Как готовиться ко святому причащению

Обязательные молитвы и каноны перед причастием

Причастие и исповедь относятся к семи таинствам Святой Православной Христианской Церкви. Долг всякого христианина – веру свою доказывать поступками и делами богоугодными. Это, прежде всего, строгое соблюдение канонов и норм христианского бытия. Причащение – демонстрация готовности души принять Господа всем своим сердцем. Поэтому важно понимать, как подготовиться к исповеди и причастию, дабы не нарушить своим незнанием хрупкую грань между регламентом и ересью. Это вопрос, которому стоит уделить все свое старание.

«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Евангелие от Марка 14:22 – 24)

В чем суть Святого Причастия

В христианстве причастие является видимым актом принятия Господа и единения своей души с ним. Сила причащения сравнивается с медицинским пониманием очищения крови. Как кровь человека бывает пропущена сквозь множество фильтров и влита ему обратно, дабы очистить тело от хворей, так и причащение есть акт освобождения души от греха и принятия чистой, светлой Божественной материи. Отделяя грехи от себя, отрекаясь от жизни неправедной, человек познает истину в Боге, достигая Вечности.


  • «Благословен тот, кто принял в себя Тело Христово, тем самым, дав себе возможность отринуть все то, о чем следует печалиться и стыдиться. Очистив человечество своей жертвой на кресте от греха и смерти, Иисус дал возможность нашей душе прийти к Богу и получить вечную жизнь. Причащаясь, мы получаем благословенное исцеление душе, ибо велика сила Святого Духа, дающая надежду на обретение вечного счастья.» (Никодим Благой, иеромонах)

Вкушение плоти и крови Христовой стало символом принятия Святого Духа в сердце человеческое. Это то, что делает нас с Иисусом единым целым, яко же и Он един в Духе с Владыкой Небесным. История Причастия началась в тот самый момент, что назван впоследствии Тайная Вечеря. Преломив хлеб и разделив вино с Апостолами, Христос дал им вечную жизнь и единение с Богом, наставив так поступать с каждым человеком, который принял Господа в жизнь свою.

Причастие (Евхаристия) по праву называется вершиной человеческого общения с Богом, ибо все остальные священнодействия (таинства) – это шаги по подготовке к самому важному акту православного христианина – единению Святого Духа и человека, творения Божьего.

К Причастию допускается только тот человек, кто познал эти таинства:


  • Крещение – это важный шаг принятия Бога Единого властелином над своею душой. Ибо не принявший Бога, как Всевышнего Создателя и Повелителя, не может впустить в себя его Святой Дух и принять всем естеством своим того, кто сотворил плоть и душу человеческую из тлена. Нужно вначале принять таинство Крещения, дабы Ангелу-Хранителю дозволено было провести вас тропой праведной к Небесному Создателю.
  • Исповедь. Без покаяния не уйдут грехи, оставаясь тяжким бременем на душе и, закрывая Святому Духу путь в ваше сердце и разум, не позволят Ангелу-Хранителю наставлять человека на путь праведный. Изливая в церкви свою печаль и раскаявшись, отринув грехи, человек становится чистым сосудом для принятия Божьего благословения и его милостей.

Принимая в себя Христа, мы обожествляемся, становимся причастными к его величию и замыслу. Евхаристия (Причастие) – есть суть христианской церкви, ее основа, которая является гарантией присутствия Святого Духа. Без постоянного причащения Телу Христову человек теряет связь с Богом. Тем самым накапливая грехи и зло, тонет в пучине дьявольских ловушек, становясь в ряды отринувших Бога грешников.

Как приготовить свое тело и душу к Причастию

К священнодействию принятия Христовых Даров следует готовиться не столько физически, сколь обрести душевную способность быть сопричастным Богу. Ведь невозможно дать Ангелу-Хранителю силу вести себя по жизни земной, не будучи напоенным светом и благостью Веры Христианской. Ибо грехи будут сковывать чресла, а камни на сердце тянуть в пучины Преисподней. Не освободив себя от их тяжести, мы не сможем обрести сопричастности Святому и Чистому Создателю.

Основы подготовки к таинству – молитва, покаяние и пост:


  • Строгий недельный пост, без вкушения скоромных продуктов, дабы очистить тело от всякой скверны физической.
  • Обязательное Богослужение вечером в церкви.
  • Строгость в отказе вкушения пищи в день Причастия и до самого свершения таинства. Дух Святой должен первым проникнуть в плоть, поэтому надо с полуночи прекратить прием всяких яств и пития.
  • Важно читать покаянный канон и молитвы накануне дома, для приготовления души к принятию Святых Таинств.
  • Присутствие в храме и старательная молитва на всем протяжении Божественной литургии перед священнодействием.
  • Обязательное покаяние и получение прощения за грехи свои. Перед Причастием надо освободить свое сердце от тягот греховных.
  • Разрешение и благословение священником к таинству Вкушения Плоти Христовой. Без этого не допускается христианин к Причастию, ибо сомнение есть в готовности его принять Святые Дары.
  • Без обязательной исповеди ко Причастию могут быть допущены исключительно дети неразумные до семи лет и те, кого преследует смертельная болезнь.

Это приготовление в церковной практике имеет название – говение. Его часто путают со значением слова – пост, но это ошибка. Говение – это не столько воздержание тела от пищи, сколько подготовка своего разума к принятию блага в себя, способности быть с Богом в единстве и неделимости. Ведь чтобы принять Высший Смысл в себя, нужно быть готовым к нему – очиститься от порока и греховных мыслей, что являются препоной для Святого Духа. Говение начинают за неделю перед причащением.


