Что кладут в гроб покойнику

По мнению служителей церкви, вещи, которые принято класть в гроб умершему, помогают ему в мире ином. Остановимся подробнее на том, какие ритуальные принадлежности обязательно должны присутствовать при погребении, а что класть не стоит.

принадлежности для похорон

Вещи для мужчины и женщин

Обычно в гроб к покойному кладут те вещи, которые были любимыми при жизни. Это могут быть: памятные сувениры, одежда, книги и так далее. Все должно нести исключительно положительный характер, если вы не знаете, можно ли класть в гроб ту или иную вещь, — спросите это у священника.

  • Если мужчина был военным, то чаще всего в изголовье гроба кладут фуражку. Также его одевают в парадную форму и хоронят с почестями.
  • В гроб женщины кладут платок или небольшой чепец. Если девушка не была замужем, то хоронить ее можно в белом платье и фате. Если на момент смерти женщина была беременной, то по бокам кладут детские игрушки и пеленки.
  • Когда хоронят детей, то в гроб кладут игрушки и одежду.
  • Что нужно класть в гроб человеку, который покончил жизнь самоубийством? По мнению священнослужителей, необходимо предотвратить его «хождение», поэтому к ним в гроб можно положить осиновый крест, ладан, а также пасхальный хлеб. Тоже самое касается погребения преступников или колдунов.

принадлежности в гроб

Можно ли класть в гроб цветы, икону или крестик?

В некоторых религиях существует поверье: если в гроб к покойнику положить живые цветы, то его болезни перейдут на близких. Именно поэтому, во время похоронной процессии цветы бросают на дорогу или кладут на могильный холм.

Если же вы хотите положить какие-то растения в гроб покойному, то лучше всего использовать засушенные или искусственные цветы. Их ни в коем случае нельзя собирать и приносить в дом!

  • Нужно класть икону в гроб или нет? Это вопрос, на который до сих пор нет точного ответа. Некоторые считают, что перед закрытием гроба икону нужно достать и выставлять дома во время поминок. Если она будет захоронена вместе с усопшим, никакой пользы, по мнению священников, она не принесёт.
  • Класть в гроб нательный крестик можно и нужно. Его ни в коем случае нельзя носить живым людям, чтобы они не принимали на себя беды и горести покойного. Если же вы забыли положить его в гроб, то нательный крестик можно просто хранить дома, но не одевать.

Стоит упомянуть, что некоторые священнослужители придерживаются иного мнения. Они считают, если осветить нательный крестик покойного в церкви, то носить его можно без опасения и вреда здоровью.

похоронные принадлежности

Дополнительно

  • Одними из первых вещей, которые вы должны положить в гроб, являются мерка и верёвки, которые использовали для перевязки рук покойного и снятие мерок гроба.
  • Дополнительно можно положить расчёску, так как она — носитель негативной энергии и отмыть ее невозможно.
  • Существует традиция класть в гроб покойному деньги, которые могут потребоваться ему в мире ином. Эту традицию люди соблюдают на протяжении многих столетий.

Любые виды ритуальных принадлежностей: одежду для похорон, свечи, венки и траурные ленты Вы сможете приобрести в нашем интернет-магазине. Доставка по Минску и Минскому району (до 20 км от МКАД) осуществляется в режиме 24/7. Точное время доставки согласуется с оператором магазина в момент оформления заказа. Оплата производится наличными деньгами при получения товара.

bel-ritual.by

Что кладут в гроб покойнику?


Что кладут в гроб покойнику?

Прислушайтесь к своему внутреннему голосу: чувствуете ли вы, что положить определенную вещь в гроб будет правильным? Если вы понимаете, что это решение верное, учтите следующее:

  • чаще всего покойному кладут мерку, а также веревки, которыми перевязываются конечности. Будьте внимательны, чтобы эти атрибуты были в гробу вплоть до захоронения. Люди, занимающиеся темной магией, часто ведут охоту на эти предметы;
  • положить усопшему стоит гребень, которым его расчесывали после смерти. Так вы избавитесь от вещи, которая может привлечь новую смерть в семью;
  • иногда покойному кладут крестик, который он носил при жизни. Носить эту вещь живому человеку нельзя, иначе вы примите на себя все беды усопшего. Перед захоронением следует освятить крестик в церкви;
  • беременным в гроб кладут пеленки либо детские игрушки;
  • мужчине можно положить его головной убор. Если покойный был военнослужащим — фуражку;
  • у незамужних девушек в изголовье может лежать фата или венок;
  • у самоубийц, преступников и темных магов в гробу могут лежать такие атрибуты, как мак, ладан, терновник, крест из осины либо освященная трава. Считается, что эти вещи пресекают “хождение” мертвой души;
  • принято класть умершему засушенные или искусственные цветы;
  • подушку, покрывало и икону в гроб кладут практически всем покойникам, верующим при жизни.

Прощаясь с дорогим человеком, кладите только положительные вещи, которые по вашему мнению принесут успокоение его душе.

Что нельзя класть в гроб?

