Символы смерти

первые визуальные образы смерти появились только спустя более 1000 лет после падения Римской империи. Естественно, что они имели прежде всего христианский характер. Это были сюжеты, связанные с распятием Иисуса. Следующим популярным изображением стала так называемая Мертвая (адамова) голова: череп с перекрещенными под ним костями. Она напоминала о том, что человек смертен. Впоследствии образ средневековой смерти не раз менялся.

Вначале европейские христиане представляли ее в виде апокалиптического всадника, который летит над землей и низвергается на людей. В раннем Средневековье были даже вполне симпатичные персонажи, олицетворяющие гибель: темный крылатый гений с погасшим факелом, печальная женщина в трауре или ангел, уносящий душу в небеса.

Потом восприятие смерти искусством изменилось, ее стали изображать отвратительной. Появились рисунки страшной греческой демонессы Эринии – уродливой, с огромными крыльями нетопыря. В ХIV веке она заменяется демоном или чертом. Примерно тогда же в изобразительной символике Европы появился знаменитый образ смерти в виде скелета с косой: рокового жнеца. Иногда он, как римский Плутон, держал в руке трезубец.


Другими его атрибутами могли быть лук со стрелами или меч, а также песочные часы, которые напоминали о конечности земной жизни. А в конце ХIV века смерти-скелету стали придавать игровое, даже комическое значение. Это было связано с массовой гибелью европейцев в результате чумовых эпидемий, от которых не могли спастись ни аристократы, ни простолюдины. Именно тогда и вошла в моду особая эстетика смерти, которая всегда рядом. Она играет и «пляшет» с живыми и в конце концов всегда одерживает над ними победу.

Очень распространенным в литературе, фреске и мозаике стал сюжет «Три живых и три мертвых» о том, как трое знатных юношей встретили 3-х мертвецов, при жизни занимавших высокое положение в обществе. Смысл этой картинки был как раз в том, что смерть неизбежна, а все мирские наслаждения – лишь миг и иллюзия. Потом появились сюжеты танцев и триумфа смерти. Они рисовались везде, даже на заборах.

На них смерть-скелет танцевала с детьми и взрослыми, мирянами и аббатами, богатыми и бедными. Все принимают участие в плясках со смертью, и все в конце концов становятся ее жертвами: гибель уравнивает неравных. Этот сюжет был таким популярным, что его ставили во всех европейских театрах, создавая красочные музыкальные представления. Другие картины – о триумфе смерти – изображали ее на колеснице, сметающей все без разбора на своем пути. Они подчеркивали фатальность, неизбежность конца.


danila-master.ru

Князь Смерти часто изображается как скелет с мечом, косой, серпом и часами. Другие символы смерти: змея, саван, накидка, лев, скорпион, пепел, барабанщик. Смерть символизируется танцором, иногда очаровательной девушкой (в индуизме) . Шива- бог танца и Смерти.
Структура человеческой психики состоит как бы из двух уровней: собственно сознания и того, что называют бессознательным. Или «ночного сознания» , как обозначают его еще. Это — область внелогического восприятия реальности, интуитивного постижения тех зависимостей между явлениями, которые лежат вне причинно-следственных связей, вне рационального.
Я говорю здесь об этом потому, что опыт посмертных состояний относится, как представляется мне, именно к этой области восприятия. К той области, о которой мы можем судить только по тем редким протуберанцам, которые, вырвавшись из этой зоны, попадают в сферу сознания. Но даже тогда они воспринимаются сознанием как символы, которым мы пытаемся подобрать смысловые значения в опыте нашей повседневной жизни.
Судя по всему, опыт посмертных состояний каким-то образом трансформирует саму личность -человека. Но поскольку реально переживали его, вернувшись назад, лишь единицы, с давних пор существует практика как бы косвенного приобщения к этому опыту.
кая практика составляла скрытую часть учений тайных обществ древности.
Таким было, например, общество орфиков в Элладе и на Древнем Востоке. Платон, принятый в него и приобщенный к тайнам, писал в этой связи, сколь важно человеку еще при жизни приобщиться к знанию предстоящего ему посмертного опыта. Сам Орфей, полулегендарный основатель общества, почерпнул эти знания будто бы у египтян. Так, во всяком случае, утверждал Диодор Сицилийский. Орфей, гласит предание, побывал в царстве мертвых и вернулся затем в мир живых.
Судя по всему, опыт посмертных состояний составлял важную часть в учении и другого тайного общества — Эвлизианских мистерий. Софокл, состоявший в нем и посвященный в его тайны, писал: «О, трижды блаженны те из смертных, которые сходят в Аид, узрев эти таинства» .
Интересное упоминание о приобщении к знанию посмертных состояний есть у Апулея: посвящаемый в культ Исиды достигает рубежа смерти, переходит его и затем возвращается к жизни. («Я вступил в обитель смерти, перешагнул через порог Прозерпины». )
Этот же посмертный опыт содержали мистерии Озириса и Адониса, дионисейские обряды.
Приобщение к таинству посмертного опыта происходило, судя по всему, в неком ритуальном действе, в «проигрывании» последовательных состояний этого ‘ опыта. Судить об этом можно по ритуалам более поздних тайных обществ — розенкрейцеров, франкмасонов. Посвящаемый должен пережить как бы символическую смерть, чтобы после этого — уже в новом качестве:— вернуться к Жизни.
Переживание посмертного опыта и сегодня составляет суть посвящения у друидов, мистической секты древних обитателей Британских островов, дожившей до наших дней.
офита кладут в гроб, который помещают в лодку и пускают ее в открытое море. Это уже не просто ритуал. Останется ли он жив или погибнет — зависит от случайности, от того, насколько бурно в тот день море. Но если посвящаемый выходит из испытания живым, он выносит из него опыт реальной близости смерти.
Глубокое переживание посмертного опыта — непременная составляющая обряда посвящения в шаманы. Будущий шаман удаляется в безлюдное место и там в течение трех (или семи) дней пребывает в состоянии символической смерти. Все это время он не ест и не пьет, «не подает признаков Жизни» , «лежит, бездыханный, лишенный речи, точно мертвый» .
И ещё кое что-то.. .
Река как символ смерти. Погребальная ладья
Со знаком реки и переправы связана загадка другого символа, также повторяющегося в разных культурах: знака ладьи в потустороннем мире. «Ладья мертвых присутствует во всех цивилизациях» (Ж. Шевалье, А. Шербрант. Словарь символов)
Продолжение в коментарии….

