Шумерские символы и их значение

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными символами человечества, многие из которых вы наверняка сможете расшифровать и без наших подсказок.

Инь-Ян

Переплетенные в кругу черная и белая «рыбки» – один из наиболее популярных символов. Трактовок его много, но каждая из них по-своему верная. Черная половинка воплощает в себе темное, земное, северное или женское начало, а белая – все противоположное.

Мы знаем этот символ из даосской философии, но на самом деле гармония темного и светлого пришла из буддийской культуры. Инь-Ян стал олицетворением восточных учений и китайской медицины.

Самым распространенным толкованием считается баланс, гармония между женским и мужским началом, добром и злом.

Маген Давид (Звезда Давида)

Хотя сегодня мы воспринимаем этот символ исключительно как еврейский, появился он в Индии примерно в Бронзовом веке. Тогда он означал Анахату — чакру, которая раскрывает все прекрасное и отвечает за любовь.


Кстати, даже сегодня этот символ встречается в разных культурах. Например, в исламе такие же шестиконечные звезды изображены на покрывале, которым накрыта главная святыня в Мекке.

Связывать звезду Давида с евреями стали уже в Средние века, хотя в то время этот символ чаще можно было встретить в арабских трактатах.

Так как этот символ был изображен на фамильном гербе жившего в Иране царя Давида, звезда получила название Маген Давида. Ее использовал и Генрих Гейне, который подписывал таким образом свои статьи. Семейство Ротшильдов также включило этот знак в свой герб. Впоследствии Маген Давид стал символом сионистов.

Кадуцей

Это один из древнейших символов, который использовался еще в ритуальных обрядах древнего Египта. Кстати, его значение трактуется по-разному в зависимости от применения. В Древнем Риме этот знак был символом неприкосновенности, в оккультизме – знаком тайных знаний и ключом к нему. А вот в США в позапрошлом веке кадуцей был распространен как медицинская эмблема.

Но самым распространенным значением кадуцея является его трактовка как символа торговли, богатства и достатка. Факел с вьющимися змеями встречается на эмблеме торговой палаты, таможенной или налоговой службы, судов и даже некоторых городов.
Факел трактуется как ось жизни, а переплетенные змеи символизируют движение, борьбу добра и зла, единение Бога и человека, а также множество других явлений и понятий.

Хризма


Этот символ один из наиболее культовых символов христиан. Известен он как монограмма Христа, то есть хризма – это переплетение двух первых букв его имени. Хотя хризма – один из символов, которые традиционно были изображены на стягах Римской империи.

Есть трактовка, по которой это древний символ солнца в некоторых религиях. Именно поэтому многие христианские течения не признают этот знак.

Ом

Древний сакральный для индуистов символ, который означает божественную триаду. Он олицетворяет Создание, Поддержание и Разрушение, являясь тройственностью Брахмы, Вишну и Шивы.

Мантра «Ом» – это мантра силы, ума и вечности. Это одни из символов, который стал популярным в поп-культуре и кинематографе.

Чаша Гигиеи

Кто не видел этот ставший символом медицины знак? К нам эта эмблема пришла из Древней Греции, где она означала борьбу за здоровье и силу. Впервые врачи ее использовали еще во времена римских завоеваний, а позже этот знак стал общепринятым символом медицины. Хотя эмблема ВОЗ немного отличается – это змея, обвивающая посох. Но мы все равно знаем, что аспид с чашей означает медицинский препарат или учреждение.

Ихтис

Графический силуэт рыбы со вписанной аббревиатурой на греческом языке «Иисус Христос – Сын Божий» использовалась первыми христианами в период гонений. Рыбы – это символ христианства, апостолов и религиозных учений.

Сегодня больше распространена сама аббревиатура, хотя на древних культовых сооружениях можно найти эти скрещенные «полумесяцы».


Роза ветров

Роза ветров – это символ-оберег для моряков. Они считали, что этот знак поможет им вернуться домой и не сбиться с пути. Но в некоторых оккультных учениях есть подобная символика, которая олицетворяет ангельскую суть.

Колесо с 8 спицами

В разных религиях и культовых обрядах этот символ означал разное. Но самым распространенным толкованием является солнце, движение по кругу, судьба, фортуна.

В обиходе прочно закрепилось выражение «Колесо Фортуны». Оно пошло именно от этого символа.

Уроборос

Пожирающий собственный хвост змей олицетворяет цикличность жизни и смерти. Но с приходом христианства, где змей является олицетворением зла, уроборос стал символом борьбы добра и зла.

Серп и молот

Относительно «молодой» символ, который пришел в мир с коммунистическим движением. Придуман он был в 1918 году и означал крестьянство (серп) и рабочий класс (молот). Сегодня воспринимается как символ коммунизма.

Геральдическая лилия

Знак королевской власти. Особенно широко был распространен во Франции, хотя изначально цветок трактовался как символ чистоты и невинности. В эпоху Возрождения этот знак символизировал милосердие и сострадание. Многие считают, что геральдическая лилия является стилизованным цветком ириса.

Полумесяц

Изначально полумесяц был олицетворение ночного божества. На некоторых изображениях из Древнего Египта мы можем увидеть на богах головные уборы с полумесяцем. Но сегодня это наиболее устоявшийся символ ислама. Полумесяц встречается и в христианстве, там он символизирует Деву Марию и Рай.


Двуглавый орел

В Древнем Шумере двуглавый орел был солярным символом, олицетворяющим солнце и свет. В период становления первых государств двуглавый орел стал одним из наиболее распространенных символов империй. Популярность символ приобрел как герб Римской империи, династии Палеологов (Византия) и Золотой Орды. Сегодня его часто можно встретить в гербах многих государств.

Пентакль

С древних времен это символ защиты. Появился задолго до возникновения мировых религий. Но каждая из них нашла свое трактование пентаграммы. Например, в христианстве это символ пяти ран на теле Христа. Но больше знак известен как печать Соломона.

Пентаграмма встречается в разных значениях. Она используется и как оккультный символ, и как религиозный. Перевернутая пентаграмма трактуется как символ зла.

Свастика

Сегодня этот символ ассоциируется со злом и фашизмом, полностью утратив свое первоначальное значение. Более того, в некоторых странах эта символика запрещена законом.

Но история свастики начинается еще 10 тысяч лет назад. Изначально она трактовалась как пожелание удачи и благополучия. В доколумбовой Америке свастика означала солнце, жизнь, движение.

Всевидящее око


Знак истины, учения и покровительства. Встречается в Древнем Египте и в современном мире. Например, его можно увидеть на банкнотах валюты США. Обычно используется в паре с символом треугольника или пирамиды. Знак встречается как в религиозных и оккультных течениях, так и в символике масонов.

Крест

Изначально крест символизировал жизнь и солнце. Использовался он жрецами Древнего Египта, Индии и других древних цивилизаций.

С приходом христианства крест несколько изменил свое значение, став символом смерти и воскрешения. Сегодня это самый распространенный знак христианства.

Пацифик

Один из самых распространенных символов, который придумали как эмблему движения за ядерное разоружение. Но постепенно его первоначальный смысл трансформировался во всеобщее примирение и отказ от применения военной силы. Сейчас этот знак является международным символом мира.

