Икона труд святого семейства

Жизнь Пресвятой Богородицы
Выставка в Музее истории религии. Часть 1

В Санкт-Петербургском Музее истории религии проходит интересная выставка: Жизнь Пресвятой Богородицы. Из запасников извлечены экспонаты, позволяющие нам проследить, шаг за шагом, основные моменты жизни Богоматери, о которых упоминает Священное Писание и Предание Церкви. Давайте и мы с вами виртуально посетим эту выставку, еще раз обратимся к Лику Славнейшей из женщин.
Конечно, я представил в своей подборке далеко не все экспонаты, а только те, которые показались наиболее интересными.

И начнем, конечно, с самых ранних событий, со времени, когда Пресвятая Богородица еще и не родилась. Долгие тысячелетия человечество шло своим путем… Это был трудный путь, на котором были и грехи, и заблуждения, были и светлые страницы. Желая спасти человечество, Господь еще на заре человеческой истории предрек, что пошлет в мир Спасителя. Многие думают, что Спаситель пришел из-за того, что люди совершили Грехопадение и самостоятельно не могли очиститься и приобщиться к Богу. На самом деле, православное богословие учит, что Сын Божий пришел бы в любом случае, даже если бы человечество не согрешило. Пришествие Сына Божьего было необходимо, чтобы человек получил полную и совершенную возможность Спасения и приобщения к Богу.


Итак, люди думали и ждали: когда придет Обетованный, долгожданный, Тот, Который выведет их из мрака заблуждений и возведет на Небеса.
Генеалогия Божией Матери (и Ее мужа Иосифа), приведенная в Евангелиях, имеет важное значение, во всяком случае имела для людей той культуры и того времени. Эта генеалогия показывала, что Мария не явилась ниоткуда, что Она – дочь Своего народа, плоть от плоти его и кровь от крови, одна из нас.

Родители Пресвятой Девы, праведные Иоаким и Анна, дожили уже до преклонных лет и так и не имели детей. Многие посмеивались над стариками, потому что тогда считалось, что проклятие бездетности посещает грешных людей. На самом же деле, конечно, бездетность отнюдь не всегда связана с грехом. Причиной бездетности могут быть заболевания, какие-то особенности организма, другие факторы. Мы живем в больном, искаженном грехом мире и несем на себе язвы и следы этого уродства мира. Виноваты или не виноваты, но все страдают и получают свою порцию скорбей… Впрочем, если человек не озлобится от своей судьбы и доли, а по-христиански воспримет то, что с ним происходит, то Господь его грусть претворит в радость. Не роптать, но принимать твою модель жизненных обстоятельств как Промысл Божий о тебе – вот как должен относиться христианин ко всяким скорбям и болезням.
Вот так и в жизни святых Иоакима и Анны. Их бездетность была (как и сейчас часто является) элементом Замысла Божия о них. Господь задумал что-то великое, чудное о них, но им не открывал.


1.JPG

2.JPG
На фотографии – монастырь св. Георгия Хозевита. Здесь находится пещера, в которую удалился праведный Иоаким, оплакивавший свою бездетность и молившийся о даровании ему чада.
Фото неизвестного фотографа. 1880-е годы

3.JPG
Но вот Господь посылает Ангелов объявить Иоакиму и Анне удивительную весть: у них родится дочь. И это будет чудесный ребенок.
Русская икона. 18-й век

4.JPG
Такое откровение получили как Иоаким, в это время молившийся в пещере, так и Анна, находившаяся дома. Не в силах сидеть дома и ждать возвращения мужа, Анна поспешила к городским воротам и там стала ждать мужа. Здесь их встреча и состоялась. Иконописный сюжет, который вы видите, называется «Зачатие святой Анны». Древние иконописцы посчитали, что достаточно изобразить встречу Иоакима и Анны, и этого будет достаточно, чтобы намекнуть на последовавшее затем зачатие.
Русская икона «Зачатие святой Анны». 19-й век


5.JPG
Посмотрите на другую икону. Эта икона говорит о долгожданном и чудесном рождении Иоанна Крестителя у престарелых Захарии и Елизаветы. Как и в случае с Иоакимом и Анной, родители Иоанна много лет ждали ребенка и усердно молились о даровании им чада. И вот Ангел объявил им Божию весть: у вас будет ребенок. Но история эта всем известна, и повторять ее я не буду. Обращу ваше внимание на то, что на иконах, изображающих Зачатие Иоанна Предтечи, его родители изображены возле супружеского ложа (или на ложе). Согласитесь, это более откровенный намек на зачатие.
Однако то, что допустимо изобразить в случае Захарии и Елизаветы, все же иконописцы не дерзали повторить в случае с Иоакимом и Анной. Там все ограничивали встречей супругов возле городских ворот.
(Надо сказать, что среди икон встречаются и те, где Иоаким и Анна обнимаются возле супружеского ложа. Но это позднее нововведение, не являющееся строго каноничным.)
Русская икона «Благовещение пророку Захарии». 19-й век

6.JPG
А вот так изобразил встречу Иоакима и Анны неизвестный немецкий художник 15-го века. К сожалению, часть иконы утрачена (там, где черная полоса). Обратите внимание на развевающиеся складки одежды Иоакима. Он весь – порыв, движение. Анна, в противоположность ему, смиренна и тиха.
Германия. Икона на дереве «Встреча Иоакима и Анны. 15-й век


7.JPG
А сейчас перенесемся на 15 лет вперед. Юную Марию обручают плотнику Иосифу.
И.П. Чернов (1768–1817). «Обручение Марии». Между 1804 и1811 гг.

8.JPG
Не успели Мария с Иосифом сочетаться законным браком (от обручения до заключения брака проходил год), как Марию посетил удивительный вестник. Это был Ангел. Согласно одному из преданий, в момент посещения Мария пряла пряжу, поэтому в руке у Нее веретено. Ангел благовестил Марии волю Божию: Ты зачнешь во чреве и родишь Сына, и Твой Сын станет Посланником Божиим и Спасителем.
Н. Тюлин. Икона «Благовещение». Владимирская губерния, Мстера. 1880-е

9.JPG
А вот другая икона Благовещения, выполненная чрезвычайно искусно: это резьба по дереву. Икона была изготовлена специально для Павла Борисовича Мансурова в 1903 году. Все хорошо, только постоянно ловишь себя на мысли, что все эти экспонаты попали в музей в результате хищения и грабежа храмов и частных коллекций…
И зачем же они – музейные работники – такую пошлую подкладку сделали?.. Неужели нельзя было простой белый или голубой фон подобрать?..


