Музыкальные знаки и символы и их значение

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.
 


Music-staccato.png
Стакка́то

 Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
Music-staccatissimo.png
Стаккати́ссимо

 Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. На длительность ноты это обозначение не влияет.

Music-marcato.png

Акце́нт

 Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим.
Music-pizzicato.png
Пиццика́то левой рукой
или Зажатая нота
 Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе.
Music-snappizzicato.png
Щёлкающее пиццика́то

 Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком.
Music-harmonic.png
Натуральный флажоле́т
или Открытая нота
 На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет. Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков.
Music-tenuto.png
Тену́то

 Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.
Music-fermata.png
Ферма́та

 Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.

Music-upbow.png

Смычок вверх

 Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра сверху вниз.
Music-downbow.png
Смычок вниз

 Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх.

4igitara.ru

Нотная грамота для начинающих: ноты, нотный стан, альтерация, длительности нот | Wellness BlogНотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую систему – звукоряд. Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Звукоряд

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава. Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Октавы

Ноты изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).


Ноты

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Нотные штили

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец). Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой.
юч ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый — для сопранового регистра, альтовый — для альтового, теноровый — для тенора, басовый — для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ "Соль"Ключ "Соль"

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.


Ключ "Фа"

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

Ключ "До"

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Музыкальные ключи

Источник — https://commons.wikimedia.org, автор — Струнин

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Для начинающих достаточно будет умения читать ноты в скрипичном и басовом ключе.

Ноты в скрипичном и басовой ключе

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой.


Акколада

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

Реприза

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.


Перенос на октаву

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Основные ступени

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Производные ступени

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.


Знаки альтерации

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Порядок диезов и бемолей

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четные музыкальные длительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

Длительности нот

Длительности нот2

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

Длительности нот и пауз

  1. Нечетные музыкальные длительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Нечетные длительности

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

Пунктирный ритм (ритм с точкой)

Фермата – то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Фермата

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Объединяющая лига

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Такт и тактовая черта

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер такта

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Метроном

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Громкость звука

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Крещендо и диминуэндо

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато, как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Арпеджиато

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Включение и выключение педали

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение

wellness.co.ua

1. Если необходимо повторить какую-либо часть музыкального произведения, то вместо двойного написания этой части используют знаки репризы. Реприза — это повторение, обозначается в нотной записи следующим образом:

Реприза

Первые два такта повторяются два раза. Третий так повторяется три раза, о чем соответствует надпись «3х»

2. Следующий прием повторения — это Вольта. Она используется если необходимо повторить отрывок музыкального произведения с другим концом. Поясним знак сокращения вольты на примере:

Вольта

Играются сначала два первых такта после чего играется снова первый так, перескок через второй и играет третий такт.

3. Сеньо и фонарь.

Сеньо и Фонарь

Сеньо (в переводе » сигнал», итал.) обозначается в нотной грамоте следующим образом Сеньо, а фонарь вот так Фонарь . При сокращении таким образом применяются два фонаря и два сеньо. Сокращение происходит следующим образом — мы «проходим» первый Сеньо, затем когда дойдем до второго Сеньо, то прыгаем опять вначало к первому Сеньо и начинаем играть опять с него. Теперь как мы дойдем до первого фонаря, то прыгаем ко второму фонарю.

4. Повторение такта. Обозначается в нотной грамоте в виде косых палочек. При этом количество косых палочек соответствует количеству тактов для повтора.

Повтор такта

Картинка №1 Повтор одного предыдущего такта
Картинка №2 Повтор двух предыдущих тактов
Картинка №3 Повтор трёх предыдущих тактов

5. Повторение одного звука, интервала или аккорда. Здесь вам могут понадобиться знания об интервалах.

Повторение одного звука, интервала или аккорда

В нотной грамоте повторение одного звука обозначается как бы перечеркнутой нотой. При этом Если «перечеркнута» Нота длительностью в четверь, то она эквивалента двум восьмым. То есть мы делим ноту на количество косых палочек на ней.

6. Знаки арпеджиато (очень быстрый перебор аккорда)

Знак арпеджиато

Обозначается волнообразной чертой рядом с аккордом:

Пример использования всех знаков сокращения:

Пример музыкальных знаков сокращения

1 — играем и доходим до завершающего знака репризы (две точки после первой вольты)
2 — возвращаемся к первому знаку репризы
3 — играем репризу, но дойдя до первой вольты — перепрыгиваем на вторую
4 — игрыем до знака Сеньо2
5 — возвращаемся к Сеньо1
6 — играем до второго знака репризы
7 — возвращаемся к первому знаку репризы
8 — играем повтор, перескакивая знак вольты «1»
9 — играем до первого фоноря и перескакиваем на
10 — играем от второго фонаря дальше.

7. Знаки повышения и понижения на октаву. То есть, если необходимо играть на высоких ладах или же на очень низких , то чтобы при этом не задействовать много выносных линии для нот, целесобразно отрезок записывать на основных пяти полосках нотного стана, а в нужном месте ставить знак повышения на октаву. Приведем пример:

Повышение на октаву и Понижение на октаву

Третий так — это исходный блок нот. Второй такт — стоит знак повышения на октаву. Первый так — понижение на октаву. Можно заметить, что начальные ноты — третий так, уже сами изначально задействуют выносные линии, в основном так не делают, в прочем пример я думаю понятен.

Кстати, данный знак действует только на ноты — табулатуры при этом, как видно, остались без изменений.

comments powered by HyperComments

muzzproj.ru

                 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение–Лицей№62 Октябрьского района, города Саратова

     

Проектно-исследовательская работа:

         « Символы в музыке – миф или реальность?»

