Икона трех святых

Иконография

Древнее предание гласит, что один из молодых живописцев был отправлен на обучение в Италию, а по окончании обучения, возвратившись в Россию, он привез с собой иконописный лик «Святого семейства» и оставил его у священника храма, расположенного в Грязех. По успению художника клирик поместил икону над церковным входом перед папертью.

Первое изображение «Трех радостей» приравнено к череде работ знаменитого Рафаэля, изображающих Пречистую Деву в окружении Богомладенца и маленького Иоанна Крестителя.

После того, как Икона Трех Радостей чудесно прославилась, многие знаменитые художники совершили списки с нее: Христос изображался на руках Богоматери слева, а Иосиф Обручник и Иоанн Креститель располагались по разные стороны от Марии.

История святыни


Во времена правления Петра 1 у молодых людей появилась мода на образование за пределами России. Так в Италию отправлен начинающий и подающий огромные надежды юный художник. По окончании учебы он вернулся в Россию и привез с собой точную копию католического образа Богоматери «Святое семейство». По мнению современных ученых, эта икона принадлежит перу самого Рафаэля — великого живописца, воплощающего в своих работах художественный стиль и вкус. Художник отдал икону на хранение своему дяде — настоятелю храма в Грязех, а тот, через много лет, принес святой список в храм, установив его над папертью. Долгое время об иконе ни кто не вспоминал, но через четыре десятилетия начали происходить чудеса.

Согласно легенде, богатая, но благочестивая аристократка оказалась в тяжелой жизненной ситуации и претерпела крупные неудачи. У нее внезапно произошло три беды: супруга оговорили и арестовали, родовое поместье изъяли, а ее сын попал в плен на полях боев. Несчастная повсюду искала поддержку и помощь. Она страстно молила Деву Марию о защите и предстательстве перед Всевышним. Днем и ночью она разговаривала с Царицей Небесной и умоляла дать совет. Однажды, чудесным образом, во сне женщина услышала глас, повелевающий найти икону «Святое семейство» и старательно молиться перед ней. Долго несчастная бродила в московским церквям в поисках иконы и оказалась в Грязех. На церковной паперти сияла вожделенная икона. Упав на колени, женщина горячо молилась перед ней.


Спустя короткое время благочестивая дама получила три нежданные радости: ее муж был оправдан и вызволен из тюремного заключения и вернулся домой, любимый наследник был освобожден из вражьего плена, а имение было возвращено законным владельцам. С этого времени икона стала именоваться «Трех радостей». Причем молитвенники по всей Руси заметили, что просьбы, обращенные к Царице Небесной перед этой иконой, пребывают к ним в трехкратном размере.

Значение и помощь, исходящие от Богородичного образа

Чудотворный лик был особо почитаем в Царском Доме у .

Сейчас имеется несколько списков чудотворной иконы. Один из них пребывает в храме Живоначальной Троицы в Грязех, а пара других украшает храмы Москвы.

Перед высокочтимым ликом «Трех радостей» православными прихожанами храмов возносится искренняя и пламенная молитва Трех Радостей:

  • О призывании помощи для себя и родных, близких людей, попавших в беду;
  • О прощении совершенных грехов;
  • Об укреплении в вере;
  • О сохранении жизни военнослужащих, находящихся в полях боевых сражений;
  • Об освобождении из вражьего плена;
  • О спасении от неприятелей;
  • О разрешении важных дел;
  • Об исцелении от болезней;
  • Об удачном замужестве и женитьбе;
  • О даровании детей бесплодным парам;
  • О возвращении ума людям, лишившимся рассудка.

Огромное значение имеет святая икона для людей, проживающих в других странах, попавших в сложные ситуации на чужбине.

Правила моления

Молитва Трех Радостей должна читаться благоговейно и от чистого сердца — это главное требование. Господь милостив, Он прощает всех людей, все их согрешения, если они искренне в них раскаялись. Главное — желание исправить ситуацию и более не совершать грехов, дабы со временем в чистоте войти в Царствие Небесное.

