Самайн демон


 

Samhain – время безвременья – 1 ноября

 

Самайн демон

 Land of The Celts (Земля кельтов)

 Автор — Angela Barnett

 

Исполинскими шагами бредет по мелководью Ирландского моря призрак могучего древнего великана – Брана Благословенного, владыки земного царства Британии и потаенного царства мертвых Аннуна.


Это его наследник – последний из повелителей народа ши – Гвин ап Нидд травит красноухими гончими белого оленя в полуночных небесах, вселяя ужас в сердца смертных надрывным воем охотничьих рогов и пронзительными криками загонщиков – пришельцев из мира теней.

Это его отсеченную голову несут на своих плечах семеро оставшихся в живых воителей Острова Могучих, его преданных спутников, чтобы под ее защитой провести семь и четырежды двадцать лет в благодатном краю вечного бессмертия.

Это его Время-Вне-Времени, когда истончается завеса между мирами, когда обитатели курганов – потаенный народец – приходят в мир людей, а люди могут беспрепятственно попадать в мир эльфов, когда духи мертвых возвращаются к родным очагам и стучатся в дома к живым, хищные тени кружат над крышами мирных селений, кровожадный агишки – водяная лошадь – поднимает голову над гладью озер, время, когда боги заключают браки с людьми, а короли принимают подать или прощают долги своим подданным, конец светлого времени года и начало темного – время Самайна.

 

Самайн демонХолодное дыхание зимы уже тронуло побуревшие склоны изумрудных холмов Ирландии и вересковые пустоши Уэльса, посеребрило снежной пылью вершины Шотландских гор. В эти сырые промозглые ночи конца октября всякая живая душа ищет тепла и приюта, бежит прочь от ледяных ветров, что рыщут под покровом непроглядного сумрака, жмется к горячим камням домашнего очага.


Пастухи загоняют овец, вернувшихся с летних пастбищ в хлев, земледельцы собирают последние дары осеннего урожая, забивают на мясо скот, который наверняка не переживет грядущую зиму и, вознося благодарные молитвы к богам, задают щедрый пир Самайна – во славу плодоносящей земли и в поминовение всех тех, кто ушел в мир иной в году прошедшем.

Никто не останется голодным в ночь Самайна – ни случайный прохожий, ни заблудшая тень предка, что прибьется к порогу обители живых: пищу для духов оставят у дверей, для тех же, кто из плоти и крови, накроют стол, подобный тому, за каким пируют души мертвых героев на запредельном Острове Блаженных.

 

Сама священная ночь Самайна наступает с заходом солнца 31-го октября, но празднуют огненный фестиваль начала зимы все три дня до нее и еще три дня после. Все эти семь дней и семь ночей идут безудержные пиршества у кельтов, вино и пиво льются рекой, отважные воины сходятся в игровых поединках, юноши и девушки мчат пестрой вереницей вокруг пылающих костров, звучат арфы и волынки, звенит оружие. Друиды жертвуют богам плоды земли и кости животных, а порой и человеческие жизни.

Самайн демонНо вот и сама ночь священного таинства Самайна, сакральная ночь на грани времен, когда Великая Госпожа Ворон, могучая ирландская богиня-воительница Морриган возлегла с Верховным королем племени Дану, Всеотцом богов Дагдой, дабы даровать ему победу в предстоящей битве с фоморами.


В эту ночь никто не зажигает огней раньше, чем зажгут их друиды на Сторожевом Холме в двенадцати милях от Тары – Холма Королей, древней столицы Ирландии и резиденции верховных правителей. Гаснут и умирают огни лета в домах, с трепетом ожидая рождения огня нового, точно грядущего пробуждения новой жизни из пучины смерти. Возрожденный живой огонь высекают из кремня и, осветив его безудержным пламенем вершину священного холма, несут по языку его во дворцы и лачуги, от величественной Тары до самой дальней окраины земли ирландской.

 

Неспокойна ночь Самайна, не одни лишь смертные празднуют ее. Древние предвечные силы потустороннего мира прорываются сквозь завесу, неся с собой хаос, смерть и разрушение в подлунный мир людей. Это пытаясь скрыться от них, быть принятыми за «своего», надевают люди маски в ночь Самайна, кутаются в белые покрывала, подобно призракам из иного мира, подобно мертвецам в саванах. Это чтобы отпугнуть их и оградиться от их чар и их злобной силы, насаживают друиды людские черепа на ворота и частокол, ибо, подобно священной голове Брана, голова человеческая – место средоточения духовных сил человека и лучшая защита от всего враждебного и потустороннего. И именно потому, столетия спустя, когда человеческие головы в качестве оберегов уже выйдут из всеобщего употребления, заменят их люди выдолбленной репой и тыквой с прорезанными в ней глазами и ртом, символически изображающими все ту же отсеченную голову Брана.

 

Восславьте урожай года прошедшего! Помяните всех, с кем простились и пожелайте им доброй дороги в мир вечного благоденствия! Зажгите полночный огонь в очагах, и да хранит вас Бран Благословенный!

 

Источник


 

 

 

 

 

 

Обряды и ритуалы Самайна

 

Древнеирландское слово «Samhain», предположительно, происходит от санскритского «samana» – «собрание», «сход».

Самайн длится семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября.

 

Самайн демонРитуальный смысл Самайна состоит в обретении гарантии неисчерпаемости природного ресурса, повторения, возрождения, обновления календарного года. Это некий вневременной период, замкнутый цикл, в который успевают начать и завершиться все события, это священное время – время, которое может длиться сутки, год или вечность. Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира — Верхний Мир людей и Сид, Иной Мир. Самайн – промежуток времени, не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему, это Дни Безвременья.


В дни Самайна истончается граница между мирами, открываются Переходы, раскрываются холмы, Сид и все сверхъестественное устремляется наружу. Потусторонние силы посещают наш мир; мудростью, ростом и красотой обитатели Сида превосходят простых смертных, иногда они вмешиваются в жизнь людей.

В это время нетрудно и обычному человеку попасть Туда, За Тридевять Земель.

Недаром лишь два праздника в году – Белтайн (начало лета) и Самайн (его смерть) – считались «днями духов», наиболее благоприятными для ритуалов, гаданий, магической практики.

Некоторые английские историки утверждают, что Самайн был посвящен союзу бога племени (в Ирландии – Дагда) с богиней верховной власти Морриган.

 

Общественная сторона праздника сводилась к сбору всех людей в традиционном месте – на пиру у вождя или короля, а так же к сопутствующим этому пиру народным гуляньям и играм.

Самайн – срок уплаты долгов, подати, принесения даров. Каждый пришедший на пир должен был принести дар своему господину, чаще всего продовольственный, например, поросенка для того же пира.

В конце октября овец и рогатый скот собирают в одно стадо и возвращают к людским жилищам. Часть скота идет на убой, часть – для размножения. Эта древняя скотоводческая практика в Европе была известна еще в эпоху неолита.

 

В ирландской эпической традиции это день великих деяний. Вот что говорится в старинной уладской (Улад — самая большая область в древнейшей Ирландии) саге про Самайн: «Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии.»

 


Самайн демонРитуальная сторона праздника более сложная. Друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды, одним из которых было возжигание огня.

Каждый житель участвовал в приготовлениях к празднику. В предыдущую ночь перед началом праздника молодые люди заготавливали хворост. Для увеличения размеров костра использовались стружки и смоляные бочки. Старейшина фактически выстраивал костер на вершине холма.

 

В ночь Самайна повсюду гасились огни, и новый огонь возжигался друидами. Ритуальный огонь непременно должен быть «новый», «живой», «чистый», т.е. только что добытый. Все светильники, очаги в домах, костры во дворах – должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.

 

Добывание нового огня производилось древнейшими способами — высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии. Не смотря на появление более современных способов добычи огня, возжигание огня трением по-прежнему считается обязательной частью ритуала.

Когда костер зажигался, все брались за руки, и танцевали вокруг холма по часовой и против часовой стрелки.

 


Самайн демонСвященный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений – один из самых живучих обрядов.

 

Считалось, что Огонь может уничтожить любое зло, предохранять от колдовства, ведьм, нечистой силы. Огню и дыму ритуального костра придавались целительные свойства. Постройки окуривали дымом для очищения. Больных и детей подносили к огню, к дыму костра. Через дым костра прогоняли скот, чтобы он был здоров. Золу от священного костра ссыпали в воду, которая использовалась как целебная. Головни от костров и угольки считались оберегами от удара молнии.

 

В Шотландии в костер бросали кости домашних животных, клочки их шерсти, а на Шетландских и Оркнейских островах – кости рыб. Обряд этот, кроме как жертвоприношение, имеет и другое толкование — вера в продуцирующую силу огня, магия воспроизводства. Подобные обряды широко зафиксированы в плодородных ритуалах — возвращение земле части ее урожая, чтобы улучшить урожай следующего года.