Работу выполнила учащаяся  8 «в» класса:

Александрова Мария,

Научный руководитель:

Ласточкина М.М

Саратов, 2012

Введение

Я очень много слышала о символике в музыке, но не задумывалась и проходила мимо этого явления. Но так, как я занимаюсь в музыкальной школе, я часто сталкиваюсь с таким понятием, как «символика» в музыке Баха. Так вот, я подумала, что будет интересно узнать об этом явлении

в музыке Баха,  и может, быть тогда я по-другому буду воспринимать его музыку, знание символики поможет мне глубже понять  гениальную музыку Баха.

        Вообще, есть такое направление в искусстве, называемое символизм. Возникло оно во Франции 1870-80гг. Но ведь Бах жил намного раньше, то есть спустя примерно 100 лет после смерти Баха возникает это направление.

        В ходе нашей работы мы поставили перед собой цели и задачи:

1. исследовать музыкальный язык, как знаковую систему особого рода.

2. Рассмотреть превращение музыкального образа в символ.

        В наше время, когда НЛО, «космические пришельцы» и нецензурная брань поп звезды занимают умы людей больше, чем музыка высокой профессиональной традиции, трудно обратить внимание людей на проблемы последней. А тем более – найти что-то новое в достаточно известном сочинении, что бы заинтересовало искушенных профессионалов. Все кажется давно понятным и изученным.  

        Научная новизна исследования:

1.Осуществлено доказательство, что музыка вся пронизана символами, что она является символическим искусством. Что символ является всеобщим признаком для музыки, а не просто содержит отдельные символы.

2. Показано. Что отражение действительности, многообразия жизни в музыкальном творчестве не может быть понятно без анализа языка музыки, роли знаков и символов в искусстве вообще, и в музыке в частности.

Глава 1

Символы в музыке Баха.

Лучшие исполнители музыки И.С.Баха, такие как Святослав Рихтер, например ,или Ван Клиберн , интуитивно ощущают ее глубокий смысл, однако этот смысл не конкретизируется. Я думаю, что осознание его даст возможность усилить воздействие баховской музыки на слушателя и полнее донести до него ее духовное содержание.  Большая   часть символов имеет сакральный смысл, восходящий к мелодиям и соответствующим   текстам   церковных хоралов эпохи Барокко.  Мотивы — символы имеют различную структуру. Ими являются, например, мелодии хоралов или их отрезки. Во времена Баха в странах Западной Европы хоральные мелодии и связанное с ними сакральное содержание были известны каждому. Поэтому у исполнителей и слушателей той эпохи легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания, с кругом церковных праздников или ритуальным действом, которым соответствовал данный хорал. Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Таков символ « креста», состоящий из четырех разнонаправленных нот; если графически связать первую с третьей, вторую — с четвертой, образуется рисунок креста — X.  Символ креста,   например,   служит   темой фуги до-диез минор I тома ХТК; се содержание — моление Христа о чаше в Гефсиманском саду.   Символ    воскресения    на третий день представляет собой постепенно   восходящий   мотив из  трех звуков, трижды  повторенный каждый раз на ступень выше, как в теме  фуги ми минор из II тома: ее образ» — Вознесение Христа. Вообще, с точки зрения человека эпохи Барокко-всякое явление действительности обязательно имеет скрытый смысл, и задача художника состояла в его раскрытии . Язык искусства — это язык символов. Символ является той связью, которая объединяет духовное  с чувственным, абстрактное с конкретным. В наше время пласт культуры эпохи барокко оказался в значительной степени забытым, подобные ассоциации у большинства уже не возникают. Его возрождение открывает новые возможности для постижения инструментальной музыки И. С. Баха. В наследство от XIX века нам достался эмоционально-интуитивный подход к музыке  Баxa . Заложенное в ней глубочайшее духовное содержание всеми явственно ощущается, но не проявляется на уровне ясных смысловых и образных представлений. Оказался забытым пласт музыкальной культуры барокко, включающий лексикон эпохи и выражаемый им психически-умственный мир человека  того времени.
А ведь современниками Баха его музыка читалась как понятная речь. Для слушателей времени Баха его инструментальные сочинения представали не как произведения «чистой» музыки, они были наполнены конкретным образным, психологическим и философско-религиозным содержанием.
Люди слушали в ту эпоху иначе, чем теперь. В те времена приходили слушать не эмоционально, а слушали привычные для них виды мелодии, которые они знали наизусть и моментально вспоминали словесный текст и образы текста.
Мелодические обороты — интонации, выражающие определенные понятия, эмоции, идеи, составляют основу музыкального языка И. С. Баха. Владение этим языком, как им владели современники Баха, позволяет раскрыть (тайные, скрытые) «послания», которыми наполнены его сочинения. Все это — внутренний смысловой мир его музыки». Баху было известно, какую роль играют в Библии числа — "сакральные числа". 

"З" – символ  Св. Троицы (это число и числительные от него упоминаются в Библии 212 раз);

"6" — шести "рабочих" дней, в которые Бог сотворил мир:

"7" — символ  Св. Троицы и Творения и целом, а также Св. Духа;

"10" — десяти заповедей;

"12" — Церкви, апостолов и конгрегации. Примеры использования этих чисел у Баха хорошо известны.

"10".  И пробыл там Моисей, у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил и т.д.

  1. символ креста, распятия, Страстей Господних (до-диез-/си-диез-вверх ми/ре диез.)

этот символ в обращенном виде означает искупление через свершившуюся крестную муку. (ре-диез-ми-вниз си-диез-до-диез)

  1. Постижение воли Господней – восходящий тетрахорд. (до-ре-ми-фа)

  1. Символ неминуемого свершения (восходящий и нисходящий секстаккорд, нередко заканчивающийся символом предопределения (ля-до-диез-фа-диез))

  1. Символ чаши страдания (соль-фа-соль-ля-соль)

5)символ печали –падение на терцию

Как видим, музыкальные символы и хоральные мелодии имеют ясное смысловое содержание. Их прочтения позволяет расшифровывать нотный текст. Наполнить его духовной программой.  