Перед началом чтения молитвословия необходимо совершить Таинство исповеди и причастия, ведь Святая Троица не сможет пребывать в душе человека, обремененного грехами, следовательно, и молитва не поможет, какой бы пламенной она не была.

Желательно иметь икону Трех радостей на домашнем иконостасе, который необходимо размещать в Красном Углу комнаты. Красный — значит Главный, Красивый, Божественный. Он должен быть виден при входе в жилище. Располагать его следует с восточной стороны и содержать в особой чистоте. Святая Троица (Отец, Сын и Святой Дух) во время молитвы должны озаряться огнем лампады или церковной свечи.

Необходимо помнить, что иконы — это не красочные картинки. С образов смотрят на нас лики людей, живших ранее нас и сумевших, несмотря на разные, порой мучительные напасти, сохранить веру в Бога. Рядом с Красным Углом не следует располагать картины, плакаты, зеркала, статуэтки, светильники и прочие элементы декора.

Величие и сила молитвы заключается в творении чудес. Молитвенное воздыхание перед ликом Трех Радостей — очень серьезный труд, в результате которого молитвенник получает просимое. Быстро это случится, или не скоро — на все Воля Божия. Чудеса, происходимые по молитвам, удивляют даже верующих людей, ведь в погрязшем во грехе современном мире практически каждый человек привык полагаться лишь на самого себя. Ясно одно — справиться с жизненными невзгодами поможет искренняя вера и Отец Небесный, о предстательстве пред которым мы умоляем святых и особенно Богородицу — Царицу Небесную.

Молитва пред иконой

<.
ение. О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

molitva-info.ru

История

День памяти: 12 февраля


Их жизнь и труды пришлись на сложный период в истории христианства – 4-5 века, когда между христианством как официальной религией и пережитками язычества велась непримиримая борьба. Огромный вклад внесли в нее и эти святители, который пользовались в Византии любовью и почитанием. Со временем их стали воспринимать как единое целое и в 11 веке даже установили праздник Трех Святителей. На иконах трех святых также всегда изображали вместе.

Икона «Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст» (середина XVI в.)

Прежде чем началась история их подвига как вероучителей, они прошли большую жизненную школу, только укрепившую твердость их веры. Полученное всеми тремя блестящее образование и жизненный опыт позволили им выносить суждения о духовной и светской жизни, основанной на христианстве либо на язычестве, и убедительно доказывать истинность христианского вероучения.

Однако и само христианское вероучение переживало нелегкие времена из-за повсеместного распространения еретических течений, борьбе с которыми посвятили свою жизнь три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Будучи епископами Византийской империи, в своих проповедях и богословских сочинениях они утверждали единство Святой Троицы, давали толкование Священному Писанию, обличали еретиков и вели активную общественную деятельность.


Огромный вклад внесли они и в богослужебный канон. Иоанну Златоусту и Василию Великому принадлежат анафоры, составляющие центральный момент в литургии, ими написаны молитвы, которые православные и сегодня читают ежедневно утром и вечером. Их произведения стали источником образов для многих последующих церковных писателей.

Своим собственным примером они доказали, что отстаиваемое ими христианское вероучение – это сочетание высокой нравственности, аскетизма и самоотверженного служения церкви и людям, для которых они стали олицетворять твердыню христианской веры. Именно это запечатлено на иконе трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.

Описание иконы трех святителей

Икона трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста

На Руси иконы «Три святителя» появились в конце 14 века. Их всегда изображают в полный рост, в торжественном церковном облачении. В образе этих святых старцев обращают на себя внимание их высокие лбы, признак интеллекта, учености и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах – свитки), пальцы правой сложены для благословения.


Тщательно выписаны все детали облачения, но оно не затмевает значимости ликов: каждый из них индивидуален и отмечен глубоким психологизмом.