Канонические молитвы – подготовка к святому таинству

Важной составляющей говения являются молитвы перед исповедью и канонический молебен в течение всей недели подготовки к Причастию. Также обязательно обращение к Всевышнему и Ангелу-Хранителю об освобождении души из плена греховного. Достижение разумом чистоты определяет готовность вашу к принятию Святого Духа и дальнейшей безгрешной поступи по земному пути к Высям Небесного Рая.

Первой следует молитва перед исповедью – она должна помочь подготовить сознание к покаянию, что будет залогом спасения души. Исповедь в обязательном порядке первенствует, ибо в покаянии обретете спасение. Далее батюшка смотрит на готовность вашу к принятию Святых Даров. Возможно, что, наложив епитимию, он воспретит вам причастие до выполнения неких шагов по очищению или осознанию грехов – молитва, поклоны, помощь страждущим или иное богоугодное дело.

Затем последовательно читают каноны перед причастием, обязательные для подготовки принятия душой Святых Даров. Их нужно читать дома, в покое и вдумчивости, не отвлекаясь на мирскую суету.

  1. Покаянный канон Господу Всесвятому Иисусу Христу.
  2. Молебный канон к Богородице, Пречистой Матери Господней.
  3. Ангелу-Хранителю – канон покровителю Небесному.
  4. В заключение – Последование ко Причастию.

Памятка верующему: как проходит таинство Причастия

Как уж упоминалось, сам процесс принятия Причастия начинается с вечернего Богослужения в храме. Не забудьте поставить свечу перед ликами Святой Троицы, Матери Небесной и Ангелу-Хранителю, вашему земному покровителю и заступнику перед Всевышним. Эта свеча – символ вашей веры и жертва перед Православной Христианской Церковью.

  • После вечерней службы уже не едят и не пьют.
  • Утром, перед литургией, нужно читать молитву Ангелу-Хранителю и Псалмы из Последования к Святому Причастию.
  • Лучше накануне получить разрешение на Причастие, и пройти покаяние (исповедь) в церкви – во время воскресной службы может быть много страждущих на исповедь.
  • В храм приходят рано утром до наступления времени начала Божественной литургии. Всю службу стоят до конца.
  • В конце наступает время причащения к Плоти и Крови Христовой.

Правила учинения обрядов и таинств Святой Церкви строго определяют последовательность принятия Христовых Даров:

  1. Пусть первыми принимают их Божьи слуги – епископы и пресвитеры, затем диаконы с иподиаконами, чтецы и остальной чинный люд.

  2. Потом наступает черед женщин – диаконисы, девицы, вдовицы.
  3. Далее, не толпясь, пропускают вперед детей.
  4. По порядку со смирением и стыдливостью, благоговея перед важностью момента, каждый принимает в себя Святые Дары Господни, ибо нет ничего выше понимания вашего единения с Богом.
  5. Когда подошла ваша очередь, перекреститесь и поцелуйте край Чаши, приняв освященное вино и антидор.
  6. Когда священник дает вкусить вам Святые Дары, сложите смиренно руки на груди.
  7. После целуют напрестольный крест в руках батюшки. Помните, что из церкви не уходят без целования креста.
  8. В заключение ставят свечи за здравие своей души и близких перед иконами Святой Троицы, Богородице, Ангелу-Хранителю, а затем за упокой тех, кто вам был дорог, но покинул грешную юдоль.

Особенные случаи

При описании традиционного причащения следует указать на возможные исключительные случаи, когда обычный уклад таинства может претерпеть изменения. Правила допускают проводить упрощенную процедуру принятия Святых Даров в случае, когда нет возможности по здоровью чинить говение.

Дети – безгрешные агнцы

Православная Церковь не подходит сурово к детям, возрастом до семи лет, ибо они есть создания безгрешные и светлые душой. Любая мать может привести чадо в храм, чтобы оно получило возможность вкусить Даров Христовых. Грехи не обуяли его невинную душу, поэтому нет нужды претерпевать долгую процедуру исповеди.


  • По возможности и разумению чада старайтесь приучать его к молитве. Главная молитва, с которой начинают православное духовное образование дитя – Ангелу-Хранителю. Хорошо, если ребенок будет ее произносить на сон грядущий, это убережет его от зла и даст успокоение к ночи.
  • Текст молитвы можно выучить наизусть, пока малыш не умеет читать – это забота родителей, как старших наставников.
  • Приучая ребенка к соблюдению церковных правил, проявляйте мягкую настойчивость. Не нужно, чтобы дорога к Богу вызывала у дитя неприятие и протест. Бог – это любовь, и дорога к нему должна быть полной добра.
  • Соблюдение поста малым чадом не считается обязательным. Господь милостив в этом случае и не желает такой жертвы от растущего организма.

Больные и не способные выдержать испытание по здоровью

В этом случае не стоит хитрить и выдавать мнимую хворь за неразрешенную проблему здоровья – Господь все узрит. В список исключений входят только те, кто действительно не имеет возможности без вреда для жизни преодолеть череду испытаний.

  • В это число входят немощные старики или больные люди. Невозможность самостоятельно пройти таинство исповеди допускает в таком случае приход священника домой. Необходимость покаяния несомненна, ведь жизнь человека может оборваться в любую минуту. А пост и полный перечень молитв считается не обязательным. Хорошо если сохраняется возможность читать канон, чтобы, покинув наш мир, душа обрела покой, ибо сняла с себя все грехи земные, и чистою вознеслась на Небеса.