otvet.mail.ru

[править]

В этрусском погребальном искусстве место кораблей мёртвых заняли прежде всего дельфины-перевозчики душ на острова блаженных. Позднее на первый план вышли ужасающие демоны смерти: Хару (Харун) с молотом, похожим на двойной топор, и Тухулка со змеями в руках, внешне напоминающий черта.

На античных надгробных камнях наряду с изображениями самих умерших представлены:

  • плакальщицы с покрытыми головами — часто,
  • гения-покровителя с опущенным факелом — реже,
  • коробочки мака — символ сна, атрибут Сомнуса и Танатоса.

Смерть в пантеоне Олимпийском — божество Танатос; боги, которые несли смерть: Зевс, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гадес, Геката, Персефона.

[править]

Друиды полагали, что бог смерти (ирландский Донн) был также и создателем жизни.

[править]

Шива — бог Танца и Смерти.

[править]

Ангел смерти (в теологии иудейской и мусульманской) — Азраил, который отделяет душу от тела, и служит Богу, как посол. Смерть (в иудейской традиции) — наказание, наложенное Богом на Адама и Еву и их потомство за первородный грех. Смерть — соединение с предками, отцами. «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнию, и приложился к народу своему».

Смерть в котле — горькая зола. «И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик, и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть» (Четвертая книга Царств 4: 40). Но пророк Елисей сдобрил похлебку мукой!

Смерть — царь ужасов (Иов 18: 14).

Смерть — тень. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокоивают меня» (Псалом 22: 4). «В последнюю минуту перед смертью, она раскинет над тобою тень» («Дистихи» Катона?).

[править]


В позднем средневековье скелеты в сценах плясок смерти обычно символизируют справедливое уравнивание в ней судеб.

Старинным символом корабля смерти является «корабль церкви» с якорем и крестом (в качестве мачты), над которым, словно над Ноевым ковчегом, парит голубь (который должен вести в рай).

Встречается также оливковая ветвь как символ мира, и указывающие на воскресение символические животные — улитка (которая спит в доме-«могиле») и бабочка; венок символизирует плату за блаженную жизнь на небе.

Средневековый человек осознавал близкое присутствие смерти в своей каждодневной жизни с такой остротой, какая не знакома западному человеку сегодня. Примерно двадцать пять миллионов человек считалось умершими в эпидемиях чумы в XIV веке. Смерть не взирала на чины и звания: молодой и старый, папа и император точно так же, как и безвестный плебей, любовник или воин — всех в равной степени подстерегала смерть, являвшаяся без предупреждения. Это равенство перед смертью нашло отражение в нескольких темах в искусстве.

В средние века эпидемии заразных заболеваний сметали с лица земли тысячи и миллионы людей всех уровней — от последнего серва до самых высоких вельмож, герцогов, королей и даже пап.

[править]


В исламской мифологии смерть человека символизирует ангел смерти Израил (Азраил), который стоит рядом с троном Аллаха и указывает на древе жизни листья с написанными на них именами л юдей, которых Аллах обрекает на смерть (поэтому соответствующие листья падают вниз). После этого ангел смерти посещает каждого человека и объявляет его умершим, принимая при этом различные образы:

«Адаму он явился в образе козла, Аврааму в образе дряхлого старца, Моисею в образе бодрого мужчины».

Бельтц, 1980

Ангел смерти Израил, не упоминаемый в Коране по имени, является тем, кто при создании человека доставляет необходимые для этого семь разноцветных видов земли, а сама земля при этом получает обещание со стороны Аллаха, что после смерти человека ей будет возвращена его плоть. Ангел смерти (в теологии иудейской и мусульманской) — Азраил, который отделяет душу от тела, и служит Богу, как посол.

[править]

Смерть ветхого человека Алхимия отмечает этот переход появлением черного цвета, символизируемым вороном Сатурна, образом созидательной энергии, основы индивидуального эгоизма в начале процесса Великого Делания: это смерть для мира и его пустотности.

[править]

В гадании по снам: если приснится чья-то агония — сон для умирающего, возможно сильное ухудшение здоровья, предупреждение. Увидеть во сне покойника — к дождю.

[править]

смерть в обрядах франкмасонства, символизируемая пребыванием в кромешной тьме похоронного склепа или Кабинета раздумий, смерть старого человека в результате его работы над собой.

[править]


Смерть — название XIII карты старших арканов Таро.

[править]

Сны о смерти в основном касаются самой личности сновидящего: речь может идти об исчезновении стереотипов поведения, о замыслах, идеях или чувствах, утративших былое значение. Смерть знакомого человека означает, согласно Юнгу, мистическое обособление от него, конец отношений с ним.

[править]

Смерть в классической традиции изображалась, как белый младенец рядом с черным младенцем-близнецом. Они спят в полулежачем положении, со скрещенными ногами.

Аллегорические образы представляют ее в виде Хроноса с косой или серпом, орудием жатвы, символом смерти и новой надежды на урожай.

Смерть в средневековой традиции иногда изображалась в виде вооруженной женщины с крыльями нетопыря, с когтями ястреба и распущенными волосами; а то, как скелет, наполовину прикрытый бархатным плащом с богатым золотым шитьем.

