Покровитель моряков в православии

1. Как и следует из его наречения, Андрей оказался первым из двенадцати апостолов, призванных Христом на это особое служение.

2. Апостол Андрей — родной брат святого первоверховного апостола Петра.

3. Согласно древнему церковному историку Евсевию Кесарийскому, евангельская проповедь апостола Андрея проходила, помимо центральной Греции, также и вдоль побережья Чёрного моря и дошла до Скифии.

ap andrew

4. В некогда мало знаменитом городе Византий (на месте которого будет позже воздвигнут город Константинополь — столица Восточной Римской Империи или т. н. Византии) апостол Андрей рукоположил во епископа Стахия — апостола из 70-ти. Поскольку древняя Русь переняла Православие у Византии, следовательно, всё русское священство берёт своё начало от апостола Андрея.


5. В более поздней редакции летописного свода «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца, датируемой началом XII века, есть описание воздвижения Креста апостолом Андреем на территории будущего города Киева. Согласно летописи, апостол Андрей пророчествует, что на этих горах воссияет великая Божия благодать.

6. Апостол Андрей принял мученическую кончину около 70 г. от Р. Х. в городе Патрах (Греция) через крестную смерть.

7. Особая форма косого креста стала называться Андреевским Крестом. Эта форма стала основой для первой и главной награды Российской Империи — Ордена Святого Андрея Первозванного (и сейчас он является высшей наградой Российской Федерации); также Андреевский крест лёг в основу военно-морского флага России, и флага Шотландии.

apostol andrew2

8. Апостол Андрей считается святым покровителем Украины, России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков.

9. Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.


10. Память святого Апостола Андрея Первозванного совершается в последний день ноября по старому стилю или 13 декабря — по новому стилю.

Подготовил Даниил Маслов

portal-logos.ru

Покровитель моряков в православииВ народе считается, что в каждой профессии есть свой святой помощник. Моряки — отважные и смелые всегда нуждаются в поддержке и помощи не только своего именного святого покровителя. Чтобы уберечь себя от морских опасностей, моряки могут обращаться с молитвой и к другим святым. Сейчас мы подробнее пообщаемся об этом.

Покровителями моряков в православии являются:

  • Апостол Андрей Первозванный — Апостола считают покровителем всех, чья профессия связана с водой;
  • Николай Чудотворец (Мирликийский) — по просьбе путников Николай Чудотворец успокаивал разбушевавшееся море, бури и штормы, мог повернуть ветер и нести корабль в необходимом направлении;

  • Арсений Коневский спас от погибели рыбаков, среди которых был Моисей. Когда рыбаки стали молиться Господу, к ним явился святой Арсений Коневский и покрыл их мантией, после чего рыбаки благополучно приплыли к берегу;
  • Феодор (Федор) Ушаков является в православии покровителем военных моряков. Адмирал не проиграл ни одного морского сражения, не потерял ни одного корабля, заботился о матросах во время сражений;
  • Святой Иоанн Кронштадтский благословил мальчика на поступление в Морской Корпус, и впоследствии тот стал первым русским подводником;
  • Святой Равноапостольный князь Владимир обязал всех жителей Киева прийти на реку и крестил киевлян в днепровских водах;
  • Святой мученик Климентий при жизни был матросом;
  • Мученик Фока по преданию жил в приморском городе Синоп (Анатолия). В темные, ненастные, штормовые ночи он зажигал на морском берегу яркий костер, свет от которого помогал найти морякам верный путь к берегу.

Божья Матерь ПутеводительницаПокровители путешественников оберегают странников на чужих землях и дальних дорогах. Перед тем, как отправиться навстречу путешествиям, следует обратиться к ним, искреннее помолиться и попросить благополучного пути. У них могут просить помощи родственники и друзья странников.