Самайн демонКогда затухал последний уголек, мальчики соревновались в прыжках вокруг остатков огня. Костер был абсолютным центром внимания до тех пор, пока эта традиция жила.

 

Изначально Друидический праздник, Самайн сопровождался, как указывают Ирландские рукописи, многими примирительными соглашениями и остался самым популярным календарным праздником, праздновавшимся, сохранив многие ритуалы, еще в прошлом столетии. Последний самайнский костер был зажжен на холме в 1924 году.

 

Пища

 

Пища делилась на два вида – обычная праздничная еда, составляющая пир, и обрядовая пища, которая была частью магического ритуала. Такая пища воспринималась не как удовольствие, нередко ее остатки сохранялись с магическими целями (обереги, исцеление, увеличение плодородия, благосостояния) целый год. На угольях обрядовых костров выпекали ритуальный хлеб, который по поверьям, обладал особой целебной силой. Магические свойства обрядового хлеба переходили ко всем, кто получал его кусок. Все члены рода приобщались к нему, хлеб давали даже домашним животным, крошки хлеба разбрасывали по полям.Самайн демон


Месить тесто и готовить обрядовые лепешки нужно было на овечьей шкуре, обладавшей магическими свойствами оберега и плодородия.

Испеченные на золе лепешки из цельных зерен — ритуальное блюдо шотландцев. Такие же рецепты были известны в Древней Галлии. Пекли также хлеб из овсяной муки с отверстием посередине. Такой хлеб пастухи разбрасывали по полям, чтобы оградить скот от хищников.

 

Поедание пищи рассматривалось как способ защиты от нечистой силы и одновременно как путь к контакту с потусторонними сущностями. Пища так же приносилась в дар различным богам, духам, божествам, стихиям, умершим.

Часть жертвенной пищи полностью отдавалась божествам, часть – в форме причастия к божественному и сверхъестественному – поедалась людьми.

 

Как же мог выглядеть королевский пир у древних кельтов? Вот описание, сохранившееся в одной из рукописей. Большое общество во время пира садилось кругом на разостланные по земле шкуры. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах. Самый знатный сидел обычно в середине. Пиршество частенько сопровождалось поединками, где победителю полагался лучший кусок мяса. Обильная еда в древности была уже сама по себе праздничным удовольствием.

Пир состоял из хлеба и большого количества мяса говядины, баранины, свинины. Мясо варили в гигантских котлах или поджаривали на вертеле.

В изобилии присутствовала рыба — печеная, вареная и соленая. В текстах упоминается один из способов приготовления рыбы — варить в соленой воде с уксусом и тмином — простота рецепта, свойственная древним традициям.


Кости, оставшиеся от трапезы, приносились в жертву – через огонь или зарывались в земле.

Кроме того, на столе Самайна обязательно присутствовали молоко, масло, сметана, сыр, яблоки, орехи.

Пир сопровождался пением бардов под аккомпанемент древнего аналога лиры.

 

Самайн в ирландских легендах

Самайн демон

Кельты считали время проведения праздника и особенно ночь в канун праздничного дня сакральным временем, наделенным особенной энергией, и относили именно к этому периоду многие великие события своей мифологии.

 

В дни Самайна происходят основные мифологические сражения. Битва при Маг Туиред, центральная битва ирландского эпоса, в которой Племена Богини Дану (Сиды) сражались с Фоморами, приходится на Самайн. В эти же дни заключаются браки людей с обитателями Сида. В Самайн умирают боги и герои. Обитатели Другого Мира, божественные существа и духи умерших приходят в человеческий мир, незримо перемещаясь среди людей и иногда вмешиваясь в их дела. С другой стороны, и Сид в праздник Самайна особенно уязвим и доступен для смертных, осмеливающихся проникнуть в его пределы.

Самайн демон

 Riders of the Sidhe (ВсадникиСидов)

 Джон Дункан, шотландский художник XIX в.

 

В ирландских сагах есть множество сюжетов, связанных с Другим Миром. Туда могут попасть и живые. Для этого нужно, чтобы смертного полюбила женщина из Другого Мира. Одна из самых привлекательных и таинственных тем ирландской мифологической литературы – любовь богинь или женщин из Сида к смертным мужчинам, которых они уводят за собой. В то же время этот сюжет имеет трагический оттенок, так как жительница Сида – настоящий ангел смерти, уводящая человека туда, откуда почти невозможно вернуться.

 

Может быть, ярче всего драматический аспект отношений людей с Другим Миром проявляется в архаической саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного». К сыну короля Конна является таинственная юная женщина из Сида. Пораженный ужасом король, чувствуя грозную силу нездешних чар, обращается за помощью к своему друиду, однако могущество друида оказалось бессильным против красоты женщины из Сида и очарования Другого Мира. Молодой и прекрасный сын короля навсегда покидает мир людей.

 

Чаще всего женщины Другого Мира являются вестницами богов. Однако счастливцы, которых они уводят на Острова Блаженных, должны быть достойны божественных милостей и не поддаваться тоске по родине. В противном случае их ждет смерть. Об этом говорится в саге о плавании Брана.

Самайн демонЗа Браном тоже пришла женщина из Сида, и Бран со своими товарищами отправился в Другой Мир. Там они жили счастливо, но все же со временем их одолела тоска по родине. Когда Бран и его спутники собрались в обратный путь, гостеприимные хозяева предупредили, чтобы они не касались ногой родной земли. Подплыв к ирландскому берегу, мореплаватели спросили прибежавших ирландцев, помнят ли они Брана, сына Фебала. Ирландцы ответили: «Мы не знаем такого человека, но в наших старинных повестях рассказывается о плавании Брана».

Один из спутников Брана выпрыгнул на берег, но рассыпался в прах, едва коснувшись ногой земли. Ведь в Сиде время идет по другому, над обитателями Другого Мира и их гостями человеческое время не властно. Поэтому Брану и его спутникам, которые прожили в Другом Мире века, казалось, что минул всего один год. В то мгновение, когда один из них покинул мир, находящийся вне времени, прошедшие века сразу же обрушились на него, и он погиб.

 

Таким образом, хотя в Другой Мир иногда уходили не только мертвые, но и живые, тем не менее непреодолимый барьер отделяет Другой Мир и протекающее в нем мифическое время (вечность) от нашего мира и его времени. Только в сакральные ночи Самайна и Белтайна исчезает невидимая магическая перегородка между мирами.

 

Встреча между мирами отнюдь не всегда опасна для людей. В ирландской мифологии существует целый цикл легенд про Кухулина, сына бога Луга.

В саге «Болезнь Кухулина» посещение Другого Мира в день Самайна исцеляет героя от болезни, длившейся целый год. Кухулин садится в зачарованную бронзовую ладью и приплывает на остров, где расположен Другой Мир. Попав в этот сказочный край, Кухулин исцеляется от своей болезни.

Его полюбила Фанд, Жемчужина Красоты, жена бога моря Мананнана МакЛира. Воспользовавшись разногласиями королевской четы, на их королевство напали демоны, и Кухулину пришлось сразиться с ними. Затем он поселился у Фанд и месяц наслаждался всеми прелестями Волшебной Страны; после чего распрощался и назначил деве место встречи в мире людей.

 

Самайн демон

Fand leave her lover Cu Chulainn

Фанд покидает своего возлюбленного Кухулина

Иллюстратор и художник Энн Ивонн Гилберт

(Anne Yvonne Gilbert)

Жена Кухулина, прекрасная Эмер, очень ревновала его к возлюбленной из Другого Мира. Она сказала Кухулину:

– Может быть, дева, к которой ты прилепился, ничем и не лучше меня, но поистине все красное – красиво, все новое – бело, все высоко лежащее – желанно, а все привычное – горько, все недостающее – превосходно, а все изведанное – презренно, – в этом вся человеческая мудрость. Некогда мы жили в чести друг у друга, и так могло бы быть, если бы во взгляде твоем я нашла любовь к себе.

– Ты не утратишь ее, покуда я жив, – отвечал Кухулин.

Раздираемый любовью к обеим женщинам, Кухулин все же решил остаться с земной супругой. Безутешную Фанд увел в Другой Мир ее муж Мананнан, но ее решение было добровольным.

– По правде говоря, – отвечала она, – никто из вас не лучше и не благородней другого, но я пойду с тобой, Мананнан, ибо у тебя нет подруги, которая стоила бы тебя; у Кухулина же есть Эмер.

