Самайн это




Чтение статьи займет: 2 мин.

Мотивом к написанию статьи стали не грядущие штатовские праздники Хэллоуин и День Всех Святых, отмечаемые 31-го октября и 1-го ноября, а сюжет из «Сверхъестественного», где демон Самайн был одним из объектов охоты братьев Винчестеров. Меня заинтересовал этот персонаж из кельтских преданий и я решил разобраться в его природе. Оказывается, это октябрьское мероприятие кельтских народов дошло до современности изрядно искаженным…

Прежде всего – никакого демона или бога по имени Самайн у кельтов не было. А празднество, носящее такое название было и отмечалось ежегодно с 31 октября по 2-е ноября. Самайн – кельтский праздник урожая, но, как водилось в те времена, мероприятие было весьма интересное. По преданиям кельтов в этот день и ночь открывались призрачные двери в холмы мертвых, которые галлы (они же – кельты) использовали в качестве кладбищ.


эту ночь из них выходили создания из другого мира – сиды, бывшие по большому счету безобидными, пристававшими разве что с торговыми намерениями. А взамен от сидов можно было узнать предсказания будущего. Перед наступлением ночи в селениях галлов-кельтов зажигался священный огонь, который требовалось добыть традиционными методами – трением, высечением искры или от молнии. Все прочие огни в домах должны были быть погашены, а свежее пламя священного огня распространялось по домашним очагам от очага местного властителя. В целом праздник проходил достаточно весело и шумно – застолье, хмельной мед и т.д.

Спустя века и под влиянием христианской религии безобидные сиды преобразовались в демонов и духов, для защиты от которых и использовались маски, их изображающие, выдолбленные в виде жутких физиономий репы (не тыквы!) со вставленными внутрь горящими свечами. Появился обычай прыгать через костер, пламя которого, якобы, очищало от грехов. Великовозрастные детишки средневековья облачались в костюмы и маски, ходили по соседям – плясали и пели, пугали и клянчили подаяние. И горе было тем хозяевам, что отказали ряженым – их дома забрасывались грязью, ломалась ограда и ворота. Появился обычай гадать на Самайн…

Церковь, в рамках борьбы с языческими верованиями, переименовала Самайн в День Всех Святых – это сделал своим эдиктом Папа Бонифаций IV в 7-м веке. Что до Хеллоуина, так этот праздник не имеет никакого отношения ни к религии, ни к верованиям галлов-кельтов – он своеобразно переработанный аналог Самайна в его более позднем варианте (с демонами, призраками и ряжеными).


Итак, расследование выявило, что демона Самайна или чего-то подобного у кельтов не было. Персонаж из «Сверхъестественного» был всего лишь выдумкой сценаристов…

svagor.com

Самайн — праздник древних кельтов

Календарь древних кельтов делил год на темную и светлую его части. С праздника Самайна начинались темные времена и заканчивалось лето. Но отмечали в этот день, а точнее несколько дней — три дня до 31 октября и три дня после, не только начало холодного времени года. Это был праздник сбора урожая и подведения итогов года. Он был посвящен еще и богу Самайну, умирающему Солнцу, которое снова вернется весной.

Самайн это onload=__al.g(this) data-airee-src=https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-1.jpg alt=»ночь самайна» width=552 height=360>Самайн — это еще и праздник поминовения усопших родственников и близких людей. В этот день, если верить преданиям, духи умерших получают свободу — но только до рассвета 1 ноября. В ночь Самайна усопшие родственники проведывают живых близких людей, наблюдают за празднованием и даже принимают в нем участие. Это праздник мертвых и смерти. В ночь Самайна в мир живых выходят и злые духи, а также другие представители нечистой силы. Они пользуются отведенным им временем в своих целях.


Традиционными занятиями Самайна для кельтов был раздел урожая, а также забой скота, который не выглядел способным перенести зиму. Часть животных приносилась в жертву, часть использовалась для пополнения запасов продуктов на зиму. Приносились и человеческие жертвы. Как правило, это были чужестранцы и военнопленные. Если таковых не было в поселении, выбирали жертв из числа провинившихся его жителей. Урожай собирали только до 31 октября, после Самайна за каждый собранный плод нужно было платить, и еще неизвестно, чего потребуют фэйри взамен.

Огни Самайна имели большое значение. Так называли большие костры, через которые полагалось прыгать, по другой версии предания нужно было пройти между двумя большими кострами. Это делалось для очищения от негатива, который скопился за год — праздник смерти можно назвать лучшим временем для очищения от всего ненужного. Между кострами во времена кельтов прогоняли и скот. По камням и костям, которые оставались после прогорания костров, жрецы предсказывали будущее для всего поселения.

По легендам, холмы открывались и к людям выходили сиды, чтобы присоединиться к празднованию. Они были мудрее, выше и красивее любого  человека, если верить кельтским легендам. Иногда они сватались к обычным женщинам и забирали их с собой после окончания празднования. Сиды были способны избавить от смерти и старости. Они приводили с собой свиней, которые снова оживали после того, как становились главным блюдом пира. Сиды предсказывали будущее и могли научить невидимости. Поверья гласят о том, что и Боги присоединяются ко всеобщему празднованию в человеческих или животных обличьях.


Ночь Самайна — время для шабашей

Самайн это onload=__al.g(this) data-airee-src=https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2.jpg alt=»самайн кельтский праздник» width=720 height=237 data-airee-srcset=»https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2.jpg 720w, https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2-214×70.jpg 214w, https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2-306×101.jpg 306w, https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2-650×214.jpg 650w, https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-2-624×205.jpg 624w» sizes=»(max-width: 720px) 100vw, 720px»>Кельтский праздник Самайн занимает особенное место в жизни каждой ведьмы. Он является неотъемлимой частью Колеса Года — колдовских праздников, или дней силы. Это особые дни в календаре, каждый из которых имеет свои мифологические и магические аспекты. Колесо Года состоит из восьми дней силы, или праздников в календаре ведьмы. Кроме этого, днями для шабашей является каждое полнолуние и новолуние, которые иногда совпадают с днями силы Колеса Года.


Колесо Года отражает цикл смерти и перерождения Бога-отца, и трансформации Богини-матери, а также движение солнца в годовом цикле. Бог солнца умирает в этот день, и Богиня скорбит. Однако язычники знают, что солнце всегда возвращается после холодного и темного времени. Самайн, как и у древних кельтов, выполняет функции своеобразного колдовского Нового года. С него начинают отсчитывать новый виток жизни и смерти. Шабаши ведьм имеют сезонную природу, они тесно связаны со временем года и фазой луны.