Покровителями путешественников считаются:


  • Николай Чудотворец, он защищает несправедливо обвиненных людей, помогает в дороге и успокаивает бури;
  • Святой Серафим — если искренне помолить его о помощи, тогда он всю дорогу будет помогать в избавлении от передряг или непогоды;
  • Святая Гертруда Нивельская. К ней обращались с целью быстро найти ночлег и она никогда не отказывала тем, кто стучал в ворота Нивельского монастыря;
  • Матерь Божия Одигитрия (Путеводительница) указывает истинный путь и оберегает своего странника.

В православии даже есть Икона Путешественников, молитва пред которой помогает тем, кто находится в дороге. На ней изображены святые: князья Михаил Черниговский и Александр Невский, княгиня Ольга, пророк Осия, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, Апостол Яков, равноапостольная Мария Магдалина, преподобные Ксения и Андрей Критский.

Молитва Богородице Одигитрия (Путеводительница):

О, Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хощу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, премилосердой Матери моей, душу и тело мое, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяя в крепкое Твое смотрение и всесильную Твою помощь.
благая спутнице и защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем, и направи его, Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, буди ми во всем помощнице, наипаче же в сем дальнем и многотрудном путешествии соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и моли о мне. Госпоже моя. Сына Твоего, Христа Бога нашего, да поедет в помощь мне Ангела Своего мирна, верна наставника и хранителя да якоже древле даровал есть рабу Своему Товии Paфайла, на всяком месте и во всякое время хранивша его в пути от всякаго зла: тако и мой путь благополучно управи и сохрани мя небесною силою, — здрава да возвратит мя, мирна и всецела-к жилищу моему во славу имени Твоего Святаго, славяща и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебе величающа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теперь вы знаете, каким Святым молиться о помощи. Желаем вам приятного пути и впечатляющих путешествий!

vseikony.ru

Николай Чудотворец: биография

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники. От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии. Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.


Икона Николая Чудотворца
Икона Николая Чудотворца

В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении. 

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению Иисусу Христу. Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.


Памятник Николаю Чудотворцу
Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю. 

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.

Николай Чудотворец у постели больного
Николай Чудотворец у постели больного

В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным. 

Памятник Николаю Чудотворцу в Демре
Памятник Николаю Чудотворцу в Демре

После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений. Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием. После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.


Николай Чудотворец
Николай Чудотворец

Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора. Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда. К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.


Николай Чудотворец воскрешает моряка
Николай Чудотворец воскрешает моряка

В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым. По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти. Поклонение святителю стало массовым после его кончины.

Рождественские чулки
Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича. Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури. Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.

Акафист Николаю Чудотворцу
Акафист Николаю Чудотворцу

Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит. Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем. Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества. В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре. Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.

Мощи Николая Чудотворца
Мощи Николая Чудотворца

Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая. Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие. Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.

Ковчег Николая Чудотворца
Ковчег Николая Чудотворца

Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.

Николай Чудотворец
Николай Чудотворец

Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках

Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России Дмитрий Медведев.

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке

Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.

Николай Чудотворец и Санта Клаус
Николай Чудотворец и Санта Клаус

Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай. 

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию. 21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России Владимир Путин. 13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.

Мощи Николая Чудотворца в Москве
Мощи Николая Чудотворца в Москве

К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении. Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения. Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

24smi.org

Ещё в древности у христиан зародилась традиция обращаться в своих молитвах к святым, чтобы те ходатайствовали перед Господом о помощи или светлом наставлении в вопросах, связанных с работой, ремеслом или карьерой. Примечательно, что люди определенных профессий обращались к определенным святым.

Это было связано с тем, что во времена земной жизни конкретный святой славился благими делами в какой-либо сфере: лечил от физических или душевных недугов, помогал бедным и обиженным, отличился на поле боя, защищая родные края и т.д. После смерти благодатная помощь святых людей не угасала – обращаясь в молитвах к ним, христиане ощущали незримую поддержку и благодать.

Люди разных профессий избрали для себя духовных наставников, помощников и нравственный идеал – святых, которые когда-то занимались аналогичным делом. Сегодня мы называем их Небесными покровителями профессий. В таблице, расположенной ниже перечисленные святые покровители основных профессий.

