Святителя луки

Житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
полная версия — перейти 

День памяти: 11 июня (29 мая ст.ст.)
18 марта — обретение мощей

Святителя лукиАрхиепископ Лука, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – родился 26 апреля 1877 года в городе Керчь в Крыму. Окончив медицинский факультет Киевского университета, он в 25 лет избрал для себя профессию врача, которая отвечала его глубокой потребности «служить бедным и страждущим людям, всеми силами облегчать их страдания». Валентин Феликсович блестяще проявил себя на медицинском поприще, став основоположником новых направлений в медицине (местная анестезия, гнойная хирургия и другие). Он мог бы уже в 1920-е годы, будучи профессором Ташкентского университета, стать всемирно известным медиком, но Господь распорядился иначе.

 


valentin-feliksovichВ 1921 году В.Ф. Войно-Ясенецкого посвящают в сан диакона, а через неделю, в праздник Сретения Господня, он рукополагается во иерея епископом Иннокентием Ташкентским. В 1923 г. постригается в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки, а 31 мая 1923 г. его возводят в сан епископа.

От Святейшего Патриарха Тихона он получил благословение – не зарывать в землю свой талант, не оставлять медицинской деятельности. С этого времени святитель и хирург Лука становится на путь подвижнического, исповеднического служения Богу и людям – в труднейшие времена жизни Церкви и всей страны. Три ареста, одиннадцать лет тюрем и ссылок при сталинском режиме – и … Сталинская премия I степени за монографию «Очерки гнойной хирургии» (1943 г.), тяжелейшая работа госпитального хирурга с архипастырским служением в Церкви.

luka-vjВ мае 1946-го Высокопреосвященнейший Лука назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. И трудиться ему было над чем. Повсюду царила послевоенная разруха, храмы закрыты, служить в них некому…

Святитель вернулся на родину, где по-прежнему был и целителем души, и врачевателем тела – не оставил медицинскую практику несмотря на свой преклонный возраст.
инимал больных на дому, консультировал в Симферопольском военном госпитале, в тяжелых случаях нередко сам оперировал больных. Читал лекции в мединституте, публиковал новые медицинские работы, трудился над богословским трактатом «Дух, душа, тело». Служил и проповедовал в храмах, много сил отдавал восстановлению крымских святынь, наводил порядок в епархии: препятствовал закрытию церквей, старался открыть новые, особенно в сельской местности, а от священников требовал строгого соблюдения церковных правил, постоянно боролся с ересью и сектантством.

В последние годы жизни владыка ослеп. Но с тем большей духовной силой звучали в храме его проповеди, которые до сих пор помнят пожилые крымчане.

Земная жизнь архиепископа Луки завершилась 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Провожать его в июне 1961 года в последний путь вышел весь город.

В ноябре 1995-го указом Священного Синода УПЦ архиепископ Лука причислен к лику святых. 20 марта 1996 года в Симферополе состоялось торжество, равного которому никогда не было в Симферополе и в Крыму. Мощи святителя перенесли с кладбища у Всехсвятской церкви крестным ходом в Свято-Троицкий собор.

Множество чудесных случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксировано документально.

В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей – греки чтут нашего крымского святителя, многие люди исцелились по молитвам к нему.

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на территории Свято-Троицкого женского монастыря открыт музей святителя Луки, где все желающие могут подробнее узнать о жизни великого святого и врача, увидеть его личные вещи.


88161019_ikonostas_krasnogorsk_luka_700x894

В России, Украине, Греции возводят храмы во имя святителя. Память его совершается в день блаженной кончины — 11 июня и в день обретения честных мощей святителя — 18 марта.

Фильмы о святителе Луке Крымском:

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – «Целитель Лука». Документальный фильм. Первый канал, 2015 год

Святитель Лука. Фильм-повествование о святителе Луке (Войно-Ясенецком)

Лука Крымский. Житие и тайны святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Святитель Лука: чудо молитвы. Пусть говорят. Выпуск от 24.01.2013 г.

svyatitel-luka.ru

Становление личности святого Луки

Прежде чем перейти к самим текстам молитв святому, следует немного разобраться в биографии этого человека.
о даст понимание, почему ему вообще возносится молитва. Святому Луке при рождении дали имя Валентин — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Родился он в 1877 году в Керчи. В детстве отличался склонностью к рисованию и мечтал стать художником, но в итоге выбрал стезю врача. Окончив Киевский университет, Валентин в качестве хирурга трудился на Дальнем Востоке, оперируя раненых солдат, принимавших участие в боях в ходе русско-японской войны. В 1917 году он переезжает в Туркестан, где продолжает вести врачебную практику в одной из больниц Ташкента. В 1920 году он возглавляет кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии Туркестанского университета, читает лекции.

Принятие священного сана

Во время жизни в Ташкенте Валентин Войно-Ясенецкий начинает проявлять активный интерес и к церковной жизни. Благодаря одному из своих выступлений в 1920 году касательно церковной жизни в Туркестане Валентина заметил Ташкентский епископ Иннокентий, который и рукоположил его в сан диакона, а затем и священника. Возложив на себя бремя пастырства и неся послушания соборного проповедника, Валентин не оставлял медицину и научную деятельность, продолжая заниматься оперированием и преподаванием.

Преследования и ссылки архиепископа Луки

Преследования отца Валентина начались после принятия им монашеского пострига в 1923 году с наречением имени Лука в честь евангелиста, который также, согласно преданию, был врачом. В том же году иеромонах Лука был рукоположен в епископский сан, после чего последовала первая ссылка – в Туруханск.


Находясь в заключении, епископ Лука работал над своей книгой «Очерки гнойной хирургии», за которую в дальнейшем будет награжден лично товарищем Сталиным. Вскоре преосвященного Луку отправили в Москву, где власти разрешили ему служить и проживать на квартире. Через четырнадцать лет, во время антирелигиозных гонений 1937 года, последовала вторая ссылка епископа Луки, на этот раз в Красноярск. Когда началась война, его направили на работу врачом в красноярский эвакуационный пункт. С 1943 года он также занимает красноярскую архиерейскую кафедру. Однако всего через год его снова ожидает переезд. Теперь уже он в качестве архиерея едет в Тамбовскую область, но не перестает заниматься и медициной, координируя под своим началом порядка 150 госпиталей в области.

Награды и канонизация

С окончанием войны архиепископа Луку ждет церковная награда – право ношения на клобуке бриллиантового креста. А со стороны государственной власти он удостаивается медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

В 1946 году архиепископу Луке присуждается еще одна награда – Сталинская премия I степени — за вклад в развитие отечественной науки в области медицины.

В этом же году его переводят в качестве архиерея в Симферополь, поручая Крымскую кафедру. Там Преосвященный Лука проведет остаток жизни. К концу своих дней он полностью утратит зрение, но все-таки не перестанет служить.


Совет Московской духовной академии в это время принимает преосвященного Луку как почетного члена академии. А посмертное почитание его в среде церковного народа привело к закономерной канонизации: в 1996 году в Симферополе архиепископа Луку прославили как святителя и исповедника веры.

Прижизненное служение врачом определило и его место в соборе святых – молитва святому Луке стала средством исцеления и выздоровления. К нему, как и к святому Пантелеймону, обращаются люди, одержимые различными недугами, болезнями. Однако молиться о чем-то другом также не возбраняется. Многие родители читают, например, молитвы святому Луке о детях, о семейном благополучии. В качестве покровителя местности архиепископа Луку вспоминают на тех местах, где он нес свое пастырское служение – в Крыму, Тамбове, Ташкенте, Красноярске и др.