Суеверные люди придерживаются мнения, что далеко не все вещи можно положить в гроб к покойнику. И это не безосновательно. Церковь и люди, изучающие биоэнергетику, считают, что категорически нельзя класть в гроб фотографии и вещи живых людей. Предмет может послужить своего рода каналом в мертвый мир. То есть у живого человека начнется черная полоса, которая может привести к фатальным последствиям. Чтобы не навлекать беду, нежелательно также хранить в доме фотографии с похорон, наполненные энергией смерти.

Не стоит класть живые цветы: согласно поверью, если цветы выпадают из гроба, они распространяют заболевание умершего. Не кладут к усопшему и деньги: у того, кто положил монеты или купюры, опустеет кошелек. Если вы хотите, чтобы какая-то вещь была вместе с покойником, но обнаружили, что ее нежелательно класть в гроб, можете нанести ее изображение на памятник.

pamytniki-kharkov.kh.ua


Катя, если Вам очень этого хочется, то конечно можно. Но нужно ли это? Сами подумайте для чего в гробу нужна Ваша вышивка? Если у Вас есть желание положить Вашу, любимую для дедушки, вышивку в гроб, значит Вы либо уверены, либо допускаете, что с физической смертью дедушки его существование полностью не прекратится, а преобразуется в какую либо иную форму или перейдёт в другое измерение. Но разве Вы можите допустить, что он останется жить там — под землёй, в своём гробу и как либо видеть, осязать или чувствовать Вашу вышивку, как память о Вас? Вы обратились на этот — православный форум, значит Вас интересует точка зрения православия на Ваше благое желание и душевный порыв. Ни какого кощунства или непотребства от Вашего действия не будет, но и ни какого блага ни для дедушки, ни для Вас не будет естественно то же. По православному умерших людей называют усопшими, потому, что они не умирают, а усыпают до второго пришествия Бога на землю. Душа — основная составляющая человека, покидает тело, человек как бы освобождается от него, как от временной оболочки. Тело человека — плоть, это собственно предмет, определяющий границы земного состояния души, её одежда и оковы одновременно, помогающие определять — видеть, слышать, осознавать душу человека окружающим, позволяющие производить физические действия души для её возрастания или наоборот греховного падения. Тело без души не значит ни чего, оно попросту ни, что без души — мёртвая плоть, предмет, но требующий всё же бережного обращения и почитания как бывшая и будущая видимая составляющая человека.
же когда человек ещё не похоронен,но уже лежит в гробу, то душа человека не там же — она может быть рядом, что часто бывает первые три дня по смерти, а может быть и в любой точке мира — душа не ограниченная оболочкой тела, может перемещаться в пространстве мгновенно туда, куда захочет,но она уже не в теле. После похорон — с третьего по девятый день душе показывается Рай, а с девятого по сороковой — ад, затем она попадает на малый, временный суд для определения её временного пристанища до основного Страшного суда по второму пришествию. Ну зачем телу без души Ваша вышивка? Но и душе она то же ни к чему, вышивка остаётся предметом этого мира, а душа переходит в другой — параллельный этому, но более многогранный, яркий, насыщенный и не видимый нами, мир в котором нет ни времени, ни расстояний, совершенно не постижимый для нашего воображения и восприятия. Душе не нужна будет ни еда, ни вода, ни одежда, ни музыка на похоронах, ни красивые дорогие памятники, ни чего плотского из этого мира. Но душам усопших очень нужна, просто остро необходима память о них и молитва за них Богу. Вы остаётесь пока в этом земном мире, которому и принадлежит Ваша вышивка, и если Вы её не похороните вместе с дедушкой,то она останется с Вами как постоянное напоминание Вам о нём и побуждение Вас к светлой памяти и молитвам, что так остро нужно будет ему.

 

Так,что думаю, не стоит уподобляться языческим фараонам, которые не только уносили с собою в могилу всё ценное имущество, «нажитое не посильным трудом», но и совершенно здоровых рабов с их жёнами и детьми — умерщвляли их всех и хоронили вместе с хозяином.

forum.optina.ru


Что кладут в гроб умершему

Убранство гроба и покойника в нем имеет также определенные нормы.

Под головой должна присутствовать подушка.
Тело накрывается погребальным покрывалом или белой простыней до пояса.
В левой руке умершего размещается погребальный крест, а на груди икона.

Перед закрытием гроба и погребением эту иконку при желании можно забрать. Кто-то оставляет ее дома, иные относят в храм и устанавливают на канон.

На лбу у покойника принято размещать венчик, который символизирует веру усопшего христианина.

Многие люди кладут в гроб умершему — деньги, книги, украшения, в наши дни мобильные телефоны. По сути, в соответствии с христианскими канонами это действо является пережитком язычества, но церковью, по сути, не возбраняются.

Относитесь к своим родственникам и близким людям с должным почтением, хотя бы во время их последнего жизненного пути.