Купите икону святого покровителя своей профессии!

Приобрести икону небесного покровителя своей профессии вы можете в нашей иконописной мастерской «Создавая Наследие». Мы будем рады выполнить православный образ для вас на заказ или предложим готовые иконы из наличия. Каждая такая икона (неважно, была она написана индивидуально для вас или нет) – является подлинным произведением искусства, единственным в своём роде.

Наши иконописцы принадлежат к Владимирской школе православной иконописи, которая во все времена, начиная с Древней Руси и по сей день, считалась самой крупной, старой и чтимой в нашей стране. Кисти наших художников принадлежат тысячи икон, которые ныне бережно хранятся в храма и домах по всему миру.

Вы можете приобрести святого покровителя профессии как для самого себя, так и для близких друзей или родственников. Православный образ станет бесценным подарком для близкого человека.

Заказать икону просто:

  • Выберите образ из наличия или на заказ, который вам необходим;
  • Свяжитесь с нами по телефону, электронной почте или отправив онлайн-заявку:

Заказать икону святого покровителя

  • Мы перезвоним вам и согласуем желаемый сюжет и подпись;
  • От 2 недель до 3 месяцев (в зависимости от сложности сюжета и техники исполнения) иконописец будет работать над образом;
  • По окончании работ образ будет освящен в Храме Василия Великого (Владимирская область), вы сможете принять участие в этом светлом событии;
  • После этого вы сможете забрать готовую икону лично, либо мы доставим вам её по почте в любую точку России или мира.

Создавайте духовное наследие вместе с нами!

www.ikonu.ru

flot.com

Текст Сергея Борисова

В христианской традиции – на Иисуса Христа, одним словом прекратившим бурю на Генисаретском озере, на святых подвижников и мучеников, покровителей моряков.

В православии это апостолы Петр и Андрей, святые Спиридон Тримифунтский и мученик Фока Синопский (он был обычным садовником, но в заботе о проплывавших мимо моряках каждую ночь зажигал в своем саду костер-маяк), из российских местночтимых святых это Арсений Коневский, новгородский чудотворец и святой отрок Артемий Веркольский, а также святые Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, преподобный Иоанн Кронштадтский, друг и молитвенник за русских моряков, а у военных моряков есть свой святой – Федор (Феодор) Ушаков, в миру знаменитый флотоводец.

Считается, что святитель Николай сам был из семьи рыбаков, и даже более того, его семья владела целой рыболовецкой флотилией. Когда родители умерли, Николай, унаследовавший все состояние, отдал лодки и сети рыбакам, поскольку решил посвятить себя служению Господу. Он отправился в Александрию, где брал уроки мудрости и послушания у тамошних праведников, а на обратном пути случилась беда… Начался шторм. Один из моряков поднялся на мачту в надежде увидеть спасительную землю, но не удержался, сорвался, ударился о палубу и скончался в страшных муках. Николай опустился над ним на колени и вознес молитву Всевышнему. И свершилось чудо: моряк открыл глаза, вздохнул… ожил! По прибытии в Миру, процветающий город в Ликии, Николай взял с собой моряка в церковь, однако до церкви тот не дошел, предпочтя ей питейное заведение. Там он рассказывал всем, кто готов и хотел его слушать, о своем воскрешении. Слух о чуде быстро дошел до отцов церкви, которые в тот момент пребывали в тяжких раздумьях. Незадолго до этого умер епископ Миры, требовалось избрать нового, и одному из иерархов привиделось во сне, что им должен стать «человек победы». Но кто этот человек? И вдруг весть о чуде, и к тому же чудотворца зовут Никеи-Лаос (от слова nike – «победа»). После этого отцы церкви тут же предложили Николаю стать их новым епископом. Он ответил смиренным согласием, но от морских путешествий не отказался, полагая своим долгом святить – нести свет христианства в другие земли. И вот во время плавания в Святую Землю снова начался шторм, но молитва Николая Мирликийского усмирила бурю. А когда он возвращался обратно, Николай, напротив, просил Господа вызвать ее… Бесчестные корабельщики отказались везти его домой, ссылаясь на выгодный торговый груз, и тогда чудотворец испросил сильный ветер и высокие волны, которые пригнали корабль туда, куда ему было нужно.

