Св андрей первозванный


Андрей Первозванный: биография

Апостол Андрей Первозванный — первый из двенадцати апостолов, ставший учеником Иисуса Христа. На иконах изображается как мужчина с небольшой бородой в красной или зеленой одежде, держит в руках прямой или косой крест, а также свиток или книгу. С его именем связано название «андреевский крест», который встречается на флагах и других знаках. Его имя носит учрежденная Петром I высшая российская награда — Орден Святого Андрея Первозванного.

Орден Святого Андрея Первозванного
Орден Святого Андрея Первозванного

Считается покровителем рыбаков и мореходов. Андреевский флаг (косой синий крест на белом фоне) является знаменем ВМФ Российской Федерации. Православная церковь отмечает день памяти апостола 13 декабря. В храмах, посвященных Андрею Первозванному, в этот день проводится праздничное богослужение. В народе Андреев день отмечали 30 ноября, это один из первых праздников зимнего цикла.


Детство и юность

Зафиксированная в Библии биография апостола рассказывает, что братья Андрей и Симон родились и выросли в Вифсаиде на берегу Галилейского моря, отец их был рыбаком по имени Иона. Молодые рыбаки переехали в соседний с родным городом Капернаум, откуда отплывали в море (которое на самом деле — большое пресноводное озеро) на промысел.

Памятник апостолу Андрею Первозванному
Памятник апостолу Андрею Первозванному

С юных лет Андрей искал путь к Богу. Он отказался жениться и вел целомудренный образ жизни. Когда Иоанн Креститель начал пророчествовать о скором приходе Мессии, юноша оставил дом и пришел к святому. Приняв крещение в Иордане, Андрей остался с Иоанном и занял место в кругу его близких учеников, слушал проповеди и ждал появления Спасителя.


По версии, изложенной в Евангелии от Иоанна, встреча Андрея с Иисусом произошла на Иордане. Спаситель пришел к Иоанну Предтече, который во всеуслышание назвал того Агнцем Божьим. После этого Андрей покинул Крестителя и стал первым учеником Христа. Позже вернулся в Капернаум и убедил брата присоединиться к апостолам.

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо
Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

В Евангелии от Матфея написано, что Учитель сам нашел будущих учеников, когда те забрасывали сети для рыбной ловли. Иисус позвал братьев за собой, пообещав превратить их в «ловцов человеков». Андрей и Симон вняли призыву и ушли с Иисусом, от которого Симон получил новое имя Петр, а Андрей стал именоваться Первозванным.

В отличие от Петра Андрей не выделялся из апостольского круга громкими словами и резкими поступками, но вошел в Писание как внимательный человек. Перед Пасхой, когда нужно было накормить толпу, именно Андрей увидел мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами, которые и были чудесным образом размножены и насытили голодных людей. Он же ответил на вопрос язычников, искавших в Иерусалиме настоящего Бога.


Иисус призывает Петра и Андрея
Иисус призывает Петра и Андрея

Евангелие от Марка повествует, что святой Андрей был с Учителем на горе Елеонской и узнал от него судьбы мира. Преданный ученик присутствовал при распятии Христа, его Воскресении и Вознесении. Через 50 дней после воскресения на апостолов снизошел Святой Дух и они обрели сверхчеловеческие способности. Теперь они могли исцелять людей от смертельных болезней и проповедовать на разных языках.

Христианское служение

Апостолы бросили жребий, выбрав направление дальнейшего пути. Святому Андрею выпала дорога в земли, лежащие на черноморском побережье. Почти везде, куда проповедник приносил благую весть, его встречали неприветливо. Власти изгоняли святого из городов, население оскорбляло и не пускало на ночлег. В Синопе язычники подвергли настойчивого христианина жестоким пыткам, но покалеченное тело Андрея исцелилось по воле Божьей.


Икона Андрея Первозванного
Икона Андрея Первозванного

Наконец, во фракийском городе Византии рассказы и чудеса святого произвели впечатление на народ. В будущем центре восточного христианства апостол нашел 70 учеников и основал Церковь, которую возглавил рукоположенный Андреем Первозванным епископ Стахий. Андрей назначил пресвитеров церкви, поручил им совершать таинства и наставлять народ, а сам отправился дальше.

Проповедник не только исцелял собственное тело, но и воскрешал мертвых. В житие святого упоминаются четыре безымянных мальчика и двое мужчин, умерших от разных причин. Чудо воскрешения неизменно приводило к крещению свидетелей этого события. В Фессалониках апостола пытались затравить дикими зверями, но леопард вместо святого задушил сына проконсула Вирина. Долгая молитва Андрея вернула ребенка к жизни.


Храм апостола Андрея Первозванного на Вуоксе
Храм апостола Андрея Первозванного на Вуоксе

В Патрах апостол воскресил сорок утопленников, которые направлялись к нему из Македонии. Корабль с будущими учениками Андрея перевернулся во время шторма, но море вынесло все тела на берег и благодаря силе молитвы святого все закончилось благополучно. Эта легенда объясняет почитание святого Андрея как покровителя моряков. В грузинском городе Ацкури всего одного воскрешения хватило для обращения горожан в христианство.

Христианские историки дополнили евангельское повествование своими версиями дальнейшего путешествия проповедника. Евсевий Кесарийский писал о служении Андрея в Скифии. В 1116 году монах Сильвестр по приказу Владимира Мономаха включил в «Повесть временных лет» легенду о миссии Андрея Первозванного на Руси.


loads/5c62f365096115c62f36509659.jpg" />
Картина «Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских», Николай Ломтев

Позже житие дополнилось подробным рассказом о путешествии святого из Крыма в Рим через Ладогу. По этой версии Андрей поднялся вверх по Днепру и, заночевав на живописных холмах, увидел во сне большой город с церквями. Наутро рассказал об этом сне своим спутникам, предсказав основание в том месте Киева, благословил холмы и водрузил на одном из них крест.

Далее уставший в пути апостол попарился в банях Новгорода, о которых впоследствии рассказал друзьям в Риме. В средневековье легенда обросла деталями: о воздвижении деревянного креста вблизи села Грузино на берегу Волхова и каменного на острове Валаам, об уничтожении капищ Велеса и Перуна и обращении бывших жрецов в христианство. Как бы то ни было, жители Украины и России почитают святого Андрея Первозванного своим покровителем.

Смерть

Апостол принял мученическую кончину в греческом городе Патры примерно в 67 году первого века. В этом городе святой Андрей прожил несколько лет, проповедуя и руководя христианской общиной. Градоправитель Эгеат посчитал, что деятельность христиан подрывает его власть, и приказал казнить навязчивого проповедника на кресте. С учетом пожеланий святого, считавшего себя недостойным подражать смерти Иисуса, орудием выбрали косой крест, впоследствии названный андреевским.