Что кладут в гроб


bus200.ru

Нет ни одной вещи, которую обязательно нужно класть в гроб. Некоторые вещи оставлять в гробу допустимо. И очень многие вещи нельзя класть в гроб категорически! Иначе вы своими же руками похороните что-либо в своей жизни: здоровье, деньги, благополучие, личную жизнь…

Когда я разбирал очередную порцию писем, пришедших в мой адрес от читателей моих публикаций, я в который уж раз обнаружил очередной рассказ о проблемах, вызванные распространённой ошибкой: при похоронах в гробу оставили что-то, "крайне необходимое на том свете". Процитирую суть письма:

"Мой муж умер в 1975 году в результате несчастного случая. И когда его хоронили, я сняла своё обручальное кольцо и отдала ему. Кроме того, я поместила в карман его костюма 10 рублей, папиросы, спички и новые ручные часы, купленные мужем накануне смерти… Сейчас, читая Ваши статьи, я стала задумываться, правильно ли я поступила? Больше замуж я не выходила, хотя претенденты имелись. Сейчас живу одна, дети далеко. Букет болезней в полном сборе…"

На подобные письма я отвечал уже много раз, и вначале вновь хотел ограничиться коротким ответом, типа: "Нельзя было этого делать", но затем задумался, какие же значительные масштабы имеет в славянских странах вреднейшая традиция класть в гроб или бросать в могилу деньги, обручальные кольца или фотографии живых людей! У меня на приёме побывало огромное количество людей, различные проблемы которых были вызваны следованию этой самой ошибочной и опасной традиции: оставлять в гробу деньги, свою одежду, фотографии, личные вещи.
двадцать лет сотрудничества с одной только газетой "Зодиак" я получил сотни писем от её читателей, которые допустили такую же ошибку. Ниже — несколько типичных примеров, взятых из публикаций, выходивших в разные годы.

"Дело в том, что в 1999 году у меня умер сын. Когда его привезли из морга, я сняла с себя цепочку с крестиком и одела ему на шею. Ещё до этого у меня были проблемы со щитовидной железой, а в 2001 году мне её удалили. Но вскоре опять появилось чувство комка в горле. Не связано ли это с моим поступком?"

"Помогите! С 1993 года после смерти отца началась моя полоса неудач. Потерял работу на шахте, занялся бизнесом, но обанкротился. Семья развалилась, как карточный домик, сын стал неуправляем. В 2000 году попал в тюрьму, жена взяла развод и вышла замуж за другого. Недавно парализовало мать, лежит прикована к постели. Средств к существованию нет. Удар за ударом, неудача за неудачей! Остался один шаг до самоубийства. Совсем недавно я узнал от матери, что в гроб отца она положила бумажную купюру. Может быть, в этом причина моих бед?"

"В последние месяца три я стала сильно худеть.
столь короткое время я потеряла 10 кг веса, пропал аппетит, состояние ухудшается с каждым днём. Прошла диагностику всех органов, врачи говорят, что у меня всё в порядке. Возможно, причины моей проблемы заключаются в одной истории, которую я хочу Вам рассказать. В течение некоторого времени я жила с парнем. Жили мы нормально, бывали в гостях у его матери. Одна из наших совместных фотографий осталась в доме его мамы. Так случилось, что мой парень умер от кровоизлияния, а мама его решила, что в смерти её сына виновна я. Даже на его похоронах я не могла присутствовать. А через некоторое время ко мне в гости пришла соседка моей несостоявшейся свекрови, и рассказала мне, что мама покойного положила мою фотографию в гроб на живот сына…"

"Дело в том, что на моём веку мне неоднократно приходилось наблюдать, как на похоронах люди бросают мелочь в могилу. А в одной газете я недавно прочитала заметку, где среди прочего пишется: "В могилу бросают деньги, откуп для покойника, первыми это делают родственники. Затем бросают землю…" Если этого нельзя делать, как пишет В. Хазан, то как тогда можно советовать это делать другим людям? Вот и я, похоронив в прошлом году брата, бросил на гроб горсть мелочи. Хотя помню, что интуитивно мне очень не хотелось этого делать. И вот я заметил, что мои финансовые дела стали явно хуже после тех похорон…"

"Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович! Осенью 1995 года я стала вдовой, мой муж утонул ночью при ловле рыбы на ставке. Лодка перевернулась, и мужу с его товарищем не суждено было всплыть из-за большого количества тёплой ватной одежды. Спустя несколько лет после похорон одна женщина сказала мне, что на похоронах мы сделали что-то неправильно, но не уточнила, что именно. Вы писали, что мёртвому деньги в гроб не кладут, иначе для того, кто это сделал, жизнь обернётся сплошным финансовым затруднением. Объясните мне, будьте добры, каким именно покойникам не кладут деньги в гроб: всем или только тем, кто умер ранее положенного срока? Ведь в народе существует поверье, что деньги нужно класть непременно и чтобы была мелочь. Я положила 10, ещё русских, рублей. Очень прошу Вас ответить, что же могло быть сделано неправильно и как можно исправить положение?"