Уже после смерти Николая Мирликийского случилось еще одно чудо. Корабль, на котором из Египта в ту же Ликию плыл в сопровождении клира константинопольский патриарх Афанасий, был застигнут непогодой. Шквалами сорвало паруса, лопнули канаты, рухнули мачты. Не в силах человеческих было предотвратить неизбежное. И тогда Афанасий стал просить помощи у святителя Николая. Вдруг в небе появился сам святитель, простирающий руку над водами. Потом Николай вдруг оказался у кормового весла, и… корабль благополучно достиг гавани.

Моряки знают, что заступничество Николая Мирликийского не только действенно, но и всегда скорое. Его так и называют – «скорым помощником». В рукописном памятнике «Устьянский правильник» этому дается такое объяснение: лишь Николаю Угоднику, ибо он особенно угоден Господу, дарована «вперед Божья милость», то есть в критической ситуации он может не только выступать посредником между людьми и Всевышним, но и действовать самостоятельно.

Подобное заступничество с давних пор ценилось моряками, оттого и так называемые «морские соборы» – храмы, где духовно окормлялись моряки, посвящались в основном святителю Николаю. Так было прежде, так происходит и теперь. Вообще, в дореволюционной России было принято из благочестия называть суда именем того или иного святого, который после этого становился небесным заступником и экипажа, и будущих пассажиров. Правда, однажды эта традиция чуть было не спровоцировала межгосударственный конфликт, оставшись на уровне дипломатического казуса.

После проигранной Крымской войны международными договорами России предписывалось иметь строго определенное количество военных кораблей на Черном море. И вдруг в Лондоне, стремящемся держать военную мощь недавнего противника «в узде», узнают, что Россия строит целых 15 броненосцев. В Санкт-Петербург немедленно полетела грозная нота, на которую последовал вежливый ответ: мол, не 15, а только два, что не нарушает соглашения, просто называться корабли будут «Три святителя» и «12 апостолов».

Наряду с Николаем Угодником особо почитается русскими моряками апостол Андрей Первозванный (по-гречески «мужественный»). При Петре Первом именно он стал покровителем российского флота. Апостол Андрей был распят римлянами на кресте в форме буквы «Х», поэтому на утвержденном в 1699 году военно-морском флаге был изображен косой крест – синий (цвет моря) на белом фоне (символ непорочности и праведности).

Примечательное «совпадение»: российский флот, осененный андреевским флагом, отмечает свой праздник 28 июля, то есть в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Того самого, который заставил трепетать Византию, когда его флот осадил Херсонес. Перепуганные византийцы согласились отдать в жены Владимиру царевну Анну, тем самым оказывая Владимиру честь, в которой только что было отказано германскому императору. Да, они потребовали, чтобы Владимир крестился, но этого Владимир и хотел! Он крестился как равный императорам Византии, и это равенство опиралось на морскую мощь Руси. Можно смело говорить о том, что православная вера пришла на Русь на палубах боевых кораблей русичей. Так равноапостольный князь Владимир стал еще одним покровителем моряков.

Также заступниками моряков и всего российского флота считаются новомученик Николай, самодержец «всея Руси», и матрос Климентий Нагорный, дядька царевича Алексея, не изменивший присяге, оставшийся с царской семьей и расстрелянный в подвалах Екатеринбургского ЧК.