Мученичество святого Андрея Первозванного
Мученичество святого Андрея Первозванного

Андрея Первозванного не прибили к кресту, а привязали руки и ноги к перекладинам. Два дня апостол проповедовал своим ученикам с креста. Слушатели потребовали прекратить пытку, угрожая бунтом, и Эгеат приказал страже отвязать мученика. Однако святой уже настроился умереть и узлы не поддались усилиям солдат. Когда душа святого апостола покинула тело, крест ярко засиял, а потом на этом месте забил источник.

Мощи святого Андрея и крест, на котором он умер, сначала хранились в Патрах, но в 357 году по приказу Римского императора Констанция II их перевезли в Константинополь и положили в церкви Святых Апостолов. В IX веке голову и остатки креста отделили от мощей и вернули в Патры. После захвата Патры османами в 1460 году Фома Палеолог спас голову святого и частицы креста от осквернения и передал святыню римскому папе Пию II.


Андреевский флаг
Андреевский флаг

В 1964 году святыня вернулась в Патры благодаря договоренности между папой Павлом VI и представителями Элладской православной церкви. Голова святого хранится в Соборе Андрея Первозванного, построенном в 1974 году недалеко от источника. В самом большом православном храме Греции установлен также косой крест-реликварий, в который вложены частички того самого креста, который послужил орудием смерти святого.

В старом храме апостола Андрея, расположенном рядом с собором, хранится часть перста апостола. Святыню подарил Патрам в 1847 году российский дворянин Андрей Муравьев, получивший ее у монахов на горе Афон. Остальные мощи разрознены и хранятся с почетом в разных европейских городах.


Мощи Андрея Первозванного
Мощи Андрея Первозванного

По легенде греческий монах Регул по указанию ангела увез мощи святого Андрея в Шотландию. Деревня, где причалил корабль монаха, превратилась в город Сент-Андрус, ставший церковной столицей королевства. Мощи хранятся в кафедральном соборе города, а апостол Андрей почитается как покровитель Шотландии.

Другая легенда рассказывает, что в 1208 году крестоносцы вывезли мощи в итальянский город Амальфи, где они хранятся в местном соборе Святого Андрея, построенном в редчайшем нормано-византийском стиле. В Германии в Трирском соборе хранятся сандалия и гвоздь от креста святого. Часть мощей Святого Андрея оказалась в кафедральном соборе итальянского города Мантуя.

Картина «Святой апостол Андрей», Артус Уолффорт
Картина «Святой апостол Андрей», Артус Уолффорт

В России существует Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного — общественная организация, которая занимается доставкой прихожанам Русской православной церкви главных христианских реликвий. Фонд ежегодно доставляет из Иерусалима Благодатный огонь, сходящий с неба во время пасхальной службы. В 2011 году организация привозила в Россию Пояс Пресвятой Богородицы.

Память

  • 1698 – Петром I учрежден Орден Святого Андрея Первозванного
  • 1754 – построена Андреевская церковь в Киеве
  • 1865-1940 – церковь св. Андрея Первозванного и св. Марии Магдалины в деревне Палкеала
  • 1899 – спущен на воду пароход «Андрей Первозванный», первое специально построенное научно-исследовательское судно Российской империи
  • 1906 – открыт футбольный стадион «Сент-Эндрюс» в Бирмингеме
  • 1906 – спущен на воду броненосец «Андрей Первозванный»
  • 1974 – построен Собор Андрея Первозванного в городе Патры на полуострове Пелопоннес
  • 1991 – записана песня «Прогулки по воде» группы Nautilus Pompilius
  • 1992 – основан Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного
  • 2003 – открыт памятник в Батайске
  • 2006 – открыт памятник в Москве
  • 2007 – освящена Андреевская церковь в Калининграде
  • 2008 – рейд благотворительного медико-просветительского православного корабля-церкви «Андрей Первозванный» по отдаленным селам Новосибирской области

24smi.org

Краткое житие святого апостола Андрея Первозванного.

празднование святому 30 ноября/13 декабря

Святой апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов (греч.—посланник), избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Родился в городе Вифсаиде в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего в предании древней Церкви святому апостолу Андрею усвоено имя «Первозванного»), но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.

Из Евангелия мы узнаём, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье,. вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима (совершившемся в 70 г. по Р. X.) и о признаках Второго Пришествия Спасителя.

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия. Так имя святого апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.

На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например в Синопе. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Патрас).

Свою силу явил Господь через ученика Своего и в городе Патры. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелились Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Все это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный… Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою». Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел особую форму — был в виде латинской цифры X (в иконографии т. н. Андреевский крест). Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.

akafist.ru

Рыбный промысел требует усердия, терпения и… смирения. Если сегодня результата нет, то кто же виноват? Надо прийти завтра, спокойно и уверенно двигаться к своей цели. Закидывающие сети рыболовы составили большинство из тех, кого позвал за Собой Христос, чтобы они разносили по миру Благую Весть. Галилейского рыбака Андрея Учитель позвал первым.

Воды Писания

Библейская история полна воды. Уже второй стих Бытия гласит: «Дух Божий носился над водою». Позже были воды потопа, покрывшие всю землю. Воды моря, расступившиеся перед Моисеем и поглотившие египтян. Долгожданный дождь по молитвам пророка Илии. География и символика Нового Завета во многом строится вокруг воды. В водах Иордана на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Большинство из 12 апостолов были рыбаками. По водам бушующего озера Господь шел к Своим ученикам. А слова Христа о воде, способной утолить жажду навек, изменившие жизнь простой самарянки, призваны изменить и жизнь каждого из нас.

Море Киннереф (Чис. 34: 11; Втор. 3: 17) или Хиннароф (Нав. 11: 2), Хиннерефское (Нав. 12: 3; 13: 27) или Тивериадское (Ин. 21: 1) море, Геннисаретское озеро (Лк. 5: 1) – это сегодня озеро Кинерет. Но для нас самое знакомое его название – Галилейское море. Оно служит проточным бассейном для реки Иордан на ее пути к Мертвому морю. Древние полагали, что Иордан рассекает озеро пополам и проходит насквозь, не смешиваясь с его водами. С лодки на Галилейском море Христос проповедовал собравшемуся на берегу народу, на нем он укротил внезапно разразившуюся бурю, ходил по его водам (см.: Мф. 4: 13–17; 8: 24–26; Мк. 4: 37–41; Лк. 8: 23–25 и др.). Размеры озера невелики: всего около 20 км в длину и 13 в ширину. Поэтому морем оно называлось исключительно по своему историческому значению.

Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему – человеческому – разумению, учеников – рыбаков

Во время земной жизни Христа здесь был промышленный центр Палестины; берега озера были застроены городами, а воды заполнены многочисленными судами: военными кораблями римлян, золочеными галерами из дворца Иродова, лодками вифсаидских рыбаков… Озеро славилось обилием рыбы, поэтому многие местные жители занимались рыболовством. Их и без того нелегкий труд осложнялся еще и климатическими особенностями местности: летом в низине, где находилось озеро (а его побережье является одним из самых низких участков суши на Земле), стояла невыносимая, удушливая жара, а зимой налетали свирепые штормы, грозящие гибелью рыбакам.

«Ловцы человеков»

На берегах Галилейского моря и в прибрежных городах Иисус Христос провел большую часть Своего земного служения. Галилейское море упоминается во всех четырех Евангелиях.

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18–20).

Святитель Николай Сербский (Велимирович) размышляет, почему Господь призвал именно рыбаков: «Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру!» Но Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему – человеческому – разумению, учеников. Рыбаки были одними из самых бедных и необразованных людей. Ежедневный тяжелый труд не приносил избытка, а давал лишь самое необходимое. Все, что у них было, – это только сети и лодки, которые постоянно нуждались в починке.

«Они привыкли не руководить и приказывать, но работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их полны смирения перед волей Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их жаждут как можно большей истины и правды», – писал святитель Николай Сербский.

И кому, как не им, были более всего понятны слова Христа о неводе, заброшенном в море: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф. 13: 47–48).

«Как премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел» (святитель Николай Сербский).

Древо росло медленно. Часто Христос сталкивался с непониманием не только «внешних» людей, но и своих ближайших учеников. Вспомните их спор о том, кто будет первым в Царствии Небесном (см.: Мк. 10: 35–45). Или слова Христа, обращенные к апостолам: «Как же не разумеете?» (Мк. 8: 21) и «Неужели и вы так непонятливы?» (Мк. 7: 18). Но услышав призыв Христа, Андрей и Петр тот же час, не раздумывая, оставили сети и пошли за Ним. Сердца двух братьев уже настолько определились в выборе добра, что они, словно дети, простодушно и доверчиво последовали за Учителем, словно всю жизнь только и ждали этого призыва: «Я сделаю вас ловцами человеков».

«Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы веруют в Бога и покоряются законам Божиим» (святитель Николай Сербский).

«Гонимы, но не оставлены»

О земной жизни Первозванного апостола известно на удивление немного. Апостол Андрей носил греческое имя, значащее «мужественный». Он родился на берегу Генисаретского озера, в Вифсаиде. Был братом Симона, нареченного позже Петром и ставшего Первоверховным апостолом. Андрей однажды уже оставил свои сети и последовал за пророком, проповедовавшим на Иордане. Но как только Иоанн Предтеча указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил Иоанна и последовал за Христом. Так Господь призвал на служение первого своего апостола. Встреча у Галилейского моря была несколько позже.

Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» говорил: «Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. О, превосходство братней любви! О, противообращение порядка! Андрей после Петра родился в жизнь и первый привел Петра к Евангелию – и как уловил его: “Мы нашли, – сказал, – Мессию”. От радости это было сказано, это было соединенное с веселием благовестие о найденном предмете».

Крайне мало сведений об апостоле Андрее можно почерпнуть из Евангелия: известно, что именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить слушателей нового учения. А еще он с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов, а вместе с тремя избранными учениками Христа – Петром, Иаковом и Иоанном – был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (см.: Мк. 13: 3). Андрей Первозванный в числе 12 апостолов присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа ученикам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (см.: Деян. 1: 13). Он вместе со всеми участвовал в выборе двенадцатого апостола вместо Иуды Искариота и присутствовал при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (см.: Деян. 2: 1).

По древнехристианскому преданию, после Пятидесятницы апостолы бросили жребий, в соответствии с которым и отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Апостолу Андрею достались обширные земли Вифинии и Пропонтиды, Фракии и Македонии, простирающиеся до Черного моря и Дуная, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи.

Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть?

Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Понта Эвксинского («Гостеприимного моря»), то есть Черного моря. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть, точно сказать практически невозможно. Ориген, живший в первой половине III века, ясно утверждал, что Скифия входила в апостольский удел святого Андрея. Вся последующая византийская традиция (от «Церковной истории» Евсевия Кесарийского вплоть до Месяцеслова Василия II) также разделяла это мнение. «Скифией» назывались земли к северу от северного побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, то есть это территория современных Крыма, Украины, черноморского побережья России – Кубани, Ростовской области, Калмыкии, частично земель Кавказа и Казахстана.

Существует и другая, древнехристианская, традиция, которая иначе очерчивает территорию апостольского служения Андрея Первозванного. Согласно тексту апокрифических «Андрея деяний», восходящему ко II веку и восстановленному на основании «Книги о чудесах» Григория Турского, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Черного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Согласно этой традиции, Андрей Первозванный посетил Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда – в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару.

Практически всюду апостол Андрей подвергался гонениям от язычников, претерпевал скорби и страдания. Такая участь выпала каждому из двенадцати. Апостол Павел в Послании к Коринфянам писал: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4: 8–10).

Все бедствия Первозванный апостол переносил «с услаждением», трудясь во славу Христа: «Племена человеков, яже не ведяху Бога Истиннаго, привел еси, апостоле, к тихому пристанищу Христову и тех сердца, аки утлую ладию, неверием обуреваемая, на якори веры православныя утвердил еси» и «богодухновенным словом, яко мрежею, человеки уловил еси Христу».

Апостольское служение Андрея Первозванного сопровождалось многочисленными чудесами, исцелениями и воскрешениями из мертвых.

Ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей

В городе Патры на полуострове Пелопоннес апостол Андрей обратил в христианство жену проконсула Эгеата Максимиллу и его брата, собрав вокруг себя большую христианскую общину. Здесь же, в городе Патры, апостол принял мученическую кончину. Увидев орудие своей казни, Первозванный апостол, согласно житию, воскликнул: «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса! Ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» Для казни был выбран крест в виде буквы Х, который называется теперь Андреевским.

Согласно преданию, правитель Эгеат, чтобы продлить мучения апостола, распорядился не прибивать его к кресту, а привязать за руки и ноги. Когда апостол в мучениях пробыл на кресте уже два дня, неустанно проповедуя, в народе, слушавшем его, начались волнения. Люди потребовали помиловать апостола и снять его с креста. Правитель, опасаясь смуты, решил выполнить требования. Но решимость Андрея Первозванного принять мученическую кончину была непоколебима. Житие сообщает, что, когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием.