Общая молитва святому Луке

В личных молитвах молиться можно своими словами, но совместные службы подчинены определенному порядку и имеют стандартизированный набор текстов. Ниже нами будет приведена молитва святому Луке Крымскому в русском переводе:

О всеблаженный исповедник, святитель, отец наш Лука! Великий угодник Христов! В умилении, приклонив колени сердца нашего, как чада своего отца умоляем тебя со всем усердием: услышь нас, грешных. Вознеси молитву нашу к милосердному и человеколюбивому Богу, которому ты в благости святых, с ангельскими ликами предстоишь.
о мы веруем, что ты любишь нас той же любовью, которою всех ближних возлюбил, когда пребывал на земле.
Выпроси у Христа, Бога нашего, чтобы он утвердил своих чад в духе правильной веры и благочестия. Пусть он даст пастырям святую ревность и заботу о спасении паствы, вверенной им. Пусть оберегают право верующих, укрепляют в вере слабых, наставляют незнающих, обличают сопротивляющихся. Каждому из нас дай дар, в котором мы нуждаемся, и который будет полезен и для вечного спасения и в жизни этой. Даруй городам нашим утверждение, земле плодородие, защиту от голода и болезни, утешение скорбящим, выздоровление больным, заблуждающихся на путь истины возврати, родителей благослови, детей в страхе Господнем воспитай и взрасти, сиротам и одиноким помоги. Преподай нам всем твое архипастырское благословение, чтобы мы, имея это молитвенное ходатайство, избавились от противостояния дьявола и избежали всякой вражды, нестроений, ересей и расколов. Проведи нас на дорогу, ведущую к селениям праведных, моля о нас всесильного Бога, чтобы в вечной жизни нам сподобиться с тобою непрестанно прославлять единосущную и нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Такова общая молитва святому Луке, читаемая во время официальных богослужений. В молитвенниках, предназначенных для частного использования, приводятся и другие варианты текстов. Одна из них — молитва святому Луке о здоровье – будет приведена ниже. Для удобства понимания текста она также будет представлена в русском переводе.

Святой Лука: молитва о выздоровлении


О, блаженный святитель Лука, услышь и прими нас, грешных, обращающихся к тебе с молитвой! Ты привык в жизни своей принимать и помогать всем, нуждающимся в твоей помощи. Выслушай же и нас, скорбящих, с верой и надеждой к твоему заступничеству взывающих. Даруй нам скорую помощь и чудесное исцеление! Пусть не расточится ныне твое к нам, недостойным, милосердие. Нас, страдающих в суетливом мире этом и нигде не находящих утешения и сострадания в душевных скорбях и телесных болезнях – исцели. Избавь от искушений и мучений дьявола, помоги донести жизненный свой крест, перенести вся трудности жизни и не утратить в нем образа Божия и веру православную сохранить. Дай нам сил иметь на Бога твердое упование и надежду, нелицемерную любовь к ближним, чтобы, когда придет время расставаться с жизнью, достигнуть нам Небесного Царствия вместе со всеми угодными Богу. Аминь

Так в православной церкви почитается святой Лука. Молитва о выздоровлении при этом может читаться не только во время физических изнеможений, но и во время депрессии или какого-либо душевного нездоровья. Кроме того, в круг болезней в церковной традиции входят и духовные проблемы, например, сомнения в вере.

www.syl.ru

Из жизни Святого Луки


Святителя лукиВ медицину Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (мирское имя) решил пойти не сразу. Первая мечта – профессия художника. В Киеве он окончил художественную школу, учился искусству в Мюнхене, но затем, неожиданно для всех, Лука избирает путь врача. Подает документа на медицинский факультет в университете Киева. Позже он объяснит это тем, что должен заниматься не тем, что нравится, а тем, что приносит пользу человечеству.

Профессора и студенты медицинского быстро замечают, что будущий врач совершенно не стремится сделать карьеру. Он собирается стать земским врачом, что непрестижно, тяжело и безумно даже для того времени. Однокурсники удивлены его выбором, а Лука тем временем удивляется их осуждению, ведь его цель жизни – быть деревенским врачом, чтобы помогать беднякам.

Будущий святой Лука интересуется глазной хирургией и начинает учиться ей сразу после экзаменов. Делает это потому, что знает, какой масштаб приобрела трахома в деревне. В своей работе вершит настоящие чудеса, водит больных к себе домой, без устали работает. Мать помогает сыну, занимается хозяйственной частью импровизированной больницы.

Его вершинной операцией стало исцеление нищего юноши, который лишился зрения еще в детстве. Этот молодой человек распространил скромную славу Войно-Ясенецкого на всю округу, и слепые потоком двинулись просить об исцелении. Перед его домом встала огромная очередь нищих, жаждавших прозрения. Были примечательные случаи. Лука как-то оперировал семью, все члены которой были слепцами от рождения. Из семерых человек зрение вернулось к шестерым.

Поразительная работоспособность будущего святителя в Переславле-Залесском не знает аналогов. Он проводил в год около тысячи операций. На фото можно видеть Луку в окружении выздоровевших, проповедующим истинный путь православия.

Достижения или чудеса?


Святителя лукиПроблемой земского врача в то время была анестезия. Перед операцией требовался серьезный наркоз, многие больные не переносили его. Из страха врачи отказывались от работы, особенно, если борьба идет за жизнь ребенка. Лука не чурается медицины и науки, теоретической и практической. Он пишет диссертацию о регионарной анестезии, за которую получит докторскую степень. Метод основывается на расположении нервных окончаний. Сложность представляет выбор правильного места, но эта анестезия не убивает пациентов.

Во время работы с пациентами в ходе русско-японской войны Войно-Ясенецкий берет в жены Анну Ланскую, медицинскую сестру милосердия. На фото они представляются оба целомудренными, так их при жизни и называли «святые». Несмотря на истовое христианство, Лука не собирался стать монахом. Его невеста нарушила обет девства, выйдя за него замуж, поэтому, как посчитал Святитель, Бог наказал ее невероятной ревностью.

Валентин Феликсович заводит детей, но продолжает путешествовать, чтобы исцелять болезни в разных городах, где в нем действительно нуждаются. В это же время он начинает писать книгу о проблемах гнойной хирургии. Жена Войно-Ясенецкого уходит в мир иной. Четыре ребенка остаются практически сиротами, ведь через два года отец принимает сан священника. Он станет монахом, примет имя Лука.

Религия преодолевает историю

Святителя лукиСвященничество Луки пришлось на годы Гражданской войны, когда было страшно даже намекнуть на то, что ты верующий человек. Он надел рясу и продолжил работу всей своей жизни, сменяя ее белым халатом. Лекции Святой Лука читает в монашеском облачении. Молится прямо в больнице, перед операцией благословляет пациентов. Святитель занимается вопросами рака и одновременно проповедует православие. Крестит даже мусульман, утверждая, что Бог един.

Власти требуют убрать иконы из операционной, и тогда святой Лука прекращает работу. Вернется только при условии, что изображения вернутся на место. Когда жена партийного начальника попадает в больницу, власть понимает, что спасти ее может только Лука, и возвращает икону на место.

Лука был хорошим оратором, он умел отстоять свои интересы и интересы больницы. Он боролся за честь профессии, защищал врачей на Ташкентском суде, который был посвящен обвинению докторов в членовредительстве. Обвинитель стал нападать на него за одновременную принадлежность к религии и науке, на что Лука ответил, что он помогает страждущим, а отсутствие Бога в черепной коробке еще не говорит о его несуществовании во Вселенной. Да и совести с умом среди мозгов почему-то не видно.