  • Особой милостью пользуются беременные женщины. Новая жизнь – наивысший смысл продолжения мироздания, пост и говение не обязательно для них, так как может быть пагубным для здоровья матери и дитя. Важными считаются молитвы, дабы чаду передалась Божия благодать. Особенно способствует благополучному вынашиванию плода канон Ангелу-Хранителю, чтобы берег и защищал частицу Божьего мироздания, которая взрастает во чреве материнском.

В заключение следует наставить православного человека на то, чтобы не забывал принимать Тело и Кровь Христову не реже раза в год. Обычно христиане восточного обряда причащаются в Великий Пост, дабы пред Светлым Праздником Воскресения Господня предстать с чистым сердцем и светлою душой. Но этот срок лишь условность – причащение должно происходить по велению и необходимости. Если ваши помыслы стремятся к искуплению греха и принятию в себя Святого Духа, обязательно следуйте им и принимайте таинства чаще.

Исповедь и причастие важны для выздоровления. . Перед сном читайте псалтырь и молитву Никите Столпнику.

Молитвы. Как православному христианину правильно исповедоваться перед Господом и . Это могут быть воздержание от причастия на некоторое время.

Эта молитва возносится перед иконой Святой Троицы и имеет очень сильное влияние на нашу судьбу, ибо призывает в заступники нам Всевышнего.

Акафист Господу читают каждое утро, перед молитвой Целителю дома и обязательно в . Каждую неделю водите к Причастию нуждающегося в помощи.

Как готовиться ко Святому Причащению


К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:

— канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу (см. значение термина Канон),

– канона молебного ко Пресвятой Богородице,

(В дни празднования Воскресения Христова (40 дней) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.


Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.

Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).

Как готовиться ко святому причащению

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Какие молитвы необходимо вычитывать перед причастием

Как готовиться ко святому причащению

  • Какие молитвы необходимо вычитывать перед причастием
  • Как принять крещение
  • Как причащаться в великий пост

По канонам православной Церкви перед причастием верующий человек должен поститься три дня. Кроме этого, христианин должен стараться избегать скандалов, ссор, осуждений и прочих грехов. Также обязательным в подготовке к таинству святого причастия является чтение определенных молитв.

Все три дня подготовки христианину необходимо вычитывать утренние и вечерние молитвы. Они находятся в любом православном молитвослове. Кроме этого, обязательными считаются каноны к Иисусу Христу (покаянный), к Божией Матери (молебный), ангелу хранителю, а также последование ко святому причащению.

Чаще всего православный человек вычитывает каноны ко Господу, Богородице и ангелу хранителю перед вечерним богослужением. После службы человек исповедуется. Придя домой, христианин читает первую часть последования к святому причастию, в которой написан канон перед святым причащением. Всё это можно найти в православном молитвослове. Перед сном читаются вечерние молитвы.

Утром христианин вычитывает утреннее правило, а также молитвы перед святым причастием (всё находится в православном молитвослове). Только после этого человек отправляется на службу для причастия святых Христовых таин.

Иногда христианин вычитывает три канона и первую часть последования перед причастием вечером накануне таинства уже после исповеди. При этом, утренние молитвы и молитвословия к причастию вычитываются непосредственно перед литургией. Существует другая практика вычитывания молитв для тех, кому сложно за раз читать большие объемы. Так, на протяжении всех трех дней подготовки человек ежедневно читает по одному канону (Господу, Богородице и ангелу хранителю), а все последование ко причастию (канон и молитвы) вычитывает утром перед литургией.

Необходимо понимать, что нет четко установленных сроков для чтения молитв перед причастием. Главное, чтобы всё правило вычиталось непосредственно перед началом божественной литургии, на которой христианин желает причаститься.

моя-молитва.рф

Подготовка к причастию для начинающих

Одним из самых важных таинств в православии можно назвать Причащение Тела и Крови Христовы.

Это момент, когда верующий соединяется с Сыном Божьим. Однако следует знать, как происходит подготовка к Причастию. Это необходимо для того, чтобы появился правильный настрой, осознание будущего единства с Христом.

Что такое Таинство Причастия?

Перед тем как разобрать, с чего начинается подготовка к причастию (для начинающих это особенно важно), следует знать, что это за таинство вообще.

 Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на последней Тайной Вечери. Благословив приготовленный хлеб, Он преломил его по числу учеников и, раздавая им, сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается; потом взяв чашу и воздав хвалу Богу, подал им, говоря: «пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. сие творите в Мое воспоминание (из Евангелия). Причащение необходимо каждому христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его: то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53). Сущность этого таинства состоит в том, что во время совершения Божественной литургии хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову и служат для причащающихся духовною пищею и залогом вечного блаженства. Мы причащаемся, чтобы соединиться со Христом, чтобы и после смерти быть с Ним, потому что кто не соединиться со Христом здесь, не сможет быть с Ним ТАМ.

Перед Таинством обязательно совершается богослужение, которое называется Божественной Литургией, или Евхаристией, которое переводится с греческого как «благодарение». Именно это действо и совершил Христос в далеком прошлом перед тем, как причастить своих учеников. Таким образом, подготовка к причастию должна включать в себя и воспоминания об этих далеких древних событиях. Все это позволяет настроиться на правильный лад, что, несомненно, приведет к более глубокому принятию Таинства.

Как часто нужно причащаться?

Подготовка к причастию (особенно для тех, кто это делает нечасто или вообще впервые) должна включать в себя понятие того, сколько раз можно участвовать в этом таинстве.  Рекомендуется приступать к причастию один раз в неделю или в месяц. На крайний случай во время каждого большого поста, которых у нас четыре, т.е. хотя бы четырежды в год. Однако все это должно быть регулярным.  Тем, кто только становится на путь веры христианской, следует знать, что в году есть один день – Великий Четверг (перед Пасхой), когда причащение просто необходимо, это дань древней традиции, с которой все началось, когда была Тайная Вечеря.

