Картина святое семейство


Эта святыня имеет колоссальное значение в православной традиции, но вызывает неоднозначные реакции многих служителей церкви. Это изображение не канонизировано, поэтому считается больше картиною, сделанной в иконографическом стиле. Особую популярность икона «Святое Семейство» приобрела на территории Израиля. В этой стране её можно найти в любом монастыре, а купить — в каждом магазине. Молитвами перед образом желают добиться спокойствия в семье или нерушимости священного брака.

В чем помогает образ

Изображение больше напоминает картину, которая была сделана по сюжету из Книги Евангелие. Известно колоссальное количество таких произведений искусств, авторами которых являлись величайшие мастера кисти. Многие художники создавали картины на библейскую тематику, но ни одна из них не может называться иконой (кроме «Трех Радостей»).

В России это изображение стремительно увеличивает собственную популярность.

  • Образ «Святое Семейство» рассматривается как хранитель домашнего уюта, полноценности семьи и сопутствующих категорий брака.

  • Лик помогает в поисках второй половины и отстраняет тех, кто хочет развалить союз мужчины и женщины.
  • Молитвы перед изображением помогают оберегать домочадцев от беспричинных ссор и сохранять мир.
  • Очень часто у иконы молят об избавлении от измен. Это актуально для тех, кто уже пережил такое супружеское предательство.
  • Если человек продолжительное время одинок и не может найти себе пару, необходимо обратиться с искренним желанием к этому лику.
  • Изображение имеет силу избавлять от бытовых неурядиц, возвращает веру и надежду. После прошения верующий испытывает облегчение на душе и с легким сердцем продолжает свой путь.
  • Молитвы перед иконой «Святое семейство» охранят людей опасных профессий (военных, полицейских, пожарных).
  • Изображение возвращает людей, своевольно покинувших дом, а также охраняет жизнь возвращающихся из далеких земель.
  • Люди часто молят образ помочь грешникам встать на праведный путь.
  • Икона возвращает безнадежные долги и эмоциональные силы при больших потрясениях.
  • «Святое семейство» возвращает честь несправедливо оклеветанного человека.

Празднование дня этой святыни выпадает на 8 января (н. ст.). Большое количество верующих приходит для восхваления и прошения у Богородицы, Христа и Иосифа. К сожалению, оригинал списка уничтожили в 30-е годы прошлого века при нашествии атеистически и цинично настроенных людей.

На заметку! Церковное сословие относится к этому образу крайне скептически и не ставит его в ранг канонизированных изображений. Его написали в Италии по манере Рафаэля. Когда святыня оказалась в России, то сразу же приобрела статус народного достояния. Изображение признается только картиной по сюжету из Евангелия или лжеиконой.

Как просить у лика

Православный человек обязан жить праведно и верить в существование Творца, Божьего Сына, Святого Духа и Богородицы. Эти великие личности защищают нас от всяческих невзгод материального существования. Верующему недостаточно банально просить о помощи, следует чаще благодарить за настоящее.

Если икона «Святое семейство» будет храниться дома, она явится хорошим подспорьем на жизненном пути.

  • Молиться перед изображением следует по всем православным канонам.
  • Перед прошением необходима исповедь у священнослужителя. Если не очистить помыслы, молитва не будет иметь успеха.
  • Рекомендуется хорошо выучить текст прошения для «Святого семейства».
  • Во время чтения зажигаются свечи, символизирующие очищение огнем.
  • После молитвы нужно трижды перекреститься, глубоко поклониться и поцеловать икону. Свечи гасить не нужно.

На заметку! В православии существует аналогичная икона, но официально канонизированная. Она называется «Три Радости» и является удивительным примером объединения святыни и мастерства западного художника. Легенда гласит, что икона, написанная Рафаэлем, привезена в столицу художником, обучавшимся живописи на итальянской земле.

Значение и позиция в церковной традиции

Святыня нередко привозится с Иерусалима и дарится в память о великом паломничестве. Она подходит молодоженам, желающим укрепить брак, а также для годовщины свадьбы.

  • На полотне зритель видит спереди Христа в детском возрасте, а позади запечатлены его родители. Фигуры взрослых людей, склонивших головы, служат своеобразным обрамлением маленького Мессии.
  • Спаситель совершает благословляющий жест правой десницей, а левой устремляется к ладоням Марии и «Обручальника» Иосифа. Для православного метода такая постановка совершенно нетипична: огромная роль отводится соотношениям многих частей полотна, цветов и направлений.
  • Изображение одаривает настоящей теплотой, непогрешимой заботой и взаимопониманием.