В отличие от православной традиции в католичестве все более «дробно», тут едва ли не у каждой профессии свой небесный покровитель. Скажем, покровители…

…моряков Николай, Христофор, Юдок, Ботульф, Вальпурга, Викентий Сарагосский, Евлалия Барселонская, Кристина Больсенская, Кармен, Николай Толетинский, Брендан (тот самый ирландский монах, который, согласно легенде в VI веке пересек Атлантику и даже, возможно, открыл Америку);

…морских офицеров Франциск де Паола;

…штурманов – Эразм (Эльм) Формийский;

…корабельщиков – Андреас, Клеменс, Гоар, Плацид;

…лодочников – Анна, мать Богородицы; Бригитта Ирландская, папа Климент I;

…рыбаков апостолы Петр и Андрей, Бенно, Зенон Веронский.

Список велик, но и здесь есть первая из первых, и это Дева Мария. У нее множество дополнительных имен и эпитетов: Ковчег завета, Трон Мудрости, Непорочное Сердце, Дом Золота, Просто Радость, Утешительница Скорбящих, Врата Небес, Царица Неба, Мистическая Роза, Башня Слоновой Кости, Утренняя Звезда… и Звезда Моря.

Stella Maris. Mary Star of the Sea. Мария Морская. Так называют Деву Марию, ибо она дарит надежду, являясь путеводной звездой для всех христиан. Подобно маяку, она обещает спасение и указывает путь тем, кто путешествует или ищет средства к существованию на море.

…И да будет им море спокойным, ветер попутным, и пусть все вернуться домой!

* У древних египтян за море и мореплавателей отвечала Исида, дочь бога земли Геба и богини неба Нут. Именно ее в дохристианские времена часто называли Звездой Моря.

* Океаниды в древнегреческой мифологии – это три тысячи дочерей титана Океана и титаниды Тефиды. Наиболее известные из них Асия, Гесиона, Диона, Клония, Лета, Метида, Персеида, Электра (сегодня имена океанид часто дают «при крещении» новым яхтам). Понт – бог внутреннего моря. Супруг океаниды Дориды Нерей – бог моря спокойного, их 50 дочерей – морские божества нереиды, живут на дне моря и водят бесконечные хороводы, создавая своими движениями легкие волны.

* Посейдон – второй по могуществу бог греков. Одним взмахом трезубца он способен устроить бурю. Сын Посейдона – Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины он вызывает свирепые ветры, вместо ног у Тритона рыбий хвост. Среди спутников Посейдона старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся по желанию в различных животных и чудовищ, и Главк, покровитель моряков и рыбаков.

* Нептун у древних римлян – «перефраз» греческого Посейдона, только в отличие от «соседа» он добр и заботлив. Другой римский бог – Portus Pater («портовый отец») – заботился о портах и гаванях.

* Переплут – бог моря и мореходства у древних славян. Его дочь Дана стала богиней воды, женой Дуная, бога рек и рыболовства.

* Ньёрд – у древних викингов покровитель мореплавания, рыболовства и кораблестроения, ему подвластны ветры и море.

* Секвана – богиня священной реки Сена у галлов.

* Ллир в мифологии кельтов бог моря, после рождения сына Мананнана уступивший ему и свою должность. Богиней моря, покровительницей моряков и купцов была Негаления, которую изображали на алтарях стоящей на носу корабля и держащей в руке причальный канат.

* Аутримис у древних пруссов был богом моря, Юрас мате — матерью морей, Бардонтс – богом кораблей и кораблестроителей.

* У ацтеков за воду отвечали сразу несколько божеств: Атл и Атлауа — боги воды, Акуэкукиотисиуати – богиня океана, проточной воды и рек; Атлакамани – богиня штормов; Амимитль – бог озер и рыбаков.

* Индейцы Кубы почитали бога злого морского ветра Хуракана (отсюда – через испанцев и французов – слово «ураган).

* Агве – дух воды в пантеоне божеств вуду, ответственный за судьбы моряков и всех путешествующих по воде.

* Аруна (Варуна) в хеттской и индийской мифологии божество утренней зари и воды – вся вода в мире принадлежит ему: моря, реки, водопады, даже дождь.