Молитвенное правило перед причащением.

Итак, теперь более конкретно рассмотрим все моменты, которые нужно учесть перед подготовкой к причастию. Первым делом, следует заметить, что очень важна домашняя молитва перед Таинством. В Православном Молитвослове существует специальное Последование, которое читают перед причащением. Это есть подготовка к причастию. Молитвы, которые читаются перед этим, не только домашние, но и церковные, также входят в подготовку к Таинству. Обязательно нужно посетить богослужение непосредственно перед Таинством, то есть вечернюю службу. Помимо этого, рекомендуется прочесть три канона. Сюда входят: молебный канон Божьей Матери; покаянный канон к Иисусу Христу; канон Ангелу Хранителю (эти каноны есть в молитвослове)Таким образом, осознанная подготовка к причастию и исповеди, молитвы от чистого сердца смогут помочь верующему проникнуться важностью Таинства и духовно подготовиться к этому чуду.

Соблюдение поста перед причащением.

Не менее важно перед причастием соблюдать пост. Это обязательное условие. Ведь Святое Причастие, подготовка к которому должна происходить осознанно, — это очень важный обряд, и он не должен быть механическим. Итак, верующим нужно перед Причастием три дня поститься, т.е. не вкушать мясной и молочной пищи, яиц. Рыбу кушать можно, за исключением вечера накануне причащения. В самый день причащения нужно с 12 часов ночи ничего не пить и не есть, т.к. Причастие должно войти в человека натощак и освятить всё тело человека.

Как нужно себя вести, каких мыслей избегать перед Таинством

Когда начинается подготовка к причастию, грехи свои должно осознать в полном объеме. Но помимо этого, чтобы их не стало больше, нужно воздержать и от различных увеселений, к примеру, посещений театра, просмотра телевизора. Супругам необходимо отказаться от телесной связи за день до причастия и в день его принятия. Особое внимание нужно обратить на свое настроение, поведение и мысли. Следите за тем, чтобы никого не осуждать, отбрасывайте непотребные и злобные помыслы. Не поддавайтесь плохому настроению, раздражению. Свободное время следует проводить в уединении, предаваясь чтению духовных книг или молитве (насколько это возможно). Следует заметить, что самым главным для принятия Святых Даров Христовых является покаяние. Человек должен искренне раскаяться в своих деяниях. Именно на этом и нужно акцентировать свое внимание. Пост, молитва, чтение Священных Писаний – это всего лишь средства достижения этого состояния. И об этом нужно помнить.

Как подготовиться к исповеди

Очень важна исповедь перед причастием. Обратитесь за этой просьбой к священнику церкви, в которой собираетесь принять Таинство. Подготовка к причастию и исповеданию – это особый настрой, направленный на исправление своих грехов, своего дурного поведения и нечистых мыслей, а также отслеживание всего того, что противоречит и нарушает Заповеди Господни. Обо всем том, что было найдено и осознанно, и следует исповедаться. Но помните про искренность, не превращайте беседу со священником просто в формальное перечисление грехов по списку. Итак, зачем же необходима такая серьезная подготовка к исповеди и причастию? Грехи свои следует осознать заранее для того, чтобы знать, о чем рассказывать священнику. Зачастую бывает, что верующий приходит, но не знает, что сказать, с чего начать. Также нужно настроиться на то, что священник — всего лишь проводник, Таинство Покаяния остается с ним и Господом. Поэтому не нужно испытывать смущение, говоря о своих грехах. Это необходимо, чтобы очиститься и продолжить жизнь свободно.

Исповедь перед причастием: осознание грехов

Итак, подготовка к исповеди и причастию окончена. Но самое трудное еще впереди. Придя на исповедь, откройте свое сердце, не дожидаясь вопросов священника. Расскажите все, что лежит камнем на вашей душе. Совершить сие действо лучше вечером, накануне литургии, хотя не будет ошибкой сделать это и утром перед ней. Если вы впервые собираетесь причащаться, то исповедаться лучше накануне. Это необходимо для того, чтобы у священника было время вас выслушать. Если же вы желаете исповедаться утром, то выберите день, когда людей немного. К примеру, в воскресенье в храме прихожан очень много, поэтому священник не сможет вас выслушать подробно. После исповеди грехов следует придерживаться правильного пути и стремиться всеми силами в дальнейшем их не совершать, иначе какой был смысл в этой духовной беседе?

День Причастия. Что делать?

В день Причастия нужно соблюдать некоторые правила. Как было сказано выше, в храм нужно идти натощак и отстоять Литургию. В церкви, когда наступит момент их вынесения, нужно приблизиться к алтарю, но вперед пропустить детей, если они пришли, так как они причащаются первыми. Креститься возле Чаши не нужно, следует лишь сделать заранее поклон, скрестив руки на груди. Перед тем как принимать Дары, нужно произнести свое христианское имя, а после их сразу съесть.

Что нужно делать после того, как человек причастился?

В правила подготовки к причастию также входит знание о том, что нужно делать после того, как Таинство свершилось. Поцелуйте край Чаши и идите к столику с просфорами, чтобы скушать кусочек. Не уходите из церкви до тех пор, пока не поцелуете крест, который будет держать священник. Также в храме читаются благодарственные молитвы, которые нужно выслушать. На крайний случай вы их можете прочесть дома самостоятельно (они есть в молитвослове). Сохраняйте чистоту, которую получили, внутри своей души. С каждым разом это будет происходить все легче и легче.

