Сакральные знаки

Цитата сообщения Вячеслав_Косов

САКРАЛЬНЫЕ ЗНАКИ "ТРЕУГОЛЬНИК" И "РОМБ".
 

  Однажды, Николаю Рериху привиделся во сне неожиданный знак. И не только сам знак, но и место, где его начертанным на скале можно было отыскать. Он очнулся, как будто кто-то растолкал его во сне и еле-еле смог дождаться восхода солнца. Восьмилепестковый крест он нашел там, где и увидел его во сне.

5671928_i_018 (399x467, 2Kb)

  Что он означал, не надо было объяснять даже гимназисту. Символ Ордена тамплиеров! Но как он оказался на Русском Севере?

  Восьмиконечный крест, привидевшийся Рериху во сне, имел не вполне обычную конфигурацию. По существу, на его концах изображены были не лепестки, а перевернутые треугольники. По горячим следам он изобразил обнаруженный среди скал знак на одном из своих полотен, назвав картину "Тайник".


5671928_zagryjennoe (639x480, 82Kb)

   Но что же это за треугольники, совмещенные с крестом?

   Заложенный в них смысл, вне всякого сомнения, был связан с триадичным фундаментом бытия и истоками самой жизни, поскольку олицетворял материнское начало и женское естество. В таком сакральном значении символ получил в европейской традиции название "дельта Венеры".

5671928_i_020 (443x665, 71Kb)

Хеттская богиня с "дельтой Венеры" (прорисовка древнего изображения)

 

    Это действительно позднее, более понятное современному человеку, словосочетание. Ибо сама "дельта Венеры" вошла в плоть и кровь мировой культуры задолго до того, как древние римляне и их гиперборейские пращуры стали поклоняться богине любви и сладострастья Венере. До этого сакральный треугольник на протяжении тысячелетий выступал в качестве символа Великой Богини.

5671928_zo215 (375x336, 13Kb)



    Хотя треугольник как символ женского естества известен со времен матриархата, однако триадичность как более общий символ не обязательно сопряжен с женским началом. В древних и современных религиях закрепилось понятие божественного триединства: в индуизме  — Тримутри (Брахма, Вишну и Шива), в христианстве  — Святая Троица (Бог-отец, Бог-сын и Святой дух). 

   Чисто мужскими символами являются трезубцы, например, Посейдона в древней Элладе или Шивы в Индии. Их происхождение теряется во мгле веков. Среди наскальных рисунков Севера можно встретить фигуры с поднятыми руками  — с тремя рогами на голове и мужским естеством между ног.

5671928_i_024 (484x538, 29Kb)

Мужское изображение в позе троичной симметрии (петроглиф Кольского п-ва)

 

   Любопытно, что в архаичных изображениях на печатях Хараппской цивилизации долины Инда можно встретить изображения женщин, а не мужчин.

5671928_i_025 (700x434, 76Kb)

 

изображение трехрогой женщины на древнеиндийской печати


 

   Всё это, вместе взятое, можно рассматривать как первооснову архаичного изображения тройника.  Уместно предположить, что подобная "трехрогость" имеет не случайный, а вполне закономерный характер, обусловленный архаичными традициями некогда единого пранарода.

   Кстати, исследователи мегалитической культуры подметили, что в расположении культовых камней на Севере также наблюдается троичная группированность.

5671928_05 (700x474, 76Kb)

 


    Архаичные фигуры в форме треугольника могут быть самых различных размеров и конфигураций. Таков, к примеру, сакральный мансийский орнамент, дошедший до нас из глубины веков и тысячелетий.

5671928_i_026 (393x585, 5Kb)

Мансийские сакральные трилистники

 

    Комбинация из двух треугольников вполне естественным и простым путем дает ещё одну конфигурацию  —  ромб, который в древности выражал всё то же женское естество, но уже в ином, более откровенном  — вагинальном  — ракурсе. В бесчисленных вариантах оба символа  — треугольник и ромб  — получили широчайшее распространение во всем мире в виде наиболее архаичных элементов народного орнамента. Не составляют исключения и русские народные традиции. Треугольно-ромбическая символика разворачивается здесь во всём возможном богатстве форм, какие только может предоставить веками и тысячелетиями складывающийся орнамент.


5671928_93975318_p0007 (699x537, 173Kb)

 

   Кстати, в русском вышивальном искусстве хорошо известны и комбинированные узоры, в которых ромб составляется из треугольников.  От поколения к поколению передавалось искусство изображения и понимания незатейлевой, на первый взгляд, символики: в действительности в ней заложен глубочайший и жизнезначимый смысл. Никакие социальные и идеологические катаклизмы не смогли вытеснить из народной памяти завещанное предками.

   Сергей Есенин писал в своем программном эссе "Ключи Марии":

  "Орнамент  — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, всё сердце и весь разум, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только "избяной обоз", что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег".



   Ромбический узор, как правило, символизирует женское естество и плодородие. В отечественной литературе (в основном благодаря авторитету академика Рыбакова) в настоящее время возобладала точка зрения, согласно которой ромбический орнамент с точкой посередине представляет собой символ засеянного поля.

5671928_i_029 (700x430, 72Kb)

Энеолитические предметы с ромбическим орнаментом

 

   Здесь налицо явный рецидив вульгарно-социологического подхода, требующего во всех предметах и явлениях материальной культуры (включая декоративно-прикладное искусство) отыскивать следы односторонне понимаемой производственной деятельности. при чем под последней мыслится исключительно хозяйственная деятельность, основанная на коллективном или индивидуальном труде. К сожалению, данный искаженно трактуемый тезис совершенно не соответствует тому, что изначально вкладывалось в понятие производства.
ин из общепризнанных во всём мире авторитетов по данному вопросу  — Фридрих Энгельс  — с первых же страниц своего классического труда "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (словно предчувствуя возможность искажения своей позиции в будущем) энергично подчеркивал: "<…> Определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны  — производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой  — производство самого человека, продолжение рода".

   Конкретный индивид живет прежде всего по законам от природы заложенных в нем интересов и потребностей (включая и потребность продолжения рода), а вовсе не по предписаниям каких-либо абстрактных императивов и спекулятивных конструкций, рожденных в голове вдохновенного теоретика, который упорно пытается навязать их всему миру, подгоняя тем самым  — вольно или невольно  — неисчерпаемое богатство жизни под призрачные абстракции.


   Если отвлечься от отечественной или переводной литературы, с которой в основном и знаком российский читатель, то мировая наука говорит совершенно о другом. Согласно давно установившемуся и в общем-то даже не дискутируемому мнению, РОМБ обозначает женское детородное начало вообще и женские гениталии (vulva и vagina) в частности. При этом "чистый" ромб символизирует девственность (в том числе и Божественную непорочность Девы Марии), а ромб с точкой посередине  — утрату девственности (дефлорацию), зрелую или рожавшую женщину.


  Треугольники и ромбические элементы являются непременной составной частью и ковровой орнаментики: в искусстве изготовления и украшения ковров (особенно в исламских странах, где изображение человека и отдельных частей его тела традиционно запрещены) женская детородная символика получила особо развитое и изощренное изображение.

5671928_1288343537 (533x460, 84Kb)

 

   То же можно сказать и о ЯНТРАХ  —  тантрических диаграммах для медитации: во многих из них упор сделан на треугольники и ромбы  — живую память, в том числе и о далекой эпохе матриархата.

5671928_34257_original (604x409, 62Kb)

 

   Безусловно, в настоящее время после чуть ли не полной утраты былых традиций сохранившийся почти в первозданном виде орнамент никакой экспрессивной сексуальной нагрузки давно уже не несет. Однако, половая принадлежность по-прежнему сохраняется, и узоры, берущие свое начало в матриархальных глубинах, как и тысячи лет назад украшают в основном женскую одежду (а если и мужскую, то её всё равно шьют и украшают женщины), а также предметы женского быта и обихода или же свадебное убранство невесты.

 


5671928_uzor17_0 (700x504, 67Kb)


www.liveinternet.ru

Сакральные знаки

Символы — самый международный и вневременной язык. Мы видим их каждый день и примерно знаем, что они обозначают. Однако символы в ходе своей тысячелетней истории могли менять значение на противоположное.