Фигура Смерти, предстающая в виде скелета, возможно в плаще с капюшоном, и держащая КОСУ или ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ — атрибуты, общие у нее с ОТЦОМ-ВРЕМЕНЕМ, — обнаруживается в иллюстрациях к «Триумфам» Петрарки (см. ТРИУМФ); эти иллюстрации стали появляться в первой половине XIV века.

С этого времени Смерть изображается во множестве аллегорий. Она настигает любовную пару (мужчина тщетно пытается пронзить ее своей шпагой).
можно видеть (особенно в немецком искусстве) забирающей ничего не подозревающую обнаженную женщину, занимающуюся своим туалетом: Смерть старается обольстить ее, давая понять, что красота в ее власти. (См.т.ж. СУЕТА.) Она забирает воина с поля битвы или настигает другого — того, который на лошади несется с поля боя. Смерть сама на коне, она победоносно косит своей косой людей, падающих под копытами ее коня. Или она стреляет в свои жертвы стрелами — по-видимому, аллюзия на чуму, традиционно считавшуюся переносимой на наконечнике стрелы.

Примечательно, но Смерть редко изображалась в надгробной скульптуре вплоть до эпохи Контрреформации. Со второй половины XVII века череп, иногда с крыльями, можно видеть на каменных барельефах надгробий. Этот мотив в следующем столетии развился в изображение полного скелета. (См.т.ж. ЧЕРЕП.)

В искусстве наиболее распространено изображение Смерти в виде скелета-всадника, закутанного в плащ с капюшоном, вооруженного косой, или трезубцем, или мечом, или луком и стрелами.

[править]

  • Лат. «Abiit ad plures», то есть «отправились ввысь» («В память Тримальхиона» Петрония).
  • Турецкая пословица «Черный верблюд ждет у дома каждого человека… «.
  • «Смерть для душ благородных — конец мрачной тюрьмы» (Петрарка).
  • «Смерть — начало другого существования» (Монтень).
  • « Смерть — жнец, который не знает передышки» (Сервантес).

  • «Смерть — лучший врач!» («Цимбелин» У. Шекспира).:* нем. «Und doch ist nie der Tod ein ganz willkommnei Gast», то есть «Смерть никогда не бывала вполне желанным гостем» «Фауст» Гёте
  • «Смерть — сестра Ночи» (Уолт Уитмен)
  • Белая смерть — снега и льды.
  • Черная смерть — чума, оспа.
  • Смотреть в глаза смерти — смертельно рисковать.
  • «Не своя смерть» — случайная, порой необъяснимая.
  • Смерть гражданская — лишение всех прав на существование.
  • «Memento mori» — лат. «Помни о смерти», надписи на утвари, принадлежащей римским цезарям.

«Как же счастлив тот, кто удалился на Запад и находится в руках Бога безопасности («Наука жизни» Амен-ен-апта, около 700 г. до н. э.) Присловье: «Смерть и самого быстрого догонит». Лат. «Cita mors ruit», то есть «Смерть приходит внезапно». «Сон — брат Смерти («Илиада» Гомера). «От сна до смерти путь короткий» («Неистовый Орланд» Ариоста). «Смерть, это долг, который каждый из нас должен заплатить» («Электра» Софокла). «Заплатил долг Природе» — лат. «Naturae concessit» («Война с Югуртой» Саллюстия). «Смерть, появляясь, спасет нас от всех обязанностей» («Опыты» Монтеня). «Собачья смерть» — без какого-либо, связанного с религией, обряда и достойного погребения. («Осы» Аристофана). «Смерть — отделение души от тела» («Федон» Платона). «Именно так должны думать боги, иначе они сами сгинули бы давным-давно» (фрагмент Сафоны, процитированный в «Риторике» Аристотеля). «Смерть, это повсеместное, общее зло» («Дочь Природы» Гете). «Что такое Смерть? Пугало!» («Беседы» Эпиктета). «Напрасная, никчемная смерть — усмешка Судьбы» (лат. «Mala mors necessitatis contumelia est» — «Сентенция» Публилия Сируса).

Смерть — волна, от которой не увернешься, и которая не возвращается (лат. orremeabilis unda — «Энеида» Вергилия). Присловья: «Кто смерть воспел, тот господин всему», «Кто смерти ищет, того она не берет», «Смерть не страшна доброму, честному», «Кто привык трудиться, тот смерти не боится». «Смерть — вечный сон» («Песни» Горация). «Смерть — предел всему» (лат. «mors ultima Linea rerum est» — «Письма» Горация). «Смерть иногда — кара, часто дар; для многих — милость» (Сенека Младший). «Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея… » (Послание к Римлянам 5: 14). Смерть, как и появление на свет, великое таинство Природы («Размышления» Марка Аврелия). «Смерть все равняет» (лат. «Omnia mors aequat» «Похищение Прозерпины» Клаудиана). «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откровение 2: 11), «Блажен и свят имеющий участие в воскресение первом: над ними смерть вторая не имеет власти… » (Откровение 20: 6). «Смерть заглянула в глаза», «бороться со смертью», «послать за смертью»…

[править]

  • Танатология — официальная наука о смерти.

Искусство умирания лат. «Ars moriendi» — сборник текстов средневековых рукописей, предназначенных для чтения возле постели умирающего — своеобразное утешение, популярное до XIX века. В частности, речь шла о вечной борьбе между ангелами и дьяволом за душу, которая вот-вот вылетит из уст уходящего к праотцам.

[править]

  • Смерть Орфея. Лира Орфея была символом его власти над инстинктивной жизнью, воплощенной в образах животных. Успокаивает, упорядочивает инстинктивную природу человека. [dkes с.хх/182]
  • Иннуитская маска Смерти. Носитель этой маски обеспечивал «встречу» со смертью другим участникам ритуала, помогая в её восприятию как преходящего момента в бесконечном процессе. [dkes]
  • Могильщик и труп в пеленах. Граффити в римских катакомбах Коммодилла. Раннехристианское искусство
  • Урна и плакучая ива. А. Андерсон (1775—1870)
  • Масонская эмблема с циркулем и угольником.