Олимпийские кольца

Самая известная спортивная символика. Имеет несколько трактовок: пять колец – пять континентов, пять колец как пять навыков, которыми должен владеть каждый участник соревнований. Есть и другое значение, в котором пять цветов означают пять стихий, окружающих человека.

Циркуль и наугольник

Символ, который всегда приписывался лишь масонской ложе. А вот трактовка его довольно разнообразная. Циркуль означает небо, а угольник землю, символизируя единение духовного и земного. Часто в полученном ромбе изображают букву G, которая трактуется как душа человека.

Смайл


Самый популярный интернет-символ, который имеет лишь одно значение – have a happy day. Изначально смайл был эмблемой рекламной кампании, но очень скоро знак присоединился к любому посланию, которому хотят придать доброжелательности.

Знак доллара

Этот знак обозначает не только американскую валюту, но и любую другую, которая имеет название «доллар». А вот происхождение этого символа осталось загадкой. Есть трактовка, что доллар – это сокращение от валюты песо, ведь изначально на континенте главенствовали испанцы. По еще одной версии это графическое обозначение пути и геркулесовых столбов.

Знаки Марса и Венеры

Этот символ появился во времена Античности. Круг с полоской вниз означает Венеру, которая любуется своей красотой в зеркале. А круг со стрелкой вверх означает силу и мужество воинственного Марса.

interesno.cc

Приветствие

Если вы читаете эту статью, то у вас, вероятно, уже есть некоторые основания для изучения шумерского языка. Но во всяком случае давайте кое о чём поговорим.

Шумерская грамматика — очень сложная тема. Когда мы начинаем изучать язык без носителей, с малым количеством источников, некоторые из которых написаны людьми, для которых шумерский не был родным языком, то, конечно, возникнет много трудностей. Однако, храбрые учёные собрали и восстановили приблизительную грамматику этого давно забытого языка. Изучение шумерского также усложняется системой письменности — клинопись очень трудна для запоминания и написания.


shumersky_kot
Автор рисунка — dariatkachoff

Однако, если вы всё же набрались смелости и решили изучать шумерский язык, то это доставит вам большое удовольствие. Для путешествия в глубь времен, когда человеческая цивилизация находилась только на начальной стадии развития, шумерский язык очень поможет. Возможно, с изучением шумерского немного изменится ваше мировоззрение, как это бывает с любым другим иностранным языком. Данный курс призван познакомить читателя с основами шумерского языка в понятной и простой форме.

Шумерский язык

Шумерский — это древний язык, на котором говорило население в Южном Междуречье в 4—3 тысячелетиях до н. э. Самоназвание языка — eme-gir15, где eme «язык», а значение gir15 точно не установлено, возможно, оно значит «благородный». Шумерский язык в каком-то смысле сирота: предпринимались неоднократные попытки найти связь с другим языком мира, но не получилось, поэтому шумерский язык считается языком-изолятом без языковой семьи.

Само собой разумеется, язык претерпел множество изменений в течение периода своей жизни. Даже после того, как он перестал быть разговорным, он использовался в качестве литературного и документного языка другими культурами. Что это означает? Мы имеем не один «шумерский» язык, а как раз наоборот, их чертовски много! Как выразился однажды один шумеролог: «существует столько шумерских грамматик, сколько шумерских грамматистов».


Самое главное — помнить, что шумеры не хотели запутать нас. Они хотели, чтобы то, что они писали, нашли мы. Шумеры хотели передать свои литературные достижения и наследие другим поколениям. Так что, когда вы будете читать шумерскую табличку, помните: она хочет быть прочитанной. Для этого требуется много усилий, но наградой будет знакомство с мыслями шумеров, которые, как и мы, мечтали и творили.

Происхождение и развитие письменности

Пиктографические глиняные таблички, на которые наносили «картинки» пером, уже встречаются в слое IVa города Урука, то есть примерно в 3100 годах до н. э. Многие архаичные тексты с трудом поддаются расшифровке, но примерно к 2600 годам до н. э. тексты становятся почти полностью понятны и состоят из развивающийся смешанной логографической и слоговой клинописной системы.

Шумерские символы и их значение

Пиктограммы шумерского языка могут изображать всю часть показываемого объекта либо его часть, либо абстрактные вещи, но всё же отдалённо имеющие связь с некой идеей.

Термины «идеограмма» и «логограмма» более или менее взаимозаменяемы и относятся к знакам, которые представляют собой «идеи» или «слова», но не отображают звучание.

Когда шумеры стали писать не пером, а угловатой палочкой для клинописи, они задались вопросом: а как нам создавать новые знаки для слов? Одним из способов образования новых клинописных знаков был метод gunû-мазков или šeššig-штрихов, названный так аккадскими писцами. Сравните два знака ниже. К первому знаку saĝ ‘голова’ были добавлены штрихи в области рта, так, образовался новый знак ka ‘рот’ (SAĜ-gunû).

Ещё одним способом образования новых знаков является комбинирование двух или трех знаков в один, например:

Ещё новые знаки можно образовать путём комбинирования одного внутри другого и объединением в лигатуру, но об этом речь пойдет ниже.

Правила транслитерации и произношение

Шумерский словоформы пишутся латинскими строчными буквами. Используется несколько особых символов:

  • ĝ — как звук двух последних букв в английском «sing» (ŋ), среднее между «г» и «н».
  • š — как русское «ш».
  • ḫ — как русское «х».
  • e — как русское «э».

Остальные произносятся так же, как латинские (b — б, k — к, r — р и т. д.). Помните, что мы на самом деле не знаем и никогда не узнаем, как реально произносится шумерский язык. Произношение шумерских слов в древних словарях передается аккадской, а не шумерской фонетикой через аккадскую слоговую клинопись. Это подобно тому, как в старых англо-русских словарях английские слова передавали русской фонетикой: to cut [кёть], whether [уэзсёръ] и т. п. Аккадская же фонетика была восстановлена при помощи существующих семитских языков, поэтому фонетика шумерского языка вдвойне неточна. Вы свободны произносить слова так, как можете.

Важным пунктом развития шумерского языка был принцип поливалентности, то есть объединение множества значений в одном знаке с разным произношением. Например:

  • ka ‘рот’ можно также прочитать, как kìri ‘нос’, zú ‘зуб’ или inim ‘слово’;
  • pa ‘ветвь’ можно также прочитать, как  ĝidri ‘скипетр’, sìg ‘бить’ или ugula ‘мастер’;
  • utu ‘солнце’ можно также прочитать, как  ud ‘свет, день, время’, babbar ‘яркий, белый’ или àh ‘высохший’;

Шумерский язык имеет большое количество омонимов — слов, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения и пишутся разными знаками. Отсюда растёт предположение, что шумерский имел богатую тоновую систему (как в китайском) и много гортанных и придыхательных звуков, но доказать или опровергнуть это мы никогда не сможем. Посмотрим на пример: эти три слова читаются одинаково: du.