Инь-ян

Культовые сакральные символы в истории человечества

Время появления: По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I—III веках: «их привлекала буддийская рисованная символика — и в даосизме появилась своя «мандала»: знаменитые черно-белые «рыбки» инь и ян».


Где использовался: Концепция Инь-ян является ключевой для даосизма и конфуцианства, учение о инь-ян — одна из основ традиционной китайской медицины.

Значения: В «Книге перемен» ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и так далее. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее «инь» воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а «ян» — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало. Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. Во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового

Маген Давид

Культовые сакральные символы в истории человечества


Время появления: Достоверно известно, что гексаграмма широко использовалась ещё в Бронзовом веке (конец IV-начало III тыс. до н.э.) на обширной территории: от Индии до Ближнего Востока.

Где использовался: В Древней Индии гексаграмма называлась Анахатой или Анахатой-чакрой. Шестиконечная звезда была известна на древнем Ближнем и Среднем Востоке. Связывать шестконечную звезду с еврейством стали только в Средневековье, причем в средневековых арабских книгах гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии. Шестконечная звезда встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара. Существует предположение, согласно которому гексаграмма была фамильным символом рода Давида аль-Рои, жившего в Иране, одного из претендентов на роль Машиаха. Этим иногда пытаются объяснить происхождение принятого названия гексаграммы: маген Давид, или «щит Давида». Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило маген Давид в свой фамильный герб. Генрих Гейне ставил гексаграмму вместо подписи под своими газетными статьями. Впоследствии она была принята в качестве символа сионистского движения.

Значения: В Индии гексаграмма Анахата символизировала сердечную чакру, пересечение мужского (Шива) и женского (Шакти) начал. На Среднем и Ближнем Востоке гексаграмма была символом богини Астарты. Шестиконечная звезда включена в символику Каббалы: два наложенные друг на друга треугольника рассматриваются в качестве наглядного символа сфирот. В двадцатые годы ХХ века Франц Розенцвейг трактовал маген Давид как символическое выражение своих философских идей о смысле иудаизма и отношениях между Богом, человеком и мирозданием. Связь шестиконечной звезды с евреями окончательно утвердилась вследствие нацистской политики в Германии. Желтый маген Давид стал символом холокоста.

Кадуцей

Культовые сакральные символы в истории человечества

Время появления: Достоверно время появления кадуцея неизвестно. Очевидно, что это очень древний символ. Он встречается и на памятниках Древней Индии и Древнего Египта, Финикии и Шумера, Древней Греции, Ирана, Рима и даже Мезоамерики.

Где использовался: Кадуцей — и сегодня один из самых распространенных в геральдике символов. В форме кадуцея был жезл глашатаев у греков и римлян (жезл Гермеса). Когда их посылали в неприятельский лагерь, кадуцей был ручательством их неприкосновенности. В оккультизме кадуцей считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью. С XIX века изображение кадуцея часто используется в ряде стран (например, в США) как символ медицины, что является результатом распространённой ошибки по причине его сходства с посохом Асклепия. Изображение кадуцея как атрибута бога торговли традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат ряда стран мира, в том числе и России. До революции и в несколько периодов после неё перекрещённые кадуцеи использовались как таможенная эмблема. Сегодня кадуцей, перекрещенный с факелом, входит в эмблему Федеральной таможенной службы и является одним из геральдических символов арбитражных судов, Федеральной налоговой службы РФ и Государственной налоговой службы Украины. С сентября 2007 года кадуцей используется в эмблеме российского Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В геральдике кадуцей использовался в исторических гербах следующих городов Российской империи: Балты, Верхнеудинска, Енисейска, Ирбита, Нежина, Таганрога, Тельшева, Тифлиса, Улан-Удэ, Феодосии, Харькова, Бердичева, Тального.

Значение: Стержень кадуцея символически связан с древом жизни, осью мира, а змеи — с циклическим возрождением Природы, с восстановлением универсального Порядка, когда он нарушается. Змеи на кадуцее указывают на скрытую динамику в том, что внешне стабильно, символизируют два разнонаправленных потока (вверх и вниз), на связь неба и земли, Бога и человека (крылья на кадуцее также указывают на соединение неба и земли, духовного и материального) — все, что рождается на земле, приходит с неба и, после того как пройдет путь испытаний и страданий, обретет жизненный опыт, должно подняться к небу. О Меркурии говорится, что он своим посохом — который с тех пор считается символом мира, согласия, — разделил двух дерущихся змей. Дерущиеся змеи — это беспорядок, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и объединить, преодолеть их. Тогда, объединившись, они уравновесят Ось мира, и вокруг нее из Хаоса будет создан Космос, гармония. Истина едина, и, чтобы прийти к ней, нужно следовать по прямой дороге, которую символизирует ось кадуцея. Кадуцей в ведической традиции также трактуется как символ Змеиного Огня, или Кундалини. Обвиваясь вокруг центральной оси, змеи соединяются в семи точках, их связывают с чакрами. Кундалини, Змеиный Огонь, спит в базисной чакре, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Шушумне, и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, — Пингале (это правая, мужская и активная, спираль) и Иде (левая, женская и пассивная).

Хризма

Культовые сакральные символы в истории человечества

Время появления: Достоверно неизвестно, но исследователи предполагают, что ещё во время жизни апостолов, то есть в I веке. В христанских гробницах этот символ встречается с III века н.э.

Где использовался: Самое известное использование символа — на лабаруме, государственном знамени императорского Рима. Впервые символ был введён императором Константином Великим после того, как накануне битвы у Мульвийского моста (312 год) он увидел на небе знамение креста. Лабарум Константина имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320 года).

Значения: Хризма — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Они восходят к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Ряд позднейших исследователей разглядел в буквах Р и Х, заключенных в круг, древний языческий символ Солнца. По этой причине протестанты, как правило, не признают лабарум в качестве исконного христианского символа.

Ом

Культовые сакральные символы в истории человечества

Время появления: Сам символ появился в период формирования слогового алфавита письма Девана́гари («божественное городское письмо»), то есть в VIII-XII веках.

Где использовался: «Ом» в качестве символа, обозначающего священный звук «Ом» используется в индуизме, джайнизме, буддизме, шиваизме, вишнуизме, йогических практиках. В настоящее время «Ом» уже стал частью попкультуры, его наносят в качестве принта на одежду, делают татуировки. «Ом» изображен на альбомах Джорджа Харрисона, мантра «Ом» звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» и в саундтреке к фильму «Матрица» в композиции Juno Reactor «Navras»

Значения: В индуистской и ведийской традиции «Ом» — сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы. В индуизме «Ом» символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, сам по себе является священной изначально мантрой, символизирующей Брахман. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение — категории космогонии Вед и индуизма. В буддизме три звука слова «Ом» могут олицетворять Тело, Речь и Ум Будды, Три тела Будды (Дхармакаю, Самбхогакаю, Нирманакаю) и три драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). Однако буддолог Евгений Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость».

Ихтис

Культовые сакральные символы в истории человечества

Время и место происхождения: Изображения акронима ΙΧΘΥΣ ( с греч.Иисус Христос Божий Сын Спаситель) или символизирующей его рыбы впервые появляются в римских катакомбах во II веке. О широком употреблении данного символа свидетельствует упоминание о нём у Тертуллиана в начале III века: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

Где использовался: Акроним Ихтис стали использовать первые христиане, поскольку изображения Христа по причине гонений были недопустимы.

Значения: Символика рыбы связывалась в Новом Завете с проповедью апостолов, из которых некоторые были рыбаками. Иисус Христос в Евангелии от Матфея называл своих учеников «ловцами человеков», а Царствие Небесное уподоблял «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Ихтис также ассоциировался с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний». В конце XX века ихтис стал популярным символом среди протестантов в разных странах, а противники креационизма стали пародировать этот знак, наклеивая на свои машины знак рыбы со словом «Дарвин» и маленькими ножками.

Чаша Гигеи

Культовые сакральные символы в истории человечества

Время и место происхождения: Древняя Греция. III-I тыс. до н.э.