Что следует знать о причащении детей.

Следует сказать о том, что маленькие детки (до семилетнего возраста) причащаются без исповеди. Также им не нужно готовиться так, как это делает взрослый человек (пост, молитва, покаяние).

Кто не может принять Причастие

Подготовка к причастию для начинающих включает в себя знание и того, кто не может его принять. Об этом будет сказано ниже:

— не могут принять причастие те, кто не исповедался (исключение составляют дети, которым не исполнилось семи лет);

— те, кто находится в бесчувствии;

— супруги, которые накануне принятия Таинств имели интимную жизнь;

— нельзя причащаться женщинам, у которых менструация.

— прихожане, которые являются умалишенными и бесноватыми в том случае, если они в своих припадках богохульствуют (если же этого не случается, то можно причащать);

Краткая памятка для причащающихся и исповедующихся

Итак, теперь обобщим все моменты, которые возникают, когда происходит подготовка к исповеди и причастию. Памятка поможет не забыть все этапы.

  1. Осознание греха.
  2. Покаяние в совершенном, особое состояние, когда вы всех простили и не чувствуете зла.
  3. Подготовка к исповеди. Тут нужно пересмотреть, какие грехи могут быть: по отношению к Богу, близким, к самому себе (курение, например), плотские грехи, те, которые относятся к семье (неверность и тому подобное).
  4. Правильная и искренняя, без утайки, исповедь.
  5. Пост.
  6. Молитвы.
  7. Непосредственно причащение.
  8. Дальнейшее удержание чистоты и Христа в теле.
  9. Не опаздывать на Литургию.
  10. Нужно перекреститься при открытии царских врат, затем сложить руки крестообразно.
  11. Так же подходить и отходить от Чаши.
  12. Не толкаться.
  13. Причастие должно происходить по очереди: дети, взрослые.
  14. Женщинам необходимо приходить в храм без губной помады и косметики, в юбке и платке.
  15. Перед тем как принять Дары Христовы, не забудьте назвать свое имя.
  16. Непосредственно перед Чашей не крестятся.
  17. Дома после причащения нужно прочитать благодарственные молитвы, если вы не прослушали их в храме.

Отдельно нужно сказать о том, как вести себя в храме во время причащения.

Теперь, пожалуй, вам известны все этапы, которые включает в себя Причастие в церкви, подготовка к нему. Очень важно подойти к этому осознанно, с глубокой верой в сердце. Самое главное – это покаяние в своих грехах, которое должно быть истинным, а не просто на словах. Но на этом тоже не стоит останавливаться. Нужно отринуть грех из жизни, как нечто чужеродное, понять, что так жить невозможно, осознать, что легкость может прийти только с чистотой.

В заключение

Итак, как видим, подготовка к причастию – это серьезный этап перед самим Таинством. Все рекомендации следует соблюдать, дабы прийти готовым принять Дары Христовы. Необходимо заранее осознать важность этого момента, поэтому и требуется более усердная молитва. А очистить тело верующему поможет соблюдение поста, очистить душу – исповедь священнику. Осознанная подготовка к причастию и исповеданию поможет прихожанину понять, что это Таинство — вовсе не одно из многочисленных обрядов, а нечто более глубокое. Это особое общение с Господом, в результате которого жизнь христианина меняется кардинальным образом. Однако следует учесть (это важно в первую очередь для тех прихожан, которые только ступили на путь покаяния), что невозможно за раз все исправить. Если вы десятилетиями наращивали греховный груз, то и избавляться от него нужно постепенно. И принятие причастия – это первый шаг на этом пути.

mihail-arhangel-hram.ru

Евхаристия — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину.

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

• Последование ко Святому Причащению. 

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин:

• канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу;
• канона молебного ко Пресвятой Богородице;
• канона Ангелу-Хранителю.

(В дни празднования Воскресения Христова (40 дней) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

После Св. Причащения

Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

spyridon.church.ua

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными»[1].

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)»[2].

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

(Продолжение следует.)

www.pravoslavie.ru

Причастие: суть церковного обряда

Подготовка к причастию включает в себя несколько этапов, но любой служитель церкви посоветует вам не проходить их бездумно. В этом случае таинство теряет свою важность и становится бесполезным ритуалом, а такое отношению к причастию считается греховным. Поэтому тем, кто собирается совершить обряд впервые, рекомендуется перед изучением информации о подготовке к причастию узнать более подробно о самой сути таинства и его особенностях.

Если говорить общими фразами, то причащение – это особый момент в духовной жизни верующего, когда он может соединиться с Творцом, получая таким образом заверение в своей вечной жизни. Можно сказать, что во время обряда христианин вкушает Тело и Кровь Христа, дабы приблизиться к нему. Начало этой традиции положил сам Иисус, прощаясь со своими учениками на Тайной Вечери.

В Евангелии описывается, как он разломил хлеб и раздал его присутствующим, а затем разлил по чашам вино, назвав его своей кровью. Каждый из учеников вкусил хлеба и вина, причастившись, таким образом, впервые. Сегодня верующие, желающие иметь вечную жизнь, должны регулярно совершать это таинство. Без него невозможно спастись. Данный момент особо отмечен еще самим Иисусом Христом.

Беглый взгляд на описываемый нами ритуал не позволит понять его сути и глубины. Со стороны кажется, что прихожане просто вкушают хлеб и пьют вино, но на самом деле под воздействием Святого Духа эти продукты трансформируются в Тело и Кровь Христовы. Это воспринимается как настоящее чудо, к которому может прикоснуться каждый истинно верующий в Бога.