Православная икона «Святое семейство» до настоящего времени не канонизирована, потому что обстоятельной критике подвергается техника исполнения и сама композиционная модель.


  • Семейство здесь изображено достаточно ярко и живо, поэтому оно похоже на фотографию из личного альбома.
  • На картине Иосиф своею правой десницей обнимает Богородицу за плечи, хотя он обязан быть не мужем, но покровителем. Взгляд мужчины направлен на Пречистую Деву, но не на Иисуса. Православная традиция отвергает такую постановку сюжета в настоящей иконе.
  • Когда Младенец Христос появился на свет, Иосифу было около 100 лет. Здесь он выглядит значительно моложе.
  • Дева Мария и Иосиф не состояли в браке, а только обручились. Поэтому супружеские отношения здесь неприемлемы.
Важно! В православии нет прописного канона об истинности иконы. Все правила — традиции, которые не подтвердились авторитетом мудрецов. Большинство исследователей уверяет: объятья говорят о семейном взаимопонимании, а не о сексуальном влечении. Тем не менее, будучи членам Православной Церкви, мы должны следовать ее канонам.

molitva-info.ru

Рембрандт Харменс ван Рейн – величайший голландский художник, которого еще при жизни признали мастером светотени. Золотой век живописи Голландии невозможно представить без его знаменитых картин, которые наполнены человеческими чувствами, отражают духовный мир героев.


142.2.Святое семейство (1645) (117 x 91) (С-Петербург, Эрмитаж)

Святое семейство – великое произведение Рембрандта

Картина «Святое семейство» была написана в 1645 году. Если верить источникам, то в это время в жизни великого художника наступает спокойствие – рождается его сын Титус. Благодаря личным переживаниям на свет появляется картина, потрясающая зрителя миролюбием и тишиной. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Он уделяет внимание интимным сценам, которые преследуют его повседневно. Рембрандт нарочно уходит от религиозной темы и представляет зрителю обычную жизнь людей, далекую от будущих мучений, выпавших на долю Иисуса.

Критики обращают огромное внимание на светотени. Поскольку Рембрандт был мэтром изображения света и теней, то эта картина нуждается в подробном рассмотрении источников освещения. Первый – очаг, который бросает теплые лучи на лицо мирно спящего младенца, слева – небесный свет, освещающий ангелов. Этот свет отражается не только на колыбели, он озаряет лицо Богоматери, которая отвлекается на несколько секунд, чтобы поправить красное одеяло своему ребенку. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.


Описание картины «Святое семейство» Рембрандта

Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Мать наклонилась к нему, чтобы проверить все ли в порядке и не мешает ли младенцу свет, падающий  от камина.

Лишь внимательное рассмотрение картины позволяет разглядеть Иосифа, который что-то стругает на заднем плане. Рядом с ним множество инструментов, что доказывает его хозяйственность. Седая борода практически сливается с деревом, показывая насколько у человека непростая жизнь.

Эта картина могла бы отражать обычное течение жизни каждой семьи, но, чтобы показать зрителю особенность этого семейства Рембрандт размещает в левой части пухлых ангелочков, спускающихся на Землю. К ним обращен особый свет – божественный. Благодаря этому мы понимаем, что перед нами не просто младенец, спящий в кроватке, а воплощение Бога на Земле. Мать является воплощение нежности. На самом деле, ей совершенно безразлично, кто это дитя. Для нее это центр вселенной.


Картина окутана тишиной и спокойствием. Глядя на нее невозможно представить, что спустя годы Иисус пройдет через ад на Земле во имя донесения правды обычному народу.

www.reprodukciikartin.ru

Картину «Святое семейство» приморцам представила Марина Агеева, директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Точнее не саму картину, а  своеобразный видеоотчёт о том, как реставрировали произведение Рафаэля Санти.

«Картину нашли в Нижнем Тагиле на чердаке господского дома, принадлежавшего Демидовым, — рассказала она. — В 1924 г. это здание было передано тресту Тагилстрой, и, прибираясь, новые хозяева обнаружили картину и не сразу поняли, что они держат в руках. Она была в плохом состоянии. Доска разломлена пополам, утрачен красочный слой и на нём были многочисленные сколы. Игорь Грабарь, художник-реставратор описывал, что на ней были обнаружены даже следы кованых сапог. Возможно, она упала и по ней просто ходили, даже не подозревая о том, что это не простая доска».