Где использовался: Гигея в греческой мифологии была богиней здоровья, дочерью или женой бога врачевания Асклепия. От её имени произошло слово «гигиена». Часто она изображалась в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши фиалы. Змея была в греческой мифологии также символом богини Афины, которая нередко изображалась в виде Гигеи и наоборот.

Значения: В Древней Греции Гигея олицетворяла принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинал действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживала порядок-закон, который царит первоначально. Змея в древних традициях символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача. В Средние века соединение изображений змеи и чаши на эмблеме использовалось аптекарями итальянского города Падуя, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратился в общепринятый медицинский знак. Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Это изображение было принято в середине ВОЗ при ООН на I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 году. Тогда была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Роза ветров

Культовые сакральные символы в истории человечества

Дата возникновения: Первое упоминание – в 1300 году н.э., но ученые уверены, что символ старше.

Где использовался: Изначально роза ветров использовалась мореходами Северного полушария.

Значение: Роза ветров – векторный символ, придуманный в средние века для помощи мореходам. Роза ветров или компасная роза также символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями. Тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса. В XVIII – XX веках моряки набивали татуировки, изображающие розу ветров, как оберег. Они считали, что такой талисман поможет им вернуться домой. В наше время розу ветров воспринимают как символ путеводной звезды.

Колесо с восемью спицами

Культовые сакральные символы в истории человечества

Дата возникновения: около 2000 года до н.э.

Где использовался: Египет, Ближний Восток, Азия.

Значение: Колесо – символ солнца, символ космической энергии. Почти во всех языческих культах колесо являлось атрибутом солнечных богов, оно символизировало жизненный цикл, постоянное перерождение и обновление. В современном индуизме колесо означает бесконечное совершенное завершение. В буддизме колесо символизирует восьмеричный путь спасения, космос, колесо сансары, симметрию и совершенство дхармы, динамику мирных перемен, время и судьбу. Существует также понятие «колесо фортуны», которое означает череду взлетов и падений, непредсказуемость судьбы. В Германии в Средние века колесо с 8-ю спицами связывалось с Ахтвен, магическим рунным заклинанием. Во времена Данте Колесо Фортуны изображалось с 8-ю спицами противоположных сторон человеческой жизни, периодически повторяющихся: бедность-богатство, война-мир, безвестность-слава, терпение-страсть. Колесо Фортуны входит в Старший Аркан Таро, часто вместе с возносящейся и падающей фигурами, как колесо, описанное Боэцием. Карта Таро Колесо Фортуны продолжает изображать эти фигуры.

Уроборос

Культовые сакральные символы в истории человечества

Дата возникновения: первые изображения уробороса датируются 4200 годом до н.э., но историки считают, что сам символ возник гораздо раньше.

Где использовался: Древний Египет, Древняя Греция, Месоамерика, Скандинавия, Индия, Китай.

Значение: Уроборос – змей, пожирающий собственный хвост, символ вечности и бесконечности, а также цикличности жизни, чередования жизни и смерти. Именно так воспринимали уробороса в Древнем Египте и Древней Греции. В христианстве символ изменил свое значение, так как в Ветхом Завете змей символизировал зло. Таким образом, древние евреи установили между уроборосом и змеем из Библии знак равенства. В гностицизме уроборос олицетворяет одновременно и добро, и зло.

Лилия

Культовые сакральные символы в истории человечества

Дата возникновения: в геральдике лилия используется с 496 года н.э.

Где использовался: Европейские страны, особенно – Франция.

Значение: По легенде, королю франков Хлодвигу ангел вручил золотую лилию после того, как тот обратился в христианство. Но лилии стали объектом почитания гораздо раньше. Египтяне считали их символом чистоты и невинности. В Германии верили, что лилия символизирует загробную жизнь и искупление грехов. В Европе, до эпохи Возрождения, лилия была знаком милосердия, правосудия и сострадания. Она считалась королевским цветком. Сегодня лилия – устоявшийся знак в геральдике. Последние исследования показали, что геральдическая лилия, в ее классическом виде, на самом деле является стилизованным изображением ириса.

Полумесяц

Культовые сакральные символы в истории человечества

Дата возникновения: приблизительно 3500 год до н.э.

Где использовался: серп полумесяца был атрибутом почти всех лунных божеств. Он был распространен в Египте, Греции, Шумере, Индии, Византии. После завоевания Константинополя мусульманами, полумесяц стал прочно ассоциироваться с Исламом.

Значение: Во многих религиях полумесяц символизирует постоянное возрождение и бессмертие. Христиане почитали полумесяц как знак Девы Марии, а в западной Азии верили, что серп луны является знаком космических сил. В индуизме полумесяц считали символом контроля над умом,. Полумесяц со звездой означал рай.

Двуглавый орел

Культовые сакральные символы в истории человечества

Дата возникновения: 4000-3000 год до н.э.

Где использовался: Шумер, Хеттское царство, Евразия.

Значение: В Шумере двуглавый орел имел религиозное значение. Он был солярным символом – одним из образов солнца. Приблизительно с XIII века до н. э. двуглавый орел использовался различными странами и княжествами в качестве герба. Двуглавого орла чеканили на монетах Золотой Орды, в Византии он был символом династии Палеологов, правившей с 1261-го до 1453-й год. Двуглавый орел изображался на гербе Священной Римской Империи. По сей день этот символ является центральным изображением гербов многих стран, в том числе – России.

Пентакль

Культовые сакральные символы в истории человечества

Дата возникновения: первые изображения датируются 3500 годом до н.э.

Где использовался: Начиная с древних шумеров, этот знак использовала почти каждая цивилизация

Значение: Пятиконечная звезда считается знаком защиты. Вавилоняне использовали ее в качестве оберега от воров, позднее её ассоциировали с пятью ранами на теле Христа, а магам средневековой Европы пентакль был известен под названием «печать царя Соломона». Звезда до сих пор активно используется как в религии, так и в символике разных стран.

Свастика

Культовые сакральные символы в истории человечества

Дата возникновения: Первые изображения датируются 8000 годом до н.э.

Где использовался: В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии, на Кавказе, в доколумбовой Америке. Исключительно редко встречается у египтян. Среди древних памятников Финикии, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, Шумера, Австралии, Океании свастика обнаружена не была.

Значение: Слово «свастика» можно перевести с санскрита как приветствие и пожелание удачи. Значений у свастики, как у символа, великое множество, но самые древние из них – движение, жизнь, Солнце, свет, благополучие. Из-за того, что свастику использовали в фашистской Германии, этот символ начал стойко ассоциироваться с нацизмом, не смотря на изначальный символ знака.

Всевидящее око

Культовые сакральные символы в истории человечества

Дата возникновения: 1510-1515 гг. н.э., но в языческих религиях символ, подобный всевидящему оку, появился гораздо раньше.

Где использовался: Европа, Азия, Океания, Древний Египет.

Значение: Всевидящее око — это знак всевидящего и всезнающего бога, который наблюдает за человечеством. В Древнем Египте аналогом Всевидящего ока являлся Уаджет (глаз Гора или око Ра), который символизировал различные аспекты божественного устройства мира. Всевидящее око, вписанное в треугольник, являлось символом масонства. Вольные каменьщики почитали число три как символ троицы, а глаз, расположенный в центре треугольника, символизировал сокрытую истину.

Крест

Культовые сакральные символы в истории человечества

Дата возникновения: приблизительно 4000 г до н.э.

Где использовался: Египет, Вавилон, Индия, Сирия, Персия, Египт, Северная и Южная Америка . После зарождения христианства, крест распространился на весь мир.

Значение: В Древнем Египте крест считался божественным знаком и символизировал жизнь. В Ассирии крест, заключенный в кольцо, был символом бога Солнца. Жители Южной Америке считали, что крест отгоняет злых духов. С IV века крест переняли христиане, и его значение несколько изменилось. В современном мире крест ассоциируется со смертью и воскрешением, а также со спасением и вечной жизнью.

Анархия

Культовые сакральные символы в истории человечества

Сочетание «А в круге» использовалось еще в XVI веке европейскими алхимиками под влиянием каббалистической магии как первые буквы слов: «Альфа и Омега», начало и конец. В современной традиции впервые было использовано в испанской секции 1-го Интернационала в качестве обозначения крылатой фразы известного анархиста Ж. Прудона «Анархия – мать порядка» по заглавным буквам «l’anarchie» и « l’ordre».