После ухода Фанд Кухулин очень горевал, долгое время он жил в горах, не принимая пищи и питья. Наконец пришли к нему друиды и дали ему напиток забвения. И, выпив его, он забыл о Фанд и обо всем, что с ним случилось. Затем они дали такой же напиток Эмер, чтобы она забыла о своей ревности. Мананнан же потряс своим плащом между Фанд и Кухулином, чтобы им больше не встретиться во веки веков. Плащ Мананнана символизирует море – его способность разделять и отчуждать.

 

Так кончается Самайн, ночь Хаоса, воссоздающая мифические времена, и мир людей опять прочно закрывается от Другого Мира.

 

Сакральный смысл праздника

 

Самайн — время одиночества, в темные ночи мы пробираемся к скрытому в собственной душе, в своих тайниках. Это возможность разобраться в себе.

В канун Самайна приходит знание о лишнем, мы осознаем, что в нашей жизни – ненужное украшение, досадная помеха. Изжившие себя отношения, старые вещи, любая обуза – все это, бережно хранимое когда-то, теперь нужно отпустить. Мы не просто испытываем потребность расстаться с этим, мы, наконец, можем это сделать – и в Ночь Духов разбрасываем камни без боли и сожалений.

В этот вечер даже обычная уборка приобретет магическое значение – соберите весь хлам, копившийся годами и собиравший на себе пыль и ваше собственное раздражение, и избавьтесь от него. Выметите за ворота ваши обиды, и не позволяйте более никому устраивать мусорные кучи на вашем пути, будь то самые настоящие кучи пыли или же кучи чужих проблем, аккуратно перегружаемые на ваши плечи.

Самайн демонКроме ритуалов объединения и подведения итогов прошедшего года, в Самайн вспоминают своих родственников, тех, кто встретился на пути в этой и других жизнях. Вспоминают добрым словом, зажигают светильники и свечи в их честь, пьют в их память и память их дел. Духов, почтивших собрание своим присутствием, приглашают к трапезе.

Застолье на Самайн сродни поминальной тризне:

— принято угощать всякого, кто по прихоти судьбы оказался рядом;

— по этой же причине на Самайн не устраивают бурного веселья и фейерверков: это светские удовольствия, оставьте их для общественных мероприятий;

— Самайн – тот праздник, когда не принято отказывать искренне просящему;

— на стол накрывают, ставя приборы для тех, кто покинул вас (семью или общину, компанию) в уходящем году.

Помяните дела друзей и врагов ваших, оцените по заслугам то, что было ими сделано для вас. Если ранее вы хотели возмездия – постарайтесь осознать, что вас – такой или такого – не было бы, не существуй всех, кто так или иначе повлиял на ваше мироощущение. Не просите мести или бед на чьи-то головы. Просите воздаяния, отдайте решения в руки богов или предков и освободитесь: вдохните покой Ночи Самайна.

 

Самайн демонЦвета Самайна – огненно-рыжий, коричневый, черный — цвета огня, цвета факелов. В ночь Самайна огонь на алтаре – не просто дань почтения богам – он охраняет ваш очаг, защищает его своим ясным ровным светом. Пусть свечей будет много.

Можно создать светильники из сосудов оранжевого стекла, или сделать традиционные светильники из тыкв, и поместить в них свечи. Такие светильники ставятся на подоконники и за порогом. Они отгоняют не только незваных гостей из Мира Духов, но и охраняют ваш дом от замыслов ваших врагов, от зависти и злобы, которая может быть направлена на вас.

 

 

Праздник в наши дни

 

В VII веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября Днем Всех Святых, желая отвлечь английский народ от языческих обычаев. Позже 2 ноября стало Днем Душ – когда поминали всех умерших. Однако традиции сохранились в народной памяти, и победить их до конце так и не удалось.

Сейчас праздник возвращается в Европу, он также популярен и в некоторых азиатских странах. Дети наряжаются в костюмы чудовищ и ходят по соседским домам, требуя сладостей. Также устраивают маскарады и выставляют в окно полую тыкву с вырезанными глазами и ртом и свечкой внутри, чтобы отпугнуть духов.

Кстати, тыква, которая в наши дни ассоциируется с Хеллоуином, не имеет ничего общего с традициями древних кельтов. Она была завезена из Америки в Европу в XV или XVI веке. А до того в Ирландии и Шотландии страшные рожи, в которые затем вставляли свечки, вырезали из реп и картофелин, в Англии – из свеклы.

 

Сейчас этот древний праздник почти окончательно сошел на нет; и не только потому, что молодежь перестала интересоваться им, и не потому, что люди перестали помнить о нем. Считается, что празднование было отменено неким хранителем, который утверждал, что это великое действо на холме заменилось только игрой и потеряло свой глубинный смысл.

 

Как отмечать

 

Самайн демонК Самайну всегда убирали и чистили дом, уплачивали долги, а для умерших оставляли еду и питье. Не стоит отступать от этой традиции.

Можно украсить дом сухими ветками и осенними листьями – разноцветие создает приятный настрой и привносит уют в дом.

Отдавая дань огню в дни Самайна, расставьте дома свечи (только листья не сожгите!). В эту ночь огонь призван охранять вас, защищать своим магическим светом. Он отгонит не только незваных гостей из Иного Мира, но и охранит дом от зависти, злобы и негативной энергии.

На столе непременно должно быть разнообразное мясо, запеченные яблоки с корицей или медом.

Самайн демонНе забудьте про овощи – сделайте рагу. Согласно традиции, в Самайн на столе должно быть сливочное масло. Другие молочные продукты тоже приветствуются.

В доме обязательно должны быть лесные орехи – они обладают защитными свойствами. Поэтому их можно не только есть, но и использовать в качестве украшения и оберега.

Приготовьте какой-нибудь старинный напиток. Например, глинтвейн – он прекрасно согревает и помогает при простуде. Соки, кисели, медовуха тоже подойдут. Красное вино и пиво являются традиционными напитками для Самайна.

 

Пускай Самайн станет прощанием со щедрым летом и распахнет двери в мир засыпающих деревьев, трав и мхов, мир длинных ночей и стылой осени. Ведь к Белтайну жизнь вновь возродится сотней переливчатых красок и искрящимся солнечным светом.

Самайн демон

 

Источники:  1,  2,

Широкова Н.С. Мифы кельтских народов: АСТ, Астрель, Транзиткнига; Москва; 2005

Роллестон Томас. Мифы, легенды и предания кельтов, Пер. с англ. Е.В. Глушко: Центрполиграф; Москва; 2004

 

 

 

lady.webnice.ru

∗∗∗

Хэллоуин — праздник, сделавший для фантастики и фэнтези больше, чем любой другой. В нём с избытком хватает и страшного, и таинственного, и волшебного, и забавного — всего, что необходимо для хороших историй. У вас есть все шансы «написать» собственную хэллоуинскую сказку, и в вашей власти сделать так, чтобы у неё был счастливый финал.

www.mirf.ru

Самхейн — празднование
Ритуалы на Самхейн
Кулинарные рецепты на Самхейн
МЕНЮ

Переживать Самхейн – всегда непросто. Дело вовсе не в том, что время с середины сентября до ноября уныло и печально, льют дожди, холодно, промозгло и неуютно на душе. Самайн начинается задолго до Великой Ночи. Почти сразу, после Мабона, с поворотом Колеса на темную половину года, начинают дуть холодные ветры, принося с собой горький аромат прелой листвы. Природа выцветает, и в буйствовавших весной, летом и в начале сентября деревьях замирают живительные соки, животные готовятся к спячке, птицы улетают. В небесах мчится Дикая охота. Весь мир обращается внутрь себя, и человек тоже заглядывает вглубь собственной души.

Самхейн, Самайн (Samhain) — это языческий Новый Год, этот шабаш отмечает смену одного сезона другим, смену старого года новым, перехода от жизни к смерти и снова к жизни. Тыквы созрели в полях, в то время как северный ветер холодит воздух. Земля теперь темная и холодная – Земля, которая была такой плодородной. Колесо прошло весь цикл, от рождения к смерти.

В этот шабаш, который по праву является любимым праздником большинства современных ведьм и язычников, принято чествовать Гекату, Старуху, богиню убывающей Луны, хранительницу мудрости, которая носила белый плащ Девы и красный плащ Матери, а теперь носит черный плащ. Это Темная Мать, правительница ночи, богиня смерти и перерождения.

В это время года бог Солнца уходит от нас в Страну Солнца, чтобы на время спрятать свое лицо под снегом и льдом, чтобы мы помнили, что в смерти – перерождение, в печали – радость.

В эту мистическую ночь на 1 ноября мы приподнимаем Завесу между мирами живых и мертвых, так как начинается то время, когда мы можем общаться с нашими умершими предками, когда они путешествуют по Стране Солнца. В эту ночь мертвые свободно гуляют среди живых, мертвых не надо бояться. Они возвращаются, чтобы навестить нас, а не для того, чтобы причинить нам вред.