Значение Самайна в колдовском Колесе Года указывает на то, что это один из главных праздников, или шабашей. Он символизирует не только смерть, но торжество жизни, ведь большинство ведьм-язычниц верит в реинкарнацию — перерождение после смерти в другом теле. Колдовские праздники, как правило, отмечаются особыми ритуалами, что делается с различными целями — от изменения чего-либо в своей жизни до выказывания почестей Богам.

В ночь Самайна открываются иные миры, и духи бродят среди людей. По поверьям, духи усопших родственников навещают живых, и это лучшее время для того, чтобы пообщаться с ними. Время праздника мертвых обладает особенной силой, чем активно пользуются маги со всего мира.


Схожий с Самайном праздник был и у славян — Ночь Велеса отмечалась 31 октября. В этот день Белобог передает Годовое Коло Чернобогу, а ворота в между Явью и Навью открыты, пока не пропоют первые петухи. Славяне, как и кельты, проводили обряды очищения огнем, ходили по раскаленным угольям, чтобы очиститься от негатива, а также поминали умерших родственников, веря, что они могут присоединиться к празднованию Велесова дня 31 октября. Даже славянские приметы об этом дне схожи с кельтскими.

Самайн — традиции колдовского праздника

Главная традиция Самайна — общение с усопшими родственниками. Оставьте угощение для них, просмотрите старые фотоальбомы, в которых ваши близкие запечатлены еще живыми. Если вы считаете, что в чем-то провинились перед ними, попросите прощения на Самайн — они обязательно услышат вас в эту волшебную ночь. Если вы отмечаете праздник всей семьей, поставьте возле стола лишний стул, а на стол — лишние приборы для усопших родственников. Их следует вспоминать за столом, но только с позитивным оттенком.

Самайн это onload=__al.g(this) data-airee-src=https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-3.jpg alt=»самайн традиции» width=532 height=402>Но это не единственная тема для разговоров. Кельты самым простым способом информирования предков о том, что изменилось с их смерти, считали сплетни и обсуждения самых важных событий года. Духи предков витают неподалеку от праздничного стола и слушают о жизни своих внуков. Если у вас есть возможность собрать семью за стол, обсудите все, что случилось за год, а также поговорите о тех, кому дела помешали присутствовать. Вы отмечаете Самайн в одиночестве? Это не повод молчать. Поговорите с духами, расскажите им о себе и их близких людях — им будет интересно узнать все подробности.


Для застолья можно приготовить любые блюда, традиционные для Самайна. Это могут быть блюда из поздних овощей, например, рагу. Кельты в этот день забивали скот, который не пережил бы зиму. Мясо хранить проще, чем потроха, поэтому угощения Самайна готовились именно из них. Напиток, который импонирует Богине в облике старухи-вдовы — красное вино, но подавать можно и пиво, мед, сбитень и другие напитки. Идеально, если они приготовлены лично вами. Традиционно на Самайн выпекается домашний хлеб и другая выпечка. Яблоки и орехи — сезонные лакомства, которым тоже найдется место на столе в честь Самайна. В это время в старину начинали готовить сливочное масло и другие молочные продукты, которые будут уместны и на трапезе дня духов.

Не нужно бояться духов. Если вы заметили в своем доме паранормальную активность, это значит, что предки приняли ваше предложение и решили присоединиться и отпраздновать Самайн вместе с вами. Если к вам никто не явился, возможно, со смерти прошло слишком много времени. Вспомните о явлении реинкарнации. Возможно, ваши близкие давным-давно переселились в новые тела и живут своей жизнью.


Кельтский праздник Самайн — самое подходящее время для того, чтобы избавиться от всего ненужного. Даже обычная уборка может иметь магический смысл. Ее можно превратить в масштабное очищение от негатива, который накопился за целый год. Добавьте соль и подходящие травы в воду, заговорите губки для уборки, избавьтесь от вещей, которые больше вам не нужны. После уборки можно окурить помещение благовониями, а также поставить защиту на дом. Этим можно заниматься не только 31 октября, но и 30, 29 или 28 — днями Самайна считаются три дня до колдовского Нового года.

Самайн это onload=__al.g(this) data-airee-src=https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-4.jpg alt=»дух самайна» width=590 height=396>Кроме этого, стоит украсить комнаты соответствующим декором. В первую очередь, это свечи и лампады из оранжевого стекла, ведь Самайн — один из огненных праздников Колеса Года. Если вам нравится хэллоуинская атрибутика вроде летучих мышей, светильников из тыквы и прочих символов праздника, вы можете добавить к декору и ее. Цвета этого праздника — оранжевый, коричневый, фиолетовый, темно-синий, белый и черный. Используйте эти цвета при выборе свечей и украшений для алтаря и дома.

Один из символов Самайна — зерно. Подобно Богу-отцу, оно сначала похоронено, затем оживает и прорастает с приходом весны, осенью зерна умирают снова. Зерно приносят в дар Богине, им украшают дом и алтарь. Желтые и красные листья, желуди — также подходящие украшения.


Если есть возможность, разведите костер во дворе или камине. Если ее нет, зажгите свечи и расставьте фонари, вырезанные из тыкв. Хотя бы в каком-то виде живой огонь должен присутствовать в доме в этот вечер. Выбраться на природу и развести большой костер, прыжки через который обладают мощными очистительными свойствами — еще одна хорошая идея. Если есть такая возможность, заберите несколько угольков домой.

Во время Черного Самайна принято рассчитываться с долгами. Эта примета схожа с похожей новогодней — в старину верили, что Новый год нужно встречать, отдав все долги. Вспомните о забытых обещаниях и денежных обязательствах и рассчитайтесь с ними. Если должны вам, постарайтесь забрать долг.

Оставьте время для светлых воспоминаний о близких, которые покинули вас. Зажгите свечи в их честь, выставьте портреты на видное место, оставьте угощения духам, чтобы почтить их память должным образом. Можно посетить их могилы и оставить лампады и угощения там, а также навести порядок на местах захоронения. Поразмыслите о смертности и страхе смерти. Подумайте, как вы бы могли избавиться от последнего.