"Уважаемый Владимир Петрович, одна надежда на Ваш совет. Двадцать лет назад мою фотографию похоронили вместе с покойником. С тех пор у меня внезапно заболела нога. Врачи пытались лечить меня, но даже диагноз поставить не смогли. Нога наполовину усохла и постоянно болит, ничего не помогает…"

"Здравствуйте, Владимир Петрович! Решилась обратиться к Вам с просьбой о помощи. В марте этого года мы хоронили бабушку моего мужа, и у нас брали монетки, чтобы бросить в могилу. Мы не знали, что этого делать нельзя, лишь спустя некоторое время прочли об этом в Ваших публикациях. Сейчас материально стало намного труднее, хотя все мы работаем. Муж стал хворать, хотя раньше не болел. Может всё это действительно как-то связано с деньгами, брошенными в могилу? Писать можно было бы ещё много, как находили соль с землёй и т.д. Как нам быть? Спасибо, что помогаете людям и надеемся, что поможете и нам".

"Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович! Мы, несколько женщин, решили обратиться к Вам за помощью. Каждая из нас в разное время, думая, что правильно поступает, бросали в гроб деньги по подсказке старушек. Позже мы почувствовали на себе пагубность этого поступка. Если до тех пор у нас всё складывалось удачно в бизнесе, в финансовых вопросах, то позже появились трудности в этих делах. У нас серьёзные финансовые затруднения, неурядицы в личной жизни. Это сейчас мы понимаем, что "там" деньги не нужны, но тогда нам казалось, что мы поступаем правильно. Мы очень просим оказать нам помощь либо советом, либо при личной встрече".

"Три года назад, на похоронах отца, я постелила в гроб свою наволочку, а муж дал мелочь. И вот все эти три года мучают проблемы с головой: боли, давление, головокружение. И материальные проблемы замучили. Можете ли Вы помочь нам?"

"Владимир Петрович, помогите! Дело в том, что в декабре 2000 года у меня умер дедушка, и по подсказке "добрых людей" я положила в карман покойному мелочь. За этот год наш семейный бюджет сошёл на ноль. Муж пытается что-то поправить, занимает деньги, работает, но ничего не получается, хотя и дело, будто бы, прибыльное. Стал раздражительный, злой, на нервной почве начал выпивать. Неудача срослась с нашей семьёй, никакой радости, одни убытки, вечные долги. Помогите исправить мою ошибку!"

"В 1985 году во время похорон моего брата кто-то мне сказал, чтобы я положила в его гроб деньги мелочью. Мелочь я приготовила, но вспомнила о ней, когда мы уже отошли от могилы. Тогда я вернулась и бросила мелочь в наполовину засыпанную могилу. Теперь, читая Ваши статьи и анализируя всё, что происходит в моей семье с тех пор, я понимаю, что сделала большую ошибку. Муж у меня хороший, работящий человек, отличный специалист, все деньги всегда несёт домой, но они уплывают, как вода. Ездил на заработки в Россию в течение 5 лет, привозил много долларов, но мы так ничего и не приобрели, я даже ремонт в квартире сделать не смогла. Сейчас мои два сына выросли, все работаем, но постоянное безденежье и долги нас замучили. Можно ли исправить то, что я тогда сделала?"

"Совершенно случайно прочитала Вашу заметку о том, что нельзя на покойных одевать вещи другого человека, и обмерла. Именно это сделал мой муж девять лет назад, отдав свой костюм и рубашку, чтобы одеть умершего двоюродного брата. Теперь, зная об этом, можно многое расставить по своим местам… В последние годы муж стал совсем другим человеком. Из уверенного в себе, энергичного, здорового мужчины он превратился в запуганного больного человека. Ему сейчас 54 года, но у него проблемы с памятью, его мучает необъяснимый страх, он раздражительный, неуверенный в себе. Часто резко повышается давление, но даже при нормальном давлении может внезапно ухудшиться самочувствие, что-то давит в груди и он не может объяснить своё состояние. Панически боится умереть и этим замучил всю семью. Может, можно помочь ему с Вашей помощью? И спасибо Вам, что освещаете нам, несведущим людям, многие тёмные стороны этой жизни".

Пожалуй, нескончаемый поток писем такого рода требует развёрнутого и подробного комментария. Начну с напоминания, что в магической практике существует немало ритуалов, связанных с похоронами. К примеру, для избавления от определённой болезни некий предмет подкладывают в гроб и, таким образом, болезнь "хоронят" вместе с покойным. Когда в гроб кладут фотографию какого-то человека с сопутствующим заговором, тем самым "хоронят" и жертву такого колдовства — человек начинает болеть и чахнуть. Примеров подобной магии можно привести немало, но принцип здесь единый: что попадает в гроб или в могилу, то "похоронено".   
 
Соответственно, если вы своей рукой кидаете в могилу деньги со своего кармана, вы "хороните" свои финансы. Ваше обручальное кольцо в гробу покойного супруга — это очень надёжная порча себе же на одиночество. Ваша фотография в гробу "на память" — порча на болезни. Если в гробу окажется какой-то предмет одежды, принадлежащей живому человеку, пострадает тот орган или часть тела, которым соответствовала вещь: отдать рубашку — к болезням внутренних органов, брюки и обувь — к болезням ног, цепочка с кулоном — шея, горло либо грудь и т.д. Поэтому я вновь повторяю: ничего не кладите в гроб покойного родственника при похоронах! К сожалению, у меня создаётся впечатление, что я — единственный человек, который в массовой печати говорит людям о недопустимости выполнения этого ритуала.
 