Ещё один вариант «Святого семейства (Мадонна с безбородым Иосифом)», приписываемый Рафаэлю Санти. Фото: Commons.wikimedia.org

Прошли долгие  годы, прежде чем после реставрации она вернулась в галерею. Даже не верится, что этому полотну более 500 лет. У неё — детективная история. Искусствоведы и историки установили, что сначала она находилась в церкви Санта-Мария дель Пополо , поэтому у неё есть и второе название — «Мадонна дель Пополо». Она пользовалась популярностью, поэтому в 40-е годы 16-го века была похищена, но вскоре полотно вернули. В 17-м веке её изъял кардинал Сфондрати. А после его смерти, картину не обнаружили. Она исчезла, а потом появилась в церкви Санта-Каза (в переводе означает – святая хижина) в маленьком городке Лорето (Италия). По преданию там родилась Мария — мать Иисуса Христа. Мастера того века говорили, что вместо картины была копия. Возможно, её вывозили или прятали. 

На эту картину претендовал и сам Наполеон. В 1797 г. он потребовал контрибуцию — сотня картин и других произведений искусств. «Святое семейство» было приобретено им в качестве частной сделки. Обоз отправился во Францию. Он шёл три месяца, причём целый месяц гостил в замке герцогов Орлеанских


Сопровождающих кормили, полили и оказывали всяческие знаки внимания. Вот так на картине и появился маленький знак — герб герцога Орлеанского — с тремя лилиями. Когда пришёл обоз во Францию, и вскрыли ящики, то вместо подлинника оказалась жалкая копия, на которой даже краска не просохла.

Самое известное «Святое семейство Фальконьери», Рафаэль Санти, 1507 год. Фрагмент. Фото: Public Domain

Известно, что «Святое семейство» находилось в коллекции Николая Демидова. Он приобрёл полотно инкогнито. Несколько лет тому назад нашли в архивах записку самого  Николая Демидова, в которой он рассказывал, что за Рафаэля просили 6 тыс. гиней.  Возможно, он или его дети привезли картину в Россию, в Нижний Тагил. Очевидцы рассказывали, что какие-то итальянские иконы находились в семейном склепе Демидовых.


Уникальное произведение в городе прозвали «Тагильская мадонна».  Полтора года тому назад было заключено соглашение с Южно-Сахалинском о демонстрации картины на острове Сахалин. Приморье также выразило желание показать полотно жителям края.

«Святое семейство Фальконьери», Рафаэль Санти, 1507 год. Фрагмент. Фото: Public Domain

«Её вывозят раз в год по специальному приглашению, но раз мы так далеко заехали на Восток, то согласились, чтобы во Владивостоке она побывала, но не месяц, а целых два, продолжила Марина Владимировна. — Раньше я работала в музее главным хранителем. Для меня все вещи были родными. Мы беспокоились за них, как за детей: какая здесь сохранность, устраивает ли климат, как они здесь будут жить. Ведь в самом музее мадонна находится в отдельном зале, где стоят стулья, чтобы можно было присесть и поразмыслить об искусстве.

В самом музее покушений на неё не было. Упаси Господи! Я читала детектив автора Маркова. У нас из экспозиции в 1993 г. украли два небольших этюда Левитана, в результате появился детектив. Я читаю его, и вдруг нахожу строки, мол «что там Левитан, у них там Рафаэль висит». С этим детективом я и пришла в администрацию города. Потребовала организовать охрану достояния страны. Так благодаря Маркову нам заменили всё техническое оснащение галереи».   

«Святое семейство Фальконьери», Рафаэль Санти, 1507 год. Фрагмент. Фото: Public Domain

В Приморской картинной галерее уже подготовлен зал, в котором будет демонстрироваться выставка одной картины. Полотно Рафаэля Санти станет подарком в Год культуры для приморцев.

www.vl.aif.ru

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском» (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Солли» (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Пасадина» (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения — городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

 

«Мадонна с младенцем на троне и святые» (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

«Мадонна Диоталлеви» (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу — Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. «Мадонна Диоталлеви» датирована 1504 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения. В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино — учителя Рафаэля.

«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас «Мадонна Конестабиле» находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). «
Мадонна Конестабиле» считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

«Мадонна Грандука» (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

«Малая Мадонна Коупера» (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Терранува» (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев — итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

 

«Мадонна Ансидей» (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

 Мадонна Ансидей. Деталь

 

«Орлеанская Мадонна» (Madonna d’Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля «Святое семейство с безбородым святым Иосифом» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

 

«Мадонна в зелени» (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

«Мадонна с щеглёнком» (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

«Мадонна с гвоздиками» (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. «Мадонна с гвоздиками», как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Прекрасная садовница» (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

 

Картина Рафаэля «Святое семейство с агнцем» (Sacra Famiglia con l’agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина «Святое семейство Каниджиани» (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля «Мадонна Бриджуотер» (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

«Мадонна Колонна» (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Эстерхаци» (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

 

«Большая Мадонна Коупера» (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и «Малая Мадонна Коупера», картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Темпи» (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна Альдобрандини» (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в голубой диадеме» (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).