* Сумиёси Даймедзин в мифологических сводах японцев именуется Сумиёси (или Суминоэ); под этим именем объединены три божества. Сумиёси почитается как бог моря, чье изображение помещалось на кораблях.

* Тангароа (он же Тагароа, Тангалоа, Каналоа) – великий бог полинезийцев, величайший из великих покровитель моря и мореплавателей, рыбы и рыбаков, то есть того главного, что есть в мире.

Опубликовано в Yacht Russia №58 (11 — 2013)

www.yachtrussia.com

Небесные покровители моряков

Праведный Федор Ушаков. Небесный покровитель военных моряков

4-5 августа 2000 г. в Мордовии в Санаксарском монастыре прошли торжества по канонизации известного русского флотоводца адмирала Федора Федоровича Ушакова (1745-1817).
Адмирал Ушаков из 43 морских сражений не проиграл ни одного, ни один российский корабль под его командованием не был потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. Один из создателей Черноморского флота и с 1790 г. — его командир, Ушаков одержал ряд крупнейших побед над турецким флотом, что позволило России установить прочный мир в Крыму, успешно провел средиземноморский поход русских кораблей во время войны против Франции, вызвав зависть знаменитого английского адмирала Нельсона. Однако Ушаков снискал славу не только как военный. Свою первую награду — орден Святого Владимира 4-й степени — он получил в 1783 г. за умелые действия и за заботу о матросах во время борьбы с эпидемией чумы в Херсоне. Последние годы жизни Ушаков провел в деревне Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии, ныне Темниковского района Мордовии, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, настоятелем которого некогда был его дядя.
В августе 2006 г. в Саранске был освящен единственный в мире храм, посвященный святому моряку.