В чем помогает икона «Три святых»

Икона «Три святых»

Поскольку эти три святые являются Вселенскими учителями и сами отличались выдающейся ученостью, перед иконой трех святых молятся о хорошей учебе (причем как сами учащиеся, так и их родители). Также каждому из них возносят индивидуальные молитвы:

  • Святитель Григорий Богослов помогает укрепиться в Истинной Вере и обратить в нее иноверцев и тех, кто поддался еретическим заблуждениям, то есть сектантов и раскольников.
  • Святитель Василий Великий помогает добиться успехов в обучении и научной работе, при проведении исследований и изысканий. Он покровительствует также тем, кто начинает свое собственное дело.
  • Святитель Иоанн Златоуст помогает в избавлении как от различных физических недугов, так и от недугов душевных, особенно отчаяния.

Кроме того, перед иконой трех святителей следует непременно помолиться тем, кто собирается строить собственный дом, или перед входом в новую квартиру/дом. Молитва перед этой иконой защитит от искушений и гонений со стороны недоброжелателей или начальства.

Рекомендуем прочитать: Четырехчастная икона Божией Матери

Молитва иконе

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: 

да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша;
да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола;
да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение:
па.
славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святые Вселенские отцы, молите Бога о нас!

omolitvah.ru

Как молиться перед иконой

Как молиться

Многие думают, что не важно, перед какой иконой молиться, ведь молитва происходит от чистого сердца. Но мы возносим молитву не самой иконе, а тому, чей образ на ней передан, ведь все святые имеют свои сильные стороны.

  1. Встаньте перед святыней, перекреститесь, чтобы привлечь Божье благословение.
  2. После того, как вы попросили о помощи, то есть, помолились, поцелуйте образ. Тем самым вы выразите свое почтение Господу.
  3. После окончания молебна, необходимо трижды перекреститься.

Молитесь со светлыми мыслями, простив всех, кто вас обидел.

Смотрите еще на блоге: Как ставить свечи

Значение икон

1. Семистрельная

Это одна из самых сильнейших икон. Пресвятой Богородице пришлось пережить много мук, которые символизируют семь стрел. Когда человеку плохо, он идет именно к этому образу. «Семистрельная» поможет в защите жилья, защитит от бед, завистливых, злых людей, от проклятий, порчи, сглаза того человека, кто носит ее образок у себя на груди.

Иконы и их значение Семистрельная

Если надо примирить враждующих, принести в дом мир, покой, да лад, то надо преклонить колени перед этой реликвией, молитвенно попросить о помощи. Ее берут с собой, когда идут на ответственные дела.

Дома ее ставят напротив входной двери, выше половины стены, чтобы она могла «видеть» глаза входящего. Прежде, чем установить реликвию, необходимо прочитать молебен. Вы можете заметить: человек с недобрыми мыслями перестанет переступать порог вашего жилища.

Пресвятая Богородица станет защитницей от преступников, воров и любых недобрых людей. Живущие в этом доме могут быть уверены в том, что их семья надежно защищена.

Поставьте ее на рабочий стол, она будет оберегать вас от ссор с начальством и коллегами по работе. Если душа человека озлоблена, то он может подойти к лику, Пресвятая Богородица поможет снова вернуться к добрым мыслям.

2. «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить.

Иконы и их значение Неупиваемая чаша

Неупиваемая чаша поможет всем, кто обратится к ней с верой. Она возвещает, что небесная помощь и милосердие предначертано всем просящим. Она поможет исцелить от пьянства, наркомании, тем, кто увлечен азартными играми.

Образ Богородицы надо установить в изголовье кровати больного алкоголизмом или наркоманией и молиться каждый день.

Известно много случаев исцеления от пьянства и других пагубных привычек. Есть свидетельства, что реликвия помогала решить жилищные вопросы, облегчить заключение сделок покупки и продажи квартир и домов.

Родители, отпускающие детей во взрослую жизнь, обязаны просить о помощи, произнося перед святыней молебны каждый день.

Читайте также
Православная икона «Неупиваемая чаша»: что означает, в чем помогает и как молиться
Мир всем читателям блога! Пьянство – греховный порок, охватывающий и молодых и стариков, процветает во всех слоях…

3. Икона Божией Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»

Иконы и их значение Целительница

Поможет исцелить человека не только от физических болезней, но и душевных. Реликвию можно узнать по изображению Богоматери, стоящей у постели больного человека.