Сегодня на месте распятия Первозванного апостола, рядом с источником, забившим после его кончины, возвышается величественный собор Андрея Первозванного – самый большой православный храм Греции.

«Апостол Русский»

Земной путь апостола Андрея закончился примерно в 70-х годах I века. Но семя Древа Жизни продолжало расти. Спустя девять веков оно проросло и на берегах Днепра. «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», вошедшее в «Повесть временных лет», повествует о том, что апостол Андрей поднялся вверх по Днепру и осветил место, на котором позднее был построен город Киев, и даже (что, впрочем, ставится под еще большее сомнение) добрался до Новгородской земли.

«А Днепр втечет в Понетьское море жерелом; еже море словет Руское, по немуже учил святый Оньдрей, брат Петров».

Указывая на место, где впоследствии будет основан Киев, апостол Андрей, по преданию, сказал: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать».

Петр Великий в основание Петропавловской крепости заложил ковчег с частицей мощей апостола Андрея

Согласно летописной легенде, апостол поднялся на эти горы, благословил их и водрузил крест. По преданию, в XIII веке на этом месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста. А в 1749–1754 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны на этом легендарном месте был построен храм во имя самого Первозванного апостола. Удивительная по красоте Андреевская церковь неизменно привлекает к себе всех гостей Киева. Она расположена на правом берегу Днепра, над исторической частью города – Подолом, на Андреевском спуске, соединяя верхний город с нижним.

Ни доказать, ни опровергнуть легенды о «хождении» апостола Андрея по русским землям невозможно. Многие историки, как светские, так и церковные, достаточно скептически к ним относятся. Так, А.В. Карташев в «Очерках по истории Русской Церкви» писал: «Не имея прямых данных к тому, чтобы без остатка отклонять предание об ап. Андрее, идущее от такой глубокой древности, и толкуя его в географическом отношении пока согласно с господствующим в науке мнением, мы без насилия ученой совести можем допускать, что Первозванный апостол если и не был в странах на север от Черного моря, то мог быть в Грузии и Абхазии, а может быть, и в Крыму…» Но с точностью мы можем сказать одно: образ Первозванного апостола, ступали или нет его ноги по землям нашего Отечества, стал тем фундаментом, на котором и поныне стоит Русь Православная.

Дерзнем сказать, что ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей.

Уже в XI веке на Руси глубоко почитали Первозванного апостола. Это подтверждает и тот факт, что в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь, который является первым упомянутым в летописных источниках женским монастырем Руси.

Особо почитали апостола в Новгородской земле. В конце XI века в Новгороде был построен первый храм во имя святого Андрея Первозванного. В предисловии к житию новгородского святого преподобного Михаила Клопского, составленному по благословению архиепископа Макария в 1537 году, говорится о жезле святого Андрея Первозванного: после Крещения Руси «на том месте, идеже святый апостол жезл свой водрузил, храм во имя святаго апостола Андрея поставляется и в нем безценное и честное оно сокровище – многоцелебный жезл – полагается, о немже многа и неисповедимая сказуются чудеса иже и до ныне всеми видим есть».

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валааме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом Андреем Валаама.

Киевский Собор 1621 года даже засвидетельствовал: «Святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх Вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благоволили».

Апостол Андрей, брат Первоверховного апостола Петра, небесного покровителя Санкт-Петербурга, также является заступником этого города: в день основания северной столицы – праздник Пресвятой Троицы 16/27 мая 1703 года – Петр Великий заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея.

Орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства. Это первый и самый знаменитый русский орден. До 1917 года – высшая награда Российской империи, а с 1998 года – и Российской Федерации. Орден был учрежден Петром I в 1698 или 1699 году. Согласно проекту статута ордена, составленному в 1720 году Петром I, он должен вручаться «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям, ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».

Большинство из 12 апостолов были рыбаками. Но покровителем военного флота России стал именно Первозванный апостол. Учреждая русский военно-морской флот, Петр I для его знамени выбрал изображение голубого косого Андреевского креста. Он лично разрабатывал проект флага, и, согласно преданию, «Петр Первый, заснувший ночью за рабочим столом, был разбужен утренним солнцем, лучи которого, переломившиеся через промерзшую слюду окна, упали на белый лист бумаги синеватым диагональным крестом. Свет солнца и цвет моря – вот что символизирует Андреевский флаг».

В 1718 году в храме святого апостола Андрея в Кронштадте впервые был совершен чин освящения Андреевского флага, который стал развеваться над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орел».

Флаг с Андреевским крестом сегодня снова, после десятилетий атеистических притеснений, реет над военными кораблями России.

«Лодка Иисуса»

Зимой 1986 года, после продолжительной летней засухи, уровень воды в Галилейском озере резко опустился. Обнажился юго-восточный берег. Двое молодых людей – местные рыбаки – заметили в иле вещи явно древнего происхождения – куски дощатой обшивки судна. В этот момент на небе засияла двойная радуга. Юноши сообщили о находке в археологические службы. Начались работы по извлечению лодки из ила.

Этот артефакт стали называть «лодкой Иисуса»

Судно оказалось достаточно большим: его длина составляет 8 метров, а ширина – 2,3 метра. Такая лодка могла вместить 13 человек. Исследования показали, что при строительстве было использовано 12 пород дерева: кедр, сосна, кипарис и др. Изготовили ее простые люди, которые пустили в ход каждую доску, что была в их распоряжении.

Сегодня ученые единодушны в определении времени постройки и крушения лодки – начало I века н.э. Именно на таких лодках плавали рыбаки, промышлявшие добычей рыбы на Галилейском озере.

Найденная лодка – уникальное и единственное судно той эпохи и культуры – хранится в специальном музее на берегу Галилейского моря. Артефакт стали называть «лодкой Иисуса». Одни – имея в виду ее возраст. Другие – предполагая ее прямое отношение к Новозаветной истории.

Первое чудо Спасителя – претворение воды в вино. Последнее чудо, ознаменовавшее конец земного служения Христа, тоже связано с водой – из Его пронзенного ребра излилась кровь и вода. Иоанн Златоуст отмечал: «Не без значения и не случайно истекли эти источники, но – потому, что из того и другого составлена Церковь. Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровию и плотию питаются». А блаженный Феофилакт Болгарский продолжал: «Кровь показывает, что Распятый – человек, а вода, что Он выше человека, именно – Бог».

Апостол Иоанн возвещал: «И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5: 8).