00-03-592-000.jpg Бальдунг Ханс. Смерть и девушка (Смерть и Сладострастие). 1517 г. Брейгель Питер. Триумф Смерти. ок. 1560 г. Смерть и торговец. Оттиск с деревянных гравированных досок, 1456 г. Смерть и пахарь. Гравюра из цикла «Пляска смерти», 1547 г.

www.symbolarium.ru

Знаки смерти на линии Жизни

В хиромантии любой знак на ладони имеет смысл. Он может свидетельствовать о каких-либо чертах человека или предсказывать проблемы со здоровьем, физические травмы и даже гибель. Смертоносные символы могут располагаться в разных частях руки: как на холмах, так и на линиях.

Знак преждевременной смерти

Явные дефекты на линии Жизни — один из первых признаков смертельной опасности:

  • короткая черта говорит о ранней смерти;
  • кривая черта, направленная к большому пальцу, предсказывает гибель от огня;
  • наличие с обеих сторон от нее ровных полос предсказывает внезапную смерть из-за ухудшения состояния здоровья;
  • изогнутая жизненная полоса, обрамленная точками, говорит о неожиданной гибели в результате несчастного случая;
  • прерывающаяся линия или направленная в сторону холма Юпитера также является признаком внезапной кончины;
  • черта, проходящая через кольцо, предвещает смерть по чьей-то вине или преднамеренное убийство;
  • наличие четырехугольника в начале дуги Жизни символизирует возможное самоубийство;
  • жизненная линия, пересекающаяся с линией Сердца и направленная к основанию среднего пальца, свидетельствует о скорой кончине.

Но нельзя со стопроцентной уверенностью трактовать эти символы. Их наличие не всегда является сигналом скорой кончины.

Нельзя определять значение знаков по отдельности, нужно анализировать все возвышенности, углубления, основные полосы и браслеты на обеих руках и только потом делать общий вывод. Знаков смерти на ладонях должно быть как минимум три на каждой. В меньшем количестве они не указывают на смерть.

Символы на линии Ума

Как ни странно, линия Ума (Головы) тоже может указывать на смерть. О смертельной опасности предупреждают такие характеристики:

  • короткая черта предвещает гибель в результате травмы шеи;
  • широкая черта или прямая, проходящая по холму Сатурна, свидетельствует о психических расстройствах, которые станут причиной смерти;
  • закругление линии Ума возле линии сердца говорит о наличии сердечно-сосудистых заболеваний, которые могут привести к внезапной кончине;
  • расположение между средним и безымянным пальцами означает неожиданную смерть от инсульта;
  • если конец черты находится на холме Марса, то человек может умереть от туберкулеза или других заболеваний легких;
  • короткая черта в треугольнике под линией ума говорит о несчастном случае;
  • полоса, не пересекающаяся с чертой Сатурна, предсказывает гибель от руки другого человека;
  • оборванная на конце линия головы является признаком гибели от ранения в голову.

Знак смерти на правой ладони

Вся эта символика, как и знаки, связанные с линией Жизни, должны расшифровываться в совокупности. Некоторые особенности дуги Ума могут вовсе не быть связанными с несчастьями в жизни человека, а иметь положительные значения. Появление знаков смерти на руке может быть простым совпадением.

Другие символы

В хиромантии линия смерти на руке не существует сама по себе. Она может образоваться из нескольких отдельных черточек, связанных между собой. Такой узор обычно означает внезапную кончину. В основном о возможной смерти и ее причинах говорит комбинация знаков, располагающаяся в определенных местах на ладони.

Знак смерти отца в 25 лет

У знаков на ладони есть особенность: линии и символы могут постоянно меняться или вообще исчезать. Это доказывает возможность влияния человека на свою судьбу.

Знаки насильственной смерти

Определенное местоположение линий может указывать на причины, по которым человеческая жизнь прервется. О насильственной смерти говорят такие знаки:

  • если на мизинцах обеих рук находятся несколько косых черточек, человек погибнет от холодного оружия или железа;
  • если сразу на нескольких пальцах есть кривые линии, то человеку следует быть осторожным с водой, человек может не только утонуть, но и захлебнуться во время питья;
  • многочисленные линии на Лунном бугре также указывают на гибель от воды; появление полукруга или креста на холме Марса знаменует гибель в бою, драке или в результате физических травм;
  • если знак выглядит как треугольник, в котором пересеченные черточки создают крест, человек может лишиться головы или быть повешенным;
  • появление крестов разных форм и размеров в нескольких местах предвещает смертельное ранение.

Разрыв на линии жизни - опасность смерти

Появление хоть одного из этих символов может привести в ужас человека, который не знает всех нюансов хиромантии. Не нужно пытаться самостоятельно трактовать знаки на своих руках, лучше обратиться к специалисту. Также не следует изучать символы по фотографии и картинкам ладоней, так как некоторые полосы и возвышенности можно заметить только при реальном контакте, сгибая по-разному кисть.

Знаки естественной смерти

Есть и знаки смерти на руках, которые указывают на естественные причины:

  • если на Лунном холме расположен крест, есть вероятность, что человек умрет во сне;
  • если линии на холме Сатурна образовывают квадрат, существует риск смерти в замкнутом пространстве;
  • если на женских руках есть маленькие черточки между указательным и средним пальцами, то она может погибнуть при родах;
  • если линия сердца в нескольких местах прерывается и проходит под бугром Сатурна, человек умрет в ближайшее время;
  • если есть линии, которые проходят от центра ладони до холма Сатурна, то смерть может быть мучительной.

Если правильно расшифровать все знаки, то можно узнать не только причину смерти, но и ее дату. Обладая такой информацией можно попытаться изменить судьбу. Важно понимать, что любой символ на ладонях не является приговором.