       Мотив B-A-C-H

  О «баховском числе» у нас уже шла речь. Теперь необходимо сказать о «баховском мотиве». Образуется он из звуков, соответствующих буквам фамилии BACH. Как это происходит?
  Все знают, что ноты имеют названия. История их возникновения давняя, и не она нас в данном случае интересует. Скажем лишь, что в русском языке получили распространение названия нот до, ре, ми, фа и т.д., пришедшие из латинского языка (акростих одного латинского гимна). Но существует — и имеет не меньшее распространение — буквенная (по латинскому алфавиту) система. Согласно этой системе, у букв фамилии «Bach» есть музыкальное значение: В — си-бемоль, А — ля, С — до, Н — си.
Музыкальные знаки и символы и их значение

Музыкальные знаки и символы и их значение

Людвиг ван Бетховен

  Одним из первых, кто задумал использовать баховский фамильный мотив, был Бетховен. Его замысел остался неосуществленным. Сохранился, однако, нотный лист с наскоро записанной на нем темой, причем подписанной буквами — Бетховен намеревался написать на эту тему оркестровую увертюру. Примечательно, что на этом же листке записаны его мысли о Десятой симфонии (не сочиненной).
Обычно эту тему проводят в виде четырех ровных длительностей. Так это делал сам Бах. Бетховен вносит свое глубоко личное начало: он разрывает тему на две пары звуков и группирует их в остро пунктирном ритме, наделяя тему бунтарским характером. Поразительно, как всего лишь одним приемом Бетховену удается сразу же превратить баховскую тему в свою собственную, бетховенскую!

Музыкальные знаки и символы и их значение
  
                                 Эскиз увертюры «BACH» Людвига ван Бетховена

Музыкальные знаки и символы и их значение

Роберт Шуман

  В 1845 г. Роберт Шуман написал цикл «Шесть больших фуг на имя BACH для органа». Это грандиозный музыкальный монумент Баху. «Над этим произведением, — писал Шуман нотоиздателю, — я трудился весь прошлый год, стремясь, чтобы оно хоть в чем-то было достойно великого имени, которое носит; думаю, что, быть может, этот труд намного переживет другие мои сочинения».
  Шуман своими фугами создал собственный цикл «Искусство фуги», в котором полифонические приемы и высочайшие художественные достоинства музыки конгениальны баховским. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Шуман ни разу не использовал (преднамеренно?) тональность ре минор, в которой написан баховский цикл «Искусство фуги»: у Шумана большинство фуг в си-бемоль мажоре.
  Шумановский цикл — первый в ряду монументальных органных (и не только органных) произведений на тему BACH Листа, Регера, Шостаковича…

Графические знаки в музыке (нотная запись)также являются своеобразным кодом запечатления музыкальной информации, при расшифровке которой большое значение имеет личность воспринимающего субъекта.            Второй композитор, музыку которого я очень люблю- это С.В.Рахманинов. поэтому я решила провести небольшое исследование его творчества с точки зрения «символики».Мне кажется. что музыкальное наследие Баха и  музыка Рахманинова очень близки по своему эмоциональному наполнению, несмотря на то, что жили и работали они в разные эпохи. Но это только кажется на первый взгляд, что если эпохи разные, то и   в  творчестве не может быть ничего общего.

Глава 2

Символы в музыке С.В.  Рахманинова.

Изучая стиль С. Рахманинова, мы интуитивно ощущаем явную личностную, субъективную составляющую его музыки (даже автопортретность во многих моментах). Музыка Рахманинова личностнозависима, то есть полна самонаблюдений и самоописаний, самооотражений и погружений в себя, внутренних монологов и диалогов с самим собой.

Ключом для раскрытия значений того мелодического комплекса, который выполняет функции лейттемы автора, является малозаметная на фоне рахманиновских шедевров вокальная пьеса, сочиненная «на случай». Речь идет о «Письме К. С. Станиславскому от Рахманинова» – произведении, предназначавшемся явно «не для печати», написанном на собственный прозаический текст в шутливой манере, уместной в дружеской компании или в театральном «капустнике». Однако, именно в этой пьесе композитор единственный раз, очевидно, не намеренно дал нам «ключ», зафиксировал ту интонацию, с которой он ассоциирует свое «я», как бы назвал мелодическую формулу –  аналог свого имени в музыке. О том, что это было сделано естественно, безыскусно, спонтанно, а вовсе не было специально рассчитано, продуманно и мастерски скомпоновано, свидетельствует предельная простота, аскетичность (чтобы не сказать скудность) мелодической линии, автор явно не старался искусственно сделать ее краше. На словах «Ваш Сергей Рахманинов» тоном легкой самоиронии композитор «проговорил» ту элементарную интонационную формулу, которую мы находим в разных вариантах в его серьезных сочинениях. «Письмо К. С. Станиславскому от Рахманинова» позволяет достоверно установить и осознать ассоциативную связь важнейших моментов рахманиновской музыки с его «я».

Все эти варианты темы встречаются в инструментальной музыке Рахманинова и имеют смысл лейтмотива.

Тема I части Второго концерта:

Лейтмотив, встроенный в тему II части Второго концерта:

В III части Второго концерта по существу вся тематическая ткань основана на лейтмотиве «я».

Все случаи появления лейтмотива «я» в этих и других произведениях  Рахманинова еще ждут своего программного истолкования, особого для каждого конкретного эпизода.