Будем же молитвенно надеяться, что Господь, предстательством Своего Первозванного апостола, не лишит и нас места в Своей лодке и «источника воды, текущей в жизнь вечную».

www.pravoslavie.ru

Кстати о Галилее. Это северная часть Святой Земли, очень плодородная, живописная, богатая красивыми оазисами. И эта часть страны была населена очень большой в те времена греческой общиной, которые, впрочем, были добры, бесконфликтны и хорошо ладили с иудеями. А тамошние иудеи, в свою очередь, уважали греков за их такой уживчивый нрав и даже учили их язык, чтобы общение с греками было приятно последним. Кроме того, греческие имена проникли в иудейскую среду. Яркий пример – имя Андрей, данное сыну в иудейской семье. Имя Андрей в переводе с греческого означает «мужественный».

В отличие от женившегося брата, Андрей решил не вступать в брак и сохранить себя девственным, ища Бога. Поэтому он стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвещающего о скором приходе Спасителя.

А когда Иоанн Креститель указал на Иордане на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, Андрей понял сразу: он пойдет за Мессией и станет Его учеником. Что он и сделал. И он стал не просто учеником, а самым первым учеником Христа. И вслед за ним ко Христу пришел и Симон, достигший необычайно сильной и пламенной веры и ставший первоверховным апостолом Петром. Но из уст Иисуса еще не прозвучал призыв к тому, чтобы оставить всё и пойти за Ним. Хотя уже тогда, в первую же встречу с Симоном, Иисус сказал, что его начнут называть Петром. Так нам повествует Евангелие от Иоанна.

А вот Евангелия от Матфея и Марка описывают их встречу иначе. В них говорится о том, что Спаситель встретил Андрея и Симона на берегу Геннисаретского моря, когда они, сидя в лодке с отцом, чинили рыболовецкие сети. Иисус, проходя, обратился к ним, сказав: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И Андрей с Симоном, оставив и сети, и отца, встали и пошли за Христом.

Есть толкователи, которые утверждают, что Иисус позвал за Собой всех троих, но Иона, отец Петра и Андрея, отказался. Документальных подтверждений этого мы не имеем, а потому оставим это предположение без обсуждения и комментариев.

Призыв к братьям прозвучал только после нескольких публичных проповедей и исцелений, которые совершил Иисус, после исцеления тещи Петра и чуда, совершенного для рыбаков. Благодаря всему этому Петр начал понимать, Кем именно был Иисус, и смог откликнуться на Его призыв так, что оставил другим и самый богатый улов, который когда-либо был в его жизни, и сети, и лодку… Об этом читаем у евангелиста Луки. И вот при каких обстоятельствах прозвучал тот самых призыв Иисуса:

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков». И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним».

Судя по тому, как складывались события, Иисус дал Андрею и Симону достаточно времени и удостоверений о Себе Самом, прежде чем призвал их не просто веровать в то, что Он – Спаситель мира, но и следовать за Ним, оставив всё.

Итак, Андрей стал верным и преданным учеником Иисуса Христа. И он неоднократно упоминается в Библии. Например, во время чуда умножения хлебов именно апостол Андрей указал на мальчика, у которого было пять хлебов и две рыбки. А также именно апостол Андрей указал язычникам Иисуса, когда те пришли в Иерусалим и искали поклониться истинному Богу. Андрей был и среди тех, кому Спаситель открыл судьбу мира, рассказал о признаках Второго Пришествия и предрек будущее Иерусалиму.

Апостол Андрей вместе с другими апостолами стал свидетелем Воскресения и Вознесения Господа Иисуса Христа. И как мы знаем из Святого Писания, в Иерусалиме в день Пятидесятницы на него, равно как и на других апостолов и Пресвятую Богородицу, сошел Святой Дух. Исполнилось именно так, как и предрекал Господь.

Святые апостолы разошлись по разным городам и даже странам учить людей и обращать их в христианскую веру, крестя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Апостолу Андрею досталась Скифия.

Побережье Черного моря, Дунай, Эллада слышали проповедь этого преданного ученика Христова. Слышали, внимали и крестились во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Но не всё было гладко на пути апостола Андрея. Его выгоняли из городов, били, насмехались. Но в противовес этому становилось все больше и больше последователей христианства и возникали церкви, на священство и епископство в которых рукополагал Андрей Первозванный.

Далее путь апостола лежал в Херсонес. Там он оставался долгое время и много и горячо проповедовал. Существует даже предание, что на одном из прибрежных камней осталась выемка от ступни апостола. И когда морская вода попадала в нее, то становилась целебной.

До наших времен сохранились там развалины храмов, которые апостол Андрей основал. В некоторых даже было высечено его имя на престолах.

После Херсонеса путь апостола Андрея лежал к побережью Днепра. И следующей его проповедью было избрано место, которое сейчас является территорией Киева. Промолившись всю ночь, наутро апостол Андрей водрузил крест и сказал своим ученикам, что вскоре здесь будет большой город, и Господь поставит здесь много церквей. Так вскоре и случилось.

«Андрей Первозванный соединил крепко и навеки Константинопольскую и Русскую Православные Церкви»

После этого его проповедь слышал Новгород, а затем Византия и Фракия. Здесь, на территории будущего Константинополя, он основал церковь и рукоположил в епископа одного из апостолов Христа, а именно – Стахия. Таким образом, Андрей Первозванный соединил крепко и навеки Константинопольскую и Русскую Православные Церкви.

Ежегодно все 12 апостолов собирались в Иерусалим на праздник Пасхи, чтобы встретить ее с Пресвятой Богородицей.

После одной из пасхальных встреч апостол Андрей направился в Грузию, точнее в Абхазию, и совершил проповедь там, где сейчас находится город Сухуми. Проповедь была настолько горячей и искренней, что огромное количество людей не только крестилось, но и просило апостола Андрея оставить там кого-то для дальнейшей проповеди. Там оставлен был Симон Кананит, благодаря которому стало еще больше уверовавших в Абхазии. А путь Андрея Первозванного лежал к Босфору.

За Босфором следовала Ираклия и Македония. Там были сооружены церкви, обращены в веру люди и исцелены многие недужные. А после этого апостол Андрей пришел в Патры. Это территория Греции. Там он остановился у человека по имени Сосий и исцелил его. Весть об этом быстро распространилась по городу. Дошло это и до властителей города, которые были идолопоклонниками. Они стали учить народ, что апостол Андрей – колдун. И на собрании было решено убить апостола. Но ночью к старейшине города явился Ангел и сказал ему, что за то, что он плохое замыслил против апостола и не уверовал во Христа, он будет расслаблен и не излечится до тех пор, пока не научится истине.

Так и случилось. Старейшина Анфипат был лишен речи… Это был крах! Как можно управлять городом, вести дела, будучи немым?! Жестами он позвал своих друзей и воинов и умолял их найти и привести к нему апостола Андрея. Его привели.