Пацифик

Культовые сакральные символы в истории человечества

Знаменитый символ был разработан в 1958 году в Британии в разгар движения против ядерной войны как сочетание символов семафорной азбуки «N» и «D» (первые буквы словосочетания «nuclear disarmament» — ядерное разоружение). Позднее стал использоваться как символ всеобщего примирения и единства человечества.

Но с этим знаком не всё так просто. Тот кто его подсунул пацифистам имел отменное чувство чёрного юмора.

Это перевернутая руна Альгиз(Runic letter algiz.svg) — пятнадцатая руна из 24 общегерманских и 16 скандинавских (северных) рун. «Рожками» вверх — это символ жизни. «Рожками» вниз (как на «пацифике»)- символ смерти. Да ещё и заключённый в другой символ — в круг.

КРУГ — первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности.

В сумме — «Пацифик» знак абсолютной,совершенной смерти

Карточные масти

Культовые сакральные символы в истории человечества

В классической (и самой современной) французской колоде символами мастей были четыре знака – черви, пики, бубны, трефы, в том виде, в котором они получили массовое употребление. Древнейшая европейская колода – итальяно-испанская, перешедшая непосредственно от арабов изображала в место бубнов монеты, вместо пики – меч, вместо красного сердца – кубок, а вместо клевера – палицу. К современному виду знаки мастей пришли путем постепенной эвфемизации. Так, бубны обозначили деньги как металлические погремушки (раньше бубны были ромбической формы), клевер ранее был желудем, форма пики напоминала листья, что и было отражено в немецкой колоде, а кубок претерпел сложную эволюцию от изображения розы до сердца. Каждая масть символизировала феодальные сословия: купечество, крестьянство, рыцарей и духовенство соответственно.

Якорь

Культовые сакральные символы в истории человечества

Время появления: первые века нашей эры.

Где использовался: Всем известен символ якоря как морская эмблема. Тем не менее, в первые века новой эры якорь был тесно связан с христианством. Для ранних христиан, усматривавших в нем скрытую форму креста, якорь олицетворял надежду на спасение у осторожность, безопасность и прочность. В христианской иконографии якорь как эмблема безопасности, является главным атрибутом св. Николая Мирликийского — покровителя моряков. Иное значение следует приписать якорю полулегендарного папы Климента (88?—97?). Согласно церковному преданию, в период гонений на христиан язычники навесили папе якорь на шею и утопили его в море. Однако морские волны вскоре расступились, обнажив на дне храм Божий. В этом мифическом подводном храме якобы и было обнаружено тело святого поборника веры.

Значения: Существует несколько значений якоря. Якорь является священным предметом, которому приносили жертвы, потому что он нередко был единственным спасением моряков. На монетах Греции, Сириии, Карфагена, Финикии и Рима якорь чаще других изображался как символ надежды. В искусстве Древнего Рима якорь символизировал радость от возвращения домой после долгого странствия. На могилах I века изображение якоря ассоциировалось с образом церкви как корабля, который несет души по бурному житейскому морю. Апостол Павел в послании к евреям сравнивал надежду с безопасным и крепким якорем. Греческое слово «ankura» (якорь) ассоциировали с латинским выражением «en kurio», то есть «в Господе. В изобразительном искусстве Ренессанса якорь также означает атрибут надежды. Особой популярностью в в ренессансной живописи пользовалась аллегорическая эмблема, которая изображает дельфина с якорем. Дельфин символизировал скорость, а якорь — сдержанность. Внизу эмблемы стояла надпись : «поспешай медленно».

Циркуль и Наугольник

Культовые сакральные символы в истории человечества

Время появления: Генри Уилсон Койл в «Масонской энциклопедии» утверждает, что Циркуль и Наугольник в переплетении появились на печати ложи Абердина в 1762 году.

Где используется: При помощи циркуля и наугольника можно изобразить круг, вписанный в квадрат, и это является отсылкой к седьмой проблеме Евклида, квадратуре круга. Но не стоит считать, что Циркуль и Наугольник обязательно отсылают вас к математической задаче, скорее они символизируют стремление человека к достижению гармонии между духовной и физической природой.

Значения: В этой эмблеме Циркуль изображает небесный свод, а Наугольник — Землю. Небо символически связано с местом, где Великий Строитель Вселенной чертит свой план, а Земля — это место, где человек выполняет свою работу. Циркуль, совмещенный с Наугольником один из самых распространенных символов масонства. В центре эмблемы помещается буква G, значение которой многогранно. Одно из значений является сокращением от слова «геометр». С античных времен квадрат символизировал физическое тело, а круг был символом души. Поэтому становится понятно, что Циркуль и Наугольник символизируют вечную душу во временном теле человека.

Знак доллара

Культовые сакральные символы в истории человечества

Время появления: Американская валюта появилась в 1785 году.

Где используется: Доллар — основная денежная единица не только в США, но и во многих других странах. Поэтому знак $ используется не только для американского доллара, но и валют других стран, с добавлением уточняющих букв. Например: Барбадос — Bds$, Австралия — Au$.

Значения: Название «доллар» имеет не просто значение. В его названии лежит слово… «Йоахимсталер», монета XVII века, которая чеканилась в чешском городе Йоахимстале. Для удобства название валюты сократили до «талер». В Дании из-за особенностей языка название монеты произносили как «далер», а в Великобритании его трансформировали из в более привычный нам «доллар». Если с названием все понятно, то происхождение значка $ по-прежнему остается загадкой. Наиболее похожей на правду считается следующая версия: испанское сокращение «P’s», когда-то обозначавшего валюту Испании, песо. От буквы P предположительно осталась вертикальная черта, это позволило увеличить скорость записи, а буква S осталась неизменной. Есть и конспирологическая версия, по которой две черты — это Геркулесовы столбы.

Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

politus.ru

Оккультизм

Оккультизм – это название учений, которые признают существование так называемых скрытых сил в человеке. В переводе с латыни данный термин обозначает «тайное», «сокровенное». Данное учение о скрытых связях явлений, человеке и космосе оказало определенное влияние на экспериментальные методы в науке. Всем знакомый термин «эзотерика» имеет схожее значение, эти два понятия взаимосвязаны.

Оккультные символы и значение магических знаковПод оккультизмом принято понимать изучение всего скрытого, неявного. Это магия, экстрасенсорика, астрология, нумерология, спиритуализм, сновидения.

Часто данные учения имеют религиозный оттенок. Многие из тех, кто занимается изучением оккультизма, связывают себя с христианством, буддизмом, исламом или индуизмом. Как правило, термин «оккультный» применяется к тем явлениям и методам, которые не может объяснить и не предполагает религия. Так, знаменитая каббала считается оккультным учением.

Оккультизм предполагает изучением внутренней природы вещей, явлений, если сравнивать с наукой, которая изучает внешние характеристики. Артур Шопенгауэр называл данное течение словом «воля». Поскольку наука не способна заглянуть глубже отношений между несколькими предметами и вещами, объяснив внутреннюю природу.

Алхимия, считающаяся предшественницей традиционной химии, также является оккультной практикой. И этой практике посвятили труды такие известные ученые, как Исаак Ньютон, Роджер Бэкон.

Некоторые религиозные течения и системы определяют оккультизм как все паранормальное и сверхъестественное. Это то, чего невозможно достичь, обращаясь к Богу, а лишь при помощи Сатаны.

У многих термин «оккультизм» вызывает негативные мысли. Однако не многие понимают, что отдельные практики и обряды различных религий можно назвать никак не иначе, нежели оккультными. Хотя в природе этот термин и используется довольно редко.

Оккультные символы и знаки

Каббалистическая Тетраграмма

Символ Каббалистическая Тетраграмма представляет собой два равносторонних треугольника, наложенных друг на друга.

Каббалистическая тетраграмма

Является большой печатью масонства, раскрывая значение числа 666.

Сердцеграмма

Символ Сердцеграмма представляет собой правильный треугольник. Её вершина направлена вверх и является началом второго треугольника. Нижняя часть треугольника представляет две округлости сердца, а нижний угол – его завершение.

Сердцеграмма

Представляет собой смешение любви и ненависти, жизни и смерти.