10.JPG
После появления Ангела в утробе юной Марии зажглась жизнь Ее Сына Иисуса. Я уже писал о православном понимании этого чудесного зачатия: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=302.
Эта маленькая эмалированная иконочка очень хорошо передает задумчивость Марии перед Тайной Ее зачатия и грядущего материнства.
«Дева Мария». Складень с эмалированным медальоном. Германия. 19-й век.

11.JPG
Мария после посещения Ангела не осталась сидеть дома, ведь, кроме прочего, Ангел сообщил Деве, что ее родственница Елизавета (мать Иоанна Крестителя) тоже ждет ребенка. И Мария поспешила по помощь Своей сестре. На иконе изображен момент трогательной встречи двух будущих великих матерей.
«Посещение Елизаветы». Фрагмент иконостаса. Россия. 18-й век

13.JPG
Но вот у Марии рождается Сын.
ет Вифлеемской звезды, подарки волхвов, пещера… Представленные на выставке иконы и картины на эту тему мне не показались интересными. А вот изображения Пресвятой Богородицы с Сыном, вернее, то, какие эмоции вложили художники в лица и фигуры Героев своих работ, обращают на себя внимание.
Обратите внимание на кротость Лика Богородицы и на жест Спасителя, в котором сочетаются и властность, и детская непосредственность.
Мадонна с Младенцем. Польша. Фарфор. 19-й век

14.JPG
А это греческая икона Рождества, сделанная на большой перламутровой раковине.
Рождество Христово. Икона на раковине. Палестина. 19-й век

14а.JPG
А эта деревянная статуя просто великолепна. Посмотрите на кроткое и растерянное выражение Лика Богородицы и на серьезную властность Сына. Здесь сразу понятно – Кто главный.
Мадонна. Позолоченная деревянная статуя. Польша. 18-й век

15.JPG
Здесь покой и мир. Сидящие на троне, что подчеркивает Их царственность и величие, Мать и Сын, тем не менее, дремлют. Мне кажется, что автор хотел напомнить всем, кто об этом склонен забывать, что и Спаситель, и Богородица, несмотря на то служение, которое Они несут, были и самыми настоящими людьми.
«Maria Virgo» – Дева Мария. Икона на шелке. Западная Европа. 19-й век


16.JPG
Пресвятая Богородица и Ее Божественный Сын принадлежат не только европейцам, но и народам всей Земли. Именно поэтому в разных странах в изображения Христа и Богоматери вкладывают свое понимание, свою национальную трактовку.
Следующие две статуэтки показывают, как видят Евангельские события в Африке.
Мозамбик. Создано народом маконде. Дерево, резьба. 1970-е.

17.JPG

18.JPG
Посмотрите, как нежно ласкает Пресвятая Богородица Сына на этом мраморном барельефе…
Мадонна с Младенцем. Мастерская П.-Э. Моно (1657–1733). Франция. 18-й век

19.JPG
На восьмой день после Рождения над Иисусом было совершено обрезание – иудейский обряд, который символизировал кровную связь Младенца с иудейским Народом.
Это очень редкий сюжет в изобразительном искусстве.
Русская икона 18-го века


21.JPG
Через какое-то время Ангел сообщил Иосифу, что больной и сумасшедший царь Ирод ищет убить Богомладенца. Святому Семейству пришлось спасаться бегством в Египет.
Бегство в Египет. Неизвестный голландский мастер. 1710

22.JPG
В тени этого дерева, по преданию, отдыхало Святое Семейство по пути в Египет. Этой сикоморе было 2 тысячи лет, и она издавна почиталась, как то самое дерево, которое дало приют нашим Путникам. Находилось оно в селении Матария, близ Каира. Фотография сделана в 1870-е годы. В 1906 году это дерево засохло, но на этом месте было посажено другое деревце, существующее и поныне.
Фото Джакомо Броджи. 1870-е

22а.JPG
На одном из привалов по пути в Египет, Спаситель сделал первые шаги.
На фото – современная греческая икона «Первые шаги Иисуса Христа».
Подробнее об этом месте читайте: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=7456

23.JPG

После смерти царя Ирода Святое Семейство возвращается в Назарет, на родину.
Вот так выглядел Назарет в конце 1850-х годов.
большой долей вероятности можно предположить, что таким он был и во времена Иисуса.
Два слова об авторе этого замечательного снимка. Это Фрэнсис Фрит, американский фотограф, в 1850-х годах совершивший несколько фотоэкспедиций по Ближнему Востоку. Результатом его трудов явились 10 книг, в которых приводились фотографии достопримечательностей и святых мест. Эти книги пользовались большим успехом. Но активному Фриту этого оказалось мало. Он создал фирму, к которой привлек несколько десятков фотографов. К 1870 году Фрит и фотографы его компании сняли больше миллиона видов старой Британии и Европы. Когда популярность получили почтовые открытки с изображением разных мест, именно фотографии этой компании стали тиражироваться во всем мире. Народ принял и полюбил такие открытки.
Таким образом, открытка с видом города или какого-нибудь памятника, которую вы отсылаете друзьям, ведет свое происхождение… от трудов пионера в этой области Фрэнсиса Фрита.

24.JPG
Чем занимались Пресвятая Богородица, Иосиф и Иисус в Назарете? Они жили обычной жизнью трудолюбивых крестьян.
Почему Евангелия практически ничего не сообщают о детстве и юности Иисуса? Возможно, потому, что и сообщать об этом было нечего. Детство и юность Спасителя были детством обычного еврейского мальчика. Некоторые предания говорят, что Иосиф умер, когда Иисусу было 19 лет.
таком случае на Его плечи рано легла вся тяжесть заботы о семье. Последние сто лет мелькают сообщения, что Иисус странствовал по миру, был в Индии и на Тибете… Все это не более, чем выдумки. Ни в учении Иисуса, ни в Его лексиконе, ни в одном жесте нет ничего неиудейского. Он был настоящим иудеем, плоть от плоти, кровь от крови.
Он любил Свой народ, Свою культуру, святыни этого народа. Он любил простых людей, к которым принадлежал Сам и принадлежали Его родители.

Иисус, как и все дети, играл со сверстниками. В то время дети играли в мяч, в каменные шарики, иудейские дети любили имитировать праздники взрослых, играть в свадьбу, в похороны. В окрестностях Назарета находилась развилка Via Maris, в переводе с латыни«Приморский путь». Здесь ежедневно проходили длинные торговые караваны, которые направлялись в ближайшую гавань Птолемайс. Назаретские жители, бывало, выносили что-нибудь в надежде продать караванщикам, дети – глазели на наряды и товары иноземцев, бежали за верблюдами.