Атмосфера, дух Самайна вовсе не таков, как дух Хэллоуина или любого другого общепринятого праздника. Это время для покоя и размышлений. Постарайтесь отпустить гнев и обиду, оставьте мысли о мести врагам. Можете попросить у Богов возмездия, но после этого придется позабыть о всех негативных чувствах, которые вы испытываете к этим людям.

Ритуалы на Самайн — общая схема обрядовой компоненты праздника


Самайн это onload=__al.g(this) data-airee-src=https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-5.jpg alt=»ритуалы на самайн» width=640 height=429>Все ритуалы на Самайн, как и в случае с остальными шабашами Колеса Года, начинаются с обустройства алтаря. На нем должны присутствовать свечи, две из которых посвящены Богу и Богине, а также символы четырех стихий. Последние нужно расставить по сторонам света, которые им соответствуют. Кроме этого, пригодится все то, что необходимо для обрядов Самайна — это зависит от вашего выбора. Не забудьте об украшениях вроде осенних листьев, темных цветов и прочих мрачных атрибутов, связанных со смертью и наступлением темного времени.

Ритуал на Самайн начинается с построения магического круга. Это делается с помощью визуализации и ритуального кинжала, но если последнего нет, используйте воображение или руки. После этого призовите стихии и тех, кто должен стать свидетелями вашего обряда. Можно взять авторский текст, например, у Скотта Каннингема, а можно составить его самостоятельно.

После этого произнесите речь о значении праздника. Расскажите призванным вами духам предков или божествам о том, как вы понимаете его суть. Что вы празднуете? Для чего вы это делаете? Разумеется, речь можно писать заранее, а можно и импровизировать. После речи можно сжечь лист бумаги с обращением к усопшим предкам, не забыв сказать, что это и для чего вы поджигаете бумагу.

После этого традиционно читается молитва или иной священный текст, соответствующий сути праздника. Выбирайте текст, соответствующий вашей вере. Вот пример викканской неоязыческой молитвы:

В эту ночь открывается граница миров.
Я приветствую тебя, ночь Самайна.
Пусть в эту ночь духи снизойдут на землю.
Добро пожаловать домой.
Черная кошка задрала свой хвост в ужасе.
Не бойся, тебе нечего бояться:
Я зажигаю огонь на моем алтаре.
Погрейся в Новогоднюю ночь.
В темном небе плывет Луна.
Сонмы духов спускаются в мир.
Между жизнью и смертью открываются двери.
Я приглашаю в свой дом добрых духов.
Готов священный пирог для шабаша.
Я приглашаю вас разделить эту пищу со мной.
Чистая вода есть символ крови Рогатого Бога,
Который уходит в подземное царство.
Самайн – время перехода от дня к темной ночи.
Самое темное время суток, время Дикой Охоты.
Колесо года вращается неустанно.
Я приветствую тебя, ночь Самайна.
Будьте с нами в эту ночь, о Бог и Богиня!
Ведьмы верхом на метлах летят к Луне.
Начинается шабаш.

После произнесения священных текстов можно приступать к магической работе, которая была запланирована на Самайн — обряды, приведенные в пример, вы найдете ниже. Благословите яблоки, которые затем отправятся на праздничный стол. Вкусите традиционную трапезу шабаша — бокал вина и выпечку. Не забудьте оставить дары Богам и духам на алтаре, после праздника их закапывают в землю или оставляют под деревом. Для того, чтобы завершить обряд, поблагодарите Богов и духов, которые присутствовали на нем, попрощайтесь с духами стихий, развейте магический круг.

Самайн — обряды для разных целей

Самайн это onload=__al.g(this) data-airee-src=https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-6.jpg alt=»самайн обряды» width=576 height=441 data-airee-srcset=»https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-6-210×160.jpg 210w, https://grimuar.ru/wp-content/uploads/2016/10/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm-6-306×233.jpg 306w» sizes=»(max-width: 576px) 100vw, 576px»>Самайн — лучшее время для избавления от того, что больше не нужно вам. На это может быть направлена магическая работа во время обряда Самайна. Напишите на бумаге свои плохие привычки, проблемы, людей, которых вы не желаете видеть. Зажгите две свечи оранжевого цвета, подожгите полынь в кадильнице или другой жаропрочной посуде. Возьмите список в руки и скажите:

Умирающий мир, измени то, что мучает меня. Духи, поверните силы вспять: от темноты к свету, от зла к добру, от ненависти к любви, от бед к счастью, от смерти к жизни. Да будет так.

Записку подожгите от свечей, а ее пепел после обряда развейте по ветру.

На Самайн можно исполнить любое желание с помощью узелковой магии. Наговорите веревку, платок или кусок ткани:

Будет исполнено желание мое великое, ибо тем Мир (Бог, Богиня — обращайтесь к тем, в кого верите) помогает, кто просит помощи. Помощь придет неведомыми путями, и желание мое реальностью обрастет, событиями приобретет путь для осуществления, и (Богами, Миром, Вселенной — опять же, указывайте здесь того, у кого готовы просить помощи) дано мне будет то, о чем прошу Его. Платок (веревку, нитку, браслет — что выбрали, то и указывайте) завяжу, и буду ждать. Да будет Так.

После этого завяжите узел и носите амулет с собой. После того, как ваше желание исполнится, сожгите его, но узел не развязывайте ни в коем случае, иначе лишитесь всего,что удалось обрести.

grimuar.ru

Кельтский календарь делил год на две части: тёмную, начинавшуюся в конце октября — начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте — апреле (месяц Гиамониус). Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением новолуния. Также вместе с наступлением тёмной части года, в первые три ночи самониоса, кельтами праздновался новый год[6]. Праздник в латинской версии назывался «Три ночи самониоса» (trinux[tion] samo[nii]). Смена тёмной и светлой частей года весной также отмечалась праздником. Впоследствии произношение изменилось соответственно правилам произношения на гэльских языках, и к началу нашей эры праздник стал называться Самайн, как и соответствующий ему месяц.

Языческий праздник отмечался и после принятия христианства населяющими Британию народами. Так, при ирландском дворе в Таре праздновался в первые три дня ноября, многолюдно и с соблюдением всех древних традиций, ещё в XII веке[7].

Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным. В то же время нет никаких доказательств того, что в языческие времена праздник имел какое-либо особое значение, кроме сельскохозяйственного и сезонного[8]. Традиционно считается, что восприятие Самайна как тёмного языческого праздника, связанного с мёртвыми, обязано своим появлением христианским монахам X—XI веков, писавших о нём спустя примерно два столетия после утверждения Дня всех святых и примерно через 400 лет после принятия Ирландией христианства[8]. В то же время уже в VIII веке День всех святых начинает постепенно замещать Самайн; благодаря взаимопроникновению гэльских традиций и католических обрядов начинают формироваться первые зачатки будущего Хэллоуина[9].

ru-wiki.org

В последнее десятилетие в нашей стране возрос интерес к культуре кельтов. Уже с начала 90-ых годов стали появляться музыкальные коллективы, исполняющие кельтскую музыку. Затем, в конце 90-х возникли первые танцевальные школы, в которых начали преподавать ирландские и шотландские танцы. При МГУ появились факультативы, на которых кельтологи изучали валлийский, бретонский и ирландский языки, историю кельтов и многое другое. А в сфере развлечений на новую моду отреагировали по-своему: по случаю кельтских праздников дважды в год стали устраивать концертные мероприятия.

О праздновании Дня Святого Патрика мы уже писали, теперь настал черед второго события, известного как Самайн, или кельтский Новый Год. Однако мало кто представляет, что же из себя представляет этот загадочный Самайн. Дабы пролить свет на многие спорные вопросы, мы взяли интервью у автора портала www.celtica.ru Мораг, которая состоит в московском ордене друидов. 

— Начнем с происхождения названия «Самайн». Какова этимология названия этого праздника?  

— Древнеирландское слово «Samhain», предположительно, происходит от санскритского «samana» — «собрание», «сход». Поскольку в ирландском языке буква «m» в межвокальном положении читается как звук «v», а гласная «i» смягчает следующую за ней «n», слово «Samhain» произносится как «савань» или в современном прочтении, «саунь». Исторически же так сложилось, что в России этот праздник стали называть «Самайн». 

— Какова точная дата наступления этого праздника?

— Самайн длится семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября. 

— Некоторые называют Самайн «кельтским Новым годом». Насколько это корректно?

— У многих кельтских народов 1 ноября – действительно начало нового года, но не у всех. Например, у древних ирландцев новый год начинался в Бельтайн, то есть 1 мая. Тем не менее Самайн сложно считать просто новогодним праздником перехода к зиме, это  типичный календарный праздник, связанный, прежде всего, с окончанием пастбищного сезона. Представляя собой один из четырех главных календарных праздников кельтов, Самайн знаменует начало зимней, темной половины года. Таким образом, Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира — Верхний Мир людей и Иной Мир, также известный как Сид. Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья. В этот промежуток времени, не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему, истончается граница между мирами. Древние легенды гласят о том, что в ночь Самайна раскрываются холмы, на свободу вырываются силы хаоса, и тогда в мир людей проникают бессмертные.

Именно в это время по преданиям происходят значимые события — достаточно вспомнить древнеирландский эпос. Так, в саге «Разговор Старейшин» рассказывается, как в Тару приходит Финн и вступает в схватку со злобным Айленом, который являлся каждый Самайн из Сида и сжигал королевскую крепость своим дыханием. Финн вызвался на бой с Айленом и победил его.

Те случаи ритуального умерщвления короля, которые известны нам по ирландским сагам, происходили обычно в Самайн. Такова смерть короля Конайре, описанная в саге «Разрушение Дома Да Дерга».

В дни Самайна происходят основные мифологические сражения. Битва при Маг Туиред, центральная битва ирландского эпоса, в которой Племена Богини Дану (Сиды) сражались с Фоморами (злыми демонами), приходится на Самайн. В эти же дни заключаются браки людей с обитателями Сида. В Самайн умирают боги и герои, например, один из ключевых персонажей ирландской мифологии — Кухулин. 

— Мы говорили о том, что Самайн связан с окончанием пастбищного сезона, а какой смысл вкладывали в этот праздник древние кельты?  

— Общественная сторона праздника сводилась к сбору всех людей в традиционном месте — на пиру у вождя или короля, а также к сопутствующим этому пиру народным гуляньям и играм. Ритуальная сторона праздника более сложная и ее концепция до конца не выяснена. Тем не менее, можно считать, что ритуальный смысл Самайна состоит в обретении гарантии неисчерпаемости природного ресурса, повторения, возрождения, обновления календарного года. Первоначальная суть Самайна — в общении людей с сидами и другими существами из Иного Мира. 

— Существует такая точка зрения, что сиды – это существа в мифологии, которых позднее стали называть эльфами. Это так?  

— Однозначного ответа на этот вопрос нет, но это весьма распространенная версия, поддерживаемая многими мифологами. 

— Каким божествам поклонялись древние кельты в Самайн? Кому посвящен этот праздник?  

— О том, кому именно поклонялись и приносились жертвы в эти дни, существует несколько версий. Согласно одной из них Самайн был посвящен «союзу бога племени (в Ирландии — Дагда) с богиней верховной власти Морриган». По другой версии жертвы приносились идолу Кромм Круаху – золотому идолу, согласно легенде стоявшему на равнине Маг Слехт в окружении еще 12 каменных «истуканов». Святой Патрик расколол этого идола молотом. Имя Кромм Круаха означает «Склонившийся с Холма», и вероятно, это имя он получил уже после того, как был сокрушен святым Патриком. Некоторые специалисты предполагают, что изначальное имя этого божества было Кет Круах, т. е. «Повелитель Холма». Еще одна версия связана с героиней саги «Смерть Кримтанна» — колдуньей из Сида по имени Монгинн, которая умирает в канун Самайна, из-за чего «простой народ» называл Самайн «Праздник Монгинн». Далее в саге повествуется о том, что «простой народ» возносит молитвы к Монгинн в ночь Самайна. 

— Какие ритуалы проводились в Самайн?

— Один из самых главных ритуалов, совершаемых в Самайн, — это, конечно, разжигание священного огня. Ритуальный огонь непременно должен быть «новый», «живой», «чистый», т. е. только что добытый. Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах — должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.Добывание нового огня производилось древнейшими способами — высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии. Наиболее распространенным и древним видом ритуального огня является, конечно, костер. Священный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений — один из самых живучих обрядов.

В Шотландии в костер бросали кости домашних животных, клочки их шерсти, а на Шетландских и Оркнейских островах — кости рыб. Обряд этот, кроме как жертвоприношение, имеет и другое толкование — вера в продуцирующую силу огня, магия воспроизводства. Подобные обряды широко зафиксированы в плодородных ритуалах — возвращение земле части ее урожая, чтобы улучшить урожай следующего года.