Церковь Сатаны

Знак церковь Сатаны изображается как шестиконечный крест, у подножия которого находится перевернутая восьмерка, символ бесконечности.

Церковь сатаны

Данный знак практически всегда является вовлечением в сатанизм.

Крест беспорядка

Символ Крест Беспорядка изображается как четырехконечный крест, вертикальная линия которого завершается кругом, открытым на четверть.

Крест беспорядка

Данный знак впервые использовался римлянами, которые желали оспорить истинность христианской веры.

Символ Свастика

Знакомый всем символ Свастика относится к древним временам, когда символизировал бога огня. Жрецы данного божества приветствовали восход солнца поднятием правой руки, выражая тем самым почтение и уважение.

Символ Свастика

В Китае данный символ является знаком добродетели.

Символ Пентаграмма

Пентаграмма в виде пятиконечной звезды считается одним из сильнейших изображений в магии и используется колдунами для различных обрядов.

Символ Пентаграмма

Также применяется каббалистами, у которых данный знак имеет обозначение могущества.

Знак Молния

Знак Молния изображается как и буква «S», на которую оно похоже, считается обозначением Сатаны.

Молния - знак Сатаны

Иногда данный символ изображается на пятиконечной звезде.

Перевернутый крест

Данный четырехконечный крест в перевернутом положение обозначает ненависть к Христу.

Перевернутый крест

Магическое число 23

Магическое число 23 считается оккультным и обозначает тайное общество иллюминаторов.
666 или FFF.

Магическое число 23Связь между данными цифрами и буквами – то, что эта буква английского алфавита идет под шестым номером. Считается обозначением числа антихриста.

Символ Дао

Этот древнейший китайский символ считается определением единства, полярности.

Символ Дао

Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения

Крест Нейрона

Символ Крест Нейрона ещё называют символом мира. Представляет собой перевернутый и сломанный крест Христа, заключенный в круг.

Крест Нейрона

Обозначает презрение к Христианству.

Символ Анархии

Этот символ символизирует отрицание всех законов. Изображается как буква «А», заключенная в круг.

Символ Анархии

Еще это символ является знаком жертвоприношения и наблюдателя.

Символ Анкх

Магический символ Анкх представляет собой четырехконечный крест, верх которого представлен в виде вытянутого овала.

Символ Анкх

Анкх символизирует плодородие, похоть, соединение мужчины и женщины.

Круг с точкой в центре

Изображается как круг, в центре которого находится точка.

Круг с точкой в центре

Круг с точкой в центре используется в буддизме и индуизме, представляя собой мужскую силу.

Символ Коза

Указательный палец и мизинец, поднятые вверх и отделенные от остальных пальцев, считаются победой дьявола над добром.

Символ Коза

Магические знаки и их значение

Как видно, оккультные символы представлены представляют из себя самые различные и разнообразные знаки. У каждого из них имеется свое значение и определение. Если вы выбираете себе какой-то символ, то необходимо для начала узнать о его значение.

Ведь часто случается так, что человек использует украшения с оккультными знаками, обозначение которых ему не известно. Это может стать причиной отдельных проблем и противоречий в жизни.

koldovstvo.net

В  наше  время этот  древний  священный  символ  сильно  дискредитирован  использованием  его  в  различных  нацистских  движениях.   Однако,  следует  помнить,  что  свастика  использовалась  еще  древними  цивилизациями  задолго  до  гитлеровцев  и  уж  тем  более  —  до современных  неонацистов.

Также,  необходимо  знать,  что  свастика  бывает  левосторонняя  и  правосторонняя.   Левосторонняя  была  связана  с  лунными  культами,   черной  магией  кровавых  жертвоприношений  и  с  нисходящей  спиралью  инволюции.  Правосторонняя  —  с  солнечными  культами,  белой  магией  и  восходящей  спиралью  эволюции.

Не  случайно  нацисты  использовали  и  продолжают  использовать  левостороннюю  свастику,  как  и  черные колдуны Бон-по  в  Тибете, к  которым  за  сакральными  знаниями  древности  отправлялись  экспедиции  нацистского  оккультного Института  "Аненербе".

  Не  случайно  между  нацистами  и  черными колдунами  всегда  существовали  тесная  связь  и сотрудничество.  И  также  не  случайным  являются  массовые  убийства  нацистами   мирного  населения,  поскольку  по  сути  своей  они  являются  кровавыми  жертвоприношениями  силам  тьмы.

Однако,  древними  славянами,  которые  всегда  были  последователями  солнечных  культов,   активно  использовался  символ  правосторонней  свастики.  И  на  самом  деле  они  никогда  не делали  человеческих  жертвоприношений. Символ  правосторонней свастики  до  сих  пор  можно  увидеть  на  русском  Севере  в  качестве  узоров  орнаментов  и  вышивок.   Однако,  пособники  сил  тьмы  "под  шумок"  и  под  предлогом  обвинений  в  нацизме  активно  дискредитируют  и  этот  священный  древний  символ.

Однако о  нем  писала  в  своих трудах задолго  до  появления  нацистских  движений  известная  русская  оккультистка и  теософ  Е.Блаватская.  Вот,  например,  что  можно  у  нее  прочесть  по  этому  поводу:

"Мало  мировых  символов,  которые  были  бы  так  насыщены  истинным  Оккультным  значением,  как  Свастика.   Она  символизируется  цифрою 6.   Подобно  этой  цифре,  в  своем  конкретном  представлении  она  указывает,  так  же  как  и  идеограф  числа,  на  Зенит  и  на  Надир,  на  Север,  Юг,  Запад  и  Восток;  всюду  встречается  единица,  и  единица  эта  отражается  во  всех  и  в  каждой  единице.

Это  есть  эмблема  деятельности  Фохата,  постоянного  вращения  "Колес"  и  четырех  Стихий,  "Священных  Четырех"  в  их  мистическом,  а  не  только  в  одном  их  космическом  значении;  далее  ее  четыре  руки,  согнутые  под  прямым  углом,  тесно  связаны,  как  это  показано  в  ином  месте,  с  весами  Пифагора  и  Гермеса.

 Посвященный  в  тайны  значения  Свастики,  говорят  Комментарии,  "может  начертать  на  ней,  с  математическою  точностью,  эволюцию  Космоса  и  весь  период  Сандхья".  Также  "отношение  Видимого  к  Невидимому"  и  "первое  зарождение  человека  и  видов"

Было  время,  когда  восточный  символ креста  и  круга,  Свастика,  был  универсально  принят.  Для  буддистов,  китайцев  и  монголов  эзотерически  и  экзотерически  Свастика  означает  "десять  тысяч  истин".  Эти  истины,  говорят  они,  принадлежат  к  тайнам  Невидимой  Вселенной  и  первозданной  Космогонии  и  Теогонии.

С  того  времени,  как  Фохат  пересек  Круг  подобно  двум  линиям  пламени  (горизонтально  и  вертикально).  Воинства  Благословенных  никогда  не  переставали  посылать  своих  представителей  на  Планеты,  которые  от  начала  они  должны  охранять.

Вот  почему  Свастика  всегда  полагается  —  так  же  как и  Тау  возлагался  в  Египте  —  на  грудь  умерших  мистиков.   Свастика  встречается  на  месте  сердца  в  изображениях  и  статуях  Будды  в  Тибете  и  Монголии.   Свастика  есть  печать,  налагавшаяся  также  на  сердца  живущих  Посвященных,  причем  у  некоторых  она  была  навсегда  запечатлена  на  теле  огнем.  Именно  потому,  что  они  должны  хранить  эти истины  нерушимыми  и  неприкосновенными  в  вечном  молчании  и  тайне  "до  дня,  когда  они  будут  познаны  и  прочтены  их  избранными  преемниками"  —  новыми  Посвященными,  "достойными  доверия  и  вручения  им  десяти  тысяч  совершенств".

Однако  символ  этот  настолько  унижен  сейчас,  что  он  часто  украшает  головные  уборы  "Богов",  отвратительных  идолов  святотатственных  последователей  Бонпо —  дугпа  или  колдунов  в  Тибетских  пограничных  землях  —  до  тех  пор,  пока  он  не  открыт  каким-либо  Гелугпа  и  не  сорван  вместе  с  головой  "Бога",  хотя  было  бы  лучше,  если  бы  именно  голова  подобного  поклонника  была  отделена  от  его  греховного  тела.