Еврейские дети с детства были под присмотром родителей. Днем дети играли дома или на дворе и за ними смотрела мать, вечерами отец усаживал малышей на колени и рассказывал им о древней Истории Божьего народа.
Это была священная обязанность иудейских родителей, забыть о которой они не могли хотя бы потому, что об этом напоминалось в ежедневной обязательной молитве Шема Исраэль («Слушай, Израиль»): «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6, 3-7). Несомненно, что такие благочестивые люди, как Мария и Иосиф, исполняли повеление Боговидца Моисея.
Когда впоследствии Иисус будет с такой любовью говорить о древних героях и подвижниках духа, в немалой степени это будет заслугой Его родителей, научивших Сына любить историю Своего народа.
Когда дети подрастали, они начинали работать вместе с родителями. Девочки помогали матери по хозяйству, учились готовить, шить, вязать, прясть, ткать, молоть зерно, печь хлеб, наводить чистоту в доме, ухаживать за маленькими детьми.
Сыновья были с отцами. Они постигали то ремесло, которым владел отец. С самого раннего возраста мальчиков учили ответственности и серьезности. Уже в десять-двенадцать лет мальчик сам уходил в поле пасти большое стадо овец, должен был трудиться, зарабатывая хлеб в поте лица своего. Еврейские мудрецы говорили: «Если ты учишь своего ребенка торговать, то ты учишь его воровству». Ребенку никогда не позволяли попрошайничать или что-то продавать, только трудиться, зарабатывать на пропитание и на жизнь своими руками.

Во многих городках, при синагогах, были школы для мальчиков, в которых можно было выучиться писать и читать по-еврейски. Впоследствии религиозное образование можно было продолжить
Иисус не имел профессионального богословского образования, какое было, скажем, у Ап. Павла. Иисус знал Закон и Пророков, но это было домашнее образование и что-то от воскресной (вернее, субботней) школы при синагоге.

Христос был не простым человеком, Он был, как мы сегодня говорим, Богочеловеком. Но Божественная сторона Его природы оставалась сокрытой для посторонних глаз. Лишь иногда, как в случае с двенадцатилетним отроком, оставшимся в Иерусалимском Храме и поучавшим мудрецов, это Божественное измерение Его существа могло сверкнуть, но тотчас скрывалось. Для Своих односельчан, друзей, простых людей Иисус был обычным мальчиком, потом юношей, затем молодым человеком и мужчиной. Но Он был не просто человеком. Он был прекрасным Человеком! Невозможно не заметить высокие и благородные, чисто человеческие, черты Его личности, если мы внимательно почитаем Новый Завет.

…Перед нами – очень необычная, даже уникальная, икона. Она называется: «Физический труд Святого Семейства». Икона была написана в 1923 году российским иконописцем В. Мумриковым. На иконе – каждый из персонажей чем-то занят. Так иконописец в страшные богоборческие годы хотел показать большевикам, что Иисус и Его родители никогда не были тунеядцами, что Они трудились.

25.JPG
А вот западноевропейская картина на ту же тему: «Святой Иосиф обучает Иисуса плотницкому мастерству».
Копия с картины А. Карраччи (1557–1602). Италия. 18-й век

26.JPG
А вот как изобразил Святое Семейство неизвестный современный лепщик из Германии.
Керамика, цветная глазурь. 1960-е –1970-е гг.

27.JPG
Святое Семейство путешествует.
Русская икона 18-го века

Надо сказать, что в православной традиции Иосифу – мужу Марии (его часто называют Обручник, но это не совсем верно: он не был только обручен, он вступил и в брак с Божией Матерью; а вот как складывались их отношения в браке, это уже другая тема) отводится более скромное место, чем, естественно, Спасителю и Пресвятой Богородице. Поэтому на православных иконах Иосифа рисуют редко (за исключением сюжетов, на которых он должен присутствовать обязательно, например, на иконе Рождества Христова). Поэтому даже термин «Святое Семейство» это не наш, а западный термин.
Начиная с 18-го века многие западные идеи попали на православную почву и в той или иной мере проявились. Вот и эта икона по духу типично католическая, хотя написана была в России православным иконописцем.

azbyka.ru

В чем помогает образ

Изображение больше напоминает картину, которая была сделана по сюжету из Книги Евангелие. Известно колоссальное количество таких произведений искусств, авторами которых являлись величайшие мастера кисти. Многие художники создавали картины на библейскую тематику, но ни одна из них не может называться иконой (кроме «Трех Радостей»).

В России это изображение стремительно увеличивает собственную популярность.

  • Образ «Святое Семейство» рассматривается как хранитель домашнего уюта, полноценности семьи и сопутствующих категорий брака.
  • Лик помогает в поисках второй половины и отстраняет тех, кто хочет развалить союз мужчины и женщины.
  • Молитвы перед изображением помогают оберегать домочадцев от беспричинных ссор и сохранять мир.
  • Очень часто у иконы молят об избавлении от измен. Это актуально для тех, кто уже пережил такое супружеское предательство.
  • Если человек продолжительное время одинок и не может найти себе пару, необходимо обратиться с искренним желанием к этому лику.
  • Изображение имеет силу избавлять от бытовых неурядиц, возвращает веру и надежду. После прошения верующий испытывает облегчение на душе и с легким сердцем продолжает свой путь.
  • Молитвы перед иконой «Святое семейство» охранят людей опасных профессий (военных, полицейских, пожарных).
  • Изображение возвращает людей, своевольно покинувших дом, а также охраняет жизнь возвращающихся из далеких земель.
  • Люди часто молят образ помочь грешникам встать на праведный путь.
  • Икона возвращает безнадежные долги и эмоциональные силы при больших потрясениях.
  • «Святое семейство» возвращает честь несправедливо оклеветанного человека.

Празднование дня этой святыни выпадает на 8 января (н. ст.). Большое количество верующих приходит для восхваления и прошения у Богородицы, Христа и Иосифа. К сожалению, оригинал списка уничтожили в 30-е годы прошлого века при нашествии атеистически и цинично настроенных людей.

На заметку! Церковное сословие относится к этому образу крайне скептически и не ставит его в ранг канонизированных изображений. Его написали в Италии по манере Рафаэля. Когда святыня оказалась в России, то сразу же приобрела статус народного достояния. Изображение признается только картиной по сюжету из Евангелия или лжеиконой.

Как просить у лика

Православный человек обязан жить праведно и верить в существование Творца, Божьего Сына, Святого Духа и Богородицы. Эти великие личности защищают нас от всяческих невзгод материального существования. Верующему недостаточно банально просить о помощи, следует чаще благодарить за настоящее.

Если икона «Святое семейство» будет храниться дома, она явится хорошим подспорьем на жизненном пути.