Кроме того, друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды. На стенах домов и на частокол вокруг крепости насаживали и вывешивали человеческие головы и черепа, которые должны были не испугать случайного путника, а отпугнуть нечисть. Видимо, такое убеждение происходит от веры кельтов в то, что жизненная сила и дух человека заключены в его голове. Этот обычай был зафиксирован еще в 16 веке.

К Самайну непременно тщательно убирали дом, чистили очаг. Для умерших оставляли еду и питье. Самайн — срок уплаты долгов, подати, принесения даров. Каждый пришедший на пир должен был принести дар своему господину, чаще всего продовольственный, например, поросенка для того же пира. 

— Что подразумевается под «пиром Самайна»?

— Это было совместное принятие пищи и напитков, имеющее огромное значение. Королевский пир Самайна — своеобразная защита от сил тьмы, тот, кто присутствует в ночь на пире, не подвластен злу.

В одной из рукописей приводится такое описание королевского пира: большое общество садилось кругом на разостланные по земле шкуры. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах. Самый знатный сидел обычно в середине. Пиршество частенько сопровождалось поединками, где победителю полагался лучший кусок мяса. Пир состоял из хлеба и большого количества мяса говядины, баранины, свинины. Мясо варили в гигантских котлах или поджаривали на вертеле. Свинина особенно любима кельтами, как жаренная и вареная, так и солонина. В изобилии присутствовала рыба — печеная, вареная и соленая. В текстах упоминается один из способов приготовления рыбы — варить в соленой воде с уксусом и тмином — простота рецепта, свойственная древним традициям. Кости, оставшиеся от трапезы приносились в жертву — через огонь или зарывались в земле. Кроме того на столе Самайна обязательно присутствовали молоко, масло, сметана, сыр, яблоки, орехи. Пир сопровождался пением бардов под аккомпанемент древнего аналога лиры.

В Галлии большое распространение получило вино. В других кельтских странах пальма первенства принадлежала пиву, а в более древние времена готовили медовуху ( mid ) — напиток на основе забродившего меда.

Пышность и изобилие пиршества обусловлены и тем, что после Самайна наступает период сезонного ограничения в еде, связанный с необходимостью экономить запасы. 

— Принято считать, что Самайн – предшественник Хэллоуина. Как это исторически сложилось?

— Самайн был христианизирован и преображен в День Всех Святых ( All Hallows’ Day ), который отмечается 1-го ноября. Что касается Хэллоуина , то Halloween — вечер накануне Дня Всех Святых ( «All Hallow e’en» ), и он церковным праздником не является. Под влиянием христианства Самайн сильно изменился, как в традиционном, так и в сакральном значении. Он стал днем поминовения мертвых, днем, когда умершие возвращаются в наш мир.

В более поздние времена, когда в сознании людей сиды и существа из Иного Мира превратились в демонов, а умершим перестали поклоняться и желать встречи с ними, ирландцы старались не покидать домов в ночь Самайна, дабы избежать встречи с призраками. А уж если им приходилось оказаться ночью вне надежных стен, то они всеми силами старались избегать кладбищ. В ночь Самайна не рекомендовалось оборачиваться, чтобы не встретить взгляд мертвеца. Хэллоуин требовал от верующих наибольшего воздержания и смирения, дабы молитвой и благочестием они могли защитить себя от сил зла.

Появилось множество обычаев и запретов, надуманных или преобразованных из языческих, исконный смысл которых забылся. Например, нельзя было выплескивать воду за дверь, чтобы случайно не попасть в мертвеца и не обидеть его. Вместо голов вывешивали мешки набитые соломой с нарисованными черепами. Те же головы символизируют и тыквы, появившиеся значительно позже, поскольку были привезены из Америки.

Остался и обряд разведения костров, и прыжки через них. Образовалось множество примет, связанных с прыжками. Прыгали через огонь, чтобы быть здоровым, для защиты от сглаза.

Дети, наряжаясь ряжеными, ходили по домам, пугали, пели, танцевали, выпрашивали подаяния. Тот дом, который отказывал им, мог и поплатиться — дети принимались забрасывать его комьями грязи, а то и наносили более тяжелые убытки, ломали заборы, калитки, телеги. Естественное стремление узнать будущее ввело в обычай гадание, которое, вероятно, заменило друидистические пророчества и предсказания сидов.

Наталья  Филиппович

www.pravda.ru

История

Кельтский календарь делил год на две части: тёмную, начинавшуюся в конце октября — начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте — апреле (месяц Гиамониус). Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением новолуния. Также вместе с наступлением тёмной части года, в первые три ночи самониоса, кельтами праздновался новый год[5]. Праздник в латинской версии назывался «Три ночи самониоса» (trinux[tion] samo[nii]). Смена тёмной и светлой частей года весной также отмечалась праздником. Впоследствии произношение изменилось соответственно правилам произношения на гэльских языках, и к началу нашей эры праздник стал называться Самайн, как и соответствующий ему месяц.

Языческий праздник отмечался и после принятия христианства населяющими Британию народами. Так, при ирландском дворе в Таре праздновался в первые три дня ноября, многолюдно и с соблюдением всех древних традиций, ещё в XII веке[6].

Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным. В то же время нет никаких доказательств того, что в языческие времена праздник имел какое-либо особое значение, кроме сельскохозяйственного и сезонного[7]. Традиционно считается, что восприятие Самайна как тёмного языческого праздника, связанного с мёртвыми, обязано своим появлением христианским монахам X—XI веков, писавших о нём спустя примерно два столетия после утверждения Дня всех святых и примерно через 400 лет после принятия Ирландией христианства[7]. В то же время уже в VIII веке День всех святых начинает постепенно замещать Самайн; благодаря взаимопроникновению гэльских традиций и католических обрядов начинают формироваться первые зачатки будущего Хэллоуина[8].

Праздник

Самайн отмечался как праздник начала нового года, а также как день почитания мёртвых. В Ирландии и Шотландии его иногда называли «праздником мёртвых», считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы. Начинался праздник в ночь с 31 октября на 1 ноября, считавшимся последним днём сбора урожая[9].

Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также решали, какая часть скота переживёт зиму, а какая — нет. Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму.

Во время празднования жгли костры. Друиды при помощи оставляемых огнём на костях убитых животных рисунков предсказывали будущее. Через костры прыгали люди или же проходили между двумя рядом стоящими высокими кострами. Данный ритуал обозначал очищение огнём. Часто между кострами также проводили скот.