Самайн демон

  • Символы: тыквы, яблоки.
  • Боги: умирающие боги.
  • Богини: Геката, Старуха, богини убывающей Луны, Медея.
  • Цвета: черный, оранжевый, коричневый.
  • Руны: Хагал, Науд, Виньо.
  • Свечи: фиолетовые, оранжевые.
  • Растения: чертополох, хризантема, ракитник, шалфей, листья дуба, яблоки, тыква, бордовые хризантемы, осина, сосна.
  • Благовония: яблоко, шалфей, мята, мускатный орех, сандал, ладан.
  • Декорации: фотографии умерших, яблоки, опавшая листва, осенние и сушеные цветы, тыквы.
  • Еда: яблоки, кукуруза, орехи, блюда из тыквы, пироги в форме серпа, глинтвейн, орехи.
  • Напитки: сидр, подогретое вино, травяные чаи.
  • Цвета: черный, оранжевый, фиолетовый, синий.
  • Работа: изгнание, очищение, защита, предсказание, общение с духами
  • Украшения: фонарь из тыквы или апельсина, лампа, перья, бумажные фигурки ведьм, котов и сов, ягоды рябины.
  • Одежды: длинные черные или темно-синие.

Праздник Последнего урожая, День Духов, Великая Ночь. Бог-Солнце умирает и спускается в подземный мир. Дикая охота. Богиня засыпает, чтобы в Йоль снова дать ему жизнь. Колдовской новый год. Открывается дверь между миром живых и Потустороньем. Предки навещают нас. Начало зимы.

Среди ученых принято считать, что многие западные праздники произошли от древних дохристианских духовных традиций. Наш современный Хэллоуин – это пример измененного праздника, уоходящего корнями в фестиваль урожая древнеримских, кельтских племен. Вопреки распространенному мнению, Хэллоуин – это не только страшные костюмы, сладости и веселье.

Современные традиции Хэллоуина, включающие все темное, жуткое и оккультное, могут быть основаны на многих ранних верованиях и традициях, касающихся Самхейна. Люди верили, что этой ночью открывается дверь между мирами живых людей и духов, так что феи, приведения и другие потусторонние существа свободно гуляют по земле. Можно было носить маски, зажигать тыквы-фонарики, огромные огни, чтобы отпугнуть этих существ. Также верили, что, так как завеса между двумя мирами становится тонкой, то в это повышалась точность разных предсказаний, и пророчества пользовались большой популярностью.

Попытки христиан изменить праздник были успешными. Христианская церковь достигла этого путем убеждения своих прихожан, что языческие боги и богини попали в список дня Всех Святых. С помощью Папы Бонифация появился пышный христианский праздник. Он переделал праздник мертвых в праздник всех святых и мучеников. Первоначально он проводился 13 мая, но век спустя Папа Грегори III перенес его в Ноябрь. В Ирландии День Всех Святых был учрежден в 998 году н.э. аббатом Одило, а к 13-му веку был твердо установлен христианский фестиваль мертвых, хотя старые языческие ритуалы продолжали существовать.

Через годы сказочные верования перешли от деревенских людей умудренному опытом обществу. Эдмунд Спенсер и Уилльям Шекспир объединили некоторые из этих ритуалов в своих трудах. Позже двор Елизаветы положил начало маскарадам, и подражал крестьянам в народных обычаях пантомим или прошения милостыни во время маскарада. Тем не менее, подлинный вкус праздника остался, и он стал пиром мертвых. Христианская церковь добавила своих “благословенных мертвых” и ритуалы изгнания, сжигания портретов, всех образов, нежелательных христианству, включая злых духов, приведений и ведьм.

День Всех Святых распространился по Европе и Америке в различных формах, включая Мексиканский День Мертвых. Кельтская версия праздника была принесена в Америку сотнями тысяч ирландских эмигрантов, которые бежали из Ирландии по политическим и экономическим причинам в 18 и 19 веках. Это один из немногих праздников, в котором содержится много древнего духа, потому что многие из его традиций сумели выжить. Каждый октябрь миллионы людей поддерживают эти традиции, надевая костюмы, зажигая самодельные фонарики и отправляясь с фокусами и развлечениями на Хэллоуин, но обычно они не понимают, зачем они так делают, для них это просто веселый праздник.

Многие современные христиане отказываются принимать участие в любых мероприятиях Хэллоуина. Они говорят, что ранние языческие ритуалы служат примерами дьявольских богослужений и что даже поздние обряды, созданные самими христианами, это лишь еще одни примеры “зла” этого праздника. Большинство этих страхов – это основанная христианами антиязыческая пропаганда, которая появилась во время империалистической экспансии в Европу, и продолжилась во время истерии охоты на ведьм в позднем средневековье, и они не отражают историческую и современную реальность языческих традиций. Они пытаются определить все политеистические традиции, как сущее зло.

Некоторые современные язычники возрождают ранние традиции Самхейна. Но их сложно доказать исторически. Есть много предположений, как исполнялись эти ранние церемонии, есть даже средневековые писания, которые, возможно, были написаны спустя века после христианизации, и они подвергаются сомнениям. Есть некоторые доказательства, что, например, разжигание костров было попыткой привлечь духов мертвых и в этот особенный день позволить им вернуться в их предыдущий домашний очаг. Однако трудно сказать, когда на самом деле зародилась эта традиция. Слишком мало известно о том, как действительно развлекались ранние язычники. Большое количество людей собирается каждый год на Хэллоуин, как в это время года делали древние, чтобы отдать честь природе, ее изменениям и начинаниям.

В разных местах земли существуют различные предания о Самхейне. Например, рассказ о мифическом коне, который в ночь Самхейна скачет по долинам. Не только кельты, но и египтяне и до-испанские мексиканцы праздновали этот день, как пир мертвых.

Пир Мертвых – это важная часть празднования Самхейна. Для тех, кто потерял своих близких, друзей или возлюбленных, это повод встретиться с ними в эту ночь за одним столом. В Мексике, например, принято идти на кладбище к могилам предков, зажигать свечи, приносить плоды и общаться с умершими. Эта традиция поддерживается и в наши дни, и кладбища в эту ночь освещены огнями и полны людей. Вполне можно и у нас устроить Пир Мертвых на могилах родственников, но он может омрачиться страхами и суевериями, а лучше, если этот Пир будет проходить в спокойной обстановке, когда можно в тишине и покое предаться воспоминаниям и прочувствовать присутствие тех, кого мы приглашаем, не опасаясь прихода незваных гостей.

Пир Мертвых можно устроить как вначале, так и в конце празднования. Как бы то ни было, надо заранее все подготовить. Пир Мертвых можно проводить и в одиночку, и с другими участниками шабаша.

Помещение надо украсить соответствующими предметами и цветами (оранжевые свечи, тыквы и т.д).
Приготовить стол. Он должен быть накрыт черной скатертью и сервирован черной посудой (черными бумажными тарелками, например, если нет другого варианта). Приготовь места для всех мертвых, которых ты ожидаешь, и поставь на их тарелки по тонкой черной свечке. Черные свечи не так-то просто найти, поэтому попробуй подобрать максимально возможный темный цвет свечей. В крайнем случае, используй коричневые свечи. Тарелки для живых – пустые, в ожидании еды. Рядом с каждой тарелкой или с местом положи какие-нибудь вещи, оставшиеся от умершего, его фотографию. Это сильно оживит твои воспоминания. Еда – традиционная.
Зажги свечи и погаси остальной свет. Пир должен проходить в тишине, чтобы можно было, не отвлекаясь, думать об умерших родных и друзьях. Если кто-то умер недавно, постарайся не грустить, и подумай о том, что ему сейчас, наверное, хорошо в объятиях Богини. В тишине проговори приглашение, попроси умерших присоединиться к твоему пиру. Если пир проходит с несколькими участниками, то приглашение может быть следующее. Верховная Жрица говорит: “Давайте помолчим, чтобы почтить тех, кто проник в Страну Солнца до нас”. Молчание. “А теперь прошепчите их имена. Как их звали?” Все перечисляют. “Мы просим вас присоединиться к нашему Пиру, устроенному в вашу честь. Приветствую вас, добро пожаловать!” Все повторяют последнюю фразу приветствия. Потом следует принятие пищи. Почувствуй присутствие тех, кто пришел, и наслаждайся тем, что они снова рядом. Проведи за столом столько времени, сколько посчитаешь нужным. Попробуй войти в контакт с духами.

Что касается историй и воспоминаний о тех, кто умер, то лучше ими поделиться во время празднования до или после Пира Мертвых. Если же это делать во время самого Пира, то легко отвлечься и перейти в беседы, что может обидеть духов умерших. Поэтому проведите Пир Мертвых в тишине.

По окончании пира поблагодари своих гостей за их присутствие, пожелай им счастливого пути, погаси свечи на тарелках, встань из-за стола и отнеси еду за порог.

Самайн демон

vk.com

Самайн — праздник древних кельтов

Календарь древних кельтов делил год на темную и светлую его части. С праздника Самайна начинались темные времена и заканчивалось лето. Но отмечали в этот день, а точнее несколько дней — три дня до 31 октября и три дня после, не только начало холодного времени года.

праздник самайн

Это был праздник считался последним днём сбора урожая и подведения итогов года. Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также решали, какая часть скота переживет зиму, а какая — нет. Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму.

Этот праздник был посвящен еще и богу Самайну, умирающему Солнцу, которое снова вернется весной.

Праздник мертвых

Самайн — это еще и праздник поминовения усопших родственников и близких людей. В ночь Самайна усопшие родственники проведывают живых близких людей, наблюдают за празднованием и даже принимают в нем участие.

Это праздник мертвых и смерти. В ночь Самайна в мир живых выходят и злые духи, а также другие представители нечистой силы. Они пользуются отведенным им временем в своих целях. В Ирландии и Шотландии его иногда называли «праздником мертвых». Считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы. В этот день, если верить преданиям, духи умерших получают свободу — но только до рассвета 1 ноября.

Принесение жертвы

Традиционными занятиями Самайна для кельтов был раздел урожая, а также забой скота, который не выглядел способным перенести зиму. Часть животных приносилась в жертву, часть использовалась для пополнения запасов продуктов на зиму.

Приносились и человеческие жертвы. Как правило, это были чужестранцы и военнопленные. Если таковых не было в поселении, выбирали жертв из числа провинившихся его жителей. Урожай собирали только до 31 октября, после Самайна за каждый собранный плод нужно было платить, и еще неизвестно, чего потребуют фэйри взамен.

Огни Самайна

Огни Самайна имели большое значение. Так называли большие костры, через которые полагалось прыгать.

огни самайна

По другой версии предания нужно было пройти между двумя большими кострами. Это делалось для очищения от негатива, который скопился за год. Праздник смерти можно назвать лучшим временем для очищения от всего ненужного.

Между кострами во времена кельтов прогоняли и скот. По камням и костям, которые оставались после прогорания костров, жрецы предсказывали будущее для всего поселения.

Сиды

По легендам, холмы открывались и к людям выходили сиды, чтобы присоединиться к празднованию. Они были мудрее, выше и красивее любого человека, если верить кельтским легендам.

Иногда они сватались к обычным женщинам и забирали их с собой после окончания празднования.

Сиды были способны избавить от смерти и старости. Они приводили с собой свиней, которые снова оживали после того, как становились главным блюдом пира. Сиды предсказывали будущее и могли научить невидимости.

Поверья гласят о том, что и Боги присоединяются ко всеобщему празднованию в человеческих или животных обличьях.

Ночь Самайна — время шабаша

Кельтский праздник Самайн занимает особенное место в жизни каждого колдуна или ведьмы. Он является неотъемлемой частью Колеса Года — колдовских праздников или дней силы.

ночь самайна

Это особые дни в календаре, каждый из которых имеет свои мифологические и магические аспекты. Колесо Года состоит из восьми дней силы, или праздников в календаре ведьмы. Кроме этого, днями для шабашей является каждое полнолуние и новолуние, которые иногда совпадают с днями силы Колеса Года.

Колесо Года отражает цикл смерти и перерождения Бога-отца, и трансформации Богини-матери, а также движение солнца в годовом цикле. Бог солнца умирает в этот день, и Богиня скорбит. Однако язычники знают, что солнце всегда возвращается после холодного и темного времени.

Шабаш ведьм

Самайн, как и у древних кельтов, выполняет функции своеобразного колдовского Нового года. С него начинают отсчитывать новый виток жизни и смерти. Шабаш ведьм имеет сезонную природу и он тесно связан со временем года и фазой луны.

Значение Самайна в колдовском Колесе Года указывает на то, что это один из главных праздников, или шабашей. Он символизирует не только смерть, но торжество жизни, ведь большинство ведьм-язычниц верит в реинкарнацию — перерождение после смерти в другом теле.

шабаш ведьм

Колдовские праздники, как правило, отмечаются особыми ритуалами, что делается с различными целями — от изменения чего-либо в своей жизни до выказывания почестей Богам.

В ночь Самайна открываются иные миры, и духи бродят среди людей. По поверьям, духи усопших родственников навещают живых, и это лучшее время для того, чтобы пообщаться с ними. Время праздника мертвых обладает особенной силой, чем активно пользуются маги со всего мира.

Ночь Велеса

Схожий с Самайном праздник был и у славян Ночь Велеса отмечалась 31 октября. В этот день Белобог передает Годовое Коло Чернобогу, а ворота в между Явью и Навью открыты, пока не пропоют первые петухи.

Славяне, как и кельты, проводили обряды очищения огнем, ходили по раскаленным угольям, чтобы очиститься от негатива, а также поминали умерших родственников, веря, что они могут присоединиться к празднованию Велесова дня 31 октября. Даже славянские приметы об этом дне схожи с кельтскими.

Традиции Самайна

Главная традиция Самайна — общение с усопшими родственниками. Оставьте угощение для них, просмотрите старые фотоальбомы, в которых ваши близкие запечатлены еще живыми. Если вы считаете, что в чем-то провинились перед ними, попросите прощения на Самайн — они обязательно услышат вас в эту волшебную ночь.

традиции самайна

Если вы отмечаете праздник всей семьей, поставьте возле стола лишний стул, а на стол — лишние приборы для усопших родственников. Их следует вспоминать за столом, но только с позитивным оттенком.

Но это не единственная тема для разговоров. Кельты самым простым способом информирования предков о том, что изменилось с их смерти, считали сплетни и обсуждения самых важных событий года. Духи предков витают неподалеку от праздничного стола и слушают о жизни своих внуков.

Если у вас есть возможность собрать семью за стол, обсудите все, что случилось за год, а также поговорите о тех, кому дела помешали присутствовать. Вы отмечаете Самайн в одиночестве? Это не повод молчать.

Поговорите с духами, расскажите им о себе и их близких людях — им будет интересно узнать все подробности.

Блюда на Самайн

Для застолья можно приготовить любые блюда, традиционные для Самайна. Это могут быть блюда из поздних овощей, например, рагу. Кельты в этот день забивали скот, который не пережил бы зиму. Мясо хранить проще, чем потроха, поэтому угощения Самайна готовились именно из них. Напиток, который импонирует Богине в облике старухи-вдовы — красное вино, но подавать можно и пиво, мед, сбитень и другие напитки. Идеально, если они приготовлены лично вами.

блюда на самайн

Традиционно на Самайн выпекается домашний хлеб и другая выпечка. Яблоки и орехи — сезонные лакомства, которым тоже найдется место на столе в честь Самайна. В это время в старину начинали готовить сливочное масло и другие молочные продукты, которые будут уместны и на трапезе дня духов.

Не нужно бояться духов. Если вы заметили в своем доме паранормальную активность, это значит, что предки приняли ваше предложение и решили присоединиться и отпраздновать Самайн вместе с вами.

Если к вам никто не явился, возможно, со смерти прошло слишком много времени. Вспомните о явлении реинкарнации. Возможно, ваши близкие давным-давно переселились в новые тела и живут своей жизнью.

Очищение от негатива

Даже обычная уборка может иметь магический смысл. Ее можно превратить в масштабное очищение от негатива, который накопился за целый год. Добавьте соль и подходящие травы в воду, заговорите губки для уборки, избавьтесь от вещей, которые больше вам не нужны.

Кельтский праздник Самайн — самое подходящее время для того, чтобы избавиться от всего ненужного.

После уборки можно окурить помещение благовониями, а также поставить защиту на дом. Этим можно заниматься не только 31 октября, но и 30, 29 или 28 — днями Самайна считаются три дня до колдовского Нового года.

Самайн — украшения и атмосфера праздника

Кроме этого, стоит украсить комнаты соответствующим декором. В первую очередь, это свечи и лампады из оранжевого стекла, ведь Самайн — один из огненных праздников Колеса Года.

Если вам нравится хэллоуинская атрибутика вроде летучих мышей, светильников из тыквы и прочих символов праздника, вы можете добавить к декору и ее.

Цвета этого праздника:

  • оранжевый,
  • коричневый,
  • фиолетовый,
  • темно-синий,
  • белый,
  • черный.

Используйте эти цвета при выборе свечей и украшений для алтаря и дома.

Самайн - украшения для праздника

Один из символов Самайна — зерно. Подобно Богу-отцу, оно сначала похоронено, затем оживает и прорастает с приходом весны, осенью зерна умирают снова.

Зерно приносят в дар Богине, им украшают дом и алтарь. Желтые и красные листья, желуди — также подходящие украшения.

Если есть возможность, разведите костер во дворе или камине. Если ее нет, зажгите свечи и расставьте фонари, вырезанные из тыкв. Хотя бы в каком-то виде живой огонь должен присутствовать в доме в этот вечер.

Выбраться на природу и развести большой костер, прыжки через который обладают мощными очистительными свойствами — еще одна хорошая идея. Если есть такая возможность, заберите несколько угольков домой.

Во время Черного Самайна принято рассчитываться с долгами. Эта примета схожа с похожей новогодней — в старину верили, что Новый год нужно встречать, отдав все долги. Вспомните о забытых обещаниях и денежных обязательствах и рассчитайтесь с ними. Если должны вам, постарайтесь забрать долг.

Атмосфера праздника

Оставьте время для светлых воспоминаний о близких, которые покинули вас. Зажгите свечи в их честь, выставьте портреты на видное место, оставьте угощения духам, чтобы почтить их память должным образом.

Можно посетить их могилы и оставить лампады и угощения там, а также навести порядок на местах захоронения. Поразмыслите о смертности и страхе смерти. Подумайте, как вы бы могли избавиться от последнего.

Атмосфера, дух Самайна вовсе не таков, как дух Хэллоуина или любого другого общепринятого праздника. Это время для покоя и размышлений.

Постарайтесь отпустить гнев и обиду, оставьте мысли о мести врагам. Можете попросить у Богов возмездия, но после этого придется позабыть о всех негативных чувствах, которые вы испытываете к этим людям.

Ритуалы на Самайн

Все ритуалы на Самайн, как и в случае с остальными шабашами Колеса Года, начинаются с обустройства алтаря. На нем должны присутствовать свечи, две из которых посвящены Богу и Богине, а также символы четырех стихий. Последние нужно расставить по сторонам света, которые им соответствуют.

ритуалы на самайн

Кроме этого, пригодится все то, что необходимо для обрядов Самайна — это зависит от вашего выбора. Не забудьте об украшениях вроде осенних листьев, темных цветов и прочих мрачных атрибутов, связанных со смертью и наступлением темного времени.

Ритуал на Самайн начинается с построения магического круга. Это делается с помощью визуализации и ритуального кинжала, но если последнего нет, используйте воображение или руки.

После этого призовите стихии и тех, кто должен стать свидетелями вашего обряда. Можно взять авторский текст, например, у Скотта Каннингема, а можно составить его самостоятельно.

Слова для обряда

После этого произнесите речь о значении праздника. Расскажите призванным вами духам предков или божествам о том, как вы понимаете его суть. Что вы празднуете? Для чего вы это делаете?

Разумеется, речь можно писать заранее, а можно и импровизировать. После речи можно сжечь лист бумаги с обращением к усопшим предкам, не забыв сказать, что это и для чего вы поджигаете бумагу.

Викканская молитва

После этого традиционно читается молитва или иной священный текст, соответствующий сути праздника. Выбирайте текст, соответствующий вашей вере. Вот пример викканской неоязыческой молитвы:

«В эту ночь открывается граница миров.
Я приветствую тебя, ночь Самайна.
Пусть в эту ночь духи снизойдут на землю.
Добро пожаловать домой.
Черная кошка задрала свой хвост в ужасе.
Не бойся, тебе нечего бояться:
Я зажигаю огонь на моем алтаре.
Погрейся в Новогоднюю ночь.
В темном небе плывет Луна.
Сонмы духов спускаются в мир.
Между жизнью и смертью открываются двери.
Я приглашаю в свой дом добрых духов.
Готов священный пирог для шабаша.
Я приглашаю вас разделить эту пищу со мной.
Чистая вода есть символ крови Рогатого Бога,
Который уходит в подземное царство.
Самайн – время перехода от дня к темной ночи.
Самое темное время суток, время Дикой Охоты.
Колесо года вращается неустанно.
Я приветствую тебя, ночь Самайна.
Будьте с нами в эту ночь, о Бог и Богиня!
Ведьмы верхом на метлах летят к Луне.
Начинается шабаш».

После произнесения священных текстов можно приступать к магической работе, которая была запланирована на Самайн — обряды, приведенные в пример, вы найдете ниже.

Проведение ритуала

Благословите яблоки, которые затем отправятся на праздничный стол. Вкусите традиционную трапезу шабаша — бокал вина и выпечку.

Не забудьте оставить дары Богам и духам на алтаре, после праздника их закапывают в землю или оставляют под деревом.

Для того, чтобы завершить обряд, поблагодарите Богов и духов, которые присутствовали на нем, попрощайтесь с духами стихий, развейте магический круг.

Обряды на Самайн для разных целей

Самайн — лучшее время для избавления от того, что больше не нужно вам. На это может быть направлена магическая работа во время обряда Самайна.

Обряд на избавление от всего ненужного

Напишите на бумаге свои плохие привычки, проблемы, людей, которых вы не желаете видеть. Зажгите две свечи оранжевого цвета, подожгите полынь в кадильнице или другой жаропрочной посуде. Возьмите список в руки и скажите:

«Умирающий мир, измени то, что мучает меня. Духи, поверните силы вспять: от темноты к свету, от зла к добру, от ненависти к любви, от бед к счастью, от смерти к жизни. Да будет так».

Записку подожгите от свечей, а ее пепел после обряда развейте по ветру.

Обряд на исполнение желания

На Самайн можно исполнить любое желание с помощью узелковой магии. Наговорите веревку, платок или кусок ткани:

«Будет исполнено желание мое великое, ибо тем Мир (Бог, Богиня — обращайтесь к тем, в кого верите) помогает, кто просит помощи. Помощь придет неведомыми путями, и желание мое реальностью обрастет, событиями приобретет путь для осуществления, и (Богами, Миром, Вселенной — опять же, указывайте здесь того, у кого готовы просить помощи) дано мне будет то, о чем прошу Его. Платок (веревку, нитку, браслет — что выбрали, то и указывайте) завяжу, и буду ждать. Да будет Так».

После этого завяжите узел и носите амулет с собой. После того, как ваше желание исполнится, сожгите его, но узел не развязывайте ни в коем случае, иначе лишитесь всего,что удалось обрести.

Самайн и Хэллоуин

Самайн и Хэллоуин — не столько разные названия одного дня в году, сколько совершенно разные праздники. Самайн отмечали древние кельты, поминая умершего бога, который возродится с началом весны и расцвета природы после холодного времени года.

Они приносили ему жертвы, поминали усопших членов поселений, подводили итоги урожая, а также стремились защититься от злых духов, которые тоже имеют доступ в наш мир.

Самайн и Хэллоуин

История Хэллоуина гласит, что он произошел от Самайна, но уже после принятия Ирландией христианства. Впервые упоминается он в 16 веке.

Тыквенные фонари, отверженный Богом и Сатаной пьяница-Джек, карнавальные костюмы, выпрашивание сладостей — все эти традиции Хэллоуина появились уже после христианизации и превращения Самайна в канун Дня всех Святых, который отмечается 1 ноября.

Хэллоуин можно назвать христианизированным Самайном. Нечто подобное наблюдается и в случае с русскими праздниками — славянские дни силы, посвященные языческим богам, стали днями христианских Святых.

Так, например, в день Перуна теперь отмечается Ильин день — праздник пророка, которого отождествляют со славянским богом воинов и грозы.

Маги, колдуны и ведьмы отмечают Самайн, традиции которого отличаются от хэллоуинских. Это молчаливый, даже мрачный праздник. Хэллоуин же всегда связан с весельем и шумными игрищами. Это некий сплав массовой культуры современного общества, языческих и католических традиций.

Ведьмы редко принимают в нем участие или разграничивают Самайн и Хэллоуин, деля празднование на две части — ритуальную и общепринятую.

В целом, Самайн — это праздник покоя, спокойной радости, поминовения усопших и начала длинной и темной зимы. Ритуалы Самайна направлены на выражение почтения Богам и духам предков.

Зная традиции этого праздника Колеса Года, можно избавиться от всего ненужного и кардинально изменить свою жизнь.

koldovstvo.net


Чтение статьи займет: 2 мин.

Мотивом к написанию статьи стали не грядущие штатовские праздники Хэллоуин и День Всех Святых, отмечаемые 31-го октября и 1-го ноября, а сюжет из «Сверхъестественного», где демон Самайн был одним из объектов охоты братьев Винчестеров. Меня заинтересовал этот персонаж из кельтских преданий и я решил разобраться в его природе. Оказывается, это октябрьское мероприятие кельтских народов дошло до современности изрядно искаженным…

Прежде всего – никакого демона или бога по имени Самайн у кельтов не было. А празднество, носящее такое название было и отмечалось ежегодно с 31 октября по 2-е ноября. Самайн – кельтский праздник урожая, но, как водилось в те времена, мероприятие было весьма интересное. По преданиям кельтов в этот день и ночь открывались призрачные двери в холмы мертвых, которые галлы (они же – кельты) использовали в качестве кладбищ. В эту ночь из них выходили создания из другого мира – сиды, бывшие по большому счету безобидными, пристававшими разве что с торговыми намерениями. А взамен от сидов можно было узнать предсказания будущего. Перед наступлением ночи в селениях галлов-кельтов зажигался священный огонь, который требовалось добыть традиционными методами – трением, высечением искры или от молнии. Все прочие огни в домах должны были быть погашены, а свежее пламя священного огня распространялось по домашним очагам от очага местного властителя. В целом праздник проходил достаточно весело и шумно – застолье, хмельной мед и т.д.

Спустя века и под влиянием христианской религии безобидные сиды преобразовались в демонов и духов, для защиты от которых и использовались маски, их изображающие, выдолбленные в виде жутких физиономий репы (не тыквы!) со вставленными внутрь горящими свечами. Появился обычай прыгать через костер, пламя которого, якобы, очищало от грехов. Великовозрастные детишки средневековья облачались в костюмы и маски, ходили по соседям – плясали и пели, пугали и клянчили подаяние. И горе было тем хозяевам, что отказали ряженым – их дома забрасывались грязью, ломалась ограда и ворота. Появился обычай гадать на Самайн…

Церковь, в рамках борьбы с языческими верованиями, переименовала Самайн в День Всех Святых – это сделал своим эдиктом Папа Бонифаций IV в 7-м веке. Что до Хеллоуина, так этот праздник не имеет никакого отношения ни к религии, ни к верованиям галлов-кельтов – он своеобразно переработанный аналог Самайна в его более позднем варианте (с демонами, призраками и ряжеными).

Итак, расследование выявило, что демона Самайна или чего-то подобного у кельтов не было. Персонаж из «Сверхъестественного» был всего лишь выдумкой сценаристов…

svagor.com

Самайн — праздник древних кельтов

Календарь древних кельтов делил год на темную и светлую его части. С праздника Самайна начинались темные времена и заканчивалось лето. Но отмечали в этот день, а точнее несколько дней — три дня до 31 октября и три дня после, не только начало холодного времени года. Это был праздник сбора урожая и подведения итогов года. Он был посвящен еще и богу Самайну, умирающему Солнцу, которое снова вернется весной.

Самайн демон onload=__al.g(this) data-airee-src=http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-1.jpg alt=»ночь самайна» width=552 height=360>Самайн — это еще и праздник поминовения усопших родственников и близких людей. В этот день, если верить преданиям, духи умерших получают свободу — но только до рассвета 1 ноября. В ночь Самайна усопшие родственники проведывают живых близких людей, наблюдают за празднованием и даже принимают в нем участие. Это праздник мертвых и смерти. В ночь Самайна в мир живых выходят и злые духи, а также другие представители нечистой силы. Они пользуются отведенным им временем в своих целях.

Традиционными занятиями Самайна для кельтов был раздел урожая, а также забой скота, который не выглядел способным перенести зиму. Часть животных приносилась в жертву, часть использовалась для пополнения запасов продуктов на зиму. Приносились и человеческие жертвы. Как правило, это были чужестранцы и военнопленные. Если таковых не было в поселении, выбирали жертв из числа провинившихся его жителей. Урожай собирали только до 31 октября, после Самайна за каждый собранный плод нужно было платить, и еще неизвестно, чего потребуют фэйри взамен.

Огни Самайна имели большое значение. Так называли большие костры, через которые полагалось прыгать, по другой версии предания нужно было пройти между двумя большими кострами. Это делалось для очищения от негатива, который скопился за год — праздник смерти можно назвать лучшим временем для очищения от всего ненужного. Между кострами во времена кельтов прогоняли и скот. По камням и костям, которые оставались после прогорания костров, жрецы предсказывали будущее для всего поселения.

По легендам, холмы открывались и к людям выходили сиды, чтобы присоединиться к празднованию. Они были мудрее, выше и красивее любого  человека, если верить кельтским легендам. Иногда они сватались к обычным женщинам и забирали их с собой после окончания празднования. Сиды были способны избавить от смерти и старости. Они приводили с собой свиней, которые снова оживали после того, как становились главным блюдом пира. Сиды предсказывали будущее и могли научить невидимости. Поверья гласят о том, что и Боги присоединяются ко всеобщему празднованию в человеческих или животных обличьях.

Ночь Самайна — время для шабашей

Самайн демон onload=__al.g(this) data-airee-src=http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2.jpg alt=»самайн кельтский праздник» width=720 height=237 data-airee-srcset=»http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2.jpg 720w, http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2-214×70.jpg 214w, http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2-306×101.jpg 306w, http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2-650×214.jpg 650w, http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2-624×205.jpg 624w» sizes=»(max-width: 720px) 100vw, 720px»>Кельтский праздник Самайн занимает особенное место в жизни каждой ведьмы. Он является неотъемлимой частью Колеса Года — колдовских праздников, или дней силы. Это особые дни в календаре, каждый из которых имеет свои мифологические и магические аспекты. Колесо Года состоит из восьми дней силы, или праздников в календаре ведьмы. Кроме этого, днями для шабашей является каждое полнолуние и новолуние, которые иногда совпадают с днями силы Колеса Года.

Колесо Года отражает цикл смерти и перерождения Бога-отца, и трансформации Богини-матери, а также движение солнца в годовом цикле. Бог солнца умирает в этот день, и Богиня скорбит. Однако язычники знают, что солнце всегда возвращается после холодного и темного времени. Самайн, как и у древних кельтов, выполняет функции своеобразного колдовского Нового года. С него начинают отсчитывать новый виток жизни и смерти. Шабаши ведьм имеют сезонную природу, они тесно связаны со временем года и фазой луны.

Значение Самайна в колдовском Колесе Года указывает на то, что это один из главных праздников, или шабашей. Он символизирует не только смерть, но торжество жизни, ведь большинство ведьм-язычниц верит в реинкарнацию — перерождение после смерти в другом теле. Колдовские праздники, как правило, отмечаются особыми ритуалами, что делается с различными целями — от изменения чего-либо в своей жизни до выказывания почестей Богам.

В ночь Самайна открываются иные миры, и духи бродят среди людей. По поверьям, духи усопших родственников навещают живых, и это лучшее время для того, чтобы пообщаться с ними. Время праздника мертвых обладает особенной силой, чем активно пользуются маги со всего мира.

Схожий с Самайном праздник был и у славян — Ночь Велеса отмечалась 31 октября. В этот день Белобог передает Годовое Коло Чернобогу, а ворота в между Явью и Навью открыты, пока не пропоют первые петухи. Славяне, как и кельты, проводили обряды очищения огнем, ходили по раскаленным угольям, чтобы очиститься от негатива, а также поминали умерших родственников, веря, что они могут присоединиться к празднованию Велесова дня 31 октября. Даже славянские приметы об этом дне схожи с кельтскими.

Самайн — традиции колдовского праздника

Главная традиция Самайна — общение с усопшими родственниками. Оставьте угощение для них, просмотрите старые фотоальбомы, в которых ваши близкие запечатлены еще живыми. Если вы считаете, что в чем-то провинились перед ними, попросите прощения на Самайн — они обязательно услышат вас в эту волшебную ночь. Если вы отмечаете праздник всей семьей, поставьте возле стола лишний стул, а на стол — лишние приборы для усопших родственников. Их следует вспоминать за столом, но только с позитивным оттенком.

Самайн демон onload=__al.g(this) data-airee-src=http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-3.jpg alt=»самайн традиции» width=532 height=402>Но это не единственная тема для разговоров. Кельты самым простым способом информирования предков о том, что изменилось с их смерти, считали сплетни и обсуждения самых важных событий года. Духи предков витают неподалеку от праздничного стола и слушают о жизни своих внуков. Если у вас есть возможность собрать семью за стол, обсудите все, что случилось за год, а также поговорите о тех, кому дела помешали присутствовать. Вы отмечаете Самайн в одиночестве? Это не повод молчать. Поговорите с духами, расскажите им о себе и их близких людях — им будет интересно узнать все подробности.