  • Молиться перед изображением следует по всем православным канонам.
  • Перед прошением необходима исповедь у священнослужителя. Если не очистить помыслы, молитва не будет иметь успеха.
  • Рекомендуется хорошо выучить текст прошения для «Святого семейства».
  • Во время чтения зажигаются свечи, символизирующие очищение огнем. Воск способен ограждать от нечистой энергетики.
  • После молитвы нужно трижды перекреститься, глубоко поклониться и поцеловать икону. Свечи гасить не нужно.
На заметку! В православии существует аналогичная икона, но официально канонизированная. Она называется «Три Радости» и является удивительным примером объединения святыни и мастерства западного художника. Легенда гласит, что икона, написанная Рафаэлем, привезена в столицу художником, обучавшимся живописи на итальянской земле.

Значение и позиция в церковной традиции

Святыня нередко привозится с Иерусалима и дарится в память о великом паломничестве. Она подходит молодоженам, желающим укрепить брак, а также для годовщины свадьбы.

  • На полотне зритель видит спереди Христа в детском возрасте, а позади запечатлены его родители. Фигуры взрослых людей, склонивших головы, служат своеобразным обрамлением маленького Мессии.
  • Спаситель совершает благословляющий жест правой десницей, а левой устремляется к ладоням Марии и «Обручальника» Иосифа. Для православного метода такая постановка совершенно нетипична: огромная роль отводится соотношениям многих частей полотна, цветов и направлений.
  • Изображение одаривает настоящей теплотой, непогрешимой заботой и взаимопониманием.

Православная икона «Святое семейство» до настоящего времени не канонизирована, потому что обстоятельной критике подвергается техника исполнения и сама композиционная модель.

  • Семейство здесь изображено достаточно ярко и живо, поэтому оно похоже на фотографию из личного альбома.
  • На картине Иосиф своею правой десницей обнимает Богородицу за плечи, хотя он обязан быть не мужем, но покровителем. Взгляд мужчины направлен на Пречистую Деву, но не на Иисуса. Православная традиция отвергает такую постановку сюжета в настоящей иконе.
  • Когда Младенец Христос появился на свет, Иосифу было около 100 лет. Здесь он выглядит значительно моложе.
  • Дева Мария и Иосиф не состояли в браке, а только обручились. Поэтому супружеские отношения здесь неприемлемы.
Важно! Ортодоксальные христиане, выступающие против изображения под названием «Святое семейство, забывают, что в православии нет прописного канона об истинности иконы. Все правила — традиции, которые не подтвердились авторитетом мудрецов. Большинство исследователей уверяет: объятья говорят о семейном взаимопонимании, а не о сексуальном влечении.

Некоторые факты из истории

Престарелый Иосиф являлся опекуном и опорой Пречистой Марии. Дева получила благую весть о непорочном зачатии еще до обручения. Младенец Иисус родился в законном и освященном церковной традицией браке. Когда покровитель Иосиф умер, с Марией и Христом оставались его сыновья и дочери. По достижении 30-летнего возраста Иисус покинул дом, оставив Богородицу на попечении своих сводных братьев, которые вскоре присоединились к Божьему Сыну как подвижники.

В последние минуты жизни на кресте Христос поручил Пречистую Матерь заботам любимого ученика Иоанна. Таким образом, становится понятно, что с Марией всегда находился благочестивый мужчина. Женщины не могли жить самостоятельно в то время. Без опекуна она снисходила до прошения средств у дальних родственников.

Икона «Святое семейство» написана в Италии. В российской столице она оказалась в XVIII веке у священника из Троицкой церкви. Через некоторое время хозяева пожертвовали святой лик в приход. Здесь изображение разместили на паперти над входом. Спустя полвека, оно прославилось чудотворными свершениями.

Оставив неоднозначное впечатление у ортодоксальных христиан, икона «Святое семейство» обрела большую популярность у народа. Могущество лика направленно на возвращение семье покоя и миролюбивой обстановки, а также на защиту против врагов. Икона дарится как молодоженам, так и семьям, прошедшим долгий путь. Если приобрести её в церковной лавке и искренне молиться, верующий обретет желаемое и избавится от неприятностей.

molitva-info.ru

История и значение иконы «Труд святого семейства»

До 17-го века очень редко писали живописные образы Иисуса Христа и святых, которые не были сязаны с традиционной иконописью. Однако позднее стали появляться композиции, которые очень живо и наглядно описывали детство Христа. Икона «Труд святого семейства» как раз служит ярким примером такого нетрадиционного для христианства сюжета.

Стоит также отметить, что существует еще один необычный образ, на котором также изображена вся святая семья – Божья Матерь, святой Иосиф и Отрок Иисус и называется она «Святое семейство» . Последняя схожа по сюжету с иконой «Труд святого семейства», но отлична по значению.

Православный художник-иконописец Владимир Мымриков написал «Труд святого семейства» в 1923 году в русле, так называемого, обновленческого движения, призванного помочь христианской религии приспособиться к советской действительности. Поэтому этот образ называют еще и обновленческим. Это новое движение появилось в Русской Православной Церкви в 1922 году и просуществовало до 1948 года.

Мымриков написал свою икону в довольно сдержанной и даже аскетичной манере, но для 1923 года, когда особенно ярко был выражен богоборческий антирелигиозный характер коммунистического правительства, это было весьма смело. История гласит, что таким образом иконописец хотел показать, что Иисус Христос, Божия матерь и обручник Иосиф всегда трудились и помогали друг другу.

В Евангелиях о младенчестве и отрочестве Иисуса почти ничего не говорится. Наверное, потому что он рос, как обычный еврейский мальчик, а его земные родители со стороны были обычными трудолюбивыми крестьянами, как и их соседи.  Икона «Труд святого семейства», сюжет которой сильно отличался от традиционной православной иконописи, как раз живо и наглядно иллюстрирует Предание, рассказывающее о детстве Спасителя.

Семья старца Иосифа представляла собой яркий пример истинно христианской жизни, которая проходила в постоянном труде, благочестивых беседах и молитвах. Пречистая матерь пряла, шила, вязала и ткала, а святой Иосиф с Богомладенцем плотничали и тем показывал пример трудолюбия. У еврейских семей была традиция, чтобы мальчик до 12 лет научился какому-нибудь ремеслу. Как правило, это было ремесло, кторым занимался отец, а до этого дед, и которое передавалось из поколения в поколение. Иисус не стал исключением: он изучил ремесло отца Иосифа и стал заниматься плотничеством. По преданию Спаситель сам изготавливал плуги, ярма и весы. Плуг – как символ труда, а весы – как символ правды.

Таким образом, сюжет иконы «Труд святого семейства» призван показать повседневную жизнь Иисуса Христа в Назарете, который с малых лет не только постоянно видел вокруг себя физический труд, но и привык трудиться сам. Уже с детства Он учил всех своим наглядным примером труду и правде, как основе человеческой жизни. Ведь физический труд отвлекает от праздных мыслей, укрепляет силы, сохраняет здоровье и дает пропитание. Сам Спаситель освятил трудовую жизнь бедняка и потому все бедные труженики особенно близки и дороги Ему.

www.ikonu.ru

икона святое семейство значение в чем помогает

У иконографии, как и у любого художественного стиля, есть свои правила и определенные принципы представления святых. Такой жанр является достаточно консервативным, и внести какой-то свой штрих автор не может. Несмотря на это среди многочисленных образов можно найти несколько икон, которые имеют некие отличающиеся черты. Подобное значение имеет православная икона «Святое Семейство».