1

акут и грависЧтобы отличать омонимы, учёные решили использовать
диакритические знаки (знаки «ударения» под разным направлением — акут и гравис) и цифровой индекс, который добавляется в соответствии с частотностью использования слова в древних текстах. Лучше посмотрим на нашем примере:

2

В некоторых версиях транслитерации диакритика заменяется на цифры 2 и 3:

Заглавные буквы или буквы верхнего регистра (капс) в транслитерации шумерского языка используется:

  • Когда точное значение знака неизвестно, непонятно или по ходу изложения несущественно. Например, в предложении KA-ĝu10 ma-gig («Моё KA делает мне больно») знак KA можно прочитать одновременно как ka ‘рот’, kìri ‘нос’ или zú ‘зуб’, а из контекста нельзя точно определить, что писарь имел в виду.
    ugrim
    ugnim (KI.KUŠ.LU.ÚB.ĜAR)
  • Когда точное произношение неизвестно или непонятно. Например, в фразе a-SIS ‘солоноватая вода’ произношение второго знака точно учёным неизвестно: sis или ses?
  • Для разложения логограммы на компоненты. Например, слово ugnim ‘армия’ передается пятью знаками: ugnim (KI.KUŠ.LU.ÚB.ĜAR).

Детерминативы, то есть непроизносимые знаки, которые определяют категорию понятий, к которой относится слово, пишут над строкой. Детерминативы могут располагаться перед и после корня. Например, вот так ставятся детерминативы ki ‘земля, место’ и diĝir (d) ‘божество’: Urim5ki ‘город Ур’, dInanna — ‘имя богини Инанны’. Обо всех детерминативах мы поговорим в отдельном уроке. Помните, что детерминативы не произносятся!

Частично или полностью разрушенные знаки могут быть указаны с помощью квадратных скобок, например, lu[gal] или [lugal]. Места, в которых древний писец клинописью ошибся (да-да, шумеры тоже делали ошибки на письме), обозначаются <угловыми> скобками. Если же писец два раза написал по ошибке один и тот же знак, он обозначается в двойных <<угловых>> скобках.

Каждый знак на письме отделяется дефисом в шумерских словоформах, однако сейчас многие учёные не присоединяют дефисом прилагательные.

  • an-ki ‘небо и земля’ = ‘мир, вселенная’
  • dumu-tur или dumu tur ‘ребёнок и маленький’ = ‘маленький ребёнок’

Когда один знак пишется внутри, над или под другим это передается через символ ‘x’ с использованием заглавных букв. Например:

kaxa
KAxA KA times A = nag ‘пить’ (KA ‘рот’, A ‘вода’)

Если два знака находятся близко друг к другу, особенно если они имеют несколько общих клиньев, то перед вами шумерская лигатура. Связь частей лигатур показывают знаком плюс ‘+’, хотя некоторые учёные используют точку:

lugal
GAL+LÚ GAL plus LÚ = lugal ‘царь’ (GAL ‘большой’ LÚ ‘человек’)

Двоеточие применяется в публикациях архаических или старо-шумерских текстах, в которых порядок знаков не является фиксированными, как в более поздние периоды. Таким образом, двоеточие говорит читателю, что порядок знаков транслитерации не такой, как он пишется клинописью. Например, za:gìn ‘ляпис-лазурь’ пишется наоборот — GÌN-ZA. Несколько двоеточий используется, чтобы указать, что правильный порядок знаков вообще неизвестен. Таким образом, транслитерация ba:bi:bu означает: «Я понятия не имею, какой знак идёт первым, вторым и третьим».

Есть ещё одна хитрость, разберём её с примера. Простая фраза «хороший ребёнок» пишется dumu-du10, и, вероятно, произносится /dumu du/. Но когда мы добавим суффикс -e для создания фразы ‘хорошим ребёнком’, вероятно, это произносится /dumu duge/. Cистема шумерского письма как бы «подхватывает» упавший согласный прилагательного, который и выражается в следующем слоговом знаке: Dumu-du10-GE.

Этот скрытый согласный обычно называют немецким термином «ауслаут». Так, в прилагательном du10 имеется ауслаут /g/. Поэтому зачастую приводится «короткая» и «долгая» версия для знака:

  • dùg, du10 ‘хорошо’;
  • kudr, ku5 ‘резать’;
  • dug4, du11 ‘делать’;
  • níĝ, nì ‘вещь, что-то’;
  • gudr, gu4 ‘бык’;
  • šag4, šà ‘сердце’;

В старой научной литературе длинная версия, как правило, использовалась везде: фраза «хорошим ребёнком», писалась dumu-dùg-ge. Но недостаток такого подхода в том, что читателю предлагается фактическое удвоение согласного. Так, многие имена шумерских правителей и божеств, известные с первых дней ассириологии, до сих пор приводятся в формах с удвоенными согласными, которые не отражают правильное шумерское произношение. Например, богиня Инанна, а не Инана, или король Месаннепадда, а не Месанепада.

После Второй мировой войны шумерологи стали больше использовать короткую версию, которой до сих пор отдают предпочтение большинство ученых. Тем не менее, нужно просто научиться комфортно обходится с двумя версиями каждого знака. Достаточно лишь узнать короткое чтение вместе с его ауслаутом, например du10(g), ku5(dr), и т. д.

Поэтому запомните: слово, у которого есть ауслаут, но за ним не следует гласная, произносится без ауслаута.

Правописание

Полностью разработанная шумерская система письма использует логограммы (знаки слов или идей), слоговые знаки (звуковые значения, полученные из знаков слов) и детерминативы.

Многие шумерские логограммы пишутся одним знаком, например, a ‘вода’. Другие логограммы пишутся двумя или большим количеством знаков, представляющих из себя идеи, соединённые вместе, чтобы создать новую идею.

KAxA > naĝ ‘пить’ (комбинация KA ‘рот’ и A ‘вода’).

Такие составные логограммы следует отличать от сложных слов, которые состоят из двух или более логограмм:

kù-babbar ‘серебро’ («белый драгоценный металл»)
kù-sig17 ‘золото’ («желтый драгоценный металл»)

Логограммы используются в шумерском для написания именных и глагольных корней или слов. В аккадском они задействованы как своего рода сокращенная для аккадских слов, которые должны были написаны иначе, с использованием слоговых знаков. Например, аккадский писец мог написать фразу ‘царь пришел в свой дворец’ полностью слоговыми знаками: šar-ru-um a-na e-ka-al-li-šu il-li-kam, или он мог использовать шумерские логограммы для слов «король» и «дворец» и написать так: LUGAL a-na É.GAL-šu il-li-kam.

Слоговые знаки используются в основном для написания грамматических элементов, а также для слов, для которых не существовало подходящей логограммы. Зачастую, это значит, что слово было заимствованно в шумерский из другого языка. Например, sa-tu ‘гора’ из аккадского šadû.

Тексты на диалекте шумерского языка, эмесале, имеют большой процент слов, написанных слоговой клинописью. Например, на эмесале шумерское kalam ‘народ’ пишется ka-na-áĝ тремя слоговыми знаками. Иногда встречаются тексты, полностью записанные слоговой клинописью, но это, как правило, находят на окраинах распространения шумерской культуры и языка.

Читаем клинопись

Итак, любой шумерский знак можно интерпретировать тремя способами:

  • Как одно или более логографическое значение, каждое со своим произношением. Необходимо развить такое чувство, чтобы уметь определять основное значение любого шумерского слова, и каким образом оно может быть использовано, чтобы передать ряд других идей и смыслов, для которых современные языки используют различные слова.
  • Как детерминатив.
  • Как слоговой знак.