С. Рахманинов — великий русский «православный» художник ХХ века. Православный не только по традиции и воспитанию, но и по делам. Трудно в русской музыкальной культуре отыскать другую столь положительную личность, исполненную, наряду с гениальным дарованием, еще и истинного благочестия, красоты поступка, скромности и мужества. Множество разных людей, близко знавших Сергея Васильевича, отмечают его глубокую религиозность.

Обратим наше внимание на последнее крупное симфоническое произведение Рахманинова «Симфонические танцы»,произведение, которое было закончено в 1940 году — как будто достаточно подробно рассмотрены в отечественном музыкознании, их многие сравнивают с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

На самом деле, автор нигде не раскрывает содержание «Танцев», что само по себе любопытно. И хотя многие элементы их «сюжета» прочитаны, целостная картина содержания произведения, по-видимому, все еще не раскрыта. Что же ускользнуло от внимания пытливых исследователей?

 «Симфонические танцы» — это условное название, скорее, вуалирующее, нежели раскрывающее их содержание. На самом деле, они оказываются сочинением на религиозную тему, своеобразным духовным завещанием Рахманинова, зашифрованным в музыкальных образах без привлечения слова. Зачем же Рахманинову понадобилось шифровать содержание «Танцев»?

Теперь мы можем только предполагать мотивы автора. Но с большой долей уверенности можно сказать, что Рахманинов скрыл истинный замысел сочинения, ради того, чтобы донести его до адресата. «Симфонические танцы» посвящены религиозной роли России в Последние времена. Благодаря затенению смысла в названии, композитор получил возможность исполнения «Танцев» на далекой родине уже спустя три года после их написания. Он видимо, надеялся, что «Танцы», войдя в музыкальный обиход России с музыкальной стороны, постепенно, с возвращением к вере народа, будут осмыслены и со стороны религиозного содержания.

Что же «закодировано» в «Симфонических танцах»?

Замысел Рахманинова был, по-видимому, всеобъемлющим. Он в симфонической форме воплотил в них образы «Апокалипсиса», «Dies irae», судьбу гибнущего мира и роль России в Последние времена. Кроме того, Рахманинов отразил в них свои собственные переживания и пророческие видения.

Апокалиптическое восприятие действительности для Рахманинова, по-видимому, было совершенно естественным. Ощущение приближения Страшного суда в сознание художника вносила сама жизнь. Он оказался очевидцем  Первой мировой войны, крушения Российской империи, избиения Предержащего и миллионов русских патриотов во время революции. Позднее, живя в Европе, С.В. Рахманинов стал свидетелем появления фашизма в Италии и Германии, факельных шествий нацистов, круговращения фашистских свастик на стадионах, начала Второй мировой войны. Как мог реагировать на все это православный художник С. В. Рахманинов?

Свое отношение к происходящему в мире он, обычно скупой на оценки, раскрывает в письме к С.А. Сатиной от 27 января  1941 г. «Мы живем, поистине, в страшное время — пишет Рахманинов. — Даже то, что мы переживали во время мировой войны (по нашему- Первой) , кажется, в сравнении с настоящим, чем-то другим. Тогда были где-то, в каких-то странах, светлые пятна. Сейчас же  кажется, что катастрофа распространяется на весь мир и поглотит всех и вся. Не дай, Господи! Советы жить только настоящим днем, по совести говоря, не выдерживают никакой критики. Кто же живет только сегодняшним днем и кто это, кто не думает хотя бы о близком будущем? И как можно о нем не думать! Ведь не звери же мы! Но, думая о будущем, ничего, кроме ужаса, себе не представляешь. Как с этим справиться и как себя вести, скажи мне?». Хотя эти строки написаны год спустя после создания «Танцев», можно с уверенностью предположить, что именно мысли о настоящем и «близком будущем» С.В. Рахманинов воплотил в содержании этого произведения. Каковы конкретно эти идеи и как они воплощены в «Симфонических танцах»? Рахманинов опирается на хоральный склад, создавая ряд тем. Русский хорал — это емкий символ для Рахманинова. Рассмотрим, как претворяются образы в каждой из трех частей «Симфонических танцев».

В первой части музыкальными средствами воспроизводятся образы начальных глав «Откровения» и раздумья автора о роли России.

Вот эти строки из «Откровения»: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. 2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. 3. И когда Он снял вторую печать, я услышал второе животное, говорящее: иди и смотри. 4. И вышел другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. 5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. 7. И когда Он снял четвертую печать, я услышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. 8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним»

Рахманинов не разрабатывает этот текст в музыке подробно. Он воплощает его как бы сквозь призму живописного восприятия. Изображение четырех всадников, включая «смерть» на бледном коне, можно понять как аллегорию вселенской катастрофы. Но ведь Рахманинов писал это сочинение как раз в начале  Второй мировой войны…

Вторая часть «Симфонических танцев» — это печально-ностальгический образ русского бала. Бал в русской и, в частности, в дворянской культуре занимал важное место со времен Петра. Он выполнял особую задачу восхваления императора и царской власти в ритуальных формах поведения, жеста, танца и пения. Бал подчеркивал единство царя со своим народом, олицетворяемым избранным кругом людей — Светом. С 1917 г. балы в России прекратились, как только был отстранен от власти, а затем и убит Предержащий — русский император, адресат этой танцевальной церемонии. А вместе с ним были уничтожены и те идеалы, которые он олицетворял: хранителя веры, величия и красоты царской власти, идеалов справедливости и порядка. Автор создает визуальную картину ада музыкальными средствами. И, наконец  , третья часть- наиболее значительна по содержанию. Основная тема  «День гнева» — читаем: «Какой будет трепет, когда придет Судия, который правдиво все рассудит…»И на пике развития этой темы вдруг звучит гимн «Благословен  Господи» . Проведение этой темы имеет важное значение-оно отражает веру композитора в великое предназначение России. В наше время, когда в России возрождается православие, подобные мысли воспринимаются как иллюстрация нынешнего состояния мира. Но ведь «Симфонические танцы» были написаны 66 лет назад — во времена гонений на православие в Советском Союзе, когда взрывали храмы и убивали священников. И в этой ситуации нужно было обладать особым даром духовного предвидения, чтобы  размышлять о перспективе православного возрождения России, о ее роли в будущем  так, как  ее показал Рахманинов в  «Танцах». Поэтому тем более важно нам, людям 21 века отнестись с благоговением и восхищением к предвидениям великого русского композитора. Его пророчество о России, воплощение в музыкальном духовном завещании — «Симфонических танцах», сбываются с поразительной точностью.