Все  же  свастика  никогда  не  может  утратить  своих  сокровенных  свойств.  Оглянемся  назад  и  увидим,  что  она  употреблялась  как  Посвященными  и  Ясновидцами,  так  и  жрецами  Трои,  ибо  много   изображений  ее  найдены  были  Шлиманом  на  месте  этого  древнего  города.  Она  встречается  у  древних  перувианцев,  ассирийцев,  халдеев,  так  же  как  и  на  стенах  циклопических  построек,  старых  как  мир;   в  катакомбах  Нового  Мира  и  катакомбах  Старого  Мира…"

Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что  символ  свастики  использовался  людьми  с  далекой  древности,  задолго  до  возникновения  нацизма,  а  значит  —  огульно  связывать  свастику  именно  с  нацизмом  было  бы  неправильно.  Однако,  нацисты  как и  черные  колдуны являются  слугами  сил  хаоса  и  разрушения,  потому  и  используют  в  своей  символике  левостороннюю  свастику.   Не  случайно  в  оккультизме  черную  магию  называют  "путем  левой  руки".

Но  существует  еще  и  правосторонняя,  "солнечная"  свастика,  имеющая  отношение  к  "пути  правой  руки"  или  белой  магии,  а  также к  светлым  бескровным  культам жертвоприношений  (мед,  пшеница и т.п.).   Именно  эту  свастику  использовали  древние  славяне-солнцепоклонники,  которые  были  нашими  предками.   И  нам не следует  быть  "иванами,  не  знающими  родства".

Большое  значение  имеет  также  цвет  символа.  Огненный  цвет  символизирует  возрождение,  небесный  — обновление,  а  черный  —  изменение  через  разрушение.   Не  случайно  свастика  нацистов  всегда именно  черного  цвета,  — ведь  служат  они  силам  тьмы  и  разрушения.

Сторонники  сил  тьмы  активно  используют  в  своей  деятельности  оккультную силу  символа левосторонней  свастики.  Однако  нас,  потомков  древних  славян,  тайные  пособники  этих  же  самых  сил  пытаются  старательно  отрезать  от  сакральной  силы  древних  славянских  символов,  которые  будут  совсем  не  лишними  для  того,  чтобы  противостоять  усилиям "темной стаи"  по  порабощению  человечества  и  нашей  страны,  нашего  народа.

Потому и  очень  важно  не  только разбираться  в  различных  видах  свастики,  но  и  использовать  в  защитных  целях  светлую  силу  правосторонней  свастики,  как  это  делали  наши  предки,  изгоняя  из  нашей  земли  очередных  завоевателей.  Вот и  сейчас  мы  стоим  на  пороге  большой  войны  со  слугами  и пособниками темных  сил,  а  значит и  помощь  светлых  волхвов  нам  совсем  даже не  будет  лишней.

michael101063 ©

michael101063.livejournal.com

Взгляните на восточный ковёр с витиеватым узором, сравните его с шотландским пледом, состоящим из чёрных и красных квадратов. Разве не очевидно: в западной культуре доминантой являются прямоугольные Формы, а в исламской – кривизна и изгибы? На Востоке везде кривые: вязь письма, орнаменты затейливые, сабли и ятаганы, округлые мавзолеи и мечети, чалма, шаровары. У европейцев – иное: прямоугольный латинский алфавит, квадратные замки, треугольные костелы, прямые мечи и шпаги. Эти видимые различия обычно не замечаются, а если замечаются – их объясняют понятной разницей между культурами и никакой особой проблемности тут не усматривают. Однако противостояние форм поистине фундаментально – оно столь же существенно, как различие между прямой и кривой, которое фиксируется математически. Именно при учете математических аспектов познания, определяется область исследований, которую мы предлагаем назвать ЭТНОГНОСТИКА, в отличие от этнологии и этнопсихологии.

До сих пор считалось, что у разных народов могут быть различными обычаи и психологические особенности, а вот математика – одна на всех. Но все гораздо сложнее: научное познание развивалось в последние тысячелетия в расщепленных и разведенных формах, в разных культурах доминировали разные составляющие. Эти взаимодополнительные формы можно обозначить как мышление алгебраическое и мышление геометрическое.

Апофеозом европейской математики стало дифференциальное исчисление, когда кривизну свели к суммированию бесконечно малых прямолинейностей. Восточное мышление не приняло такую методологию, и арабская цивилизация осталась в стороне от научно-технического прогресса. Только недавно исламский мир включился в научный прогресс, когда плоские геометрические формы и дифференциальный анализ исчерпали себя. Ныне идут революционные изменения – их можно назвать алгебро-геометрическим синтезом. Объединяется то, что различные культуры до сих пор развивали порознь. Алгебра, «Ал-Джебра», оформилась в лоне исламской культуры. Ее формулы выводились как «исчисление лунок» – пересечений дуг окружностей. Две дуги и образуют сакральный полумесяц мусульман. А вот геометрическая логика – это пифагорейский прямоугольный треугольник, возникающий в квадрате с его диагоналями. Поэтому основной символ европейского мышления – крест о четырех концах. Я понимаю, что крест – Святое распятие, но надо понимать, что символы всегда многозначны. К тому же сам Христос принял крещение от Иоанна Крестителя и говорил ученикам о необходимости «нести свой крест» задолго до того, как был распят на Голгофе. Точно так же, две дуги ислама – это не просто месяц на небе, а выражение глубокого укорененной идеи. Сакральные знаки традиционных религий выражают особенности логических форм. Математические законы – умопостигаемый язык Бога. Эта тема настолько глубока, что было бы наивно пытаться раскрыть ее здесь. Поэтому в дальнейшем мы только обозначим некоторые вопросы и попытаемся угадать тот высший план, который ведет к синтезу противостоящих форм мышления, – к неосинтезу, что произойдет в текущем столетии.

Изначально, геометрический и алгебраический подходы считались равноправными. Их равноправие следовало из построения, где внутри круга на двух перпендикулярных радиусах строился равнобедренный прямоугольный треугольник, а окружность, описанная вокруг него, пересекая границу исходного круга, образовывала полумесяц. Площадь прямоугольника оказывалась в точности равна площади этого полумесяца, последний являл собой искривленный аналог прямоугольного треугольника. Криволинейная и прямоугольная фигуры были равными – это доказывалось решением элементарного уравнения. Соответственно, так открывались два различных пути для математического моделирования – в одном случае подчиненную роль играет окружность (это просто циркуль для откладывания расстояний), а в другом служебными становятся отрезки (хорды для стягивания дуг или радиусы для деления полного угла поворота). 

00-окр-треуг

Однако прежде чем люди пришли к таким сопоставлениям, в их мышлении должно было появиться представление об окружности и вписанных в нее фигурах. Давайте, обратимся к истории: мировые религии берут свое начало в иудейской теологии, а два сакральных символа иудеев – пятиконечная и шестиконечная звёзды. Эти первичные знаки выражают фундаментальный факт: возможность разделения длины окружности на чётное количество частей и на число частей нечётное, простое. Первый путь вел к делению пополам и рациональным числам, второй – к числам трансцедентным и мнимым.

03-звед6

Первый путь легок: окружность можно делить до бесконечности на чётное количество равных частей – 2, 4, 8, 16 и пр., но можно представить себе такое деление «до бесконечности», когда число делений всегда остается нечетным и простым, как 5, 7, 11, 13 и пр. Вместо диаметра окружности тогда определяется последовательность линий, сколь угодно близко проходящая к центру. Центр окружности вытесняется в мнимую часть плоскости – точка центра как бы проваливается в эту бесконечно малую область. Именно поэтому огранкой драгоценных камней всегда занимались евреи. Их мышление лучше улавливало эмпирический факт – невозможность выведения вершины некоторых многоугольных пирамид в качестве математической точки.