Наша жизнь только наполовину находится во власти случая, остальное зависит от наших действий и выбора.

Заключение

Знаки смерти на ладонях у каждого человека выглядят по-разному, у некоторых и вовсе отсутствуют. Они могут располагаться в разных местах, от этого во многом зависит их значение. Но наличие подобных символов не определяет нашу судьбу. Если заботиться о своем здоровье и настраиваться на позитивное мышление, можно изменить ход событий и избавиться от смертоносных знаков.

duhmaga.ru

Одной из выдающихся особенностей сновидной подсознательной психической активности человека является богатство символов. Нередко даже простые, в сознательном состоянии приемлемые для сновидца мысли, представления и впечатления, а также чувства в сновидениях выражаются не прямо и откровенно, а символически, «замаскированно». Создается впечатление, что психика наша тренируется в способности к символизации, учится этому делу на таких простых примерах. В сновидениях еще больше таких символов, которые, обладая глубоким смыслом, выражают наиболее важные стороны жизни сновидца: представления о жизни и смерти, его связи с другими людьми, такие свойства и стремления его личности, которые для него неприятны и нежелательны, черты, которые только-только начинают развиваться, и т. п.

В сновидениях встречается три вида символов: общечеловеческие, социально-культурные (национальные) и индивидуальные. Последние принадлежат только данной личности и могут правильно толковаться только в том случае, если известны ход ее жизни и положение, в котором она в настоящее время находится. Толкование символов необходимо для понимания смысла большинства сновидений взрослых людей.

Поскольку в рамках психологической танатологии эта задача почти не исследована (если не считать приводимые многими авторами примеры содержащих символы сновидений), то я здесь поведу разговор только о некоторых вопросах, не пытаясь пока целиком рассматривать проблему сновидных символов смерти и умирания.

Но прежде всего следует иметь в виду, что символы, имеющие отношение к проблеме смерти, люди используют и в сознательной жизни. Таковы, например, черный цвет и повязки этого цвета, черная лента вокруг портрета покойника, внешнее оформление могилы (могильный холм, цветы, камни, памятники и др.), траурная музыка и т. п. Есть связанные с умиранием и смертью символические действия. Вопрос об их возникновении и смысле имеет самостоятельное значение и должен исследоваться в каждой культуре. Например, обычай, когда после выноса тела умершего дверь дома оставляют открытой настежь — символическое действие, которое, безусловно, возникло на основе идеи о бессмертии души. Сколько бы ни старались люди в повседневной жизни закрыть глаза на смерть, она в самых различных — прямых и символических — формах вторгается в сознание и жизнь почти каждого из нас.

Подсознательные символы сновидений — это в основном образы и действия сновидного воображения. Значительная часть сновидных символов смерти понимается без толкований, поскольку выражается в виде образов, весьма сходных с сознательными (осознаваемыми) символами смерти, которые я перечислил.

Беседа с этой женщиной позволила мне выяснить, что в ее сновидении появление образа «города мертвых» не было случайностью: женщина была беременна, очень тяжело переносила свое положение, часто имела головокружения и тошноту и со страхом думала, что во время родов может умереть. Эти мысли она высказала также своим родителям. Перспектива близкой смерти и постоянные размышления на эту тему символизировались в сновидении в виде образа огромного кладбища. Причем в этот период жизни у нее были и другие сновидения, в которых выражались различные аспекты проблемы смерти человека.

Это сновидение, безусловно, возникло под воздействием ожидания смерти и вызванной им тревоги. Беседа со сновидцем позволила выяснить, что, после того как несколько лет назад умер его единственный и любимый брат, он очень часто размышляет о смерти и ее близкой возможности для себя. Здесь мы видим ясное выражение социальной смерти человека как на сознательном, так и на подсознательном уровнях психики. Причем он сам сумел истолковывать символы своего сновидения.

Образ ада: «Пустынное было место, никаких предметов не было. Ад обычно так описывают».

Поцелуй: «Говорят, что целоваться с умершим — это смерть. Покойник унесет живущего».

В этих толкованиях, как мы видим, отражены некоторые национальные, традиционные представления о потустороннем мире и жизни умерших в нем. Поцелуй покойника и образ ада, конечно же, символы смерти.

Символами смерти особенно богаты сновидения тех людей, которые, будучи тяжелобольными, оказались в предсмертном состоянии, но еще далеки от клинической фазы.

Следует сказать, что многие выдающиеся писатели знали, что у людей бывает немало предсмертных сновидений. Некоторые писатели и представители искусства использовали сновидения в качестве средств художественного творчества, а были и такие, которые строили сюжеты своих произведений на основе наиболее запечатлевшихся своих сновидений. Так, Л. Н. Толстой, согласно свидетельствам современников, свой рассказ «Что я видел во сне» написал под впечатлением своего сновидения, записывая его содержание. Много сновидений использовано писателем в романах «Война и мир» и «Анна Каренина». Для нашей проблемы — проблемы сновидных символов смерти — особенно интересен написанный в 1909 году рассказ «Сон»: Проснувшись, писатель почти весь день оставался под впечатлением этого сна. Оно было таким, как будто он соприкасался с какими-то очень важными и непонятными явлениями.

В сновидениях сцены и символы смерти и умирания очень разнообразны, и их анализ показывает, какое все-таки значительное место уделяется в жизни проблеме смерти. Особенно обильными сцены и символы смерти становятся в сновидениях старых и больных людей, тогда, когда умирают родные, близкие и друзья, с которыми человек находился в тесных эмоционально насыщенных взаимоотношениях. Нередко такие сновидения рассказывают также невротики и другие больные.

Многочисленные сновидения, в которых обсуждается тема смерти других людей, надо понимать в том смысле, что этим путем человек выражает свою тревогу и страх, связанные с предвидением собственной смерти.