Основной смысл таинства заключается в том, что в процессе христианин получает духовную пищу, а также залог бессмертия своей души. В священных текстах написано, что быть уверенным в вечной жизни может только тот, кто сумел соединиться с Иисусом еще при жизни. Естественно, что и после смерти душа сможет сделать это.

Подготовка к причастию в обязательном порядке включает в себя чтение Евангелия, чтобы вспомнить о самом первом в истории христианства причащении верующих.

Святое Причастие: подготовка

Как уже было отмечено ранее, готовиться к обряду необходимо в несколько этапов. При этом каждый из них должен проходить осознанно и оцениваться с точки зрения духовного, а не мирского. К сожалению, не все верующие таким образом подходят к таинству, поэтому даже после воцерковления не всегда могут назвать все пункты списка подготовки к такому важному христианскому ритуалу.

Мы составили список, в который внесли все манипуляции и действия, необходимые для того, чтобы подойти к причащению в полном соответствии с предписанными церковью правилами:

  • домашняя молитва (подготовка к причастию включает в себя и церковные молебны);
  • соблюдение поста;
  • обретение и сохранение духовной чистоты;
  • исповедь;
  • посещение литургии.

Кроме этого, существуют особенности и самой процедуры причастия, а также поведения после нее. Обо всем этом мы обязательно упомянем в дальнейшем.

Количество причащений: сколько раз нужно участвовать в таинстве

Подготовка к причастию и исповеданию очень важна, но обычно у тех, кто только недавно обрел веру, возникает резонный вопрос о возможной частоте участия в обряде. Многие догадываются, что совершать таинство можно не единожды, что существенно отличает его от крещения. Но все же остается непонятным, насколько регулярным должен быть ритуал, требующий такой тщательной подготовки.

Священнослужители советуют делать это хотя бы один раз в месяц. Еще лучше, если вы станете причащаться еженедельно. Некоторым христианам подобное количество кажется излишним, но на самом деле трудно представить, как можно считать возможность соединиться с Христом и ощутить его близость тягостной обязанностью. Конечно, для начинающих подготовка к причастию и исповеданию – это нелегкий труд, требующий напряжения всех духовных сил и отчасти являющийся настоящим испытанием веры. Однако со временем ощущение благости, охватывающее человека после обряда, становится буквально необходимостью, без которой сложно существовать в миру.

Поэтому новички могут совершать таинство четыре раза в год. Рекомендуется делать это во время больших постов, когда душе предписано трудиться и добровольно подвергаться определенным ограничениям. Особенно важна подготовка к причастию в церкви накануне Пасхи. В этот великий праздник совершить таинство должен каждый верующий. Считается, что без данного обряда христианин не может в полной мере проникнуться светом, который даровал всем людям на земле Иисус своим воскрешением из мертвых.

Если вы только недавно пришли в храм, то знайте, что в каждом действии важна регулярность его совершения. К примеру, многие впервые причащаются после крещения, а потом надолго забывают об этой необходимости, считая, что уже выполнили все предписанное верующим. Однако подобное отношение к таинству в корне неверное, поэтому постарайтесь не терять ощущения благости, легкости и света, полученные в процессе вкушения Тела и Крови Христовых. Имейте в виду, что Господь видит не только наши поступки, но и намерения, а потому об их чистоте нельзя забывать. В современном мире очень легко запачкаться о сплетни, интриги, злость и зависть, к примеру. Снять с себя подобный груз можно только посредством участия в описываемом нами ритуале.

Молитвенное правило

В процессе подготовки к причастию молитвы являются очень важным элементом, который настраивает человека на нужный лад и ярко характеризует его намерения. Сразу скажем, что их негласно делят на домашние и церковные. И те и другие имеют большую силу, поэтому священники наставляют прихожан таким образом, чтобы они обязательно приходили в храм, где коллективная сила обращения к Господу возрастает в несколько раз, но параллельно уделяли время и домашней молитве.

Дело в том, что в церкви каждый человек ощущает присутствие высших сил, а вибрации, вызванные словами священника, произнесенными на службе, и мысленными обращениями обычных прихожан, являются настоящим энергетическим потоком. Он способен успокоить и залечить душевные раны, а также в буквальном смысле слова «смыть» любую негативную энергетику с человека.

Дома молитва строится немного иначе. Она, естественно, обладает некой исцеляющей и очищающей силой, но одновременно требует большей сосредоточенности. Ведь среди мирских дел и забот обычному человеку довольно сложно отринуть все дела и полностью отдаться общению с Господом.

Если вашей целью является подготовка к причастию, каноны должны читаться вами ежедневно. Некоторые верующие читают их только за день до совершения Таинства, но все же будет правильным начинать делать это как минимум за десять дней до обряда. Важными являются три канона:

  • к Иисусу Христу;
  • к Божьей матери;
  • к ангелу-хранителю.

Текст перечисленных молитв можно найти в молитослове или на соответствующих информационных ресурсах. Но обычно верующие отлично знают их наизусть, хотя новичкам они довольно сложны для восприятия. К примеру, канон к ангелу-хранителю включает в себя восемь песен, три тропаря и молитву — и это еще далеко не все его составляющие. Поэтому в первое время разрешается в процессе домашней молитвы читать каноны с листа.

Если вам сложно произносить все тексты целиком, то попробуйте взять по одной песне из каждого канона. Произносить их можно в любой последовательности, чередуя друг с другом.