Как только Андрей Первозванный коснулся старейшины, речь к нему вернулась, и он, упав на колени, стал умолять апостола помиловать его, заблудшего и чуждого истине, исцелить и вразумить! Апостол, прочтя над ним молитву, полностью исцелил его.

Тогда сам старейшина и весь род его крестились у апостола и уверовали во Христа. Этот человек не просто уверовал, а стал сопровождать в долгих странствиях святого проповедника.

Где бы ни проповедовал апостол Андрей, разрушались капища, сокрушались идолы, сжигались языческие книги. Люди духовно воскресали, выходили из тьмы псевдобогов и ложных учений.

Андрей Первозванный заповедовал всем читать Библию, почитать храм Божий и его служителей, многих из которых он лично рукополагал.

Последним городом, куда пришел апостол Андрей, были греческие Патры. Незадолго до этого он видел сон: к нему явился Иисус и сказал: «Андрей! Избранный мой! Возьми крест и иди в Патры. Ибо скоро оставишь ты мир сей для получения уготованного тебе венца!»

Проснувшись, апостол Андрей, по велению Господа, отправился в Патры. Правителем в нем в то время был проконсул Эгеат, который был закоренелым и упрямым язычником. Апостол Андрей Первозванный не раз пробовал обратить его в веру, обращался к нему с проповедями и словами благовестия. Всё было тщетно. Обозлившись, Эгеат повелел распять апостола. Да не просто так… А повесить его на кресте каким-то таким образом, чтобы он подольше испытывал муки и страдания.

Верные Эгеату воины так и поступили. Они не стали пригвождать апостола ко кресту, а привязали его веревками. Да и крест был не обычный, а в форме нашей буквы Х. Но апостол, даже находясь на кресте, продолжал свою проповедь.

Прошла ночь, прошел день, а апостол Андрей не умолкал. Так продолжалось четверо суток. Верный ученик Христа учил людей любви к своему Учителю, заповедям Божиим, вечному блаженству со Спасителем.

Люди буквально озарялись от слов его проповедей. Они собрались к судилищу, на котором сидел Эгеат, и начали громко проклинать его за то, что он осудил такого доброго и безвинного человека на такую страшную мученическую смерть. Лукавый правитель решил не возбуждать против себя гнев народа и сказал, что сейчас сам пойдет ко кресту и лично освободит апостола Андрея. Но приблизившись, он был остановлен речью к нему Первозванного: «Зачем ты пришел ко мне? Для чего лицемерить, будто ты намерен снять меня с креста и раскаяться? Я делек от тебя. Ибо твое сердце – лукавое. И если ты думаешь, что я не свободен, это не так. Я давно свободен. Потому что меня любит Спаситель. И я иду к нему!»

В последний раз благословив с креста своих братьев и учеников, апостол Андрей предал свой дух Господу. Плакали все, кто видел его и слышал слова его проповедей. А епископ города Патры, самолично сняв тело апостола Андрея со креста, помазал его ароматами. Погребали тело Андрея Первозванного с великой честью и скорбью.

А Эгеат, все же мучимый остатками своей совести за несправедливую казнь апостола, впал в уныние и в припадке сумасшествия бросился ниц с обрыва в пропасть.

История донесла до нас дату кончины святого апостола Андрея. Это было 13 декабря 70 года.

Мощи апостола оставались в Патрах с момента погребения до 357 года, когда при императоре Константине Великом мощи (за исключением головы) были перенесены великомучеником Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви святых апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

В VIвеке при императоре Юстиниане мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм святых апостолов и погребены под престолом.

А когда в XIIIвеке на Константинополь напали крестоносцы, кардинал Петр Капуанский самолично перевез все мощи в Италию, где они были помещены в кафедральном соборе святого Андрея Первозванного в городе Амальфи. Там они находятся и сейчас. Причем мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть головы святого апостола Андрея.

13 декабря Русская Православная Церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного. Имя Андрей стало издавна популярно в русском народе. Еще в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого получил при крещении имя Андрей, а спустя 56 лет основал в Киеве Андреевский монастырь. В это же время имя Андрея Первозванного было внесено во все русские календари, и память и прославление апостола начались по всей Русской земле.

Император Петр Первый учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, Орден Андрея Первозванного, который давался сановникам государства как выдающаяся награда.

И с этих же самых петровских времен русский флот выбрал и учредил своим стягом Андреевский флаг – флаг белого цвета с голубым крестом апостола Андрея в форме буквы Х.

С ранних икон утвердился образ Андрея Первозванного: взъерошенные волосы седого цвета, недлинная густая борода, хитон с клавами и гиматий.

Клав – это нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Служил знаком отличия благородного происхождения у римских граждан.

Гиматий или плащ — длинный и широкий отрезок ткани, который надевался поверх хитона. Этот плащ беднякам служил и покрывалом во время сна. О том, что он имел значительную величину, можно судить по тому, что воины, распявшие Христа и разделившие между собой Его одежду, плащ разделили на четыре части: каждому воину по одной части. Вспомните Святое Евангелие.

Чтоб ярче представить вам личность Святого апостола, приведу слова – описание Епифания Монаха. Он говорил, что апостол Андрей был не мал по телесному сложению, высок, носат, броваст и немного сгорблен.

Часто на иконах апостол Андрей изображается со свитком в руке и с крестом на длинном древке.

Наряду с образами первоверховных апостолов, образ Андрея Первозванного часто можно увидеть в церковном иконостасе. Он помещается, как правило, напротив апостола Иоанна Богослова.

Вот таким он был, святой апостол Андрей Первозванный. Огромная часть его жизни – беззаветное и преданное служение Христу, распространение Его учения и выполнения Его завета.

Если будете в храме, поищите глазами икону с его ликом, подойдите к ней. Преклоните голову и попросите его, Святого Апостола, который сейчас находится в Горних, очень близко к Спасителю, помолиться о нас, грешных, заблудших и недостойных… Нам очень нужна молитва и заступничество!

Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас!

pravoslavie.fm

Житие

Будущий святой апостол Андрей Первозванный появился на свет в Галилее, в городе Вифсаиде. Со временем переехал в Капернаум, где жил там с родным братом Симоном. Их дом находился вблизи Геннисаретского озера. Зарабатывал юноша на жизнь тем, что ловил рыбу.

Еще с детства апостол Андрей тянулся к Богу. Он решил, что никогда не женится, и пошел в ученики к Иоанну Крестителю. Будучи на Иордане, пророк указал ему и Иоанну Богослову на человека, которого назвал Агнцем Божиим. Это был Иисус Христос, за которым Андрей последовал незамедлительно, как за своим Господом.