На Советскую власть чудеса Войно-Ясенецкого не производят впечатления, и его арестовывают за контрреволюционную деятельность – распространенное обвинение, по которому пострадала не одна тысяча человек. На 11 лет судьба Святителя связывается с тюрьмами. Поезд, в котором находится Лука, не может тронуться больше 10 минут. Ему мешает толпа, которая не желает, чтобы их целитель покидал Ташкент. Сотни человек ложатся на рельсы, мешая движению.

Три ссылка на север пережил святитель. Однажды в Енисейске он приходит в больницу и просит место. Помогает людям даже в собственной ссылке. Перед одной сложной операцией его методы пугают местных врачей, но потом заведующий доверяется опыту хирурга. Большой опыт тренировки позволяет ему успешно работать на этапе.

В одном из самых жестоких мест, где приходилось жить Луке, на дальнем Севере, даже окна не были заклеены как следует. Отсутствовало отопление, а на полу лежали сугробы. Всего два человеческих дома, которые уже потеряли должный облик, находились в это месте. Но из здесь люди узнают святителя, просят его крестить ребенка. Нет сил смотреть на крайнюю нищету, где в одном хлеву обитают дети и телята. Никакое фото не передаст того, что пришлось видеть Луке.

Жестокость и милосердие

Святителя лукиВ тюрьмах и ссылках святого не оставляет присутствие духа. Он находит силы даже на шутки. О первой ссылке вспоминает с юмором. Огромное количество клопов, которые покрывали стены камеры и постель, он пытался вытравить огнем свечи. Говорит об этом там: «Через пару минут насекомые куда-то исчезли. Видно, сказали друг другу: «Бегите, братцы, здесь поджигают!».

Но чувство юмора – не главное, на чем держался Лука. Самое сложное удалось ему пережить только благодаря вере. Он представлял в молитве муки Христа и ему становилось проще. Есть фото епископа в ташкентской тюрьме – впалые щеки, измученный вид, но несломленный дух.

Великую Отечественную войну святитель встретил в ссылке. Его назначили главным хирургом красноярской больницы. Он помогает раненым, которых уже оставили другие враги, порой творит настоящие чудеса. Впоследствии, на вручении медали, он презрительно бросает в лицо власти: «Я бы помог большим людям, если бы меня не таскали 11 лет по тюрьмам ни за что, ни про что».

Жизнь подбросила Луке сложный выбор и он сделал его неправильно. Все время он сожалел об этом. Оставив пастырскую работу, он занимается только вопросами гнойной хирургии, просит Бога лишь о здравии больных. Вера уходит на второй план, епископ обряжается в гражданскую одежду и получает должность консультанта при Министерстве здравоохранения.

Как только Лука отошел от Бога, жизнь его пошла на разлад. Перед операциями он больше не молится, они бывают неудачными. Епископ понимает, что благодать и сила творить чудеса оставила его, возможно, навсегда.

Но Господь во сне вразумляет его, святой Лука возвращается к работе, совмещая ее с церковным служением. В Крымской епархии ему назначено место. Лука Крымский делает все, чтобы в эпоху Хрущева жизнь Церкви в стране не угасла.

В 1942 году Лука становится архиепископом. Чудеса исцеления не сделали его зазнавшимся человеком. Он носил заплатанную рясу и скромно питался. Его чуткость к чужим бедам прослеживается даже в этом простом акте милосердия – отдать возможность одеться хорошо бедным. На фото этого периода Лука выглядит бодро и скромно, как и надлежит выглядеть священникам.

Архиепископом он был требовательным. В 1956 он сам лишается зрения, но продолжает молиться об исцелении страждущих, о зачатии парам, которые не могут завести детей, об избавлении от рака, об излечении ребенка. Молитва Луке творит настоящие чудеса. Через 5 лет он умирает в день Всех Святых. Церковь канонизирует его, но позже.

Власти делают все, чтобы похороны не превратились в пресловутую церковную пропаганду. В газетах публикуются статьи, направленные на православие. Запрещается шествие от собора до кладбища. Проводить владыку собирается множество людей, но власти не разрешают им двигаться с телом святого по города, заставляют ехать в обход, окраинами. Горожанам предоставлены автобусы, но никто не хочет садиться в них. Люди не дали двинуться вперед катафалку. Прямо по центральной улице, вопреки всем запретам, пошла пешая процессия с гробом. Это продолжалось три часа. Люди пели «Святый Боже» и не поддавались на угрозы властей.

Архиепископа похоронили, а мощи были обретены в 1995 году. Украинская Церковь причислила Луку к лику святых в этом же году. РПЦ сделала это в 2000 году, и святой Лука стал новомучеником.

Исповедник веры

Святителя лукиКрепкий дух святого Луки, который жил совсем недавно, и впредь заражает сердца христиан. Пастырь по-прежнему помогает верующим, но уже с небес. Молиться ему о здравии, о зачатии и здоровье ребенка можно дома и в церкви. Появилась икона Святого Луки.

Теперь, когда вы знаете историю жизни и мучений святого, вам проще будет возносить просьбы. Новомученик близок нам во времени, многие застали эту эпоху, когда христианство в нашей стране всячески ущемлялось. Но в это время были и крепкие духом, которых нельзя сломить приказами властей.

Апологет веры, Святой Лука, проповедовал главную истину. Вместо того, чтобы думать и размышлять, нужно делать. И всю свою жизнь Лука творил чудо исцеления, не осознавая этого. Он просто помогал людям, не делая различия между ними. Излечения от рака и глазных заболеваний, а также многих других хворей, легко на его плечи. И этот крест святитель нес на протяжении всей своей жизни. Люди любили его и доверяли его дару. Ему не нужно было смотреть и анализировать, он просто брал и делал. И это большой урок для каждого современного христианина.

Другой урок, который мы можем почерпнуть из жизни святого, – нельзя предавать своей веры. Бог един и он все видит. Период жизни, в который проповедник отошел от церковных дел, стал самым мрачным в его жизни. Но нахождение истинного пути и приход в Крымскую епархию вернули все на свои места. Нам следует задуматься и остановиться, если есть чувство, что вера уходит на кривую дорожку. Поддерживайте в себе Бога, больше молитесь и ходите в церковь.

О чем молиться

Святителя лукиЕсли вы хотите обраться к святому Луке с молитвой, знайте, что он помогает лишь тем, кто старается и сам избавиться от хвори. Не пренебрегайте заветами земных врачей, следуйте их инструкциями и уважайте этот благородный труд.

Молитва Святому Луке помогает в укреплении веры и перед операцией. Она позволяет легче пережить вдовство и разводы, трагедии, связанные со смертью близких. Святой вразумляет неверующих и тех, кто впал в сектантство. Святитель Лука покровительствует социальным и медицинским работникам, помогает служащим хосписов и благотворителям.

Молиться можно перед походом к врачу, особенно к хирургу, и в деле излечения от рака. Заболевшие обращаются к Луке, так как он отвечает даже на чаяния ребенка. Помните, что благодатные сроки выздоровления у каждого свои, ведь болезнь – это Господне испытание, посланное не просто так.

Женщинам можно молиться о наступлении беременности и хорошем здоровье ребенка. Нужно смотреть на икону и читать молитву, которая указана ниже, от всей своей души. Просить о беременности нужно, если врачи не могут установить причины, а сроки обзаводиться детьми подходят.

Как молиться

Сходите в православный храм, если есть силы. Поставьте свечи Христу, Целителю Пантелеймону и Матроне. Приобретите свечей домой. Записка о здравии себе и своим близким тоже не помешает. Если можно, выдерживайте трехдневный пост и причаститесь.

В храме возьмите святой воды. Когда останетесь дома, зажгите те три свечи, что купили в лавке. Рядом поставьте иконы и святую воду. Если есть образ Луки, на него необходимо смотреть.