Стоит заметить, что этот образ до сих пор не канонизирован церковью, именно поэтому его больше считают картиной, написанной в церковном стиле. Особенно почитают эту икону в Израиле, где она находится практически во всех храмах, а купить ее можно, в любом магазине.

Значение и молитва иконе «Святого Семейства»

Для начала поговорим, почему образ не хотят канонизировать, поскольку это важная информация. Подобное решение связано не только с отступлениями от техники выполнения, но с самой композицией. Все дело в том, что на иконе святой Иосиф одной рукой обнимает за плечи Богородицу, а другой держит ее за руку. Подобные детали многие священнослужители считают символом супружеских отношений между ними, что в православии является недопустимым. В Евангелии указано, что отношения между Девой Марией и Иосифом больше схожи с покровительством, чем с обычным браком.

Разбираясь в значении, а также в том, в чем помогает икона «Святое Семейство» стоит сказать о том, что образ считается мощным покровителем семьи и брака. Рекомендуется иметь такую икону дома людям, которые бы хотели укрепить связь между членами семьи, избавиться от непонимания и восстановить любовь. Еще образ помогает вернуть долги и честь несправедливо оклеветанному человеку. Перед иконой молятся о грешниках и заключенных.

Свое значение имеет православная икона «Труд Святого Семейства», которая была написана не так давно в 1923 году. Написан образ аскетично и строго, но за основу был взять совершенно неожиданный сюжет. На иконе изображены три человека: Дева Мария, Иисус и святой Иосиф, работающие в мастерской плотника. Считается, что образ наглядно иллюстрирует Предание, описывающее детские лета Богомладенца. Эту икону называют обновленческой, то есть ее главная задача заключается в том, чтобы приспособиться к действительности. Есть и другие названия этой иконы, к примеру «Святое Семейство – учитель труда». На образе Богородица прядет завес Иерусалимского Храма, Иисус работает со стамеской, а святой Иосиф пилит доску.

womanadvice.ru

Перейти вниз

Вернуться к началу


 

Вы не можете отвечать на сообщения

forum-svyatynya.ukrainianforum.net

Икона «Святое Семейство» – значение, в чем помогает?

Икона труд святого семейства

У иконографии, как и у любого художественного стиля, есть свои правила и определенные принципы представления святых. Такой жанр является достаточно консервативным, и внести какой-то свой штрих автор не может. Несмотря на это среди многочисленных образов можно найти несколько икон, которые имеют некие отличающиеся черты. Подобное значение имеет православная икона «Святое Семейство».

Стоит заметить, что этот образ до сих пор не канонизирован церковью, именно поэтому его больше считают картиной, написанной в церковном стиле. Особенно почитают эту икону в Израиле, где она находится практически во всех храмах, а купить ее можно, в любом магазине.

Значение и молитва иконе «Святого Семейства»

Для начала поговорим, почему образ не хотят канонизировать, поскольку это важная информация. Подобное решение связано не только с отступлениями от техники выполнения, но с самой композицией. Все дело в том, что на иконе святой Иосиф одной рукой обнимает за плечи Богородицу, а другой держит ее за руку. Подобные детали многие священнослужители считают символом супружеских отношений между ними, что в православии является недопустимым. В Евангелии указано, что отношения между Девой Марией и Иосифом больше схожи с покровительством, чем с обычным браком.

Разбираясь в значении, а также в том, в чем помогает икона «Святое Семейство» стоит сказать о том, что образ считается мощным покровителем семьи и брака. Рекомендуется иметь такую икону дома людям, которые бы хотели укрепить связь между членами семьи, избавиться от непонимания и восстановить любовь. Еще образ помогает вернуть долги и честь несправедливо оклеветанному человеку. Перед иконой молятся о грешниках и заключенных.

Свое значение имеет православная икона «Труд Святого Семейства», которая была написана не так давно в 1923 году. Написан образ аскетично и строго, но за основу был взять совершенно неожиданный сюжет. На иконе изображены три человека: Дева Мария, Иисус и святой Иосиф, работающие в мастерской плотника. Считается, что образ наглядно иллюстрирует Предание, описывающее детские лета Богомладенца. Эту икону называют обновленческой, то есть ее главная задача заключается в том, чтобы приспособиться к действительности. Есть и другие названия этой иконы, к примеру «Святое Семейство – учитель труда». На образе Богородица прядет завес Иерусалимского Храма, Иисус работает со стамеской, а святой Иосиф пилит доску.

Молитва перед иконой «Святое Семейство»

Икона труд святого семейства

Икона труд святого семейства

Икона труд святого семейства

Икона труд святого семейства

Икона труд святого семейства

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Икона Святое Семейство — значение, в чем помогает, молитва

Первые года жизни Иисуса Христа не описываются подробно в Священном Писании. Верующим повествуют лишь про обстоятельства Его рождения. Затем сцена из отрочества, и вот — перед читателем уже взрослый мужчина 33 лет. Но ведь Сын Божий вырос среди людей, в семье, состоящей из матери и отца.

Именно они изображены на иконе «Святое семейство», которая в последнее время становится все более известной. Как правильно к ней относится, можно молиться возле нее или нет?

Каноничность

Икона труд святого семейства

Многие сегодня привозят данный образ из поездки в Святую Землю. Но не стоит забывать, что там собрано огромное количество деноминаций, а само государство Израиль вовсе не является христианским (христиан там лишь 2% населения). На самом деле местные жители вряд ли разбираются в православной культуре, поэтому продавать могут что угодно — лишь бы пользовалось спросом.

Поэтому прежде чем внести в дом новое изображение, необходимо хорошо подумать. Икона «Святое семейство» не является канонической, то есть официально не признается РПЦ. Строго говоря, это скорей религиозная живопись, а не икона в полноценном богословском смысле. Как выглядит картина и каково ее значение? Что смущает рьяных поборников чистоты православия, ведь на вид икона похожа на многие другие?

Молитва иконе Святое Семейство

«О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, первопрестольнаго града и святаго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех верная Предстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим поклоняющимся, по коегожде потребе да дарует: грешником — вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим — совершенное от них избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Богу благодарение; сущим в болезни — исцеление и укрепление. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление, от враг видимых и невидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и, сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Композиция

На «образе» присутствуют Дева Мария, обручник Иосиф и Младенец Иисус. Здесь продемонстрированы явно близкие отношения Марии с ее мужем — Иосиф обнимает жену за плечи, головы их склоняются друг к другу. Фигуры взрослых служат как бы обрамлением для маленького Христа.