В этом сновидении мы ясно видим отражение давнишнего верования в то, что умершие, продолжая жить где-то, зовут к себе живых, даже приходят за ними. Предвосхищая свою смерть и в психологическом смысле уже в значительной степени умершая, она видит во сне образ зовущего ее покойного мужа. Вполне возможно, что сновидение является другой психической формой существования сознательных мыслей. Фактически перед нами отрывки тех переживаний умирающего, которые в полном объеме должны развернуться в фазе клинической смерти: здесь тоже, как мы помним, человек в подсознательном состоянии воспринимает образы покойников.

Но здесь видны также признаки другого интересного явления, которому мы в свое время дали название психосоматического проецирования[107].

Представления человека о смерти принимают вид психофизиологических состояний тела (неподвижность, болевые ощущения, одышка и т. д.). Содержания психики проецируются на тело, выражаются в виде телесных состояний.

Психологическое проецирование имеет ту особенность, что с его помощью человек свои проблемы и заботы приписывает другому, в данном случае — другому действующему лицу своего сновидения. Это действующее лицо уже в определенной мере становится заменяющим сновидца, носителем некоторых его черт и проблем. С помощью этого психического механизма может выражаться и символизироваться также тема смерти. Вот пример того, как выражается представление сновидца о желательности эвтаназии.

Ясно, что в этом сновидении имело место проецирование собственных проблем на воображаемый образ больного, который просит, чтобы его умертвили. Здесь, таким образом, налицо тема эвтаназии. Сновидец, врач по профессии, мог, конечно, и в сознательном состоянии размышлять о желательности активной эвтаназии, с тем чтобы избавиться от страданий.

Вполне понятно, что в своем сновидении человек как бы пытается с позиций постороннего наблюдателя увидеть, в каком состоянии он окажется, если попросит коллег-врачей ускорить свою смерть. Здесь, таким образом, мы видим образное выражение представлений больного врача об активной эвтаназии, воображаемое представление на сновидной сцене такого действия. Врач по специальности, сновидец и в сознательном состоянии мог бы иметь мысли о желательности активной эвтаназии как средства избавления от страданий. Но он, по-видимому, не смог бы точно предвидеть те события, которые развернулись на сцене его сновидения. Ведь они — результат подсознательного творческого процесса.

Вот еще один интересный случай, который я называю любительской эвтаназией психопата. Среди психотиков нередко встречаются лица с криминальными наклонностями. Изучение их личности, склонностей, сна и сновидений представляет значительный интерес и уже привлекает внимание исследователей. Такие лица (шизофреники, больные с органическими поражениями головного мозга и др.) часто совершают убийства. Мотивация этих страшных действий связана с бредовыми идеями, с «голосами», которые слышат больные.

Итак, мы видим в этом сновидении осуществление желания «избавить мать от мучений», совершение преступления на основе психического нарушения. Но психическая жизнь и сновидения таких людей очень сложны. Например, достаточно задаться вопросом: что означают эти «голоса», как они возникают и почему приобретают такую власть над больной личностью? На подобные вопросы нет еще удовлетворительных ответов.

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Символ и цвет – два важнейших компонента сакрального творчества. Поскольку смерть всегда имеет мировоззренческо-духовную составляющую, для каждого художника важно владеть основами символики и цвета при создании произведений на тему смерти, жизни после смерти, жизни на небесах. Предлагаем короткое введение в эту методологически важную сферу творчества. Символы смертиМогильный крест — один из самых распространенных надгробий. Крест -важнейший символ христианства, напоминание о распятии и воскресении Иисуса Христа. Крест — знак победы над смертью, залог вечной жизни. Обычно крест ставят на постамент, напоминающий Голгофу, холм, где происходила казнь. На некоторых надгробных плитах Голгофа изображается ступенчатой подставкой, под которой помещен череп — «голова Адама». Предание гласит, что крест был водружен над могилой первого человека, грех которого искупил Спаситель.

Сложнейшие элементы христианской символики в разных вариантах встречаются на множестве памятников. Это вьющиеся виноградные лозы — символ причастия; добрый пастырь — символ Иисуса Христа; крест и якорь — символы Веры и Надежды; треугольник в сиянии — Всевидящее Око, символизирующее Бога Отца, от которого исходит Дух Святой (изображаемый лучами, а иногда в виде голубя); Солнце и Луна — символы Нового и Ветхого завета, истин Божественного учения. На некоторых памятниках изображение Солнца символизирует свет Истины. В Некрополе встречается символический рельеф: юноша, встающий из гроба навстречу солнцу, — напоминание о воскресении из мертвых.

Символичен памятник младенцу Мусину-Пушкину: на фрагменте из черного лабрадорита бронзовый позолоченный крест, составленный из множества розовых бутонов. Для христиан роза — это цветок Богоматери, символизирующий Её небесное покровительство и любовь. Цветы, радующие глаз своей свежестью и яркостью, символизировали краткость радостей жизни, кончающихся так же быстро, как опадают лепестки розы. Как напоминание об этом, на памятниках изображались гирлянды и венки из цветов, вазы, наполненные цветами и плодами.

Символы смертиКорабль для христиан символизирует Церковь, в которой верующие видят защиту от опасностей, подстерегающих человека в “море житейском».

На памятниках XIX века встречается фигура женщины с покрытой головой, в длинном облачении, держащей в руке крест, — аллегория христианской Веры, которая также может изображаться фигурой сидящей женщины с раскрытой книгой, символизирующей Священное Писание. Христианская Любовь символизируется фигурой женщины, ласкающей детей. Ангелы — посланники небес и хранители души, от рождения до смерти сопровождающие человека, изображаются крылатыми юношами в длинных одеяниях. Атрибут архангела Гавриила, несущего Марии благую весть о рождении Иисуса, — пальмовая ветвь. Это символ славы, который можно увидеть на многих надгробиях.