Более того, когда забивают крышку гроба, нужно следить даже за тем, чтобы тень живого человека случайно не попала в гроб, уж не говоря о каких-то его вещах. Еще древние знали, что нужно внимательно следить за своей тенью и, к примеру, строители не допускали, чтобы их тень была там, куда кладут камни строящегося здания. Особенно опасным всегда считалось, если чья-то тень попадала в гроб перед тем, как его опускали. Последствия этого происшествия могут быть самыми негативными, даже имеется риск того, что человек может преждевременно отправиться вслед за покойным.
 
Поймите же, что покойному не нужны "там" деньги, ведь "там" нет магазинов! Покойный не сможет закурить, посмотреть на часы, достать из кармана семейные фотографии и т.п. Теряя близких людей, многие при похоронах склонны совершать какие-то неадекватные и, главное, вредные поступки, пребывая в уверенности, что покойному в загробной жизни необходим некий набор вещей. Но, оставляя в гробу какую-то свою вещь, вы своими же руками хороните что-либо в своей жизни: здоровье, душевное равновесие, денежное благополучие или возможность создать новую семью.
 
Трудно наверняка сказать, откуда у славян появилась традиция бросать в могилу мелочь "для откупа места на том свете". Возможно, мы имеем дело с пережитками древних скифских представлений о посмертном существовании, но, повторяю, традиция эта опасна и вредна!       
 
Представление о необходимости класть в гроб мелочь, якобы для того, чтобы "купить себе место на том свете", довольно бессмысленно по своей сути. Получается, если душа человека покидает этой материальный мир, то в иной мир (а именно, к себе домой!) душу не пустят без… нескольких монеток! Вы можете себе представить эту картину: у входа в загробный мир сидит архангел Михаил за кассой и собирает копейки, центы, евро и йены "за вход"?! Тут необходимо достаточно больное воображение. Где же находятся души людей, пропавших без вести, оставшихся на дне водоёмов, погибших при взрывах и обвалах и т.п., то есть, при обстоятельствах, исключающих похороны и наличие денег в гробу? Кстати, значительная часть когда-либо живших на нашей планете людей вообще не знали, что такое монеты. Деньги — это относительно свежее изобретение человечества, так что миллиарды душ наших предков славно обходились без каких-либо монет.
 
Вопросов "на засыпку" здесь много, а ответ один: упомянутая практика с деньгами в гробу бессмысленна и, более того, чрезвычайно вредна. Каждый, кто оставил свои деньги в гробу на похоронах, испытал на себе тягостные последствия такого поступка. Исправить ошибку очень тяжело, благосостояние-то уже "похоронено". Хороший специалист может лишь постараться до какой-то степени приподнять состояние ваших финансовых дел.

Люди почему-то забывают, что, приходя в этот мир, мы ничего при себе не имеем. Отчего же многим из нас так трудно понять, что и уходить из этого мира мы должны "с пустыми руками"?

В.Хазан

kak2z.ru

До похорон

Первое, что нужно сделать – оформить все необходимые бумаги. Сразу после смерти человека необходимо оформить бланк констатации смерти. Это делает врач.

Если человек умер днем дома, нужно вызвать участкового врача из поликлиники, если ночью – «скорую» (103 с городского и мобильного; 130 для абонентов МТС и Мегафон). Врач выдаст бланк констатации смерти.

Параллельно нужно оформить протокол осмотра тела умершего. Для этого вызывают сотрудника полиции (102 с городского; с мобильного 102 для абонентов Билайн; 120 для абонентов МТС и Мегафон). Если человек умер не дома, сотрудник полиции оформит и направление на судебно-медицинское вскрытие).

Затем нужно получить медицинское свидетельство о смерти.

Для этого нужно взять:

бланк констатации смерти, который оформил врач,
протокол осмотра тела умершего, который выдал сотрудник полиции,
медицинский полис умершего,
его амбулаторную карту (если она на руках),
паспорт,
паспорт того, кто будет заниматься оформлением,

и обратиться в поликлинику в регистратуру.

При отсутствии подозрений на насильственную смерть или на не естественную смерть (несчастный случай, суицид, автокатастрофа, падение с высоты, убийство и так далее) и наличии в районной поликлинике медицинской карты амбулаторного больного, участковый полицейский выписывает справку о ненасильственном характере смерти на имя главного врача районной поликлиники для получения «Медицинского свидетельства о смерти». Родственникам или иным законным представителям умершего необходимо принять во внимание и заранее учесть возможность получения в районной поликлинике «Медицинского свидетельства о смерти».

Районная поликлиника имеет основание для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти» в случае оформленной медицинской карты амбулаторного больного, где отражено динамическое наблюдение за пациентом, установленный клинический диагноз, который сам по себе мог послужить причиной смерти. Но если с момента последнего наблюдения за пациентом прошло длительное время, районная поликлиника может отказать в выдаче «Медицинского свидетельства о смерти».