Шумерские символы и их значениеНапример, знак AN может означать:

  • логограмма ‘небо’;
  • логограмма ‘высокое место’;
  • логограмма ‘имя бога Ану’;
  • логограмма diĝir ‘божество, бог’;
  • детерминатив d для категории ‘божества’, например, как в den.líl ‘(бог) Энлиль’;
  • слоговой знак an, как в предложении mu-na-an-šúm ‘он дал это ему’;
  • слоговой знак am6

engur.ru

Под символами шумерской культуры мы в данном случае понимаем наиболее частотные образы, многократно использованные как шумерской традицией, так и преемниками шумеров — вавилонянами и ассирийцами. Не имея возможности подробно осветить в нашем рассказе все эти образы, мы остановимся лишь на самых значимых для культуры Южного Двуречья.

Бык

Пожалуй, самым частотным образом в шумерской словесности следует признать образ быка. Он выступает основным средством сравнения и фигурирует в качестве эпитетов богов и царей. Быком называют Энлиля, Энки, Нинурту-Нингирсу, Нанну, Уту. С быком сравнивают урских и исинских царей. Попробуем рассмотреть семантическое поле этого любимого шумерами образа.

1. Бык— олицетворение материальной силы и телесной мощи. Рога быка и его склонность к боданию расцениваются как образ неприступной силы и храбрости при отстаивании богом (или царем) своего имущества.

2. Бык — олицетворение половой мощи, хранилище животной потенции мира. Правители земные и небесные любят похвастаться тем, что были зачаты диким быком. Энки, уподобившись быку, изливает свое семя в Тигр, который тоже сравнивается с бодливым быком. Происходит оплодотворение реки, которая, в свою очередь, несет плодородную мощь людям, как бы «зачиная» полевые работы.

3. Бык — олицетворение прочности, стабильности положения. Он находится всегда в одном и том же огражденном месте или пасется на одном лугу. Его рацион постоянен, и настроение также меняется редко. Поэтому бык связан для шумеров с представлениями о справедливости и постоянстве жизненного уклада.

4. Бык — олицетворение ярости, вспышки гнева, бурного проявления чувств. Поэтому, например, Уту называют быком, свергающим царства; вспенившиеся реки Тигр и Евфрат во время половодья также сравнивают с разбушевавшимся быком.

5. Бык — существо, обладающее громким голосом. Поэтому с ревом быка сравнивают звуки музыкальных инструментов (особенно струнных), гул реки в половодье или зычный голос правителя.

6. Бык — существо очень заметное, выделяющееся своей массивной фигурой и рогами. Поэтому с быком сравнивают здание, совершенное по форме и видное отовсюду на большое расстояние. О храме говорится, что он не только похож на быка, но что он даже ревет, предупреждая своего хозяина об опасностях.

7. Бык, превращенный в вола, может рассматриваться как самый наглядный пример процесса сублимации по Фрейду. Вся его необузданная дикая сила после кастрации направляется на созидательный труд, в характере появляется покорность, следствие которой — отказ от себя и безраздельное вручение своей жизни хозяину. Можно сказать, что если дикий бык был для шумеров метафорой храброго господина, то вол — идеальная метафора для раба.

Если бы мы рассматривали образ быка как частотный только для шумерской культуры, нас можно было бы уподобить герою чеховского рассказа «Глупый француз». Сидя в ресторане, он все время смотрит в тарелку к своему соседу и удивляется тому, как много он ест. И только перед самым уходом из ресторана француз догадывается посмотреть вокруг себя, к ужасу своему обнаруживая, что все здесь едят одинаково. Так вот, не будем уподобляться этому человеку, потому что образ быка можно обнаружить в текстах и на изображениях самых разных народов ранней древности. В Египте, помимо священного быка Аписа, существовали также боги-быки Ра, Мневис, Менту. В Северной Месопотамии и Сирии с быками сравнивались боги Ашшур, Эль, Хаддад, Рамман. В странах Эгейского моря был известен критский бык Минотавр, быкообразный Зевс и морской бык Посейдон. В Индии с быком систематически сравнивался новогодний герой Индра. В чем же тут дело и почему во всех мифологиях III— середины II тысячелетия бык является самым распространенным образом?

Во-первых, дело в хозяйственном укладе, доминировавшем в это время. Государства ранней древности были земледельческо-скотоводческими. Со временем плужное земледелие потеснило скотоводство, и вол, запряженный в плуг, стал олицетворять собой благосостояние общины. Само слово «капитал» переводится как «голова быка». Следовательно, богатство и изобилие зависели в ту пору от числа волов и стадных быков в хозяйстве. Во-вторых, человек этого времени должен был постоянно вступать в открытую борьбу за собственное выживание и продолжение своего рода. Для этого ему нужна была избыточная физическая сила и половая мощь — качества, в полной мере присущие быку. В-третьих, человек ранней древности ощущал себя существом, привязанным к своему земельному участку (или — шире — к своему городу) и постоянно видящим перед собой одни и те же предметы, а над головой — одно и то же звездное небо. То есть он уподоблял себя быку, стабильность жизни которого обусловлена ограничениями в его перемещении. Отсюда невольно возникает представление о мировом порядке и предвечном равенстве, незыблемость которого необходимо отстаивать всеми доступными внешними средствами.

Подводя итоги можно сказать, что образ быка является самым ярким олицетворением земледельческо-скотоводческого уклада жизни и связанной с ним накопительно-консервативной тенденции в развитии социальной психологии. Уже для времени Моисея «золотой телец» — символ чуждой системы ценностей, с которым нужно бороться во имя обретения истинного Бога.

Гильгамеш

Гильгамеш был популярен во все времена истории Двуречья. Но мы коснемся только представлений шумерского времени.

По-шумерски его звали Бильга-мес, впоследствии вавилоняне исказили это первоначальное имя. Переводиться оно может двумя способами. Слово бильга значит «дядя» или «далекий предок», употребляется также в общем значении «старый человек». Слово мес в зависимости от контекста переводится «юноша» или «герой». Получаем два весьма различных перевода. В первом случае имя будет означать «предок-герой». В составе этой фразы слово «предок» указывает на тотем, к которому восходит род носителя имени. В данном случае это воин, одержавший победу в некоем сражении. Вести свой род от победителя почетно, отсюда и такое имя. Во втором случае имя может символически переводиться как «старик-юноша», а таким эпитетом во многих религиях мира называли Солнце, умирающее на закате и воскресающее при восходе. Во всех шумерских и вавилонских текстах Гильгамеш связан с солнечным богом Уту, который является его постоянным покровителем и заступником. Поэтому такое символическое толкование имени также можно признать уместным.