Креститесь и читайте молитву. Он помогает женщинам, которые просят о беременности, зачатии и даже тем, кто устал лечиться от рака. Совмещайте молитву и пост, придерживайтесь рекомендаций врачей. Сам Лука был хирургом, он всегда осознавал важность исполнения инструкций от доктора. Приводим тропарь, кондак и текст самой молитвы:

Тропарь Святителю Луке

Кондак святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, глас 1

obrjadymagii.ru

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Скальпель на иконе

На многих иконах, особенно греческих, святитель Лука изображен с хирургическими инструментами в руках.

В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания было внесено имя человека, которого знают как выдающегося ученого и всемирно известного хирурга, профессора медицины, духовного писателя, богослова, мыслителя, исповедника, автора 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей. Его научные труды по гнойной хирургии и в наши дни остаются настольными книгами хирургов.

Имея талант художника, он мог вести богемный образ жизни, пачкая руки лишь красками, а стал «мужицким врачом», священником, жертвой политических репрессий. Он мог выставлять свои картины в лучших залах мира, но сознательно выбрал путь служения простым людям, путь, полный страданий, крови, пота и гноя. Этот путь принес ему не богатство и почести, а аресты, каторги и ссылки, самая дальняя из которых была в 200 километрах от Полярного круга. Но даже во время ссылок он не оставлял научную деятельность и сумел разработать новый метод лечения гнойных ран, который помог спасти тысячи жизней во время Великой Отечественной войны.

Сталинская премия — детям

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. ФотоОтсидев 11 лет в сталинских лагерях, архиепископ-хирург был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», высшей церковной наградой – правом носить на клобуке алмазный крест – и Сталинской премией первой степени по медицине.

В 1946 году, став архиепископом Симферопольским и Крымским и получив эту высокую государственную награду, он из 200 тысяч рублей премии 130 тысяч перечислил в помощь детям, пострадавшим в войну.

В начале войны епископ Лука послал телеграмму М.И. Калинину с просьбой прервать очередную ссылку и направить его для работы в госпиталь на фронте или в тылу: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам… По окончании войны готов вернуться в ссылку».

Ответ пришел незамедлительно. В конце июля его перевели в мой родной Красноярск, назначив консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий в госпиталеПосле 10-11 часов в операционной он шел домой и молился, ибо в городе с многотысячным населением не было ни одного действующего храма.

Жил архиерей в сырой холодной комнате и постоянно голодал, т.к. на госпитальной кухне профессора начали кормить лишь с весны 1942 года, а отоваривать карточки ему было некогда. Благо, санитарки тайком оставляли ему кашу.

Коллеги вспоминали, что смотрели на него как на Бога: «Он многому научил нас. Остеомиелиты, кроме него, никто оперировать не мог. А гнойных ведь было – тьма! Он учил и на операциях, и на своих отличных лекциях».

Читайте также — По вере вашей

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Раненые салютовали мне… ногами»

Приезжавший инспектор всех эвакогоспиталей профессор Н.Н. Приоров отмечал, что нигде он не видел таких блестящих результатов лечения инфекционных ранений суставов, как у владыки Луки. Его отметили грамотой и благодарностью Военного совета Сибирского военного округа. «Почет мне большой, – писал он в то время, – когда вхожу в большие собрания служащих или командиров, все встают».

«Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, – писал профессор, у которого остались светлые и радостные воспоминания о тех военных годах. – Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них… неизменно салютовали мне высоко поднятыми ногами».

В Красноярском крае святитель-хирург находился в ссылке дважды – в начале 1920-х годов и на рубеже 1930-1940 годов. Из Красноярска владыка писал сыну: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Как уроженка Красноярска я с гордостью узнала из книги В.А. Лисичкина «Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)», что именно в моем родном городе епископ Лука стал архиепископом Красноярским и постоянным членом Священного Синода.

5 марта 1943 года он пишет сыну очень светлое письмо: «Господь послал мне несказанную радость. После 16-ти лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои. Открылась маленькая церковь в Николаевке, предместье Красноярска, а я назначен архиепископом Красноярским…». «Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел меня в сан архиепископа». Думаю, это уникальный случай в истории РПЦ.

Когда он покидал красноярскую кафедру, моей маме было 5 лет, но бабушка, работавшая в Красноярске почтальоном, не могла не слышать о владыке-хирурге, сосланном в Красноярский край (в село Большая Мурта). Я родилась в Красноярске уже после смерти святителя Луки. Уезжая после окончания школы из родного города, я понятия не имела ни о Боге, ни о том, был ли на тот момент открыт хотя бы один храм. Помню лишь возвышающуюся над городом часовенку, которую можно видеть на десятирублевых банкнотах.

Рада, что 15 ноября 2002 года мои земляки установили в центре Красноярска бронзовый памятник, изображающий архиепископа Луку с молитвенно сложенными руками. Это третий по счету памятник после Тамбова и Симферополя. Но к нему могут прийти лишь красноярцы или гости города. А вот к другому «Святителю Луке» – «поезду здоровья» с вагоном-храмом за врачебной и духовной помощью приходят жители Красноярского края и Хакасии.

Как же ждут люди эту поликлинику на колесах, гордо носящую имя одного из самых выдающихся деятелей русской медицины и Русской Православной Церкви! Церкви, представителей которой советская власть десятилетиями уничтожала, расстреливая, ссылая в лагеря, сажая в тюрьмы. Но далеко не всех обитателей сталинских лагерей эта же власть потом награждала высочайшими государственными наградами.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Художник в анатомии и хирургии

Впервые я узнала о святителе Луке во время паломнической поездки по Крыму, будучи уже взрослым человеком. Позже прочитала, что святитель Лука, по молитвам к которому до сих пор получают исцеления люди, больные самыми разными болезнями, в том числе онкологическими, родился 27 апреля (9 мая по новому стилю) 1877 года в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича, происходившего из древнего русского дворянского рода. При крещении младенца нарекли Валентином (что значит «сильный, крепкий») в честь священномученика Валентина Интерамского, получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю он стал и врачом, и священнослужителем.

А Лукой будущий святитель был назван при монашеском постриге в честь святого апостола Луки – врача и художника-иконописца.

Этот удивительный человек за свою 84-летнюю жизнь спас огромное количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и по фамилии. Такой «человеческой хирургии» владыка учил и своих учеников. «Для хирурга не должно быть «случая», – говорил он, – а только живой страдающий человек». Ради этого страдающего человека Валентин Феликсович и пожертвовал своей юношеской мечтой – стать художником.

После окончания в Киеве гимназии и художественного училища во время вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств он вдруг решил, что не вправе заниматься тем, что ему нравится, «но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», т.е. медициной, т.к. именно в медицинской помощи нуждалась российская глубинка.

Впрочем, он все же стал художником – «художником в анатомии и хирургии», как сам себя называл. Преодолев отвращение к естественным наукам, Валентин с блеском окончил медицинский факультет и получил диплом с отличием. Но карьере ученого предпочел должность простого земского лекаря – «мужицкого» врача. Иногда, не имея под рукой инструментов, он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток – женский волос.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий овдовел в 1919 году, потеряв любимую жену и мать четверых детей. В феврале 1921 года, в страшное время репрессий, когда тысячи мирян и священников, отвергнувших обновленчество, сидели в тюрьмах, ссылках и лагерях, хирург Валентин Феликсович стал священником. Теперь он оперировал и читал студентам лекции в рясе и с крестом на груди. Перед операцией молился Божией Матери, благословлял больного и ставил на его теле йодовый крест. Когда из операционной однажды вынесли икону, хирург не приступил к операциям до тех пор, пока у высокого начальства не заболела жена и икону вернули на место. Он всегда открыто говорил о своей вере: «Куда меня ни пошлют – везде Бог». «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», – этому принципу он остался верен до конца своих дней.