Сказанное помогает многое понять в истории науки. Например, мнимые числа стали элементом европейской геометрии благодаря открытию Николая Лобачевского. Его построения – это геометрия на сфере мнимого радиуса. А жил Лобачевский, как известно, в Казани – среди российских мусульман. Поэтому ему было не трудно отбросить сковывающую логику западноевропейского мышления – сделать то, на что так и не решился его современник, великий немецкий математик Гаусс. Понятными становятся и некоторые иррациональные моменты мировой истории, например, гонения на евреев: иудейское мышление, содержавшее в зачатке единство чётного и нечётного, геометрического и алгебраического, выпадало из системы разведенных монологических культур. Евреи казались чуждыми и арабам, и западноевропейцам.

Возможно, наш математический подход выглядит чересчур рационалистично – не очень красиво «поверять алгеброй гармонию». Тем не менее, все сказанное достаточно очевидно – мы указываем на факты, которые неизбежно надо осмыслить и понять. Исторически так всё и было: именно из иудейского истока вышли мировые религии, а западное христианство и ислам, действительно, противостояли друг другу. Причём, не только физически в ходе крестовых походов, но и информационно-пропагандистски. Вплоть до XVII века в Европе издавались указы, запрещавшие купцам использовать арабские цифры. Да и сейчас школьникам не называют имя Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми, благодаря которому начались алгебра и решение уравнений. Когда внимательно изучаешь «точку ветвления», где шло разделение религий, обнаруживаешь интересные факты. Есть расхожее мнение, что восточное православное христианство как бы противостоит западному католическому. Но всё началось с так называемой арианской ереси, когда монах Арий решил «поместить» Божество во временной поток: «сначала Отец, потом Сын». Это было идейное начало, которое потом привело к ньютоновской концепции линейного абсолютного времени (Ньютон знал теологию и причислял себя к последователям арианства). Исторически события шли так: когда арианская ересь была преодолена, её адептов сослали в дальние провинции христианской Римской империи, где они стали проповедовать местным племенам. А когда готы захватили Рим, обнаружилось, что все они убеждённые воинствующие ариане. Затем католическое вероисповедание явило компромисс, и не случайно словом Got называют Бога. Я не хочу выставлять Восточное христианство с его обрядами в качестве образца, но именно в лоне Византийской культуры греки-ромеи попытались найти синтез противоположных стилей мышления, соединяя плоские противоположности в трехмерном единстве. Православные символы объёмны: шарообразный купол церкви перетекает в навершие, представляющее собой некий «вогнутый конус» – это сфера мнимого радиуса кривизны, а увенчивает всё трёхмерный пространственный крест, ведь наклонная перекладина – проекция на плоскость того отрезка, что перпендикулярен двум другим, лежащим в ней. Проходит проекция через иную точку, не так как в системе декартовых координат, – и эта асимметрия только сейчас становится понятна науке. В другом варианте купола основой является тор, «калач», – еще более сложное топологическое построение.

4-купол1

Если говорить гегелевским языком, то получается, что иудейство – исток, алгебраический ислам и геометрическое католичество – борющиеся тезис и антитезис, а Византийское Православие – синтез. Георг Вильгельм Фридрих Гегель был гениальным философом-мудрецом, и в данном случае суть дела вовсе не в схеме, а в имманентных формах объективной идеи.

6-кремль

Посмотрите на нашу святыню – храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Ведь это наглядное единство прямого и кривого: здесь треугольники сочетаются с дугами, а основная линия православной архитектуры – алгебраическая кривая кардиоида – «символ сердца», мы видим ее в каждой православной церкви и на башнях Кремля. Такую же форму имели остроконечные шлемы русских витязей, а позднее – «богатырки» буденовцев. Обратите внимание, как в куполах храма выражено спиральное вихревое вращение и ячеистые структуры – явления, которые современная наука безуспешно пытается ухватить. Ещё одна поразительная черта: наш взгляд не терпит прямых линий, они должны быть мелко изломанны, фрактальны, математически говоря – не дифференцируемы. Так что, как ни крути, надо признать очевидные вещи – в Православии символически выражена логика, которая показывает, как крест и полумесяц, противостоящие на плоскости, могут быть объединены в пространстве.

К сожалению, в современной России изучению тысячелетней истории Византийской империи уделяется очень мало внимания. Обычно знают только, что оттуда в Русь пришло Православие, а их император хотел жениться на княгине Ольге… Да и про византийскую науку и культуру ничего нет в учебниках. Мы в России даже не задумываемся о том, что являемся историческими и генетическими наследниками крупнейшего в мировой истории государства. Нам в школе преподают историю Китая и Америки, но только не Византии. А что касается науки, то иногда упоминают так называемый «греческий огонь», но не осознают при этом, что ещё в средние века византийцы умели перегонять нефть, делали керосин и устанавливали на кораблях дальнобойные огнемёты. Научным центром Византии являлась Александрия, и нам обычно рассказывают, как православные фанатики сожгли библиотеку, но не вспоминают, что эпоха Возрождения началась в Европе, после того, как крестоносцы разграбили Константинополь и вывезли оттуда тысяч греческих книг. Интересна и политической конструкции империи Византийской, которая создавалась на основе греческого и римского опыта государственного строительства. Римское право было там основой дальнейшего развития юридической науки, – выработались и определённые формы, в которых обеспечивалась смена властных элит – в среднем император находился у власти 14 лет. Конечно, государей не переизбирали голосованием, а свергали силами той или иной дворцовой партии, но социальную мобильность это обеспечивало. Да и императорами становились там не только вельможи, но даже выходцы из крестьян, сделавшие военную карьеру, и не только греки, но и приезжие из национальных окраин. Так что Россия продолжает мощную культурно-политическую традицию, которая шла через века от античной Греции через Восточно-Римскую империю до Московского Царства и далее – до последних времён. Мы даже не подозреваем, но для Запада наша страна остается воплощением Византии – государства, которому европейские «великие карлы» подражали и завидовали, а потом с радостью отдали на разграбление туркам-сельджукам. Греки-византийцы после падения Константинополя разъехались по православным странам. Огромная их масса ушла в Россию – сюда привезли не только злато и сокровища, но и книги. Это, в частности, и знаменитая библиотека Ивана Грозного, о которой до сих пор ходят легенды. К нам переселились религиозные школы и организации, греческие семейства и кланы. Византийские греки смешались с русскими – «поскреби русского – увидишь грека». Вглядитесь в своих знакомых – сразу же различите «исконно русский» типаж с греческой фактурой. Это и в фамилиях хорошо прослеживается. Потом византийская мудрая наука, предвосхитившая алгебро-геометрический синтез, продолжалась в православной России – и в открытой форме, и в скрытой – эзотерической.

Часто утверждают, что именно с Петра I начались на Руси точные науки. Но каким тогда образом обеспечивалась жизнь допетровского государства – сбор налогов, купеческая торговля, мореплавание, ремесла? Редко кто знает, что обычные бухгалтерские счёты, которые и сейчас ещё можно встретить у счетоводов и продавцов – это именно русский, улучшенный вариант греческой счётной доски «абак». Вот свидетельство английского капитана Перри, который побывал в России и издал по возвращении на родину книгу «Положение России при нынешнем царе с описанием татар и других народов», он писал: «Для счёта они пользуются изобретённым ими особым прибором с нанизанными на проволочные прутья шариками от чёток или бусами, который они устраивают в ящике или небольшой раме, почти не отличающейся от тех, которыми пользуются у нас женщины, чтобы ставить на них утюги… Передвигая туда и сюда шарики, они справляются с делением и умножением разных сумм…». Подобных примеров много, но у нас какая-то страсть к самоуничижению, мол, мы бедные, глупые, ленивые и нелюбопытные… Хотя все разговоры про чемпионов и отстающих – от лукавого. Ведь эти гонки происходили на короткой исторической дистанции в 500 лет.

Впрочем, есть всё-таки одно важное обстоятельство, которое нельзя обойти молчанием. Геометризированное мышление ориентировано на механику, на жёсткие детерминистские схемы. Сейчас технический прогресс на этом направлении уже исчерпан, а в других областях геометрическое мышление оказывается малопригодным. Это хорошо видно в такой области математики как теория вероятности: всё, что здесь сделано фундаментального, – создано нашими учёными: Чебышев, Ляпунов, Марков, Колмогоров, Налимов, а в термодинамике переворот произвёл Илья Пригожин, живущий в Бельгии. В западной науке даже достижения неклассической физики – релятивистская теория и квантовая механика – оказались идеологически изуродованными. Хотя, порой, обнаруживаются поразительные факты, так немецкий гений Вернер Гейзенберг был одним из создателей вероятностной квантовой теории и говорил о пользе столкновения различных стилей мышления – и не мудрено, ведь его отец был крупнейшим ученым византиистом Германии. Кстати, квантовая механика имеет два эквивалентных и равноправных формализма – алгебраический и дифференциальный.