При отсутствии у районной поликлиники оснований для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти», главный врач поликлиники может направить тело умершего для проведения патологоанатомического исследования в прикрепленный к поликлинике городской или районный морг лечебного учреждения по административно-территориальному принципу.

Вскрытие может не потребоваться (если родственники сами об этом не попросят), например, если умерла старенькая бабушка, которая долго болела, или если человек стоял на учете в онкологическом диспансере, и во многих иных случаях, когда очевидна естественная причина смерти.

Если же по каким-то причинам возникла его необходимость, свидетельство о смерти дают после вскрытия уже в морге. Родственникам нужно вызвать специализированную машину для перевозки покойного в морг (телефон службы должны знать медицинские работники), а после обратиться в морг с паспортами умершего и заявителя, чтобы оформить медицинское свидетельство о смерти.

Если человек умер ночью, тело могут перевезти в морг сразу. В этом случае родственники или полиция вызывают специализированную машину для перевозки тела покойного, и отдают сотрудникам этой службы бланк констатации смерти и протокол осмотра тела умершего, а взамен получают бланк направления в поликлинику, по которому можно получить амбулаторную карту умершего, если ее нет на руках. После получения амбулаторной карты с посмертным эпикризом необходимо с паспортами умершего и заявителя обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти.

Если человек умер не дома, необходимо вызвать специализированную машину для транспортировки тела в морг по месту смерти. Сотрудники этой службы заберут бланк констатации смерти, протокол осмотра тела и направление на судебно-медицинское вскрытие. Свидетельство о смерти выдадут в морге.

Если человек скончался в больнице, больничные врачи констатируют смерть и помещают тело покойного в больничный морг, там же делают вскрытие, там же выдают справку о смерти.

Получив свидетельство, нужно обратиться в ЗАГС и получить справку о смерти (форма 33) и гербовое свидетельство о смерти.

После этого при необходимости можно организовать машину для перевозки тела в морг по месту жительства, если изначально тело было отправлено в морг по месту смерти. Без гербового свидетельства о смерти перевозку тела в другой морг осуществить нельзя.

Получив все вышеперечисленные документы, нужно обратиться в ритуально-похоронную службу и оформить заказ на оказание ритуальных услуг и организацию похорон. Можно оформить заказ лично, обратившись непосредственно в бюро службы, а можно для оформления заказа вызвать агента.

О том, что полагается жителю Москвы бесплатно, смотрите здесь. 

Если покойный до похорон находится дома

Сегодня оставляют покойных дома очень немногие, как правило, тело перевозят в морг. Если же тело до похорон будет пребывать дома, на дом можно вызвать специалиста по заморозке и осуществить бальзамирование (процесс, который замедляет процессы разложения тела) на дому.

Если тело усопшего до похорон остается дома, после бальзамирования его принято омыть теплой водой, (если усопший – крещеный православный) читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй».

После обмывания на покойного одевают в чистые, по возможности, новые одежды. Если усопший – крещеный православный, на него обязательно надевают нательный крестик.
Обмытое и убранное (одетое) тело покойного кладут на стол и покрывают саваном (белым покрывалом). Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты (для чего в самые первые часы после смерти челюсть подвязывают, а перед положением во гроб повязку снимают). Руки и ноги усопшего также связывают, чтобы придать им полагающееся при похоронах положение (руки сложены на груди, а ноги вытянуты и прижаты друг к другу). Если этого не сделать, при трупном окоченении мышцы и сухожилия сжимаются, и тело человека может принять неестественную позу. Перед похоронами их, как правило, развязывают.

Когда тело усопшего обмыто и убрано, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела». Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать родственники и близкие.

Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляют святой водой.
В гробу под голову покойного кладут небольшую подушку, покрывают до пояса особым освященным покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке), или же просто белой простыней.

В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь — святую икону: по традиции, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено). Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя. Ее можно забрать и оставить у себя дома, а можно отнести в храм и поставить на канон – квадратный подсвечник перед распятием, куда ставят свечи за усопших (спросить у служащих храма), а по прошествии 40 дней со дня смерти близкого забрать и отнести домой.

На лоб умершего возлагают венчик — символ соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога венец нетления. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и пророк Иоанн Предтеча. Венчик продается в церковной лавке.

Гроб с убранным покойником обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.

Также возжигают лампаду или свечу, которая должна гореть до тех пор, пока покойный находится в доме.

Как одеть покойного, полагая в гроб

Раньше было принято одевать покойника во все белое, причем погребальная одежда готовилась заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей (без декольте), длина юбки у женщин — не выше колен.
Согласно христианской традиции, перед погребением тело покойного нередко одевают в светлые одежды — некий знак того, что успение есть не только скорбь расставания с ближними, но и радость встречи с Богом.

Одежда должна хорошо подходить по размеру. Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для похорон, его желание важно исполнить. На руке покойного, если он был в браке, можно, при желании близких, оставить обручальное кольцо.

Хоронить усопшего следует в обуви. Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь должна быть.

Военных людей обычно хоронят в парадной форме, с наградами.