В своей автобиографии святитель-хирург писал: «Ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9; 37-38). У меня буквально дрогнуло сердце… «О Господи! Неужели у тебя мало делателей?!» Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему».

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: «В служении Богу вся моя радость»

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Иконографическое изображение

«Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако врачебной и научной работы я не намерен оставлять», – писал Валентин Феликсович сыну Михаилу. И еще: «О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его…»

В 1923 году знаменитый хирург принял тайный монашеский постриг и был возведен в сан епископа. Он добровольно и открыто избрал крестный путь мученичества, страданий и подвига, путь «агнца среди волков», о котором ни разу не пожалел.

Его скитания по тюрьмам и ссылкам начались после первой же архиерейской службы в кафедральном соборе Ташкента, откуда «черный ворон» увез его в тюрьму.

Однажды возглавлявший ЧК Петерс спросил профессора: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?», – ответил врач. «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?»

«Бога я действительно не видел… Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Значит ли это, что их нет?».

Под хохот всего зала «Дело врачей» с треском провалилось.

Владыку Луку не сломили ни многочисленные аресты, ни годы тюрем и сталинских лагерей, ни 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, ни клевета и изгнания. Сколько людей сломалось в подобных условиях! А он ничего не подписал и не отрекся от сана священника. Идти по столь тернистому пути, по его признанию, ему помогало почти реальное ощущение, что его поддерживает и укрепляет «Сам Иисус Христос».

По биографии Святителя Луки Войно-Ясенецкого можно изучать историю и географию России. Он пережил революцию, Русско-японскую войну, Гражданскую войну, две мировые войны, Великую Отечественную войну, гонения на Церковь, годы лагерей и ссылок.

Вот лишь некоторые места, где ему довелось жить: Керчь, Кишинев, Киев, Чита, Симбирская, Курская, Саратовская, Владимирская, Орловская, Черниговская губернии, Москва, Переславль-Залесский, Туркестан, Ташкент, Андижан, Самарканд, Педжикент, Архангельск, Красноярск, Енисейск, Большая Мурта, Туруханск, Плахино, Тамбов, Тобольск, Тюмень, Крым…

В разные годы владыка был епископом Ташкентским и Туркестанским (25.01.1925 – сентябрь 1927), епископом Елецким, викарием Орловской епархии (5.10.1927 – 11.11.1927), архиепископом Красноярским и Енисейским (27.12.1942 – 7.02.1944), архиепископом Тамбовским и Мичуринским (7.02.1944 – 5.04.1946), архиепископом Симферопольским и Крымским (5.04.1946 – 11.06.1961).

В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

В 1946 году владыка назначается архиепископом Симферопольским и Крымским. Здесь он завершает работу над богословским трудом «Дух, душа и тело», в котором внимание уделяется также учению Священного писания о сердце как органе богопознания. Когда в 1958 году архиепископ Лука полностью ослеп, он писал своей дочери: «От операции я отказался и покорно принял волю Божию быть мне слепым до самой смерти. Свою архиерейскую службу буду продолжать до конца».

11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, 84-летний архиепископ Лука отошел ко Господу. Три дня неиссякаемым потоком люди шли попрощаться с любимым архипастырем. Многие больные у могилы святителя Луки получили исцеления.

Читайте также — Святитель Лука: через чудеса и после смерти – на службе медицины

«Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»

В апреле 2000 года Святителя Луку Войно-Ясенецкого реабилитируют, а в августе того же года прославляют в сонме новомучеников и исповедников Российских. Как святой он почитается и другими Поместными Церквями, в частности, Греческой Православной Церковью. Не менее 20 храмов и часовен во имя святителя Луки построено на территории России и Украины, более 30-ти – в Греции.

В повсеместном почитании святителя Луки греками огромная заслуга принадлежит архимандриту Нектарию (Антонополусу), игумену монастыря Преображения Господня Сагмата, создавшему музей в часовне святителя Луки, написавшему книги о нем, организовавшему две международные конференции в Афинах, посвященные святителю Луке.

31 мая 2012 года о. Нектарий выступит с докладом на IV научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого», которая пройдет в филиале № 3 Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко МО РФ (в г. Железнодорожный Московской области).

А 11 июня архимандрит Нектарий по традиции приедет в Симферополь на торжества, посвященные архипастырю-врачу.

Именно у мощей святителя Луки в Свято-Троицком соборе произошла первая встреча греческого монаха с детьми из Сибири и Крыма, которых с 2002 года он приглашал на отдых в Грецию в рамках благотворительной программы «Мост любви».

Возвести этот мост между нашими странами ему помог Святитель Лука Войно-Ясенецкий. К сожалению, из-за кризиса в Греции программа второй год не действует, и отец Нектарий продолжает молиться святителю Луке о помощи.

Если мы не хотим, чтобы «Мост любви» рухнул, вспомним завет святителя Луки Войно-Ясенецкого: «Главное в жизни – делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

Любой состоятельный человек или любая благотворительная организация может поддержать программу отца Нектария или стать спонсором художественного фильма «Алмазный крест», который в настоящее время снимается по одноименной повести Юрия Чибрякова. Как это часто бывает в России, средств на окончание съемок не хватает.

«О, всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, моли Бога о нас!»

Ирина Ахундова

Фото автора и из открытых источников в интернете

www.pravmir.ru

Память 29 мая / 11 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Святитель Лука[1] (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой – решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству[2]. Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

www.pravoslavie.ru

Аудиозапись проповеди святителя

Слово архиепископа Луки на Преображение Господне, записанное на магнитофон 14 августа 1956 года, на даче в Алуште

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче непоколеби́мый,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ Правосла́вия наста́вниче,/ Кры́мския земли́ архипа́стырю,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/ Христа́ Спа́са непреста́нно моли́,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас той же

Я́ко звезда́ всесве́тлая,/ в нощи́ безбо́жия доброде́тельми просия́л еси́/ и, от гони́телей мно́го пострада́в,/ непоколеби́м ве́рою пребы́л еси́,/ враче́бною же му́дростию укра́шен,/ мно́гия лю́ди исцели́л еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти́:/ ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче,/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// ра́дуйся, земли́ Ру́сския похвало́ и утвержде́ние.

Награды

Церковные:

  • право ношения креста на клобуке (февраль 1945)

Светские:

  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
  • Сталинская премия I степени (февраль 1946, за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов»).