В западной части Британии на Самайн до сих пор пекут хлеб в форме рогов, которыми приветствуют бога зимы. Римляне сопоставляли Самайн своему собственному празднику мертвых — Лемурии, хотя она и праздновалась 13 мая.

При принятии христианства Самайн трансформировался в День всех святых, празднующийся 1 ноября, после которого, 2 ноября, идёт День поминовения. Предшествует же этим церковным праздниками ночь с 31 октября на 1 ноября — Хэллоуин.

Самайн в России

В наше время в России Самайн отмечается в Москве[10], Санкт-Петербурге[11], Владивостоке, Нижнем Новгороде[12], Кирове[13] как фестиваль «кельтской» культуры: ирландской, шотландской и бретонской. На сценических площадках выступают музыкальные коллективы и танцевальные школы, проходят праздничные конкурсы. В этом контексте мероприятие напоминает скорее празднование Дня святого Патрика, нежели Хеллоуина.

См. также

  • Колесо Года
  • Дмитриевская суббота
  • День всех усопших верных
  • Поминальные дни
  • Кузьминки осенние

Ссылки

  • [www.irelandforvisitors.com/articles/samhain.htm Samhain: the Eve of All Hallow]

Отрывок, характеризующий Самайн

Вилларский ехал в Москву, и они условились ехать вместе.
Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни; но когда он, во время своего путешествия, очутился на вольном свете, увидал сотни новых лиц, чувство это еще более усилилось. Он все время путешествия испытывал радость школьника на вакации. Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне – все имели для него новый смысл. Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа. Он не противоречил Вилларскому и, как будто соглашаясь с ним (так как притворное согласие было кратчайшее средство обойти рассуждения, из которых ничего не могло выйти), радостно улыбался, слушая его.

Так же, как трудно объяснить, для чего, куда спешат муравьи из раскиданной кочки, одни прочь из кочки, таща соринки, яйца и мертвые тела, другие назад в кочку – для чего они сталкиваются, догоняют друг друга, дерутся, – так же трудно было бы объяснить причины, заставлявшие русских людей после выхода французов толпиться в том месте, которое прежде называлось Москвою. Но так же, как, глядя на рассыпанных вокруг разоренной кочки муравьев, несмотря на полное уничтожение кочки, видно по цепкости, энергии, по бесчисленности копышущихся насекомых, что разорено все, кроме чего то неразрушимого, невещественного, составляющего всю силу кочки, – так же и Москва, в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святынь, ни богатств, ни домов, была та же Москва, какою она была в августе. Все было разрушено, кроме чего то невещественного, но могущественного и неразрушимого.
Побуждения людей, стремящихся со всех сторон в Москву после ее очищения от врага, были самые разнообразные, личные, и в первое время большей частью – дикие, животные. Одно только побуждение было общее всем – это стремление туда, в то место, которое прежде называлось Москвой, для приложения там своей деятельности.
Через неделю в Москве уже было пятнадцать тысяч жителей, через две было двадцать пять тысяч и т. д. Все возвышаясь и возвышаясь, число это к осени 1813 года дошло до цифры, превосходящей население 12 го года.
Первые русские люди, которые вступили в Москву, были казаки отряда Винцингероде, мужики из соседних деревень и бежавшие из Москвы и скрывавшиеся в ее окрестностях жители. Вступившие в разоренную Москву русские, застав ее разграбленною, стали тоже грабить. Они продолжали то, что делали французы. Обозы мужиков приезжали в Москву с тем, чтобы увозить по деревням все, что было брошено по разоренным московским домам и улицам. Казаки увозили, что могли, в свои ставки; хозяева домов забирали все то, что они находили и других домах, и переносили к себе под предлогом, что это была их собственность.
Но за первыми грабителями приезжали другие, третьи, и грабеж с каждым днем, по мере увеличения грабителей, становился труднее и труднее и принимал более определенные формы.
Французы застали Москву хотя и пустою, но со всеми формами органически правильно жившего города, с его различными отправлениями торговли, ремесел, роскоши, государственного управления, религии. Формы эти были безжизненны, но они еще существовали. Были ряды, лавки, магазины, лабазы, базары – большинство с товарами; были фабрики, ремесленные заведения; были дворцы, богатые дома, наполненные предметами роскоши; были больницы, остроги, присутственные места, церкви, соборы. Чем долее оставались французы, тем более уничтожались эти формы городской жизни, и под конец все слилось в одно нераздельное, безжизненное поле грабежа.
Грабеж французов, чем больше он продолжался, тем больше разрушал богатства Москвы и силы грабителей. Грабеж русских, с которого началось занятие русскими столицы, чем дольше он продолжался, чем больше было в нем участников, тем быстрее восстановлял он богатство Москвы и правильную жизнь города.
Кроме грабителей, народ самый разнообразный, влекомый – кто любопытством, кто долгом службы, кто расчетом, – домовладельцы, духовенство, высшие и низшие чиновники, торговцы, ремесленники, мужики – с разных сторон, как кровь к сердцу, – приливали к Москве.
Через неделю уже мужики, приезжавшие с пустыми подводами, для того чтоб увозить вещи, были останавливаемы начальством и принуждаемы к тому, чтобы вывозить мертвые тела из города. Другие мужики, прослышав про неудачу товарищей, приезжали в город с хлебом, овсом, сеном, сбивая цену друг другу до цены ниже прежней. Артели плотников, надеясь на дорогие заработки, каждый день входили в Москву, и со всех сторон рубились новые, чинились погорелые дома. Купцы в балаганах открывали торговлю. Харчевни, постоялые дворы устраивались в обгорелых домах. Духовенство возобновило службу во многих не погоревших церквах. Жертвователи приносили разграбленные церковные вещи. Чиновники прилаживали свои столы с сукном и шкафы с бумагами в маленьких комнатах. Высшее начальство и полиция распоряжались раздачею оставшегося после французов добра. Хозяева тех домов, в которых было много оставлено свезенных из других домов вещей, жаловались на несправедливость своза всех вещей в Грановитую палату; другие настаивали на том, что французы из разных домов свезли вещи в одно место, и оттого несправедливо отдавать хозяину дома те вещи, которые у него найдены. Бранили полицию; подкупали ее; писали вдесятеро сметы на погоревшие казенные вещи; требовали вспомоществований. Граф Растопчин писал свои прокламации.