                                         Заключение

 Итак, мое исследование показывает, что символы в музыке есть, и у каждого композитора ,конечно же они свои . В следующей своей работе я попытаюсь глубже понять музыку В.А.Моцарта и  П И Чайковского и найти что-то общее. В заключение следует отметить, что музыка все-таки  является одним из результатов культурной деятельности человека. Это особая форма жизнедеятельности, искусственная среда, созданная людьми на протяжении тысячелетий, выработавшая свои специфические символы. Предметом отражения музыки выступает мир, окружающий человека (объективная реальность), мир человеческих эмоций, чувств, переживаний и аффектов, сферы мышления, запечатленный развитой системой символов (субъективная реальность).

Передача эстетического отношения человека к происходящему в действительности, показ его разнообразных переживаний является целью музыкального творчества, где возможно изображение различных явлений и предметов окружающей действительности, а также фантастических, иррациональных предметов, абстрактных понятий со всей убедительностью в форме художественных образов. Как следствие этого — обильное использование музыкальным искусством знаков, как изображения, так и выражения, между которыми иногда трудно провести четкую грань.

Музыка — символический мир, где находят свое бытие звуки различного рода (в ней присутствуют как  высотно  определяемые звуки (тоны), так и неопределяемые (шумы), обладающие рядом специфических свойств), каждый из которых имеет определенное значение, знание которого позволяет глубже проникать в его тайны. При соблюдении определенных условий (использование в музыкальном сообщении; комплексное восприятие свойств звука, с выявлением основного качества звучания; рассмотрение звука в сочетании с другими звуками музыки в единстве с ними (лад), все вышеназванные виды звуков становятся музыкальными.

Музыка — субъективный мир, особая реальность, где каждый звук имеет определенное значение, знание которого позволяет глубже проникать в тайны этого искусства.

nsportal.ru

Что такое музыка?

В наши дни понятию «музыка» даётся огромное количество определений. Но если рассуждать объективно, то это вид искусства, главным субъектом которого является тот или иной звук.

Примечательно, что на многих древних языках это слово обозначает «деятельность муз».

Советский ученый Арнольд Сохор, в свою очередь, считал, что музыка своеобразно отражает реальность, а также оказывает на человека воздействие через осмысленные и особым образом организованные по высоте, а также во времени звуковые последовательности, основными составляющими частями которых являются тона.

Краткая история музыки

С древности люди любили музыку. На территории древней Африки с помощью различных песен, являющихся частями ритуалов, пытались связаться с духами, богами. В Египте же музыку использовали в основном для религиозных гимнов. Существовали такие понятия, как «страсти» и «мисетрии», приравнивающиеся к жанрам. Самыми известными произведениями Египта были «Книга мертвых» и «Тексты пирамид», описывающие «страсти» египетского бога Осириса. Древние греки были первыми людьми в мире, которые в своей культуре смогли достигнуть высшего выражения музыки. Стоит добавить сюда и тот факт, что они же впервые и заметили существование своеобразной закономерности между математическими величинами и звуками.

С течением времени музыка формировалась и развивалась. В ней стали выделяться несколько основных направлений.

Согласно классической теории, к IX веку на земле существовали следующие музыкальные жанры: григорианский хорал (то есть различного рода церковные пения, литургии), бардовская песня и светская музыка (яркий пример подобного жанра – гимн). В процессе взаимодействия людей эти жанры постепенно смешивались друг с другом, образуя новые, непохожие на прежние. Так, в конце XIX века появился джаз, который стал прародителем для многих современных жанров.

Какие существуют музыкальные знаки и символы?

Как же можно записать звуки? Музыкальные нотные знаки – это условные графические символы, которые расположены на нотном стане. Основной их функцией является обозначение высоты, а также относительной длительности того или иного звука. Ни для кого не секрет, что нотная грамота является практическим фундаментом музыки. Однако дается она отнюдь не всем. Изучать музыкальные знаки – довольно трудоёмкий процесс, плоды которого смогут вкусить только самые терпеливые и усидчивые.

Если мы сейчас начнём углубляться в особенности современной нотации, то эта статья станет, мягко говоря, очень большой. Для этого необходимо писать отдельную, довольно объёмную работу про музыкальные знаки и символы. Одним из самых известных символов, является, конечно же, «скрипичный ключ». За время своего существования он стал неким символом музыкального искусства.

Что такое музыкальные инструменты и какие они бывают?

Предметы, дающие возможность извлекать различного рода звуки, необходимые для создания произведения, называются музыкальными инструментами. Инструменты, существующие на сегодняшний день, в соответствии со своими способностями, назначением, звуковыми качествами делятся на несколько основных групп: клавишные, ударные, духовые, струнные и язычковые.

Существует множество других классификаций (в качестве яркого примера можно привести систему Хорнбостеля-Закса).

Физической основой практически любого инструмента, который производит музыкальные звуки (исключением являются различные электрических устройства), является резонатор. В качестве него может выступать струна, так называемый колебательный контур, столб воздуха (в определенном объёме) или же любой иной объект, имеющий возможность запасать переданную ему энергию в виде колебаний.