В Евангелии говорится, что святой первым отозвался на призыв божий, за что и получил имя Первозванного. Кроме того, он привел к Христу брата Симона, который вскоре стал апостолом Петром. Именно он указал Иисусу на мальчика с двумя рыбами и пятью хлебами, которые вскоре удивительным образом умножились, накормив большое количество народа.

Посещение Руси

Андрей Первозванный был свидетелем многих чудес, которые творил Христос. Святой апостол побывал на киевских горах, где водрузил крест, сказав, что здесь воссияет Божия благодать и на этом месте будет стоять великий город с множеством прекрасных церквей. Приезжал он и в Новгородскую землю, о чем рассказано в некоторых старинных рукописях.

В 1030 году один из сыновей князя Ярослава Мудрого при крещении получил имя Андрей. Через 56 лет он решил основать в Киеве монастырь. Князь назвал его Андреевским. В 1089 году был освящен новый храм Переяславским митрополитом Ефремом. Это была церковь святого апостола Андрея Первозванного. Ближе к концу XI века в честь него был воздвигнут еще один храм, теперь уже в Новгороде. С тех пор прошло много времени, но добрые деяния Андрея Первозванного все так же чтит и помнит множество людей по всему миру.

Казнь

Несколько последних лет своей жизни святой апостол Андрей Первозванный прожил в Патрах. Здесь, впрочем, как и везде, где он побывал, святой проповедовал веру Христову. Он сумел создать весьма внушительную христианскую общину. В городе он совершал разные чудеса, включая исцеление наложением рук, а также воскрешал умерших.

Примерно в 67 году правитель Эгеат, который все еще поклонялся языческим богам, приказал казнить апостола путем распятия его на кресте. Андрей Первозванный считал, что он недостоин умереть так же, как и Иисус Христос. Поэтому крест для его распятия имел достаточно необычный вид, потому что был скошенным. Сейчас он считается одним из самых почитаемых символов в христианском мире. Крест же в честь казненного апостола стал называться «Андреевским».

Правитель Эгеат, главенствовавший в то время в Патрах, дал распоряжение не прибивать святого к кресту, а только привязать, дабы продлить его страдания. Однако апостол проповедовал и оттуда еще в течение двух дней. Люди, которые пришли его послушать, начали требовать прекращения казни. Опасаясь народного гнева, Эгеат приказал снять святого с креста. Но Андрей Первозванный решил здесь принять свою смерть ради Христа.

Как воины, а затем и простые люди, не старались, но они так и не смогли развязать его путы. По словам очевидцев, когда проповедник умирал, он озарился ярким светом.

Теперь 30 ноября (13 декабря) празднуется как день святого апостола Андрея Первозванного. Согласно преданиям, вскоре на месте его казни забил животворящий источник.

Православная святыня – Андреевский крест

В старинных письменных источниках и, в частности, в тексте Ипполита Римского, датированного II веком, прямо говорится, что апостол был распят в городе Патры. После кончины святого крест, на котором он умер, поместили в величественный ковчег, повторяющий такую же Х-образную конфигурацию. До сих пор фрагменты этой святыни хранятся в специальном киоте при самом большом православном греческом соборе в Патрах.

По церковной традиции, Андреевский крест был сделан из оливкового дерева, некогда произраставшего в Ахаии. После того, как его обнаружили в Массалии, ученые провели целый ряд научных исследований. Они выяснили, что крест действительно относится к тому временному отрезку, когда был казнен апостол Андрей.

Православный храм в Греции

В честь святого апостола Андрея Первозванного в 1974 году в Патрах наконец-то завершилось возведение величественного собора. Из истории храма известно, что конкурс по разработке этого архитектурного проекта был объявлен еще в далеком 1901 году. Спустя 7 лет, по приказу короля Георга I заложили фундамент.

Изначально строительством руководил Анастасиос Метаксас – известнейший греческий архитектор, а после его кончины храм святого апостола Андрея Первозванного продолжил возводить Георгиос Номикос.

Начиная с 1910 года и в последующие 20 лет никакие работы не проводились по причине нестабильности грунта. В 1934-м возвели купол, а уже в 1938-м строительство опять заморозили сначала из-за войны, а потом из-за тяжелейшего экономического положения, сложившегося в Греции. В 1955 году возведение храма продолжили, введя специальный налог для горожан.

Сейчас сооружение является самой большой православной церковью в Греции. Рядом с ней стоит другой храм, посвященный этому апостолу, строительство которого было завершено еще в 1843 году. Неподалеку от него находится источник. Предположительно на этом месте и был некогда распят Андрей Первозванный.

Возвращение святыни в Патры

В 1980 году священник Панагиотис Симигиатос посетил место, где долгое время пребывала часть Креста апостола Андрея. Он решил вернуть его в город Патры, откуда святыня была когда-то вывезена. Местный митрополит Никодим, объединив свои усилия с Римско-Католической Церковью, добился возвращения святыни на историческую родину.

В середине января 1980 года в Патрах ее встречали с большими почестями тысячи людей во главе с клиром и представителями городских властей.

Высшая награда

Орден святого апостола Андрея Первозванного учредил своим указом Петр I в 1698 году. Скорее всего, царя вдохновили рассказы о проповеднике, который некогда проводил миссионерскую деятельность на Руси и погиб от рук язычников, распявших его на кресте.

Первая награда досталась графу Федору Головину, который получил ее в 1699 году. За следующие 100 лет этого ордена удостоилось более 200 человек, а за 2 столетия их уже было около тысячи. При императоре Павле I им начали награждать лиц, имеющих духовные звания, а с 1855 года – военных за ратные подвиги.

Орден Андрея Первозванного отменили в 1917-м. Возвратили его только в 1998 году специальным указом президента РФ Бориса Ельцина. Он является высшей наградой РФ, которую вручают как своим гражданам, так и главам правительств других государств за заслуги перед Россией.

Значение иконы

Лик Андрея Первозванного можно найти практически в любом православном храме. На иконах его обычно изображают возле Креста. Чаще всего одной рукой он благословляет всех верующих людей, а в другой держит свиток. Иногда он может быть изображен и по-другому. На некоторых иконах у святого апостола руки сложны на груди, что говорит о его смирении. Когда умирал Иисус, апостол находился рядом и видел все его мучения, но, несмотря на это, решился повторить подвиг своего наставника, который заключался в передаче людям благой вести.

Молитва святому апостолу Андрею Первозванному

Ежедневно большое количество верующих преклоняются перед святынями. Они молятся апостолу, прося у него здоровья своим родным и близким, а также о содействии в решении возникших проблем.