Труды

Основные медицинские труды

  1. «Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома». «Хирургия», 1908.
  2. «О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике». «Врачебная газета», 1908.
  3. «Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже». «Хирургия», 1908.
  4. «Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти». «Труды Московского хирургического общества 1909.
  5. «Регионарная анестезия». (Труды Тамбовского физиологического медицинского общества 1909 г.).
  6. «Кровяная саркома ребра». «Хирургия», 1910.
  7. «Об оперативном лечении переломов позвоночника». «Хирургия», 1910.
  8. «Отчет о хирургической работе Романовской земской больницы за 1909-1910 гг.».
  9. «О первом остром остеомиелите позвоночника». «Хирургия», 1911.
  10. «Двустороннее повреждение блуждающего нерва». «Хирургия», 1911.
  11. «Zweiter Fall von vorubergehender Erblindung nach Novocain Adrenalininjektion in Augenhohle», Zentrablatt fur Chirurgie 1911.
  12. «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1911.
  13. «Litungsanasthesie des nervus ischiaticus», Zentralblatt fur Chirurgie 1912.
  14. «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1912-1913 гг.
  15. «Регионарная анестезия седалищного и срединного нервов». (Труды XII съезда русских хирургов 1912 г.).
  16. «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1914.
  17. «К казуистике оперативного лечения опухолей мозга». (Труды Киевского хирургического общества, 1914 г.).
  18. «Регионарная анестезия кисти руки». (Врачебная газета, 1915).
  19. «Регионарная анестезия». (Докторская диссертация), за которую присуждена премия Хайницкого. СПБ, 1915.
  20. «Кариозные процессы в реберных хрящах и их оперативное лечение». «Вестник хирургии» за 1923 г.
  21. «Uber das Unterbinden der Gefa?e bei Extirpation der Milz», Zeitschift fur Chirurgie 1923.
  22. «Артротомии при гнойных воспалениях больших суставов». «Вестник хирургии» 1924.
  23. «Топография паховых и наружных подвздошных лимфатических желез и техника оперативного удаления их.» Туркмен. медицин. журнал т. I, № 2.
  24. «Опасности способа Мамбург,а». Туркмен. медицин. журнал т. I, № 7.
  25. «Лечение гнойных воспалений катаплазмами Вальневой». (Неизвестно где напечатана. Указана в списке трудов проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в статье В.А. Полякова). «Хирургия», 1957, № 8, с. 127-135.
  26. «Очерки гнойной хирургии». I-е издание, 1934.
  27. «Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла». 1943.
  28. «Очерки гнойной хирургии». 2-е издание, 1943.
  29. «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Москва, 1944.
  30. Разрез, без которого нельзя вылечить гнойный коксит». Госпитальное дело, 1944.
  31. «О раневом сепсисе». (Сборник трудов Воронежского военного округа, 1945).
  32. «О гематогенном остеомиелите». 1946-1947.
  33. «О лечении хронических эмпием плевры после огнестрельных ранений». 1947.
  34. «Патогенез и терапия мозолей». «Советская медицина» 1953, № I.
  35. «Очерки гнойной хирургии». 3-е издание, 1956.

Святитель Лука Крымский
Святитель Лука Крымский

Всего трудов печатных и на машинописи по медицине насчитывается у архиепископа Луки около шестидесяти, в том числе доклады в ученых обществах и годовые отчеты по хирургической работе.

Публицистика и богословские труды, печатные и рукописные.

  1. «Кровавый мрак фашизма». «ЖМП» 1943, № 4, с. 24, 25.
  2. «Праведный суд народа». «ЖМП» 1944, № 2, с. 26-28.
  3. «Память Святейшего Патриарха Сергия». «ЖМП» 1944, № 8, с. 17, 18.
  4. «Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров». «ЖМП» 1944, № 4, с. 21, 22.
  5. «Слово на второй день Пасхи на литургии». «ЖПМ» 1945, № 6, с. 44-47.
  6. «Возмездие совершилось». «ЖПМ» 1946, ? I, с. 28, 29.
  7. «Слово в Великую Пятницу». «ЖМП» 1946, № 5, с. 22, 23.
  8. «К миру призвал нас Господь». «ЖМП» 1947, № I, с. 61-64 ( с портр.).
  9. «О духе, душе и теле». (120 страниц машинописи).
  10. «О любви».
  11. «О зле и страдании».
  12. «Защитим мир служением добру». «ЖМП» 1950, № 5, с. 32, 33.
  13. «Рассуждение о правде и лжи». «ЖМП» 1951, № 5, с. 8-11.
  14. «О посылке Иоанном Крестителем своих учеников к Господу Иисусу Христу с вопросом, Он ли Мессия». (Запрещена и не печаталась).
  15. «О искушении Господа диаволом в пустыни». «ЖМП» 1953, № 2, с. 37-41.
  16. «О догмате искупления». (Это сочинение послано только в Московскую духовную академию).
  17. «10 томов проповедей, в общей сложности около 4500 страниц машинописи. Прот. А. Ветелев, проф. гомилетики назвал их исключительным событием в современной церковно-богословской жизни» и «сокровищницей изъяснения Священного Писания».
  18. «Психология евреев современников Господа Иисуса Христа».
  19. «Позор».
  20. «Размышление о притче о милосердном самарянине». Рукописный том Тамбовский проповедей. Три тома симферопольских проповедей. (Машинопись).
  21. Slovo na Passii, in: ZMP 1971, 4, 40-41.
  22. Slovo v den’ Pjatidesjatnicy, in: ZMP 1971, 6, 49-50.
  23. «Ne sudite, da ne sudimy budete», Predigt, in: ZMP 1982, 4, 40.
  24. Slovo na paschal’noj vecere, in: ZMP 1977, 4, 27-28.
  25. Das Reich Gottes ist inwending in euch, in: Std0 1971, 7, 36-38.
  26. Wort zur Verklarung des Herrn, in: Std0 1971, 8, 43-44.
  27. «Ich bin der Weinstock», Predigt, in: Std0 1971, 10, 23-25.
  28. Memuary, in: Nadezda. Christianskoe ctenie, vyp. 3 (1979) 66-138.
  29. O vospitanii detej, in: Nadezda vyp. 6 (1980) 261-270.
  30. Sermon, in: Religion in Communist Lands 7 (1979) 2, 102-103.
  31. Extracts from the Spirit, the Soul and the Body, ebda 104-105.
  32. Duch, dusa i telo. Foyer Oriental Chretien, Brussel 1978, 183 S.
  33. Slovo na vtoroj den’ Svjatoj Paschi, in: ZMP 1984, 4, 29-31.

Литература

  1. «ЖМП» 1943, ? I, с. 16-17.
  2. -«- 1944, ? I, с. 11.
  3. -«- 1945, № 3, с. 9.
  4. -«- 1946, № 5, с. 15, 48-54.
  5. -«- 1948, № 6, с. 5-9.
  6. -«- 1957, № 7, с. 13.
  7. -«- 1958, № 7, с. 19.
  8. -«- 1959, № 2, с. 29.
  9. ФПС I, ? 168,с. 7.
  10. ФПС IV, с. 5.
  11. ФПС V, ? 111.
  12. ФАМ I, № 148, с. 12.
  13. «В. Св. Син. Пр. Р.Ц.» 1926, № 12-13, с. 22., 1927, № 3/16/, обн. с. 19, 20.
  14. «Автобиография архиепископа Луки», 1947.
  15. «Журнал Засед. Св. Синода» № I от I.IV.1952 г.
  16. «Русск. Прав. Церк. в Великой Отечественной войне». с. 22-23, 35-36.
  17. «Память В.Ф. Войно-Ясенецкого». Некролог. Мед. работ. № 49, от 20.VI.1961.
  18. Кандидат медицинских наук и сотрудник Центрального института травматологии и ортопедии В.А. Поляков. «Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий» (к 80-летию со дня рождения). «Журнал «Хирургия» 1957, № 8, с. 127-135.
  19. Проф. Ветелев А. «Архиепископ Лука». Некролог и фото. «ЖМП» 1961, № 8, с. 35-38.
  20. «Большая Медицинская Энциклопедия». 2-е изд. 1959, т. 5, с. 988-989.
  21. Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия, с. 21.
  22. Mark Popovskij, Zizn’ i zitie Vojno-Jaseneckogo, archiepiskopa i Chirurga. Paris 1979 (YMCA-Press), 489 S.
  23. M. Popovsky, Archbishop Luka, Surgeon and Scholar, in: Religion in Communist Lands 7 (1979) 2, 97-102.
  24. E. Kimmer, Archiepiskop Luka Vojno-Jaseneckij. K 100-letiju so dnja rozdenija, in: ZMP 1977, 4, 55-63.
  25. Georgij, Ig., Pamjati archiepiskopa Simferopol’skogo i Krymskogo Luki, in: ZMP 1982, 5, 11-13.
  26. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 237-240.
  27. N. Struve, 162-166.
  28. A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hande 282.
  29. Regel’son 531 (1923 Haft), 544 (1927 Haft). 187.
  30. J. Lawrence, Dukh, dusha i telo (Rez.), in: Religion in Communist Lands 8 (1980) 4, 306-307.
  31. Slovo v den’ vos’midsesjatiletija Archiep. Luki, in: Vest. russ. chr. dv. 66/67 (1962) 40-45.
  32. EB Michail (Cub), Predigten des Erzbischofs Luka, in: Std0 1972, 2, 56-63.
  33. Erzbischof Lukas (Wojno-Jassenezki) zum 100. Geburtstag, in: Std0 1977, 10, 9-13.
  34. D. Pospielovsky, The Russian Chrich 183, 200, 203, 206, 208-210, 216.
  35. Журнал «Православный паломник» №3.2004г.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь. 2007. С. 272-386 (материал использован частично)
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…453
  • БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» (материал использован частично)
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGHox…mY*
  • Страницы сайта Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1828
    • http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?1_3778
  • Страница календаря портала Православие.ру:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6701.htm
  • «Служба святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому» на Официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
    • http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313 (молитвословия)