Херувимы изображаются в форме головок, осененных крыльями. Ангелы встречают душу, восходящую в Царство небесное, изображаемую в виде девушки или младенца с крыльями. Иногда в рельефах изображают ангелов, водружающих крест, — символ спасения души. Встречающиеся на надгробиях звезды (количество лучей не имеет значения) в православии означают славу Господа Иисуса Христа, названного апостолом Павлом «звездой утренней».

Символы смертиНа одном из памятников Некрополя сохранилось изваяние Феникса — сказочной птицы, сжигающей себя, чтобы родиться вновь. Этот символический образ воскресения в широком смысле может быть истолкован как знак памяти, над которым не властны время и разрушение. Пройдя через десятилетия исторического беспамятства, ныне мы обращаемся к истокам нашего культурного самосознания, и в этом возрождении духовных традиций нам помогают художественные образы, сохраненные в Пантеоне России — музейном Некрополе Санкт-Петербурга.

Символика похоронного цвета
Черный
Черный — символ ночи: смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он также выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.

Символы смертиОбычай надевать черное в знак скорби и на похоронах произошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вред. Вуаль на лице была призвана смутить
демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу.

Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге.

В Японии черный — цвет радости.

Символы смертиВ британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора.

“Черная смерть» — название эпидемии бубонной чумы, уничтожившей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе.
Белый
Белый — божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый — цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.
Это цвет радости и праздника.

Противоречивый символ. Сочетающий в себе, с одной стороны, свет и жизнь, а с другой — старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством, и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти, Хель имеет мертвенно-белое лицо.

Символы смертиВыражение «белая ворона» известно всем, а вот что такое «белый слон»? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют «белым слоном».

“Печень цвета лилии» («белая печень»). Выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови.

«Показать белое перо» — проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов.

Символы смертиИнтересно, что слово «кандидат» происходит от латинского «candidus» («ослепительно белый»).

Белый голубь символизирует мир, Святой дух. Белые яйца — сотворение. Белый флаг — добровольную сдачу, перемирие.

Белый — цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.

Сакрально-символический смысл цвета в христианстве
Цвет имеет сакральный, то есть священный, божественный, неприкосновенный смысл, соответствующий каждому христианскому празднику. Нарушение христианского правила неизбежно приведет к конфликту между сакральными смыслами цвета и праздника, нарушит душевный мир человека, и, в конечном счете, отвратит христианскую душу от неуклюжего, невежественного художественного творчества. Поэтому грамотный, просвещенный подход к подбору цвета — важнейший аспект в изобразительном искусстве.

Символы смертиНе секрет, служителям Церкви открыт сакральный смысл цветовой радуги.

Задолго до христианства человек наделял различные цвета, наблюдаемые в природе, определенными свойствами, которые, по его мнению, влияли на судьбу, на обстоятельства жизни и смерти. Например, цвет дня (белый) и цвет ночи (черный) символизировали силы добра и зла. Цвет крови (красный) чаще всего подразумевал животворящие силы. Православие вкладывает в каждый цвет смысл, продиктованный Священным Писанием. Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым присвоены различные цвета одеяний, объединены в шесть основных групп. В радуге красок есть три самостоятельных цвета: красный, желтый и голубой (синий), от которых образуются остальные четыре цвета (зеленый, фиолетовый, оранжевый, синий). Соответственно красный цвет может олицетворять Бога Отца, золотой или желтый — Бога Сына, а голубой или синий — Бога Духа Святого.

Символы смертиЗолотой, желтый
ПЕРВАЯ ГРУППА праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей имеет золотой или желтый цвет облачений по преимуществу. Золото есть символ Божественного света и имеет особое значение царственности, славы и достоинства. Это объединяет золото с белым цветом. Желтый цвет является чаще заменой золота, но сам по себе не может заменить белого цвета, ибо он только замена золотого. Воскресные дни, памяти апостолов, пророков, святителей отмечаются также в ризах золотого (желтого) цветов, так как это связано с представлением о Христе как о Предвечном Архиерее и о тех его служителях, которые в Церкви знаменовали собой Его присутствие и имели полноту Благодати высшей степени священства.

Голубой, белый
ВТОРАЯ ГРУППА праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, всех Бесплотных сил, дев и девственников имеют голубой и белый цвет облачения. Ипостаси Духа Святого соответствует голубой цвет неба и Благодати, которой от рождения была облечена Пресвятая Дева. Ее духоносность, как небесная чистота и непорочность, знаменуется голубым цветом, цветом высочайшей Божественности, что соответствует Духу Святому (Царю Небесному).
Символы смертиФиолетовый, темно-красный

ТРЕТЬЯ ГРУППА праздников и дней памяти о Кресте Господнем имеет в облачении священства фиолетовый и темно-красный цвета. Матерь Божия изображается на иконах в темно-красном, вишневом или пурпурном покрывале, надетом поверх голубых или зеленых риз потому, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. А Божия Матерь и есть Царица Земли и Неба. Фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец спектра радуги, а Крестная смерть Спасителя явилась завершением всех дел спасения человека в земном естестве. Фиолетовый цвет есть цвет глубочайшей духовности. Аметисты, особенно насыщенных мощных оттенков, всегда любовно употреблялись в украшении икон и облачений, что связано с их фиолетовым цветом.

Красный
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА праздников и дней памяти имеет в облачении священства красный цвет. Бог есть Любовь, а также Огонь, неоднократно проявлявшийся именно как пламень. Сказанное позволяет отнести красный цвет по преимуществу к мученичеству, в знак того, что кровь, пролитая святыми за веру во Христа, явилась ярким свидетельством их пламенной любви ко Господу. Красный цвет в Церковной символике является символом безграничной взаимной любви Бога и человека. Красные пасхальные облачения также напоминают нам именно об Искупительном подвиге Спасителя.