К сожалению, такие прозрения – редкие исключения. В целом западный догматизм стал тормозом научного прогресса: стереотипы и парадогмы висят тяжелейшими гирями на руках и жмут, как тесные туфли. Расскажу историю. Десять лет назад наша общественная организация «Евразийский проект» издавала в Красноярске культурно-исторический журнал «Грифъ», там под рубрикой «Этногностика» мы опубликовали сделанный специально перевод статьи немецкого философа Ханса Альберта. Этот позитивист столь тенденциозно излагал ход истории, что смешно становилось. Шла бы речь только о смене политических форм, но он тщился доказать, что специфическим преимуществом западного мышления является конкурентная борьба идей, а у всех других народов,дескать, – догматический застой. На самом деле в лоне западной цивилизации борьба идей допускается только на поверхности – среди
механических систематик и формальных интерпретаций, а на фундаментальном уровне там такая косность и шаблонность, такая власть аксиоматических стереотипов, что страшно становится.

Вот простейший пример действия прямоугольной западно-европейской матрицы. Известно, что лучшим танком Второй мировой войны был русский Т-34: у него форма башни была округла, броня шла под углом к горизонтали, что делало его «непробиваемым» – снаряды рикошетировали. Сейчас это кажется ясным и понятным, но вот немецким инженерам такой конструкторский ход ДАЖЕ В ГОЛОВУ НЕ ПРИХОДИЛ. Танки Третьего рейха были с прямоугольными башнями, с вертикальной бронёй – снаряд врезался в неё под прямым углом. А ныне геометрический западноевропейский подход мешает изучению вихревых процессов в жидкости и газе, которые по классическим формулам не просчитываются – ничего кроме приближённых моделей здесь получить нельзя. Зато алгебро-геометрическое мышление позволяет тут увидеть фундаментальные вещи. Я не хочу углубляться в этот вопрос, а в контексте нашего разговора интересно отметить особую роль ещё одного народа – голландцев. Считается, что Нидерланды – это страна мельниц и каналов. Так вот, они чувствуют суть вихревых процессов, поэтому мышление голландцев также алгебро-геометрично, и есть смысл вспомнить о том, какой революционный импульс дала Голландия истории Европы, об успехах голландцев в работе с кристаллами, из голландцев – гениальный математик-алгебраист ХХ века Ван-дер-Варден. Кстати, у Петра I была особая любовь к голландцам. Как видим, есть множество серьезных фактов, подтверждающих нашу теорию. Но тогда неизбежно возникает вопрос: если всё столь очевидно, то не может быть, чтобы о синтезе алгебраического и геометрического никто раньше не задумывался?

Разумеется, были и существуют организации, которые этим озабочены. Скажем, Мальтийский орден: у них символ – крест, состоящий из четырёх больших дуг и четырёх малых. Рыцари Мальты прекрасно знали о необходимости объединения двух стилей  мышления. А масоны вынесли на свой герб циркуль и угольник – инструменты для производства окружностей и прямых.

9-мальт

Масонский проект наиболее продвинут: они даже попытались создать государство, где соединение различных культур должно было привести к появлению синтетического мышления. Я имею в виду США и масонскую символику на долларах. Ныне компьютеризация, рожденная яйцеголовыми американцами, стала катализатором синтеза. В Америке существовала также уникальная цивилизация индейцев майя, которые знали колесо, но оно было у них сакральным символом и запрещалось к использованию. Вроде как священные коровы в Индии, которых нельзя есть. Полагаю, что изучение культуры мексиканских индейцев позволит высветить неожиданные детали в эволюции логики мышления. Интересно отметить, что Ричард Фейнман – великий американский физик, лауреат Нобелевской премии, был также переводчиком астрономических и математических  текстов майя. В очерченном круге проблем нельзя обойти молчанием юго-восточные культуры –Китай, Индия, Япония, Корея, Вьетнам.

Но, говоря о них, не надо забывать, что логика – это не бытовая производная от языка, обычаев и традиций. Наш дух – отражение Божественного Духа, он един для всех разумных людей. В историческом процессе выявлялось то, что заложено свыше. Просто в различных культурах – в силу разделенности человечества – доминировали отдельные составляющие. Наши биологические тела не эволюционировали, но развивалось общечеловеческое мышление, проявляя то, что составляет его разумную, божественную суть. Сейчас настаёт решающий момент – начинается синтез, который должен вывести человеческое сообщество на новый виток истории. Это единый процесс, который охватывает человечество в целом. Он и ранее охватывал, конечно, и средиземноморский ареал цивилизаций, и Юго-Восток. Я мог бы указать на типично математические символы тех стран: веера, зонтики, фонарики, плетёнки из ниточек, оригами – всё это топологические конструкции, показывающие переходы между прямой, плоскостью и объёмом. (В книге известного журналиста-международника Б. Чехонина есть рассказ о таиландском физике, который бросил престижную западную науку и занялся возрождением тайского народного промысла – изготовлением зонтиков и вееров). А в индийских легендах о Будде говорится о последнем числе, «при помощи которого боги исчисляют своё прошедшее и будущее», – это Последнее Простое число, бесконечная константа, предел ограниченной бесконечности, после которого простые числа идут с периодом рр+1… Но, это уже из другой – биполярной – математики. Теперь о роли иудейской культуры. Можно вспоминать о Египте и Вавилоне, но именно иудейская культура в чистом виде воплотила искомое логическое начало. В иудаизме чётное и нёчетное соединены как две доли логического семени, – ему требовалось прорасти. Алгебраическая и геометрическая составляющие должны были развиваться независимо – до крайних форм, чтобы затем соединиться в многомерном синтезе. И когда развитие завершилось, стало ясно, что скрывалось в исходном семени. Не случаен тот пиетет, с которым в православном богослужении говорится о племени Израилевом.

Отсюда ещё один интересный вопрос. Почему именно славяне приняли Православие? Понятно, что в Византии греки могли угадать направление и цель развития – они ведь начинали с пифагорова треугольника, а потом развивали тригонометрию, астрономию… Но почему славянские умы смогли так легко усвоить православную мысль? Я выдвину такую гипотезу. У славян-язычников был тоже свой сакральный символ – Солнце. Но солнце – это круг с треугольными лучами, то есть такое же деление окружности на части, на чётное или нечётное число – вплоть до бесконечности. Однако, в отличие от иудейских символов, здесь не внутри круга звезды, здесь треугольные лучи звезд выворачиваются за границу окружности. Вспомните, например, октябрятский значок советских времён – звездочку с кругом внутри, где портретик Ленина, – возможно, революционная символика определенным образом резонировала с глубинными архетипами мышления.
Получается, что мышление язычников-славян, носителей солнечного символа, соответствовало сути и легко восприняло православную весть о будущем синтезе чётного и нечётного, треугольников и дуг. Если бы мы посмотрели на мир из центра окружности, вписанной в звезду Давида, то очутились бы вроде как внутри солнечного круга, от границы которого отходят лучи солнечного символа. Иными словами, сия логика дополнительна к истине, коя выражена в иудейской символике. В принципе, носители православной логики – и сербы, и болгары, и румыны с молдаванами, и греки, и грузины, и украинские казаки, и чуваши, и белорусы, русские и все другие народы православной цивилизации – все они видят мир так же целостно, как и люди иудейской культуры.  Примеров совпадения точек зрения можно привести много, об этом – гениальная книга «Хазарский словарь» Милорада Павича. Однако надо отдельно подчеркнуть особый статус русских евреев – это, вообще, уникально. Носители иудейского мышления, впитавшие через русскую культуру логику Православия, – они, как связующее звено, замкнувшее цепь, протянувшуюся через тысячелетия. Я полагаю, что Россия в текущем столетии исполнит свою великую объединительную миссию.

.

poluyan.livejournal.com


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.