Резонансная частота устанавливает первый обертон (иначе говоря, основной тон) звука, который производится в данный момент.

Стоит отметить, что музыкальный инструмент имеет возможность одновременно воспроизводить количество звуков, равное числу использованных резонаторов. Конструкция может предусматривать разное их количество. Извлечение звука начинается в том момент, когда в резонатор вводится энергия. Если музыканту необходимо прекратить звук в принудительном порядке, то можно прибегнуть к такому эффекту, как демпфирование. В случае использования некоторых инструментов резонансные частоты возможно изменить. В некоторых инструментах, которые производят немузыкальные звуки (например – ударные), это устройство не используется.

Что такое музыкальные произведения и какие они бывают?

В широком смысле музыкальное произведение, или же, как его называют, опус, – это любая пьеса, импровизация, народная песня. Иначе говоря, практически все, что можно передать через упорядоченные колебания звуков. Как правило, ему свойственна определённая внутренняя законченность, материальное закрепление (через музыкальные знаки, ноты и т. д.), некая своеобразная мотивированность. Также важна также уникальность, за которой, как правило, стоят чувства и переживания автора, которые он желал преподнести слушателям своего произведения.

Стоит отметить, что термин «музыкальное произведение» как устоявшееся понятие появился в сфере искусства сравнительно недавно (точная дата неизвестна, но где-то в районе XVIII-XIX века). До этого момента его всячески заменяли.

Так, например, Вильгельм Гумбольдт и Иоганн Гердер вместо этого термина употребляли слово «деятельность». В эпоху авангардизма название заменялось на «событие», «акцию», «открытую форму». В настоящее время существует огромное количество различных музыкальных произведений. Предлагаем рассмотреть самые известные, интересные и необычные из них.

I. Песня (или песнь)

Песня – одно из самых простых, но распространенных музыкальных произведений, в котором поэтический текст сопровождается простой мелодией, которая легко запоминается.

Стоит отметить, что песня является одним из самых развитых направлений в том плане, что в настоящий момент существует большое количество различных её форм, жанров и т. д.

II. Симфония

Симфонией (в переводе с греческого – «стройность, изящность, созвучие») называют музыкальное произведение, которое в первую очередь предназначено для исполнения оркестром, который может быть духовым, струнным, камерным, а также смешанным. В некоторых случаях в симонию может быть включен вокал либо хор.

Зачастую это произведение сближают с иными жанрами, тем самым образуя смешанные формы (например, симфония-сюита, симфония-поэма, симфония-фантазия и т. д.)

III. Прелюдия и фуга

Прелюдия (от латинского prae – «предстоящий» и ludus – «игра») – это небольшое произведение, которое, в отличие от других, не имеет строгой формы.

Главным образом прелюдии и фуги создаются для таких инструментов, как клавесин, орган, фортепьяно

Изначально эти произведения предназначались для того, чтобы музыканты имели возможность «размяться» перед основной частью выступления. Однако позже их стали выделять уже как самобытные независимые произведения.

IV. Туш

Данный тип также довольно интересен, так как ему уделяется не так уж и много внимания. Туш – (с французского «ключ», «вступление») это музыкальное произведение, исполняемое в знак приветствия. Впервые термин был употреблен в середине XVIII века в Германии.

Основным предназначением такого произведения является привлечение внимания аудитории к происходящему, а также внесение соответствующей эмоциональной окраски в мероприятие (как правило, это различные торжественные церемонии). Зачастую музыкальное произведение в знак приветствия исполняет духовой оркестр. Наверняка каждый слышал туш, который исполняют в момент вручения наград и т. п.

В нашей сегодняшней статье мы разобрали, какие бывают музыкальные инструменты, знаки, произведения. Надеемся, что она была полезна и познавательна для читателей.

fb.ru

Что такое музыка?

В наши дни понятию «музыка» даётся огромное количество определений. Но если рассуждать объективно, то это вид искусства, главным субъектом которого является тот или иной звук.

музыкальные знаки

Примечательно, что на многих древних языках это слово обозначает «деятельность муз».

Советский ученый Арнольд Сохор, в свою очередь, считал, что музыка своеобразно отражает реальность, а также оказывает на человека воздействие через осмысленные и особым образом организованные по высоте, а также во времени звуковые последовательности, основными составляющими частями которых являются тона.

Краткая история музыки

С древности люди любили музыку. На территории древней Африки с помощью различных песен, являющихся частями ритуалов, пытались связаться с духами, богами. В Египте же музыку использовали в основном для религиозных гимнов. Существовали такие понятия, как «страсти» и «мисетрии», приравнивающиеся к жанрам. Самыми известными произведениями Египта были «Книга мертвых» и «Тексты пирамид», описывающие «страсти» египетского бога Осириса. Древние греки были первыми людьми в мире, которые в своей культуре смогли достигнуть высшего выражения музыки. Стоит добавить сюда и тот факт, что они же впервые и заметили существование своеобразной закономерности между математическими величинами и звуками.

музыкальные знаки и символы

С течением времени музыка формировалась и развивалась. В ней стали выделяться несколько основных направлений.

Согласно классической теории, к IX веку на земле существовали следующие музыкальные жанры: григорианский хорал (то есть различного рода церковные пения, литургии), бардовская песня и светская музыка (яркий пример подобного жанра – гимн). В процессе взаимодействия людей эти жанры постепенно смешивались друг с другом, образуя новые, непохожие на прежние. Так, в конце XIX века появился джаз, который стал прародителем для многих современных жанров.

Какие существуют музыкальные знаки и символы?