В конце января Пьер приехал в Москву и поселился в уцелевшем флигеле. Он съездил к графу Растопчину, к некоторым знакомым, вернувшимся в Москву, и собирался на третий день ехать в Петербург. Все торжествовали победу; все кипело жизнью в разоренной и оживающей столице. Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел. Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал; но невольно теперь он держал себя со всеми людьми настороже, так, чтобы не связать себя чем нибудь. Он на все вопросы, которые ему делали, – важные или самые ничтожные, – отвечал одинаково неопределенно; спрашивали ли у него: где он будет жить? будет ли он строиться? когда он едет в Петербург и возьмется ли свезти ящичек? – он отвечал: да, может быть, я думаю, и т. д.

wiki-org.ru

Самхейн — празднование
Ритуалы на Самхейн
Кулинарные рецепты на Самхейн
МЕНЮ

Переживать Самхейн – всегда непросто. Дело вовсе не в том, что время с середины сентября до ноября уныло и печально, льют дожди, холодно, промозгло и неуютно на душе. Самайн начинается задолго до Великой Ночи. Почти сразу, после Мабона, с поворотом Колеса на темную половину года, начинают дуть холодные ветры, принося с собой горький аромат прелой листвы. Природа выцветает, и в буйствовавших весной, летом и в начале сентября деревьях замирают живительные соки, животные готовятся к спячке, птицы улетают. В небесах мчится Дикая охота. Весь мир обращается внутрь себя, и человек тоже заглядывает вглубь собственной души.

Самхейн, Самайн (Samhain) — это языческий Новый Год, этот шабаш отмечает смену одного сезона другим, смену старого года новым, перехода от жизни к смерти и снова к жизни. Тыквы созрели в полях, в то время как северный ветер холодит воздух. Земля теперь темная и холодная – Земля, которая была такой плодородной. Колесо прошло весь цикл, от рождения к смерти.

В этот шабаш, который по праву является любимым праздником большинства современных ведьм и язычников, принято чествовать Гекату, Старуху, богиню убывающей Луны, хранительницу мудрости, которая носила белый плащ Девы и красный плащ Матери, а теперь носит черный плащ. Это Темная Мать, правительница ночи, богиня смерти и перерождения.

В это время года бог Солнца уходит от нас в Страну Солнца, чтобы на время спрятать свое лицо под снегом и льдом, чтобы мы помнили, что в смерти – перерождение, в печали – радость.

В эту мистическую ночь на 1 ноября мы приподнимаем Завесу между мирами живых и мертвых, так как начинается то время, когда мы можем общаться с нашими умершими предками, когда они путешествуют по Стране Солнца. В эту ночь мертвые свободно гуляют среди живых, мертвых не надо бояться. Они возвращаются, чтобы навестить нас, а не для того, чтобы причинить нам вред.

Самайн это

  • Символы: тыквы, яблоки.
  • Боги: умирающие боги.
  • Богини: Геката, Старуха, богини убывающей Луны, Медея.
  • Цвета: черный, оранжевый, коричневый.
  • Руны: Хагал, Науд, Виньо.
  • Свечи: фиолетовые, оранжевые.
  • Растения: чертополох, хризантема, ракитник, шалфей, листья дуба, яблоки, тыква, бордовые хризантемы, осина, сосна.
  • Благовония: яблоко, шалфей, мята, мускатный орех, сандал, ладан.
  • Декорации: фотографии умерших, яблоки, опавшая листва, осенние и сушеные цветы, тыквы.
  • Еда: яблоки, кукуруза, орехи, блюда из тыквы, пироги в форме серпа, глинтвейн, орехи.
  • Напитки: сидр, подогретое вино, травяные чаи.
  • Цвета: черный, оранжевый, фиолетовый, синий.
  • Работа: изгнание, очищение, защита, предсказание, общение с духами
  • Украшения: фонарь из тыквы или апельсина, лампа, перья, бумажные фигурки ведьм, котов и сов, ягоды рябины.
  • Одежды: длинные черные или темно-синие.

Праздник Последнего урожая, День Духов, Великая Ночь. Бог-Солнце умирает и спускается в подземный мир. Дикая охота. Богиня засыпает, чтобы в Йоль снова дать ему жизнь. Колдовской новый год. Открывается дверь между миром живых и Потустороньем. Предки навещают нас. Начало зимы.

Среди ученых принято считать, что многие западные праздники произошли от древних дохристианских духовных традиций. Наш современный Хэллоуин – это пример измененного праздника, уоходящего корнями в фестиваль урожая древнеримских, кельтских племен. Вопреки распространенному мнению, Хэллоуин – это не только страшные костюмы, сладости и веселье.

Современные традиции Хэллоуина, включающие все темное, жуткое и оккультное, могут быть основаны на многих ранних верованиях и традициях, касающихся Самхейна. Люди верили, что этой ночью открывается дверь между мирами живых людей и духов, так что феи, приведения и другие потусторонние существа свободно гуляют по земле. Можно было носить маски, зажигать тыквы-фонарики, огромные огни, чтобы отпугнуть этих существ. Также верили, что, так как завеса между двумя мирами становится тонкой, то в это повышалась точность разных предсказаний, и пророчества пользовались большой популярностью.

Попытки христиан изменить праздник были успешными. Христианская церковь достигла этого путем убеждения своих прихожан, что языческие боги и богини попали в список дня Всех Святых. С помощью Папы Бонифация появился пышный христианский праздник. Он переделал праздник мертвых в праздник всех святых и мучеников. Первоначально он проводился 13 мая, но век спустя Папа Грегори III перенес его в Ноябрь. В Ирландии День Всех Святых был учрежден в 998 году н.э. аббатом Одило, а к 13-му веку был твердо установлен христианский фестиваль мертвых, хотя старые языческие ритуалы продолжали существовать.

Через годы сказочные верования перешли от деревенских людей умудренному опытом обществу. Эдмунд Спенсер и Уилльям Шекспир объединили некоторые из этих ритуалов в своих трудах. Позже двор Елизаветы положил начало маскарадам, и подражал крестьянам в народных обычаях пантомим или прошения милостыни во время маскарада. Тем не менее, подлинный вкус праздника остался, и он стал пиром мертвых. Христианская церковь добавила своих “благословенных мертвых” и ритуалы изгнания, сжигания портретов, всех образов, нежелательных христианству, включая злых духов, приведений и ведьм.