drevo-info.ru

Молодые годы архиепископа Луки Войно-Ясенецкого

Святитель Лука, епископ Крымский (в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), родился в Керчи 27 апреля 1877 года. С детства он интересовался живописью, посещая рисовальную школу, где демонстрировал немалые успехи. По окончании гимназического курса будущий святитель поступил в университет на юридический факультет, но через год прекратил занятия, оставив учебное заведение. Далее он пробовал заниматься в Мюнхенской школе живописи, однако и в этой сфере молодой человек не нашел своего призвания.

Всем сердцем стремясь принести пользу ближним, Валентин принял решение поступить в Киевский университет на медицинский факультет. С первых лет занятий он увлекся анатомией. Окончив учебное учреждение с отличием и получив специальность хирурга, будущий святой сразу начал практическую медицинскую деятельность, преимущественно в глазной хирургии.

Чита

В 1904 году началась русско-японская война. В.Ф. Войно-Ясенецкий отправился на Дальний Восток в качестве добровольца. В Чите он работал в госпитале Красного Креста, где вел практическую врачебную деятельность. Возглавив хирургическое отделение, он успешно оперировал раненых солдат. Вскоре молодой врач встретил свою будущую жену — Анну Васильевну, работавшую в госпитале сестрой милосердия. В браке у них родилось четверо детей.

С 1905 по 1910 год будущий святитель трудился в различных уездных больницах, где ему приходилось вести самую разнообразную врачебную деятельность. В это время началось широкое использование общей анестезии, но для выполнения операций под общим наркозом не хватало необходимого оборудования и специалистов — анестезиологов. Заинтересовавшись альтернативными способами обезболивания, молодой врач открыл новый метод анестезии седалищного нерва. Впоследствии он представил свои исследования в виде диссертации, которую успешно защитил.

Переславль-Залесский

В 1910 году молодая семья переехала в город Переславль-Залесский, где будущий святитель Лука работал в крайне тяжелых условиях, совершая по несколько операций ежедневно. Вскоре он принял решение заняться изучением гнойной хирургии и стал активно работать над написанием диссертации.

В 1917 году начинаются страшные потрясения в отечестве — политическая нестабильность, повсеместное предательство, начало кровопролитной революции. Кроме того, супруга молодого хирурга заболевает туберкулезом. Семья переезжает в город Ташкент. Здесь Валентин Феликсович занимает должность заведующего хирургическим отделением местной больницы. В 1918 году был открыт Ташкентский государственный университет, в котором врач преподает топографическую анатомию и хирургию.

Ташкент

Во время гражданской войны хирург жил в Ташкенте, где все силы отдавал врачеванию, ежедневно совершая по несколько операций. Во время работы будущий святитель всегда горячо молился Богу о помощи в совершении дела спасения человеческих жизней. В операционной всегда находилась икона, а перед ней висела лампада. У врача был благочестивый обычай: перед операцией он всегда прикладывался к иконам, затем зажигал лампаду, совершал молитву, а уже потом приступал к делу. Врач отличался глубокой верой и религиозностью, что и привело его к решению принять священнический сан.

Здоровье А.В. Войно-Ясенецкой стало ухудшаться — она умерла в 1918 году, оставив на попечение супруга четверых маленьких детей. После смерти жены будущий святитель стал еще активнее участвовать в церковной жизни, посещая храмы Ташкента. В 1921 году Валентина Феликсовича рукоположили в сан дьякона, а затем — священника. Отец Валентин стал настоятелем храма, в котором всегда очень живо и усердно проповедовал Слово Божие. Многие коллеги относились с нескрываемой иронией к его религиозным убеждениям, считая, что ученая деятельность успешного хирурга с принятием сана завершилась окончательно.

В 1923 году отец Валентин принял монашеский постриг с новым именем Лука, а вскоре облачился в епископский сан, что вызвало бурную негативную реакцию со стороны ташкентских властей. Через некоторое время святитель был арестован и заключен в тюрьму. Начался длительный период ссылок.

Десять лет в неволе

Два месяца после ареста будущий святой Лука Крымский находился в тюрьме Ташкента. Затем его переправили в Москву, где произошла знаменательная встреча святителя с патриархом Тихоном, заключенным в Донском монастыре. В разговоре Патриарх убеждает епископа Луку не оставлять врачебную деятельность.

Вскоре святителя вызвали в здание ЧК КГБ на Лубянке, где он подвергся жестоким методам допроса. После вынесения приговора святитель Лука был отправлен в Бутырскую тюрьму, где он находился в нечеловеческих условиях на протяжении двух месяцев. Затем его перевели в Таганскую тюрьму (до декабря 1923 года). Далее последовал целый ряд репрессий: в самый разгар суровой зимы святого отправили в ссылку в Сибирь в далекий Енисейск. Здесь он был поселен в доме местного состоятельного жителя. Епископу была выделена отдельная комната, в которой он продолжал вести врачебную деятельность.

По прошествии некоторого времени святитель Лука получил разрешение оперировать в Енисейской больнице. В 1924 году он совершил сложнейшую беспрецедентную операцию по пересадке почки от животного человеку. В качестве «награды» за труды местные власти выслали талантливого хирурга в маленькую деревушку Хаю, где святитель Лука продолжал врачебную деятельность, стерилизуя инструменты в самоваре. Святитель не унывал — как напоминание о несении жизненного креста с ним рядом всегда находилась икона.

Святой Лука Крымский следующим летом вновь был переведен в Енисейск. После короткого тюремного заключения его вновь допустили к врачебной деятельности и к церковному служению в местном монастыре.

Советские власти стремились всеми силами помешать растущей популярности епископа-хирурга среди простого народа. Было принято решение о его ссылке в Туруханск, где были очень сложные природные и погодные условия. В местной больнице святитель принимал пациентов и продолжал хирургическую деятельность, оперируя перочинным ножом, а в качестве хирургического шовного материала использовал волосы больных.

В этот период он служил в маленьком монастыре на берегу Енисея, в храме, где находились мощи святителя Василия Мангазейского. К нему приходили толпы народа, находя в нем истинного целителя души и тела. В марте 1924 года святителя вновь вызывают в Туруханск для возобновления врачебной деятельности. По окончании срока заключения епископ вернулся в Ташкент, где вновь взял на себя обязанности архиерея. Будущий святой Лука Крымский вел врачебную деятельность на дому, привлекая к себе не только больных, но и многих студентов-медиков.

