучают, и им кажется, что это происходит бесконечно.

fb.ru

Перевод

Мантру «Ом мани падме хум» знает каждый, кто как-то соприкасался с буддийской философией и особенно с его махаянским направлением, которое также называют «Великой колесницей». Она зародилась в Индии и поется на санскрите. Мантра очень популярна среди выходцев с Тибета, а также в Монголии, где произносится несколько иначе: «Ом мани бадмэ хум».

На русском языке ее дословный перевод звучит приблизительно так:

  • Ом – первоочередной звук вселенной, восклицание «О!»;
  • Мани – «драгоценность», «жемчужина»;
  • Падме – «лотос»;
  • Хум – «сердце», в этом случае «мудрость».

Нехитрым сложением переведенных слов можно получить главную мысль: «О, драгоценность, в самом сердце бутона лотоса».

цветок

Существуют и другие толкования священной мантры:

  • Все ценности цветут у меня, открытого сердцем;
  • Вселенная дарит процветание мне, у которого сердце открыто;
  • Абсолют во всех проявлениях приходит к тому, кто открыт душой;
  • Драгоценностью наполняется мое сердце.

Молитва делится на 6 слогов, каждый из которых привносит свой смысл в общее понимание фразы. Именно поэтому она в миру называется «шестислоговая». Также ее иногда называют сокращенно и просто — «мани».

«Мани» неразрывно связывают с ключевой фигурой в направлении Махаяны – с бодхисаттвой сострадания. Чаще всего он известен под именем Авалокитешвары, хотя встречаются и другие его амплуа – например, Гуань Инь, с мужским и женским началом.

Так или иначе, бодхисаттва почитается за то, что он отказался от собственной нирваны во имя освобождения других людей.

Авалокитешвара

Легенда

С мантрой связана одна красивая история. Она повествует о древнем правителе, который мечтал о сыне. Он беспрестанно поклонялся богам, медитировал, делал подношения в виде цветков лотоса, которые собирались им и его подчиненными на озере неподалеку.

В один прекрасный день в гигантском бутоне распустившегося лотоса показался молодой человек неописуемой красоты. Правитель привел юношу к себе в дом и стал воспитывать, как сына.

Это стало настоящим чудом. Молодой человек был похож на совершенство, на будду с белоснежной кожей, отдававшей особым сиянием. Он чувствовал боль от того, что все живое в мире призвано страдать.

Учитель правителя, являвшийся буддой, предрек, что мальчик – посол сострадания и милосердия в этом мире. Его назвали Авалокитешвара, что означает «глаза, наполненные любовью». 

Не в силах терпеть страдания окружающих, он призвал всех будд с просьбой даровать людям освобождение. В ответ на это будды говорили, что Авалокитешвара должен без остановки молиться, нести свет на Землю, отказаться от собственной нирваны в пользу людей. Мальчик согласился.

белый авалокитешвара

Многие годы юноша упорно трудился, сеял добро, указывал людям правильный путь. Но однажды он понял, что зла в этом мире все равно становится все больше, оно безгранично. Тогда Авалокитешвара отчаялся и подумал заняться своим освобождением.

Мальчик нарушил данный обет. Вдруг его голова рассыпалась на бессчетное количество частичек. Упав духом, он снова призвал всех будд. 

Амитабха собрал голову по частям и буквально создал его внешний облик заново: теперь это было существо со ста руками и десятью головами. Девять из них выступали за мир, а десятая принадлежала воину. Чтобы головы держались, Амитабха водрузил на вершину собственную голову.

Любопытная легенда гласит, что именно так Авалокитешвара создал известную мантру, чтобы все сущее вокруг обрело освобождение.

буддийская молитва

Значение

Существует насколько взглядов на то, как правильно понимать значение мантры.

Далай-лама XIV говорил про сочетание слов «Ом мани падме хум», что оно символизирует чистоту тела, речи и ума Будды.

Для начала расскажем, что символизирует собой каждое слово:

  • Ом – чистота всех трех составляющих божественного: мыслей, слов, физической оболочки души.
  • Мани – стремление откинуть оковы иллюзий, приблизиться к состоянию Пробуждения.
  • Падме – лотос, который олицетворяет мудрое отношение к жизни с чистыми помыслами, позу, подходящую для размышлений, дум.
  • Хум – сердце, которое стремится к нирване, постоянные практики и мудрость.

изображение будды

Другой взгляд разделяет молитву на шесть слогов, каждый из которых, в свою очередь, ассоциируется с одним из шести миров сансары:

  • Ом – полубоги, отличающиеся гордыней, раздутым самомнением. Повторение слога не даст переродиться в этом мире и избавит от неоправданной гордости.
  • Ма – титаны, герои, страдающие ненавистью, завистью, чувством соперничества. Звук отдаляет от ненависти, злости, неприязни, вражды.
  • Ни – обыкновенные люди, погрязшие в иллюзорности, привязанностях, желаниях. 
  • Пад – животные, живущие в невежестве.
  • Ме – злые духи, алчные и жадные.
  • Хум – ад, где все кишит злобой, негативной энергией.

Постоянно повторяя умиротворяющие звуки, мы можем прервать круг сансары, не переродившись после смерти ни в одном из этих юдолей.

юдоли в буддизме

Воздействие

Как мы уже выяснили, каждый звук принадлежит определенному миру сансары, а значит, может отгородить от главных пороков, присущих этим юдолям: гордыни, зависти, ревности, вражды, привязанности, страсти, неведения, жадности, злости.

Кроме избавления от негативных черт, звуки могут даровать человеку положительные качества, такие важные для последователя буддийской философии:

  • Ом – щедрость, милосердие;
  • Ма – стремление к праведной жизни, духовному росту;
  • Ни – терпимость;
  • Пад – усилие, радость от успехов;
  • Ме – концентрация при медитации, внутренняя гармония;
  • Хум – мудрость.

Считается, что частое повторение мантры в несколько подходов способно принести успех, изобилие, финансовую стабильность, прибыль. Если взглянуть с нематериальной точки зрения, то она пробуждает в верующем частичку Будды, которая спит в любом из нас.

умиротворение

Мантра не любит эгоизма, поэтому произносить ее стоит не для собственного блага и освобождения духа, а во имя всего сущего.

Здесь вы можете послушать красивую песню с этой мантрой:

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья вам понравилась, поделитесь ей в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

До скорых встреч!

o-buddizme.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.