 

«Мадонна Альба» (Madonna d’Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы — герцогини Альба. «Мадонна Альба» долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

«Мадонна с вуалью» (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

«Мадонна из Фолиньо» (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке. Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

«Мадонна дель Импанната» (Madonna dell’Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

«Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

 

 «Мадонна в шатре» (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

«Мадонна с рыбой» (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

«Прогулка Мадонны» (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля «Святое семейство Франциска I» (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца — короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном — Иоанном Крестителем. Позади — фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля «Святое семейство под дубом» (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

«Мадонна с розой» (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина «Малое святое семейство» (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).

top-antropos.com

Описани е картины Рембрандта Харменса ван Рейна: Святое семейство.
Картина святое семейство
Рембрандт – крупнейший мастер золотого века голландской живописи, который превыше всего ставил человека и его переживания. Даже в портретах он уделял очень много внимания внутреннему миру героя, раскрывая его мелкими, незаметными черточками. В сюжетных же сценках раскрывался полностью. Творл в стиле классицизма.
«Святое семейство» его кисти отличается от остальных работ этой же тематики тем, что на нем представлен бытовой момент, не отдающий ни святостью, н будущими муками. В тесной комнатке, в соломенной колыбели, укрытый одеяльцем спит Христос.
Личико его безмятежно, ему снится что-то хорошее. Мать склоняется над ним, оторвавшись от чтения, прикрывает колыбель от яркого света, который тревожит младенца, заодно удостоверяясь, что с ним все в порядке, что его не донимают ночные кошмары, что у него не болит животик, что он не слишком поверхностно дышит во сне.
На заднем плане, под увешанной инструментами стеной, плотничает Иосиф. Топором он ровняет какую-то заготовку, низко склонившись к ней. Борода его слегка серая от седины.
Цвета картины приглушены, ведь в комнатке сумрак, разгоняемый светом очага, и только божественный свет парящих тут же ангелочков – маленьких, пухленьких и любопытных – напоминает, что это не просто семья, и не просто обычная сцена из жизни. Что в колыбели спит не просто младенец, каких сотни на свете, а воплотившийся в человеческое тело Бог. Что мать зачала его от Святого Духа, без прикосновения смертного мужчины, и что Иосиф – земной отец Христа, а не просто плотник, работающий вечером в своем доме.
Вся картина проникнута атмосферой тишины и покоя. Ещё далеко крест, и страшная Голгофа, ещё не умывает руки Пилат и не кричат в толпе «Отпусти нам Варавву!». До этого ещё годы и годы. Пока же – мать укачивает дитя и в этот конкретный момент нет ничего важнее.

www.art-drawing.ru

Жизнь и творчество великого художника

Рембрандт Харменс ванн Рейн – известнейший живописец «Золотого века», который стремился через свои работы передать душу человека, поэтому многие его картины овеяны тайной. Художник родился в состоятельной семье, однако, несмотря на это, родители воспитывали детей в строгих католических правилах.

Рембрандт с самого детства отдавал предпочтение точным наукам и любил рисовать, именно поэтому родители отдали его на обучение к нидерландскому художнику Якобу ванн Сваненбургу. Обучение прошло успешно, и юноша быстро освоил технику рисования.

Талант молодого живописца замечали многие почитатели искусства, которые заказывали у Рембрандта религиозные работы. Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме, когда он знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ванн Эйленбюрх. Он был вдохновлен красотой своей возлюбленной, именно поэтому часто изображал ее на своих полотнах.

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в скрупулезном изучении натуры человека, поэтому все его полотна считались фотографичными. Он старался передать все эмоции изображенного человека. На его полотнах изображены не просто лица, а сюжеты со своей историей. При создании своих работ он использовал минимум красок, однако благодаря неповторимой игре света и тени делал их очень реалистичными.

Особенность картины «Святое семейство»

Картина Рембрандта «Святое семейство» — полотно, написанное на известный библейский сюжет. На нем изображены, на первый взгляд, простые люди, но спускающиеся ангелы говорят о том, что это далеко не простая семья, а Богоматерь с Иисусом, за спиной которой стоит Иосиф. Это полотно буквально пронизано мирной тишиной и святостью.