В 1930 году святитель Лука был вновь арестован. После вынесения обвинительного приговора святитель провел целый год в Ташкентской тюрьме, подвергаясь всевозможным пыткам и допросам. Тяжелые испытания в то время перенес святой Лука Крымский. Молитва, ежедневно возносимая Господу, давала ему духовные и физические силы для перенесения всех невзгод.

Затем было принято решение переправить епископа в ссылку на север России. Все время пути в Котлас сопровождавшие солдаты конвоя издевались над святым, плевали ему в лицо, глумились и насмехались.

Первое время епископ Лука трудился в пересыльном лагере «Макариха», в котором отбывали срок люди, ставшие жертвами политических репрессий. Условия поселенцев были нечеловеческими, многие от отчаяния решались на самоубийство, люди страдали от массовых эпидемий различных болезней, и им не оказывали никакой медицинской помощи. Святитель Лука вскоре был переведен для работы в больницу Котласа, получив разрешение оперировать. Далее архиепископа отправили в Архангельск, где он находился до 1933 года.

«Очерки гнойной хирургии»

В 1933 г. Лука вновь возвратился в родной Ташкент, где его ждали повзрослевшие дети. До 1937 г. святитель занимается научной деятельностью в области гнойной хирургии. В 1934 г. он выпускает знаменитый труд под названием «Очерки гнойной хирургии», до сих пор являющийся учебником для хирургов. Многие свои достижения святитель так и не успел опубликовать, препятствием чему стали очередные сталинские репрессии.

Новые гонения

В 1937 году епископ вновь был арестован по обвинению в убийстве людей, подпольной контрреволюционной деятельности и заговоре с целью уничтожения Сталина. Некоторые его коллеги, арестованные вместе с ним, дали ложные показания против епископа под давлением. В течение тринадцати суток святителя подвергали допросам, пыткам. После того как епископ Лука не подписал признания, его вновь подвергли конвейерному допросу.

В течение следующих двух лет он находился в Ташкентской тюрьме, периодически подвергаясь агрессивным допросам. В 1939 году его приговорили к ссылке в Сибирь. В селе Большая Мурта Красноярского Края епископ работал в местной больнице, оперируя многочисленных больных в невероятно сложных условиях. Тяжелые месяцы и годы, полные лишений и невзгод, достойно вынес будущий святой — епископ Лука Крымский. Молитвы, приносимые им за свою духовную паству, помогали многим верующим в те непростые времена.

Вскоре святитель отправил телеграмму на имя Председателя Верховного Совета с просьбой о разрешении оперировать раненых солдат. Далее епископ был переведен в Красноярск и назначен главврачом военного госпиталя, а также консультантом всех районных военных госпиталей.

Во время работы в больнице за ним постоянно следили сотрудники КГБ, а коллеги относились к нему с подозрением и недоверием, что было связано с его вероисповедованием. Он не допускался в больничную столовую, в связи с чем нередко претерпевал голод. Некоторые медсестры, жалея святого, тайком приносили ему еду.

Освобождение

Ежедневно будущий архиепископ Крымский Лука самостоятельно приходил на железнодорожную станцию, отбирая самых тяжелобольных для проведения операций. Так продолжалось до 1943 года, пока многие церковные политзаключенные не попали под сталинскую амнистию. Будущий святой Лука был поставлен епископом Красноярским, а 28 февраля уже смог самостоятельно отслужить первую литургию.

В 1944 году святитель был переведен в Тамбов, где вел врачебную и религиозную деятельность, восстанавливая разрушенные храмы, привлекая многих в Церковь. Его стали приглашать на различные научные конференции, но всегда просили приходить в светской одежде, на что Лука никогда не соглашался. В 1946 году святитель получил признание. Ему была вручена Сталинская премия.

Крымский период

Вскоре здоровье святителя серьезно ухудшилось, епископ Лука стал плохо видеть. Церковные власти назначили его епископом Симферопольским и Крымским. В Крыму епископ продолжает насыщенную трудами жизнь. Ведутся работы по восстановлению храмов, Лука ежедневно ведет бесплатный прием больных. В 1956 году святитель полностью ослеп. Несмотря на столь тяжелый недуг, он самоотверженно трудился на благо Церкви Христовой. Одиннадцатого июня 1961 года святитель Лука, епископ Крымский, мирно отошел к Господу в День празднования Недели Всех Святых.

Двадцатого марта 1996 г. святые мощи Луки Крымского были торжественно перенесены в Свято-Троицкий собор Симферополя. В наше время они особенно почитаются жителями Крыма, а также всеми православными христианами, просящими помощи у великого святого.

Икона «Святой Лука Крымский»

Еще при жизни многие верующие христиане, лично знакомые с этим великим человеком, ощущали его святость, которая выражалась в неподдельной доброте и искренности. Лука прожил тяжелую жизнь, полную трудов, лишений и невзгод.

Даже после преставления святого многие люди продолжали ощущать на себе его невидимую поддержку. После причисления архиепископа к лику православных святых в 1995 году икона Святого Луки непрестанно являет различные чудеса исцеления от душевных и телесных болезней.

Многие православные христиане спешат в Симферополь, чтобы приложиться к великой христианской ценности — мощам святителя Луки Крымского. Многим больным помогает икона святого Луки. Значение ее духовной силы сложно переоценить. К некоторым верующим помощь от святого приходила мгновенно, что подтверждает великое его заступничество перед Богом за людей.

Чудеса Луки Крымского

В наши дни по искренним молитвам верующих Господь посылает исцеления от многих болезней благодаря заступничеству святителя Луки. Известны и зафиксированы реальные случаи невероятных избавлений от различных заболеваний, происходивших благодаря молитве святителю. Мощи Луки Крымского источают великие чудеса.

Кроме избавления от телесных недугов святитель помогает и в духовной борьбе с различными греховными наклонностями. Некоторые верующие врачи-хирурги, глубоко почитая своего великого коллегу, по примеру святителя всегда совершают молитву перед хирургическим вмешательством, помогающую успешно оперировать даже сложных больных. По их глубокому убеждению, это помогает святой Лука Крымский. Молитва, от души обращенная к нему, способствует решению даже самых сложных проблем.

Некоторым студентам святитель Лука чудесно помогал поступить в медицинский ВУЗ, таким образом, сбывалась их заветная мечта — посвятить свою жизнь лечению людей. Кроме многочисленных исцелений от болезней святитель Лука помогает обрести веру заблудшим неверующим людям, будучи духовным наставником и молящимся о человеческих душах.

Многие чудеса и поныне совершает великий святой епископ Лука Крымский! Исцеления получают все обращающиеся к нему за помощью. Известны случаи, когда святой помогал беременным женщинам благополучно выносить и родить здоровых детишек, находящихся в группе риска по результатам многосторонних исследований. Поистине великий святой — Лука Крымский. Молитвы, принесенные верующими перед его мощами или иконами, всегда будут услышаны.

Мощи

При открытии могилы Луки было отмечено нетление его останков. В 2002 году греческие священнослужители подарили Троицкому монастырю серебряную раку для мощей архиепископа, в которой они покоятся и в настоящее время. Святые мощи Луки Крымского благодаря молитвам верующих людей источают множество чудес и исцелений. С целью приложиться к ним люди приходят в храм постоянно.

После прославления епископа Луки в лике святых его останки были перенесены в собор Святой Троицы города Симферополя. Нередко паломники еще называют этот храм так: «Церковь святого Луки». Тем не менее, этот замечательный называется Свято-Троицким. Собор расположен по адресу город Симферополь, ул. Одесская, 12.

fb.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.