4. «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Иконы и их значение Нечаянная радость

Вся наша жизнь состоит из малых радостей, которые мы часто не замечаем в погоне за эфемерной мечтой, забывая о своих близких людях, о словах благодарности. Поэтому многие мечты, становясь навязчивыми, не дают радоваться новому дню, а потому не услышаны.

О чем молить у лика Нечаянная Радость

Молитва у святыни дарует:

  • Получить духовную силу;
  • Получить то, о чем всегда мечтали, но уже не верили это получить. Это может быть чье-то прощение, раскаяние;
  • Дарует исцеление недугов, особенно при потере слуха, ушных болезнях;
  • Богоматерь поможет отыскать и вернуть пропавших людей;
  • Беременной женщине поможет выносить и родить здорового ребенка;
  • Родителям, чьи детки пошли по неправильному пути, Богоматерь даст возможность их образумить;
  • Разрешает конфликты, помогает прийти к счастливому решению;
  • У реликвии молятся о сохранении брака, любви и согласия.

5. «ТРОЕРУЧИЦА»

Троеручница

Чудотворный образ Божьей Матери дарует исцеление от болезней рук. Молебны защищают от пожара, различных болезней, печали и скорби.

6. «СКОРОПОСЛУШНИЦА»

Иконы и их значение Скоропослушница

Написание образа относится к Х веку. Если нужна быстрая, неотложная помощь, преклоняют колени именно перед святыней. Еще просят:

  • об исцелении душевных недугов;
  • об исцелении от рака, паралича, слепоты;
  • молитвенно просят о рождении здоровых детишек;
  • молятся об освобождении тех, кто томится в плену.

Читайте также
О чем молятся иконе «Скоропослушница» и какими молитвами
Здравствуйте! Чтобы обращаться к чудотворному лику Богородицы, надо знать, в каких нуждах она поможет, как и когда чтить…

7. «СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»

Серафим

Святой, особенно почитаем в России. Молебен Серафиму Саровскому помогает исцелиться от болей суставов, рук, ног, позвоночника.

8. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Покровитель Москвы. Ему молятся те, у кого работа связана с оружием, риском для жизни, а также спортсмены и предприниматели, открывающие свое дело.

9. НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ

Николай Чудотворец

Защитник от нужды и нищеты. Если его лик находится в вашем доме, то он заботится, чтобы в семье был достаток, бережет от нужды. Ему поклоняются все путешествующие, летчики, водители, моряки и все, кто почитает этого святого.

Смотрите еще на блоге: Святой Николай Угодник

10. ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ

ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ

На Руси особо чтимый образ Пресвятой Богородицы. Перед этой святой мощью происходило коронование царей и избрание первосвятителей.

Молебны помогут усмирить враждующих между собой людей, смягчить злые сердца, исцелить от телесной и душевной немощи и тех, в кого вселился бес.

11. НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

Люди всегда прибегали к помощи иконы Святой Богородицы. В каких случаях она может помочь:

  • Она оберегает дом от пожаров.
  • Ее просят о помощи врачи, военные, пожарные, летчики.
  • Чудесный огонь помогает очиститься от совершенных грехов и психических недугов.

12. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Иконы и их значение Иверская

Дева Мария дарует:

  • Исцеление больных,
  • Восполнение запасов,
  • Избавление от набегов врагов.

13. НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ

Неувядаемый цвет

Является олицетворением чистоты, непорочности, поэтому, она встает на защиту юных девушек, помогая им сохранить свою невинность и целомудрие.

Молитвы у образа Неувядаемый цвет помогают выйти замуж за того человека, которого послала сама судьба. Замужние женщины могут просить о благополучной семейной жизни.

14. УМИЛЕНИЕ

УМИЛЕНИЕ

Чудотворный лик оберегает и помогает женщинам сохранить чистоту, выдержку, добрый нрав. Если с верой просить поддержки у Девы Марии, то она обязательно исполнит ваше прошение. Девушкам Богоматерь обязательно поможет найти достойного спутника жизни.