Как же можно записать звуки? Музыкальные нотные знаки – это условные графические символы, которые расположены на нотном стане. Основной их функцией является обозначение высоты, а также относительной длительности того или иного звука. Ни для кого не секрет, что нотная грамота является практическим фундаментом музыки. Однако дается она отнюдь не всем. Изучать музыкальные знаки – довольно трудоёмкий процесс, плоды которого смогут вкусить только самые терпеливые и усидчивые.

музыкальные инструменты знаки

Если мы сейчас начнём углубляться в особенности современной нотации, то эта статья станет, мягко говоря, очень большой. Для этого необходимо писать отдельную, довольно объёмную работу про музыкальные знаки и символы. Одним из самых известных символов, является, конечно же, «скрипичный ключ». За время своего существования он стал неким символом музыкального искусства.

Что такое музыкальные инструменты и какие они бывают?

Предметы, дающие возможность извлекать различного рода звуки, необходимые для создания произведения, называются музыкальными инструментами. Инструменты, существующие на сегодняшний день, в соответствии со своими способностями, назначением, звуковыми качествами делятся на несколько основных групп: клавишные, ударные, духовые, струнные и язычковые.

Существует множество других классификаций (в качестве яркого примера можно привести систему Хорнбостеля-Закса).

музыкальные инструменты знаки

Физической основой практически любого инструмента, который производит музыкальные звуки (исключением являются различные электрических устройства), является резонатор. В качестве него может выступать струна, так называемый колебательный контур, столб воздуха (в определенном объёме) или же любой иной объект, имеющий возможность запасать переданную ему энергию в виде колебаний.

Резонансная частота устанавливает первый обертон (иначе говоря, основной тон) звука, который производится в данный момент.

музыкальное произведение в знак приветствия

Стоит отметить, что музыкальный инструмент имеет возможность одновременно воспроизводить количество звуков, равное числу использованных резонаторов. Конструкция может предусматривать разное их количество. Извлечение звука начинается в том момент, когда в резонатор вводится энергия. Если музыканту необходимо прекратить звук в принудительном порядке, то можно прибегнуть к такому эффекту, как демпфирование. В случае использования некоторых инструментов резонансные частоты возможно изменить. В некоторых инструментах, которые производят немузыкальные звуки (например – ударные), это устройство не используется.

Что такое музыкальные произведения и какие они бывают?

В широком смысле музыкальное произведение, или же, как его называют, опус, – это любая пьеса, импровизация, народная песня. Иначе говоря, практически все, что можно передать через упорядоченные колебания звуков. Как правило, ему свойственна определённая внутренняя законченность, материальное закрепление (через музыкальные знаки, ноты и т. д.), некая своеобразная мотивированность. Также важна также уникальность, за которой, как правило, стоят чувства и переживания автора, которые он желал преподнести слушателям своего произведения.

Стоит отметить, что термин «музыкальное произведение» как устоявшееся понятие появился в сфере искусства сравнительно недавно (точная дата неизвестна, но где-то в районе XVIII-XIX века). До этого момента его всячески заменяли.

музыкальное произведение исполняемое в знак приветствия

Так, например, Вильгельм Гумбольдт и Иоганн Гердер вместо этого термина употребляли слово «деятельность». В эпоху авангардизма название заменялось на «событие», «акцию», «открытую форму». В настоящее время существует огромное количество различных музыкальных произведений. Предлагаем рассмотреть самые известные, интересные и необычные из них.

I. Песня (или песнь)

Песня – одно из самых простых, но распространенных музыкальных произведений, в котором поэтический текст сопровождается простой мелодией, которая легко запоминается.

Стоит отметить, что песня является одним из самых развитых направлений в том плане, что в настоящий момент существует большое количество различных её форм, жанров и т. д.

II. Симфония

Симфонией (в переводе с греческого – «стройность, изящность, созвучие») называют музыкальное произведение, которое в первую очередь предназначено для исполнения оркестром, который может быть духовым, струнным, камерным, а также смешанным. В некоторых случаях в симонию может быть включен вокал либо хор.

музыкальные нотные знаки

Зачастую это произведение сближают с иными жанрами, тем самым образуя смешанные формы (например, симфония-сюита, симфония-поэма, симфония-фантазия и т. д.)

III. Прелюдия и фуга

Прелюдия (от латинского prae – «предстоящий» и ludus – «игра») – это небольшое произведение, которое, в отличие от других, не имеет строгой формы.

Главным образом прелюдии и фуги создаются для таких инструментов, как клавесин, орган, фортепьяно

Изначально эти произведения предназначались для того, чтобы музыканты имели возможность «размяться» перед основной частью выступления. Однако позже их стали выделять уже как самобытные независимые произведения.

IV. Туш

Данный тип также довольно интересен, так как ему уделяется не так уж и много внимания. Туш – (с французского «ключ», «вступление») это музыкальное произведение, исполняемое в знак приветствия. Впервые термин был употреблен в середине XVIII века в Германии.

Основным предназначением такого произведения является привлечение внимания аудитории к происходящему, а также внесение соответствующей эмоциональной окраски в мероприятие (как правило, это различные торжественные церемонии). Зачастую музыкальное произведение в знак приветствия исполняет духовой оркестр. Наверняка каждый слышал туш, который исполняют в момент вручения наград и т. п.

В нашей сегодняшней статье мы разобрали, какие бывают музыкальные инструменты, знаки, произведения. Надеемся, что она была полезна и познавательна для читателей.

Источник: fb.ru

monateka.com

7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Лекции
Введение
Звук
Нотное письмо
Ритм и метр
Акцент, размер
Интервалы
Лад и тональность
Аккорды
Аккорды (продолжение)
Септакккорды
Вводные септаккорды
Народные лады
Дополнительные лекции
О понятии консонанс
О понятии консонанс (продолжение)
Упражнения
Звук
Нотное письмо
Акцент, размер
Интервалы
Лад и тональность

Музыкальные знаки и символы и их значение

Музыкальные знаки и символы и их значение
Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан

Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.