Зеленый
Символы смертиПЯТАЯ ГРУППА праздников и дней памяти преподобных, подвижников и юродивых по преимуществу использует в облачениях зеленый цвет. Этим цветом отмечены празднования дня Троицы, Вход Господень в Иерусалим и день Святого Духа. Зеленый цвет образуется из сочетания голубого цвета, (указывающего на Бога Духа) и желтого, (указывающего на Бога сына). Это точно соответствует по смыслу тому, что Господь исполнил Свое обетование — все, имеющее жизнь, творится по воле Отца, через Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Церковном Писании, и в Церковном сознании. Так что обыкновенная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринимается религиозным чувством как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. И на день Святой Троицы мы видим в храмах много зелени. Зеленый цвет облачений в дни памяти подвижников означает, что из их подвигов, как из земли, произрастают живительные райские ростки всех добродетелей.

Темные
ШЕСТАЯ ГРУППА цветов облачений священства темно-синие, темно-зеленые, темно-красные, фиолетовые, черные отмечают собою период постов. Черный употребляется только во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений — черный; в воскресные и праздничные дни цвета темные с золотой или цветной отделкой.

Символы смертиБелый
БЕЛЫЙ ЦВЕТ (Рождество) в церковной символике не просто один из многих других цветов, но он есть символ Божественного, нетварного света, в том числе и Фаворского, виденного учениками Христа при его славном Преображении. Белый цвет или свет переливается всеми цветами радуги и как бы содержит их в себе, при этом не теряет своей сверкающей белизны. В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, они были только повседневными. В 1730 году в России впервые было официально предложено петербургскому духовенству облачиться по возможности в черные ризы для участия в похоронах Петра II. Именно с тех пор черные облачения вошли в обиход как символ смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства для служб Великого поста. Заупокойные службы, панихиды, отпевание усопших служатся в белых священнических облачениях.

Надеемся, наши короткие тезисы помогут художникам более осознно и грамотно подходить к цветовым решениям на своих полотнах

Символы смертиЮрий ПИРЮТКО, создатель музейной экспозиции мемориальной пластики государственного Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга
Сергей ЯКУШИН, член Союза художников России, член Союза журналистов России, академик Европейской академии естественных наук

musei-smerti.ru

В различных мифологиях смерть описывается как результат грехопадения первопредков, как наказание человечеству. Широко известная аллегория смерти изображает ее в виде старухи или скелета с косой, однако именно последняя задает возможность выхода из одностороннего понимания смерти как конца жизни: скошенная трава вновь разрастается еще пышнее, срезанный колос уродится множеством новых.

Чтобы жить, человек должен убивать, и осознание это вызвало появление особой системы религиозно-мифологических представлений, в которой смерть выступает необходимым атрибутом жизни. Особенно четко эта идея оформляется в рамках комплекса смерть – плодородие – жизнь. Смерть участвует в процессе постоянного возрождения природы: погребение – это посев, преисподняя – чрево земли, бог загробного мира – хранитель и повелитель богатств земли (таков Аид, дающий Персефоне гранат – символ процветания и плодородия), В европейских языках имя божества подземного мира обозначается словом, указывающим на богатство; божество мертвых традиционно представлялось обладателем несметных сокровищ. Греческий бог богатства Плутос, изначально связывавшийся с Персефоной и Деметрой, был отождествлен с Плутоном, то есть Аидом, богом царства мертвых; имя римского бога подземного мира Диспатер означает «Богатый отец».

Представления о смерти в большинстве традиций имеют двойственный характер: смерть понимается и как грядущее возрождение. Возможность воскресения после смерти воплощена в фигуре умирающего и воскресающего бога, встречающейся в различных культурах (Осирис, Таммуз, Адонис). В христианстве подобные представления нашли развитие в концепции искупительной смерти Христа, который «смертью смерть попрал», то есть умер, чтобы воскресли к жизни другие.

В античной культуре возникает понятие «мороса» (греч. moros – доля, судьба, смерть), которое определяет смерть как меру индивидуального существования, как судьбу; в русском языке аналогичную тенденцию передает созвучие слов «смерть» и «смерить». Смерть можно рассматривать как свершение, исполнение судьбы: только закончивший земной путь считается избывшим свой удел (в древнеегипетской «Песне арфиста» умерший обозначается как человек «на своем месте»). В отличие от богов, человек смертен, и именно конечность его существования придает специфику его жизни как законченному целому.

Образ смерти, благодаря своей тесной связи с трансгрессией, активно использовался в мистической традиции, В суфизме понятие смерти выступает как символ отказа от личной индивидуальности и постижения абсолюта. Смерть, сбрасывание внешнего Я, только и означает собственно рождение, обретение духом подлинного бытия: «Избери смерть и разорви покрывало. Но не такую смерть, чтобы сойти в могилу, а смерть, ведущую к духовному обновлению, дабы войти в Свет» (Дж. Руми).

Смерть как выход за пределы посюсторонности не дана человеку в качестве предмета познания:
«Заглянуть за опущенный занавес тьмы
Неспособны бессильные наши умы.
В тот момент, когда с глаз упадает завеса,
В прах бесплотный, в ничто превращаемся мы»
Омар Хайям.

Смерть является пороговой ситуацией, располагается на границах индивидуального существования; она вне классификации. Она выступает как явление, сдерживаемое насильно и опасное, так как может в любой момент вырваться, и потому в различных традициях контакт со смертью воспринимался как осквернение.

Человеку присуще влечение к разрушению и саморазрушению (проявляющееся преимущественно, хотя и не исключительно, в форме войны), его искушает тонкое очарование смерти. Ее присутствие обостряет восприятие жизни: так древние египтяне водружали в пиршественных залах скелет, который должен был напоминать о неизбежности смерти и стимулировать наслаждение радостями сего мира. Олицетворением этого танатического, по выражению Фрейда, стремления являются различные хтонические персонажи, такие, как древнегреческие сирены, арабские джинны, германские валькирии.

sigils.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.