Когда женщине выпадают суровые жизненные испытания или она испытывает душевное потрясение, то надо преклонить колени у образа Пречистой, тогда жизнь обязательно наладиться.

15. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Иконы и их значение Казанская

Заступница. Она помогает всем, кто попал в беду или у него появились трудности на работе, а также в личной жизни.

Путеводительница поможет принять правильное решение, убережет от ошибок. Благословляя молодых перед вступлением в брак, тоже обращаются к Богоматери «Казанская». Жизнь молодых будет очень счастливой, если венчание происходит в день празднования Святого образа.

Супруги всегда могут обращаться за помощью к этому образу. Святая МАРИЯ поможет любому, кто к ней обратиться с любой чистой просьбой. Если просьба будет негативной, то она не будет услышана.

Как просить помощи

Если вы молитесь дома, то молиться надо с утра:

  1. Перед молитвой умойтесь, руки перекрестите;
  2. Оставьте все раздражающие мысли;
  3. Зажгите свечки, опуститесь на колени, прочитайте молебен;
  4. Скажите просьбу своими словами, идущими от чистого сердца.

16. ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Острообрамская

Редкий, но чрезвычайно могущественный образ, защищающий жилище от злых духов, семью от вмешательства извне, помогает супругам обрести счастье и любовь, всем остальным избавиться от уныния и депрессии.

Поместите ее у входа, тогда она будет защищать жилище от всякой нечисти, и от недоброжелательных гостей. Многие люди подтверждают, что после уединенной молитвы перед этим Святым ликом, проблемы решались сами собой.

Читайте также
Какие иконы должны быть в доме и квартире: как молиться дома перед иконой
Здравствуйте! Икона — это изображение Спасителя, Его святых и Богородицы. Совершая молитвы перед ними, православные…

17. Икона «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

Нерушимая

Названа в честь своей стойкости, не поврежденности, какие бы бедствия, стихии и войны не пережил образ Божьей Матери, находящийся в Киевском монастыре.

Неподвластное разуму человека чудо, делает эту икону защитницей во всех бедах, болезнях и несчастьях. Икона отведет беды, пожары, не впустит в дом лихих людей, будет способствовать укреплению семейного счастья.

Молитесь у иконы при выходе из дома, а также в уединении. Лучшим местом в доме для вашей Защитницы, стена напротив входной двери или над ней.

18. СКОРБЯЩАЯ

20 самых известных икон и их значения

Икона Богородицы помогает людям:

  • Дарует необходимые блага, кто в них нуждается;
  • Приносит утешение в скорби, поможет в трудных жизненных ситуациях;
  • Исцеляет физические и душевные болезни;
  • Оберегает купцов в дальних поездках.

Молитесь лику, и вам придет помощь в работе, в делах и семейной жизни.

Читайте также
Икона заступница как выбрать покровителя по дате своего рождения
Какая икона заступница подойдет именно вам? Какая разница между ангелом хранителем и святым покровителем — все это вы…

19. РАДОСТЬ ВСЕХ РАДОСТЕЙ

Радость

Чудотворная икона поможет, если будете без суеты и злости в сердце молиться:

  • О возврате потерянных вещей;
  • Для спасения от оговора и клеветы;
  • Об освобождении из заключения;
  • Об успешном окончании судебных разбирательств;
  • О помощи во время поездки в чужую страну;
  • О тех, кто несет службу в «горячих точках».

20. ТРОИЦА

Троица

Молитвенное обращение к Святой Троице поможет справиться с любыми испытаниями, найти правильный путь. Перед святыней надо читать молебны, чтобы очиститься от тех грехов, которые вас мучают, не дают спокойно жить. Считается, что молитва, произносимая у иконы «Святая Троица» — это прямой разговор с Богом.