Среди молитв принято выделять Последование. Оно состоит из псалмов и непосредственно молитвенных текстов. Начало данного обращения к Господу выглядит следующим образом:

В процессе подготовки к причастию каноны и Последование читаются каждый день в любое удобное для христианина время. Но все же лучше будет делать это в вечерние часы перед самым отходом ко сну, когда появляется возможность проанализировать прожитые сутки.

Соблюдение поста

На всех этапах подготовки к причастию и исповеданию молитвы, даже ежедневной, будет недостаточно. Поэтому обязательным условием допуска к Таинству является пост. Его должны соблюдать и мужчины, и женщины, а вот детишки до семи лет могут принять участие в обряде без предварительной подготовки. К тому же малыши допускаются к причастию первыми.

Соблюдение поста – это осознанное действие, необходимое для того, чтобы проникнуться важностью предстоящего ритуала. Священники всегда порицают механическое следование правилам, причем даже пост некоторым прихожанам они рекомендуют особенный. В изначальном понимании слова «пост» заложено ограничение. Человек ради просветления и прославления Бога должен отказаться от необходимого и важного для него. В древние времена этой ценностью служила пища, поэтому постились люди, ограничивая себя в ней. Сегодня служители церкви рекомендуют отказываться от того, что вам очень дорого. К примеру, одним стоит закрыть все социальные сети на определенный промежуток времени, а другим – отказаться от интернета или покупок.

Однако подготовка к причастию и исповеданию включает в себя классический вариант поста. За трое суток до Таинства под запрет попадают молочные и мясные продукты, а также яйца и блюда с их использованием. Для того чтобы поддерживать себя можно употреблять овощи и рыбу. Однако в вечерние часы перед причащением становятся запретными и морепродукты. С полуночи верующие должны отказаться от любой пищи и жидкости. Считается, что Тело и Кровь Христа очищают человека и освящают его только при соблюдении описанных выше условий.

Несколько слов о духовной чистоте

Подготовка к исповеди и причастию подразумевает воздержание от всевозможных увеселительных мероприятий. Церковь не запрещает своим прихожанам веселиться и находиться в отличном расположении духа, но, к сожалению, в процессе подготовки к таинству любые подобные мероприятия не способствуют сохранению духовной чистоты.

Верующим стоит не только отказаться от походов в гости, театр, кино, но и существенно ограничить просмотр телевизора. Лучше, если вам удастся полностью избегать телевидения.

Особо стоит обратить внимание на свое настроение и душевное состояние. В процессе подготовки к исповеди и причастию важно сохранить чистоту мыслей. Верующие должны контролировать такие чувства, как зависть, злоба, порицание и так далее. Избегайте осуждения своих близких и малознакомых людей, негативных высказываний и бранных слов. Из ваших уст не должно исходить ничего, что может оскорбить любого другого человека. Обычно сложнее всего контролировать свое настроение. Постарайтесь находиться в ровном и спокойном расположении духа, избегая всплесков эмоций.

Свободное время рекомендуется проводить за молитвой и чтением церковных книг. Сколько сил тратить на данное занятие, решает сам человек. По этому вопросу не существует особого регламента или правил в церкви. Подготовка к причастию подразумевает и отказ от интимной близости между супругами накануне обряда. На временной интервал, предшествующий этому вечеру, запрет не распространяется.

Исповедь

Покаяние и осознание своего несовершенства – это непреложное условие совершения Таинства. В процессе подготовки к причастию грехи перед священником должен озвучить каждый, кто планирует принять участие в обряде. Примириться с Господом возможно только в процессе исповедания, который можно представить, как перечисление своих грехов перед священником. Он в свою очередь будет молиться за их искупление, что существенно отличает исповедь от обычной беседы со служителем церкви. Если у вас накопилось много вопросов к служителю церкви, то постарайтесь заранее договориться о встрече и разговоре. Обычно на исповедь собирается достаточно много народу, а потому обстоятельной беседы может не получиться. Поэтому новички, которые впервые совершают подготовку к причастию и исповеди, грехи, совершенные за годы жизни, вспоминают заранее и приходят в храм с полным осознанием своих дурных поступков.

Любой человек, впервые задумавшийся об исповеди, понимает, что он далеко не всегда поступает правильно. В заповедях, дарованных Господом Моисею, перечислены все аспекты, которых должен придерживаться христианин. Если вы не соблюдаете хотя бы одну из них, то вам близко греховное поведение, а значит, пришла пора прийти в храм с покаянием.

Интересно, что многие задумываются в процессе подготовки к исповеди и причастию, как составить полный список грехов. Однако служители церкви всячески осуждают подобный подход к таинствам. Дело в том, что в современном мире информационных технологий принято ко всему относиться механически. Поэтому часто используются уже готовые реестры грехов. В процессе подготовки к исповеди и причастию (как составить подобный список самостоятельно, многие даже не задумываются) такое отношение к великому таинству осуждается и не может быть характеристикой достойного христианина.

Имейте в виду, что в процессе исповеди не нужно смущаться и придумывать правильные названия грехов. Как ни странно, но многие пытаются даже во время исповеди «держать марку» и не ударить в грязь лицом перед священником. Однако вести себя подобным образом не стоит. Из века в век список грехов практически не меняется, а служители церкви успели услышать о разных прегрешениях, поэтому их трудно чем-либо удивить или поразить.

Практические рекомендации, касающиеся исповеди

Даже те, кто не единожды совершает подготовку к исповеди и причастию (молитвы, пост, осознание грехов и так далее), не всегда могут воедино собрать все правила, которые помогут исповедаться перед Господом в полной мере понимания содеянного.