Спаситель написан вроде бы традиционно — делает благословляющий жест правой рукой. Но левая стремится соединиться с ладонями родителей. Весьма нехарактерное расположение рук, а ведь в православной иконописной традиции важно не только соотношение фигур, жесты, направление взгляда, но даже оттенки цветов.

Обычно в левой руке Господь держит Книгу или свиток, эти предметы указывают на Священное Писание. А здесь получается, что Его жизнь замыкается на пребывании среди родственников.

Многим также не дает покоя тот факт, что по ортодоксальным верованиям Мария и Иосиф были в браке лишь формально. Просто Богородица уже достигла того возраста, когда в Израиле было принято выходить замуж. Поэтому ей был найден достойный покровитель, готовый ввести девушку в свой дом и заботиться о ней. Согласно православной традиции, Иосиф был вдовцом преклонных лет. Его задачей было охранять целомудрие девицы, а затем и заботиться о Божьем Сыне.

Трактовка образа

По мнению же простого люда, данная икона имеет важное значение как покровительница семейного очага. В чем помогает образ? Найти мужа или жену, сохранить любовь и верность между ними. Даже на свадьбу молодым стали дарить «Святое семейство», хотя традиционно нужен образ Господа (Спас Нерукотворный) и Богородицы (обычно это «Казанская).

На самом деле в православии уже есть аналогичная икона, под названием «Три радости». Она выполнена в итальянской манере, является чудотворной, имеет собственную интересную историю почитания. Но самое главное — в ней соблюдены все каноны. Так стоит ли выдумывать новые святыни, когда их итак достаточно?

  • Об иконе Святой Елены;
  • Икона Неувядаемый цвет.
  • Икона Вера, Надежда, Любовь — https://bogolub.info/ikona-vera-nadezhda-lyubov-i-mat-ix-sofiya-znachenie-v-chem-pomogaet/.

Святой хранитель

Традиция изображения маленького Христа в окружении родителей родом из западного искусства. Такой сюжет можно часто увидеть на работах средневековых мастеров. Есть также много картин, где Иосиф нарисован вместе со Христом — как младенцем, так и отроком. Например, на полотне Г. Рени убеленный сединами старец держит малыша, который играет его бородой.

Весьма почитается святой Иосиф в католичестве. Там существует даже два праздника, посвященных старцу. Вспоминается его трудолюбие, терпение и смирение. Насколько достойным должен быть человек, чтобы беседовать с Ангелом? Такое случалось далеко не со всеми земными праведниками. Святое семейство действительно заслуживает всяческого уважения.

Считается, что земной отец Иисуса умер вскоре после похода в Иерусалим, который описан в Евангелии. Более подробно о жизни святого повествуется в апокрифической (непризнанной) Книге Иосифа Плотника. Специалисты относят ее к 5 веку.

Как относиться?

Можно ли держать в доме неканоническое изображение? Зависит, скорей, от отношения к нему. Надо помнить о первой заповеди — ничто не должно заслонять собой от человека Господа. Только Ему христианин может поклоняться и служить. Если образ вызывает смущение — лучше не держать его в квартире, а о своих сомнениях поведать на исповеди священнику.

Некоторые батюшки говорят, что можно молиться перед иконой «Святое семейство», если иметь к ней правильное отношение. В любом случае, лучше посоветоваться с духовником. В православии достаточно святынь, которые не омрачают разум и душу, поэтому специально выискивать сомнительные новинки не следует. Храни вас Бог!

Икона труд святого семейства

Значение святого образа. Иконы стали писать уже спустя несколько лет после казни Христа. . наверху расположена еще одна иконаСвятая Троица

Икона труд святого семейства

Особый случай с образом «Три радости» — изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым.

Икона труд святого семейства

Существует и еще один вариант иконы — «Святое семейство», который некоторыми считается неканонческим — на нем есть лишь Мария.

Икона труд святого семейства

Российские храмы во имя иконы. Почитание Богородицы на земле русской таково, что во имя ее святых икон выстроено множество церквей.

Икона труд святого семейства

Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии.

Икона труд святого семейства

Значение святого образа. Иконы стали писать уже спустя несколько лет после казни Христа. . наверху расположена еще одна иконаСвятая Троица

Икона труд святого семейства

Особый случай с образом «Три радости» — изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым.

Икона труд святого семейства

Существует и еще один вариант иконы — «Святое семейство», который некоторыми считается неканонческим — на нем есть лишь Мария.

Икона труд святого семейства

Российские храмы во имя иконы. Почитание Богородицы на земле русской таково, что во имя ее святых икон выстроено множество церквей.

Икона труд святого семейства

Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии.

Оставить комментарий Cancel Reply

Похожие статьи

Икона труд святого семейства

Значение святого образа. Иконы стали писать уже спустя несколько лет после казни Христа. . наверху расположена еще одна иконаСвятая Троица

Икона труд святого семейства

Особый случай с образом «Три радости» — изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым.

@2017 Боголюб – первый интернет-журнал о христианстве. Бог любит нас.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Святое Семейство значение, в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Одной из самых противоречивых святынь в христианстве считается православная икона «Святое Семейство», значение которой трудно переоценить. Во-первых, этот образ был написан в Италии в стиле Рафаэля, а после везения его в Россию, стал национальной святыней. Но, тем не менее, это изображение считается скорее картиной, написанной по сюжетам Библии, и называют его лжеиконой. Церковь не относит это изображение к каноническим иконам православия. А в Израиле это изображение имеет особое почитание. В стране его можно встретить в каждой церквушке, храмах, в магазинах и туристических лавках.Икона труд святого семейства

Значение, в чем помогает икона «Святое Семейство»

Для начала следует выяснить, почему не хотят канонизировать этот образ. Это решение связывают как с техникой выполнения изображения, так и с самой композицией. Так икона или картина?

  • На образе мы видим, как Иосиф Обручник обнимает Пречистую Богородицу, что, по мнению священнослужителей, символизирует супружеские отношения. А это недопустимо в православии.
  • Во время рождения Иисуса Христа, Исосиф был столетним стариком, что уже не соответствует изображению.
  • В Евангелии указывается, что отношения между Иосифом Обручником И Девой Марией более схожи на покровительство, чем на брачный союз. По церковному приданию, Иосиф и Мария были обручены, а не состояли в браке.

Разбираясь в значении изображения для верующих, а так же, в чем помогает икона «Святое Семейство», следует заметить, что «картина» считается покровительницей брака и семьи. Вокруг образа сложились свои правила, традиции и обряды. Есть и праздники, когда следует преподносить только этот образ:

  • Молодоженам – для счастливого брака;
  • На годовщину свадьбы – для сохранения целостности семьи;
  • На рождение ребенка – чтобы отвадить все несчастья в семье.