Следует различать три слоя мифопоэтических представлений о Гильгамеше: Гильгамеш исторический, Гильгамеш культовый и Гильгамеш эпический. Все эти слои, безусловно, связаны между собой, но не каузально, а посредством ассоциаций. Гильгамеш исторический представлен двумя фактами: а) сообщением о том, что он был верховным жрецом Урука и при нем это поселение было обнесено стеной; б) сообщением о переходе верховной власти от Киша к Уруку после победы Гильгамеша над кишским царем Аггой. Из текста «Гильгамеш и Агга» мы знаем о том, что титул лугаля урукский жрец получил по решению только одной части народного собрания — совета юношей города. Следовательно, его власть была нелегитимна с точки зрения ниппурского жречества, и Гильгамеш исторический выполняет в шумерской культуре двоякую роль: он одновременно и первый преступник перед законами богов, и первый государь с претензией на абсолютную власть в стране (в обход Энлиля и Ниппура). Можно сказать, что Гильгамеш исторический является предшественником и вдохновителем всех претендентов на абсолютную монархию в Двуречье: и Саргонидов, и царей-богов Ура, и имперских деспотов Ассирии. Он олицетворяет собой сам принцип государства, которое нельзя построить более законным способом. Потому-то походы Саргана за строительным лесом часто сравнивались с походами Гильгамеша на гору кедров; по той же причине Ур-Намму возвел к Гильгамешу свой род, и с той поры каждый урский царь считался братом Гильгамеша; потому же и Саргон II, царь Ассирии, украсил вход в свой дворец изображениями Гильгамеша и его слуги Энкиду.

Кроме любви к строителю государства, была и еще одна причина для почитания Гильгамеша у деятелей типа Саргонов или Ур-Намму. В Царском списке сказано, что матерью Гильгамеша была богиня Нинсун, а отец его лиль. Слово это буквально значит «воздух», во втором значении «дух, призрак». То есть у Гильгамеша не было отца. Отсюда возникает предположение либо о его внебрачном рождении, либо о рождении в результате священного брака. Гильгамеш был явно нецарского рода; но царским происхождением не могли похвастаться и оба Саргона, и Ур-Намму. Поэтому можно сказать, что Гильгамеш был близок этим правителям как пример человека незнатного, но энергичного, который достиг своего положения собственным разумом и волей. Таков Гильгамеш исторический, ставший образцовым примером государя и встроенный в царскую идеологию Месопотамии.

Гильгамеш культовый значительно сложнее. Его обожествили уже в XXVI веке; тогда он появляется в списке богов из Шуруппака рядом со своим предшественником на троне Лугальбандой. В хозяйственных текстах XXIV века из Лагаша есть название кладбища — «берег Гильгамеша». В заклинаниях и царских гимнах из Ура Гильгамеш называется покровителем мертвых, а с послешумерского времени он вообще считается судьей мертвых в загробном мире и, кроме того, помощником в борьбе с демонами. В комментариях на календарные праздники сообщается, что в пятом месяце Ниппурского календаря устраиваются соревнования юношей, проводимые в честь героя Гильгамеша. Соревнования эти сопровождались возжением факелов и заклинаниями против демонов. На то же самое время приходились и массовые поминальные жертвы умершим предкам. Связь между всеми перечисленными аспектами культа имеет единую мифопоэтическую основу: Гильгамеш культовый — мертвый предок, не желающий смириться с участью смерти и забвения и стремящийся во что бы то ни стало преодолеть запрет на выход из загробного мира. Чтобы, выйдя наверх, он не мог слишком сильно навредить забывшим о нем людям (особенно родственникам), нужно убеждать его в том, что он жив, силен и славен (т. е. кормить), и одновременно заклинать его всеми доступными средствами — от возжения факелов до соревнований, на которых демонстрируется неувядаемость тела и возносится хвала победителю. В противном случае блуждающий дух мертвеца может прихватить с собой пару-тройку родственников во имя соблюдения священного принципа «за голову — голову», по которому живет подземный мир.

Гильгамеш эпический нашел отражение не только в гимно-эпических песнях, но и в произведениях глиптики. Всюду он выступает не один, а в сопровождении своего слуги Энкиду. На печатях старошумерского и аккадского времени Гильгамеш и Энкиду сражаются со львом и диким быком, в памятниках словесности они совершают множество предосудительных деяний: убивают хранителя леса Хуваву, убивают небесного быка, срубают священное дерево, пытаются проникнуть в подземный мир. В отличие от аккадского, шумерский Энкиду вовсе не друг, а слуга и наперсник Гильгамеша, подобно спутникам множества шумерских богов (Исимуд у Энки, Ниншубур у Инанны). Однако он еще и советчик своего господина: не кто иной, как Энкиду, склонил Гильгамеша к убийству ни в чем неповинного Хувавы, обладавшего «лучами жизни». Эпический Гильгамеш немыслим без Энкиду, и здесь имеет место близнечный мотив, не находящий отражения ни в исторической, ни в культовой ипостаси облика Гильгамеша. Два близнеца отправляются покорять мир, лежащий за границей их священной территории, и всякий раз их попытка заканчивается неудачей (Энлиль отбирает у Гильгамеша «лучи жизни»; Энкиду, посланный в подземный мир, не возвращается оттуда).

Итоги шумерских размышлений о Гильгамеше лучше всего подводит плохо сохранившийся текст, условно названный «Смерть Гильгамеша». Бог Уту говорит, обращаясь ко впавшему в уныние герою: «Великая Гора Энлиль, отец богов, — о Гильгамеш! — во сне… для царственности судьбу твою определил, для вечной жизни не определял». Аналогичные слова читаем мы и в «Плаче о разрушении Ура»: «Решение Собрания неизменно, слово Ана и Энлиля необратимо! Уру царственность дана, (а) вечное правление не дано!.. Долгий срок правления утомителен!» Иными словами, царь не должен забывать о том, что он смертен и все его могущество когда-то прекратится, потому что все на свете изнашивается и утомляется долгой жизнью. Поэтому желание славы, желание победы над смертью через произвольный подвиг, через убийство безвинных существ — такая же суета, как и любое человеческое желание достигнуть вечной жизни. Так думали традиционно мыслившие общинники, которых следовало бы назвать благочестивыми. Но люди сильной воли и душевного порыва всегда считали иначе. Для них Гильгамеш оставался самым прекрасным примером человека, пытавшегося вырваться за пределы ненавистного естественного порядка и одолеть предначертанную смертным судьбу.

Потоп

Потоп (шумер, а-ма-ру) — сложный образ, семантика которого менялась с ходом месопотамской истории. По-видимому, следует различать два представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атрибутом бога-воина Нингирсу, который передает его царю-воину, выполняющему предначертанную ему миссию победителя внешних врагов. Так, в «Стеле коршунов» Эанатума и гимнах урским царям правитель сам является потопом, уничтожая враждебные ему силы. В шумерских контекстах под потопом имеется в виду наводнение, сопровождаемое порывами ураганного ветра, молнией и громом. В послешумерское время появляется представление о царе, спасшемся от потопа, причем называется место, где он произошел, — город Шуруппак. В Царских списках и фрагментах мифа о потопе возникает образ праведного местного царя по имени Зиусудра («жизнь (на) долгие дни»). В единственном списке мифа Зиусудра назван царем и жрецом-умастителем, но город, в котором он правил, не упомянут (или эта часть текста разбита). В старовавилонском списке «Поучений Шуруппака» Шуруппак, сын Убар-Туту, наставляет своего сына Зиусудру: «Зиусудра! Слово я хочу тебе сказать! Ухо наставь!» Все упомянутые тексты записаны после III династии Ура. Никаких сведений о Зиусудре в источниках старошумерского времени не обнаружено, и есть все основания считать эту фигуру вымышленной. Основания эти вот какого рода:

1. Старошумерские списки «Поучений Шуруппака», сделанные в Абу-Салябихе, не приводят имени сына Шуруппака.