Покровитель моряков в православии

Святой праведный Федор Федорович Ушаков

Ушаков Федор Федорович (1745 — 1817), адмирал, святой праведный. Память 23 июля (5 августа), 2 октября (15 октября), в Соборах Воронежских, Ростово-Ярославских и Тамбовских святых.
Родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии. Происходил из небогатого древнего дворянского рода. Родители его — Федор Игнатьевич и Прасковья Никитична были людьми благочестивыми и глубоко верующими, главным условием воспитания детей они считали развитие в них религиозных чувств и высокой нравственности. Этому же способствовал и пример родного дяди – монаха Феодора, подвизавшегося в Санаксарском монастыре в далекой Мордовии.
В феврале 1761 года 16-летний Ушаков был зачислен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Через пять лет учеба была завершена — молодой мичман принял присягу и получил назначение на Балтийский флот, затем был переведен на юг, в Азовскую флотилию.
В январе 1769 года, в числе полуторатысячи офицеров был откомандирован на Дон. Там под командованием адмирала А. Н. Синявина предстояло возрождать созданную Петром I Азовскую флотилию. Верфи флотилии находились в Павловске, Икореце и Таврове, а материальная база была размещена в крепости святителя Димитрия Ростовского. Командуя прамом №5 Федор Ушаков обеспечивал поставку леса и других материалов для флотилии по Дону. 30 июля 1769 года в крепости свт. Димитрия Ростовского был произведен в лейтенанты. В течении последовавшей Турецкой войны командовал разными судами в Азовском море и участвовал в защите берегов Крыма.
В 1787 году с 2 фрегатами крейсировал в Черном море по случаю вновь начавшейся войны с Турцией. Вскоре произошла и первая генеральная баталия. Турецкий флот насчитывал 17 линейных кораблей и 8 фрегатов; в русской же эскадре, авангардом которой командовал капитан бригадирского ранга Федор Ушаков, было всего 2 линейных корабля и 10 фрегатов. И все же малочисленный русский флот впервые в открытом бою одержал победу над значительно превосходящими силами противника. Этому в большой степени способствовали личная храбрость, искусное владение тактикой и выдающиеся личные качества капитана Федора Ушакова, принявшего на себя руководство боем.
За первый год русско-турецкой войны молодой Черноморский флот одержал решительную победу, приведя Оттоманскую Порту «в чрезвычайный страх и ужас». 45-летний Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом. Князь Потемкин-Таврический писал императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник».
Через полгода недалеко от Керченского пролива произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок. Потемкин докладывал Екатерине: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель».
Турки жаждали реванша: к утру 28 августа турецкий флот стоял на якоре между Гаджибеем (впоследствии Одессой) и островом Тендра. Сюда же со стороны Севастополя вышла русская эскадра. Завидев русские корабли, турки, несмотря на превосходство в силе, стали спешно рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Всю мощь бортовой артиллерии Ушаков обрушил на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, а затем и с флагманом турецкого флота — 74-пушечной «Капуданией». И опять удача сопутствовала русским — взрыв «Капудании» стал завершающим звеном в победе при Тендре.
Через четыре года русско-турецкая война завершилась четвертой блистательной победой контр-адмирала Ушакова у мыса Калиакрия, за которую ему был пожалован орден святого Александра Невского. Один из сильнейших по тем временам турецкий флот был полностью уничтожен, и 29 декабря 1791 года в Яссах турки подписали мирный договор. Российское государство «твердою ногою встало на завоеванных им берегах Черного моря».
Еще в начале войны Федор Ушаков принял руководство над портом и городом Севастополем. Теперь, в мирное время, он организовал здесь ремонт боевых кораблей, строительство разных мелких судов, по его распоряжениям и при неустанном личном участии на берегах бухт строились пристани, перестраивалась небольшая соборная церковь святителя Николая — покровителя мореплавателей. Эти и другие работы часто оплачивал он сам из своего жалованья. Теперь прославленный контр-адмирал, который «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность», имел возможность регулярно посещать церковные службы. Сохранилось свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных».
В начале 1793 года контр-адмирала Ушакова призвали в Санкт-Петербург — Екатерина II пожелала видеть героя, стяжавшего громкую славу Отечеству, и «встретила в нем человека прямодушного, скромного, мало знакомого с требованиями светской жизни». За заслуги перед престолом и Отечеством императрица поднесла ему в дар золотой складень-крест с мощами святых угодников и пожаловала чин вице-адмирала.
В 1796 году на Российский престол вступил император Павел I. В то время революционная Франция «обратилась к завоеванию и порабощению соседних держав». Вице-адмирал Ушаков получил приказ привести в боевую готовность Черноморский флот, а в начале августа 1798 года — высочайшее повеление «тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции». Взяв курс на Константинополь, российская эскадра скоро приблизилась к Босфору. Командующим объединенными силами был назначен вице-адмирал Ушаков.
Так началась его знаменитая Средиземноморская кампания, в которой он показал себя не только как великий флотоводец, но и как мудрый государственный деятель, милосердный христианин и благодетель освобожденных им народов.
Первой задачей было взятие Ионических островов, расположенных вдоль юго-западного побережья Греции, главный из которых — Корфу, имея и без того мощнейшие в Европе бастионы, был еще значительно укреплен французами и считался неприступным.