Не смотря на то, что у православной церкви есть своя икона — «Трех радостей», образ «Святое Семейство» прижился и обрел популярность в России.

Икона «Святое Семейство», в каких бедах помогает

Этот образ призван хранить семейный очаг и напоминать о нерушимости уз бракосочетания. Помогает бороться с мирскими проблемами и неурядицами:

  • К этому образу обращаются верующие, чтобы сохранить семью. Оберегает от ссор между супругами, сохраняет мир и понимание в семье.
  • Просят образ защитить от супружеских измен.
  • Помогает он вернуть честь человеку, которого не справедливо оклеветали.
  • Молятся изображению и о грешниках, и о заключенных, чтобы помочь им найти богоугодный путь в жизни.
  • Помогает святыня вернуть даже безнадежный долг.
  • Помогает в обычных человеческих нуждах.
  • Усмиряет несправедливое отношение окружающих.

Но не только супружеские пары обращаются к этому изображению, к нему приходят и люди с просьбами о даровании жены или мужа, с которыми можно провести всю оставшуюся жизнь в любви и понимании.

А вот и сама молитва, с которой принято обращаться к образу:

«О, Пресвятая Дева, Мать блаженнейшего Сына, и всеблагой обручник Иосиф, заступники и ходатаи всех христиан! Услышьте наши молитвы, умолите Сына Вашего и Бога нашего Иисуса Христа, да дарует каждому по его потребностям: грешникам даст действенное вразумление, исправление и спасение, находящимся в бедах и скорбях – помощь и утешение, озлобленным – умягчение сердец, малодушным – терпение и надежду, живущим в радостях и процветании – постоянную благодарность Господу, больным – исцеление. О, святые Родители божественного Сына, будьте милосердны ко всем, почитающим Вас, и свите нам всем мощный покров вашего заступничества от врагов видимых и невидимых. Утвердите в любви, верности и единомыслии пребывающих в супружестве, детей воспитайте, юношеству даруйте целомудрие и откройте их умы к восприятию учения. Оградите от домашних ссор родственников и наградите их миром. Всем нам подайте друг ко другу любовь, согласие и понимание, благочестие и долгие дни жизни в хорошем здравии. Мы же, обретя в Вас прочных предстателей и ходатаев, возблагодарим и вместе с вами прославим Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Во веки веков! Аминь!»

День почитания «Святого Семейства»

На 8-е января по новому стилю или же 19 декабря по старому, выпадает день празднования в честь этого образа. Множество паломников стараются улицезреть, и помолится изображению Девы Марии, Иосифа и Иисуса. К сожалению, судьба этой святыни повторила судьбы других христианских святынь. В прошлом веке, в 30-е годы, громились все храмы, уничтожались и разворовывались. Тогда и этот оригинал исчез.

А сейчас список семейного образа находится в Москве на Грязех в церкви святой Троицы, куда ежегодно стекаются множество паломников, чтобы преклониться и помолиться Богородице, Иосифу и Сыну Божьему о мире, крепком союзе и заступничестве.

Храни Вас Господь!

А в этом видео Вы узнаете о копии «Святого Семейства», иконе «Трех радостей», что была признана Православной Церковью:

Икона труд святого семействаkisto4ka777

Сказительница

Физический труд Святого Семейства

Написан образ аскетично и строго, но в основе его лежит нехарактерный для русской иконописи сюжет: Богородица, Младенец Иисус и святой Иосиф трудятся в плотницкой мастерской.

Иконография иконы «Труд Святого Семейства» более распространена в западной живописи с эпохи Возрождения.

Встречаются и другие название иконы, так например, «Труд святого семейства», «Святое Семейство – учитель труда»

Сюжет иконы идет из «Книги об Иосифе Плотнике».Божия Матерь пряла»настоящий пурпур и багрянец» для завесы Иерусалимского Храма. «Иосиф. взявшись за ремесло плотника, кормился от труда рук своих, как предписывал Закон Моисеев, он никогда не получал пропитания от чужих трудов».

Икона труд святого семейства

Икона Костомаровского женского скита «Святое Семейство – учитель труда»

молитва-слов.рф

Здравствуйте, все уважаемые СтранаМамочки!
Вот и собралась я с духом рассказать о своей поездке к святым местам, которая произошла в июле этого года.

В предисловии расскажу, почему так озаглавила свой пост.
В апреле 2013 года МамаАленушка создала тему «Скоро Пасха» и пригласила всех планюшечек к коллективной молитве за всех (собрали имена). А через год Л е н о ч к а решила повторить этот опыт и создала тему «Скоро Пасха 2» (https://www.stranamam.ru/post/7555034/), где все желающие снова написали свои имена. С некоторыми девочками мы поболтали, поделились своими переживаниями, своими поездками по святым местам и т. д., своей Верой…
И вот когда мы собрались с мужем и мамой в Воронежскую область посетить женский монастырь, я вспомнила про всех девушек и взяла с собой списочек с именами пар, который писала к Пасхе (чтобы молиться за всех).

Теперь напишу про монастырь. Это выдержки из статей, по которым я узнала об этих местах

Спасский Женский Епархиальный Монастырь в селе Костомарово – это уникальный комплекс пещерных храмов VIII-X вв. на бескрайних просторах Воронежской области. (http://vseprootpusk.ru/kostomarovo-spasskij-zhenskij-eparxialnyj-monastyr)

Уникальная природа Придонья сподвигла древних христиан, пришедших сюда, по легенде, еще в восьмом веке создать здесь обитель душевного покоя и самосовершенствования. В здешних меловых пещерах скрывались отшельники, бежавшие от гонений — как в древние времена, так и в более близкие к нам: во времена католической унии на Украине здесь селились монахи-беженцы.
Именно они и основали Костомаровский Спасский монастырь, изначально бывший скитом Белогорского мужского монастыря. Его рукотворные постройки тесно переплетаются с творчеством самой природы — меловыми столбами-дивами и пещерами. Иссушеные жарким южным солнцем земли напоминают родину христианства — Палестину, а весь пейзаж — места страданий и подвигов Иисуса Христа: Голгофу, Фавор, Гефсиманию.

Монастырь просуществовал семь веков. В революцию 1917 года он был закрыт, но часть насельников остались жить в пещерах. Последнего их обитателя, старца Петра (Еремеенко), перед Великой Отечественной войной отправили в тюрьму, где он скончался. Ныне прославлен в лике святых как священномученик. Во время войны пещеры использовались в качестве бомбоубежищ.