2. В списке богов из Шуруппака есть обожествленные цари Урука Лугальбанда и Гильгамеш, однако нет получившего атрибуты бога местного правителя Зиусудры.

3. Наконец, нам просто неизвестны цари Шуруппака этого времени. В этом городе, как мы уже знаем, правили по очереди выдвиженцы от разных кварталов. Но среди имен этих выдвиженцев нет имени Зиусудры.

Предполагая вымышленность образа Зиусудры, мы ни в коем случае не хотим подвергнуть сомнению сам факт потопа, произошедшего в Шуруппаке. Именно там впервые появляется клинописный знак «потоп», состоящий из двух знаков — «город» и «демон бури». Из описания, данного во всех трех клинописных версиях мифа о потопе, можно понять, что под потопом здесь понимался сильный дождь, сопровождавшийся разливом каналов, ураганным ветром и поднятием уровня воды в реке Евфрат. Климатически такое событие скорее всего должно было происходить в середине зимы, в январе — феврале, когда миром управляют бог вод Энки и бог дождя Адад.

Для шумерских источников образ потопа не осознается в контексте разграничения эпох. Достаточно сказать, что упоминание о потопе как внешней силе, определяющей ход земных событий, совершенно отсутствует в старошумерских и урских царских надписях и школьных текстах. Потоп становится хронологическим индикатором только после гибели шумерской цивилизации, когда аморейские наследники Шумера начинают подготавливать почву для встраивания себя в последовательный и непрерывный ряд правителей Двуречья. Можно сказать, что потоп в это время соотносится с концепцией переходной царственности и идеей наказания неправедного царя.

О переходной царственности мы уже говорили в связи с Царскими списками. В этих списках событие потопа отделяет доисторическое время мифа от исторического времени царских надписей. После потопа царственность начинает переходить из города в город, и причина ее перехода неизвестна. Но допотопное время связано с послепотопным самим фактом жизни праведника Зиусудры, помещенного на остров Дильмун. Праведник хранит основы традиции, на основании которой только и может осуществляться царская власть. Получается, что сколько бы царственность ни ходила по городам, все равно есть нечто вечное и неизменное, связующее времена и пространства. И это вечное олицетворяет спасшийся от потопа и вечно живой праведник Зиусудра.

Тогда же, во время Исина и Ларсы, появляется текст «Проклятие Аккаду», в котором потоп напускается Энлилем на неправедного царя Нарам-Суэна, якобы разрушившего главный ниппурский храм. Воплощением потопа здесь выступают дикие племена кутиев, разрушившие аккадскую державу. Смысл текста понятен: потоп — орудие Энлиля, служащее наказанием за несоблюдение основных ритуалов и за отказ кормить богов жертвами.

Подведем итоги. В текстах шумерского времени потоп выступает на стороне царя, более того — сам царь в контексте битвы может отождествлять себя с потопом. В постшумерских текстах царь называется «наследником долгой царственности, семенем, хранимым с допотопных времен». Спасшийся от потопа царь — праведник, олицетворяющий собой связь времен и незыблемость принципа монархии в Двуречье. Напротив, царь, не следующий обычаям, наказывается потопом как клятвопреступник, и вместе с ним страдает его народ. Все остальное, что появляется в вавилоно-ассирийских текстах о потопе, уже мало связано с шумерским мироощущением и поэтому здесь не рассматривается.

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Шумеры: кто они такие

Шумерская цивилизация (дословный перевод «черноголовые») – одна из самых первых, возникших на нашей планете. Само происхождение народа в истории является одним из острейших вопросов: споры ученых ведутся до сих пор. Этому явлению даже дано обозначение «шумерский вопрос». Поиски археологических данных мало к чему привели, поэтому основным источником изучения стала область лингвистики. Шумеры, клинопись которых сохранилась лучше всего, начали изучаться с точки зрения языкового родства. шумеры клинопись

Примерно 5 тысяч лет до нашей эры в долине рек Тигр и Ефрат в южной части Месопотамии появились поселения, позже выросшие в могучую цивилизацию. Находки археологов говорят о том, насколько развиты в хозяйственном плане были шумеры. Клинопись на многочисленных глиняных табличках рассказывает об этом.

Раскопки в древнейшем городе Шумеров Урук позволяют сделать однозначный вывод о том, что шумерские города были достаточно урбанизированы: там имелись классы ремесленников, торговцев, управляющих. Вне городов обитали пастухи и крестьяне.

Язык шумеров

Шумерский язык – весьма интересное лингвистическое явление. Вероятнее всего, он пришел в Южную Месопотамию из Индии. В течение 1-2 тысячелетий население говорило на нем, однако вскоре его вытеснил аккадский.

Шумеры все же продолжали пользоваться своим исконным языком в культовых мероприятиях, на нем велась административная работа, обучались в школах. Так продолжалось вплоть до начала нашей эры. Как оформляли свой язык на письме шумеры? Клинопись использовалась именно для этого. возникновение клинописи шумеров

К сожалению, фонетический строй шумерского языка восстановить не удалось, ведь он относится к тому типу, когда лексическое и грамматическое значение слова заключается в многочисленных аффиксах, присоединяющихся к корню.

Эволюция клинописи

Возникновение клинописи шумеров совпадает с началом хозяйственной деятельности. Связано оно с тем, что необходимо было фиксировать элементы административной деятельности или торговли. Следует сказать, что шумерская клинопись считается первым появившимся письмом, давшим базис другим системам письменности Междуречья.

Изначально фиксировались цифровые значения, пока они были далеки от письменности. Определенную сумму обозначали специальными глиняными фигурками – токенами. Один токен – один предмет.

С развитием хозяйственности это стало неудобно, поэтому на каждой фигурке стали делать специальные обозначения. Хранились токены в специальном контейнере, на котором изображалась печать владельца. К сожалению, чтобы сосчитать наименования, приходилось разбивать хранилище, а потом запечатывать снова. Для удобства рядом с печатью стали изображать информацию о содержимом, а после физически фигурки исчезли вовсе – остались одни оттиски. Так и появились первые глиняные таблички. То, что изображалось на них, было не чем иным, как пиктограммами: конкретными обозначениями конкретных цифр и предметов.

Позднее пиктограммы стали отражать и абстрактные символы. К примеру, птица и изображенное рядом яйцо указывали уже на плодовитость. Такое письмо уже было идеографическим (знаки-символы). как появилась клинопись у шумеров

Следующий этап – фонетическое оформление пиктограмм и идеограмм. Следует сказать, что каждому знаку стало соответствовать определенное звуковое оформление, не имеющее отношения к изображенному объекту. Стилистика также меняется, она упрощается (как – расскажем далее). Кроме того, символы для удобства разворачиваются, становятся горизонтально ориентированными.

Возникновение клинописи дало толчок для пополнения словаря начертаний, которое происходит весьма активно.

Клинопись: основные принципы

Что же представляло собой клинописное письмо? Как ни парадоксально, шумеры не умели читать: принцип письма был не тот. Написанный текст они видели, ведь основой было идеографическое письмо.