Нотный знак представляет собой кружок — пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются «штилями«, «хвосты» и «ребра» — прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.

Музыкальные знаки и символы и их значение

Ноты пишутся на нотном стане — на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

Музыкальные знаки и символы и их значение

над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) — на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.

Счет добавочных линеек ведется: верхних — вверх от первой добавочной линии, а нижних — вниз.

Музыкальные знаки и символы и их значение

Названия длительности звуков и их обозначения нотами

Целая нота — незаштрихованный кружочек (овал), половинная — то же самое, но добавлен штиль, четвертная — как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая — как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая — та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые… см. рисунок.

Музыкальные знаки и символы и их значение

Если штиль у ноты направлен вверх, то должен рисоваться, начиная от правой стороны ее головки, а если вниз — то начиная от левой стороны. Хвостики всегда начинаются от конца штиля и направлены в сторону головки ноты, при этом их должно «относить ветром» вправо от линии штиля.

Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.

Если на нотоносце записана одноголосная мелодия (то есть нет таких моментов, когда одновременно звучат несколько нот), то штили направлены вверх для всех нот, находящихся ниже средней линейки, и, наоборот, вниз — для всех, которые выше середины. Это принято ради того, чтобы нотоносец с мелодией выглядел в партитуре компактнее. У ноты на самой средней линейке нотоносца штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, но, по неписаной традиции, чаще все-таки вниз.

Музыкальные знаки и символы и их значение

Ноты могут объединяться в группы

Музыкальные знаки и символы и их значение

Если на нотном стане размещается сразу две мелодических линии, тогда штили направляются уже независимо от положения нот: у верхней мелодии всегда вверх, а у нижней — вниз. Это делается для того, чтобы Вы могли читать каждую из мелодий отдельно, не путаясь глазами в сплетениях нот.

При соединении в группы нот разной высоты выбирается такое положение штилей и ребер, при котором окажутся «удовлетворены» большинство нот группы.

Музыкальные знаки и символы и их значение

КЛЮЧИ

За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных «точек отсчета» высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.

Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.

Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.

Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два — только в специфических ситуациях.

Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы «наматываться» на вторую линию нотоносца.

Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.

Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.

Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:

Альтовый ключ обозначает высоту звука до первой октавы на третьей линии, а теноровый — устанавливает тот же самый звук на четвертую линию.

Альтовый ключ применяется для альта и тромбона. Теноровый ключ — для виолончели, фагота и тромбона. Его узловая точка прекрасно видна — это центр его симметрии.

Музыкальные знаки и символы и их значение

Ранее ключ «До» употреблялся и других видов. В тex случаях, когда он ставился на первой линии, его называли — сопрановым, на второй — меццо-сопрановым, на пятой — баритоновым. Такие ключи применялись главным образом в вокальной музыке, поэтому их названия соответствуют диапазонам (диапазон — это объем. Диапазон голоса означает объем доступных для данного голоса звуков, от самого низкого до предельно высокого) человеческого голоса. Например, женскому голосу «сопрано» действительно наиболее удобен для пения тот самый диапазон, который размещается на нотоносце без изобилия добавочных линеек — в сопрановом ключе.

В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий; это облегчает чтение нот.

ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ

Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

Диез — повышает высоту ноты на полтона
Бемоль — понижает на столько же
Дубль-диез — повышает на целый тон
Дубль-бемоль — понижает на столько же
Бекар — отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

По «радиусу действия» знаки альтерации различаются на «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы. Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение одного такта (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

Музыкальные знаки и символы и их значение

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ

Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.

К ним относятся:

а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:

б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности:

в) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:

(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)

г) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: "…а дальше я завтра сыграю". Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:

Музыкальные знаки и символы и их значение

Фермата, как и лига, может ставиться над или под нотой, смотря по графической ситуации, и соответственно, быть обращена к головке ноты «раскрытыми объятиями», то есть, может переворачиваться вверх ногами.

ПАУЗЫ

Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:

Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.

ЗАПИСЬ ДВУХГОЛОСИЯ. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ
ДЛЯ ФОРТЕПИАНО. АККОЛАДА. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ ДЛЯ
АНСАМБЛЕЙ И ХОРА.

Не пугайтесь такого большого заголовка. Так как эта тема довольно-таки специфична, я не буду останавливаться на ней подробно. Так, в общих чертах.

На нотном стане можно записать два (и более) самостоятельных голоса. В этом случае палочки (штили) нот для каждого голоса пишутся отдельные и в разных направлениях. Верхний голос — штили вверх, а нижний …(словом, смотрите предыдущий параграф). В случаях многоголосия (три и более) принцип тот же, но несколько нот могут иметь один общий штиль. Об этом более поробно поговорим в конце урока. Музыка для фортепиано пишется на двух (редко на трех) нотных строках (нотных станах), которые объединяются слева фигурной скобкой. Эта скобка называется акколадой. Встречающиейся в фортепианном изложении двоезвучия и аккорды (несколько звуков, берущихся одновременно) пишутся обычно с общим штилем. Фигурная скоба применяется в нотном письме также для арфы, органа и других инструментов, на которых можно извлекать звуки обеими руками независимо. Музыка для голоса или сольного инструмента с фортепиано пишется на трех строках. Для ансамблей различного состава без фортепиано и для оркестра применяется прямая скоба, соединяющая собой все нотные станы. Форма записи музыки для хора, струнного квартета, различных ансамблей и оркестра — словом, для коллективного музицирования — называется партитурой. Партитура может содержать столько нотных станов, сколько понадобится для данного состава исполнителей

Пример акколад:

Музыкальные знаки и символы и их значение

www.7not.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector