Праздник йоль


Йоль — семейный праздник зимы и перемен. В этот день можно привлечь к себе удачу, финансовое благополучие и здоровье, если знать особенности праздника и соблюдать его традиции.

Йоль — один из 8 основных праздников Колеса Года, иначе называемый Зимним Равноденствием. В кельтской традиции Йоль считается аналогом Нового года, но в отличии от нашего главного зимнего праздника он отмечается в ночь с 20 на 21 декабря. В Йольскую ночь произнесенные вслух слова имеют особую силу, а мысли становятся материальными.

Что такое Колесо Года

Колесо Года — это 8 главных праздников Севера, отмечающих переход между временами года, сбор урожая и 4 Равноденствия. Йоль открывает этот годовой цикл, и длится еще 13 ночей после 21 декабря. Это время называется «правдивым», и, если верить кельтским приметам, то даже одна ложь в это время может разрушить весь последующий год.


pic

В ночь с 20 на 21 декабря можно «выстроить» желаемые события на год вперед с помощью визуализации и превратить мечту в реальность. Для этого необходимо следовать традициям и обычаям йольской ночи.

Как праздновать Йоль

Основным символом Йоля является вечнозеленое дерево: ель и сосна символизируют вечную жизнь и возрождение природы после холодной зимы. Поэтому в ночь Йоля дерево должно стоять в вашем доме, празднично украшенное блестящими игрушками и мерцающей гирляндой.

Йоль считается временем единения с родными людьми, поэтому праздничную ночь проводят с семьей и самыми близкими друзьями. В отличии от Самайна, на который можно оставаться в одиночестве для размышлений и медитации, на Йоль лучше создать теплую атмосферу счастья и покоя: в этот праздник выстраивается ваша дальнейшая судьба, и состояние духа, в котором вы пребываете в это время, крайне важно для дальнейшей жизни.

pic

Вторым важнейшим символом Йоля считается огонь: костер, полено в печи или большая свеча — источник священного Йольского огня, несущего защиту от злых сил. Возжигание огня Йоля — маленький, но очень важный обряд, мгновенно создающий праздничную атмосферу. Для его исполнения потребуются ветви для костра, если у вас есть свой земельный участок, или большая белая свеча, если вы проводите ночь Йоля в квартире.


Необходимо выключить все источники света и зажечь йольский огонь, произнося вслух такие слова: «Самый яркий свет разгонит самый плотный мрак! Да свершится в эту ночь все, что будет сказано!» Зажженный огонь должен гореть всю ночь, поэтому если вы решили развести костер, то заранее позаботьтесь о свече, с помощью которой огонь Йольской ночи придет в ваш дом.

Существует несколько поверий, связанных с йольской ночью 21 декабря. Следуя поверьям и приметам, вы сможете привлечь в свою жизнь благополучие, любовь и семейное счастье.

pic

Обильное угощение. На Йоль издавна готовили разнообразное угощение и накрывали праздничный стол. Обязательным блюдом была птица, а традиционным напитком — яблочный сидр. Считается, что чем больше блюд будет на столе в этот праздник, тем богаче будет семья весь год.


Кров и ночлег. В ночь Йоля не принято отказывать в крове случайному путнику, заглянувшему на огонек. Если вечером к вам неожиданно приедут друзья, то это значит, что встреча не случайна и угодна духам праздника. Накормите гостей, расскажите им о празднике и обязательно оставьте ночевать. Чем гостеприимнее вы окажетесь, тем лучше будут относиться к вам духи Колеса Года.

Правдивые сказки. В ночь Йоля можно избавиться от чего-то, мешающего вам жить и быть счастливыми. Для этого нужно облечь свою проблему в сказку и рассказать ее присутствующим, держа в руках йольский огонь. Пламя заберет все дурное из вашей жизни, если вы действительно искренне захотите с этим расстаться.

В Колесе Года Йоль играет крайне важную роль, являясь кельтским Новым годом и истинно семейным праздником. Мы желаем вам проводить как можно больше теплых вечеров с родными и близкими людьми. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и 

dailyhoro.ru

Йоль — праздник рождества Солнца

В декабре наступает время коротких дней и длинных, холодных ночей. Только после зимнего равноденствия начинается возрождение в виде солнечного света — сначала слабого, практически не греющего.

В старину зима была сложным испытанием для людей. Как погаснут огни Самайна, наступает тьма. Но эта мрак рассеется, когда наступит время Йоля — светлого праздника зимнего солнцестояния.


ПРАЗДНИК ЙОЛЬЖизнь предков была связана с солнцем и ему уделялось немалое значение. Дневное светило находило отражение в облике древних, полузабытых сейчас богов.  Йоль соединяет темное время с началом светлого периода года. После него тепло и рассвет становится ближе. Колесо Года на Йоль делает завершающий поворот.

Праздник Йоль — один из самых длинных в году.  Начинается он со Дня Матери в ночь с 20 на 21 декабря и длится 13 ночей. В наше время трудно позволить себе столько праздновать, поэтому сейчас обрядами и ритуалы проводят на зимнее равноденствие, с 21 на 22 декабря, игнорируя оставшиеся 12 дней празднования.

По преданиям, в ночь Йоля Великая Богиня-Мать рождает младенца, которому предстоит стать Солнечным Богом. Он умирает каждый Самайн, но на Йоль возрождается вновь. Языческое Колесо Года — это символ восстановления, реинкарнации, продолжения жизни после смерти, тесно связан с природными циклами.


Чтобы взглянуть на новорожденного Бога-Отца, из иных миров приходят различные сущности – эльфы, феи, тролли и даже другие боги. По легендам, повторно после Самайна сходят с небес всадники Дикой Охоты , чтобы поприветствовать новое божественное воплощение.

С наступлением христианства традиции Йоля изменились на те, которые теперь называют рождественскими или новогодними. Со временем Новый год и Рождество полностью заменили древний праздник. Учитывая то, что поначалу христианство отвергалось народом, священники адаптировали языческие обряды под христианские – они не были придуманы на пустом месте, но пришли на замену старинным преданиям. Некоторые языческие боги стали святыми и архангелами, часть из них записали в ряды приспешников сатаны. Подобное случилось с приметами, праздниками и обрядами из культур разных стран.

Йоль в Исландии — особенности северного фольклора

Йоль в Исландии

Обычаи празднования Йоля разнились, в зависимости от местности. В Исландии традиционно приносились клятвы на кабаньих головах, чье мясо было одним из типичных блюд северных язычников. Возможно, к этой древней традиции восходит любимая многими рождественская ветчина.

Одна из особенностей Йоля в Исландии — йольский кот, питомец великанши Грилы, которая живет в пещере далеко в горах. Он огромен, пушист и всегда любит поесть. По легендам он больше быка. У йольского кота черная шерсть и огненные горящие глаза. Им пугают детей по сей день.


С наступлением праздника йольский кот заглядывает к непослушным детям, лентяям и тем, кто не подготовился к празднованию. Обычно он съедает весь праздничный ужин, а если он не окажется вкусным, кот полакомится детьми, живущих в доме. По приметам, если не надеть на Йоль новую одежду, кот съест ленивца. Поэтому на Йоль полагается надевать новое.

Несмотря на то, что йольский кот способен внушить ужас, к хорошим людям он добр и обязательно наградит. Рождественского кота не пугают собаки и даже огонь. По легендам, именно он приходит за жертвами и угощениями для предков и эльфов, чтобы передать им высказанное людьми почтение.

Символы Йоля

Йольский венок — одна из главных традиций праздника. Он похож на рождественский венок, который пришел к нам с запада и с каждым годом набирает популярность. Его украшают в зеленых и красных тонах, делают своими руками, выбирая вечнозеленые растения. Его ставят на камин, праздничный стол или другую поверхность на видноте. На дверь его вешать не положено, это новшество было введено христианскими священниками. Довольно символично — языческие традиции словно выносятся за порог дома.

Йольское полено — особым образом украшенное с учетом символики цветов, растений, ягод и фруктов, большое дубовое полено. Затем его кидали в очаг, где оно медленно прогорало. Сейчас же украшенные йольские поленья сжигают в любое время, главное — до наступления весны. Золу нужно хранить в доме до следующего Йоля, после чего ее закапывают в землю.


Существует еще и йольское дерево — аналог современной новогодней елки. Наряжают его 21 или в Ночь Матери и кладут под него подарки. Кельты оставляли подношения духам и эльфам там же, где и подарки для членов семьи. Елочные украшения снимали по завершению праздника — в начале января. Само дерево хранилось в доме до самого Бельтайна, после чего его полагалось сжечь. По поверьям, майский шест делали именно из него.

grimuar.ru

Yule – День зимнего солнцестояния – 21 декабря

Солнце уходит в полынью. Диск опускается в темную воду, и льды смыкаются над ним. Первый снег ложится на тонкую пленку. С самого Самайна Солнце светит едва-едва,Expand text… и с каждым днем все глубже уходит от нас тепло, все полнее власть ночи и холода. Мелькнуло солнце и скрылось, обозначило промелькнувший день коротким росчерком, и вновь ночь. Воздух полон звона, звуков, песен ветра. Зимняя Йольская Ночь, королева среди ночей…

И вновь истошно лают в ночных небесах свирепые псы одноглазого Одина, вновь мчит, обгоняя снежную бурю, его восьминогий конь Слейпнир, вновь следует за ним толпа безумных призрачных всадников, что зовется у смертных Дикой Охотой.


слепой ярости несутся через хмурое зимнее небо сумрачные охотники, загоняя гончими псами свою диковинную добычу: призрачного ли кабана, белогрудую ли деву, или же древесную фею – Деву Мхов, точно пронизывающий зимний ветер гонит, сорвав с ветвей, остатки омертвелой осенней листвы. Горе тому, кто встретит Дикую Охоту на своем пути, ибо он последует за ней и более никогда не найдет пути обратно в мир живых. А ночи длинны в середине зимы, и только тепло очага защитит жителя земли от свирепых небесных ловчих.

В одну из самых долгих ночей декабря бородатые викинги северных земель и воинственные горцы Шотландии начинают великие зимние празднования, что зовутся у них Йоль – праздник середины зимы.

В эту священную ночь скандинавы неизменно воздают почести своим Божественным Матерям – троичному женскому божеству судьбы – которых еще зовут Дисами, или Норнами. Им подносят дары из плодов и жертвенной крови животных, к ним возносят мольбы о защите рода и богатом грядущем урожае. Вместе с ними почитают и отца всех богов великого Одина, одно из множества имен которого звучит как Йольнир – «человек Йоля».

Когда жертвенные ритуалы завершены, мясо заколотых на алтарях животных становится пищей для участников йольского пиршества. В самом центре святилища люди разводят огонь, на котором будет приготовлена священная трапеза. Льется рекой душистый эль, никого не обойдет чаша с этим напитком! Первый кубок обычно поднимают во славу Одина, второй – за богов плодородия Ньерда и Фрейра, ну а третий же выпивают за здравие своего короля. Почитают поднятием пиршественных чаш и души покойных предков – этот особенный тост скандинавы зовут «minni» – «памятным тостом».


Со времен каменного века (палеолита) у народов Европы, Северной Африки и многих народов Азии существовала единая религия, основанная на поклонении Солнцу.

Солнечный календарь друидов/волхвов привязывался не к числу дней в году (оно, как и у нас ныне, могло изменяться), а к астрономическим событиям четырех дней – летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия, которые происходят в природе независимо от любого календаря.

Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными языческими праздниками наших предков.

Ныне от языческих солнечных праздников наших древних славянских предков-язычников осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля – теперь это наша Новогодняя ночь. Но у некоторых народов Солнечные праздники традиционно отмечаются и поныне.

Праздник Йоль (Yule) в русском язычестве называют Солнцеворот. "Йоль" (Yule) происходит от скандинавского "iul" и "hjol", кельтского "hweol" и означает "колесо" — круговорот в природе, смену времен года.

Четыре великих славянских языческих праздника, как и аналогичные праздники европейской языческой религии друидов-волхвов, ориентированы на Солнечный цикл, выражающийся в четырех ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца.


У славян Солнцеворот еще назывался Коляда — по имени одного из главных
славянских богов, бога солнца Коляды, чье рождество отмечали в день после ночи зимнего солнцестояния (2-й Ночи Йоля), когда солнце начинало "идти
на лето".

#Йоль #Yule #Кот #Котэ #Коляда#Солнцеворот#Йольскийкот #Yulecat #Cat #Cats #Исландия #Скандинавия #Язычник #Язычники #Кельты #Друид #Друиды #Святки #Iceland #Москва #Скандинавы

vk.com

Поздравить с праздником

21 декабря (дата для 2019 года)

 

Несомненно, из всех празднеств наших предков Йоль (др.-сканд. jól, др.-англ. ġéol) — самый главный, самый священный и самый могущественный зимний праздник. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров. Те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei — наездники Асгарда) или же становятся вервольфами и прочими духами.

Также Йоль — дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и обозреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве — это, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

Происхождение слова Йоль теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».

По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей от первого заката солнца и до последнего рассвета — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов, и вращается веретено богини Судьбы.

В древности у англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (в зависимости от года — с 19 по 22 декабря). Эта ночь называлась «материнской» и раньше, судя по всему, была посвящена ритуалам. В настоящее время ее встречают, проводя вечер в кругу семьи.

Однако, самый важный момент праздника Йоль — это, конечно же, зимнее солнцестояние и самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов. В эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается Йоль на «Двенадцатую Ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря) или же 31 декабря —1 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось известное суеверие — «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи». А самые сильные слова те, что сказаны в эту ночь.

Следует заметить, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский Йоль отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии и Швеции «Двенадцатая Ночь» (Кнутов день) приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако, большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать Йоль с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.

www.calend.ru

Йоль (в разных языках Yule, Joel или Yuil) — средневековый праздник зимнего солнцеворота у скандинавских и германских народов, празднуется 21-22 декабря. Изначально языческий, праздник стал традиционным, и проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством. В настоящее время традиция почти утрачена.

В 2018 году Солнцестояние состоится в 01:23 по Москве, а значит, начинать подготовку к Йолю можно с 19 декабря, самое темное время — 20 декабря. Самая темная ночь с 20 на 21. И в ночь с 21 на 22 мы встретим Солнце!

Праздник йольИз всех празднеств  «Йоль», несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei — «наездники Асгарда»), или же становятся вервольфами и прочими духами.

Также «Йоль» — дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве — как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

Происхождение слова «Йоль» теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».

По традиции «Йоль» длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен «Йоль» начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».

Однако самая важная ночь праздника «Йоль» — это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Праздник йольСледующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова — те, что сказаны в эту ночь.

Заметим, впрочем, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский «Йоль» отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии «Двенадцатая Ночь» («Кнутов день») приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать «Йоль» с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.

Традиции

Йоль — Ночь Солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.

Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики, яблок, и апельсинов, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой.

Яблоки и апельсины представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословление деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.

 Символика 

Символика Йоля — йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечками, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.

Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок… но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой.

Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочека дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень — традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль. ( БНИЦ/Шпилькин С.В.)

Как прочувствовать этот праздник всей душой.

Йоль — он такой семейный, дружный, домашний, родной. Невероятно теплый и сказочный, несмотря на холод и темноту. Это то время, когда беречь тепло и согревать других — родных и близких — важнее всего.

Йоль — это время семьи, дома, Круга. Это время традиций — больших и маленьких. Время радости, детской и чистой.

Это праздник, когда все вокруг наполнено ожиданием чуда, когда все учатся мечтать и строят планы, когда можно безнаказанно завалить любимых людей подарками.

Чуть-чуть про символизм в украшении дома к Йолю

В украшении дома у вас два ограничения: количество пространства и чувство меры. Все остальное – по желанию, во имя фантазии и творчества).

Праздник йольЧто украшать: окна, входную дверь в квартиру и в комнату, где будет праздник, ёлку или композицию из еловых лап, пространство над постелью, немножко – кухню.

Начнем с окон. Самое простое и элегантное решение – украсить окна звездами. Можно даже одной, большой и красивой, из еловых веток, мишуры или бумаги. Или из сверкающей огоньками гирлянды. Для чего? Считается, что это поможет вам в грядущем году, вплоть до следующего Йоля, хотя бы примерно попадать туда, куда хотите в то время, какое вы для этого наметили.

А вот если украсить окно большим (самым-самым большим из тех, что есть дома) золотым шаром, то ваша одежда и обувь будут меньше подводить вас в сложную погоду и выглядеть в новом году вы будете блестяще.

Гирлянда из шишек и орешков (можно добавить туда же и коричные звезды – для аромата) послужит отличной приманкой для изобилия и богатства в новом году.

Выбирая и продумывая что, как и чем украсить ориентируйтесь на символизм украшений:

Для денег — шишки, кукуруза, елочные орехи (игрушечные или настоящие).

Для сладкой жизни — сосульки разной формы, леденцы, конфеты.

Для радости и хорошего настроения — фонарики, свечки, огоньки ( опять же: как обычные (которые можно зажечь), так и игрушечные).

Для дома (уют, ремонт, новоселье) — игрушка-домик.

Для удачных путешествий — транспорт: трамвай или вагончик, автомобиль, самолет, кораблик.

Для общего достатка — мишура, шары и банты золотого и красного цвета, «рог изобилия».

Для благополучия — то же самое, но зеленое.

Для власти — фиолетовое и пурпурное (темно-красное, бордовое)

Для успеха в учебе и работе с информацией — синее.

Для успехов в сочинительской и творческой деятельности — голубое, сиреневое, бирюзовое.

Для любви — оранжевый и розовый.

Для неожиданных бонусов от жизни — игрушки в форме конфеты (не пустые обертки!).

Слава и всякий почет — барабанчики и разные персонажи с музыкальными инструментами (от ангелов до солдат и мышей). От внешнего вида музыканта зависит качество того признания, которое вы получите, так что смотрите внимательно.

Для здоровья — игрушка-месяц (с бородкой и в колпаке).

Для склонных простывать — ёлочная игрушка-снеговик или ребёнок в зимней одежде.

Для страдающих мигренями или склонных к дурному настроению и беспричинной грусти подойдет птица (только осторожнее с аистом, а то мало ли), а для хороших снов – бабочка.

И главное: игрушки в форме животных и живых существ задают представление об окружении. И оно сбывается.

Чем больше игрушка похожа на персонажа, с которым вы хотите иметь хорошие отношения в наступающем году, тем больше шансов на успех. Но дублировать такие игрушки-персонификаторы не стоит. А то могут случиться два похожих персонажа и две похожих ситуации в отношениях.

Так же символы можно разделить на мужские и женские.

Женское: виноградная гроздь, гранат, яблоко, сосновая шишка (лучше раскрытая), украшения в виде кистей и бахромы.

Мужское: еловая шишка, орех, желудь, звезды, украшения в форме банта, розетки (ордены).

Волшебные секреты подготовки дома к празднику — не важно, которому: Йолю, Рождеству или Новому году — работают отлично во все случаях. (Анна Варламова)

Больше о том, как праздновать Йоль смотрите ЗДЕСЬ

kvantovyj-skachok.ru

Первая ночь Йоля

Первая ночь Йоля (20 декабря), предшествующая зимнему солнцестоянию, — это ночь Матери, самая долгая в году. Старый год почти завершен. Закончены полевые работы, собран урожай, а потому настало время подвести итоги прошлого и подготовиться к будущему году. Здесь главная роль отводилась хозяйке дома, ведь именно женщины пользовались особым покровительством Великой Матери. Хозяйки тщательно убирали свой дом, стараясь окончить все работы до темноты.

Немало времени отводили сооружению венка Йоля, главного символа наступающего праздника. Его плели из сосновых или еловых веток и украшали восемью свечками зеленого, белого и алого цветов. Готовый амулет водружали на каминную полку, где он должен был находиться до окончания праздника. Как только сгущались сумерки, хозяйки зажигали свечи и следили, чтобы в доме не осталось ни одного темного уголка. После этого женщины брали фонарь и выходили из своих домов, чтобы трижды обойти вокруг жилища и отпугнуть тем самым злых духов.

Вернувшись в комнату, каждая хозяйка брала тарелку овсянки и кружку с элем и ставила их за камин на теплые камни. Так благодарили домашних духов за помощь в течение года и просили их присоединиться к праздничному пиру. После этого хозяйка садилась у домашнего очага и возле нее собиралась вся семья. Женщина брала в руки березовые розги, несильно хлестала ими сначала себя, а затем каждого домочадца, после чего дарила всем членам семьи по маленькому подарку. Смысл этого ритуала был в том, что удар березового прута ограждал человека от болезней и недугов, а подарок, сделанный от сердца, мог служить оберегом весь следующий год.

Затем женщина окропляла молоком и посыпала овсом йольский венок, чтобы в доме всегда был достаток. Завершалась ночь Матери праздничным ужином. Стол уставлялся всевозможными лакомствами, и каждый старался съесть как можно больше. Даже домашним животным давали побольше корма. Обильный ужин служил своеобразной гарантией того, что новый год будет успешным и прибыльным.

Зимнее Солнцестояние

Ночь зимнего солнцестояния (с 21 на 22 декабря) — главная ночь праздника. Считалось, что это время волшебства и исполнения желаний. К главной ночи Йоля в древности готовились очень тщательно. В первую очередь, нужно было хорошенько выспаться, чтобы провести все ритуалы и встретить рассвет без усталости, что было залогом успеха в новом году.

Начиналась магическая ночь семейным ужином. За столом собиралась вся семья, во время еды вспоминали достижения старого года и делились планами на будущее. Здесь нужно было не сдерживать свою фантазию и без страха озвучивать самые смелые планы. Считалось, что желания, произнесенные в кругу семьи в волшебную ночь, непременно исполнятся.

Обязательным атрибутом этого семейного ужина был праздничный глинтвейн — напиток из ароматного вина, подслащенный сиропом и приправленный корицей и гвоздикой. В условленный час старшие члены семьи собирались у очага главного жреца, где полыхало сильное пламя, а молодежь оставалась дома. Когда наступала полночь, взрослые селяне, собравшиеся у жреца, тушили огонь, а затем разжигали новый, что символизировало приход нового года. Каждый брал из камина горящий уголек и нес его в свой дом.

Как только потухал старый огонь и дом погружался во тьму, члены семьи брались за руки и начинался главный ритуал Йоля. В эти минуты торжества мрака каждый должен был подумать о том, от чего хотел бы избавиться в новом году. Лень, зависть, страх, злобу — все, что мешало счастливой жизни, — люди мысленно прогоняли прочь. Взамен они просили духов-покровителей подарить им богатство, любовь и удачу. А уголек из дома жреца давал жизнь новому пламени. Ближе к утру, приветствуя рождение солнечного младенца, в домах загорались свечи. Следующий день, 22 декабря, отражал события грядущего года. Если день проходил спокойно — значит, и год будет неплохим, если же случалось что-то из ряда вон выходящее — следовало готовиться к худшему.

Йольское дерево

Одним из самых известных атрибутов праздничных ночей, безусловно, является йольское дерево. Сейчас оно приходит в каждый дом как рождественская или новогодняя ель. В давние времена йольское дерево называли еще древом желаний. В дом приносилась срубленная елочка или сосна, иногда их просто выкапывали в лесу и сажали в своем дворе. Дерево украшали яркими фигурками.

Следует отметить, что праздничный наряд йольского дерева дошел до наших дней. Так, стеклянные шары символизируют желания человека, а фигурки рождественских ангелов заменили фей, которые, согласно преданиям, любили отдыхать на ветвях деревьев. Многие из нас, чтобы порадовать близких, кладут под елку подарки, даже не зная, что этот обычай пришел из глубокой древности. Кельты и германцы тоже оставляли небольшие подношения под йольским деревом, чтобы порадовать эльфов, а также принести своеобразную жертву предкам, покинувшим этот мир.

По окончании праздника с йольского дерева снимались украшения. Но само дерево никогда не выкидывали. Кусочек древа желания хранили целый год, чтобы сжечь его в общем очаге на следующую ночь зимнего солнцестояния, а ствол использовали как майский шест во время празднования Белтейна (1 мая).

Еще один значимый атрибут праздника — йольское полено. Его подготавливали заранее, украшали зелеными и алыми лентами и хранили в доме 12 дней до начала Йоля. Когда в очаге загорался огонь нового года, хозяин дома предавал этот своеобразный оберег пламени. Считалось хорошим знаком, если йольское полено будет гореть в очаге все оставшиеся 12 ночей праздника. Пламя, пожирающее полено, отгоняло прочь злых духов, беды и болезни, а каждая ночь, освещаемая этим огнем, символизировала месяц нового года. Если полену не давали сгореть до конца 12 ночей, то весь год обещал быть удачным. Если же полена хватало, к примеру, лишь на восемь ночей, то две трети года не о чем было беспокоиться, а вот в оставшееся время следовало быть начеку. Золу и угли от сгоревшего полена берегли до следующего Йоля, чтобы закопать в землю накануне нового праздника.

Улыбка призрачного кота

Самым загадочным существом йольских ночей был огромный кот, гость из иного мира, гроза лентяев и нерадивых хозяек. Считалось, что этот пушистый дух может замораживать воду, проходить сквозь огонь и мгновенно преодолевать расстояние в несколько километров. Если кто-то увидит за огнем очага улыбку йольского кота — это недобрый знак: бедняга не доживет до следующего Йоля.

В йольские ночи страшный кот следил за тем, как люди отмечают праздник. Горе тому, кто сел за стол, не надев на себя обновки. Раз не сшил себе человек к Йолю новое платье, значит, он лентяй — не успел спрясть и соткать шерсть, настриженную с овец осенью. А значит, ждет нерадивого справедливая кара. В наказание йольский кот съедал весь праздничный ужин в доме лентяя, чтобы впредь и он сам, и его семья трудились как следует. Если же жена бедолаги не блистала кулинарными способностями и ее стряпня не нравилась коту, он мог забрать ее детей и увести их с собой в мир духов. А вот детям трудолюбивых и хлебосольных людей йольский кот дарил волшебные подарки.

Двенадцатая ночь Йоля

Завершалось празднование светлого Йоля 1 января, на двенадцатую ночь после зимнего солнцестояния. Наши предки называли ее ночью судьбы, ведь все сказанное в это время после захода солнца непременно исполнялось в новом году. Так, нечаянно слетевшее с губ проклятие или просто грубое слово могли принести страшные беды как самому сквернослову, так и его близким. Считалось, что в эту ночь боги дарят людям знамения, которые могут предсказать судьбу. Немудрено, что именно в эту ночь многие гадали и ждали, что им приснится вещий сон. А женщины верили, что приворот, сделанный в двенадцатую ночь, — самый сильный.

vedmochka.net

Наши друзья-христиане часто очень удивлены тем, с каким энтузиазмом мы, язычники, празднуем «рождественский» сезон. Даже если мы предпочитаем использовать слово ‘Йоль’ и наши праздники на пике за несколько дней до 25, мы, тем не менее, следуем многим традиционным сезонным обычаям: украшенные деревья, пение рождественских песен, подарки, йольские бревна и омела. Мы могли даже пойти так далеко, чтобы устанавливать ‘Рождественские ясли’, все же для нас три центральных символа, вероятно, будут интерпретированы как Мать Природа, Отец Время и Ребенок Солнечный Бог. Ничто из этого не будет восприниматься как сюрприз каждым, кто знает истинную историю праздника, конечно.

Фактически, если истина известная, праздник Рождества всегда был более языческим, чем христианским, с его ассоциациями – скандинавскими гаданиями, кельтскими обрядами плодородия и римским митраизмом. Вот поэтому как Мартин Лютер, так и Джон Кальвин ненавидели его, пуритане отрицали его, значительно менее активно праздновали его (для них никакой день года не мог быть более священником, чем суббота), и поэтому в Бостоне он даже был объявлен вне закона! Праздник был слишком уж тесно связан с рождением древних языческих богов и героев. И многие из них (подобно Эдипу, Тесею, Геркулесу, Персею, Ясону, Дионису, Аполлону, Митре, Гору и даже Артуру) обладали историями рождения, смерти и воскресения, которые были неудобно близки к самому Иисусу. И для того, чтобы усугубить вопрос, многие из них передатировали христианского Спасителя.

В конце концов, конечно, праздник имеет глубокие корни в годовом цикле. Это празднуется Зимнее Солнцестояние, время семени года, самая длинная ночь и самый короткий день. Это — день рождения нового Солнечного Короля, Сына Бога — независимо от того, каким именем вы решаете назвать его. В эту темнейшую из ночей Богиня становится Великой Матерью и снова рожает. И это создает совершенное поэтическое ощущение, что в самой длинной ночи зимы, «темной ночи наших душ», возникает новая искра надежды, Священный Огонь, Свет Мира, Coel Coeth (большой праздничный костер в Ирландии).

Вот почему язычники имеют столько же прав востребовать этот праздник, сколько и христиане. Возможно, и даже тем более, что христиане позже охотнее предъявляли права на него и пытались неоднократно отвергать его. На западе была традиция, что Мария родила младенца Иисуса двадцать пятого числа, но никто не мог, кажется, решить о месяце. Наконец, в 320 н.э., католические отцы в Риме решили сделать это в декабре в попытке объединиться с римским праздником Митры и кельтскими и саксонскими праздниками Йоля.

Никогда не было значительно претензия, что дата, которую они, наконец, выбрали, была исторически точной. Пастухи просто не ‘стремились к своим стадам ночью’ на высокогорные пастбища в мертвенную зиму! Но если кто-то хочет использовать Новый Завет как историческое подтверждение, эта ссылка может указывать, что время рождения Иисуса было примерно весной. Дело в том, что сезон окота овец происходит весной и что это единственное время, когда пастухи, вероятно, ‘следили за стадами ночью’, чтобы убедиться, что окот идет хорошо. Зная это, Восточная (православная) Церковь продолжала отвергать 25 декабря, предпочитая, чтобы ‘подвижная дата’ устанавливалась их астрологами согласно луне.

Таким образом, несмотря на свое сомнительное начало (свыше трех столетий никто не знал когда, предположительно, родился Иисус!), 25 декабря, наконец, начало становиться популярным. К 529 году, это был гражданский праздник, и все работы или общественные дела (кроме поварских, пекарских или любых, которые содействовали праздничным удовольствиям), были запрещены императором Юстинианом. В 563 Совет Браги запретил пост на Рождество, а четырьмя годами спустя Совет Тура провозгласил двенадцать дней с 25 декабря до Крещения как священный, праздничный период. Эта последний пункт, возможно, произведет самое тяжелое впечатление на современного читателя, который счастлив получить единственный выходной. Рождество в средние века было не единственным днем, но долгим двенадцатидневным периодом от 25 декабря до 6 января. Фактически, Двенадцать Дней Рождества. Несомненно, прискорбно, что современный мир оставил этот подход вместе с популярным празднованием Двенадцатой Ночи.

Конечно, христианская версия о распространении праздника во многих странах гласит, что оно происходило никак не быстрее, чем само христианство, что означает, что «Рождество не праздновалось в Ирландии до последнего пятого столетия; в Англии, Швейцарии, и Австрии до седьмого; в Германии до восьмого; и в славянских странах до девятого и десятого». Не сказал бы, что этим странам недоставало своих собственных праздников Йоля в середину зимы. Задолго до того, как мир услышал об Иисусе, язычники отмечали сезон сожжением йольского бревна, загадывали на него желания, и зажигали его от остатков прошлогоднего бревна. Загадывались и отгадывались загадки, практиковалась магия и ритуалы, кабаны приносились в жертву и поглощались вместе с большим количеством напитков, зерновые куклы носили из дома в дом с песнопениями, проводились обряды плодородия (девушки, стоящие под побегом омелы, подвергались кое-чему большему, чем поцелую), и по гаданиям определяли наступление весны. Многие из этих языческих обычаев, в соответственно приглаженной форме, вошли в основной поток христианских праздников, все же большинство священников не понимают (или если проводят, то не вспоминают) их происхождение.

Йоль (от англо-саксонского ‘Yula’, что означает ‘колесо года) обычно отмечается современными ведьмами на фактическое зимнее солнцестояние, которое может смещаться на несколько дней, все же оно обычно происходит 21 декабря или рядом. Это Меньший Саббат или Второстепенный Праздник в современном языческом календаре, один из четырех четвертных дней года, но также очень важный. В этом году (1988) он происходит 21 декабря в 9:28 по Гринвичу. Далее по-прежнему с энтузиазмом следуют языческие обычаи. Некогда йольское бревно было центром праздника. Оно зажигалось накануне солнцестояния (должно зажечься с первой попытки), и горение должно быть поддерживаемо в течение двенадцати часов для удачи. Оно должно быть сделано из ясеня. Позже йольское бревно было заменено йольским деревом, но вместо его сожжения на него ставили горящие свечи. В христианстве протестанты могли требовать, чтобы Мартин Лютер изобрел обычай, и католики могли допустить его в почитание св. Бонифация, но весь путь обычая может быть наглядно прослежен в прошлое через римские сатурналии до древнего Египта. Разумеется, такое дерево должно было быть срублено, а не куплено, и нужно было избавиться от продуктов горения способом, соответствующим уничтожению любого священного объекта.

Вместе с вечнозелеными растениями остролист, плющ и омела были важными растениями сезона, все они символизируют плодородие и вечную жизнь. Перед омелой особенно благоговели кельтские друиды, которые срезали ее золотым серпом в шестую ночь луны, и верили, что это афродизиак. (Магически – не медицински! Он очень токсичен!) Но афродизиаки, по-видимому, были минимальной частью меню на Йоль в древние времена, хотя современные сообщения указывают, что столы отчетливо скрипели под грузом каждого вида отличной еды. И выпивка! Самой популярной было ‘wassail cup’ (вино с пряностями), чье название происходит от англо-саксонского выражения ‘waes hael’ (быть невредимым или здоровым).

Средневековый фольклор Рождества кажется бесконечным: что все животные будут вставать на колени, когда наступает Святая Ночь, что пчелы жужжат ‘100-й псалом’ в Канун Рождества, что ветреное Рождество принесет удачу, что человек, родившийся в день Рождества, может видеть Малый Народ, что сверчок в очаге приносит удачу, что если кто-то откроет все двери дома в полночь, все злые духи уйдут, что у вас будет по счастливому месяцу за каждый рождественский пудинг, который вы попробуете, что новогоднее дерево должно быть разобрано на двенадцатую ночь или вам не будет везти, что ‘если Рождество будет в воскресенье, мы увидим ветреную зиму’, что ‘солнечный Рождественский День, так морозный месяц май’, что любой может использовать двенадцать рождественских дней, чтобы предсказывать погоду на каждый из двенадцати месяцев будущего года, и так далее.

Помня, что рождественские обычаи, в конце концов, основаны на более старых языческих обычаях, современным язычникам остается только восстановить их потерянные традиции. Занимаясь этим, мы можем разделить много общих обычаев с нашими друзьями-христианами, хотя и с немного другой интерпретацией. И таким образом мы все разделяем красоту этого самого магического из сезонов, когда Богиня-Мать снова родит младенца Солнечного Бога и снова приведет колесо в движение. И в заключение давно назревшая перефразировка: ‘Богиня, благослови нас всех и каждого!’

Автор: Mike Nichols
Перевод: Риола

witchcraft.su


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.