На начертание во многом повлиял материал, на котором писали – глина. Почему она? Не будем забывать, что Месопотамия – район, где практически нет деревьев, пригодных для обработки (вспомним славянские берестяные грамоты или папирус египтян, сделанный из стебля бамбука), не было там и камня. А вот глины в разливах рек было предостаточно, поэтому она широко использовалась шумерами. шумерская клинопись

Заготовка для письма представляла собой глиняную лепешку, она имела форму круга либо прямоугольника. Наносились знаки специальной палочкой, именуемой капама. Она изготавливалась из твердого материала, например, из кости. Наконечник у капамы был треугольный. Процесс письма заключался в том, чтобы погрузить палочку в мягкую глину и оставить определенный рисунок. Когда капама вытаскивалась из глины, удлиненная часть треугольника оставляла след похожий на клин, поэтому и название — «клинопись». Чтобы сохранить написанное, табличку обжигали в печи.

Зарождение слогового письма

Как писалось выше, перед тем как появилась клинопись, у шумеров существовал другой тип начертания – пиктография, затем идеография. Позже знаки стали упрощенными, например, вместо целой птицы изображалась только лапа. Да и количество используемых знаков постепенно сокращается – они становятся более универсальными, начинают означать не только прямые понятия, но и отвлеченные – для этого достаточно изобразить рядом другую идеограмму. Так, стоящие рядом «другая страна» и «женщина» обозначали понятие «рабыня». Таким образом, значение конкретных знаков становилось понятным из общего контекста. Этот способ выражения называется логография. возникновение клинописи

Все же изображать на глине идеограммы было сложно, поэтому со временем каждую из них заменили определенной комбинацией черточек-клиньев. Это толкнуло процесс письменности дальше, позволив применять соответствие слогов определенным звукам. Таким образом, начало развиваться слоговое письмо, которое просуществовало достаточно долго.

Расшифровка и значение для других языков

Середина XIX века ознаменовалась попытками вникнуть в суть клинописи шумеров. Большие успехи в этом сделал Гротефенд. Однако найденная Бехистунская надпись позволила окончательно расшифровать многие тексты. Высеченные на скале тексты содержали примеры древнеперсидского, эламского и аккадского начертания. Расшифровать тексты смог Роулинс.

Возникновение клинописи шумеров повлияло на письменность других стран Междуречья. Распространяясь, цивилизация несла с собой и словесно-слоговой тип письма, который перенимали другие народы. Особо явно видно вхождение клинописи шумеров в эламское, хурритское, хеттское и урартское письмо.

fb.ru

карта-1 шумер-хараппа

Сенсационное открытие произошло совершенно случайно весной 2008 года, во время строительства котлована под фундамент дома на территории Курдистана, в Иране. По сообщению прессы был обнаружен мавзолей, с нетленным телом царя аннунаков. В ходе дальнейших раскопок археологи нашли ещё три захоронения, останки древней шумерской цивилизации и руины древнего города. На карте обозначены торговый путь, связывающий Шумер с Хараппой, древним городом Махенджо-Даро.

карта-Mesopotamia_city_states_uruk_Elam_Larsa_Akkad

Шумеры – это первая письменная цивилизация существовавшая с IV по III тысячелетия до н. э. на юго-востоке Месопотамии в междуречье рек Тигра и Евфрата.  Сегодня на этой территории находится южная часть современного Ирана. ану-шумер-рогатый шлем
В Космогонических представлениях шумеро-аккадской мифологии бог Ану считался старейшим и самым могущественным богом месопотамского пантеона, тесно связанным с богиней земли Ки, от которой родился бог воздуха Энлиль, отделивший небо от земли. Ану считался «отцом богов» и верховным богом неба. Символ Ану — рогатая тиара (корона).

Ану-Резьба и золото из LamassuНередко Ану враждебен людям, есть легенда о том, что он по просьбе богини Иштар наслал на город Урук небесного быка, требовал смерти героя Гильгамеша.

Об аннунаках нам поведали древние шумерские тексты, в которых говорится о богах, прибывших на Землю с неба, и принёсших людям мудрость, знания, ремесла и прочие блага цивилизации.

Слово «аннунаки» имеет несколько значений, самый распространенный перевод этого слова- «те, которые сошли на землю», или «те, кто благородных кровей», пришедшие примерно 400 лет назад.

Создание первого человека шумерские тексты приписывают аннунакам, причём, шумеры достаточно подробно описывают инженерно-генетические действия аннунаков, в результате которых на Земле появился первый человек.
Одним из самых почитаемых божеств шумерской мифологии был первый правитель Земли – Энки (или Эйя).

sumer-анунаки-
Энки — один из триады великих богов: Ану — покровитель небесного мира, Энлиль (букв. «Владыка-ветер», аккад. Эллиль) – владыка ветра, стихий и бог плодородия. Энки — божество Мирового океана, подземных вод, мудрости, культурных изобретений; благосклонно к людям. Энки почитался как бог-покровитель всех людей и города Эриду, где стоял главный храм Энки, носивший название Э-Абзу («Дом Бездна»). Супругой Энки почиталась богиня Дамкина (Дамгальнуна), мать Мардука.

В этиологических шумеро-аккадских мифах Энки — главное божество-демиург, творец мира, богов и людей, носитель мудрости и культуры, божество плодородия, добрый создатель всего человечества. Энки хитёр и капризен, он часто изображается пьяным.
Первые письменные сведения о шумерском боге Энки восходят к XVII–XXVI вв. до н. э. Почитался Энки также хеттами и хурритами.

fye-лев-бык-с тройными рогами
Позднее власть над землей была разделена между Энки и его братом Энлилем, управлявшим Северный полушарием Земли. Энлиль стал верховным богом пантеона шумеро-аккадских богов 2112 до н. э. — 2003 до н. э.  Храм бога Энлиля в Ниппуре — Э-кур («Дом на горе») был главным религиозным центром в Вавилоне.

3200 -3000 г. до н.э. Белый храм и зиккурат был возведен на Варка или Урук (Шумер)
После анализа слоя грунта, в котором были найдены захоронение и руины город, а также благодаря артефактам, найденным внутри, археологи установили, что возраст уникальных находок составляет около 10 -12 тысяч лет. Вскоре после публикации в российской прессе, иранские власти публично заявили, что руинам и телам всего 850 лет, что, очевидно, не соответствует действительности.
Что же было внутри найденных в мавзолее саркофагов? Можно найти два видео, на которых запечатлены нетленные тела в двух саркофагах, содержимое третьего неизвестно.

анунаки=
На видео довольно трудно определить рост человека, который лежит в первом саркофаге, но он явно не гигант, какими принято считать аннунаков, а обычный человек. Учитывая, что на его голове царская корона, можно предположить, что он правитель города. Во втором саркофаге лежит, как полагают ученые, его придворный маг. В третьем, вероятно, должна находиться жена короля.
В древние времена был распространён обычай, когда при погребении королю клали на глаза золотые монеты, чтобы тот мог заплатить за переход в загробную жизнь. Скорее всего, это и ввело в заблуждение иранцев относительно возраста мавзолея.