Есть традиция класть в гроб книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С православной точки зрения — это пережиток язычества, когда считалось, что вещи будут продолжать иметь значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете. Однако и христиане убеждены, что есть «вещи», необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его близких, их милостыня и добрые дела в его память.

Покойный в морге

Если тело усопшего увезли в морг, туда необходимо отвезти чистую и, по возможности, новую одежду. Если покойный был крещеным православным, — также все необходимое для положения покойного в гроб: нательный крест, погребальный крест в руки, икону, погребальный саван, венчик.

Для женщин (по общегражданским обычаям похорон) привозят:
нижнее белье;
чулки (или колготки);
платье с длинным рукавом;
платок на голову (не черный);
туфли (или тапочки);
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце (им обвязывают лицо покойного)

Для мужчин:
нижнее белье;
носки;
бритва;
майка, сорочка белая;
брючный костюм черного/серого цвета
туфли/тапочки
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце.

Если ваш усопший – верующий, можно попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
Дома об усопшем православном читают канон «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо, «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон
В Православной церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

Покойный в храме

Раньше было принято оставлять тело покойного в храме, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием.
Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.

Если вы оставили вашего усопшего в храме на ночь и вас попросили накрыть гроб крышкой, в этом не будет ничего неправильного. На отпевании крышку откроют, и вы сможете проститься с усопшим.

Траурное убранство дома

Принято особым образом убирать дом, в котором умер человек. Самый распространенный обычай – занавешивать зеркала, иногда — декорировать люстры черным крепом. Все это — не более чем дань традиции. Как и четное число цветов, принесенных на похороны. Никакого значения для посмертной участи покойного или жизни его родственников такие вещи не имеют.

Отпевание

На третий день после смерти усопшего хоронят (первым считается день смерти), хотя из-за различных обстоятельств день похорон может быть сдвинут. Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания.
Это чинопоследование не совершается только в день Пасхи и в день Рождества Христова.
Отпевание православного христианина совершается только один раз, в отличие от панихид и литий – заупокойных служб, которые могут совершаться многократно.

Об отпевании лучше договориться заранее: прийти в храм и обратиться в церковную лавку или непосредственно к священнику. Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение.

Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.

При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву. В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди (или забыл покаяться, или по неведению). Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не каялся на исповеди). Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.

После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. (Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой).

Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).
Возможно отпевание двух и более людей за один раз.

По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека.

Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, — нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем.

Кого Церковь не отпевает

Не отпевает Церковь усопших, которые при жизни сознательно отреклись от христианской веры, и самоубийц, если только самоубийство не было совершено в состоянии психического расстройства. В этом случае подается прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание.

Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др.).

Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение.

Заочное отпевание

Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания.

Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные.

После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен (заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти), то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.

Если захоронение урны производится в колумбарий (хранилище урн с прахом после кремации), то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина.

Похороны

Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям. Если по каким-то причинам (например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны), можно попросить других людей помочь с выносом гроба.

Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.

Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте (дома, у морга).

Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое».

Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак». Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией – возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному.

Погребение может совершаться в любое время суток, а не только утром.

В могилу усопшего полагают лицом на восток. При опускании гроба верующие вновь поют «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли.

На могиле христианина ставится крест. Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.

Если родственники хотят установить на могиле памятник или надгробный камень, выбор его формы, вида, размера и декора (даже если в нем присутствуют священные изображения) никак не регламентируется церковной традицией. Его можно выбирать по своему усмотрению.

По православным канонам, погребение усопшего христианина не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

Кремация

Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение тела в землю. Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли.

Поминки

После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу. Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным.

Поминки можно устраивать на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (именины).

В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды.

Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи (Светлую седмицу) и на понедельник второй (Фоминой) недели после Пасхи переносятся на Радоницу – 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь.

На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат.

Поминальный стол

Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит.

Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).

На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью.

Для верующих, если поминки совершаются в постные дни (когда не принято есть пищу животного происхождения), то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу.

Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?

С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку (или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон). Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет – это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного.

Один из самых распространенных обычаев – не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе.

Церковное поминовение

Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства – особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда.

Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь – пройти испытания в эти первые 40 дней.

Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.

Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре.

Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст – в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней (когда душа будет проходить мытарства). Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.

Третий, девятый, сороковой день

Дни особого поминовения усопшего – третий, девятый и сороковой после смерти.
Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером (до полуночи). Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день – это 9 марта.

Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (395): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу. Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу».

«С третьего по девятый день душе показывается Рай, обители святых. Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».

После вторичного поклонения Господь «повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. Душа пребывает здесь тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу и решается ее дальнейшая участь: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного судах», — пишет святой Макарий. Поэтому в этот день так важно молиться о душе усопшего.

Об усопшем можно заказать панихиду — заупокойное богослужение, установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то¬го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух¬нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.

Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни.

Также можно попросить священника, предварительно договорившись, совершить литию – иной вид церковного поминовения покойного. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию на кладбище.