Читайте также
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: истории, знаменательные даты и молитвы
Приветствую всех моих читателей! Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы неверующих ставят на путь истинный, больных…

Уважаемые друзья, теперь вы знаете, в каких нуждах к какому святому надо обращаться, чтобы избавиться от самых сильных бед и переживаний. Не забывайте благодарить Бога за каждый миг вашей жизни, и тогда вы будете счастливы и успешны.

anisima.ru

В конце осени прошлого 2014 года нам поступил заказ написать точную копию иконы «Трех святителей», выполненную в стиле приблизительно начала 20 века.

Иконы подобного стиля и времени отличаются особо подробной декоративной проработкой, на ликах зачастую прописывают излишние подробности- как то, например, слезнячки и блики в глазах. Конкретно для этой иконы характерны сложные орнаменты на одеждах и детально проработанные складки золотопробельным письмом.

Купить икону трех святителей

Мы в работе над иконами привыкли ориентироваться на более раннее время и стилистику в иконописи, у нас, казалось бы, выработались свои вкусы и взгляды на икону. И мы вначале хотели отказаться от заказа, так как считали всю без исключения позднюю иконопись упадочной. Но оказалось, что без исключений, наверное, ничего не бывает. Пристальней присматревшись к этой иконе, мы не нашли в ней ничего «криминального» или лишнего и приступили к работе.

Для иконы была заказана специально точно такого размера доска как у оригинала, поэтому заказчикам пришлось довольно долго ожидать выполнения заказа.

В процессе работы, постепенного проявления тонких декоративных орнаментов, мы «вошли во вкус» и икона стала нам родной, стала нравиться.

Вот так, один заказ, одна икона из другого временного отрезка способна несколько изменить отношение и даже «отредактировать» вкусы на иконопись после раскольного периода.

Как бы «пропустив» через себя этот образ, мы теперь с бо́льшим уважением относимся к иконописи поздних веков.

Икона эта в скором времени отправится в место своего обитания- храм Казанской иконы Божией Матери, села Большое Непряхино, Нижегородской области, прямо в руки заказчика, настоятеля отца Иоанна Заботина.