11

У погребённых в мавзолее явно наблюдаются «Caucasian features», что переводится как «черты белой расы», что означает «белокожие», а не как «кавказские черты», при этом кожа у мумии царя аннунаков медного цвета, как и у египетских фараонов, которые были белокожими, что доказано с помощью генетического анализа их останков.
Оба человека были погребены в роскошных одеждах и золотых украшениях с драгоценными камнями. На украшениях видна клинопись, которая пока не поддаётся дешифровке. Королевский саркофаг выложен золотом или похожим металлом. Рядом с телом монарха стоит золотой сундук, инкрустированный камнями, которые кажутся люминесцентными.
Загадкой для учёных остаётся то, как тела умерших смогли пребывать столь долгий период времени в идеальном состоянии — кажется, будто они живые.

«История человечества начинается в Шумере»

Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, в книге «История начинается в Шумере» перечислил 39 открытий, которые подарили человечеству шумеры. Первая системы письменности – клинопись, была изобретена шумерами.

В список изобретений шумеров можно включить колесо, первые школы, первый двухпалатный парламент, были приняты первые законы и проведены социальные реформы, впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе, впервые были введены налоги.

2 тыс л. до н.э.-иран коза

В Шумере впервые возникли космогония и космология, появился первый сборник шумерских пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты.

В Ниневии библиотеке царя Ашшурбанипала хранились работы первых историков, был создан первый «альманах земледельца» и появился первый книжный каталог с чётким порядком и отделами. В большом медицинском отделе насчитывалось несколько тысяч глиняных табличек. Многие современные медицинские термины основываются на словах, заимствованных из шумерского языка.

Медицинские процедуры были описаны в специальных справочниках, содержащих сведения о гигиенических правилах, об операциях, например, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерские медики ставили диагноз и предписывали курс терапевтического лечения или хирургического вмешательства, пользуясь научными знаниями и медицинскими справочниками.

корабли-шумер-ancient-mesopotamia-6

Научные познания шумеров

Шумеры были изобретателями первых в мире судов, что позволило им стать путешественниками и исследователями. В одном аккадском словаре содержится 105 шумерских слов, обозначающих различные типы судов по их размерам, назначению, пассажирские, грузовые, военные, торговые.

Клинопись

Широта ассортимента перевозимых шумерами товаров поразительна, в хозяйственных клинописных табличках перечислены товары из золота, серебра, меди, диорита, сердолика и кедра. Часто товары перевозились более чем за тысячи миль.
Первая печь для обжига кирпича и других изделий из глины была построена в Шумере.

Особая технология применялась для выплавки металлов из руды, при температуре выше 1500 градусов по2400 лет назад в Иран,олень-рога Фаренгейту в закрытой печи с малой подачей кислорода.

Исследователи древней металлургии шумеров были крайне удивлены тем, что шумерам был известен метод обогащения руды, плавки металла и литья.

Эти передовые технологии обработки металла стали известны другим народам гораздо позднее, несколько столетий спустя после возникновения шумерской цивилизации.

Шумеры владели способами получения сплавов из различных металлов, 2400 лет назад в Иран,олень--процессом химического соединения различных металлов при нагреве в печи.

Шумеры научились сплавлять медь со свинцом, а позднее с оловом и производить бронзу — твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества.

Шумеры подобрали очень точное соотношение меди и олова — 85% меди на 15% олова.

Оловянная руда совсем не встречается в Месопотамии, значит её надо было откуда-то привезти и извлечь из руды — оловянного камня — олово, которое не встречается в природе в чистом виде.

В словаре шумеров есть около 30 слов для обозначения различных видов меди разного качества.

Для обозначения же олова шумеры пользовались словом 2400 лет назад в Иран,оленьAN.NA, что означает буквально «Небесный камень» — что многие считают свидетельством того, что шумерская технология обработки металлов была даром богов.

Астрономия.
Были найдены тысячи глиняных табличек, под названием эфемерид, с сотнями астрономических терминов, точных математических формул, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет.

«Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звёзд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которую применяют сегодня.

Мы переняли от шумеров разделение 2400 лет назад в Иран,-оленьнебесной сферы на три сегмента — северный, центральный и южный, у древних шумеров эти сегменты назывались — «путь Энлиля», «путь Ану» и «путь Эа (или Энки)».

Все современные понятия сферической астрономии — полная сферическая окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и пр. — все это было известно в Шумере.

В городе Ниппуре все познания шумеров о движении Солнца и Земли были объединены в первом в мире солнечно-лунном календаре. Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших 354 дня, а затем прибавляли ещё 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год — 365 дней.

Шумерский календарь был составлен очень точно, чтобы главные праздники, например, Новый год всегда приходился на день весеннего равноденствия .

 

Математика Шумеров имела очень необычные «геометрические» корни. Шумеры пользовались шестидесятеричной системой счисления.

узор

1Для изображения чисел использовались всего два знака: «клин» обозначал 1; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; «крючок» — 10; 60х10; 3600х10 и т. д.
За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд: 1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000. Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

чаша-2500 до н.э.-элам- свастикаВо многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему.

Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 — всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например, деление круга на 360 градусов.

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием.

свастика-в небеДеление часа на 60 секунд было совсем не произвольным — оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества.

Они обнаруживаются также в современной системе счёта, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.

Теперь нас уже не удивляет, что зодиак также был ещё одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями.

Шумеры использовали знаками зодиака в чисто астрономическом смысле — в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака у шумеров возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям.

Знания, полученные от богов.

Не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере. Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.

чаша-юго-запад каспийского моря - север Ирана

Исследования шумерской математики, к удивлению учёных, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет.

зверин.Pre-Ахеменидов период 8-VI веках до н. Э -Лев загрызающий быка

Эта система, несомненно, разработана специально для астрономических целей.
Шумерская цивилизация длилась всего пару тысяч лет, и учёные не могут ответить на вопрос Каким образом шумеры могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? Не свидетельствует ли это о том, что шумеры унаследовали астрономию от богов, о которых они упоминали в своем эпосе?

7 в до н.э.-теленок

9-7 веков до н.э. -серебро-сев.-зап. иран

400 г. до н.э. олень-афганистан

апи-800 г. до н.э.-звериный стиль

апи-800-500 до н.э.-железный век-сев.-зап-иран-золото

апи-змей, 400 до н.э. Ахеменидской империи-400 г до н.э.

Ахеменидов Персидского периода, найдены на берегу реки Окс 1877-1880 г. до н.э..

 

золот-Браслет с Львов головы-700г. до н.э.

Золотой Ритон из Экбатана, период Ахеменидов-Иран

золот-персии - 550. до н.э

золот-ритон-персии - 50. До н. э

золот-тагма-500-400. До н.э

Лев и Бык, 1500-1000 до н.э.

sasanide, Иран, IV sec.d.c.-серебро-блюдо

апи-коза-8-7 вв. до н.э. апи-с двумя головами-3000 лет назад-Гилян-север Ирана

апи-Семь тысяч лет цивилизации Джирофта в Юго-Восточной части Персии

Гарпия- 8 в до н.э. Нимруд

грифон-Sassaniden время персии - 500-600. До н.э

золотая-лунница-500-400. до н.э

Эламе - 2 200 г. до н.э.

 

www.evpatori.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.