Командующий поступил премудро: он обратился с письменным воззванием к жителям островов — православным грекам, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» безбожников-французов. Ответом была повсеместная вооруженная помощь населения. Как ни сопротивлялись французы, наш десант решительными действиями освободил острова Цериго, Занте и Кефалонию… 18 февраля 1799 года, в 7 часов пополуночи начался штурм и Корфу — на следующий день крепость пала.
Командующий сошел на берег, «торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия… А 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов».
За победу при Корфу император Павел I произвел Федора Ушакова в полные адмиралы. Это была последняя награда, полученная им от своих государей.
Как полномочный представитель России, адмирал Ушаков создал на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу «мир, тишину и спокойствие». Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов — первое греческое национальное государство нового времени.
В то же время в Северной Италии русские под предводительством славного Александра Суворова громили «непобедимую» армию французов. Суворов просил адмирала Ушакова оказывать ему всемерную поддержку с юга. И два великих сына России, находясь в теснейшем взаимодействии, били французских республиканцев на суше и на море. Русские моряки и десантники взяли город Бари, где отслужили благодарственный молебен у мощей святителя Николая Чудотворца, затем Неаполь и 30 сентября 1799 года вошли в Рим.
Неаполитанский министр Мишуру восторженно писал адмиралу Ушакову:
«За 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства. Конечно, не было другого примера подобного события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена».
На очереди была Мальта, но на исходе 1799 года адмирал Федор Ушаков получил приказ императора Павла I о возвращении вверенной ему эскадры в Севастополь.
Жители Республики Семи Соединенных Островов прощались с адмиралом Ушаковым и его моряками, не скрывая слез. Сенат острова Корфу назвал его «освободителем и отцом своим». На золотом, осыпанном алмазами мече, поднесенном ему на прощанье, было написано: «Остров Корфу — адмиралу Ушакову». Столь же памятные и дорогие награды были и от других островов…
26 октября 1800 года эскадра адмирала Феодора Ушакова вошла в Севастопольскую бухту.
В ночь на 11 марта 1801 года император Павел I был убит заговорщиками, на Российский престол взошел его сын Александр I. Политика России резко изменилась. И вскоре адмирал Федор Ушаков был переведен в Санкт-Петербург — при дворе возобладало мнение о ненужности большого флота для «сухопутной» России. В 1802 году он был назначен главным командиром Балтийского учебного флота и начальником флотских команд в Санкт-Петербурге.
В 1804 году Федор Федорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой как бы подытоживал свою деятельность:
«Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался.»
За весь свой боевой путь он не проиграл ни одного сражения, снискав у современников прозвание «Суворова на море».
19 декабря 1806 года легендарный адмирал подал императору прошение об отставке: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны — да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением.»
Отойдя от служебных дел, некоторое время он жил в Санкт-Петербурге, а в 1810 году переехал в деревню Алексеевку Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила,
«адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келлии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения.»
Во время отечественной войны 1812 года был избран начальником ополчения Тамбовской губернии. Поблагодарив за оказанное доверие, адмирал отказался от этой чести по слабости здоровья. Вместе с тем на свои средства он устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он «на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага.»
Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же.»
Награды
орден св. Александра Невского
орден св. вмч. Георгия Победоносца
орден св. равноап. Владимира
орден Мальтийского рыцарского Креста (орден Иоанна Иерусалимского)
Почитание
В связи с учреждением ордена Ушакова были предприняты поиски его захоронения. 18 августа 1944 года по распоряжению Народного Комиссара Военно-Морского флота могила Ушакова в Санаксарском монастыре была вскрыта. Работами по вскрытию руководил антрополог М. М. Герасимов. При раскопках был найден адмиральский погон и золотое шитье мундира. Изучение честных останков показало, что известный живописный портрет Ушакова работы Бажанова не соответствует его истинному внешнему облику. Герасимов, применив свой метод восстановления мягких тканей на основе черепа, создал более близкий к подлиннику образ праведного флотоводца.
В декабре 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Российского флота Феодора Ушакова в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии. Накануне празднования третьей годовщины его прославления был обнаружен прижизненный портрет святого адмирала, находившийся в Темниковском музее имени Ф. Ф. Ушакова. Этот портрет неизвестного происхождения достался после революции как экспроприированная вещь Александре Порфирьевне Васильевой, которая в 1947 году, познакомившись с работой Герасимова, признала сходство и подарила портрет музею.
6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить праведного Феодора Ушакова к лику общецерковных святых. 6 августа 2006 года патриархом Алексием с сонмом архиереев в Саранске был освящен первый в мире храм, посвященный святому моряку — кафедральный собор, ставший самым большим православным храмом в Мордовии.

Покровитель моряков в православии

Покровитель моряков в православии

Кафедральный собор Святого Праведного Воина Федора Ушакова в г. Саранск.

forum.vgd.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.