Для застолья можно приготовить любые блюда, традиционные для Самайна. Это могут быть блюда из поздних овощей, например, рагу. Кельты в этот день забивали скот, который не пережил бы зиму. Мясо хранить проще, чем потроха, поэтому угощения Самайна готовились именно из них. Напиток, который импонирует Богине в облике старухи-вдовы — красное вино, но подавать можно и пиво, мед, сбитень и другие напитки. Идеально, если они приготовлены лично вами. Традиционно на Самайн выпекается домашний хлеб и другая выпечка. Яблоки и орехи — сезонные лакомства, которым тоже найдется место на столе в честь Самайна. В это время в старину начинали готовить сливочное масло и другие молочные продукты, которые будут уместны и на трапезе дня духов.

Не нужно бояться духов. Если вы заметили в своем доме паранормальную активность, это значит, что предки приняли ваше предложение и решили присоединиться и отпраздновать Самайн вместе с вами. Если к вам никто не явился, возможно, со смерти прошло слишком много времени. Вспомните о явлении реинкарнации. Возможно, ваши близкие давным-давно переселились в новые тела и живут своей жизнью.

Кельтский праздник Самайн — самое подходящее время для того, чтобы избавиться от всего ненужного. Даже обычная уборка может иметь магический смысл. Ее можно превратить в масштабное очищение от негатива, который накопился за целый год. Добавьте соль и подходящие травы в воду, заговорите губки для уборки, избавьтесь от вещей, которые больше вам не нужны. После уборки можно окурить помещение благовониями, а также поставить защиту на дом. Этим можно заниматься не только 31 октября, но и 30, 29 или 28 — днями Самайна считаются три дня до колдовского Нового года.

Самайн демон onload=__al.g(this) data-airee-src=http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-4.jpg alt=»дух самайна» width=590 height=396>Кроме этого, стоит украсить комнаты соответствующим декором. В первую очередь, это свечи и лампады из оранжевого стекла, ведь Самайн — один из огненных праздников Колеса Года. Если вам нравится хэллоуинская атрибутика вроде летучих мышей, светильников из тыквы и прочих символов праздника, вы можете добавить к декору и ее. Цвета этого праздника — оранжевый, коричневый, фиолетовый, темно-синий, белый и черный. Используйте эти цвета при выборе свечей и украшений для алтаря и дома.

Один из символов Самайна — зерно. Подобно Богу-отцу, оно сначала похоронено, затем оживает и прорастает с приходом весны, осенью зерна умирают снова. Зерно приносят в дар Богине, им украшают дом и алтарь. Желтые и красные листья, желуди — также подходящие украшения.

Если есть возможность, разведите костер во дворе или камине. Если ее нет, зажгите свечи и расставьте фонари, вырезанные из тыкв. Хотя бы в каком-то виде живой огонь должен присутствовать в доме в этот вечер. Выбраться на природу и развести большой костер, прыжки через который обладают мощными очистительными свойствами — еще одна хорошая идея. Если есть такая возможность, заберите несколько угольков домой.

Во время Черного Самайна принято рассчитываться с долгами. Эта примета схожа с похожей новогодней — в старину верили, что Новый год нужно встречать, отдав все долги. Вспомните о забытых обещаниях и денежных обязательствах и рассчитайтесь с ними. Если должны вам, постарайтесь забрать долг.

Оставьте время для светлых воспоминаний о близких, которые покинули вас. Зажгите свечи в их честь, выставьте портреты на видное место, оставьте угощения духам, чтобы почтить их память должным образом. Можно посетить их могилы и оставить лампады и угощения там, а также навести порядок на местах захоронения. Поразмыслите о смертности и страхе смерти. Подумайте, как вы бы могли избавиться от последнего.

Атмосфера, дух Самайна вовсе не таков, как дух Хэллоуина или любого другого общепринятого праздника. Это время для покоя и размышлений. Постарайтесь отпустить гнев и обиду, оставьте мысли о мести врагам. Можете попросить у Богов возмездия, но после этого придется позабыть о всех негативных чувствах, которые вы испытываете к этим людям.

Ритуалы на Самайн — общая схема обрядовой компоненты праздника

Самайн демон onload=__al.g(this) data-airee-src=http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-5.jpg alt=»ритуалы на самайн» width=640 height=429>Все ритуалы на Самайн, как и в случае с остальными шабашами Колеса Года, начинаются с обустройства алтаря. На нем должны присутствовать свечи, две из которых посвящены Богу и Богине, а также символы четырех стихий. Последние нужно расставить по сторонам света, которые им соответствуют. Кроме этого, пригодится все то, что необходимо для обрядов Самайна — это зависит от вашего выбора. Не забудьте об украшениях вроде осенних листьев, темных цветов и прочих мрачных атрибутов, связанных со смертью и наступлением темного времени.

Ритуал на Самайн начинается с построения магического круга. Это делается с помощью визуализации и ритуального кинжала, но если последнего нет, используйте воображение или руки. После этого призовите стихии и тех, кто должен стать свидетелями вашего обряда. Можно взять авторский текст, например, у Скотта Каннингема, а можно составить его самостоятельно.

После этого произнесите речь о значении праздника. Расскажите призванным вами духам предков или божествам о том, как вы понимаете его суть. Что вы празднуете? Для чего вы это делаете? Разумеется, речь можно писать заранее, а можно и импровизировать. После речи можно сжечь лист бумаги с обращением к усопшим предкам, не забыв сказать, что это и для чего вы поджигаете бумагу.

После этого традиционно читается молитва или иной священный текст, соответствующий сути праздника. Выбирайте текст, соответствующий вашей вере. Вот пример викканской неоязыческой молитвы:

В эту ночь открывается граница миров.
Я приветствую тебя, ночь Самайна.
Пусть в эту ночь духи снизойдут на землю.
Добро пожаловать домой.
Черная кошка задрала свой хвост в ужасе.
Не бойся, тебе нечего бояться:
Я зажигаю огонь на моем алтаре.
Погрейся в Новогоднюю ночь.
В темном небе плывет Луна.
Сонмы духов спускаются в мир.
Между жизнью и смертью открываются двери.
Я приглашаю в свой дом добрых духов.
Готов священный пирог для шабаша.
Я приглашаю вас разделить эту пищу со мной.
Чистая вода есть символ крови Рогатого Бога,
Который уходит в подземное царство.
Самайн – время перехода от дня к темной ночи.
Самое темное время суток, время Дикой Охоты.
Колесо года вращается неустанно.
Я приветствую тебя, ночь Самайна.
Будьте с нами в эту ночь, о Бог и Богиня!
Ведьмы верхом на метлах летят к Луне.
Начинается шабаш.

После произнесения священных текстов можно приступать к магической работе, которая была запланирована на Самайн — обряды, приведенные в пример, вы найдете ниже. Благословите яблоки, которые затем отправятся на праздничный стол. Вкусите традиционную трапезу шабаша — бокал вина и выпечку. Не забудьте оставить дары Богам и духам на алтаре, после праздника их закапывают в землю или оставляют под деревом. Для того, чтобы завершить обряд, поблагодарите Богов и духов, которые присутствовали на нем, попрощайтесь с духами стихий, развейте магический круг.

Самайн — обряды для разных целей

Самайн демон onload=__al.g(this) data-airee-src=http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-6.jpg alt=»самайн обряды» width=576 height=441 data-airee-srcset=»http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-6-210×160.jpg 210w, http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-6-306×233.jpg 306w» sizes=»(max-width: 576px) 100vw, 576px»>Самайн — лучшее время для избавления от того, что больше не нужно вам. На это может быть направлена магическая работа во время обряда Самайна. Напишите на бумаге свои плохие привычки, проблемы, людей, которых вы не желаете видеть. Зажгите две свечи оранжевого цвета, подожгите полынь в кадильнице или другой жаропрочной посуде. Возьмите список в руки и скажите:

Умирающий мир, измени то, что мучает меня. Духи, поверните силы вспять: от темноты к свету, от зла к добру, от ненависти к любви, от бед к счастью, от смерти к жизни. Да будет так.

Записку подожгите от свечей, а ее пепел после обряда развейте по ветру.

На Самайн можно исполнить любое желание с помощью узелковой магии. Наговорите веревку, платок или кусок ткани:

Будет исполнено желание мое великое, ибо тем Мир (Бог, Богиня — обращайтесь к тем, в кого верите) помогает, кто просит помощи. Помощь придет неведомыми путями, и желание мое реальностью обрастет, событиями приобретет путь для осуществления, и (Богами, Миром, Вселенной — опять же, указывайте здесь того, у кого готовы просить помощи) дано мне будет то, о чем прошу Его. Платок (веревку, нитку, браслет — что выбрали, то и указывайте) завяжу, и буду ждать. Да будет Так.

После этого завяжите узел и носите амулет с собой. После того, как ваше желание исполнится, сожгите его, но узел не развязывайте ни в коем случае, иначе лишитесь всего,что удалось обрести.

grimuar.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.