После Победы монастырь открылся как храм для местных жителей и вновь был закрыт во время гонений при Хрущеве — комиссия оценила его условия как «не отвечающие элементарным санитарно-гигиеническим нормам». По некоторым данным, местное население также относилось к монастырю с агрессивной неприязнью: разрушали знаковые меловые столбы, сожгли постройки, а дети использовали старинные писаные на железе иконы вместо санок зимой.

И лишь через восемьдесят лет после Октябрьской революции монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Три монахини — Серафима, Иоасафа и Дионисия принялись восстанавливать разрушенную обитель и преуспели в этом: возродились разрушенные храмы, был построен новый, появилась дорога и гостиница для паломников. (http://pds.su/puteshestviya/chernozemje/kostomarovo-v-voronezhskoj-oblasti-kostomarovskij-spasskij-monastyr-i-peshchery.html)
В начале 90-х годов пещерные храмы были переданы Воронежской епархии, а с 1997 года начал возрождаться Спасский монастырь.

Главная достопримечательность монастыря это Собор Спаса Нерукотворного образа. Это пещерный храм. Вход в него — две известняковые скалы, увенчанные куполами (меловые Дивы). Службы в нём проводятся только по великим праздникам. Но дверь в нём всегда открыта для посетителей — после утренней службы до вечерней.

Прямо из храма есть в ход в церковь в честь св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К сожалению, она была на реставрации, и мы не побывали там, хотя мама моя, Вера, да и я тоже, очень хотели этого.

Также в меловой скале есть отдельный вход в Храм в честь преп. Серафима Саровского. Особо почитаемый святой в монастыре. Иконы в этом храме высечены прямо в стене из мела умельцами-мастерами. В свете свечи, они будто оживают.

Ежедневные Богослужения проводятся в церкви иконы Божьей Матери «Взыскание Погибших». Она построена совсем недавно.

По горе разбросаны входы в малые пещеры, где ранее жили монахи. После возрождения монастыря они были реставрированы и укреплены.

Одной из самых длинных пещер в меловой горе в Костомарово – является «Пещера покаяния». По преданию, в ней священник принимал исповедь. В наши дни, «Пещера покаяния» пользуется большой популярностью среди гостей Костомаровской земли, хотя священника здесь уже нет. Это место намолено веками! И сегодня в нем читают молитвы сестры Спасского женского монастыря. Сюда выстраивается многочасовая очередь, чтобы пройти путь длинной в 20-30 метров в узком, темном (освещается свечками прихожан), холодном помещении, покаяться во всех грехах своих, побыть наедине со своими мыслями, поблагодарить Бога за все, попросить Его помощи снова и снова.

Монастырь находится на склоне горы, называемой по святоземельному образцу «Голгофой». У вершины ее — новопостроенная часовня Распятия Господня, а на самой высокой точке — деревянный крест. Ранее существовала традиция засовывать в щели креста записочки с заветными желаниями. Монахини просят не делать этого, и записки кладут на подоконники часовни.

Внизу — часовня имени О. Петра, а ещё ниже — храм и монастырские корпуса.

В двух километрах, на берегу Дона, находится святой источник, посвященный Тихвинской иконе Божьей Матери.
Икона труд святого семейства

Еще интересно и подробно про монастырь написано на сайте http://svet.ruspalom.ru/materials/33#x. А так, если кто заинтересуется — поищите через поисковики, можно найти много отзывов с фотографиями.

Главные Святыни монастыря, к которым едут многие паломники — это 2 иконы: Костомаровская икона Божьей Матери (Расстрелянная) и икона Труд Святого Семейства (или Святое семейство — учитель труда).

1) Икона труд святого семейства
Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императора Александра I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В. В. Шокаревым.

После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующим было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался меткий дотоле солдат попасть в лик Богородицы или Богомладенца, из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе по сей день отчетливо видны отверстия от шести пуль.

После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря. (http://www.vidania.ru/icony/icon_kostomarovskaya.html) А вернее, в Спасском соборе (пещерном) находится копия этой иконы. Сама же икона перенесена в церковь иконы Божьей Матери «Взыскание Погибших» (нижний храм).

2)Икона труд святого семейства
Икона Святое семейство — Учитель труда.
К сожалению, я нашла очень мало информации про эту икону, практически ничего.
Эта икона очень почитаема за чудотворения. Многие молившиеся перед ней получали просимое – в основном, по семейно-житейским нуждам: работа, здоровье, укрепление семьи, да мало ли у каждого таких проблем? Также просят о благополучном возвращении с военной службы. Монахиня в свечной лавке рассказывала, что во время войны монашки и Костомаровские женщины молились перед ней о возвращении своих отцов, сыновей и мужей, и все они вернулись живыми; как после молебна перед этой иконой родители нашли сына, пропадавшего в чеченском плену.

Так вот причиной нашей поездки была первая икона — Божьей матери. Дело в том, что мама увидела её во сне… Стала искать. Причем в нашем родном городе (Фролово, Волгоградская обл.) в церкви есть очень похожая икона. Маме сказали, что это список с Валаамской иконы. Мама нашла в интернете фотографии, но она тоже была не совсем похожа на ту, что явилась во сне. Потом мама наткнулась на Костомаровскую икону, на описание монастыря и твёрдо решила ехать. Меня долго уговаривать не пришлось.
Однако когда мы поднялись и вошли в Спасский храм в Костомарово, я походила по залу, а потом подошла к иконе Святое Семейство. Я поняла, что Я-то ехала именно к ней. Не знаю, почувствовала что-то. Я сначала долго молилась у иконы о своём семейном счастье Икона труд святого семейства а потом просто достала из сумки списочек с именами и зачитала их все, попросила дать этим парам долгожданных деток…

Я очень надеюсь, что мои молитвы будут услышаны, что всем этим девушкам будет дано их семейное счастье, может — не сразу, может — придется пройти ещё определенный путь… Я вот очень порадовалась, когда зашла в тему «Скоро Пасха 2» и по аватарка посмотрела, что 3 девушки сейчас на сроке от 8 до 15 неделек Икона труд святого семейства
Лично у меня пока ничего не изменилось в плане Икона труд святого семейства Видимо, ещё не время… Наверное, необходимо было очистить наши отношения с мужем. Произошли определенные события в нашей с ним жизни, кое-что всплыло… Теперь, я думаю, мы готовы к встрече с нашим аистом… Икона труд святого семейства

И напоследок, я всем рекомендую съездить в эти чудесные места! В Придонье вообще много замечательных, в том числе святых мест. В Костомарово я ощутила такой покой и умиротворения, такое единение с природой и Богом-Творцом!… Хочется вернуться туда снова… А в храме, в этих пещерных сводах, где пахнет свечами, ладаном, стариной, немного сыростью… ощущения просто непередаваемы!

www.stranamam.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.