drev-obraz.ru

В этот день полагалась на стол подавать блюда из дичи или дикого зверя.
Рябчики под соусом.
Срезать с рябчиков филей без косточек, снять с них кожу, положить в сотейник и припускать в сливочном масле, не давая им подрумяниваться и держа на небольшом огне.
Припустить в сливочном масле трюфели или шампиньоны.
Грибы опускаются в белый соус, выкладываются на середину глубокого блюда, гарнируется рябчиковыми филейчиками, под которые подкладывают гренки из белого хлеба, поджаренные в сливочном масле.
Котлеты из рябчика.
Снимите с груди сырого рябчика кожу, срежьте крылья с филеем, оставив только кость, прилегающую к плечу, и получите две котлеты, которые, обмакнув в сырое яйцо, взбитое с ложкой молока или воды и солью, обваляйте в сухарях и поджарьте в сливочном масле.
К этим котлетам очень идет нарезанный ломтиками трюфель, припущенный в сливочном масле с ложкой мадеры и полстаканом сока из-под жареной телятины.
Пять-шесть средней величины трюфелин и полложки масла на шесть котлет достаточно.
За неимением трюфелей можно употребить шампиньоны или сок из-под телятины, мадеру и масло с прибавкой со­ка от половины лимона.
Все это хорошенько прокипятить и вылить на выложенные на горячее блюдо котлеты.
Салат оливье на старинный манер.
Слово «салат» пришло в русский язык из французского и первоначально означало всевозможные соления.
Изначально в салат шла только соленая зелень, в которую постепенно стали добавлять овощи, и уж только спустя долгое время в салат «ввели» мясо и рыбу.
Одним из самых изысканных салатов был знаменитый «Оливье».
Взять два рябчика и телячий язык, 100 г паюсной икры, 250 г свежего салата, 25 штук отварных раков или одну банку омаров, полбанки пикули, полбанки сои, два свежих огурца, 100 г каперсов, 5 крутых яиц; все уложить на блюдо, прибавить соус провансаль, который готовится на французском уксусе из двух яиц и одного фунта прованского масла, посоленный по вкусу.
Жаркое из тетерева.
Выпотрошив и очистив от перьев тетерку, вымочить ее в холодной воде или в воде, разбавленной уксусом, натереть солью, нашпиговать шпиком и жарить на вертеле, на противне или в кастрюле, поливая ее сперва маслом, а когда она уже почти готова, полить сметаной, выложить потом на блюдо, разрезать ее на несколько частей и облить соусом, в котором она жарилась. К тетерке подают свежий салат, красную ка­пусту, пикули из красной свеклы. Жаркое из глухаря готовится точно так же, как тетерка.
Жареный заяц.
Снять шкуру, выпотрошить, очистить постепенно от тоненьких кож, в виде пленок, которых бывает более 10, вымыть, нашпиговать тонким шпиком, замочить на несколько часов в уксусе, разбавленном водой, с нарезанным луком, солью и лавровым листом.
Жарить на противне, поливая сначала маслом, а когда он поджарится до готовности, поливать сметаной.
Когда заяц готов, порезать его на небольшие куски, выложить на блюдо, слить соус с противня, облить им куски зайца и подавать на стол с соусом из свеклы, который приготовляется следующим образом: сварить или испечь несколько красных свекл, мелко их нарезать; отдельно поджарить в масле пару мелко нарезанных луковиц и пол-ложки муки, положить все вместе в кастрюлю, посолить, прибавить полстакана сметаны или же несколько ложек жирного бульона и 1 ложку масла, 1 — 2 ложки уксуса. Если хотят, чтобы соус был послаще, прибавить сахар.
Заяц тушеный.
Очистив и вымочив зайца, разрезать его на небольшие куски, сложить в кастрюлю, посолить, прибавить 2 ложки масла, несколько зерен перца, пару нарезанных луковиц, обжарить, потом прибавить несколько ложек бульона или кипятка, закрыть кастрюлю крышкой в тушить; когда заяц будет готов, положить в кастрюлю полстакана сметаны, дать покипеть, положить на блюдо и подавать на стол.
К такому зайцу можно подать соус из свеклы, способ приготовления которого указан выше.
*

vgostyahukudesnitsi.blogspot.com

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма — плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию — синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания.

Три святителя в византийских литературных источниках

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X — н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).

Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах

Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.

Изображения Трех Святителей

Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.

Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» — Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г.

Три святителя на славянской почве

В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую — на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения — псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XVв.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).

К происхождению праздника

В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре. Три святителя подобны Св. Троице и верно учат о Св. Троице – «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Они сокрушают ереси — дерзость еретических движений «тает, словно воск, пред лицем огня» святительских речей. И в «Похвале», и в канонах Три Святителя изображены как некое догматическое всеоружие Православной Церкви, их учения автор называет «третьим заветом». Обращение к их троическому богословию, т.е. учению о Св. Троице, можно рассмотреть в контексте схизмы 1054 г., отделения от Вселенской Церкви Церкви западной (католической), одним из нововведений которой было Filioque (“и от Сына” – католическая прибавка к Символу Веры). Указания канонов и «Похвалы» на сохранении Церкви и прекращение святителями еретических движений, поминание их многочисленных «трудов и болезней», которые они претерпели за Церковь «с Востоком и Западом борящеся» т.о. можно понять как использование догматических сочинений святителей в борьбе с заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения внутри Святой Троицы. Ключ к разгадке, как кажется, можно найти в полемике Восточной Церкви с Западной, т.н. антилатинской полемике XI в. Авторы антилатинских полемических трактатов часто подтверждают сказанное цитатами из этих Святых Отцов; непочитание Трех Святителей является одним из обвинений, предъявляемых латинствующим. Так, Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский, в своем послании к Петру, патриарху Антиохийскому, так высказывается о латинствующих: «Святыя и великия отца наша и учителя Великаго Василия и богослова Григория, Иоанна Златоустаго не счиняют с святыми ни учения их приемлют». В «Стязании с Латиною» Георгия, митр. Киевского (1062-1079 гг.), в послании Никифора (1104-1121гг.), митр. Киевского, к Владимиру Мономаху латиняне также обвиняются в отсутствии уважения к Трем Святителям и пренебрежению к их церковным учениям. В «Повести Симеона суздальского о восьмом (флорентийском) соборе», на котором в 1439 г. была подписана Уния (объединение) Католической и Православной Церквей, святитель Марк, митр. Эфесский, отстаивавший ортодоксальную позицию, сравнивается автором Повести с Тремя Святителями: «Аще бы еси видал, что честный и святый Марко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко всей латыне, и ты бы тако же, яко же и аз, плакался и веселился. Яко же ты видиши честнаго и святаго Марка ефесскаго, якоже был преже его святый Иоанн Златоустый и Василий кесарийский и Григорий Богослов, тако же и ныне святый Марко подобен им».

Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.

www.pravoslavie.ru

Почитание трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

История установления памяти трех Вселенских святителей относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 — 1118 гг.), когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну (ок. 1000 — ок. 1070 гг.) явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.

30 января 1084 года (ст. ст.) было установлено отдельное празднование, посвященное трем вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах зафиксирована служба трем святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), который содержит правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен южнославянский пергаменный список XIV века. «Беседа» была включена в индексы ложных книг сразу же после своего появления. Самый ранний индекс, в котором она упоминается, датируется 30-40 годами XV века («Что глаголано о Василии Кесарийском, и о Григории Богослове, и о Иоанне Златоустем, что въпроси и ответи о всем по ряду лгано», ГИМ, Чудовское собрание, № 269); этот индекс связывают с митрополитами Киприаном (1390-1406 гг.) и Зосимой (1490-1494 гг.). Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси».
 

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь и кондак

Тропaрь џбщіи, тріeмъ с™лемъ. глaсъ, д7.

Ћко апcлwмъ є3динонрaвніи, и3 вселeннэй ўчи1теліе, вLце всёхъ моли1тесz, ми1ръ вселeннэй даровaти, и3 дш7sмъ нaшимъ вeлію млcть.

Кондак, гласъ, в7. 

Сщ7eнныz и3 бговэщaнныz проповёдателz, вeрхъ ўчи1телей гDи, пріsтъ в8 наслаждeніе бlги1хъ твои1хъ пок0z. труды2 бо и4хъ и3 болёзни пріsтъ, пaче всsкагw приношeніz, є3ди1не прославлszи с™hхъ свои1хъ.


Библиотека Русской веры
Канон трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту →

Читать онлайн


 

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Иконы

Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Икона трех святителей упоминается в Уставе монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII веке в Константинополе. Первое из сохранившихся изображений трех святителей находится в Псалтыри, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Феодором в 1066 г. (ныне находится в Британском музее). Изображения трех святителей встречаются в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.) в церкви Софии Охридской, в Палатинской капелле в Палермо.

 

Икона Вселенские учители. Византия, XIV в. Византийский музей, АфиныИкона Вселенские учители. Византия, XIV в. Византийский музей, Афины

В Древней Руси иконописные изображения трех святителей известны с конца XIV в. Первые изображения — псковская икона три Святителя с святой Параскевой (XV в.). Святители изображаются в рост со свитком или книгой в левой руке, а правая рука — в благословляющем жесте.

Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музейВселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей

Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона, XVII векВселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона, XVII век

Икона Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Псков, середина XVI в. Москва, ГИМИкона Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Псков, середина XVI в. Москва, ГИМ

Святители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. XIX в. НевьянскСвятители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. XIX в. Невьянск

 

Храмы на Руси в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен храм в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псковская область). Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским (в миру Елеазар; 1386-1481 гг.).

Спасо-Елеазаров монастырьСпасо-Елеазаров монастырь

В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.

Храм трех святителей на Кулишках в Москве. Современный видХрам трех святителей на Кулишках в Москве. Современный вид

О старообрядческих храмах во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго информации нет.

ruvera.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.