Все очень четко продумано, до самых мельчайших деталей, заботливость матери, которая смотрит на своего спящего ребенка, и сосредоточенность фигуры Иосифа.

«Святое семейство» — великое произведение Рембрандта

В 1645 году написал Рембрандт «Святое семейство», которое удивляет почитателей таланта мастера. Это полотно становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Историки связывают это с событиями в личной жизни художника, так как именно в это время он старается полностью посвящать себя подрастающему сыну.

На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В его работе совершенно отсутствует помпезность, так как художник черпал свое вдохновение в окружающих его людях.

Описание картины «Святое семейство»

Делая описание «Святого семейства» Рембрандта, многие искусствоведы подчеркивают, что это полотно существенно отличается от других картин, написанных мастером. Здесь нет динамического сюжета, присущего работам автора, и все полотно пропитано умиротворением и спокойствием. Первый взгляд падает на колыбель, в которой безмятежно спит маленький Иисус. Мать наклонилась к ребенку, чтобы проверить, не мешает ли ему свет, идущий от камина.

Рассматривая более пристально полотно Рембрандта «Святое семейство», можно заметить Иосифа, который занят своими привычными делами. Его сосредоточенность, а также особенность фигуры и выражение лица показывают, насколько непростая у человека жизнь. Эта работа могла бы отражать повседневную жизнь любой семьи, однако, чтобы подчеркнуть ее особенность, художник размещает в левой части полотна ангелочков.

fb.ru

Картина святое семейство

Картина святое семейство

В Нижнетагильском музее изобразительных искусств хранится около 30 произведений западноевропейской живописи. Особого внимания заслуживает картина «Святое семейство», приписываемая кисти великого итальянского художника Рафаэля Санти, работавшего в эпоху Высокого Возрождения. Взяв за основу известный евангельский сюжет, художник показывает Марию и старца Иосифа в тот момент, когда они любуются проснувшимся младенцем Иисусом Христом. Четкая, уравновешенная композиция, изысканное цветовое решение картины восхищают своим совершенством.

Картину сейчас часто называют «Тагильской Мадонной», или, по опредению И.Э. Грабаря, — «Мадонной из Нижнего Тагила», и это не случайно — в Нижнем Тагиле она пережила свое второе рождение.

В 1924 году на чердаке так называемого Господского дома И.В. Колеватовым было обнаружено несколько картин, в том числе потемневшая доска со следами старой живописи. Находка была передана в краеведческий музей. Сотрудники музея, промыв картину, сумели прочитать надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны: Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году. Понимая важность находки, они сообщили о ней в Москву, в Главнауку. Через год в Тагил приехал И.Э. Грабарь, известный художник, реставратор и искусствовед. Осмотрев картину, Грабарь заключил, что картина нуждается, прежде всего, в реставрации, а затем в тщательном изучении. Три года понадобилось И.Э. Грабарю и его коллеге реставратору Б.Н. Яковлеву, чтобы вернуть картину к жизни.

Судьба картины удивительна, полна приключений и всякого рода неожиданностей. После смерти Рафаэля (1520) она принадлежала церкви Санта Мария, что находится в Риме на улице Пополо. В те времена картина получила новое имя — «Мадонна дель Пополо». В 40-е годы XVI века ее выкрали из церкви, но вскоре она была возвращена на старое место. Впоследствии она еще неоднократно «пропадала». Ее, видимо, не раз копировали, поэтому она всплывала то в одной, то в другой частных коллекциях. К началу XX века таких упоминаний о «Мадонне» насчитали уже более сорока. Но какая из них подлинная, не та ли, что обнаружена в Нижнем Тагиле? Обследовав произведение, он пришел к выводу: «Тагильский экземпляр не копия (…) из сохранившихся экземпляров… самым ранним является, бесспорно, нижнетагильский (…) «Мадонна» из Нижнего Тагила, может быть, тот самый протооригинал, который находился некогда в Римской церкви Санта Мария дель Пополо». На вопрос, как картина итальянского художника попала в Нижний Тагил, с уверенностью можно сказать, что ее судьба связана с семьей Демидовых. Вероятнее всего, это надо связывать с именем Николая Никитича Демидова (1773—1828), жившего во Флоренции и имевшего большую коллекцию картин итальянских художников. В списках его коллекции значатся две картины Рафаэля.

После реставрации картина долгое время принадлежала Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, затем Свердловской картинной галерее. В 1978 году «Святое семейство»
было передано Нижнетагильскому музею изобразительных искусств. Такова история самой старинной картины, которой через год мы будем отмечать 500-летие со дня создания.

www.liveinternet.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.