Поминовение на Радоницу

Радоница – вторник второй недели после Пасхи – день особого поминовения усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – помогает христианам не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Обычно накануне дня Радоницы (церковный день начинается с вечера) после вечернего богослужения или после Литургии в день Радоницы совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

На кладбище обычно совершают литию (усиленное моление). Для этого лучше пригласить священника, если нет возможности, литию возможно совершить самостоятельно, прочитав Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Но можно и просто читать тропарь «Христос воскресе из мертвых», а также «Воскресение Христово видевши».

www.miloserdie.ru

Каким пришел – таким ушел?

Что кладут в гроб покойнику

В старину почти у всех народов было стойкое убеждение, что покойный должен придти в другой мир во всеоружии, т.е. в окружении привычных для его жизни вещей и даже людей. Ужасные человеческие жертвоприношения, чтобы останки положить в могилу к усопшему, были уместны почти на всех континентах Земли. Со временем, когда понятия жизни/смерти стали более реалистичней и процесс захоронения покойных менее кровожадный, такие обычаи стали уходить в глубокое прошлое.

Но некоторые обычаи все же остались, которые и по сей технически прогрессивный день соблюдаются нашими гражданами, изучавшими в свое юношеское время труды марксистов-ленинистов. В случае смерти человека его родственники начинают лихорадочно соображать, что положить в гроб по местным обычаям?

Церковь о последнем пути

Священники на этот неоднозначный обычай отвечают вполне конкретно. Но некоторые служители Веры (определенной конфессии) благосклонно отзываются о вкладывании в тризну некоторых вещей покойного. Другие, особенно христиане, категорически против всяких вложений. По мнению священнослужителей, лишние вещи в гробу мешают душе оторваться от бренного тела, обрести покой. Тем более, при наличии рядом с усопшим или на его теле (одежде) драгоценных изделий, это может спровоцировать мародеров.

К сожалению, в наше богатое различными предметами быта время многие безутешные родственники стремятся положить под подушку или у ног покойника, например, его любимый серебряный портсигар с сигаретами, деньги, украшения или другие любимые усопшим вещи. Верующие граждане, как правило, кладут у изголовья тела иконки, распятия или молитвенники. А некоторые стремятся положить в гроб фотографию самого умершего или его родственника, умершего ранее, чтобы покойный мог с ним встретиться, и прочее. Фантазий у граждан иногда не отнять.

Официальная церковь против таких действий сограждан, считая, что человек родился голым, должен и уйти в мир Вечный таким же голым, т.е. каким явился в мир – таким и ушел. Аргумент здесь таков: дети, мол, рождаются нагишом, без любимых игрушек и вещей, значит – умерший тоже должен хорониться без всяких ненужных предметов. Таким образом, официальная церковь борется с «эхом» языческих традиций. И это, стоит отметить, одна из причин, почему христианская церковь не приемлет этот языческий (или же уже современный?) обряд. Церковные обычаи запрещают класть в гроб что-либо дополнительно, т.к. все эти лишние предметы быта препятствуют душе обрести после тлена физического тела покой.

Суеверия и сны

Некоторые люди, похоронившие близкого человека, иногда говорят, мол, во время сновидений к ним приходит покойник и требует, чтобы ему, например, вернули мобильный телефон или деньги. Или же усопший во сне приходит и постоянно занят поиском, как будто забыл что-то. Те, кому снятся такие «сюжеты», начинают переживать, что не положили те же любимые усопшим сигареты или же не надели на его палец перстень… Конечно, они потом начинают об этих снах рассказывать всем желающим слушать, отсюда потом идет поверье, если в тризну не положить любимую вещь покойного, то он за ней будет постоянно приходить во снах.

Но это всего лишь работа нашего подсознания, основанного на языческом суеверии. Кстати, экстрасенсы и даже священнослужители объясняют содержание таких снов тем, что душа умершего находится перед переходом в Вечность в одиночестве, поэтому пытается на таком уровне общаться с оставшимися на земле любимыми людьми. Но ей вещи не нужны, т.к. принадлежности мирской жизни усложняют путь ее очищения и освобождения от пут мирского бытия.

Естественно, что и никаких фотографий нельзя класть в тризну. Тут даже психологи могут дать объяснения, почему это запрещается делать. На подсознании родственник, положивший снимок под саван, будет связывать себя и покойного воедино. Результат: нагнетание отрицательной энергии, концентрация негативных мыслей и, как следствие, проблемы с психическим или же физическим здоровьем. А более продвинутые биоэнергетики даже предрекают тяжелую болезнь того, чью фотку положили в гроб. Тут явных доказательств сему нет, но опять-таки может здесь сработать подсознание – что навели порчу таким способом, и тот, чей снимок оказался в гробу, может реально слечь в больничную кровать.

Вывод: современный научный мир пока не доказал, что есть вечная жизнь даже за пределами нашей маленькой Галактической Системы, поэтому не стоит загружать ненужными вещами тризну. Просто надо облачить тело в ту одежду, которая ему подготовлена, положить на область лба специальную ритуальную ленту (если захотят того родственники), накрыть тело погребальным покрывалом и все. Пусть душа уйдет в Вечный Свет налегке и с миром!

www.ooolong.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.