День Всех Святых распространился по Европе и Америке в различных формах, включая Мексиканский День Мертвых. Кельтская версия праздника была принесена в Америку сотнями тысяч ирландских эмигрантов, которые бежали из Ирландии по политическим и экономическим причинам в 18 и 19 веках. Это один из немногих праздников, в котором содержится много древнего духа, потому что многие из его традиций сумели выжить. Каждый октябрь миллионы людей поддерживают эти традиции, надевая костюмы, зажигая самодельные фонарики и отправляясь с фокусами и развлечениями на Хэллоуин, но обычно они не понимают, зачем они так делают, для них это просто веселый праздник.

Многие современные христиане отказываются принимать участие в любых мероприятиях Хэллоуина. Они говорят, что ранние языческие ритуалы служат примерами дьявольских богослужений и что даже поздние обряды, созданные самими христианами, это лишь еще одни примеры “зла” этого праздника. Большинство этих страхов – это основанная христианами антиязыческая пропаганда, которая появилась во время империалистической экспансии в Европу, и продолжилась во время истерии охоты на ведьм в позднем средневековье, и они не отражают историческую и современную реальность языческих традиций. Они пытаются определить все политеистические традиции, как сущее зло.

Некоторые современные язычники возрождают ранние традиции Самхейна. Но их сложно доказать исторически. Есть много предположений, как исполнялись эти ранние церемонии, есть даже средневековые писания, которые, возможно, были написаны спустя века после христианизации, и они подвергаются сомнениям. Есть некоторые доказательства, что, например, разжигание костров было попыткой привлечь духов мертвых и в этот особенный день позволить им вернуться в их предыдущий домашний очаг. Однако трудно сказать, когда на самом деле зародилась эта традиция. Слишком мало известно о том, как действительно развлекались ранние язычники. Большое количество людей собирается каждый год на Хэллоуин, как в это время года делали древние, чтобы отдать честь природе, ее изменениям и начинаниям.

В разных местах земли существуют различные предания о Самхейне. Например, рассказ о мифическом коне, который в ночь Самхейна скачет по долинам. Не только кельты, но и египтяне и до-испанские мексиканцы праздновали этот день, как пир мертвых.

Пир Мертвых – это важная часть празднования Самхейна. Для тех, кто потерял своих близких, друзей или возлюбленных, это повод встретиться с ними в эту ночь за одним столом. В Мексике, например, принято идти на кладбище к могилам предков, зажигать свечи, приносить плоды и общаться с умершими. Эта традиция поддерживается и в наши дни, и кладбища в эту ночь освещены огнями и полны людей. Вполне можно и у нас устроить Пир Мертвых на могилах родственников, но он может омрачиться страхами и суевериями, а лучше, если этот Пир будет проходить в спокойной обстановке, когда можно в тишине и покое предаться воспоминаниям и прочувствовать присутствие тех, кого мы приглашаем, не опасаясь прихода незваных гостей.

Пир Мертвых можно устроить как вначале, так и в конце празднования. Как бы то ни было, надо заранее все подготовить. Пир Мертвых можно проводить и в одиночку, и с другими участниками шабаша.

Помещение надо украсить соответствующими предметами и цветами (оранжевые свечи, тыквы и т.д).
Приготовить стол. Он должен быть накрыт черной скатертью и сервирован черной посудой (черными бумажными тарелками, например, если нет другого варианта). Приготовь места для всех мертвых, которых ты ожидаешь, и поставь на их тарелки по тонкой черной свечке. Черные свечи не так-то просто найти, поэтому попробуй подобрать максимально возможный темный цвет свечей. В крайнем случае, используй коричневые свечи. Тарелки для живых – пустые, в ожидании еды. Рядом с каждой тарелкой или с местом положи какие-нибудь вещи, оставшиеся от умершего, его фотографию. Это сильно оживит твои воспоминания. Еда – традиционная.
Зажги свечи и погаси остальной свет. Пир должен проходить в тишине, чтобы можно было, не отвлекаясь, думать об умерших родных и друзьях. Если кто-то умер недавно, постарайся не грустить, и подумай о том, что ему сейчас, наверное, хорошо в объятиях Богини. В тишине проговори приглашение, попроси умерших присоединиться к твоему пиру. Если пир проходит с несколькими участниками, то приглашение может быть следующее. Верховная Жрица говорит: “Давайте помолчим, чтобы почтить тех, кто проник в Страну Солнца до нас”. Молчание. “А теперь прошепчите их имена. Как их звали?” Все перечисляют. “Мы просим вас присоединиться к нашему Пиру, устроенному в вашу честь. Приветствую вас, добро пожаловать!” Все повторяют последнюю фразу приветствия. Потом следует принятие пищи. Почувствуй присутствие тех, кто пришел, и наслаждайся тем, что они снова рядом. Проведи за столом столько времени, сколько посчитаешь нужным. Попробуй войти в контакт с духами.

Что касается историй и воспоминаний о тех, кто умер, то лучше ими поделиться во время празднования до или после Пира Мертвых. Если же это делать во время самого Пира, то легко отвлечься и перейти в беседы, что может обидеть духов умерших. Поэтому проведите Пир Мертвых в тишине.

По окончании пира поблагодари своих гостей за их присутствие, пожелай им счастливого пути, погаси свечи на тарелках, встань из-за стола и отнеси еду за порог.

Самайн это

vk.com

Праздничное застолье

В эту ночь надо обязательно вспомнить об умерших родственниках и людях, оставивших след в вашей жизни. Вспомните их добрым словом, зажгите для них светильники и свечи. Огня в этот день должно быть очень много. Расставьте по всем дому горящие свечи, на подоконники, за порог. Они помогут отогнать незваных гостей, зависть и злобу.

Пригласите духов к трапезе. Накрывая на стол, надо поставить приборы для всех ушедших в иной мир в прошедшем году. В этот день застолье должно быть похожим на поминальное. Поэтому не надо устраивать бурного веселья и ярких фейерверков.

Оцените по заслугам, что сделали для вас умершие, которые,так или иначе, повлияли на вашу жизнь. Не просите ни для кого бед, не мстите. Если не можете простить, отдайте принятие решения богам, и освободитесь от злых дум и мести. Это очень тяжелая и ненужная ноша. В этот праздник нельзя отказывать искренне просящему.

В нашей стране Самайн не празднуют, но в это время в России традиционно проходит фестиваль кельтской культуры.

arhlive.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.