В первую очередь стоит уяснить, что в буквальном смысле слова исповедь или покаяние звучит как «перемена ума». Поэтому необходимо понимать, что изменения в вашей жизни начинаются еще до прихода в храм. Если вы готовы потратить время на то, чтобы осознать неправедность жизни, значит, к моменту встречи со священником перемены уже начались.

Не забывайте о том, что покаяние в основном касается смертных грехов, таких как прелюбодеяние, воровство, отречение от своей веры и так далее. Конечно, на исповеди необходимо перечислить и мелкие грехи, которые мы совершаем каждый день и даже не всегда осознаем, что поступаем неправильно. Будьте уверены, что подобные ошибки мы будем делать постоянно, и к этому необходимо быть готовыми. Довольно часто служители церкви советуют принимать свою греховность смиренно, ведь только Господь не имеет греха, а все остальные в той или иной мере склонны к ошибкам.

Имейте в виду, что невозможно полностью раскаяться в грехах, если вы находитесь в ссоре с кем-либо. Конечно, священник примет у вас покаяние, и вы сможете причаститься, но на самом деле исповедь будет неполной. Постарайтесь перед походом в храм решить все конфликтные ситуации. Если это невозможно сделать из-за категорического отказа другого человека, то мысленно попросите у него прощения и сами простите его за все.

Учитывайте, что после исповеди священник может назначить вам епитимью. Многие рассматривают ее как наказание, но она является в реальности возможностью очиститься и подготовиться к причастию. Епитимья назначается на определенный период времени и может представлять собой воздержание, чтение особых молитв или, например, совершение определенных поступков, сопряженных с благотворительностью.

Когда мы говорим о причастии, то исповедь должна совершиться накануне таинства. В крайнем случае это можно сделать утром в день причащения. Но в данной ситуации вы должны точно знать, что священнослужитель сможет уделить вам время. В противном случае вы не примете участия в причастии.

Божественная литургия

После выполнения всех вышеперечисленных условий верующие должны прийти на литургию. Эта служба проводится с самого раннего утра и те, кто планируют причаститься, приходят на нее с пустым желудком. Выстоять службу нужно до конца и в заключительной ее части принять дары, которые и будут символизировать Кровь и Тело Христа.

Правила поведения во время причастия и после него

Отстояв литургию, верующие с почтением принимают дары. При этом не стоит креститься подле чаши, а руки удобнее и правильнее будет сложить на груди крестом. В процессе принятия даров важно произнести свое имя. Причем учитывайте, что оно должно быть таким, которым вы крещены.

После того как вы отойдете от чаши, приблизьтесь к столу с просфорами. Возьмите одну и сразу же съешьте. Потом рекомендуется отойти от стола, чтобы не мешать остальным прихожанам довести таинство до логического завершения.

Однако после совершения всех манипуляций церковь покидать нельзя. Не менее важным, чем принятие даров, является произношение благодарственных молитв, а также целование креста. С ним паству священник обходит в самом конце службы.

Только после всего этого можно считать, что таинство свершилось. Служители церкви рекомендуют любыми силами попытаться сохранить ощущение, полученное в процессе причастия. Причем они утверждают, что каждое очередное причастие позволяет сделать это все легче и легче. В дальнейшем верующий сможет сохранять духовную чистоту и свет после причащения буквально ежедневно.

Запрет на причащение: перечисляем категории христиан, кому будет отказано в участии в таинстве

Не каждый желающий сможет принять участие в причащении. И об этих категориях лиц нужно знать всем, кто планирует начать подготовку к таинству. К примеру, допущены до принятия даров не будут верующие, пренебрегшие исповедью. Им не дана возможность прикоснуться к великому христианскому таинству.

Отказано в обряде будет и тем, кто находится в бесчувственном состоянии. Также забыть о причастии придется и супругам, имевшим накануне интимную близость. Это препятствует сохранению духовной чистоты, а значит, не может считаться богоугодным деянием.

Женщины с ежемесячным менструальным кровотечением должны тоже подождать с причащением. То же самое касается и людей, признанных бесноватыми. Если во время припадков они впадают в беспамятство и несут хулу, то священнослужители вынесут запрет на их участие в таинстве.

Подготовка к причастию: памятка

Итак, думаем, что вы уже в полной мере осознали, насколько непростым является процесс подготовки к причащению. А потому довольно легко запутаться в правилах, установленных церковью для тех, кто планирует принять участие в таинстве. Чтобы подвести закономерный итог нашей статье, мы составили небольшую памятку.

Перед посещением храма проведите работу над осознанием своих грехов и классифицируйте их. Искренне раскайтесь в содеянном и только потом отправляйтесь на исповедь. Обязательно сохраняйте духовную чистоту перед таинством посредством молитвы и поста, а также после него благими делами.

В церкви ни в коем случае не толкайтесь и не пытайтесь первым принять дары. Женщины должны тщательно соблюдать определенный стиль одежды: закрытые плечи, длинные юбки, покрытая платком голова. Не стоит ярко краситься и наносить губную помаду.

Дома в день причастия рекомендуется прочитать несколько благодарственных молитв. Даже если вы сделали это в церкви, не поленитесь помолиться по возвращении домой. Подобное рвение не будет лишним.

Помните, что общение с Господом – это очень ценный дар, которым может воспользоваться каждый из христиан. Причастие способно полностью изменить вашу жизнь, поэтому не теряйте времени даром и сделайте этот важный шаг навстречу свету и духовному возрождению.

fb.ru

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин:

— Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу

— Канона молебного ко Пресвятой Богородице

— Канона Ангелу — хранителю

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост (пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак.). Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди — найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

После Св. Причащения

Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения — стараться особо, вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

www.pravoslavnaya-biblioteka.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.