Андрей Первозванный — заступник моряков, рыбаков и представителей остальных морских профессий. Большинство из них молятся ему перед выходом в плавание. Кроме того, святой является покровителем учителей иностранных языков и переводчиков, а родители незамужних девушек просят его о счастливом браке для своих дочерей. Молиться Андрею Первозванному следует так:

Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша.

Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.

Акафист святому апостолу Андрею Первозванному можно услышать в православных храмах по всему миру. Он является покровителем Украины, Беларуси, России, Румынии, Сицилии, Шотландии и Греции.

fb.ru

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь.  Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

андрей первозванный краткая биография

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

День памяти святого установлен православной церковью 13 декабря, католической – 30 ноября.

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 — высший наградной орден его  имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

андрей первозванный краткая биография

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный — покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он  является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

андрей первозванный краткая биография

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Глас 2

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Св андрей первозванный

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.

ohristianstve.ru

13 декабря — день памяти апостола Андрея Первозванного

Икона Андрей ПервозванныйВ чем помогает святой Андрей Первозванный
Житие апостола Андрея Первозванного
Молитвы для апостола Андрея Первозванного
Акафист святому апостолу Андрею Первозванному
Величание Андрея Первозванного
Видеофильм об апостоле Андрее

 


 

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

 

Апостола Андрея Первозванного считают первым проповедником Христовой веры наших земель, поэтому перед его иконой молятся о защите Отечества.
Святой Андрей много трудов положил для распространения веры Христовой, он — очень сильный помощник в деле ее укрепления, а также в защите от козней и нападок злых сил.
Апостол может помочь в исцелении от недугов — «Всюду Именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя…» (слова из акафиста Андрею Первозванному)

До призвания Андрей Первозванный был простым рыбаком, поэтому он считается покровителем рыбаков и людей, которые связаны с морем.

Морской флот России всегда находился под покровительством Андрея Первозванного, на флотском боевом знамени изображен Андреевский крест. Перед выходом в море военные моряки и их родные служат молебен для Андрея Первозванного, чтобы он покровительствовал им в походах и помогал возвращению домой.

Еще апостол Андрей Первозванный , по народным преданиям, помогает девицам в поисках хорошего жениха, а родители молятся ему о том, чтобы их дочь вела целомудренный образ жизни.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.


 

ЖИТИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

 

Андрей Заведеев, будущий апостол Андрей Первозванный, был обычным рыбаком. Андрея очень интересовали ответы на многие духовные вопросы, поэтому он стал учеником Иоанна Крестителя. Тогда многие стали считать Предтечу Самим Мессией, который был предсказан в Библии, но он утверждал, что он тот, кто готовит Ему путь. Вместе со своим братом Иоанном, Андрей следовал за пророком и однажды, во время крещения людей в Иордане, он, наконец, увидел, как их учитель указал на Человека и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира».
Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» писал:
«Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. Тогда Петр тоже присоединился к ученикам Христовым. Но все же они еще не были полностью посвящены служению Господу,  а продолжали жить с семьями и ловить для пропитания рыбу.

Призвание апостолов Петра и АндреяЧерез несколько месяцев Господь проходил, как написано в Евангелие, мимо Галилейского озера, увидел братьев и  сказал им: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним».
Апостола Андрея назвали Первозванным — он первым последовал за Христом. В Писании мало сведений об Андрее, в основном мы знаем о его деятельности из Жития и Деяний.
В Евангелие сказано, что именно апостол Андрей показал на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами, которые потом Иисус Христос умножил и ими были накормлены несколько тысяч человек.
Святой апостол Андрей был со Спасителем в течение всей Его земной жизни, на Тайной вечере, при встречах с Господом после Его Воскресения, видел Вознесение Господне и на него тоже сошел Святой Дух на Пятидесятницу.

Проповедование апостола Андрея ПервозванногоПосле Пятидесятницы апостолы по жребию определили страны, в которых они должны были проповедовать христианскую веру. Апостолу Андрею досталось нести Евангелие народам на побережье Черного моря и далее, на север, к скифам.
Нет точных данных, насколько далеко географически продвинулся апостол Андрей в своем служении. Историки считают, что он побывал на территории Крыма, части Украины, на Кубани и Кавказе, но точных подтверждений этому нет.
Одно, несомненно: апостол Андрей Первозванный – первый проповедник благой вести в «наших краях» и возможно, поэтому он незримо присутствует в истории России в течение многих веков.

Отовсюду апостол Андрей, также как и все остальные апостолы,  получал сопротивление от язычников, его деятельность сопровождали страдания. Об этом так написал апостол Павел: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4: 8–10).

Много чудес, исцелений и даже воскрешений из мертвых совершилось по молитвам Андрея Первозванного в разных краях и городах. Большое количество людей перешло в христианскую веру после этих чудес и проповедей апостола Андрея.
Через некоторое время, как раз во времена начала гонений на христиан, Андрей возвратился в Рим, а затем оказался на греческом полуострове Пелопоннес, где стал защищать, рискую жизнью, Христову веру перед римским наместником Эгеатом. Он считал, что совсем неправильно поклоняться тому, кто умер позорной смертью на кресте. Не понимал, почему он сам «мертв» и зачем ему необходимо было спасаться и обретать свою душу. В конце концов, споря, Эгеат пригрозил Андрею крестной смертью, такой же, какою принял ее Иисус Христос.
Казнь апостола Андрея ПервозванногоКак и Учитель, апостол Андрей не испугался угроз, его посадили в темницу, где он стал ожидать казнь.  Народ понимал, что он невиновен и никаких проступков не совершал, люди даже готовы были поднять бунт, а Андрей объяснял им, что эти страдания во славу Христа приведут его к вечной славе.

Два дня висел в мучениях апостол Андрей на косом кресте в форме буквы Х (такой крест получил название Андреевский), продолжая проповеди людям и призывая их к вере и смирению. Приняв мученическую смерть, примерно в 70-х годах первого века, Андрей первозванный отошел ко Господу.

Уже в самом начале обращения к христианству, в XI веке, на Руси глубоко почитали Андрея Первозванного.
В 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич, был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский монастырь, первый женский монастырь Руси. Примерно в те же годы в Новгороде был основан первый храм во имя святого Андрея Первозванного.
Андреевский флагВ день основания Санкт-Петербурга, Петр Первый заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея — заступника этого города.

Орден Андрея Первозванного является  высшим орденом государства. Это был самый известный русский орден, который стал высшей наградой Российской империи до 1917 года, а с 1998 года – и Российской Федераци, а знамя с Андреевским крестом и сейчас считается  флагом военного флота России.


 

ВЕЛИЧАНИЕ

 

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя,
имиже трудился еси во благовестии Христове.


 

hram-kupina.ru